Джордано бруно чем известен
Джордано Бруно
Фото Все
Видео Все
Джордано Бруно и Главная Тайна церкви
История жизни Джордано Бруно
За что на самом деле сожгли Джордано Бруно
Джордано Бруно — биография
Джордано Бруно – монах-доминиканец, философ, поэт, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, яркий представитель эзотеризма.
Личность Джордано Бруно очень неоднозначная и противоречивая. Многие не знакомы с его трудами, но всем известно, что он был приговорен к смертной казни через сожжение. Он рьяно отстаивал теорию Коперника, стараясь доказать, что Вселенная не имеет границ, она бесконечна. Он не был ученым, не проводил научных опытов, не делал расчетов и не вел многочасовые наблюдения, его познания базировались на философских размышлениях. Но не это послужило поводом для вынесения смертного приговора, ведь даже Галилей «отделался» арестом за свою гелиоцентрическую картину мира. Скорее всего, церковь приговорила его к смерти совсем по другой причине, если до сих пор его дело не было пересмотрено, и священнослужители поддерживают решение, вынесенное инквизицией более четырех веков назад.
Детство
Родился Филипп Бруно в 1548 году в небольшом городке Нола рядом с Неаполем. Его родителями были наемный солдат Джованни и бедная крестьянка. В 1559-м, когда мальчику исполнилось 11 лет, его отправили на обучение в Неаполь. Среди прочих наук он изучал литературу, диалектику, логику. Спустя четыре года он оказался в монастыре, в котором жил на протяжении десяти лет. Там он сменил свое имя на Джордано и именно под ним вошел в историю.
Во время пребывания в монастыре он заинтересовался трудом Коперника под названием «О вращении небесных сфер», и тщательно его изучил. Теперь он выступает против общепринятых идей, выдвинутых Аристотелем и Птолемеем, утверждая, что они не соответствуют действительности. Свою первую службу Бруно провел в 24 года, как только принял сан священника. Его утверждения были настолько смелыми, что у священнослужителей сложилось мнение о его еретических взглядах.
Молодой монах вынужден спасаться бегством. В 1574 году он покинул Италию, и на протяжении семнадцати лет путешествовал по всей Европе. За это время он успел побывать в Англии, Швейцарии, Германии, Франции. В 1577-м Бруно выступал с лекциями во французской Тулузе, в 1579-м рассказывал парижской публике о философских трудах теолога Луллия, сторонником которых он был.
Джордано Бруно
Однако через 5 лет бывший священник Джордано Бруно оказался вовлеченным в конфликт с приверженцами теории Аристотеля, и это вынудило его уехать из Парижа. Теперь его путь лежал в Лондон, где он много работал и стал автором многочисленных философских трактатов. В 1586-м Бруно переселился в Германию, но его выступления в Марбурге оказались под запретом. Тогда Джордано переезжает в Виттенберг и там занимается преподавательской деятельностью.
Наука
Бруно трудился над созданием философских трактатов, участвовал в диспутах, выступал с лекциями, но каждый раз наталкивался на непонимание и требование прекратить пропаганду своих убеждений. Один из сановников, который спустя много лет станет одним из тех, кто вынес Бруно смертный приговор, говорил, что философ обладает выдающимся умом, начитанностью и незаурядными знаниями.
Джордано был яростным противником церкви, причем, не только католической, но и любой из религий. Он считал их препятствием, которое наука должна преодолеть, если хочет развиваться дальше. В 1584-м Бруно издал свой труд «О бесконечности, вселенной и мирах».
Труд Джордано стал основой в современном материалистическом природоведении, в которое входит и материальное единство мира, пространственная и временная бесконечность Вселенной.
Одновременно с этим Бруно издает работу «Пир на пепле», в которую вошло 5 диалогов, пропагандирующих астрономические теории Коперника. Здесь же представлены идеи и самого Джордано, в которых он утверждает, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. В этом труде современные исследователи нашли уверенность Бруно в своих сверхчеловеческих способностях.
Где бы ни жил Джордано, он везде пропагандировал учения Коперника о вращении планет вокруг одного светила – Солнца. Но ему было тяжело «достучаться» до умов простых слушателей, если даже такие просвещенные личности как Бэкон и Шекспир не верили его словам. В полном разочаровании философ покидает центральную Европу и уезжает в Прагу. Там он издает еще несколько своих трудов, которые посвящает магии.
Основой философии Джордано Бруно стал неоплатонизм, он верил в единоначалие, в то, что именно с него началась жизнь во Вселенной. Однако под единым началом он имел в виду не только Бога, но и природу, и человека. И именно это церковь ему не простила.
По мнению современных исследователей, идеи Джордано не представляли научного интереса, потому что в основном, они стали продолжением открытий Коперника. Бруно просто расширил учение своего предшественника, но никакой доказательной базы не привел. В основном, открытия Бруно больше походили на психологические и мистические, чем астрономические исследования.
Но нельзя сказать, что Бруно вообще не внес никакого вклада в развитие современной науки. Именно ему принадлежит гипотеза о том, что континенты находятся в движении, что существуют дальние планеты, которые человек не может видеть и многое другое.
Личная жизнь
Джордано Бруно никогда не был женат, и не оставил после себя ни одного наследника. У него отсутствовали даже последователи и ученики. По мнению некоторых биографов, Бруно был гомосексуалистом, и это являлось не редкостью в средневековье, особенно для священнослужителей. Более точные сведения о личной жизни философа отсутствуют.
До наших дней дошли портреты Бруно, где видно, что он имел хрупкое телосложение и задумчивое выражение лица. Он был полностью углублен в свои науки и мистику, которые поглощали его настолько, что отношения с прекрасным полом отошли на второй план.
Смерть
По возвращению на родину, в Италию, Бруно мгновенно оказался в руках инквизиции. Возможно, он и не получил бы смертный приговор, если бы перестал выступать с обличающими речами, в которых открывал правду о монастырских прибылях и недвижимости, и не выдвигал требования конфисковать это имущество. По мнению других исследователей, смертный приговор ему был вынесен исключительно из-за убеждений о строении Вселенной, о ее бесконечности и множестве миров, из которых она состоит. Именно это считали веским основанием для приговора к смерти.
Памятник Джордано Бруно
Но если смотреть объективно, то и Галилей опровергал церковные догмы, но к нему инквизиция применила более мягкое наказание. Современные исследователи считают, что все дело в методах, которые использовали Бруно и Галилей. Последний представлял собой классического ученого, в качестве доказательной базы использовал математические расчеты и теории, а Джордано воспринимали как мыслителя, мистика, который вместо науки пользовался магией.
Ученые, занимавшиеся исследованием биографии Бруно, уверены, что его приговорили к казни не столько из-за научных изысканий, а скорее в результате борьбы за власть. Джордано очень убедительно высказывал свои учения, и в основном призывал отвергать религию как таковую. А такое вольнодумие в те времена не прощалось. Арест философа последовал после доноса Мочениго, который и предъявил ему обвинения в еретических настроениях. Судебное разбирательство длилось на протяжении шести лет, и все это время Бруно не выпускали из римской тюрьмы.
И все же многие исследователи с уверенностью заявляют, что инквизиция предлагала Бруно полностью отречься от своих убеждений, и он мог рассчитывать на помилование. Джордано ответил отказом. Оригинальный текст приговора Бруно до наших дней не дошел, но то, что его виной были не научные труды, а богохульство, известно точно. Церковь не могла допустить угрозу своей власти над людьми, и вынесла смертный приговор еретику. Джордано Бруно сгорел на костре 17 февраля 1600 года в городе Риме, на площади Цветов.
Интересные факты
Ссылки
Дело Джордано Бруно: сожженный в пламени веры
Джордано Бруно – знаменитый итальянский ученый, философ, поэт, последователь учения Коперника. С 14 лет он обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив имя Филиппо на Джордано. Однако Бруно вынужден был покинуть монастырь за резкие выступления против церковных догматов. Преследуемый церковью, он несколько лет путешествовал по Европе: читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.
В 1584 году в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд «О бесконечности вселенной и мирах» (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое учение о мироздании, предугадав многие будущие научные открытия. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли.
В тоске по родине он вернулся в Италию, где по просьбе веницианца Джованни Мочениго стал преподавать ему мнемонику.
Историческая справка:
Николай Коперник, (Copernicus), знаменитый астроном, 1473-1543, положивший начало современному представлению о системе мира. По происхождению поляк; 1491 поступил в краковский университет; 1503 профессор этого унив.; с 1510 был каноником в Фрауенбурге. К. первый выставил положение о неподвижности солнца и о движении вокруг него земли и планет в сочинении «De revolutionibus orbium coelestium». Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) — центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию.
Но со временем философия Бруно показалась Мочениго более чем необычной. Он решил, что приютил у себя чародея и начал собирать на учителя «досье», которое затем передал Инквизиции. Утром 23 мая 1592 года Джордано был схвачен и отправлен в тюрьму.
Процесс
Сначала был произведен опрос всех возможных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось лишь на словесных и письменных показаниях Мочениго. Суд рассматривал отдельные высказывания и положения Бруно в отрыве от текста его произведений. Бруно пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью. Наоборот несколько раз он размышлял над официальным возвращением в лоно католичества.
Когда во время суда речь заходила о его философии, он разъяснял инквизиторам моменты, которые могли показаться неясным. Бруно был настолько прост и спокоен, что иногда окружающих охватывал трепет. Не известно, чем бы кончилось дело в Венеции, если бы папа и римская инквизиция не потребовали доставить Бруно в Рим. В этот город его привезли 27 февраля 1593 года и придали ранг вождя еретиков.
Свыше шести лет Бруно держали в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине.
Ему были представлены «8 еретических положений», извлеченных из материалов процесса и замечаний цензоров. В шесть дней Бруно должен был или признать вину и отречься или продолжать упорствовать. Было решено дело Бруно закончить, осудить его как еретика, нераскаянного и упорствующего. Книги его надлежало сжечь. При оглашении приговора Бруно сказал: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!».
20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля он был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, где был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его «самому милосердному наказанию без пролития крови», что означало сожжение на костре
Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: «Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю».
На 12 февраля было назначено исполнение приговора, однако оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай».
Его казнили утром 17 февраля 1600 года. По иронии судьбы в этот день в Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием.
Более 400 лет прошло со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно. Сегодня его имя знают буквально все, хотя помнят, прежде всего, как жертву инквизиции.
Альтернативный взгляд на дело Джордано Бруно
Существует гипотеза: идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон.
Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.
Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого он допускал весьма грубые ошибки.
Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма.
Историческая справка:
«Герметизм — магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом «Герметическом корпусе»… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту,который выступал как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… — убежденность в божественной – нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая».
Что утверждал Джордано Бруно
В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир из ничего. Бог в учении Бруно переставал быть Личностью. Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью. Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.Таким образом, согласно данной гипотезе, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения науки, Бруно скорее компрометировал идеи Коперника.
Джордано Бруно утверждал:
1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.
2. И солнце вращается вокруг своей оси.
3. «…земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу».
4. Неподвижные звезды суть также солнца.
5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.
6. Кометы представляют лишь особый род планет.
7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.
Конфликт ученых и церкви. Наши дни
22 июля 2007 года в электронных СМИ появился текст открытого письма к президенту России Владимиру Путину, подписанного 10 академиками РАН. Физики Евгений Александров, Жорес Алферов, Лев Барков, Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков и Анатолий Черепащук, биолог Гарри Абелев, гематолог Андрей Воробьев, геофизик Михаил Садовский и генетик Сергей Инге-Вечтомов обеспокоены «возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни». Вспомнили и призывы ввести в образовательную программу российских школ «Основы православной культуры», и внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, и критику «засилья материализма» в образовании со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ).
Представители РПЦ резко отреагировали на открытое письмо академиков. Зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сравнил письмо академиков с «окриком и доносом», призвал «развенчать химеру так называемого научного мировоззрения» и отказал науке в возможности «убедительно объяснить происхождение мира».
Более того, православное политическое движение «Народный собор» и организация «Центр народной защиты» обратились в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела против академика Виталия Гинзбурга. По мнению истцов, академик и лауреат Нобелевской премии виновен в разжигании религиозной вражды. Причиной послужило высказывание Гинзбурга, сделано им в одном из интервью: «Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».
Цитаты:
Джордано Бруно: «Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом».
Джованни Мочениго, венецианский магнат: «Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…»
Владимир Арнольд, академик РАН: «На этом заседании (сессия Папской академии наук в Ватикане в 1998 году) меня больше всего поразил своей разумностью сам папа Иоанн Павел II, который сделал доклад о взаимодействии науки (которая, по его словам, одна имеет средства для отыскания истины) и Церкви (которая, он думает, квалифицированнее решает вопрос о том, в каком направлении использовать научные открытия вроде атомных бомб). Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. «Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить». Там же я узнал и об обвинении Галилея. Оказывается основное инкриминируемое ему утверждение состояло не в том, что Земля вертится, а в том, что, по его словам, «теория Коперника не противоречит Библии». Галилей (в основном) реабилитирован, ибо справедливость его утверждения теперь признана Ватиканом.
Предложение реабилитировать Джордано Бруно я делал в ответ на предложение вступить в Ватиканскую Академию, в которую я из-за этого отказа и не стал вступать. Джордано Бруно был, говорят, другом Шекспира, который, по-видимому, описал его в виде Просперо в «Буре» и в виде Бирона (или Байрона?) в «Напрасных усилиях любви». Бруно некоторое время работал в Оксфорде и вообще сменил много профессий (в том числе наборщика в типографии, учителя и священника, последнее было для него роковым).
Секреты инквизиции: Плененный разум (документальный фильм)
Бруно, Джордано
Бруно, Джордано (урождённый Филиппо Бруно, январь 1548 — 17 февраля 1600) — итальянский герметический философ, маг, математик, писатель, поэт, космологический теоретик и (возможно) основатель ряда тайных обществ 1548—1600 гг. Известен своими космологическими теориями, которые концептуально расширили тогдашнюю новую модель Коперника. Бруно высказал предположение, что звезды — это далекие солнца, окруженные своими планетами, и что эти планеты могут иметь собственную жизнь, философскую позицию, известную как космический плюрализм. Он также настаивал на том, что Вселенная бесконечна и не может иметь никакого «центра». Помимо космологии, Бруно также много писал об искусстве памяти, основывающейся на мнемонических методах и принципах. Признан виновным инквизицией в ереси и магии, был приговорен к смерти на костре губернатором Рима. В 1889 году на месте казни в Риме ему был воздвигнут памятник. После своей смерти Джордано Бруно приобрел славу как мученик науки, хотя современные историки сходятся во мнении, что он был обвинен в ереси и осужден не за астрономические, а скорее за философские и религиозные взгляды.
Содержание
Биография
Филиппо Бруно родился в небольшом городке Нола (Италия), близ Неаполя. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью Фраулисса (Флаулиса?) Саволино. В 15 лет он стал послушником в монастыре Сан-Доменико-Маджоре, неподалеку от Неаполя, приняв имя Джордано и вступил в доминиканский орден. В то время доминиканцы специально занимались мнемоникой, методом тренировки памяти, позволявшим хранить и вспоминать огромные объемы информации. Бруно настолько овладел данным методом, что его даже отвезли в Рим, чтобы он продемонстрировал свое искусство перед папой римским. В 1572 году Джордано Бруно становится католическим священником. В 1576 г. он был вынужден уехать, поскольку его начали подозревать в ереси из-за чтения запрещенных книг, а также из-за того, что он не держал в келье изображение святых. Бруно, сбросив с себя монашескую рясу, бежал из Неаполя, пересек всю Италию и чуть не попался инквизиции на швейцарской границе. Он бежал в Рим, чтобы молить о прощении Римского Папу, однако, когда там стало известно, что Бруно бросил сочинения отца церкви Иеронима в уборную, сбежав из монастыря, ему пришлось покинуть Рим. Бруно вышел из монашеского ордена и отправился в Турин, Венецию и Падую, а затем начал странствовать по Европе и читать лекции.
В 1578 году в Швейцарии Джордано Бруно принял кальвинизм и был зачислен в Женевский университет, однако вскоре ему пришлось уехать оттуда, из-за подозрений в ереси уже со стороны кальвинистов. В 1580 году Джордано Бруно переезжает во Францию, сперва в Тулузу, где тогда католическая церковь не имела большого влияния, он преподает астрономию в Тулузском университете в течение двух лет, а затем переезжает в Париж, где становится преподавателем Сорбоннского университета. Он публикует первую свою работу по мнемонике («О тенях идей»; итал. De umbris idearum) и читает лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство: краткое открытие истины». Этим он обращает на себя внимание короля Генриха III, которому в 1582 году посвятил свое сочинение «Искусство памяти» (итал. Ars memoriae). Впоследствии Бруно писал:
Я получил такую известность, что король Генрих III однажды вызвал меня, чтобы узнать, была ли память, которой я обладал, естественной или приобретенной магическим искусством. Я убедил его, что это происходит не от колдовства, а от того, что знания правильно систематизированы. Вслед за этим я издал книгу о памяти, озаглавленную «О тенях идей», которую посвятил его Величеству.
Бруно оставался в Париже до 1583 года, когда из-за споров со сторонниками Аристотеля ему пришлось уехал в Англию, чтобы читать лекции в Оксфорде. После этого он ведет бродячую жизнь, странствует по Франции, Англии и Германии, обучая магии и мнемонике. Католическая церковь заподозрила его в создании в Германии тайных групп «Джорданистов». Впрочем, достоверных тому доказательств получено так и не было.
Творчество
В Англии Джордано Бруно провел два года, во время которых прочел в Оксфорде цикл из тридцати лекций на богословские темы. В это время он издает ряд своих книг, среди которых — «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584), «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя»; «Каббала пегасского коня» (или «Тайна Пегаса»; 1585); «Килленский осёл»; «О героическом энтузиазме» и другие. Во время своего пребывания в Англии Бруно заявлял о необходимости возврата к магической религии Египта в том виде, в каком она изложена в герметическом трактате «Асклепий».
Бруно отстаивал геоцентрическую модель Солнечной системы, однако не по научным причинам, а вследствие того, что она совпадала с его магическим видением мира. Он писал: «Мы — не больший центр, чем любая другая точка во Вселенной». Это было опасным высказыванием во времена, когда преобладало мнение Птолемея о том, что Земля — центр Вселенной, вокруг которого вращались остальные планеты и Солнце.
«Тогда Вселенная становится единой, бесконечной, неподвижной. Она не способна к пониманию и потому бесконечна и беспредельна, и в этом смысле бесконечна и неопределима, а следовательно, неподвижна».
Космология Бруно различает «солнца», которые производят свой собственный свет и тепло и «земли», которые движутся вокруг солнц и получают от них свет и тепло. Бруно предположил, что некоторые, если не все, объекты, считавшиеся неподвижными звездами, на самом деле являются солнцами. Бруно писал, что другие миры «не менее добродетельны и имеют природу, отличную от нашей Земли,и, подобно Земле, «имеют животных и обитателей». В научных спорах, как и Парацельс, Бруно отличался надменностью и высокомерием, а своей сатирой в адрес коллег-академиков он нажил много врагов.
В 1585 году Бруно покинул Англию и отправился сперва во Францию, а затем в Германию, где безуспешно пытался найти работу преподавателя. Наконец это ему удалось осуществить в Виттенберге, где в течение двух лет он читал лекции по Аристотелю. В 1588 году Джордано Бруно переехал в Прагу, где пробыл полгода, во время которых написал ряд сочинений по магии, в частности, трактат «De magia naturali». Затем в течение недолгого времени Бруно служил профессором в Хельмштедте, но был вынужден покинуть его, когда поссорился с лютеранами. В 1591 году он отправился во Франкфурт. По-видимому, во время Франкфуртской книжной ярмарки он получил приглашение в Венецию от молодого венецианского патриция Джованни Мочениго (1531 — 1598), который хотел, чтобы Бруно обучил его искусству памяти. Также он рассчитывал занять кафедру математики в университете Падуи. Однако в Падуе ему было отказано в разрешении преподавать, и он, приняв приглашение Мочениго, переехал в Венецию в марте 1592 года. Около двух месяцев он был домашним учителем Мочениго. Когда Бруно объявил хозяину о своем намерении покинуть Венецию, тот, недовольный объемом полученных им знаний, донес на него венецианской инквизиции и передал Бруно им в руки.
Тюремное заключение, суд и казнь, 1593-1600
22 мая 1592 года Джордано Бруно был арестован инквизицией в Венеции по обвинению в ереси. Среди многочисленных обвинений в богохульстве и ереси в Венеции против него было выдвинуто обвинение, основанное на доносе Мочениго, в том, что он верит во множественность миров и отрицает Страшный суд. Бруно умело защищался, подчеркивая философский характер одних своих высказываний, отрицая другие и признавая, что у него были сомнения по некоторым догматическим вопросам. 17 сентября 1592 года римская инквизиция потребовала его перевода в Рим. После нескольких месяцев споров венецианские власти неохотно согласились, и 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. Он был заключен в тюрьму и подвергнут допросам. В течение шести лет своего пребывания в Риме Бруно содержался в заключении в башне Нон.
В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. По мнению итальянского историка Луиджи Фирпо, обвинениями, выдвинутыми против Джордано Бруно Римской инквизицией, были:
Бруно защищался так же, как и в Венеции, настаивая на том, что он принимает догматическое учение Церкви, но не отрекался от своих философских взглядов. В частности, он твердо придерживался своей веры во множественность миров, хотя его и убеждали отказаться от нее. Суд над ним проходил под надзором инквизитора кардинала Беллармина, который потребовал полного отречения, но Бруно от этого отказался. 9 февраля 1600 года инквизиционный трибунал вынес приговор, в котором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком», после чего он был передан светским властям, приговорившим его к сожжению на костре.
17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на рыночной площади Цветов. Его прах был брошен в реку Тибр. Все работы Бруно в 1603 году были помещены в католический Индекс запрещённых книг, где они оставались до 1962 года. В 2000 году, после консультации с Папским советом по культуре и теологической комиссией, Папа Иоанн Павел II объявил казнь Джордано Бруно несправедливостью. Однако полной реабилитации Бруно католической церковью не произошло, поскольку исповедуемый им пантеизм был несовместим с католическим учением.
Кардиналами инквизиции, судившими Джордано Бруно, были кардинал Беллармино, кардинал Мадруццо, кардинал Камилло Боргезе (позднее Папа Павел V), Доменико кардинал Пинелли, Помпео кардинал Арригони, кардинал Сфондрати, Педро кардинал де деза Мануэль и кардинал Санторио (архиепископ Санта-Северины, кардинал-епископ Палестрины).
Бруно потерпел в жизни поражение, и конец его был жалок, а его группы «Джорданистов», если таковые, конечно, существовали, не оставили о себе никаких следов. Его влияние на последующую историю тайных обществ было на удивление велико. Именно его вариант мнемоники, переданный его учеником Александром Диксоном, предписывал изучать первым шотландским вольным каменщикам Уильям Шо, королевский мастер работ, немало сделавший в конце XVI столетия для перехода от оперативного масонства к спекулятивному. В начале XVII века ирландский философ Джон Толанд, основатель по крайней мере одного тайного общества и значительная фигура в истории современного друидизма, внимательно изучал работы Бруно, перевел на английский его «Изгнание торжествующего зверя» и переложил его идеи на язык пантеизма, произведшие сильное впечатление на многих радикалов XVIII века.