Джапа йога что это

Джапа йога. Как осуществлять джапу

Четки для джапа-йоги. Правила и разновидности джапа-йоги

Джапа йога — это духовная практика, основанная на медитативном повторении мантр или имен Бога. Джапа считается легким путем богопознания. Это связано с тем, что она не требует физических нагрузок, как другие виды йоги.

Обряд повторения молитв в различных формах существует в большинстве мировых религий. Но дхармические религии придают ей особенно большое значение. В Христианстве аналогом джапа-медитации можно назвать молитвенные практики, которые заключаются в повторении молитв с использованием чёток. При этом человек может находиться в позиции для медитации или просто заниматься своими делами, стоять или ходить. Самым важным при этом является то, что он должен обязательно сосредоточиться на звуках мантры. Возможно использование джапы и в качестве части формального обряда поклонения с группой лиц.

Как осуществлять джапу

В принципе, повторять мантру можно в любое время суток. Но в гаудия-вайшнавизме считается, что лучшим временем для повторения джапы является период брахма-мухурты. Это время представляет собой ранние утренние часы.
Джапа имеет различные цели, которые находятся в зависимости от применяемой мантры и религиозной философии практикующего. И в буддистских, и в индуистских традициях, мантры чаще всего дает ученикам их учитель, которого называют гуру. Это происходит только после специальной формы духовного посвящения.

Конечной целью джапы может стать мокша, нирвана, бхакти, а также просто личное молитвенное общение с Богом.
Прежде всего, джапа должна войти в привычку человека. Но к занятиям следует приступать только с чистой душой, верой и божественной любовью. Совершать джапу необходимо с чувством. При этом очень важно знать смысл произносимой мантры. Необходимо также научиться во всем и везде ощущать присутствие Всевышнего.

Обычно при всех видах джапы применяются четки, которые называются джапа-мала. Последователи вайшнавизма чаще всего с этой целью используют чётки, которые изготавливаются из дерева туласи или нима. Шиваиты же пользуются четками под названием рудракша. Количество бусин в чётках джапа малы обычно равно 108.
Это связано с особенным священным значением этой цифры в обеих традициях. Чаще всего джапа-малу носят на шее. Но кришнаиты, к примеру, носят ее в специальном мешочке. Это позволяет сохранять четки в чистоте.

Мала представляет собой нить, на которую нанизаны бусины. Они закреплены на ней узлами созидания (брахма-грантхами). Имеется и 109-я бусина, которая называется Сумеру. Она большого размера и нужна для того, чтобы возвращать отвлекшегося человека к мантре. Это необходимо по той причине, что многие люди во время молитвы отвлекаются от самой мантры и произносят ее автоматически. Когда же пальцы наталкиваются на большую бусину, это отрезвляет ум.

* Прежде всего, необходимо выбрать себе мантру или имя Бога. Лучше всего, если это имя было дано Наставником. Мантру необходимо повторять каждый день от 108 (1 круг чёток) до 6912 (64 круга чёток) раз.
* Бусины при этом перекатываются только при помощи среднего и большого пальцев правой руки. Строго запрещено использовать указательный палец.
* Четки не должны висеть ниже пояса, руку с ними следует держать на уровне сердца или носа.
* Не следует пересекать Меру (макушку) четок. Дойдя до нее, нужно вернуться обратно.
* Нельзя смотреть на четки. Нельзя также, чтобы их видели другие люди. Для этого их рекомендуется накрывать чистым носовым платком, который нужно стирать каждый день.
* Некоторое время джапу необходимо читать мысленно. Если при этом Вы отвлекаетесь, то можно начать чтение шепотом или вслух. Но потом необходимо снова вернуться к мысленному повторению мантры.
* Рекомендуется сочетать мысленное повторение мантры с любой работой.
* Утром, перед чтением джапы, следует обязательно вымыть тело, лицо и рот. В остальное время это не обязательно. Джапу можно повторять в любое свободное время. Особенно подходят для этого утро, полдень и вечер.
* Джапу рекомендуется сочетать с ритмичным дыханием, или пранаямой. Медитировать при этом следует на форму Вашего Божества. Для этого перед глазами помещается его изображение. Важно думать о значении мантры.
* Каждый слог мантры необходимо произносить правильно и отчетливо. Не стоит делать это слишком быстро или слишком замедлять темп. Если начинаете отвлекаться. Ускорьте темп произнесения.
* Никому нельзя открывать свою гуру-мантру.
* Не следует просить у Всевышнего мирских вещей.
* Необходимо соблюдать молчание, нельзя отвлекаться или поддаваться чувству тревоги.
* Рекомендуется читать мантру, сидя при этом лицом на восток или на север. Лучше всего делать это в специальном помещении для медитаций или в уединенном местечке на природе.
* В стеснённых условиях лучше повторять джапу с некоторымии нарушениями правил, нежели вовсе не прославлять Бога, ссылаясь на несовершенство обстоятельств.

Джапу йогу принято подразделять на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари подразумевает произнесение мантры вслух. Данная практика приводит к быстрому формированию устойчивости ума и способствует заряжению его энергией. Благодаря ей человек обретает спокойствие.

Упаншу – это произнесение мантры шёпотом. Однако при этом ее должен слышать только сам шепчущий. Звука почти не должно быть слышно. Данный вид джапы оказывает более тонкое воздействие на ум человека.

Манасик джапу не следует практиковать до того, пока человек не освоил байкхари и упаншу. Особенно это необходимо людям, имеющим неустойчивый ум. Манасик джапа представляет собой ещё более тонкую технику.

Наибольшее распространение она получила в Индии, а теперь уже и в России Она должна обязательно привести человека к просветлению.

Ликхит джапа чаще всего предназначена для тех, кто с успехом освоил предыдущие виды джапы. Это записывание мантры сотни раз как можно более маленькими буквами. Для этого обычно принято использовать красные, голубые или зелёные чернила.

Джапа йога из книги Сарасвати Сатьянанда Свами

Источник

Натренируй свой ум с помощью Джапа-йоги!

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Джапа-йогу лучше всего делать рано утром или вечером перед сном, но это необязательно. Эта практика не требует даже коврика для практики, но лучше всего все-таки использовать свой йогический коврик, или сложенный плед. Нежелательно делать джапу сидя за обеденным столом или на кровати, где вы спите, т.к. это притягивает ненужные в практике ассоциации. Но, в крайнем случае, джапу можно делать где угодно, и когда угодно.

Инструмент, который используется в джапе — это ум практикующего, точнее, внимание. Но используется также мала (четки с 108 бусинами), и мантра — определенным образом сгруппированные звуки, которые положительно воздействуют на состояние ума — делают его свободным от внешних отвлечений и внутренних стремлений, делают его спокойным и сосредоточенным. В зависимости от мантры практика может давать радость, избавлять от страха, успокаивать или бодрить. Но основная задача джапы — научить практикующего концентрироваться и разотождествляться с потоком своих мыслей и желаний, это само по себе большое достижение.

Зачем читать джапу с помощью четок? Просто потому что 109-я бусина («Гора Сумеру») позволяет «пробудить» ум, подуставший от повторения мантры, и напомнить в конце каждого круга, когда пальцы наталкиваются на нее, что вы делаете, и зачем. Если ум отвлекся на посторонние мысли, «Гора Сумеру» пробуждает к осознанной практике.

Некоторые делают джапу так, что пот на лбу выступает от напряжения, это не оптимально. Лучше читать мантру естественным образом, стараясь расслабиться физически, насколько это возможно, при этом не теряя выбранной позы (обычно Падмасана, Ардха-Падмасана, Сукхасана или Ваджрасана), и ментально. Если появляются отвлекающие мысли, не надо стараться их «подавить», это только больше отвлечет от мантры. Мысли просто следует отпустить, словно они не интересны. Как вы не станете рассматривать некрасивую, не привлекательную картину или ничем не выдающееся лицо, так же нужно просто «потерять интерес» к возникшей мысли, какой бы примечательной она не казалась. Если появляются идеи что-то сделать по дому или желание позвонить кому-то, или написать и-мейл по работе — мы тоже игнорируем эти тенденции. Также не надо менять позу во время практики, иначе можно вертеться до бесконечности.

Легче и надежнее всего делать Вайкхари — такой тип джапы, когда мантра повторяется вслух (но так, чтобы не мешать окружающим и не привлекать к себе повышенного внимания). Мантра читается в среднем темпе; если ум отвлекается — скорость увеличивают, для успокоения эмоций — замедляют, затем снова возвращаются к среднему темпу, который и держат как можно дольше во время практики. Попрактиковав такой типа несколько недель ежедневно и достигнув заметной устойчивости ума, можно попробовать иногда переходить на шепот (этот тип джапы называется Упаншу — это и значит «шепотом»). Следующие несколько недель имеет смысл начинать с Вайкхари — почитать несколько кругов мантры вслух, затем делать 1-2 круга джапы шепотом. Постепенно даже при переходе на шепотом внимание перестанет ускользать (хотя вначале это может создать проблему с посторонними мыслями или же становится «скучно» делать практику). После этого можно пробовать делать джапу мысленно. Манасик-джапа — самый мощный по воздействию метод, и это настоящая проверка для тех, кто считает себя йогом (или йогиней)! При чтении мантры в уме легче всего отвлечься и на время забыть о практике. Зато если вы способны удерживать концентрацию на мантре целый круг (108 бусин) — это уже большое достижение!

Когда первый, второй и третий этапы практики освоены, обычно рекомендуется такая схема медитации:

При достижении мастерства, можно сделать два или три «подхода» таким способом, а затем и повысить число кругов в каждом «подходе». То есть, схема для начинающих — 3-2-1, для среднего уровня — 3-2-1-3-2-1 и для продвинутого 6-4-2-6-4-2-6-4-2, по вашему желанию. Если внимание вообще почти не отвлекается, можно также практиковать Манасик-джапу столько, сколько у вас есть для этого свободного времени. Мастера джапы способны удерживать внимание на джапе не несколько кругов, а часы! В особых случаях джапа делается 7-8 часов без перерыва на еду — это настоящая «перезагрузка» ума, которая, однако, неприемлема для начинающих.

Существует еще один тип джапы — Ликхит — написание мантры (мантра должна быть одна для всех типов, иначе не произойдет скачкообразного повышения концентрации при смене метода). В этой технике мантра пишется маленькими аккуратными буквами на листе бумаги, иногда это делают разноцветными чернилами (каждая буква «своим» цветом), так что получается привлекательный «абстрактный рисунок». Такая картинка — доказательство терпеливости, кропотливости практикующего, его способности к концентрации. Ликхит-джапа практикуется, когда достигнута устойчивая концентрация в Манасик-джапе.

Во время практики нельзя думать о корыстных целях, следует представлять, что ум и эмоции очищаются. Лучше также заранее озаботиться тем, чтобы на время практики вас ничто не побеспокоило. Лучше всего, конечно, получить персональную мантру от Гуру (духовного наставника), но это не обязательно.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Источник

Джапа-медитация: что это и зачем нужна

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Ж изнь современного человека всё чаще напоминает безостановочную гонку. Если раньше такая жизненная концепция была актуальна для городов-миллионников, то теперь даже житель маленького города обречён на бесконечную погоню за недостижимой целью. Другой напастью современного мира является «день сурка»: просыпаясь, человек, словно бездушная марионетка, шаг за шагом выполняет привычный ритуал. Даже выходной день становится не островком свободы, а чередой стрессов в ожидании новой рабочей недели. Кажется, что вырваться из этого круга ещё сложнее, чем из колеса сансары, но выход есть и, как всё гениальное, он очень простой.

Что такое джапа-медитация? Кому она может быть полезной? Способна ли древняя практика изменить нас и нашу жизнь? На эти и другие вопросы мы найдём ответы вместе.

Что такое джапа

Не раз и не два, приходя на йогу, вы слышали, как преподаватель вместе с практиками поют мантру «Ом», возможно, вы и сами сначала робко и неуверенно пытались попасть в «общую ноту». Именно мантра является основой джапа-медитации. С неё, согласно ведической концепции, берёт своё начало даже Вселенная.

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Сегодня, как и много лет назад, сотни людей сопровождают свою просьбу к Богу определёнными мантрами. Многие люди считают, что практика чтения мантр — баловство, сказка, не имеющая ничего общего с реалиями современной жизни. Вместе с тем, не раз и не два учёные доказывали, что вибрации, возникающие от звука, способны менять пространство вокруг себя. Широко известны результаты научного исследования о воздействии звука на структуру воды. Так, например, под воздействием отдельных композиций структура воды разрушалась и теряла свои полезные свойства.

Именно поэтому до повторения мантр допускались лишь достойные ученики, те, кто не будет использовать силы в корыстных целях. «Как же связаны мантры и джапа?», — задаст вопрос читатель. «Джапа» в переводе с санскрита означает «нашёптывать» или «повторять». Именно повторение, а ещё точнее сказать, нашёптывание мантр является сутью джапа-медитации. Почему именно нашёптывание? Считается, что мантра, сказанная тише, имеет силу гораздо большую, чем произнесённая во всеуслышание. Считается, что тот, кто достиг совершенства в джапе, не произносит мантры. Повторяя их про себя, он достигает больших успехов в своей практике.

Главная задача джапы — установить связь между человеком и высшими силами, именно такой контакт лежит в основе йоги и является её целью.

Что нужно для практики джапы

Многие будут удивлены, но для практики джапы не нужно ничего, кроме мантры и вашего желания. Джапа-медитация выражает собой йогический минимализм во всей своей полноте. Многие используют для практики джапы чётки, которые по-другому называют джапа-мала. Джапа-мала — это чётки, как правило, из 108 бусин, чуть реже используются чётки с 54 или 27 бусинами. Принято считать, что любая мантра обретает силу, если практикующий произнесёт её 108 раз. Такое количество повторений даёт один круг, то есть малу. Безусловно, чётки сделают практику более удобной, однако они не являются жизненно необходимыми.

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Куда более важным является место. Здесь всё зависит от уровня практикующего. Для того, кто в совершенстве освоил методы джапа-йоги, не существует различий в месте повторения. Так, Свами Шивананда в своей книге «Джапа. Медитация на звук ОМ» утверждал, что повторять мантру можно где угодно: на работе или по пути домой. Главное — сосредоточить свой ум на правильном произношении. Новичкам, которые только начинают читать мантры, нужно тихое и уединённое место: на первых этапах всё вокруг будет отвлекать ваш мозг от повторения. Однако именно так вы сможете закалить свой ум, научиться настраиваться на цель и достигать её.

Какое положение тела необходимо во время практики? Как вы уже легко догадались, для опытных практиков нет разницы, в каком положении находится тело, он может легко заниматься повторением мантры сидя и стоя, а также идя по улице.

Для того, кто первый раз взял в руки чётки, необходимо использовать медитативные асаны, подойдёт даже любимая многими поза «по-турецки». Когда вы обретёте некоторый опыт повторения мантр, можно пробовать, занимаясь практикой, шагая по комнате.

Но если без чёток ещё можно как-то обойтись, то вот без мантры провести практику будет невозможно.

Сейчас, в век интернета, можно легко найти мантры под себя, иногда доходит до абсурда: в сети можно найти мантру от чего угодно, начиная с укуса комара и заканчивая защитой от дурного начальства. Но классическим является рецитация звука «ОМ».

В Бхагават-гите Кришна говорит: «Из всех звуков Я есть трансцендентный звук ОМ». Ведические писания утверждают, что, повторяя мантру «Ом», мудрый йогин отдаёт дань уважения Брахме, Шиве и Вишну. Это делает мантру более чем универсальной.

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Начало практики

Повторение мантр не требует особых физических навыков, заниматься такой практикой могут мужчины и женщины всех возрастов. Все мы испытываем одни и те же чувства горя, радости, мы похожи, и именно это делает джапу доступной для всех.

Есть ли у данной медитации противопоказания? Безусловно, есть:

Оптимальным для джапа-медитации считается утреннее время. Отдельные источники говорят, что некоторые мантры можно повторять только в утренние часы, другие лишь с наступлением ночи. Мантру «Ом» можно читать в любое время, но, по возможности, стоит начинать практику в 4:30 утра. Принято считать, что в утренние часы Вселенная наиболее чувствительна, и просьбы человека будут быстрее услышаны.

Как практиковать джапу: инструкция

Перейдём непосредственно к практике.

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Важно помнить, что нельзя резко бросать повторение мантр, вы, как минимум, должны закончить уже начатый круг. В противном случае вы не только лишитесь достигнутых результатов, но и навлечёте на себя гнев Вселенной за проявленное неуважение.

Не существует чёткого ограничения по времени, нет источников, которые бы сказали, что один круг вы должны прочитать за 10 минут или за пять. Однако есть ограничения по количеству кругов. Говорят, что повторять мантру нужно не менее 10 кругов, но для начинающих такая практика будет крайне тяжёлой. Рекомендуется начинать с одного круга в день, добавляя каждую следующую неделю по ещё одному кругу. Когда количество достигнет 16, нужно с ещё большей внимательностью контролировать качество повторения мантры.

Несколько важных правил, о которых стоит помнить

Для успешной практики стоит помнить о том, что:

Джапа йога что это. Смотреть фото Джапа йога что это. Смотреть картинку Джапа йога что это. Картинка про Джапа йога что это. Фото Джапа йога что это

Польза джапы для современного человека

Как уже отмечалось ранее, польза от повторения мантр достаточно велика. Наиболее очевидной пользой джапы является успокоение ума. Раз за разом повторяя заветные слова, мозг человека соединяется с силами Вселенной, внешние раздражители теряют свою силу. Казавшееся вчера глобальным и ужасным совещание на работе становится простым пустяком, одной из задач, с которой можно легко справиться. Практикующий как будто растёт над своими проблемами, осознаёт глобальный смысл своей жизни. Практикуя джапу, мы придём к поиску себя и цели своего существования в жизни. Поймём, что мы — это не работа и кино по вечерам, мы — нечто большее, пришедшее в этот мир для решения важных и нужных задач, задач, на которые нужны силы.

Сила — это ещё один плюс, который мы можем получить от практики чтения мантр. Как уже говорилось, джапа соединяет человека со Вселенной, и она охотно делится своей силой и энергией, наполняя нас. И только от нас зависит, в какое русло мы направим полученную энергию, в нас есть всё, чтобы изменить мир к лучшему, и джапа — отличный вариант почувствовать это.

Джапа сделает нас более сосредоточенными. Практикуя чтение мантр, мы учимся концентрировать всё своё внимание на звуке. Пожалуй, нет в йоге практики, позволяющей столь же качественно развить в себе чувство концентрации на каком-либо объекте. Этот навык пригодится нам в повседневной жизни. Мы научимся видеть главное, не отвлекаться на пустяки и, как следствие, доводить начатое до конца.

Мы обретём контроль над своим умом и эмоциями. Предаваясь аскезе, каждый раз, взяв в руки чётки, мы побеждаем свою лень, проходим через десятки «не хочу», мы понимаем, что только мы можем взять под контроль свои эмоции. Управляя своим умом, мы легко можем подчинить своей воли эмоции, а значит, стать более спокойными и уравновешенными. Мы перестанем идти на поводу своих чувств, тем самым сделав себя свободными.

Источник

Джапа йога что это

Джапа — это тренировка ума, научающая его сохранять определенный порядок и ритм при повторении Мантр. При Джапе ум становится чрезвычайно узконаправленным. Правильно проводимая Джапа поможет выработать гораздо более устойчивую однонаправленность ума, чем небрежно выполняемая медитация. Ум, обработанный Джапой, похож на консервированную пищу, которая может быть приготовлена после нескольких минут подогрева. После хорошей практики Джапы даже кратковременная медитация может поднять ум на невообразимые высоты. Джапа — тренировка ума в направлении его на единственную линию размышления. Мы не можем произнести ни одного слова, не представив одновременно его значения мысленно; точно так же нельзя представить себе чего-то, не назвав его. В этой тесной связи между именем и формой заключается основной принцип Джапы. Любовь не возникает там, где о предмете любви не думают.

Джапа, интенсивно выполняемая в молитвенной комнате и состоящая из постоянных мысленных повторений Его Имени, — верное средство развития благочестия (Бхакти). Быстрота достижений всегда определяется количеством повторений соответствующих мыслей. Чем меньше человек думает о вещи, тем меньше’ он привязывается к ней; обратное так же верно.

Верховная Реальность познается только через медитацию. Однако если Садхак не приобрел силы концентрации и совершенной фиксации ума на какой-нибудь точке на длительное время, он не может высоко подняться в медитации. Медитация заключается в направлении потока мыслей по одному руслу и полном исключении всех остальных потоков мыслей. Для этого необходимо произвольно останавливать эти потоки. А это может быть отработано при практиковании Джапы.

Отведите для медитации специальную комнату, повесьте в ней портрет Владыки вашего сердца и сядьте в Асану так, чтобы ноги Владыки были на одном уровне с вашими глазами. Возьмите четки (Мала) из 108 бусин. Закройте в комнате дверь и начните Джапу. Сначала смотрите на ноги изображения, закройте глаза, чувствуйте внутри себя Его присутствие и пытайтесь представить Бога точно таким, как он изображен на портрете. Это надо делать с внутренней любовью, истекающей. из участка правее сердца. Это — Духовный Центр, и при концентрации на нем ваш успех наверняка ускорится. Чувствуйте. чувствуйте Его присутствие. Теперь несколько раз повторите вашу Иштха Мантру, повторяйте медленно, настойчиво, со всей Любовью, на которую способны. Бхакта (Любовь) поможет вам достичь успеха. Возьмите четки, отметьте начальную бусинку. Кончиками безымянного и большого пальцев перебирайте бусинки и с жаром повторяйте Мантру.

Указательный палец держите в стороне — он считается «нечистым». За день делайте по 2160 повторений Мантры (20 полных Мала), причем утром и вечером. Мантра — это особый символ, обозначающий какой-либо аспект Бога и Вселенной. Все они есть в Св. Писаниях и широко известны, однако точный выбор Мантры может быть сделан только Учителем. Он вдыхает в слово Жизнь и пробуждает скрытые в них Духовные Силы. Поклонение Кали Дурги — также помощь в медитации. Поклонение Богу через Пратику на самом деле предназначено не самим этим Богиням, а Богу, который находится в «Пратике», или «Притике» (формы проявления Божества, более доступные пониманию мирян). Люди, концентрирующиеся на формах Бога, научаются концентрироваться и на Бесконечном Божестве.

Начните сегодня же! Сию же минуту! Для духовной практики нет более священного момента.

I. Педантические Мантры:

«Тат Твам Асми — Это — Ты.

Ахам Брахмаси — Я — Брахман.

Ахам Атма Брахма — Это Я — Брахман.

Та Дэва Батьян Тат Брахма — Только То — правда, То — Брахман,

Анандохам, Анандохам — Я Ананда (Блаженство).

Хамса Сохам, Сохам, Хамса — Я — Он, Он — Я».

II. Пуранические Мантры:

Ом Шри Раман Джайн Рама Джайн Джайн Рама.

Ом Шри Шапмукхат Намаха.

Ом Шри Рамачандрая Намаха.

Ом Шри Лакшмин Намаха Ом Шри Рамачандрая Намаха».

Это — Мантры для интенсивного, регулярного и целенаправленного повторения (пения). В соответствии со вкусом, верой или почитанием можете выбрать любую.

Когда практикуете Джапу, Асана, четки, изображение Бога — внешнее; Джапа — не физический, а ментальный процесс. В Джале нужно сознательно вызывать эмоции, различение, волю, логику, симпатию, любовь, веру и вливать их в акт концентрации при ментальном пении священной Мантры, выполняемой у ног Бога, который должен постоянно воображаться в полости груди. При Джапе необходимо обнаруживать и удалять потоки мыслей. Нельзя делать Джапу слишком часто, особенно вначале. Постепенно увеличивайте число Мала, особенно по праздникам или в дни, когда ум сможет поддерживать воодушевленное внимание на нужное время.

При выполнении Джапы нужно отгонять сонливость и пытаться удерживать ум на одной линии мышления — это роднит Джапу с медитацией. Регулярность и искренность — основа успеха в духовности. Ограждайте ум от всех излишеств и не давайте проникать в него страсти и эгоизму. Даже при тщательном выполнении этих предостережений эффективность Джапы может быть затруднена из-за желания плодов своих действий. Старайтесь собрать все самое чистое и лучшее в вас и влить это в Джапу.

Эффективность Джапы во многом зависит от Духа посвящения себя Богу и полного отрешения от себя. Это должно проводиться в аспекте чувств и сознательно. Когда поймем это, мы соединим радость Бхакти со снежными вершинами Джнаны. Возьмем типичную Мантру и попытаемся разобрать состояние полной отдачи себя Божеству, которое выражается этой Мантрой. «Ом Нара Нарайаная» — Я простираюсь перед Нарайяной. Такая распростертость — не просто физический акт поклонения, но и сознательный акт открытия в себе Великого, и попытка отождествления себя с ним. Это как бы настройка в унисон с лучшим и благородным и отыскание в нас самих этих качеств Великого. Для этой распростертости необходимо ощущение, что простирающийся становится возможно меньшим, а Высший, у чьих он ног, возможно большим.

Некоторые считают, что при Джапе необходимы ведические обряды: Сома, Тарпа, раздача питания, постепенное увеличение числа повторений Джапы. Другие же полагают, что в Джапе главное — вера в искренность, и что чистое и любящее сердце обязательно приведет к успеху в Джапе. Чтобы выполнить свои священные обеты, нет необходимости беспокоиться о выполнении формальных ритуальных действий и тонкостей.

Существуют три типа Мантр: вызывающие низшие силы природы (Тамасические), возбуждающие мощь и силу (Раджасические) и ведущие к духовному опыту (Саттвические). Все эти Мантры подразделяются на 2 категории: Мантры, которые надо только петь, но значение которых может быть неизвестным, и Мантры, значение которых обязательно должно быть известно. Ведические Мантры, аписанные ведическим размером (стихами), называются «Рик», а Мантры в прозе — «Яджус». Самой могущественной считается Мантра Пранава — Ом. Ом — это символ медитации и ее основное средство. Считается, что Брахман и Ом — одно и то же, а также, что Ом — это средство для достижения Брахмана, что это Логос (Слово), соединяющий человека и Брахмана.

«В начале был Брахман, Праджапати, с которым было Слово». И поистине это Слово и было Верховным Брахманом. Это Слово — Ом. Звук Ом называется Пранава — оно проникает сквозь жизнь и течет через Прану и дыхание. Через слог Ом человек познает тайну Брахмана и приходит в Царство Брахмана. Содержит он в себе Высшее, и поэтому при его повторении человек чувствует Высшее. В Ом есть три аспекта: 1) просто звук или просто Мантра, произносимая ртом; 2) значение слова, постигаемое через чувство и 3) приложение Ом к характеру человека — произнесение его во всех действиях человека всю его жизнь.

Ом — это истинное «Я», которое может быть в 4-х состояниях (бодрствования, сна, глубокого сна и Турий), представленых тремя звуками: А, У, М — Ом, и молчанием, которое следует за его произнесением и окружает его. Это — состояние совершенного Блаженства, когда человеческое «Я» познает свою тождественность с Высшим.

Все эти 4 части выражают полноту проявления АтманаБрахмана. Как звук М, при последних вибрациях, растворяется в следующем за ним молчании, так и 3 основных состояния бытия растворяются в однородном молчании 4-го состояния — Турий. Все 4 части полностью равноправны, но молчание является началом и концом создания, проявления и растворения Вселенной. Пранава (Ом) добавляется к любой Ман-тре. Без Ом — ни у одной Мантры нет силы, как тело не может жить без дыхания. Ведантисты постоянно повторяют Ом и медитируют на символе Пранавы — это называется Пранава Упасаны.

Как говорят Риши, жизнь подразделяется на 14 миров — 7 высших (Лока) и 7 низших. Ограниченное «я» может жить в трех мирах; 1) Бхур Лока (физический); 2) Бхувар Лока (более тонкий) и 3) Сувар Лока (Божественный). В Гаятри Мантре упоминаются все 3 мира, и медитирующий может их представить себе как возникающие, существующие и исчезающие в Ом. Гаятри мантра:

«Ом Бхур Бхува Сувах.

Ом Тат Савитур Вареням.

Бхарго Девасья Джимахи.

Дхийо Йо Нах Прачодайят».

Индусы считают, что эта Мантра была впервые сказана Самим Создателем в начале Творения. Точно установлен факт, что при повторении этой Мантры с правильным пониманием ее значения обычные отрицательные склонности человеческого ума могут быть устранены быстро и окончательно. Иногда эту Мантру называют Гаятри-Савитри, считая ее посвященной Богу Солнца — Савитуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *