Ebm что за тональность
Ebm что за тональность
Не раз случается встретить названия аккордов типа A, C, Dm, Em, G и т.д.
Если при игре на гитаре вы сразу понимаете как они выглядят, то на пианино они будут выглядеть иначе.
Рассмотрим базовые формы аккордов на пианино.
Минорные и Мажорные
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда C
Мажорное трезвучие образуется из основного тона C, большой терции E и малой терции (чистой квинты от основного тона) G.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Cm
Минорное трезвучие образуется из основного тона C, малой терции Eb и большой терции (чистой квинты от основного тона) G.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда D
Мажорное трезвучие образуется из основного тона D, большой терции F# и малой терции (чистой квинты от основного тона) A.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Dm
Минорное трезвучие образуется из основного тона D, малой терции F и большой терции (чистой квинты от основного тона) A.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Db
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Db, большой терции F и малой терции (чистой квинты от основного тона) G#.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Dbm
Минорное трезвучие образуется из основного тона Db, малой терции E и большой терции (чистой квинты от основного тона) G#.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда E
Мажорное трезвучие образуется из основного тона E, большой терции G# и малой терции (чистой квинты от основного тона) B.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Em
Минорное трезвучие образуется из основного тона E, малой терции G и большой терции (чистой квинты от основного тона) B.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Eb
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Eb, большой терции G и малой терции (чистой квинты от основного тона) Bb.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Ebm
Минорное трезвучие образуется из основного тона Eb, малой терции F# и большой терции (чистой квинты от основного тона) Bb.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда F
Мажорное трезвучие образуется из основного тона F, большой терции A и малой терции (чистой квинты от основного тона) C.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Fm
Минорное трезвучие образуется из основного тона F, малой терции G# и большой терции (чистой квинты от основного тона) C.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда G
Мажорное трезвучие образуется из основного тона G, большой терции B и малой терции (чистой квинты от основного тона) D.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Gm
Минорное трезвучие образуется из основного тона G, малой терции Bb и большой терции (чистой квинты от основного тона) D.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Gb
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Gb, большой терции Cb и малой терции (чистой квинты от основного тона) Db.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорноетрезвучие)
Состав аккорда Gbm
Минорное трезвучие образуется из основного тона Gb, большой терции C и малой терции (чистой квинты от основного тона) Db.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда A
Мажорное трезвучие образуется из основного тона A, большой терции Db и малой терции (чистой квинты от основного тона) E.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Am
Минорное трезвучие образуется из основного тона A, малой терции C и большой терции (чистой квинты от основного тона) E.
Аккорд состоит из трех звуков:
Состав аккорда Ab
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Ab, малой терции C и большой терции (чистой квинты от основного тона) Eb.
Аккорд состоит из трех звуков:
Состав аккорда Abm
Минорное трезвучие образуется из основного тона A, малой терции B и большой терции (чистой квинты от основного тона) Eb.
Аккорд состоит из трех звуков:
B (H) Си минор
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда B (H)
Мажорное трезвучие образуется из основного тона B, большой терции Eb и малой терции (чистой квинты от основного тона) F#.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Bm (Hm)
Минорное трезвучие образуется из основного тона B, малой терции D и большой терции (чистой квинты от основного тона) F#.
Аккорд состоит из трех звуков:
мажорный аккорд (мажорное трезвучие)
Состав аккорда Bb (Hb)
Мажорное трезвучие образуется из основного тона Bb, большой терции D и малой терции (чистой квинты от основного тона) F.
Аккорд состоит из трех звуков:
минорный аккорд (минорное трезвучие)
Состав аккорда Bbm (Hbm)
Минорное трезвучие образуется из основного тона Bb, малой терции Db и большой терции (чистой квинты от основного тона) F.
Аккорд состоит из трех звуков:
Ми-бемоль минор
Ми-бемоль минор — минорная тональность с тоникой ми-бемоль, то же, что es-moll, имеет шесть бемолей при ключе. Энгармонически равна ре-диез минору
Некоторые произведения в этой тональности
Соседние тональности
Знаки альтерации: | 6 ♭ +Ces | 5 ♭ +Ges | 4 ♭ +Des | 3 ♭ +As | 2 ♭ +Es | 1 ♭ B | 0 ♭ / ♯ | 1 ♯ +Fis | 2 ♯ +Cis | 3 ♯ +Gis | 4 ♯ +Dis | 5 ♯ +Ais | 6 ♯ +Eis |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мажорные тональности: | Ges-dur | Des-dur | As-dur | Es-dur | B-dur | F-dur | C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur |
Минорные тональности: | es-moll | b-moll | f-moll | c-moll | g-moll | d-moll | a-moll | e-moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll |
Полезное
Смотреть что такое «Ми-бемоль минор» в других словарях:
си-бемоль минор — си бемоль минор … Орфографический словарь-справочник
Си-бемоль минор — Символ тонического аккорда: b, Bbm Параллельная тональность: Des dur Тональность доминанты: f moll / F dur Тональность субдоминанты: es moll Натуральная минорная гамма: b c ^ des es f ^ ges as b Гармоническая минорная гамма … Википедия
до-бемоль минор — до бемоль минор, до бемоль минора … Орфографический словарь-справочник
ми-бемоль-минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ре-бемоль минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
си-бемоль минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
соль-бемоль минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ре-бемоль-минор — … Словарь синонимов
соль-бемоль-минор — … Словарь синонимов
си-бемоль-минор — … Словарь синонимов
Таблица обозначений тональностей
Таблица обозначений тональностей
до-бемоль мажор | Ces-dur | C-flat major | 7 ♭ |
ля-бемоль минор | as-moll | A-flat minor | 7 ♭ |
соль-бемоль мажор | Ges-dur | G-flat major | 6 ♭ |
ми-бемоль минор | es-moll | E-flat minor | 6 ♭ |
ре-бемоль мажор | Des-dur | D-flat major | 5 ♭ |
си-бемоль минор | b-moll | B-flat minor | 5 ♭ |
ля-бемоль мажор | As-dur | A-flat major | 4 ♭ |
фа минор | f-moll | F minor | 4 ♭ |
ми-бемоль мажор | Es-dur | E-flat major | 3 ♭ |
до минор | c-moll | C minor | 3 ♭ |
си-бемоль мажор | B-dur | B-flat major | 2 ♭ |
соль минор | g-moll | G minor | 2 ♭ |
фа мажор | F-dur | F major | 1 ♭ |
ре минор | d-moll | D minor | 1 ♭ |
до мажор | C-dur | C major | нет |
ля минор | a-moll | A minor | нет |
соль мажор | G-dur | G major | 1 # |
ми минор | e-moll | E minor | 1 # |
ре мажор | D-dur | D major | 2 # |
си минор | h-moll | B minor | 2 # |
ля мажор | A-dur | A major | 3 # |
фа-диез минор | fis-moll | F-sharp minor | 3 # |
ми мажор | E-dur | E major | 4 # |
до-диез минор | cis-moll | C-sharp minor | 4 # |
си мажор | H-dur | B major | 5 # |
соль-диез минор | gis-moll | G-sharp minor | 5 # |
фа-диез мажор | Fis-dur | F-sharp major | 6 # |
ре-диез минор | dis-moll | D-sharp minor | 6 # |
до-диез мажор | Cis-dur | C-sharp major | 7 # |
ля-диез минор | ais-moll | A-sharp minor | 7 # |
В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.
В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.
В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.
Си-бемоль минор
Си-бемоль минор — минорная тональность с тоникой си-бемоль, то же, что b-moll. Имеет пять бемолей при ключе. Энгармонически равна ля-диез минору.
Некоторые произведения, написанные в этой тональности
Соседние тональности
Знаки альтерации: | 6 ♭ +Ces | 5 ♭ +Ges | 4 ♭ +Des | 3 ♭ +As | 2 ♭ +Es | 1 ♭ B | 0 ♭ / ♯ | 1 ♯ +Fis | 2 ♯ +Cis | 3 ♯ +Gis | 4 ♯ +Dis | 5 ♯ +Ais | 6 ♯ +Eis |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мажорные тональности: | Ges-dur | Des-dur | As-dur | Es-dur | B-dur | F-dur | C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur |
Минорные тональности: | es-moll | b-moll | f-moll | c-moll | g-moll | d-moll | a-moll | e-moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll |
Полезное
Смотреть что такое «Си-бемоль минор» в других словарях:
си-бемоль минор — си бемоль минор … Орфографический словарь-справочник
Ми-бемоль минор — Символ тонического аккорда: es, Ebm Параллельная тональность: Ges dur Тональность доминанты: b moll / B dur Тональность субдоминанты: as moll Натуральная минорная гамма: es f ^ ges as b ^ ces des es Гармоническая минорная гамма: es f … Википедия
до-бемоль минор — до бемоль минор, до бемоль минора … Орфографический словарь-справочник
ми-бемоль-минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ре-бемоль минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
си-бемоль минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
соль-бемоль минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ре-бемоль-минор — … Словарь синонимов
соль-бемоль-минор — … Словарь синонимов
си-бемоль-минор — … Словарь синонимов
Как перевести аккорды в другую тональность
Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.
Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.
Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.
Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.
Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.
Таблицы
По ступеням
Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.
Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am
В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.
Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.
Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.
Песню в Ля миноре, на аккорды Am/ Dm/ E7/ нужно сыграть на 2 тона выше – в До-диез миноре (С#m). Транспонируем последовательно каждый аккорд:
1. Находим тональность Ля минор в таблице (это первая строка): I ступень – Am.
2. Далее находим строку тональности, в которую будем транспонировать последовательность – До-диез минор: опускаемся по столбцу с названиями тональностей, I ступень – C#m. По этой строке будем определять соответствие последующих аккордов по ступеням.
3. Следующий аккорд песни Dm: находим его тонику (D — ре) в строке оригинальной тональности – «Ля минор». Это IV ступень. И по этому же столбцу (IV) опускаемся до строки «До-диез минор». Получается – F# (тоника Фа-диез). В оригинальной тональности аккорд минорный, значит и в новой тональности он будет минорным – F#m. Итак: Dm → F#m. А по гармонии песни мы уже сделали транспонирование двух аккордов песни. Из Ля минора в До-диез минор: Am/ Dm… → C#m/ F#m…
4. Остался последний аккорд – E7. Определяем таким же способом. В строке «Ля минор» (оригинальной тональности) находим тонику аккорда – E (ми), V ступень. По столбцу (V) опускаемся в строку новой тональности «До-диез минор» – G# (тоника соль-диез). Теперь по типу аккорда из исходной тональности: E7 (ми мажор септаккорд) → G#7 (соль-диез мажор септаккорд).
5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:
Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.
Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).
Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:
1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.
2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.
По хроматике: полутоновая система
Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.
Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).
Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.
Например, когда используются альтерированные ступени:
Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.
Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.
К примеру, в Соль мажоре G /Em /C /D# /D / нужно транспонировать в Си-бемоль мажор (повысить на полтора тона):
1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).
2. Дальше – Em. Находим его тонику (E – ми) в строке G (оригинальной тональности). Опускаемся по столбцу до строки «A#(Bb)» (новая тональность, в которую нужно перевести аккорды) – это G. По типу аккорда – Gm (соль минор). В последовательности: G/ Em… → Bb/ Gm…
3. Таким же образом и следующие аккорды: находим их тоники в строке «G» и затем по столбцу «вычисляем» в строке «A# (Bb)» (новой тональности): С → Eb, D# → Gb, D → F (мажорные аккорды от определённых тоник).
Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.
Для минорных тональностей в открытой позиции
Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.
Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.
Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:
1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).
2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).
Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно
Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.
Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?
Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.
Схематично это выглядит так:
К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:
1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.
На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).
2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).
Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…
3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.
Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…
4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).
5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:
Схемы расположения ступеней на грифе
Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.
На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.
Как это выглядит на практике:
Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:
Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:
Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:
Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.
Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:
Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне: