Джаз модерн танец что это такое
История зарождения танца джаз-модерн
Танец джаз-модерн знаком не только танцорам, но и большинству современных людей, хотя бы немного интересующихся культурой, искусством и танцем. Изящный и амплитудный, свободный и чувственный, красивый и пластичный – все это про джаз-модерн.
Джаз-модерн
Яркость, эмоциональность и свободная легкость джаза дополняли глубокую философию модерна.
Это направление современной сценической хореографии появилось в 70-е годы прошлого века в Америке, а потом уже «захватило» Европу. Два танцевальных стиля – джаз и модерн объединились в новое направление. Но чтобы узнать историю танца, нужно заглянуть в начало XX века.
«Рождение» джаза
Джаз как танец «расцвел» в 20-е годы XX века, исполнялся и придумывался афроамериканцами в бытовой среде, но быстро стал фаворитом сцены – бродвейские постановки не обходились без него.
Одна из основателей стиля – Кэтрин Данхэм. «Черный», как его называют, танец, обязан афроамериканцам их неповторимой пластикой, образностью, чувством стиля и свободой всех частей тела в движении.
Новый танец быстро завоевал Голливуд
«Рождение» модерна
Модерн «гремел» на протяжении XX века, сопровождая все мировые перипетии и бурные изменения. Стиль стал реакцией на классический танец со строгими формами, ритмами и движениями. Танцовщики устали от балета, а новый, быстро менявшийся, мир, требовал современного, свободного и пластичного танца с иными темами.
Айседора Дункан первая представила на сцене модерн
Модерн не был рожден в «низах», в отличие от джаза. Айседора Дункан первая представила на сцене модерн, но своей школы не создала.
Главный теоретик стиля, благодаря которому современная американская балетная школа сейчас выглядит именно так – Марта Грехэм. Философию, технику и неповторимую энергетику танца также разрабатывали Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Дорис Хамфри.
Постановка Пины Бауш
С высокой скоростью распространился модерн по всей Европе. Так мир узнал о талантливых хореографах – Морисе Бежаре, Пине Бауш и других.
Из российских представителей стиля известны Евгений Панфилов, Алла Сигалова, хотя такого развития, как в Европе, в модерне мы не достигли. Вскоре компоненты стиля стали использоваться в балетных постановках и классическом танце.
Джек Коул – «отец» танца джаз-модерн
Два разных направления недолго просуществовали раздельно и скоро объединились в джаз-модерн. Джек Коул – педагог, первый грамотно соединивший техники этих стилей, а уже в 1966 выпустили учебник с описанием особенностей нового направления. После этого джаз-модерн начал развиваться самостоятельно.
Джек Коул репетирует с Мэрилин Монро
Яркость, эмоциональность и свободная легкость джаза дополняли глубокую философию модерна. Танец стал полноценным, музыка сливалась с движениями, выразительных элементов появлялось все больше. Это позволило танцовщикам разных профессиональных уровней, подготовки и телосложения исполнять джаз-модерн на высоком уровне, развиваться в нем.
Сейчас джаз-модерн активно меняется, вбирая в себя новые формы, техники и элементы иных стилей – хип-хопа, например.
Джаз-модерн сегодня
Музыка подбирается по настроению танца, ритм тоже может быть разный – от афро-джаза до мелодичных и умеренных классических композиций. Порой берут и поп/рок-хиты.
Главное – музыка не должна быть простой, несвязной или пустой. Эмоциональность, бурные всплески, лиричность и драматичность, – все отраженное в танце должно дополняться композицией.
Джаз модерн танец что это такое
Отличительными особенностями джазового танца являются РИТМ ДИНАМИКА АКЦЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Появление других центров вращения, оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.). Каждый центр имеет свое пространство движения (то есть максимально достижимые точки) и свою ось движения.
Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения или свое собственный центр движения, в своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться).
Полицентрия – это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того, чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Это, на первый взгляд, простая задача, достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движения, например головы, естественно вызывает напряжения в плечевом поясе или грудной клетке. Однако изоляция – это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз – танцу.
В джазовой хореографии ценится умение использовать различные уровни при передвижении танцовщика в пространстве (падения, перекаты и т.п.) Джаз, как и классика-прежде всего танец, где важнейшим элементом является форма. Но в отличие от классики и модерна, джаз невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, а от телесных ощущений танцовщика при исполнении заданной балетмейстером формы. Помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение. Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического танца лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце всё диаметрально противоположно-позвоночник в основном свободный и расслабленный. В танце модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось, как правило, не направляется вертикально, а изгибается и вращается в различных отделах.
Основные понятия джаза
Танец Джаз Модерн/Jass Modern
Описание
Джаз-модерн – является одним из направлений в зарубежной современной хореографии, зародился он в конце 19-го – начале 20-го века в Германии и Соединенных Штатах. Само понятие «танец модерн» берет свои истоки в сценической хореографии, которая отвергала традиционную балетную форму. Когда термин вошел в употребление, он вытеснил другие такие, как: дунканизм, свободный танец, ритмопластический танец, экспрессионистский, танец босоножек, новый художественный, которые возникали во время развития данного направления. Исполнители модерн, вне зависимости от течения, к которому принадлежали, хотели создать новую хореографию и, чтобы она отвечала потребностям души человека 20-го века.
Принципы новой хореографии, во-первых – отсутствие канонов, обязательная реализация новых сюжетов и тем, во-вторых – полная независимость от традиций. Результатом стало принятие отдельных приемов и, благодаря противоборству с ними зародилось новое направление. Отказ от балетных традиционных форм до конца не реализовался.
Jazz modern – современное направление, которое объединило в себе много направлений и стилей. Позиции ног и рук, базовые движения – классический балет, шаги (ча-ча-ча, сальса), ритмизация движений. Если наблюдать за исполнителем, то можно увидеть ломаные движения, акробатические рисунки. Большая роль в этом направлении принадлежит импровизации.
Движения и особенности их выполнения
Движения были взяты, в основном, из модерна, джазового танца и академического балета. Ниже приведены самые распространенные из них:
Уровни – положение исполнителя относительно поверхности. Уровни могут быть разными, например, лежа, сидя, стоя, сидя на корточках, на четвереньках, стоя на коленях.
Акробатические уровни – колесо, шпагат, березка, мостик.
Для ног существует две позиции: выворотная и параллельная.
История возникновения
Джаз-модерн – это слияние классического, модерн и джаза, как направлений. Каждое развивалось отдельно и в свое время.
Jazz modern соединил ритм, энергию, ловкость, силу и координацию джазового танца, философию и идею, работу с весом тела и дыханием, свободный позвоночник. Вращение, прыжок, устойчивость – классический балет. Все это стало уникальной техникой. Сейчас наблюдается смешение танцевальных техник, объединение основных систем. Хореографы постоянно ищут что-то новое для своих постановок.
Видео с джаз-модерном и фото смотрите на сайте.
ДЖАЗ МОДЕРН ЧТО ЭТО ТАКОЕ
jazz, modern. История Джаз танца и модерн танца: 1. джаз — это «не то, Что говорят, а то, Как говорят». Происхождение слова «джаз» породило много догадок. Приводится имя негритянского пианиста Джесса (Робен Гоффен «Джаз»), а также негра-корнетиста Джазбо Брауна (ему посетители в чикагском кафе кричали: «Еще, Джаз!»), а может быть, оно произошло от французского глагола «jaser» («жазе») – «трещать», или же это слово африканского происхождения и означает «волновать», «возбуждать», «приводить в экстаз»? Четкой гипотезы нет.
Развивался джаз, а на его основе рождались и развивались джазовые танцы. Звучала музыка – и людям хотелось под нее танцевать. И здесь уже появляются названия более знакомые: «Шимми» и «Ту-степ», «Блэк Боттон» и «Чарльстон», «Биг Эппл» и «Фанки Бат» и многие, многие другие. Но, пожалуй, наиболее значимым событием в истории танца стало появление фокстрота, чьими безусловными прародителями считаются кейкуок и ту-степ – салонный танец, возникший в Северной Америке в самом начале ХХ века.
Джаз модерн что это
Так и поступила Кэтрин Данхэм – хореограф и танцовщица, писатель, этнограф и антрополог – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. 3. Основные разновидности джаз- танца. С момента своего возникновения джаз-танец успел «отрастить» много различных ветвей, а самые знаменитые джазовые хореографы оставили в наследство собственные джазовые техники. Есть, например, бродвейский джаз-танец, его можно наблюдать в бродвейских мюзиклах,именно там возник свой стиль джаза и техника движений с одновременным исполнением вокальной и танцевальной партии. Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках приглашались танцовщики с классической балетной подготовкой.
Поэтому джаз приобрел черты классического танца. Это слегка увело в сторону от импровизационной свободы, присущей джаз-танцу изначально, но определило один из путей его дальнейшего развития. Есть джаз лирический, или Блюз-джаз – красивый, чувственный, страстный.
Джаз модерн что это такое
Это название распространено, в основном, среди вокалистов как музыкальное направление, а в танцевальном варианте отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко, без видимого напряжения. Движения при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. Афро-джаз – это смесь обрядного и этнического танца самых разных народов, в основном, конечно, африканских. Особенно эффектно он смотрится под барабаны или хор пигмеев. Различие заключается в том, что африканский фольклорный танец несет в себе большую функциональную нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация.
В – годах появилось новое поколение хореографов, некоторые из которых были либо учениками Кэтрин Данхэм, либо были знакомы с экспериментами ее школы в Нью-Йорке. Это – Т. Битти, Г. Росс, М. Кидд, Г. Чемпион, Б. Фосс. Они все больше стремились к созданию «действенной хореографии», то есть к тому, чтобы движение рождалось от психологической мотивации переживаний и поступков героев. В этой связи, естественным было обращение к другим танцевальным направлениям – будь то классический, народный танец или танец-модерн.
Поскольку джаз-танец по-прежнему продолжал развиваться и совершенствоваться, для своего «роста» он с удовольствием «впитывал», словно подросток, знания, элементы других танцевальных направлений, адаптируя их к себе и адаптируясь к ним. Параллельно происходило развитие и другого «детища» танцевального искусства ХХ века – танца-модерн. В послевоенные, годы, появилась новая плеяда исследователей – танцовщиков и хореографов, одни из которых стали работать в продолжение уже определенных традиций данного танцевального направления, развивая и углубляя их, другие же, решили полностью отказаться от всего, что было найдено, и начать свои поиски «с нуля», доверившись лишь своему чутью. Одним из продолжателей школы, созданной Мартой Грэхем и Дорис Хамфри, был Хосе Лимон, с 1945 г. руководивший собственной труппой (до г. вместе с Д. Хамфри). Его поиски были направлены на соединение танца-модерн с испано-мексиканской культурой, интерес к которой, видимо, был не случайным, если учитывать родовые корни хореографа.
Те, кто решил начать « с нуля», словно хотели забыть не только хрупкие традиции едва оформившегося танцевального направления, но и пытались вообще разрушить каноны сценического действа, как бы вернувшись в «первобытность» взаимоотношений людей, еще не разделенных на «зрителей» и «исполнителей». Вернуться, но с уже приобретенными многими годами становления цивилизации философскими принципами. Это напоминает мечту стариков снова стать молодыми, сохранив при этом приобретенный жизненный опыт. Мерс Каннингем – хореограф, избравший именно этот путь. Ныне его считают «духовным отцом хореографического авангарда».
Экспериментируя, по новому осмысляя взаимоотношения, взаимодействия движения, музыки и пространства, придя к выводу, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности, он создал свою технику и школу танца. Необходимо назвать еще несколько имен представителей авангардизма, или, как его еще называют, пост-модернизма, хорошо известных специалистам и зрителям, создавших свои танцевальные кампании. Это Триша Браун, Меридит Монк, Алвин Николаис, Пол Тейлор и другие.
Как и джаз-танец, танец-модерн в своих поисках и экспериментах искал «подпитку» в других танцевальных направлениях. Взаимное тяготение джаза и модерна друг к другу, видимо, было естественно неизбежным. В этой связи необходимо вспомнить школу известного педагога Лестера Хортона, создавшего технику танца модерн и положившему начало объединению двух танцевальных направлений ХХ века.
Однако первым, кто объединил джаз и модерн, стал педагог и хореограф Джек Коул. Хинди-джаз – так называлась его система, построенная на «трех китах»: модерн школы «Corona Dance Club» танца и индийский фольклорный танец. Немного позднее ученик Джека Коула Мэт Мэттокс, владевший степом и классическим танцем, привнес в эту систему классический танец. Следует отметить, что довольно успешные и любопытные опыты по соединению классического танца и джаз-танца осуществлял и Луиджи (Юджин Луис), учившийся в свое время у Брониславы Нижинской и Адольфа Больма. Наконец, в году появился первый учебник по технике танца, объединявшему джаз и модерн. Его автор – Гас Джордано.
Таким образом, к концу – началу годов джаз-танец и танец-модерн оформились в единое танцевальное направление модерн-джаз танец.
Смотрите также
ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗ МОДЕРН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТИЛЬ ДЖАЗ МОДЕРН ТАНЕЦ
«История возникновения джаз-модерн танца Автор: Прохорова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования История возникновения джаз-модерн танца….
Танец Джаз Модерн
Танец джаз-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США и Германии.
Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления.
Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века.
Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к полной независимости от традиций представители т.м. пришли, в конце концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована.
Модерн обычно исполняется босиком.
Идеи, жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Его идеи получили распространение в начале 20 в. после того, как были художественно реализованы двумя американскими танцовщицами, гастролировавшими в Европе. ЛоиФуллер выступала в 1892 в Париже.
Её танец «Серпантин» строился на эффектном сочетании свободных телодвижений, стихийно порождаемых музыкой, и костюма — огромных развевающихся покрывал, освещённых разноцветными прожекторами. Однако основоположницей нового направления в хореографии стала Айседора Дункан.
Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства стремившихся освободиться от академических догм.
Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера.
Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.
В России одними из первых ее последователей были студии свободного, или пластического танца и музыкального движения.
Другим источником, существенно воздействовавшим на его формирование, была система Э. Жака-Далькроза — ритмика.
Ритмопластический танец, развившийся на её основе, был во многом противоположен дунканизму. Жак-Далькроз исходил из аналитичного, внеэмоционального воплощения исполнителями музыки; танец не был произвольной трактовкой её тематической программы, разные части тела создавали как бы пластический контрапункт, в котором движения танцовщиков соответствовали отдельным голосам музыки.
Но даже в своих первых крупных постановках в Хеллерау («Эхо и Нарцисс» на собственную музыку, 1912; [[Свободный танец и опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика»: столетие творческого союза, 1902-2005|«Орфей»]] на муз.Глюка, 1913) Далькроз воплотил не только структуру музыкального произведения, но передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности жеста и позы.
Против такого безраздельного господства музыки над танцем выступил австрийский хореограф Р.Лабан, ставший ведущим теоретиком танца модерн. Для обоснования своих взглядов он обратился к философско-эстетическим учениям древней Индии, пифагорийцев и неоплатоников. В теоретическом труде «Кинетография» (1928)
Лабан изложил универсальную концепцию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластико-динамических характеристик движений независимо от того, к какой национальности, стилевой и жанровой категории они принадлежат. Не менее существенной для формирования эстетики танца модерн была мысль Лабана о том, что художественно осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни его творца, а не содержания музыки. Наиболее полную реализацию идеи Лабана получили в его постановке «Мерцающие ритмы» (без музыкального сопровождения, 1925).
Творчество ученика и сотрудника Лабана Курта Йосса было направлено на создание нового танцевального театра. Йосс использовал сценографию, музыку, хоровую декламацию, возрождал традиции мистериального и культового театров. Однако все эти приёмы рассматривались как служебные, возбуждающие «энергию движения тела». Танцевальная пластика для представителей «выразительного танца», как себя стали называть последователи Лабана, оставалась главным и часто единственным, средством создания художественного образа.
Один из первых хореографов танца модерн — Йосс осознал необходимость синтеза выразительности, танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам; например, «Зелёный стол» (1932) — первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью. Расширению круга тем и образов хореографии содействовала и немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман (ученица Лабана). Её искания шли в русле экспрессионизма.
Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Уродливое и страшное Вигман считала также достойным воплощения в танце. Её сольные и групповые постановки («Жалоба», циклы — «Жертва», «Танцы матери» и «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Вигман привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти. В искусстве Вигман отсутствовал пафос протеста, оно выражало образы-символы общечеловеческих эмоций. Идеи Вигман оказали глубокое воздействие на развитие танца модерн.
Её ученица Ханя Хольм распространила идеи Вигман в США. Грета Палукка, другая ученица Вигман, обращалась не только к мрачному и трагическому. Юмористичные, просветлённые, лирические темы и образы также находили выражение в её творчестве. Музыка, от которой Вигман часто отказывалась, в искусстве Палукки снова обрела должное значение: танцевально-пластическое воплощение получили произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, И. Брамса, Г. Ф. Генделя. Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков и разработала свою методику преподавания. У Вигман также учились известные представители танца модерн — И. Георги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков.
Индивидуальный стиль этих хореографов, равно как и других мастеров танца модерн (сестёр Визенталь, А. Сахарова и К. Дерп, Г. Боденвизер, Л. Глосар, Сент-Махезы, работавших в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии), складывался под воздействием основных школ немецкого танца модерн и разнообразных художеств, течений европейского искусства первой трети 20 в.
Характерны две ведущие тенденции развития.
Представители одной, следуя эстетическим концепциям экспрессионизма, видели в выражении субъективных переживаний хореографа основополагающий принцип творчества.
Представители этого направления утверждали, что и в групповых постановках возможна полная свобода формотворчества, позволяющая каждому исполнителю в зависимости от его индивидуальности развивать самостоятельный, пластический мотив. Второе направление сложилось под влиянием конструктивизма и абстракционизма.
В искусстве его представителей форма приобретала значение не только средства выражения, но становилась непосредственным содержанием танцевального образа. О. Шлеммер (сотрудник нем. школы строительства и конструирования Баухауз) рассматривал танец как точно рассчитанную конструкцию.
Тело исполнителя в его «танцевальной математике» (так Шлеммер называл свою хореографию) служило лишь способом выявления «чисто кинетических формул», подчинённых тем же числовым закономерностям, что и движения механизмов.
Другое проявление конструктивизма в танце модерн — т. н. «танцы машин» — массовые ритмопластические композиции, имитировавшие работу различных механизмов, в основе которых были движения танцовщиков, близкие гимнастическим, намеренно лишённые эмоциональной окраски (В. Скоронель в Германии и Н. М. Форрегер в СССР). Виднейшие мастера немецкого танца модерн были связаны с левым политическим движением.
Американский танец модерн
Труппы танца модерн имеются в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. Большое распространение танец модерн получил на Кубе, где сложилась своя школа.
Первые труппы были организованы в начале 60-х гг. Р. Геррой и Альберто Алонсо. Продолжая развивать традиции американского и мексиканского танца модерн, кубинские хореографы проявляют особый интерес к негритянском фольклору, причём не только в его латино-американских формах, но и в африканских. И Европе существует несколько крупных учебных центров танца модерн — «Палукка-шуле» (Дрезден, ФРГ) и «Фолькванг-шуле» (Эссен, ФРГ) и др.
Широкое распространение танец модерн получил и в других странах. Шведский танцевальный театр (Б. Кульберг и И. Крамер), Нидерландский театр танца, Печский балет (Венгрия). «Батшева» и «Инбал» (Израиль), танцевальная труппа культурного центра искусств (руководитель А. Рейес, Филиппины) и другие. Стиль этих коллективов определяется принадлежностью их руководителей к американским или немецким школам танцам модерна, а также степенью использования национального фольклора и не балетной пантомимы, владением техникой классического танца.
Танец модерн оказал влияние и на классический танец.
Ни один из крупнейших балетмейстеров 20 в. начиная с А. А. Горского, М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и кончая Дж.Баланчиным и Ю. Н. Григоровичем, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении. Однако элементы танца модерн претворялись ими на основе иных идейно-хореографической концепций. С середины 50-х гг. стремление к синтезированным поискам некоего нового языка современного танца становится заметной тенденцией зарубежной хореографии.
Многих произведениях хореографов танца модерн и балетмейстеров классической школы (Морис Бежар, Р. Пети, Ж. Шарра, Альберто Алонсо, X.Лефебр, А. Де Милль, Дж. Роббинс, Х. Ван Манен, Р. Джофри, Дж. Арпино, Г. Тетли, М. Рамберт, Э. Тюдор, Дж. Крэнко, К.Макмиллан, М. Эк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.Я. Голейзовский, Май Мурдмаа и др.) трудно причислить к тому или иному направлению.
Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 г. в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под рук.Р. Коэна).
В 1972 г. Ж. Руссильо создал труппу Балетный театр Жозефа Руссильо во Франции. Старейшие балетные труппы этих стран — «Балле Рамбер» и парижская Опера также включают в репeртуар постановки танца модерн (с 1974 при парижской Опере работает экспериментальная группа — Театр исканий (рук. К. Карлсон).
На гастроли в СССР приезжали: Балет города Печ. труппы Алвина Эйли, Хосе Лимона, Кубинский ансамбль современного танца, Танцевальный ансамбль Крамера, Театр танца культурного центра Филиппин, Ансамбль танца под руководством Пола Тейлора, Балетный театр Жозефа Руссильо и другие.
Самобытно интерпретировали танец модерн современные хореографы Л. В. Якобсон (хореографические миниатюры по скульптурам Родена), О. М. Виноградов («Ярославна» Тищенко), Н. Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» на муз.Журбина) и другие.