Е лицензирование что это
С 2021 года на смену бумажным бланкам придет электронное лицензирование
В 2021 году вступает в силу №478-ФЗ, который вносит изменения в 12 нормативно-правовых актов, регулирующих лицензирование практически всех направлений деятельности. Главное нововведение – внедрение реестровой модели.
Что такое реестровая модель лицензирования
С нового года каждое ведомство (Росздравнадзор, Росприроднадзор, Министерство культуры и др.), ответственное за лицензирование, должно создать и поддерживать в актуальном состоянии единый государственный реестр. В нем будет отражаться следующая информация:
Информация о ранее выданных лицензиях появится в реестре автоматически до 01.01.2022 года. Для этого обладателям лицензии не нужно предпринимать никаких дополнительных действий: переоформлять старые документы или обращаться с письменными заявлениями в ведомство.
Внедрение реестровой модели потребует определенного времени. Ведомствам и министерствам необходимо проработать и утвердить новые положения о лицензировании, отработать формат и регламент взаимодействия с многофункциональными центрами, исключить из нормативно-правовых актов устаревшие требования.
Выдача лицензии в электронном формате
С 2021 года владелец предприятия уже не сможет получить традиционный бланк лицензии. Он вправе лишь выбрать предпочтительный формат предоставления уведомления – бумажный или электронный. В обеих случаях документ направляют соискателю не позднее трех дней после внесения записи в государственный реестр.
Владелец получает по e-mail электронное уведомление, подтвержденное усиленной квалифицированной ЭЦП, или бумажный документ, отправленный заказным письмом с уведомлением о вручении.
При необходимости соискатель имеет право запросить выписку из государственного реестра. Для получения справки на бумажном носителе потребуется внести определенную плату, размер которой периодически меняется. Выписка из реестра в электронном виде предоставляется бесплатно. При регистрации заявки владелец лицензии вправе сам выбрать предпочтительный формат получения информации.
Регистрация документов на лицензирование через МФЦ
Еще одно важное нововведение – увеличение способов подачи документов для лицензирования. Теперь заявитель вправе передать сведения в ответственное ведомство одним их трех способов:
В МФЦ или в территориальном отделении он может зарегистрировать заявление лично или отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении. Для передачи электронных документов соискателю необходимо предварительно получить усиленную квалифицированную цифровую подпись.
Новый порядок переоформления лицензии
С вступлением в силу Федерального закона №478 поменяется формат переоформления лицензии. Он будет аналогичен процедуре выдачи. То есть владелец лицензии может передать заявление в бумажном или электронном виде в территориальное отделение ведомства или в МФЦ.
Другие нововведения закона
С 2021 года владелец лицензии не сможет получить бумажный дубликат и копию, если потерял оригинал. Он сможет рассчитывать только на выписку из реестра.
Изменения, указанные в Федеральном законе №478, распространяются на все виды лицензируемой деятельности. Исключение – банковская сфера. Центральный Банк России самостоятельно разрабатывает подход к выдаче лицензий, их формы и порядок оформления. Он не подчиняется Правительству России.
Федеральный закон №478 – первый шаг к полному переходу на электронное лицензирование. Движение в этом направлении вполне логично, если учесть, с какой скоростью развиваются интернет-технологии. Вырисовывается явная тенденция постепенного избавления от архаичного бумажного документооборота. Традиционные бланки и справки остаются в прошлом.
Лицензирование деятельности
Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование — это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. Также особенности лицензирования каждого вида деятельности устанавливаются положениями, утвержденными Правительством РФ.
Получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — это требование законодательства, поэтому вопрос «зачем нужно лицензирование» не стоит, т.к. без получения лицензии государство не позволит предприятию заниматься бизнесом.
Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Когда лицензия нужна
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.
На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.
Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.
Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:
Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.
Какие документы нужны для получения лицензии
В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:
Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.
Способы предоставления документов
Куда подавать заявление и сроки получения лицензии
Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.
В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.
Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.
В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом предпринимателю отправляют уведомление — на email или по почте. Заодно могут отправить выписку из реестра, если вы выбрали такую опцию в заявлении.
Бумажные лицензии с 1 января 2021 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре.
Проверки
За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.
Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.
Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:
Какие лицензии продлили из-за пандемии
Лицензии бывают срочные и бессрочные. Бессрочные продлевать не надо: они действуют до тех пор, пока не изменятся важные реквизиты организации. Все срочные лицензии продлили на 2020 год постановлением правительства № 440. На 2021 год лицензии продлят уже не всем, а только определённым сферам. Например, медицине, охране труда и образованию.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Электронная лицензия: переход с 1 января 2021 года
Власти стремятся к тому, чтобы оцифровать как можно больше государственных услуг для обеспечения быстроты взаимодействия граждан с различными ведомствами и структурами. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона, согласно которому Министерство экономики и развития предлагает отменить привычные всем лицензии, оцифровать разрешительную документацию и заменить бумажные форматы лицензий выпиской из реестра. В данной статье мы расскажем, когда будет применяться электронная лицензия, когда будет совершен переход с бумажного формата разрешительного документа на цифровой его аналог, и когда готовиться к переменам.
Электронная лицензия – новый законопроект Минэкономразвития РФ
14 июня 2021 года была представлена последняя редакция проекта Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», подготовленного Министерством экономики и развития.
Целью разработки законопроекта является совершенствование лицензионной деятельности в РФ. Основной задачей воплощения проекта в жизнь считается перевод в электронную форму лицензий и разрешительных документов. Предусмотрели чиновники и то, что налогоплательщикам время от времени приходится подтверждать свое право на осуществление конкретного вида деятельности, требующего предварительного оформления лицензии – доказать наличие разрешения можно будет путем представления выписки из реестра, а не бумажной версии документа, оформленного в соответствующем ведомстве.
Прежний порядок получения лицензий
В настоящее время, пока поправки в законе не приняты, лицензию можно оформить, подав заявление в региональное управление лицензирующего органа. Обращаться в ведомство лично не требуется – можно направить заявление и соответствующие документы в электронной форме. Но при этом обязательно подписать электронные документы при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи.
Важно! Лицензия может быть предоставлена в электронном виде при наличии электронной подписи с 1 июля 2012 года.
Аналогичный порядок действует и в случае, когда необходимо переоформить имеющуюся лицензию по истечении срока первичного разрешительного документа. Выдача дубликата или копии лицензии также возможна после направления электронного заявления, заверенного КЭП.
Документы на получение лицензии, копии или дубликата можно направить в лицензирующий орган:
Несмотря на то, что оформление лицензий в электронной форме возможно уже сегодня, мало какие компании просят выдать разрешительный документ в электронном формате. Но если лицензию требуется получить впервые или переоформить в электронном виде, необходимо указать это в заявлении. В таком случае лицензирующий орган направит соискателю копию описи о приеме заявления и документов (либо уведомление о необходимости устранить нарушения, чтобы заявка была рассмотрена) в форме электронного документа, заверенного УКЭП – таким образом будет обеспечено подтверждение факта доставки уведомления адресату.
Электронная лицензия – новый порядок подтверждения права на ведение деятельности
Согласно положениям законопроекта, наличие прав на изготовление продукции, оказание услуг или выполнение работ (другими словами, наличие соответствующих разрешений) предприятиям предлагается подтверждать, в случае возникновения такой необходимости, путем подачи запроса в реестр лицензий. Сведения в таком реестре будут опубликованы в открытом доступе – любое заинтересованное лицо сможет обратиться за информацией.
Что касается случаев, когда контрагент или кто-либо другой требует представления документа в бумажной форме, из реестра может быть запрошена бумажная выписка или выписка в электронном виде. За многие другие услуги предпринимателям необходимо уплачивать госпошлину, но за получение выписки не придется уплачивать государственную пошлину.
Важно! Оформление лицензий в электронном формате выгодно не только Правительству по причине решения проблем издержек органов власти. Электронная лицензия также сократит бумажный документооборот налогоплательщиков, избавит от необходимости получения нотариально заверенных копий, уменьшит расходы и ускорит бизнес-процессы.
Следует отметить, что по описанной схеме в настоящее время уже предоставляется ряд услуг (в Росаккредитации, в ФНС, в Росреестре). Кроме того, несколько лет назад были отменены стандартные документы, подтверждающие право собственности на недвижимые объекты имущества – сегодня подтвердить право владения недвижимостью можно путем запроса выписки из реестра.
Электронная лицензия – процесс перехода
Интересный факт. На протяжении 2017 года было рассмотрено в общей сложности 234 тысячи заявлений о выдаче/переоформлении лицензий, дубликатов. Только 7 тысяч документов было выдано в электронном виде по просьбе заявителей.
Если поправки в Федеральный закон будут одобрены, к 1 января 2021 года завершится процесс перехода к реестровой форме лицензирования. Но выписки из реестра станут заменой бумажным версиям лицензий уже с 1 января 2021 года.
Важно! Если разрешительный документа на осуществление деятельности был выдан предприятию до вступления в силу изменений в законе, лицензии останутся действительными. Однако, записи о такой разрешительной документации к 1 января 2021 года будут приведены в соответствие с новым законодательством.
Пользование данными о лицензиях станет более простым, но процедура получения разрешений останется прежней. Лицензирующему органу после получения заявления и необходимых для рассмотрения заявки документов по-прежнему потребуется до 45 рабочих дней, чтобы проверить предприятие на предмет соответствия лицензионным требованиям и подлинности документов (правдивости сведений).
Законодательные акты по теме «Электронная лицензия»
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ | О лицензировании отдельных видов деятельности |
Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 № 852 | О правилах использования электронной квалифицированной подписью при обращении за получением муниципальных и государственных услуг |
Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 | Перечень лицензирующих органов по видам деятельности |
Типичные ошибки
Ошибка: Налогоплательщики планируют применять бумажные лицензии до 1 января 2021 года, если будут приняты поправки в законе о лицензионной деятельности.
Комментарий: Полный переход на электронные лицензии завершится к 1 января 2021 году, но бумажными лицензиями компании перестанут оперировать уже к 1 января 2021 года, поскольку их заменят выписки из реестра.
Ошибка: Компания готовится к тому, чтобы переоформлять лицензию к 1 января 2021 года на случай, если будут приняты поправки в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Комментарий: Разрешительные документы, которые были выданы до вступления поправок в силу, останутся действительными, и менять лицензию не требуется. Сведения, содержащиеся в реестре о данных лицензиях, будут приведены в соответствие с новым законом к 1 января 2012 года.
Ответы на распространенные вопросы о том, когда начнет действовать электронная лицензия
Вопрос №1: Принесет ли электронная лицензия какую-либо пользу налогоплательщикам?
Ответ: Бумажные лицензии устарели в плане формата. Электронная лицензия помогла бы ускорить бизнес-процессы, сократить издержки и документооборот. Компании избавились бы от необходимости оформления нотариально заверенных копий. Снизились бы коррупционные риски.
Вопрос №2: Если законопроект будет принят, и лицензирующими органами начнет оформляться электронная лицензия, значит, процесс выдачи разрешительного документа упростится? Изменятся ли сроки выдачи лицензий?
Ответ: Нет, предприятия смогут оформить лицензию в течение того же срока, что был установлен ранее. После того, как лицензирующий орган примет заявление и приложенные к нему документы, будет проведена проверка на соответствие заявителя лицензионным требованиям и на достоверность указанных в заявлении данных. Процедура проверки занимает до 45 рабочих дней – в течение этого срока компания сможет получить лицензию, в этом плане ничего не изменится.
Информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование»
Портал «Е-лицензирование» (http://elicense.kz) обеспечивает физическим и юридическим лицам (гражданам и организациям) следующие преимущества:
получение информации о порядке получения лицензии и разрешительных документов, ознакомление с квалификационными требованиями и перечнем необходимых документов, согласно нормативно-правовым актам;
подача электронного заявления на получение, переоформление, при этом за счет интеграции и оптимизации исключена необходимость уставных документов организации, документов, удостоверяющих личность заявителя, иных сведений, которые можно получить из государственных информационных систем;
электронная оплата государственной пошлины при подаче заявления на получение лицензии и приложении к лицензии, а также разрешительных документов посредством «Платежного шлюза «Электронного правительства»;
сокращение прикрепления полного пакета документов для получения лицензии и разрешительных документов;
контроль сроков и статусов рассмотрения электронных заявлений;
получение результата услуги в электронном виде, при этом лицензии и разрешительные документы, выданные по бумажным заявлениям или через ЦОН также хранятся на портале в электронном формате;
хранение электронных документов в личном кабинете;
предоставление отчетности по лицензиям в государственный орган в электронном виде;
проверка действительности лицензии и разрешительных документов на Интернет-ресурсе свободного доступа.
Система электронного лицензирования интегрирована со следующими информационными системами:
Передача лицензий / разрешений в заинтересованные системы
Поиск лицензий таможенными органами (при регистрации в областных центрах)
Передача сведений по выданным документам в сфере импортно\экспортных операций
Отправка информации по платежам (лицензионный сбор)
Передача по запросу сведений по выданным документам в ИС электронных государственных закупок, для участия в конкурсах
Передача актуальных сведений по зарегистрированным заявлениям и лицензиям и (или) приложениям нерезидентам РК
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
Портал электронного правительства
Передача сведений по выданным документам для автоматического отображения в ЛК
Передача по запросу сведений по выданным документам
ИС АЦ акимата Алматинской области
Передача по запросу сведений по выданным документам
ИС Акимата г. Нур-Султан
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
ИС Государственный Реестр
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
ИС Портал социальных услуг
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
Передача по запросу сведений по выданным документам
ИС «Юридическая помощь»
Передача по запросу сведений по выданным документам
Запрос сведений
Сведения по недвижимым объектам, правам и обременениям на них
Сведения по стажировке нотариусов, для лицензии на нотариальную деятельность
Передача актуальных сведений по выданным лицензиям на адвокатскую деятельность
Запрос сведений о местоположения объекта недвижимости на местности в соответствии с установленным для него кадастровым номером
Запрос сведений по водительским удостоверениям
Запрос сведений о наличии либо отсутствии судимости физического лица, сведений в части наложения арестов, запретов, обременений по лицензиям
Запрос информации о юридических лицах
Запрос информации о физических лицах
Е-оплата и проверка банковских платежей
Проверка Электронно-цифровой подписи
Запрос сведений по среднему образованию
Запрос сведений по высшему образованию
Запрос сведений по прохождению технического осмотра. Передача сведений о начале деятельности пункта технического осмотра
АИС «Сервисный центр» КАП МВД
Получение по запросу сведений по автотранспортным средствам.
Запрос сведений по состоянию на учете по психо\нарко
ИС Трудовые договора
Запрос сведений по трудовому стажу
Запрос сведений по недобросовестным земельным участкам
Запрос сведений по прохождению оценки в рамках сертификации специалистов МЗ РК
Автоматизация, мониторинг государственных услуг
Прием и передача заявлений и лицензий/разрешений, обмен статусами для мониторинга
Автоматизация ведомственных функций
Получение ИС ГБД ЕЛ из СУЛО подтверждения о наличии/отсутствии лекарственных средств в реестре СУЛО. Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур МЗ РК
Передача из ГБД ЕЛ в СУКМУ сведений о имеющихся лицензиях на медицинскую деятельность. Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур МЗ РК
Для передачи лицензий, Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур Комитета транспорта МИИР РК
«Бизнес аналитика (BusinessIntelligence)»
Интеграция с компонентом «Бизнес аналитика (BusinessIntelligence)» модуля «Электронные услуги» подсистемы «Портал «электронного правительства» по передаче информации о предоставлении услуг посредством ИС ГБД ЕЛ через уголки самообслуживания, расположенные в филиалах РГП «Центров обслуживания населения»
Передача по запросу сведений по выданным документам. Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур МНЭ РК
Получение по запросу сведений по выданным водительским удостоверениям на право управления ТС. Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур Министерства сельского хозяйства РК
Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур МТСЗН РК
ИС «Экспертиза лекарственных средств»
Обмен информацией для автоматизации разрешительных процедур НЦЭЛС МЗ РК
Передача по запросу сведений по выданным документам. Обмен информацией для автоматизации процедур по регистрации ИП.
ICS Manager РГП ГТС
В части получении/передаче сведений из/в ИС ГБД ЕЛ в рамках присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для производственной или предпринимательской деятельности
Сведения по индивидуальному предпринимателю. Обмен информацией для автоматизации процедур по регистрации ИП.
Переход в ИС Е-окно для подачи заявления ( SSO )
Этапы реализации системы:
С 2011 года приравняли статус электронной и бумажной лицензий, а также с 2012 – ввели законодательное требование о выдаче лицензий только в электронном виде, что обеспечило 100%-ное участие государственных органов и позволило начать вторую очередь проекта – развитие системы для перевода в электронный формат разрешительных документов.
С 2008 по 2010 гг. – проведены мероприятия по внедрению в централизованных государственных органах-лицензиарах (г. Астана)
автоматизированы и оптимизированы все виды услуг лицензирования (452 лицензий и разрешений, из них 87 лицензий, 314 разрешений, 50 уведомительных процедур, 1 справка (СПП) с начала автоматизации выдано 480 501 лицензий, 5 732 770 разрешений, 1 374 733 уведомлений в электронном виде;
В период 2012-2014 года, была произведена автоматизация разрешительных документов.
Основные мероприятия этого этапа:
2012 год – автоматизация 81 услуг по разрешительным документам (помимо лицензий);
2013 год – автоматизация 214 разрешительных процедур,
2014 год – автоматизация 140 разрешительных процедур.
13 мая 2013 года в Женеве были объявлены результаты международного конкурса WSIS Project Prizes 2013, который прошел в рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Система электронного лицензирования Республики Казахстан (www.elicense.kz) стала лучшим проектом в категории «E-Business». История успеха проекта была опубликована на официальном ресурсе Международного союза электросвязи.