Дзю дзюцу что это
Джиу-джитсу. Соревнования и правила. Принципы и особенности
Историческая справка
О возникновении единоборства повествуют несколько легенд. Согласно одной, родоначальником единоборства стал японский доктор Акаяма Сиробеи, живший в 9 в. н. э. Он долгое время провел в Китае, изучая медицину и боевые техники. Как-то раз он выполнял упражнения под сакурой. Шел снег. И вдруг одна из толстых веток дерева сломалась под тяжестью снега, другая же, тонкая, прогнулась и сбросила снежную шапку. Это явление натолкнуло Акаяма на мысль, что иногда ради победы необходимо поддаться противнику. Эта мысль и легла в основу новой школы — джиу-джитсу. Сиробеи разработал порядка 300 различных приемов, составивших техническую базу нового вида единоборств.
Сторонники другой версии утверждают, что единоборство зародилось благодаря китайским мастерам цин-на, нашедших приют в японских монастырях и обучавших всех желающих. В итоге родилось дзю-дзюцу, соединившее техники японского сумо и китайского цин-на.
Некоторые виды единоборств сформировались на базе джиу-джитсу. Так, Сэнсэй Кано Дзигоро на его основе создал дзюдо, а Уэсиба Морихэй — айкидо. Но дзю-дзюцу при этом не исчезло, а осталось востребованным. В 20 в. дзю-дзюцу приобрело большую популярность в Бразилии. Все началось с приезда в страну мастера единоборства Мицуе Маеды, который обучил некое семейство Грейси. С тех пор количество приверженцев этой дисциплины лишь увеличивается.
Философия джиу-джитсу
Философия дзю-дзюцу почерпнула многое из буддизма и неоконфуцианства, которые распространялись в Японии благодаря проповедникам из Китая. Основная идея этих учений — гармоничное развитие личности.
Дзю-дзюцу базируется на следующих постулатах, получивших название «Правила додзе кун»:
Познание этих принципов не только в теории, но и на практике, составляет важную часть обучения. Более того — профессиональный боец обязан следовать им всю свою жизнь.
Особенности экипировки
Формой одежды спортсменов для занятий и соревнований является Ги — особый вид кимоно. Состоит оно из трех элементов — куртки, штанов и пояса.
Ги должен соответствовать определенным требованиям, установленным Федерацией Бразильского джиу-джитсу:
Форма не должна ограничивать движения спортсмена, поэтому очень важно правильно подобрать размер.
Правилами состязаний предусмотрена обязательная защитная экипировка для бойцов:
По желанию спортсмен, достигший 18-летнего возраста, может надевать мягкий шлем. Допускаются также защита на голени (мягкая) и перчатки без пальцев (шингарты).
Основные правила и техника
Бой проходит на площадке в форме квадрата со стороной 8 м, устланной матами. Она подразделяется на 2 части разного цвета:
Сражаются спортсмены в рабочей зоне. Длительность поединка — 3 мин. Допустимы удары руками и ногами по голове и корпусу, а также применение болевых и удушающих приемов в положении стоя и лежа. За результативные приемы спортсменам начисляются баллы.
Победитель в схватке выявляется по преимуществу в очках по результатам поединка. Однако бой может закончиться и раньше времени в случае, если:
Если обнаружилась ничья, по решению судей бойцам назначается дополнительное время с аннулированием всех полученных ранее очков. Если и это не помогло, победу присуждают по итогам взвешивания.
Изначально джиу-джитсу представляло собой боевое искусство самураев, целью которых было победить невооруженного врага. Поэтому техника основана, прежде всего, на выполнении ударов и бросков, болевых воздействиях на суставы и биоактивные точки, удушающие приемы и выведение из равновесия. Удары наносят пальцами, любой частью ладони, локтями, коленями, ступнями и даже головой. Борцовские приемы (удушения, захваты, подножки, броски и т.п.) составляют около 60% техники, остальная часть приходится на удары. Таким образом, дзю-дзюцу сегодня – это комбинированная система рукопашного боя.
В истории дзю-дзюцу зафиксирован случай, когда мастер Исо Матаэмон и один его ученик победили 100 человек. Вернее, врукопашную были повержены 40, а остальные просто убежали. Такое стало возможным благодаря ударному поражению болевых точек.
Стили и направления
С момента появления боевого искусства и до настоящего времени в мире сформировалось большое количество его разновидностей. В каждой внимание акцентируется на определенном аспекте: бросках, ударах или болевых приемах. Отличаются и программы обучения тому или иному стилю. Поэтому регламент соревнований составляется заранее и очень подробно оговаривается. Руководство этим процессом осуществляет Всемирная федерация.
На сегодняшний день известно порядка 200 стилей джиу-джитсу, из них официально признаны только 10. Условно их можно объединить в 3 группы или направления в зависимости от поставленной цели:
Поясная система
Уровни мастерства бойцов в джиу-джитсу подразделяются на ученические и мастерские. Первые называются «кю», а вторые — «дан». И тех, и других в системе 10, и каждой соответствует пояс определенного цвета. Самым низшим уровнем считается 10, по мере овладения навыками кю повышается, приближая спортсмена к званию мастера.
Расцветки поясов при этом следующие:
Даны увеличиваются от 1-го до 10, при этом мастера получают пояса соответствующих цветов:
Владение красным поясом признается верхом мастерства.
В различных стилях единоборства предусматриваются различные условия присвоения уровней. Но едиными требованиями являются:
Согласно этим правилам, коричневый пояс не может быть выдан спортсмену, не достигшему 15-летнего возраста, а 1 дан не получит боец моложе 18 лет. Чтобы получить 5-7 дан, необходимо достичь 35 лет, а 8-10 присвоят не раньше 45.
Эффективность джиу-джитсу проистекает из самой древности. Единоборство развивалось столетиями, ее арсенал пополнялся новыми приемами, формировались подстили, позволяющие использовать боевое искусство в разных целях. Овладев техникой дзю-дзюцу, можно с успехом противостоять сопернику, превосходящему по весу и силе, быстро отразить атаку и обездвижить его, а при необходимости — применить болевой прием. Это одна из самых эффективных систем самообороны, существующая в мире на сегодняшний день.
Японские Боевые Искусства
Japan Martial Art
Дзю-дзюцу
Есин-ко-рю, Есин-рю, Кираку-рю, Кито-рю, Нагао-рю,
Сэкигути-рю, Такэноути-рю, Тэндзин синъе-рю, Ягю синган-рю
Сама мысль превосходства мягкости над силой была не нова. Мы видим эту концепцию еще за несколько столетий до нашей эры в известном памятнике даосской мысли «Даодэцзин». Она имела значительную популярность среди мастеров ушу из Китая, но именно японские мастера рукопашного боя уделили ей столь огромное внимание, что слово «мягкость» вошло в само название школы.
По мнению большинства исследователей, старейшей школой-прообразом современного дзю-дзюцу является Такэноути-рю.
Дзю-дзюцу в начале эпохи Эдо
Мощные броски и разнообразные болевые приемы, которые принято считать своеобразной визитной карточкой японского дзю-дзюцу, начали появляться примерно через 100 лет после возникновения Такэноути-рю. Во всяком случае, самый старый текст, в котором мы можем видеть их в большом количестве, — это проиллюстрированное наставление 1632 г. школы Сэкигути-рю. В этом же ответвлении для обозначения техники именно боя на ближней дистанции впервые возникает слово «явара» (в ином прочтении «дзю» из «дзю-дзюцу») — «мягкость», что говорит об усвоении ее мастерами принципа мягкости и податливости, что составляет фундамент теории дзю-дзюцу. Недостатки Сэкигути-рю – недостаточная разработанность техники удушений и ударов — были восполнены в знаменитой школе Ёсин-рю, самыми сильными сторонами которой как раз и являются удушающие приемы, удары в уязвимые точки, приемы усыпления и реанимации нажимами в уязвимые точки.
Обладать знаниями в этой специфической области боевого искусства мечтали многие бойцы. Дошедшие до наших дней наставления различных школ дзюдзюцу сохранили следы их экспериментов и изысканий. Неудивительно, что многие хотели проникнуть в сокровенные секреты Ёсин-рю и вступали в нее, но мастера свято хранили свои тайны. В тексте родственной Ёсин-рю школы Хаяси-рю сообщается, что ни один из целой тысячи ее учеников не был удостоен посвящения в секреты «истинной традиции убийства и оживления». В результате применения такого экстремального режима секретности позднейшие тексты по дзюдзюцу, созданные в мирное время, когда не было никакой возможности опробовать приемы на практике, пестрят многочисленными ошибками.
Предполагают даже, что некоторые наставники специально обманывали своих недостойных учеников, подсовывая им липовые сведения. И все же лучшие из лучших удостаивались благосклонности учителей, и секретное учение Ёсин-рю продолжало жить. Сначала оно было перенято мастерами дочерней школы Син-но синдо-рю, от них попало в руки Исо Матаэмон, основателя школы Тэндзин синъё-рю, а из Тэндзин синъё-рю пришло в дзюдо Кодокан. Наконец, разработки специалистов Кодокана послужили основой для соответствующих разделов многих современных направлений японских боевых искусств.
Из школ, вышедших из Ёсин-рю, наиболее известна школа Син синдо-рю. В конце эпохи Эдо Исо Матаэмон, соединив Ёсин-рю и Син синдо-рю, разработал известнейшую школу Тэндзин синъё-рю. Из других школ этой ветви следует назвать Исэй дзитоку тэнсин-рю, Симмё саккацу-рю, Курама ёсин-рю, Синто ёсин-рю, Сайхо-ин Буан-рю и др.
Приблизительно в одно время с Сэкигути-рю и Ёсин-рю возникла и Кито-рю — влиятельная школа, которая вобрала в себя и усовершенствовала приемы борьбы в доспехах, которые широко применялись на полях сражений японскими воинами в XI-XVI вв.
Дзю-дзюцу в середине эпохи Эдо
Дзю-дзюцу в конце эпохи Эдо
От конца эпохи Эдо до нашего времени дошло большое количество текстов, рассказывающих о боевых искусствах. Особенно большое число их возникло в первой половине XIX в. Исследователи ассоциируют это с политикой сёгунского правительства, которое на границе XVIII и XIX вв. активно поощряло занятия единоборствами. Однако, такая политика помогала не столько углублению учений мастеров или исследованию различных областей боевых искусств, сколько увеличению количества учеников, заоминающихся нововведений было не сильно много. Популярности дзю-дзюцу в большой степени способствовало и массовое развитие рандори и соревнований.
Одной из наиболее известных и вызывающих интерес школ, появившихся в этот период, стала школа Тэндзин синъё-рю.
Несколько позже Тэндзин синъё-рю возникла еще одна влиятельная школа — Кираку-рю.
Дзю-дзюцу после периода Мэйдзи
Во второй половине ХIХ — начале ХХ вв., во время буржуазных преобразований и западнизации Японии, школы дзю-дзюцу, как и боевые искусства в целом, оказались в сложном положении. Японские лидеры, смотрящие на западную жизнь, напрямую ассоциировали силу империалистических государств с внешним обликом европейского стиля жизни и иногда доходили до прямого копирования Западу и отрицания ценности национального культурного наследия.
Известны случаи уничтожения памятников истории, древних храмов, не имеющих цены произведений искусства. Что же касается бугэй, то их особенно западнически настроенные деятели припечатали выражением- «наследие дикости и варварства».
В таком положении некоторые мастера дзю-дзюцу решили модернизировать свое искусство, адаптировать его к новым веяниям – так возникло дзюдо, а еще через полвека – айкидо, другая часть старалась соответствовать старинным традициям. Последним пришлось особенно сложно: кто-то умер нищим, так и не найдя себе ученика, кто-то полностью оставил занятия, кто-то эмигрировал на Запад, чтобы показывать дзю-дзюцу в мюзик-холлах и цирках.
Многие школы дзюдзюцу при этом исчезли полностью, и сегодня нам известно о них только из их старинных наставлений, которые едва возможно прочитать, но наиболее сильные сохранились. Это Такэноути-рю, Тэндзин синъё-рю, Синто ёсин-рю, Кираку-рю, Ягю синган-рю, Сёсё-рю и несколько десятков других – настоящие живые музеи самурайской древности.
В наше время в Японии тратятся огромные усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые сейчас воспринимаются как неотъемлемая часть достояния нации.
Дзю-дзюцу
Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к образу упругой ивы, которая под грузом снега сгибается и сбрасывает его с себя, в отличие от могучего дуба, который терпит до последнего и с треском ломается под тяжестью нагрузки.
Дзю-дзюцу — искусство рукопашного боя самураев
Первую школу рукопашного боя близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах.
Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю и Исогаи-рю.
Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Он отправился в Китай для расширения своих познаний в боевых искусствах и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзи-туйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — «поддаться, чтобы победить».
К 1650 году уже насчитывалось более четырехсот, преподающих дзю-дзюцу по всей Японии. Техника стала включать в себя большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел техники получил название «атэми-вадза».
На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее известными из них были Арагаки-рю, Кито-рю, Косин-рю, Есин-рю, Реи синто-рю, Синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон в Эдо основал школу Тэнсин Синъе-рю, основу техники которой составили удары по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы. Перед тем как основать собственную школу, Исо отправился в путешествие по различным додзэ в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.
До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшая из низ — школа Хакко-рю.
Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны, поэтому в арсенале дзю-дзюцу в наши дни можно встретить все известные приемы боя, соответствующие принципу «уступания», ложной податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по болевым точкам тела противника.
Александр Грачев. Что такое дзю-дзюцу?
Сейчас мне 40 лет. Больше 20 лет я сам занимаюсь боевыми искусствами. И конечно я понимаю, что все это ерунда. Но все же, что такое Дзю-дзюцу? Давайте об этом спросим у эксперта — Александра Грачева. 4 Дан Дзю-дзюцу. Постоянный участник практически всех Будо Академий. 14 апреля, в Центре Традиционного Карате в Санкт-Петербурге, сенсей постарался ответить нам на этот вопрос.
Что такое Дзю-дзюцу? Что дословно значит в переводе это слово?
Создание дзю-дзюцу история приписывает врачу Сиробеи Акаяма. Но это не означает, что до него в Японии не существовали Школы боевых искусств.
Сейчас существует много Школ будзюцу. Некоторые из них достаточно известны. Например, Хонтай Ёсин-рю, Дайто-рю, Такеда-рю, Хакко-рю, Сибукава-рю, Такеноучи-рю и другие, а также множество менее известных. И, как правило, дзю-дзюцу является лишь одним из разделов в программе каждой из них.
В последнее время в мире очень популярно так называемое «бразильское джиу-джитсу». Оно имеет ярко выраженную спортивную направленность в отличии от традиционного дзю-дзюцу. Корни бразильского джиу-джитсу это Кодокан дзюдо, изменённый практически до неузнаваемости. Да, система в спорте рабочая, практичная, но к дзю-дзюцу не имеющая практически никакого отношения кроме похожести ряда приёмов. К тому же само название «бразильское джиу-джитсу» на мой взгляд весьма некорректно. Джиу-джитсу, а точнее дзю-дзюцу, создано в Японии и может быть только японским.
Я практикую стили Кодокан Син-рю, Хокусин Ко-рю и Хонтай Ёсин-рю будзюцу. Первые две Школы являются модерн-рю или новыми, современными. Школа Хонтай Ёсин-рю очень древняя и относится к 17 веку и имеет подтвержденную родословную. Основной в наших тренировках является программа Кодокан Син-рю. Основателем Школы является Таир Арифович Нариманов (8 Дан). Школа существует с 1989 года и в этом году отмечает свое тридцатилетие. Я являюсь инструктором Школы в Москве и руководителем клуба по изучению воинских искусств «Синкен». Помимо направления дзю-дзюцу в клубе существует детская группа каратэ-дзюцу.
Дзю-дзюцу и каратэ, а точнее кэмпо, это два направления, которые в старые времена были одним целым. И там, и там есть удары руками, ногами, броски, заломы, удушения. Всё меняется, меняется и практика боевых искусств. Кто-то предпочитал бросковую технику, кто-то ударную. Но обе системы самодостаточны и имеют одни и те же корни, а значит и что-то общее. В ката каратэ, в частности, Шотокан, есть и болевые захваты, и выходы на броски, а в ката дзю-дзюцу есть удары руками и ногами. Разница в том, что ката дзю-дзюцу выполняются в парах с партнером. Ката каратэ — сольно, хотя бункай, безусловно, тоже с партнёром или несколькими партнёрами.
Что ждете от семинара в Санкт-Петербурге?
От семинара в Санкт-Петербурге я жду возможности поделиться своими мыслями, опытом, знаниями с теми, для кого боевые искусства представляют большой интерес и стали образом жизни и делом всей жизни.
Техника Дзю-дзюцу (часть 1) — Техника поражающих ударов (атэ-ваза)
Обновлено: 11 января 2019, в 16:41
Истинное терпение — это такое терпение, когда терпеть не под силу.
Основные принципы:
Разнообразие ударов, используемых в дзю-дзюцу, достаточно блекло по сравнению с тем, что предлагает каратэ, которое сделало из атэми полное искусство, однако основные приемы — идентичны. Рисунки 1-12 иллюстрируют наиболее используемые атэми. Эти технические приемы выполняются согласно следующим принципам:
техника ударов рукамии и ногами в дзю-дзюцу
Виды ударов
Отскакивающий удар
Удар, нарушающий равновесие
Данный тип ударов может быть эффективным только в определенных ситуациях, когда Тори не находится в устойчивой позиции. Таким образом нужно бить в тот момент, когда Тори еще в своей атаке не достиг последней стадии, или же сразу после уклона. Возможно нанесение ударов непосредственно во время уклона. Важным моментом является чувство времени и дистанции. Так мастера часто бьют в тот момент, когда противник только замахнулся и сместил вес тела на одну ногу, что практически всегда ведет к падению последнего. Таким образом мы вновь возвращаемся к принципу гибкости, то есть непротивопоставлению силы силе. Дзю-дзюцу способы ударов рукой
Дзю-дзюцу способы ударов рукой
Глава из книги Роланда Хаберзетцера «Дзю дзютцу» (1978 год) (см. статью — Легендарный Роланд Хаберзетцер)