E grocery что это такое простыми
E-grocery: бизнес-модели, барьеры и драйверы
Россияне привыкли покупать продукты в онлайне и не хотят возвращаться в магазины, отмечают аналитики INFOLine. Объём рынка интернет-продаж продовольственных товаров в 2020 году превысил 135 миллиардов рублей – он вырос на 214%.
Такому мощному скачку способствовала пандемия – пиковые показатели пришлись на май и сентябрь прошлого года. На рынке существовало мнение, что e-grocery популярно только среди жителей двух столичных регионов, однако результаты 2020-го доказали обратное: в регионах появляются новые локальные игроки, а федеральные ритейлеры ведут активную экспансию. Не исключено, что отставание от Москвы и Петербурга будет быстро сокращаться.
Давайте разберёмся, в чем особенности и сложности e-grocery и почему всё больше компаний вкладываются в его развитие.
Содержание
Очень разный e-grocery
Термином e-grocery обозначают торговлю продуктами питания, напитками, товарами для детей и бытовой химией. Преимущественно это касается еженедельных закупок, но доля ежедневных быстро растет. У покупателя две задачи: покупка впрок и «дозакупка», для которой работает экспресс-доставка. И большинство онлайн-ритейлеров будет пытаться создать решение для каждой из них.
В России – обилие форматов e-grocery. Есть полноформатные игроки («О’КЕЙ», «Перекресток», «Магнит», «Азбука Вкуса», Metro и «Лента»), те, кто берёт на себя только доставку (iGooods, Instamart, «СберМаркет») и исключительно онлайн-ритейлеры («Утконос»). Более того, крупные маркетплейсы (Wildberries и Ozon) тоже добавили в 2020 году продовольственные товары в свой ассортимент.
Растущий сегмент e-grocery – сервисы доставки. Потребители хотят заказать, например, снэков к просмотру фильма, быстро получить и тут же это съесть. И здесь тоже множество вариантов предоставления сервиса. Заказ готовой еды («Кухня на районе», «Готово»), экспресс-доставка продуктов («Яндекс.Лавка» и «Самокат») и рестораны, которые сами привозят блюда покупателям, – выбор на любой вкус.
Другой интересный формат – продажа фермерских и крафтовых продуктов. В этом сегменте уже несколько десятков компаний, многие из них говорят о том, что бизнес рентабелен только при длинном lifetime value («сроке жизни клиента»). Например, по данным сервиса «Ешь деревенское», привлечение одного клиента стоит около 1,5 тысяч рублей, и окупается он лишь со второй покупки. Чтобы расширить рынок сбыта, компании поставляют фермерские товары в крупные розничные сети, например, во «Вкусвилл».
Развиваются и B2B-платформы для торговли продукцией фермерских хозяйств. Среди наиболее известных – маркетплейсы «Агро24» и Foodza. Сервисы объединили производителей, закупщиков и оптовых продавцов, а число пользователей исчисляется несколькими тысяч человек.
Что влияет на выбор стратегии выполнения заказов
Все, кто осваивают онлайн-торговлю, сталкиваются со сложностями процессов сборки и доставки. Разные категории товаров и температурные режимы, свежесть продуктов, необходимость быстро довезти и не повредить – все эти факторы становятся причинами, по которым некоторые магазины предпочитают делегировать функцию онлайн-заказа и логистики посредникам.
Розничные компании вынуждены трепетно соблюдать требования при доставке заказа «до двери». Они используют специальные автомобили, которые соответствуют условиям товарного соседства, обеспечивают специальные температурные режимы для скоропортящихся продуктов и пр. Доставка подразумевает внушительный вес, большое количество мест для того, чтобы закрывать сразу несколько заказов, необходимость проверки получателем. Те же самые требования касаются пунктов выдачи товара и специальных складов при самовывозе.
Другой фактор, который снижает маржинальность e-grocery, – трепетное отношение покупателей к качеству продуктов, их свежести. Пользователи хотят посмотреть и потрогать товар, что в некоторых случаях останавливать от покупки – проблема не новая для онлайн-продавцов. Поэтому розничные сети иногда не решаются добавлять в ассортимент отдельные категории скоропортящихся товаров, прорабатывают максимально простые варианты урегулирования жалоб. Или ситуации, когда товар есть на онлайн-витрине, но фактически отсутствует на складе из-за высокой популярности. Все эти случаи подталкивают ритейлеров инвестировать в создание специальных систем анализа и прогнозирования спроса, чтобы лучше планировать запасы и избегать перезатаривания или упущенных продаж.
Некоторые производители стремятся установить прямой контакт с конечными покупателями, создавая собственные интернет-магазины, и это тоже риск для ритейлеров. Так, например, сделал «Мираторг». Онлайн позволяет продавать без посредников, предоставлять весь ассортимент продукции и управлять цепочкой продаж в одном месте. Более того, среди покупателей всегда есть лояльная аудитория, которая любит приобретать продукт «из первых рук» – в брендовых онлайн- и офлайн-магазинах. Однако, в августе 2020 года «Мираторг» объявил о закрытии собственного интернет-магазина спустя год после запуска.
Как повысить рентабельность бизнес-модели e-grocery
1. Открыть dark store
Покупатели, которые хотят закупить большой объём продуктов за один раз, используют сервисы закупки впрок. Преимущество таких онлайн-магазинов – широкий ассортимент, сопоставимый с тем, что сформирован в гипермаркетах.
Чтобы сделать сборку и доставку эффективной, бизнес использует инфраструктуру дарксторов. В отличие сервисов экспресс-доставки склады крупных онлайн-магазинов располагаются на окраине города. Удалённая локация влечет и более сложную логистику, которую можно оптимизировать с помощью постоянного мониторинга операционных процессов.
Dark Store в компании «Перекресток»
Продуктоматы, поддерживающие разные температурные режимы, могут облегчить этот логистический вопрос. Для них заказы формируют в дарксторах, и потребители забирают свои покупки из автоматов в строго отведенное время.
2. Открыть dark kitchen
Второй формат работы на доставку – dark kitchen, который показал в 2020 году рост. Форматом интересовались еще до пандемии – осенью 2019 года сеть McDonald’s запустила dark kitchen в России. Появились проекты, полностью построенные на этой модели («ВкусЛаб» и «Кухня на районе»), рестораны открывали специальную кухню, которая не обслуживала гостей в зале, а занималась заказами на доставку. Для некоторых владельцев бизнеса dark kitchen помог «выжить» и компенсировать убытки.
Дарк китчен ресторана «Готово»
3. Добавить подписку на доставку продуктов
Более продвинутый подход к покупкам впрок – подписка. Подобный формат сильно распространён в США – 70% мировых доставок по такой модели приходятся на Штаты. Варианты подписок могут быть разные: покупатель выбирает полноценную продуктовую корзину или отдельные товары, определяется с периодичностью. Или может воспользоваться «моделью молочника» – в определенное время и место приезжает курьер с заказами, и клиенты забирают свои покупки. Всё эти форматы положительно сказываются на экономике сервисов e-grocery: бизнес может планировать спрос, запасы и логистику на месяцы вперед. Аналитики Nielsen подсчитали, что к модели подписки готовы 43% россиян.
4. Оптимизировать процессы с помощью ИТ
Автоматизация бизнес-процессов – еще один способ повышения маржинальности e-grocery. Использование инноваций (ML, нейросетей, дополненная реальность и компьютерного зрения) помогает качественно управлять ассортиментом, продажами, уровнем сервиса и покупательской лояльностью, маркетинговыми акциями и доставкой интернет-заказов. А значит, способствует сближению покупательского опыта в офлайн- и онлайн-продажах.
Ожидается, что особое влияние на развитие e-grocery окажут роботизированные технологии и супераппы, которые сейчас развиваются. При этом значимость тренда на объединение нескольких сервисов в одно приложение стало особенно актуальной в 2020 году. Например, с помощью приложения «Яндекс.Go» можно заказать доставку еды («ЯндексЕда») или продуктов («ЯндексЛавка»). О намерении выпустить суперапп заявил и «Магнит» – в планах объединить программу лояльности с несколькими проектами (аптеки, доставка продуктов, платежный сервис, мобильная связь и пр).
Несмотря на то, сами сервисы могут быть нацелены на одну аудиторию, конкуренции между ними нет. Потребитель может иметь разные потребности в разное время, поэтому может делать заказы в нескольких приложениях, используя их параллельно.
Перспективы рынка e-grocery в России
По прогнозам INFOLine, оборот e-grocery в России превысит 1 триллион рублей к 2025 году. Вырастит доля рынка в региональных центрах, на Москву и Московскую область придется лишь около половины общего оборота интернет-торговли, а Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 12% (сейчас 61% и 16% соответственно).
Прогноз экспертов оптимистичен: онлайн-магазины, которые ранее для большинства потребителей были дополнением к походам в супермаркет, становятся часто используемым для повседневных покупок. Ритейлеры активно развивают самые разные бизнес-модели: от заказов впрок до экспресс-покупок, расширяют ассортиментную линейку. Потребители, которые хоть раз покупали в онлайне, продолжают это делать, увеличивая средний чек. Кажется, что среди нас всё больше становится людей, которые по достоинству оценили удобство онлайн-шопинга.
Нужна экспертная или технологическая поддержка запуска вашего e-grocery проекта? Запросите бесплатную консультацию.
Потребности клиентов и бизнес-модели в e-grocery: обзор
Управляющий директор онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок»
Рынок e-grocery в России растет быстрее других сегментов электронной торговли. Пандемия коронавируса стала катализатором этого процесса. На фоне ускоренного роста четко сформировались ключевые потребности покупателей, связанные с едой, которые потребители решают с помощью онлайн-сервисов. Именно эти запросы будут определять бизнес-стратегии компаний и вектор развития рынка e-grocery в ближайшие годы. Управляющий директор онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок» Леонид Довладбегян рассказал о том, какие изменения пережила e-grocery индустрия.
Чипсы на ночь
Для тех, кто хочет получить продукты как можно быстрее, работают сервисы экспресс-доставки. В этом случае предложение строится вокруг скорости сервиса. Чтобы обеспечить быструю доставку, необходимую потребителю, сервисы дозакупки должны находиться как можно ближе к клиенту.
Чтобы добиться этого, существует несколько вариантов. На первый взгляд, самый простой — начать доставку непосредственно из магазинов, если, конечно, это уже действующая модель бизнеса. В этом случае появляется возможность масштабировать своей сервис очень быстро, так как время требуется только на техническое подключение точки и найм сборщиков и курьеров.
Ассортимент будет ограничен матрицей магазина, в котором собирают заказы: от четырех-пяти тысяч наименований, если речь идет о магазинах «у дома», и до 10-20 тысяч в супермаркетах.
Правда, при комплектации заказов с полок конкретного магазина всегда есть риск несостыковки ассортимента на сайте или в приложении и фактического наличия товаров на полке, так как пока технологии не научились отслеживать продукты, которые уже положили в корзину, но еще не пробили на кассе.
Нивелировать этот пробел позволяет доставка из мини-дарксторов. Dark store — в переводе с английского «тёмный магазин». Он закрыт для покупателей, доступ в него есть только у сотрудников сервиса доставки.
В этой модели ассортимент будет зависеть от площади объекта. Правда, масштабировать такую модель дороже и дольше, если нет готового пула подходящих помещений.
Наравне с экспресс-доставкой до двери быстро получить базовые продукты позволяют сервисы click-and-collect, когда потребитель оформляет заказ через интернет и затем забирает его на кассе магазина.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Такой подход совмещает в себе онлайн- и офлайн-шопинг. Помимо удобства, «покупая в интернете, забирая в магазине», потребитель может сэкономить на доставке. При развитии этого формата сохраняются те же риски, что при экспресс-доставке, так как заказы тоже собирают в конкретном магазине.
В то же время, его масштабирование ещё проще, так как не требует проработки логистики и затрат на курьеров.
Вместе с услугами по доставке продуктов на потребность «заказать-быстро получить-съесть» отвечают различные сервисы, доставляющие готовую еду, будь то агрегаторы или собственная доставка ресторанов. Несмотря на то что они используют другие бизнес-модели, их нельзя не учитывать при оценке конкурентного окружения.
Рынок сервисов дозакупки сегодня очень конкурентный: за последние несколько лет на него вышли «Перекресток. Быстро», «Пятерочка Доставка», «Самокат», «Яндекс.Лавка», «Магнит», а недавно «AliExpress Россия» анонсировал сервис «Есть!». Отчет INFOLine показывает, что уже к концу 2020 года экспресс-сегмент вырастет до 30 млрд руб., то есть больше чем в 40 раз относительно 2019 года.
«Женаты и с детьми»
Для потребителей, которые хотят закупить сразу большой объём продуктов и сопутствующих товаров за один раз, работают сервисы закупки впрок. Предложение игроков этого сегмента рынка строится вокруг широкого ассортимента.
Чтобы расположить несколько десятков тысяч товарных единиц, а также наладить эффективные процессы сборки и доставки, некоторые сервисы закупки впрок используют инфраструктуру дарксторов.
В отличие от мини-дарксторов, с которыми работают сервисы экспресс-доставки, крупные склады-магазины чаще располагаются где-то на окраине — в больших городах сложно найти подходящие складские помещения в застроенных центральных районах.
Удалённое расположение дарксторов влечет и более сложную логистику. Пешими курьерами или велосипедами её, естественно, не обеспечить. Авто-доставка крупных заказов требует тщательного планирования, чтобы оставаться эффективной. Для оптимизации логистики мы используем телеметрию и постоянный мониторинг операционных процессов.
Немного облегчить логистический вопрос могут продуктоматы — автоматизированные пункты выдачи заказов с ячейками, поддерживающими разные температурные режимы. Для них заказы также формируют в дарксторах, но такие аппараты освобождают покупателей от необходимости ждать доставку дома в строго отведенное время.
Продуктоматы позволяют забрать заказ в удобный час, например, по дороге с работы домой. Они могут располагаться как в продуктовых магазинах, так и в торговых центрах, пунктах выдачи заказов и других проходных местах.
Помимо довольно привычного для нас заказа продуктов, есть более продвинутый подход к закупке впрок — подписка, которая уже достаточно распространена за рубежом. По данным на 2019 год в мире оперируют 7 000 компаний, доставляющих товары по такой модели — из них 70% расположены в США.
Совокупный годовой темп роста (CAGR) мировой экономики товаров и услуг по подписке с 2014 по 2019 гг. составил 17,33%. Согласно годовому отчёту за 2019 год Торговой ассоциации товаров и услуг по подписке, к 2023 году три четверти D2C-организаций (Direct to Consumer; рынок товаров, где компании сами производят, продвигают, продают и доставляют свой продукт без участия каких-либо посредников) будут предоставлять услуги подписки.
Такие сервисы развиваются в разных форматах: потребитель может подписаться на целую продуктовую корзину или отдельные товары, которые обычно приобретает с одинаковой периодичностью (бытовая химия, корм для животных, чай или косметика и т.д.), услуги (например, неограниченное количество доставок в течение месяца) и ready-to-eat сервисы (к примеру, Grow Food).
Также к сервисам «по подписке» можно отнести «модель молочника»: когда в оговоренное время приезжает машина с товаром, и группа людей его забирает. Такая модель улучшает экономику сервиса.
Очевидное преимущество сервисов «по подписке» заключается в том, что заказ на сайте нужно оформить всего один раз. Продавцу эта модель не менее выгодна: появляется возможность планировать запасы и логистику на месяцы вперед. Согласно исследованию Nielsen, покупать по подписке готовы 43% россиян.
Параллельные потребности
На оба сегмента e-grocery окажут влияние роботизированные технологии, агрегаторы и супераппы, которые сейчас активно развиваются. При этом сами сервисы экспресс-доставки и закупки впрок хотя и нацелены на одну аудиторию, в меньшей степени конкурируют между собой.
Дело в том, что один и тот же потребитель может иметь разные потребности в разное время: вечером после работы заказать экспресс-доставку снэков к просмотру фильма, а в выходные закупиться продуктами впрок.
Потребителю не нужно выбирать между сервисами — он может использовать их параллельно.
eGrocery в России: лидеры рынка и перспективы развития
Сложность развития рынка eGrocery — в обеспечении качества продуктов питания. Потребители привыкли выбирать в магазине всё самое свежее и аппетитное. Пандемия 2020 изменила поведение покупателей — им пришлось совершать интернет-заказы. Это помогло победить предубеждение против сервисов доставки продуктов питания.
«….покупатель, однажды попробовавший заказать продукты на дом с помощью удобного онлайн-сервиса, с высокой долей вероятности вернется для оформления второго, третьего и даже десятого онлайн-заказа. Это общая тенденция по рынку.»
По данным Data Insight в июле 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18 млн заказов. Это в 3,3 раза больше, чем в июле 2020 года. В мае 2021 года было выполнено 18,1 млн заказов — это больше, чем суммарно за двенадцать месяцев с мая 2019 по апрель 2020 года.
По данным Data Insight продажи продуктов питания через интернет за май 2021 года составили 26,1 млрд рублей. Это +112% по сравнению с маем 2020 года. Средний чек, напротив, сократился. В мае 2021 года он был равен 1440 рублей, что на 37% меньше, чем в мае 2020 года. Это может быть связано с распространением бесплатной доставки и сокращением минимальной суммы заказа.
Объем онлайн-продаж интернет-магазинов и сервисов доставки продуктов питания в июле составил 26,4 млрд рублей. Это +171% к июлю 2020 года. Средний чек с июля прошлого года сократился на 18% — с 1790 до 1470 рублей. Всего за последний год было выполнено 153 млн онлайн-заказов на 236 млрд рублей.
Специалисты считают, что российский онлайн-рынок продуктов питания только начинает развиваться. Однако здесь уже появились новые игроки, и значительно выросла конкуренция. Рынок eGrocery продолжает активно расти, опережая ожидания аналитиков.
«Очевидно, что драйвером рынка Foоdtech в 2020 году стала пандемия. Но и сейчас мы наблюдаем, что рост его не прекращается, — сказал Иван Федяков, генеральный директор агентства бизнес-аналитики INFOLine, открывая онлайн-конференцию «Гиперскачок онлайн-торговли: новые лидеры и их стратегии». — Сегодня продукты питания становятся самой быстрорастущей категорией на рынке электронной коммерции. По итогам первой половины текущего года оборот online-food вырос в 2,5 раза по сравнению с I полугодием 2020-го и превысил 150 млрд руб.»
Скорость доставки и представленность в регионах
Специалисты Data Insight составили «Карту предложений», на которой расположили онлайн-ритейлеров с учетом сроков доставки и количества SKU.
В мае 2021 года лидерами по срокам доставки стали Самокат и Яндекс.Лавка. При этом у них самый маленький ассортимент. Самый большой ассортимент у сервисов Впрок и Утконос, но и сроки доставки — одни из самых долгих.
Data Insight выявили связь: чем быстрее доставка, тем меньше ассортимент.
Самые сильные отклонения от этого правила в сторону совмещения большого ассортимента и достаточно небольших (до 2-х часов) сроков доставки – это Ozon Express, Перекрёсток Быстро и доставка от О’КЕЙ.
«Выбор покупателя давно базируется на трех форматах. Это большая «коробка» за городом с большим ассортиментом и большими скидками, но и с большим количеством потраченного времени. Второй формат – «коробка» поближе, но с меньшим ассортиментом и чуть менее выгодными ценами. Третий – магазин «у дома», где можно купить узкий ассортимент, но очень быстро.
Мы закрываем один кейс, как закрывать остальные – вопрос открытый. Логичный шаг – дать пользователю возможность купить больше товаров и увеличить средний чек.»
“У каждого сервиса есть свой потребительский сценарий, который он закрывает. Нельзя говорить, что победит экспресс-доставка или заказы впрок. Скорее, вырастет весь онлайн-канал.”
«Наш клиент помолодел, стал все чаще выбирать быструю доставку, которую мы пилотировали. На нее был сумасшедший спрос. Хотя в первых версиях не было большого функционала, и было ограниченное количество магазинов. Сейчас, запуская и расширяя этот канал, мы видим рост от недели к неделе по 25–30%. Поэтому, если говорить про среднесрочную перспективу, то мы делаем огромную ставку на экспресс-доставку. Мы никогда не сможем конкурировать с «Самокатом», работая из условных «средних коробок», но мы хотим занять этот сегмент с доставкой за 20–40 минут. Быстрая доставка, пожалуй, будет ключевым фокусом, потому что клиент об этом просит.»
“Сейчас всем надо отработать запрос на аналог формата «супермаркет»: когда человек идет в магазин с целью принести через час домой корзину продуктов на ближайшие дни стоимостью около 1000 рублей. И это отлично отрабатывается форматом экспресс-доставки с матрицей супермаркета, и здесь важно, чтобы все категории были представлены.”
Лидер по региональному охвату — Сбермаркет. Сервис представлен почти во всех регионах страны. В майском бюллетене «eGrocery в России» онлайн-ритейлер Лента был на втором месте, магазин предлагает доставку до дома в 56 регионах. Сбермаркет и Лента как минимум в 1,5 раза опережали остальных участников рынка по количеству регионов.
В мае 2021 года интенсивность расширения географии eGrocery-игроков была невысокой – в новые регионы выходил только Самокат, который за месяц увеличил количество регионов присутствия сразу с 12 до 19.
«Мы шли прежде всего в те города, куда легко довезти товар. Первыми были Казань и Нижний Новгород. С одной стороны, они находятся далеко, а с другой – достаточно близко, чтобы можно было провести этот эксперимент.
К тому же это города-миллионники. Мы увидели, что рост по количеству заказов и привлечению базы покупателей там происходит даже быстрее, чем в столицах. Это связано с тем, что как таковой качественный сервис предоставляется там в ограниченных сферах. Люди не привыкли к тому, что он есть. И когда они его получают, то в совокупности с wow-эффектом от доставки за 15 минут начинает работать сарафанное радио. Покупатели хотят узнать, как можно жить по-другому.»
В июле сразу несколько сервисов доставки продуктов освоили новые регионы. Лента начала доставлять онлайн-заказы в Грозном, Перекрёсток запустил экспресс-доставку из супермаркетов в Кирове, ВкусВилл пришел в Пермь, а Самокат – в Ярославль.
Лидеры рынка: основные показатели
Лидер по количеству заказов — Самокат. В июле онлайн-ритейлер выполнил 5 360 заказов, это 30% от всех заказов. На втором месте Яндекс.Лавка — 3 138 заказов, затем идет ВкусВилл — 2 609 заказов. Суммарная доля трёх компаний составила 62% всех заказов.
Онлайн-ритейлеры Магнит, Ozon Express, Перекресток, Лента и Яндекс.Еда показали рост числа заказов более, чем в 10 раз по сравнению с июлем 2020 года.
Утконос по количеству заказов отстаёт от других игроков, но лидирует по размеру среднего чека. За ритейлером следуют Метро и Перекрёсток Впрок. Самый маленький средний чек у лидера по числу заказов – сервиса Самокат.
Лидерами по объему продаж в рублях в мае 2021 года были ВкусВилл с долей 14%, затем Самокат — 13% и СберМаркет — 12%. В июле СберМаркет опередил ВкусВилл по объему продаж, их доли составили 15% и 14% соответственно. Более половины объема продаж в сегменте в июле пришлось на 4 магазина. Это СберМаркет, ВкусВилл, Самокат и Яндекс.Лавка. Их суммарная доля выросла в июле и составила 52% в июле против 47% в июне.
За период с мая 2020 по май 2021 сразу 10 проектов увеличили свой месячный объем онлайн-продаж на 800 млн рублей и более. Эти 10 проектов и обеспечивают рост всего рынка eGrocery – суммарный результат остальных игроков сократился по сравнению с маем 2020 г.
В мае 2021 года специалисты Data Insight выделяли группу из 12 крупных проектов, которые по своим показателям существенно превосходят всех остальных. По данным аналитиков их доля составила 94% онлайн-заказов и 86% объема онлайн-продаж в рублях. 7 проектов из 12 стартовали недавно — в конце 2019 или в 2020 году. Это ВкусВилл, экспресс-доставки Пятерочки и Перекрестка, Лента Онлайн, Ozon Express, eGrocery-сервисы Яндекс.Еды и Delivery Club.
В июле 2021 года СберМаркет вышел на первое место по приросту онлайн-продаж за 12 месяцев. Ритейлер опередил по этому показателю Самокат, ВкусВилл и Яндекс.Лавку, которые были соответственно на первой, второй и третьей позиции в мае 2021 года.
— За год «СберМаркет» вырос в 14 раз. Какие факторы, кроме пандемии, стали катализаторами роста?
– Катализаторами стали два фактора: пандемия и рост аудитории. До локдауна мы, конечно, планировали развиваться, но не предполагали, что придется делать это так быстро. Коронавирусные условия заставили нас масштабироваться в три – четыре раза быстрее.
Услуга доставки продуктов в новых условиях стала социально важной. У нас просто не было выбора – расти или не расти. Надо было удовлетворить спрос и помочь людям комфортно провести самоизоляцию.
Во II квартале 2020 года мы запустились во всех регионах России, охватив 150 городов, и стали лидерами рынка e-grocery. Все это благодаря команде, которая работала в режиме чрезвычайной ситуации и сумела не только сохранить, но и увеличить свою продуктивность на удаленке. Пожалуй, крутая команда – это еще один катализатор нашего роста.
Павел Глухов, GR-директор «СберМаркета» (цитата из интервью для Retail.ru)
Прогноз развития рынка eGrocery
Специалисты Data Insight прогнозируют, что объем рынка eGrocery (без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой) за 2021 год составит 222 миллионов заказов и 327 млрд рублей. Это соответствует росту относительно 2020 года в 3,2 раза по количеству заказов и в 2,6 раза по объему онлайн-продаж. Примерно половина всех заказов придется на долю игроков, работающих по модели супербыстрой доставки из собственных «дарксторов» — на Самокат и Яндекс.Лавку.
В мае аналитики предполагали, что средний чек снизится до 1340 руб, то есть на 28% относительно 2020 года. Снижение среднего чека объясняли быстрым ростом сервисов с невысоким и низким средним чеком. В бюллетене «eGrocery в России» за июль Data Insight ожидает, что менее быстрый рост количества заказов будет компенсирован менее стремительным снижением среднего чека — средний чек составит 1480 руб., что на 19% ниже, чем в 2020 году.
По данным Infoline онлайн-продажи продуктов питания в России с января по июнь 2021 года превысили 150 млрд рублей, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель 2020 года. Аналитики прогнозируют, что по итогам года оборот рынка достигнет 400 млрд рублей, а к 2024 году — 1,1 трлн рублей. Доля eGrocery на рынке электронной коммерции в целом увеличится с 5,3% до 18,8%.
– Как вы оцениваете потенциал рынка e-grocery?
– Это по-прежнему перспективный и пока недостаточно развитый рынок. Для сравнения, в США, Европе и Азии доля сервисов доставки продуктов колеблется от 5 до 17%. По нашим оценкам, в ближайшие несколько лет российский e-grocery отвоюет себе еще 4–5% рынка. Нам и другим игрокам есть куда расти.
Павел Глухов, GR-директор «СберМаркета» (цитата из интервью для Retail.ru)
Специалисты утверждают что за прошедший год количество активных интернет-покупателей увеличилось более чем на 40% и превысило 60 млн человек. Генеральный директор Infoline Иван Федяков говорит, что компании продолжают активно развивать и расширять свое присутствие в регионах, часть из которых показывают результаты, сопоставимые с Москвой.
По данным Infoline 87% заказов приходится на 10 крупнейших операторов. По словам Ивана Федякова, уровень консолидации рынка уже может быть предельным и появления новых крупных игроков ждать не стоит. «Для этого нужно показывать очень высокие обороты и работать с небольшой рентабельностью»,— поясняет он.
Руководитель направления онлайн-торговли NielsenIQ Россия Александр Шуркаев считает, что толчок к дальнейшему развитию онлайн-торговли может дать региональная экспансия сервисов, развитие ассортимента, в том числе в категории fresh, и запуск доставки алкоголя.