Дзо что это такое в бухгалтерии
Дзо что это такое в бухгалтерии
Статья 6. Дочерние и зависимые общества
1. Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
3. Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества (товарищества).
Основное хозяйственное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного общества (товарищества) последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.
Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.
4. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.
Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Годовой отчет 2013
Содержание
Дочерние и зависимые общества
ОАО «МРСК Северо-Запада», являясь акционером дочерних и зависимых обществ, осуществляет свои взаимоотношения с последними посредством методов корпоративного управления руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, Уставом, Порядком взаимодействия ОАО «МРСК Северо-Запада» с организациями, в которых участвует Компания, и другими внутренними документами Компании, Уставами и внутренними документами ДЗО, определяющими порядок деятельности органов управления и контроля (Положения о Советах директоров, Ревизионных комиссиях и т. д.).
Порядок взаимодействия ОАО «МРСК Северо-Запада» с организациями, в которых участвует Компания, утвержден Советом директоров Компании с целью:
Интересы Компании в деятельности ДЗО реализуются в разработке и выполнении политики корпоративного управления, которая включает в себя несколько направлений, таких как:
Корпоративное управление ДЗО ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществляется через систему органов управления и контроля в соответствии с интересами Компании:
Формы корпоративного управления ДЗО
Дочерние и зависимые общества, осуществляющие энергосбытовую и энергосервисную деятельность
Наименование ДЗО | Место нахождения ДЗО | Основной вид деятельности ДЗО | Доля участия Компании в капитале ДЗО, % | Выручка ДЗО, тыс. руб. | Финансовый результат ДЗО, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|
ОАО «Псковэнергоагент» | Псковская обл., г. Псков, ул. Старо-Текстильная, 32 | Оказание агентских услуг субъектам электроэнергетики, осуществляющим деятельность, связанную с куплей-продажей электроэнергии, с передачей (распределением) электроэнергии, в части обеспечения реализации от имени субъектов электроэнергетики указанной деятельности. | 100 | 244 862 | 781 |
ОАО «Псковэнергосбыт» | Псковская обл., г. Псков, ул. Заводская, д. 24 | Продажа электроэнергии юридическим лицам и гражданам. | 100 | 5 781 607 | 3 869 |
ОАО «Энергосервис Северо-Запада» | Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31 | Выполнение проектных и строительно-монтажных работ узлов учета электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения. Ремонтно-строительные работы, монтажные, специализированные работы по монтажу систем газоснабжения, сервисное обслуживание объектов. | 100 | 117 865 | −73 937 |
Информация о дочерних и зависимых обществах, осуществляющих иные виды деятельности, а также о долях участия ОАО «МРСК Северо-Запада» в других организациях приведена в приложении № 14 к Годовому отчету.
Дочерние и зависимые общества: понятие, управление
Подробное описание дочерних и зависимых обществ отражено в статье 6 закона «Об акционерных обществах». Эта статья базируется на правилах, которые установлены в статьях 105 и 106 действующего на территории Российской Федерации Гражданского кодекса. В ней охарактеризованы нормативы ГК РФ касательно зависимых обществ, дочерних обществ, которые сегодня имеют права юридических лиц.
Общие положения
На территории России существуют дочерние и зависимые общества. Сформированы они на базе закона об АО, а также других законов федерального уровня, в то время как общества за пределами РФ создаются по законодательству соответствующих государств, если иные правила не предусматриваются международным договором РФ (подробное описание ситуации можно найти в пункте 1 статьи 6 Закона об АО).
В отличие от представительств и филиалов, которые считаются структурными подразделениями АО, сформировавшего их, дочерние общества и зависимые общества хозяйственного типа являются самостоятельными структурами. Они полноценно наделяются правами юридического лица (ЮЛ), несмотря на то, что находятся в некоторой зависимости от основного общества в управленческом плане.
Понятие дочернего и зависимого общества
В современное гражданское право входят нормы, регулирующие отношения между юридически, а не только экономически не равными субъектами права, построенные на экономической зависимости и управленческом контроле. Дочерней или зависимой структурой может признаваться абсолютно любое общество хозяйственного типа. Это может быть АО, ООО или ОДО. Характерной чертой таких структур служит то, что материнское (иными словами, основное) общество не только влияет на принятие тех или иных решений, но и является ответственным относительно долгов дочерних фирм. Хозяйственная структура может быть признана дочерним обществом в том случае, если:
Последствия признания общества дочерним
Важно отметить, что признание дочернего и зависимого общества таковыми предполагает наличие определенных последствий для материнской компании. Дело в том, что она становится ответственной в плане долгов перед кредиторами, связанными с действием или бездействием дочерних фирм.
Таким образом, в процессе заключения сделки при упоминании материнского общества или товарищества актуально наступление солидарной ответственности как основной, так и дочерней структуры.
В случае экономической несостоятельности дочерней фирмы по вине основной именно последняя несет ответственность по долгам дочернего и зависимого общества субсидиарно. Иными словами, лишь в случае недостатка имущественных комплексов дочерней компании для покрытия долговых обязательств. При этом дочерняя фирма ни при каких обстоятельствах не отвечает по долговым обязательствам основной структуры.
Если дочерняя компания несет убытки, в которых виновата основная фирма, то она имеет полное право потребовать их возмещения при условии того, что вина основного общества доказана.
Зависимые общества
Итак, основные, дочерние и зависимые общества, как выяснилось, – это разные вещи. Под зависимым обществом необходимо понимать структуру, в уставном капитале которой иная компания имеет более 20 % участия (голосующих долей или акций). Зачастую общества зависимого типа принимают взаимное участие в капиталах друг друга. Подобные отношения не предполагают субсидиарной или солидарной ответственности по долговым обязательствам.
Однако сведения о сотрудничестве, так или иначе, должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Это нужно и заинтересованным участникам хозяйственного оборота, и органам государственного контроля, которые отвечают за установление границ данного участия с целью предотвратить монополизм в стране.
Правовое положение дочерних и зависимых обществ
Учреждения дочернего и зависимого типа на территории России могут формироваться по ГК РФ, закону «Об АО» и иным законам федерального уровня (к примеру, это ФЗ от 8 февраля 1998 года «Об ООО» или ФЗ от 9 июля 1999 года «Об иностранных инвестициях в РФ»). Право открытия акционерным обществом экономических структур дочернего типа говорит о том, что это общество может быть участником с преобладающей частью голосов в учреждении управления ООО, АО или ОДО.
Требования
Управление дочерними и зависимыми обществами – вопрос достаточно масштабный. Наличие у структуры подчиненных компаний предполагает особые требования в плане ведения бухучета, ведь актуальным становится отражение второй фирмы в отчетности. В подобной ситуации, кроме своих бухгалтерских отчетов, то есть отчетности основной и дочерней (зависимой) структуры, формируется консолидированная (сводная) отчетность, включающая показатели отчетов подчиненных компаний, которые находятся не только на территории России, но и за ее пределами.
Отчетность
Консолидированная отчетность – это система показателей, которые отражают положение на отчетную дату в плане финансов, а также результаты за отчетный период группировки взаимосвязанных компаний. Данная система формируется строго по Методическим рекомендациям касательно создания и предоставления сводных бухгалтерских документов (информация составлена по приказу Министерства финансов РФ от 30 декабря 1996 года). Эти методические рекомендации используются для формирования и последующего предоставления бухгалтерских отчетов, начиная с отчетности за 1996 год.
Взаимосвязь обществ
Каким образом взаимосвязаны дочерние и зависимые акционерные общества с основными? По отношению к дочерней структуре материнская выступает как основная, а по отношению к зависимым – как участвующая или преобладающая, в зависимости от сторонних факторов.
Именно поэтому консолидированная отчетность, о которой велась речь в предыдущей главе, объединяет отчеты дочерних компаний и включает информацию о зависимых фирмах, которые являются самостоятельными юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством.
Важно отметить, что подчиненные структуры имеют схожесть оснований появления и правовой природы. Отличительными чертами служат следующие пункты:
Стоит дополнить, что преобладающая структура никогда не будет располагать теми правами, которые есть у основной компании по отношению к дочерней. Именно поэтому она не является ответственной по долговым обязательствам зависимой компании.
Роль и задачи корпоративного секретаря в корпоративном управлении дочерними и зависимыми компаниями
Автор: Тарасова Г.А., директор по корпоративной практике группы компаний RU-COM
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №7-2012
Опубликовано: 16 июля 2012
Корпоративное управление дочерними и зависимыми компаниями (далее — ДЗО) является одной из ключевых задач головной компании любого холдинга. На практике эта задача в каждом холдинге решается по-разному. В одних холдингах корпоративное управление ДЗО возложено на специально созданное подразделение по корпоративному управлению ДЗО, в других — на корпоративного секретаря головной компании холдинга. В данной статье речь пойдет о роли и задачах корпоративного секретаря общества в корпоративном управлении ДЗО.
В случае, когда корпоративное управление ДЗО возложено на корпоративного секретаря головной компании холдинга, он выступает в роли основного держателя всех процессов, связанных с корпоративным управлением ДЗО. Поскольку данных процессов достаточно много, организационно корпоративный секретарь, как правило, совмещает в себе две должности: корпоративного секретаря и руководителя корпоративной службы головной компании.
Исходя из этого, к числу ключевых задач корпоративного секретаря в части корпоративного управления ДЗО относятся:
Данный перечень задач не является исчерпывающим и зависит от конкретного холдинга и его структуры активов, стратегических задач, стоящих перед компаниями группы на текущий момент. Например, в компаниях группы RU-COM корпоративный секретарь головной компании может также курировать проекты реорганизации дочерних и зависимых компаний, изменения структуры активов холдинга.
Итак, рассмотрим более подробно каждую из задач.
Формирование реестра ДЗО и определение контура управления
До того как определить, «как управлять» ДЗО, необходимо определить, «кем управлять», составив так называемый контур управления — перечень компаний холдинга, которые будут находиться в прямом управлении корпоративного центра.
Для этого корпоративному секретарю необходим актуальный реестр всех компаний холдинга, включающий в себя по каждой компании следующую информацию:
Для наглядности все ДЗО рекомендуется изобразить также в виде схемы (карты активов).
В задачи корпоративного секретаря входит поддержание реестра ДЗО в актуальном состоянии. Для этого корпоративному секретарю важно выстроить эффективные коммуникации с подразделением холдинга, отвечающим за структуру активов холдинга и ее изменение (за исключением случаев, когда данная функция закреплена за корпоративным секретарем).
Формирование и внедрение модели корпоративного управления ДЗО
Одной из важных задач корпоративного секретаря является разработка модели корпоративного управления ДЗО, которая отвечает на вопрос: «Как управлять ДЗО?». Корпоративный секретарь должен обеспечить соответствие модели корпоративного управления ДЗО, с одной стороны, интересам и задачам холдинга, а с другой — требованиям корпоративного законодательства.
При разработке модели корпоративного управления ДЗО в зависимости от степени участия в акционерном капитале ДЗО корпоративному секретарю необходимо определить:
Как правило, в разработке модели корпоративного управления ДЗО участвуют ключевые структурные подразделения холдинга, которые в рамках своей компетенции выдвигают предложения по направлениям контроля ДЗО. В последующем данные предложения корпоративный секретарь отражает в уставах ДЗО в виде вопросов компетенции совета директоров ДЗО.
В ходе разработки модели корпоративного управления ДЗО могут рассматриваться вопросы создания комитетов при советах директоров ДЗО, передачи полномочий единоличного исполнительного органа нескольких ДЗО одной управляющей организации.
После разработки и утверждения модели корпоративного управления ДЗО корпоративному секретарю необходимо обеспечить ее качественное внедрение. Эта задача решается посредством внесения необходимых изменений (дополнений) в уставы и внутренние документы ДЗО, разработки и утверждения в головной компании холдинга и каждом ДЗО регламентирующих документов (стандартов), а также работы с персоналом.
Разработка и внедрение в ДЗО единой методологии по корпоративному управлению
Фундаментом любой модели корпоративного управления ДЗО являются регламентирующие документы: уставы, положения, стандарты и т. д. Именно в них зафиксированы «правила игры».
Задачей корпоративного секретаря является обеспечить единую для всех ДЗО регламентацию ключевых процессов корпоративного управления ДЗО. Под единой методологией понимаются:
Единство методологии особенно важно для холдингов с большим количеством управляемых активов. Чем единообразнее методология, тем проще управлять и контролировать ДЗО.
Представьте, что вам нужно управлять 50 компаниями, у каждой из которых индивидуальные редакции уставов и внутренних документов, форматы отчетности, и под каждую из этих компаний вам нужно будет выстраивать индивидуальный алгоритм управления. Очевидно, что это непрактично и неэффективно с точки зрения оптимизации кадровых и временных ресурсов на управление ДЗО.
Но, как известно, из любого правила могут быть исключения. По отдельным ДЗО возможны индивидуальные частичные отступления от единой методологии с учетом особенностей бизнеса и/или структуры акционерного капитала ДЗО.
Формирование и развитие в ДЗО корпоративной службы, осуществление постоянного управленческого воздействия
Для успешного корпоративного управления ДЗО корпоративному секретарю головной компании холдинга необходимо сформировать в ДЗО профессиональную команду корпоративных юристов.
В зависимости от масштабов ДЗО и объема задач по корпоративной работе в одних ДЗО может быть избран только один корпоративный секретарь, в других ДЗО может быть создана полноценная корпоративная служба.
В этой связи важно изначально правильно распределить задачи по корпоративной работе между головной компанией и ДЗО. И здесь подходы встречаются разные: в одних холдингах задачи распределены, в других вся корпоративная работа по ДЗО централизована на уровне головной компании, и на местах корпоративных специалистов нет вообще. На мой взгляд, вариант с полной централизацией может привести к сбоям в управлении ДЗО в случае увеличения объема задач или числа ДЗО под управлением.
Корпоративный секретарь головной компании холдинга должен осуществлять постоянное управленческое воздействие на корпоративные службы ДЗО: планировать их работу, ставить приоритетные задачи, контролировать их исполнение, мотивировать корпоративных юристов ДЗО на профессиональное развитие. Зачем это нужно? Ответ простой: чем профессиональнее будут корпоративные юристы в ДЗО, тем проще будет головной компании управлять ДЗО в целом.
Организация системы информационного обмена между головной компанией и ДЗО
Весь процесс корпоративного управления ДЗО строится на постоянном обмене информацией и документами между ДЗО и корпоративным центром. При этом мы часто слышим от дочерних компаний жалобы, что им приходится представлять одну и ту же информацию по запросам от разных подразделений головной компании либо в разных форматах.
В задачи корпоративного секретаря входит совместно со структурными подразделениями головной компании выстроить оптимальную систему информационного обмена между головной компанией и ДЗО, которая включала бы в себя:
Посредством информационного обмена корпоративному секретарю необходимо сформировать и поддерживать в актуальном состоянии базу данных по каждому ДЗО (уставы и внутренние документы ДЗО, эмиссионные документы, протоколы собраний/заседаний органов управления ДЗО, годовые отчеты и т. д.).
Помимо базы данных по ДЗО необходимо также выстроить процесс оперативного информирования головной компании холдинга о наступлении в ДЗО так называемых важных корпоративных событий. Например, об отказе регистрирующего органа в регистрации выпуска ценных бумаг ДЗО или о предъявлении к ДЗО иска по корпоративному спору. Корпоративному секретарю нужно сформировать перечень таких событий (в каждом холдинге он может быть свой) и быть готовым подключаться к разрешению наиболее сложных вопросов совместно с корпоративными юристами ДЗО.
Планирование и контроль проведения корпоративных мероприятий в ДЗО
Как правило, непосредственная подготовка материалов к общим собраниям акционеров, заседаниям советов директоров и комитетов является задачей корпоративного секретаря ДЗО. Но ряд важных задач, связанных с корпоративными мероприятиями в ДЗО, должны решаться корпоративным секретарем холдинга, в частности:
Главная задача корпоративного секретаря холдинга — не подменять собой корпоративных секретарей ДЗО, а организовать на местах качественную и своевременную подготовку материалов к собраниям/заседаниям органов управления ДЗО.
Совершенствование системы корпоративного управления ДЗО
Эффективную систему корпоративного управления дочерними и зависимыми компаниями невозможно выстроить раз и навсегда. Под влиянием внешней среды (законодательство, другие акционеры, пр.) и внутренних процессов в холдинге ее необходимо периодически дорабатывать и совершенствовать.
В этой связи задачей корпоративного секретаря головной компании является постоянное наблюдение за работой системы корпоративного управления ДЗО, фиксация системных сбоев в работе и устранение их причин, мониторинг корпоративного законодательства и изучение лучших практик в сфере корпоративных отношений.
Автор: Тарасова Г.А., директор по корпоративной практике группы компаний RU-COM
Схемы консолидации с ВГО на примерах
Рассмотрим на примерах основные схемы консолидации отчетности на предприятиях. Для начала рассмотрим, какие же общества подлежат консолидации, а какие нет.
Подлежат консолидации:
Не подлежат консолидации:
ДЗО, где ГК владеет менее 20% и не оказывает существенного влияния на деятельность ДЗО.
Примеры составления консолидированного баланса
Случай первый — ГК владеет 100% ДЗО
Консолидация происходит в несколько этапов:
Этап 1. Элиминировать балансовую стоимость инвестиций ГК в ДЗО и капитал ДЗО, принадлежащий ГК.
Пример:
Инвестиции в ДЗО выделяются из строки баланса «Долгосрочные финансовые вложения» в отдельную строку. Таким образом, потребуется ввод первоначальных остатков на плане счетов УУ, где будут выделены соответствующие инвестиции как в ГК, так и в ДЗО.
Этап 2. Учет внутригрупповых оборотов (ВГО).
Примеры ВГО
Цифрами в отчетах обозначены операции из примера.
Случай второй — ГК владеет более 50% ДЗО
Консолидация происходит в несколько этапов:
Этап 1. Элиминировать балансовую стоимость инвестиций ГК в ДЗО и капитал ДЗО, принадлежащий ГК.
Этап 2. Выделение доли меньшинства.
Пример №1 (прибыльная компания): ГК владеет 80% акций ДЗО. Чистые активы ДЗО составляют 100 т.р., доля в чистых активах ГК составляет 100 т.р.*80% = 80 т.р. Баланс будет иметь следующий вид:
Доля меньшинства в акционерном капитале равна 50*20% = 10 т.р.
Доля меньшинства в нераспределенной прибыли 60*20% = 12 т.р.
Пример №2 (убыточная компания):
Т.к. ДЗО несет значительные убытки, и доля меньшинства в нераспределенной прибыли (-28 т.р.) превышает долю меньшинства в капитале (10 т.р.), в консолидированной отчетности она равна 0. При условии ДЗО в последующие отчетные периоды такая прибыль будет относиться на увеличение чистых активов группы до момента покрытия ранее отнесенного превышения убытка (-18 т.р.) дочерней компании над долей меньшинства (п. 35 IAS 27)
Этап 2. Учет внутригрупповых оборотов (ВГО). Внутригрупповые обороты аналогичны 100% доле, однако в консолидированной отчетности необходимо выделять долю меньшинства.
Пример №3: Реализация товаров между компаниями группы: ГК владеет 80% ДЗО, 20% — доля меньшинства. ДЗО продала ГК товары стоимостью 50 тыс. руб. за 70 тыс. руб. Проданные товары находятся в запасах ГК и не реализованы на сторону (имеет место нереализованная прибыль). Для элиминации ВГО выручка ДЗО должна быть уменьшена на 70 т.р., а себестоимость на 50 т.р. В балансе необходимо уменьшить в активе стоимость запасов, а в пассиве нераспределенную прибыль. Так как ГК не полностью владеет ДЗО, прибыль доли меньшинства необходимо уменьшить на 20*0.2 = 4.
Случай третий — от 20 до 50%
Согласно методу долевого участия инвестиции в ассоциированную или зависимую компанию первоначально признаются по себестоимости. После первоначального признания ее (инвестиции) балансовая стоимость увеличивается или уменьшается на признанную долю инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций.
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.