Джаназа намаз по сунне как совершать что читать

Джаназа-намаз по покойному согласно мазхабу имама Абу Ханифы

Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Смотреть фото Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Смотреть картинку Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Картинка про Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Фото Джаназа намаз по сунне как совершать что читать

Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).

У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.

ПервоеИслам мёртвого, то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.

Второетахарат (чистота) тела и места умершего, то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.

Третьенахождение покойного перед совершающими намаз за него.

Четвёртоеприсутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой. Пятоечтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины. Шестоечтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается.

Сунн джаназа-намаза – четыре. Перваястояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана.

Вторая сунначтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

Третья сунначтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртаячтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение). По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.

Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).

Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.

Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.

Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.

Источник

Погребальная молитва (Джаназа-намаз)

Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван. Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином[1], то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним. Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле[2] поперек перед имамом[3]. Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя[4]. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

Как совершается мусульманская погребальная молитва (джаназа-намаз)

Так как форма совершения данной молитвы трактуется учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторыми отличиями, считаю более практичным описать последовательность каждого мазхаба отдельно.

Ханафиты

— имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, в области груди, сердца[5];

— последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[6]. 2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит: Транслитерация: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

Перевод: «О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всем, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся». 3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[7]. 4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного: Транслитерация: «Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ ،

وَ عَافِهِ وَ اعْفُ عَنْهُ ،

وَ أَكْرِمْ نُزُلَهُ وَ وَسِّعْ مُدْخَلَهُ ،

وَ اغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَ الثَّلْجِ وَ الْبَرَدِ ،

وَ نَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الْأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ ،

وَ أَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ ،

وَ أَهْلاً خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ ،

وَ أَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ ،

وَ قِهِ فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَ عَذَابَ النَّارِ

Перевод: «О Аллах, прости его, помилуй и защити. Будь щедр к нему. Сделай просторной его могилу. Омой его водой, снегом и градом. Очисть его от прегрешений, подобно очищению белоснежной одежды от грязи. Дай ему взамен обитель и окружение лучшее, чем было. Введи его в Рай и защити от мучений в могиле и адского наказания». Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман: Транслитерация: «Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَ غَائِبِنَا ،

وَ صَغِيرِنَا وَ كَبِيرِنَا ،

وَ ذَكَرِنَا وَ أُنْثَانَا ،

اَللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلامِ ،

وَ مَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ ،

Перевод: «О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий, те, кому Ты даруешь жизнь, дай им возможность жить в соответствии с Исламом. Те же, кого Ты забираешь, предоставь им возможность уйти с верой. О Аллах, воздай нам благом за него [за совершенную над ним погребальную молитву] и не сбивай нас с пути правильного после смерти его!» Если покойным является ребенок или психически больной человек[8], то произносятся только следующие слова: Транслитерация: «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطًا وَ ذُخْرًا شَافِعًا مُشَفَّعًا

Перевод: «О Аллах, пусть он опередит нас в Раю. Да будет он заступником пред Тобою, получающим право ходатайствовать [за своих родителей и за нас]»[9]. 5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом погребальная молитва завершается.

Шафииты

— имам стоит перпендикулярно телу покойного; если это мужчина, то в области головы, а если женщина, то посередине относительно тела покойной[10];

— последовательно проговариваются четыре такбира; с каждым такбиром молящийся поднимает кисти рук на уровень плеч, так, чтобы пальцы были на уровне ушей[11], и опускает их на грудь в области сердца[12].

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»[13]. 2. Первый такбир. Проговорив такбир и опустив руки на живот между грудью и пупком в области сердца, молящийся говорит: Транслитерация: «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим».

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Перевод: Перевод: «Я удаляюсь от Сатаны, побиваемого камнями, приближаясь к Всевышнему. Начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна». Затем читается сура «аль-Фатиха»: Транслитерация: «Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин. Ар-рахмаани ррахиим. Мяялики яумид-диин. Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин. Ихдина ссыраатоль-мустакыим. Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.

Перевод: «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров, Милость Которого безгранична и вечна, Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него». Аминь[14]. 3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает салават[15], начав со слов восхваления Всевышнего: «аль-хамду лил-ляя»[16]. 4. Третий такбир. Молящийся читает ду‘а за покойного, себя и всех верующих[17]. 5. Произнеся четвертый такбир, говорит: Транслитерация: «Аллаахумма ля тахримнаа аджраху ва ля тафтиннаа ба‘дахь»[18].

اَللَّهُمَّ لا تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لا تَفْتِنَّا بَعْدَهُ

6. Затем со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаа» молящийся поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом погребальная молитва завершается. Обе упомянутые формы совершения Джаназа-намаза являются правильными и соответствующими сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Многочисленность совершающих погребальную молитву над покойным важна для него. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если над мусульманином (мусульманкой) совершат погребальную молитву сорок человек, не приписывающих что- или кого-либо в сотоварищи Господу, тогда Он [Творец всего сущего] засчитает их заступниками за него [сделает их прямой причиной для прощения ему грехов]»[19]. Даже если молящихся будет меньше сорока, нужно выстроить их в три ряда. В одном ряду должно быть хотя бы два человека[20]. Все ученые-богословы говорят о желательности (мустахаб) расположения молящихся в три ряда, опираясь на слова Пророка: «Над кем погребальная молитва будет совершена в три ряда, тому станет обязательна [райская обитель в вечности]»[21].

Время, запретное для совершения погребальной молитвы (джаназа-намаза)

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) оговаривается несколько временных промежутков, на протяжении которых совершение погребальной молитвы запрещено. ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв и погребение умерших в следующих случаях:

— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется [на высоту одного копья или двух][22], — в то время, когда солнце находится в зените, — во время заката солнца»[23].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершается молитва-намаз после утренней молитвы (Фаджр) и до восхода солнца, а также — за послеполуденной молитвой (‘Аср) до исчезновения солнца [за горизонтом]»[24]. На основе этих хадисов богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности (макрух тахриман) совершения молитв-намазов, в том числе и погребальной, в указанные временные промежутки. Богословы-шафииты же считают, что данный запрет распространяется только на дополнительные молитвы, к которым Джаназа-намаз не относится[25].

Над кем не совершается мусульманская погребальная молитва

Самоубийцы и джаназа

Ответы на вопросы о джаназа

Говорят, что если до погребальной молитвы близкие умершего приносят в жертву барана или другое животное, то большой саваб (вознаграждение) будет для умершего. Правда ли это? Илхом.

Нет. Прямого аргумента по этому поводу нет.

Что делать, если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы?

В таком случае необходимо совершить погребальную молитву над его могилой, если не прошло излишне много времени[37]. Совершающий Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы.

Если человек не молился при жизни, нужно ли совершать над ним погребальную молитву?

Погребальная молитва совершается над любым мусульманином или мусульманкой, даже если они грешили, не совершали обязательной религиозной практики или имели отношение к Исламу только из-за того, что один из родителей был мусульманином[38].

Можно ли по Сунне делать каждую пятницу в мечети коллективно Джаназа-намаз? Насколько это правильно?

Джаназа-намаз совершают над телом покойного. Что же касается ситуаций, когда верующий умер где-то далеко от родных мест и там же был похоронен, то, например, богословы-шафииты говорили о допустимости совершения погребальной молитвы за него, не отправляясь к месту захоронения, даже если оно находится не очень далеко[39]. Они аргументировали тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) совершил погребальную молитву за абиссинского монарха Асхама, зная, что тот умер мусульманином. Богословы же ханафитского мазхаба посчитали ту ситуацию исключительной, касающейся только самого Пророка, так как ему (да благословит его Всевышний и приветствует), еще до прибытия гонцов, было дано знание о том, что эфиопский монарх умер и что он ушел из жизни мирской верующим. Рассматривая тот случай из Сунны Пророка как исключение из правила, данная группа ученых (ханафиты) говорит о нежелательности совершения погребальной молитвы ‘аляль-га’иб (над отсутствующим, за отсутствующего)[40]. То, что у вас каждую пятницу совершают Джаназа-намаз, больше похоже на совершение его на всякий случай, за тех, кто умер и был похоронен без погребальной молитвы. Возводить это в ранг фарда (обязательного) или сунны (следования примеру Пророка) и делать это с таким пониманием — для имама будет неверно, греховно. Но совершать Джаназа-намаз дополнительно, учитывая условия той или иной местности либо времени, возможно. Ваш религиозный руководитель (имам, муфтий) должен разъяснять людям значение и смысл этого. Его обязанность просвещать людей, чтобы они со знанием дела относились к тому или иному ритуалу, тем более постоянно практикуемому и относящемуся к категории дополнительного. То, что пророк Мухаммад не совершал Джаназа-намаз после каждой пятничной молитвы, известно любому, даже религиозно малограмотному. Но в вашей ситуации так ограниченно подходить нельзя, высказывая категоричное несогласие с имамом. Возможно, была причина, косвенно обоснованная действиями Пророка, возможно, что она и сохранилась. Наиболее вероятно, что подобное появилось в советские времена, когда немалое число мусульман хоронилось без необходимых погребальных обрядов. Сколько людей ссылалось в Сибирь, и родные не знали, умерли они или живы. Если умерли, то наверняка погребальную молитву над ними не совершили. Выполнение погребальной молитвы является «фард-кифая», то есть если ее никто не совершит над покойным, то все будут грешны пред Всевышним, а в первую очередь это его родные и односельчане. Возможно, исходя из этого, муллы решили совершать Джаназа-намаз после каждой пятничной проповеди, когда можно провести молитву организованно и в присутствии немалого числа верующих. Если вы станете выяснять этот вопрос у вашего имама или муллы, то будьте максимально тактичны и вежливы. Думаю, что это больше местный обычай, появившийся при вынужденных обстоятельствах. Если актуальность его уже отсутствует, то от него постепенно откажутся.

Если привезли несколько покойников одновременно, то погребальную молитву можно совершить над всеми сразу или необходимо по отдельности?

Можно совершить ее над всеми сразу, а можно и над каждым в отдельности. В этом вопросе между учеными нет разногласий[41].

Можно ли прочитать погребальную молитву два раза? Совершили омовение, прочили над умершим Джаназа-намаз, увезли тело на родину и там еще раз омыли и прочли. Возможно ли такое? Камиль.

Запретов на этот счет не знаю. В качестве исключения, думаю, возможно. Главное — не откладывать придание тела земле, а сделать это как можно быстрее.

Источник

Заупокойная молитва (джаназа-намаз)

Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Смотреть фото Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Смотреть картинку Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Картинка про Джаназа намаз по сунне как совершать что читать. Фото Джаназа намаз по сунне как совершать что читать

Совершать намаз по усопшему, как мы упомянули выше, является фарзом аль-кифаят и включает арканы, условия и желательные действия.

Арканов за упокойной молитвы семь:

1. Намерение, как и в других намазах.

Время вступления в джаназа-намаз, как и в других намазах – это время вступительного такбира. В намерении достаточно упомянуть только фарз и необязательно указать фарзуль-кифая (коллективная обязанность). Также необязательно определять усопшего как Зайда илиАмра, женщину или мужчину, то есть достаточно намерения совершить намаз по этому усопшему. Если кто-то следует за имамом, ему достаточно намерения на совершение намаза за тем, за кого сделал намерение имам. Если совершающий джаназа-намаз определил и ошибся в том, по ком совершают намаз, например, сделал намерение за Амра, а оно казался Зайдом, или же сделал намерение делать намаз по мужчине, а оказалось, что это была женщина, то такой намаз не засчитывается. А если он при этом указывал на него, например, сделал намерение совершать намаз за этим Амром, в таком случае засчитывается. Если присутствуют несколько покойников, следует намеревается делать джаназа-намаз по ним всем. А тот, кто следует за имамом, должен вознамериться, как и в остальных коллективных намазах, следовать за ним.

2. Произношение четырех такбиров.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил джаназы-намаз возле могилы после похорон и прочитал четыре такбира». Даже если преднамеренно добавить пятый такбир, намаз не нарушается. В хадисе, переданном от Ибн Аркама (да будет доволен им Аллах), говорится, что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произносил такбир пять раз». А если произнести пятый такбир по забывчивости, намаз однозначно не нарушается, и в любом случае сужду-сахви не совершается. Если имам прочитает пятый такбир, учитывая, что намаз этим не нарушается, маъмуму нежелательно следовать за ним. Он даст салам или же ожидает имама, чтобы вместе с ним завершить намаз, последнее и является для него лучшим вариантом в таком случае.

3. Салам, то есть выход из намаза. Этот салам подобен саламу других намазов по форме и по количеству.

4. Чтение суры аль-Фатиха. Как и в других намазах, после первого такбира читается сура аль-фатиха. Также разрешается читать аль-Фатихуи после остальных такбиров, если не был прочитан после первого. И если он читает аль-Фатиха после второго такбира, то желательно в нем соблюдать порядок, то есть сначала прочитать аль-Фатиха и только потом салават (благословление на Пророкамир ему и благословение).

5. Чтение салаватаза Пророка (мир ему и благословение) только после второго такбира. В хадисе, переданном от Айши (да будет доволен ею Аллах), приводится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний не принимает намаз без ритуального очищения и благословления на меня». Читать салаватза семейство Пророка (мир ему и благословение) необязательно, но желательно.

6. Дуа после третьего такбира, в котором читающий конкретизирует умершего, и недостаточно делать это дуа после другого такбира. И если умерший один, то недостаточно делать дуа во множественном числе. Минимальное из дуа –

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَ ارْحَمْهُ

Перевод: «О, Аллах прости его и смилуйся над ним».

7. Совершение намаза стоя. Это условие обязательно относительно того, кто в состоянии стоять, как и в других намазах (обязательных).

Желательные действия в джаназа-намазе.

1. Поднятие рук при чтении такбиров на уровень плеч.

2. Чтение суры аль-Фатиха про себя.

3. Чтение тааввуза, но нежелательно чтение дуа аль-ифтитах (молитвы начинания) и суры.

4. Произнесение Амин после суры аль-Фатиха.

5. Чтение следующей дуа после третьего такбира:

اللَّهُمَّ هَذَا عَبْدُك وَابْنُ عَبْدَيْك خَرَجَ مِنْ رَوْحِ الدُّنْيَا وَسَعَتِهَا إلَى ظُلْمَةِ الْقَبْرِ وَمَا هُوَ لَاقِيهِ كَانَ يَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا أَنْتَ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُك وَرَسُولُك ، وَأَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ ، اللَّهُمَّ إنَّهُ نَزَلَ بِك وَأَنْتَ خَيْرُ مَنْزُولٍ بِهِ ، وَأَصْبَحَ فَقِيرًا إلَى رَحْمَتِك وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ ، وَقَدْ جِئْنَاك رَاغِبِينَ إلَيْك شُفَعَاءَ لَهُ ، اللَّهُمَّ إنْ كَانَ مُحْسِنًا فَزِدْ فِي إحْسَانِهِ ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئًا فَاغْفِرْ لَهُ وَتَجَاوَزْ عَنْهُ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك رِضَاك ، وَقِه فِتْنَةَ الْقَبْرِ وَعَذَابَهُ ، وَأَفْسِحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ ، وَجَافِ الْأَرْضَ عَنْ جَنْبَيْهِ ، وَلَقِّهِ بِرَحْمَتِك الْأَمْنَ مِنْ عَذَابِك حَتَّى تَبْعَثَهُ آمِنًا إلَى جَنَّتِك يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«Аллахумма хаза ‘абдукаваибну ‘абдайка, хаража мин равхиддуняваса‘атиха или зульматиль-кабривамахувалакихи, канаяшхаду ан ла илахаилла Анта ва анна Мухаммадан ‘абдукаварасулука, ва Анта а‘ламубихи, аллахуммаиннахуанзалабикава Анта хайруманзулинбихи, ваасбахафакиран ила рахматикава Анта ганиййун ‘ан ‘азабихи, ва кад жиънака рагибина илайка шуфа‘аалаху. Аллахумма ин канамухсинанфазид фи ихсанихи, ва ин канна мусиан фагфирлаху ватажаваз ‘анху валаккихи бирахматика ризака вакихи фитнаталь-кабри ва ‘азабихи ва афсихлаху фи кабрихиважафиль-арза ‘ан жанбайхи ва лаккихи бирахматика ль-амна мин ‘азабика хата таб‘асаху аминан ила жаннатика я Архама ррахимин»

Перевод: «О, Аллах, это Твой раб, сын двух Твоих рабов, покинул своих любимых и просторы этого мира, а также близких людей в нем и перешел в темноту могилы и к тому, что его ждет в могиле, он свидетельствовал, что нет божества кроме Тебя и что Мухаммад (мир ему и благословение) Твой раб и посланник, и ты более сведущ об этом.

О, Аллах, он остановился у Тебя, Ты самый лучший, у кого останавливаются, и он стал нуждающимся в Твоей милости, а Ты не нуждаешься в подвергании его наказаниям. Мы обращаемся к Тебе, уповая на Тебя ходатаями ему. О, Аллах, если он был добродетелен, увеличь его благие деяния, а если он был плохим человеком, прости его, надели Твоей милостью и довольством и защити его от могильных мук и ужасов, расширь его могилу, надели его по Твоей милости безопасностью от своего наказания, пока ты не введешь его безопасно в Рай. О, Милостивый из милосердных».

Для женщин молитва читается в женском роде: все местоимения и глаголы в мужском роде заменяются на женский род.

Перед этой молитвой желательно также читать и следующую молитву:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَمَيِّتِنَا وَشَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا ، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْته مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى الْإِسْلَامِ وَمَنْ تَوَفَّيْته مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإِيمَانِ

«Аллахумма гфир лихаййина ва маййитина ва шагьидина ва гаибина ва сагирина ва кабирина ва закарина ва унсана. Аллахумма ман ахйайтаху минна фаахйихи ‘алал ислами ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘алал имани».

Перевод: «О, мой Аллах, Ты прости грехи нашим умершим и живым, присутствующим и отсутствующим, маленьким и взрослым, мужчинам и женщинам. О мой Аллах, кого Ты оживишь из нас, оживи их в Исламе (с верой), и кого умерщвляешь, сделай так, чтобы они умерли в имане».

Если усопший является ребенком, то после этой молитвы читают:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطًا لِأَبَوَيْهِ وَسَلَفًا وَذُخْرًا وَعِظَةً وَاعْتِبَارًا وَشَفِيعًا وَثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا وَأَفْرِغْ الصَّبْرَ عَلَى قُلُوبِهِمَا وَلَا تَفْتِنْهُمَا بَعْدَهُ وَلَا تَحْرِمْهُمَا أَجْرَهُ

«Аллахуммадж‘алху фаратан лиабавайхи (хa), ва салафан, ва зухран, ва ‘иззатан ва‘ибаратан ва шафи‘ан ва саккил бихи мавазинахума вафриги ссабра ‘ала кулубихима ва ла тафтинхума ба‘даху ва ла тахримхума аджраху».

Перевод: «О, мой Аллах, сделай этого ребенка ушедшим для подготовки места в Раю для родителей, драгоценным кладом и лучшей проповедью, поводом для прозрения и заступником, сделай правую чашу весов их тяжелее, излей терпение в их сердца, не вводи их в смуту после него и не лишай их вознаграждения за этот намаз».

Если маъмум отстанет на один такбир от имама без причины (то есть не успеет прочитать такбир, пока имам не произнес следующий такбир), то в этом случае его намаз нарушается, так как отставание на один такбир здесь считается чрезмерным отставанием, аналогичным отставанию на один ракаат в других намазах.

Масбук (опоздавший) читает аль-Фатиха сразу же после вступительного такбира, соблюдая порядок своего намаза и не обращая внимания на то, что читает имам.

Если имам произнесет следующий такбир сразу после такбира масбука до того, как масбук вступит в чтение аль-Фатихи то он (масбук) вслед за имамом прочитает такбир и от него отпадает чтение аль-Фатихи. Этот случай подобен тому, когда имам в других намазах идет на поясной поклон сразу после вступления масбука в намаз.

Если имам прочитает следующий такбир, а маъмум читает суру аль-Фатиха, то последний оставляет чтение аль-Фатихи и следует за имамом.

Если масбук, занявшись чтением аузу или вступительной молитвы, отстанет от имама, то он читает из аль-Фатихи соразмерное количество текста с тем, что он уже прочитал из желательного, если жене прочитает аузу или вступительную мольбу, то он сразу идет за имамом. А когда имам даст салам, он восполнит остальные такбиры вместе с их молитвами.

Желательно не поднимать усопшего с места совершения намаза до тех пор, пока опоздавший не завершит свой намаз.

Условия джаназа-намаза (заупокойной молитвы)

В джаназа-намазе обязательно соблюдение тех же условий, что и в других обязательных намазах. Также важным условием является обмывание усопшего до джаназа-намаза. Совершение джаназа-намаза коллективно не является обязательным условием (джамаатом), но это настоятельная сунна. Обязанность совершения джаназа-намаза от всего джамаата того или иного населенного пункта снимается, если джаназа-намаз был совершен, хотя бы одним человеком. Эта обязанность снимается даже если джаназа-намаз совершается несовершеннолетним. Однако обязанность не снимается из-за совершения джаназа-намаза женщинами, если там присутствуют мужчины. А если мужчин вообще не будет, намаз ввиду необходимости совершают женщины, но не коллективно; и этим обязанность снимается.

Жители того или иного населенного пункта совершают джаназа-намаз (на расстоянии) за усопшего, находящегося за пределами населенного пункта независимо от того, находится он в стороне Киблы или нет, на расстоянии сокращения намазов или нет. Что касается того, кто умер в этом населенном пункте, то те, кто находятся в нем, не имеют права совершать джаназа-намаз по нему на расстоянии. Если джаназа-намаз совершается на расстоянии, то совершающие должны быть из числа тех, кто был обязан совершить его в момент смерти покойного.

Джаназа-намаз не совершают на могиле пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и на могилах других пророков, так как мы не были при их смерти людьми, на которых было возложено обязанность совершения джаназа-намаза за них.

Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит:

«Всевышний проклял иудеев и христиан, которые взяли могилы своих пророков местом поклонения».

Когда джаназа-намаз совершают те, кто присутствуют на месте, расстояние между усопшим и совершающим по нему намаз не должно превышать около 144 метров. Обязательно совершить намаз по нему до того, как его захоронят, но если все-таки похоронили без совершения намаза, то те, кто это сделал, впадают в грех, и джаназа-намаз, в таком случае надо совершить по могиле, необязательно выкапывать покойника из могилы.

Также условием джаназа-намаза является, чтобы человек, совершающий этот намаз, не стоял впереди тела усопшего в сторону киблы.

Кому предпочтительнее быть имамом в джаназа-намазе

Родственнику умершего предпочтительнее быть руководителем намаза, чем правителю, потому что его молитва ближе к принятию.

К родственникам, которым предпочтительнее быть руководителем намаза, относится отец, затем дедушка, прадедушка, затем сын, внук, правнук, затем брат и т.д. Такой порядок соблюдается из-за того, что родители имеют больше сострадания, чем дети, а дети – больше, чем братья, а молитва более сострадательного наиболее вероятна к принятию.

Родной брат предпочтительнее, чем сводный со стороны отца из-за того, что первый сострадательнее, потому что он ближе. Затем, если у усопшего нет вышеперечисленных родственников, то джаназа-намазом руководит родной племянник, затем сын сводного брата, затем остальные родственники со стороны отца по порядку наследования. А из них первым идет родной дядя, затем сводный дядя, затем двоюродный брат.

Если умерший был невольником, после родственников отца идет его бывший хозяин, а после него его родственники. Затем идут родственники по материнской линии, из них первым идет отец матери, затем брат со стороны матери, затем брат матери, затем брат отца матери.

Если присутствуют двое из родственников, равных по степени, то из них предпочтение отдается тому, кто более добросовестен. Тот, кто находится в Исламе дольше, предпочтительнее того, кто более осведомлен в вопросах джаназа-намаза, в то время как когда в других намазах предпочтение дается более знающему в вопросах намаза.

Одной из главных целей джаназа-намаза является молитва за усопшего, а тот, кто пробыл в исламе дольше, более сострадателен к усопшему, и его мольба ближе к принятию. Если же он нечестивец, то ему однозначно не отдается предпочтение.

Если собравшиеся равны по степени родства, и они согласились выдвинуть на руководство намазом одного из них, то этот выбранный и станет имамом. А если не согласились, тогда бросают жребий, чтобы прекратить спор.

Для совершения джаназа-намаза усопшего укладывают в зависимости от его пола. Если это был мужчина, то его укладывают на левый бок, а если женщина на правый. А укладывание умершего не зависимо от его пола на затылок, таким образом, что его голова будет к западу, а ноги к востоку, то такое укладывание не было передано в сунне. Но, однако, когда нет возможности осуществить вышеупомянутое укладывание, то нет проблем и в таком методе, и в любом случае намаз засчитывается.

Совершающий джаназа-намаз, будь он имамом или индивидуально совершающим(не джамаатом), встаёт у изголовья покойника или у пояса, если покойная – женщина.

Разрешается совершать джаназа-намаз по нескольким усопшими. Но предпочтительно прочитать по каждому отдельный намаз, если это возможно.

Если совершают джаназа-намаз по нескольким людям, которых принесли одновременно, то ближе всех к имаму укладывают мужчину, затем мальчика, затем хунса, затем женщину. Если все они мужчины или женщины, то приближают из них более богобоязненного. А если их принесут друг за другом, то перед имамом укладывают того, кого принесли первым из мужчин или женщин, даже если последующий окажется предпочтительнее. Однако если первой принесли женщину, а затем мужчину или же несовершеннолетнего мальчика, то её укладывают после них. Если принесли несовершеннолетнего перед мужчиной, то мужчину не укладывают первым.

Необходимо согласие родственников для совершения одного намаза за всех, а если все согласны, то родственник усопшего, которого принесли на место намаза первым, считается наиболее достойным руководить этим намазом вне зависимости от того, кем будет покойник, мужчиной или женщиной. А если всех умерших принесли одновременно, то бросают жребий среди родственников, и так определяют руководителя намаза, а если они не согласятся, выдвинуть одного из них.

Запрещается совершать джаназа-намаз по неверному вне зависимости от того, является он враждующим (харбий) или неверным, находящимся под покровительством мусульман (зимий). Необязательно омывать покойного неверного, но это разрешается, ибо сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) обмыл своего отца. В дозволенности обмыть неверного его родственник и чужой человек равны между собой, однако неверный родственник более подходит для этого и выполнения других необходимых при этом действий.

Обязательно закутывать в саван неверного, находящегося под покровительством мусульман (зимий). Но необязательно заворачивать в саван неверного, а также хоронить, если он враждующий (харбий).

Если выкидыш подаст какой-то звук, крик или заплачет, а затем умрёт, то решение по отношению к нему таково же, как обычного покойного. То есть по выкидышам совершают намаз после подтверждения присутствия жизни и последующей смерти; выкидыш следует обмыть и завернуть в саван.

Если же выкидыш не подаст звук и не заплачет, но при этом проявил признаки жизни (дрожание или шевеление), то по нему также совершают джаназа-намаз и обмывают. А если признаки жизни не проявились, то по нему не совершают джаназа-намаз и не обмывают, ибо наличие у него жизни не подтвердилось.

Решение же относительно закутывания выкидыша в саван подобно решению о купании. Если выкидыш случился после четырех месяцев и выше, то его омывают и закутывают в саван, в противном случае – нет.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *