Ebs что это такое
Системы EBS – безопасно, комфортно, надежно
Какие существуют тормозные системы у грузовых автомобилей? Многие ответят, что знают ответ на этот вопрос.
Но что если мы попробуем рассмотреть тормозную систему, которая надежна в эксплуатации, поровну распределяет усилие между тягачом и прицепом, более экономична в обслуживании?
Вам стало интересно? Тогда давайте более подробно познакомимся с дисковыми тормозами грузовиков, оборудованными электронными тормозными системами, которые обеспечивают лучшую безопасность и управляемость в различных дорожных условиях.
Основные преимущества EBS
Преимущество электронной тормозной системы налицо:
Как это работает
Дисковые тормоза грузового автомобиля, оборудованные системой EBS, управляются электроникой и срабатывают намного быстрей, чем тормоза с пневматическим приводом. Функция ABS включенная в систему способствует сокращению тормозного пути на дорогах со скользкой поверхностью.
Для максимально эффективного торможения, необходимо надежное срабатывание тормозов с одновременным правильным распределением тормозного давления.
Система EBS обеспечивает повышенный комфорт при управлении автомобилем за счет меньшей вибрации и уменьшения скрипа тормозов.
Система EBS работает за счет электрического сигнала посылаемым клапаном ножного тормоза, который регулирует тормозное давление посредством электрических ускорительных клапанов. Более того, электрические датчики, установленные на каждое колесо, считывают скорость автомобиля и уровень изношенности тормозов.
Отмеченные параметры передаются в виде электрических импульсов в электронный блок управления, который моментально реагирует, распределяя адекватное тормозное усилие на каждое колесо.
Производитель решил совместить дисковые тормоза с системой EBS для достижения превосходной эффективности тормозов и сокращению затрат на их обслуживание.
Сам тормозной диск является важным компонентом всей системы. Именно по этому, производитель использовал цельный диск. В нем предусмотрена также система крепления, которая значительно снижает риск образования трещин и вибраций.
Тормозное усилие, как и раньше, достигается с помощью сжатого воздуха, в то время как EBS регулирует сам процесс торможения.
Тормоза плюс электроника
Все функции EBS хранятся в блоке управления. Колебрование, а также поиск неисправностей осуществляется с помощью диагностической системы EBS.
Благодаря встроенному в каждое колесо индикатору износа, технология обеспечивает гораздо более равномерное торможение, чем большинство обычных систем.
Когда остается меньше 20% толщины тормозных накладок, водителя предупредит об этом индикаторная лампочка.
Один хорошо, два лучше
В случае неисправности электронной системы, автоматически запускается запасная пневматическая система с двумя независимыми контурами. При нажатии водителем на педаль тормоза, начнет работать обычная пневматическая система. Запасная пневматическая система, активируется только в случае неисправности электронной системы EBS.
Меньше не значит хуже
Помимо этого, меньшее количество клапанов, в системе EBS, сокращает расходы на ее обслуживание. Клапанная система ABS, клапан нагрузки и ускорительный клапан соединены в один блок.
Неоспоримые качества
Часто в обычных тормозных системах распределение тормозного усилия неравномерно. Тормоза, на которые приходиться наибольший объем работы, изнашиваются неоправданно быстро.
Как многим известно, чем выше температура тормозов, тем больший их износ. Электронная тормозная система автоматически регулирует тормозное усилие в зависимости от износа между передним и задними мостами.
EBS распределяет тормозное усилие между тягачом и прицепом, улучшая тем самым стабильность на дороге и снижая износ тормозных накладок. Тормозное усилие приспосабливается под различные типы прицепов и при этом не требуется никакого дополнительного оборудования или настроек.
Особенности эксплуатации
Однако необходимо контролировать тормозное усилие сцепки, если вы используете разные прицепы.
Приспособление тормозного усилия, под разные типы прицепов, проходит две стадии. На первой стадии происходит быстрая адаптация подачи давления к тягачу и прицепу. На второй стадии подача давления к прицепу четко корректируется, чтобы оно точно совпадало с тормозным давление тягача.
Дополнительные функции
Система EBS замечательна еще и тем, что в обычных условиях включение блокировки моста может повредить дифференциал. На автомобилях оборудованных системой EBS такого случиться не может. Система контролирует пробуксовку одного колеса и при необходимости притормаживает его, обеспечивая тем самым включение блокировки только тогда, когда все колеса достигли одной скорости.
В случае если система EBS не в состоянии синхронизировать обороты обоих колес в течение 10 секунд, значит функция синхронизации колес неисправна.
Система EBS включает в себя также систему управления тяговым усилием, которое приспосабливается под стиль вождения водителя. Если водитель управляет автомобилем на скользком дорожном покрытии и ощущается пробуксовка колес, EBS автоматически снижает мощность двигателя.
В случае, когда скорость движения меньше 40 км/час, пробуксовывающее колесо также притормаживается в связи с тем, чтобы все колеса двигались с одной скоростью.
Хорошее обслуживание – надежные тормоза
Дисковые тормоза с электронной системой EBS, обеспечивают большую безопасность и улучшенную управляемость во всем разнообразии повседневных ситуаций.
Как становиться понятным из вышесказанного, современный грузовой автомобиль представляет собой сложнейший механизм, правильное обслуживание которого возможно только в специализированных центрах силами опытных мастеров.
«САС№1» мы ремонтируем и обслуживаем грузовые автомобили
Язык дальнобоев: что означает табличка «Внимание EBS» на грузовиках
Мы привыкли, что водители грузовиков помогают при обгоне обычным рулевым, которые сидят в легковушках. Включая поворотники на прямой, дальнобойщики предупреждают, что по встречной полосе приближается автомобиль, то есть, лучше не обгонять, или наоборот, «встречка» свободна и можно готовиться к маневру.
Есть и так называемые пассивные методы общения. Скажем, наклейки на прицепах. Это может быть надпись TIR, о которой портал «АвтоВзгляд» уже писал, еще могут быть знаки ограничения скорости, а также табличка «Внимание EBS». Что же это такое?
EBS — это электронная тормозная система грузовика, которая поровну распределяет усилие между тягачом и прицепом. За счет этого она обеспечивает лучшую безопасность и управляемость в различных дорожных условиях, нежеди обычные тормоза с пневматическим приводом.
Сама по себе EBS работает за счет электрического сигнала, который посылается клапаном ножного тормоза. Последний регулирует тормозное давление посредством электрических ускорительных клапанов. А датчики, установленные на каждое колесо, считывают скорость автомобиля.
У грузовка оборудованного системой EBS тормоза «схватывают» быстрее, а тормозной путь становится короче. Это нужно учитывать обычным водителям, как при движении за фурой, так и при ее обгоне.
Что такое ЕБС и нужно ли начинать бояться биометрии в России
Насколько защищены биометрические данные и стоит ли переживать, что с помощью биометрии государство сможет контролировать каждого?
В 1983 году на экраны вышла очередная серия бондианы «Никогда не говори никогда». В этом фильме актёр Шон Коннери в роли агента 007 проникает в секретную комнату после прохождения биометрии: идентификации глаз, ладони и голоса.
Прошло 38 лет, и вход в офис по отпечатку пальца или перевод денег голосом уже не кажется такой фантастикой. Биоэквайринг работает в России с 2017 года, благодаря чему можно с помощью пальца оплатить покупки в магазине или рассчитаться ладошкой за школьный обед в столовой. Кроме того, к концу 2021 года в столичном метро должна появиться возможность оплаты проезда по лицу.
Обозреватель Skillbox Media. Пишет про бизнес, интернет-маркетинг и управление.
Что такое Единая биометрическая система?
Новый закон регламентирует объединение уже имеющихся и будущих биометрических данных в общую систему. С помощью ЕБС россияне могут взять кредит, открыть банковский счёт, снять наличные в банкомате или дистанционно подписать документы. За два года правительство рассчитывает увеличить число записей в ЕБС со 164 тысяч до 70 млн.
Чтобы сдать биометрические данные, нужно пойти в банк и завести учётную запись. Компьютер получит снимок лица человека и запомнит всё до мельчайших подробностей: форму носа, цвет глаз и другие параметры. При этом доступа к системе сами кредитные организации иметь не будут. Они смогут лишь узнавать о соответствии предоставленных данных шаблону, который хранится в ЕБС. Если процент соответствия окажется выше 99,99%, банк сможет предоставить услугу дистанционно.
Как рассказал Skillbox Media директор по цифровой идентичности ПАО «Ростелеком» Иван Беров, регуляторы предъявляют к ЕБС наиболее строгие правила. Биометрические данные передаются по защищённым каналам связи и хранятся в виде математически обработанных моделей.
«Восстановить фотографию или голос по модели просто невозможно. Кроме того, биометрические данные хранятся в обезличенной форме отдельно от персональных. Биометрия — в ЕБС, а персональные данные — на „Госуслугах“», — пояснил он.
Беров добавил, что, даже если злоумышленники выкрадут такие «слепки» у оператора, они не смогут увидеть фото или прослушать запись голоса.
По мнению директора технического департамента RTM Group Фёдора Музалевского, опасаться стоит не утечек биометрических данных, а обычных мошенников.
«Утечка образца голоса через ЕБС — не самое страшное. Обычные телефонные мошенники могут вывести вас на разговор и записать его, получив образец вашего голоса», — подчеркнул эксперт в разговоре со Skillbox Media.
Уже известны случаи, когда злоумышленники подделывали голоса, чтобы выманить деньги у своих жертв. Если в перспективе для подтверждения платёжной операции достаточно будет голосовой команды, то любые сведения о голосе гражданина могут стать материалом для фальсификации, считает Музалевский. Однако, как правило, банки используют двухфакторную аутентификацию — изображение лица и запись голоса.
Отпечаток пальца вместо банковской карты
Сканирование отпечатков пальцев в настоящее время чаще всего используется для аутентификации на смартфонах. Впервые таким сенсором оснастили телефон Pantech GI100 в 2004 году. Однако широкое распространение дактилоскопические сканеры получили только в 2013 году, когда Apple выпустила на рынок iPhone 5S.
Отпечаток пальца можно использовать не только в качестве ключа к защите информации, но и вместо банковской карты. Так, ещё в 2014 году Сбербанк опробовал в образовательных учреждениях Чувашии технологию безналичной оплаты питания с использованием отпечатков пальцев. Сейчас система, получившая название «Ладошки», запущена во многих российских школах.
Покупатели «Азбуки Вкуса» тоже могут расплатиться за покупки отпечатком пальца. Для этого необходимо зарегистрироваться на кассе магазина и привязать банковскую карту к своим биометрическим данным. После этого будет достаточно просто приложить палец к специальному терминалу — нужная сумма автоматически спишется со счёта клиента.
По словам руководителя направления анализа защищённости исходных кодов ПАО «Ростелеком» Вячеслава Герасименко, цифровой отпечаток пальца сам по себе нигде не хранится. Тот же дактилоскопический сканер для разблокировки смартфона просто генерирует математическую модель пальца и не требует для работы его снимок. Воспроизвести эти данные невозможно, отметил Герасименко в разговоре со Skillbox Media.
Однако надёжность такого метода аутентификации не раз подвергалась сомнению. Так, в 2014 году хакер Ян Крисслер, известный под псевдонимом Starbug, сумел подделать отпечаток пальца тогдашнего министра обороны Германии, а ныне главы Еврокомиссии, Урсулы фон дер Ляйен. Для этого Крисслер использовал программу Verifinger и несколько фотографий чиновницы, снятых обычным фотоаппаратом под разными углами.
Также Starbug демонстрировал способ обхода Apple Touch ID на iPhone 5S. Хакер взял отпечаток с поверхности экрана смартфона и распечатал его на кусочке латекса. Затем он намазал узор столярным клеем и покрыл графитом. С помощью этого «слепка» Крисслер смог разблокировать чужое устройство.
Как хакеры обманывают системы распознавания лиц
В 2020 году сеть московских кафе Prime запустила функцию оплаты счёта по лицу. Чтобы воспользоваться этой услугой, необходимо предварительно сдать биометрические данные в банке, который выпустил карту. Также оплату по лицу тестируют сети магазинов «Лента», «Перекрёсток» и «Пятёрочка».
Но иногда нейросети дают сбой. В 2020 году система распознавания лиц в столичном метро приняла москвича за преступника. В итоге его задержали — и не сняли с него все подозрения, пока не нашли реального подозреваемого.
В 2021 году двое похожих мужчин из Екатеринбурга случайно взломали Face ID на iPad. Даниил взял у своего друга Никиты планшет и хотел спросить пароль, но экран разблокировался сам. При этом они не приходятся друг другу родственниками, а лицо Даниила не было внесено в память устройства.
Это не единственный случай, когда Face ID не сумела защитить гаджет Apple от несанкционированной авторизации. В 2019 году на конференции Black Hat USA исследователи продемонстрировали способ обхода аутентификации, позволяющий получить доступ к iPhone жертвы за 120 секунд. Для этого потребовалось три вещи: очки, скотч и спящий владелец смартфона.
Исследователи обнаружили, что система биометрической аутентификации не извлекает полные 3D-данные из области вокруг глаз, если распознаёт, что владелец носит очки. Вместо этого Face ID ищет чёрную область с белой точкой посередине, которая является радужной оболочкой глаза.
Исследователи решили воспользоваться этим. Они взяли обычные очки, наклеили на линзы чёрный скотч, проделали в нём дырочку и надели аксессуар на спящего владельца смартфона. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть FaceID и получить доступ к смартфону.
Китайские хакеры пошли ещё дальше. Чтобы обойти государственную систему распознавания лиц, они использовали технологию deepfake, позволяющую «примерить» на себя чужую внешность. Злоумышленники подавали налоговые декларации за якобы трудоустроенные «мёртвые души» и присваивали себе деньги из фонда заработной платы. За три года они «заработали» более 76 млн долларов.
Борьба с дипфейками
Нейросети могут подделывать не только лица, но и голос. В 2016 году компания Adobe представила систему VoCo. Она позволяет редактировать запись речи, изменяя слова и целые фразы — как в текстовом редакторе. Приложение также может синтезировать любой голос путём анализа исходного аудиофайла. В основе системы лежат технологии рекуррентных и свёрточных нейронных сетей.
В 2019 году компания Тимура Бекмамбетова Screenlife Technologies и команда «Робот Вера» заявили о работе над проектом на основе искусственного интеллекта Vera Voice. Искусственный голос сможет озвучивать сериалы, игры, рекламу или даже отправлять поздравления с днём рождения с голосами знаменитостей.
Пока что для создания качественного дипфейка требуются немалые ресурсы, вычислительные мощности и время на тренировку моделей. Но тем не менее высококлассные подделки становятся всё более доступными благодаря решениям с открытым кодом. Распространение технологии вынуждает исследователей и власти искать способы противодействия новой угрозе.
Над технологиями распознавания дипфейков работают крупнейшие лаборатории Стэнфордского, Бингемтонского и Калифорнийского университетов, а также многие IT-гиганты, включая Facebook, Microsoft, Intel и Twitter. В 2019 году в Калифорнии приняли первый в истории закон по работе с дипфейками, который запрещает любую попытку манипуляции человеческим вниманием с помощью искусственного интеллекта.
Кроме того, в мае 2021 года МВД России объявило о запуске разработки решения для распознавания дипфейков. Система, получившая название «Зеркало», должна быть готова к ноябрю 2022 года. Однако эксперты скептически оценивают шансы правоохранителей на успех.
«На отечественные исследования в этой области выделено около 4 млн рублей, что ставит под сомнение создание действительно эффективного решения», — рассказала Skillbox Media Мария Чмир, глава стартапа Deepcake, специализирующегося на применении технологий замены лиц в рекламных роликах.
Переживать пока рано?
Директор технического департамента RTM Group Фёдор Музалевский считает, что сегодня не следует переживать из-за активного сбора биометрических данных и внедрения систем распознавания лиц. По словам специалиста, такие данные пока не предназначены для взаимодействия с произвольными камерами.
«Камеры ЕБС изначально созданы для идентификации граждан, в том числе для подтверждения финансовых операций. А вот камеры безопасности не позволяют достоверно и автоматизированно идентифицировать человека, поэтому на данный момент они не связаны с ЕБС», — пояснил Музалевский.
При этом он не исключил, что в отдельных случаях, например при раскрытии преступлений, данные из ЕБС могут сравниваться с данными камер наблюдения. Однако это не планируется делать систематически, так как сейчас точность идентификации оставляет желать лучшего.
Вместе с тем эксперт отметил, что любому государству удобнее управлять гражданами, если они находятся «на карандаше».
«ЕБС — один из способов учёта финансово активных граждан, что становится особенно актуальным в условиях санкций. Создание удобного механизма перевода безналичных денежных средств, очевидно, позволит усилить контроль за денежными потоками и сократить теневой сектор экономики», — резюмировал Музалевский в разговоре со Skillbox Media.
EBS третьего поколения компании Wabco
Мы давно привыкли к тому, что в современном автомобиле они есть. Они незримы, бесшумны и незаметны до поры, до времени. Но они всегда на страже и готовы вмешаться в управление автомобилем вопреки воле водителя. Речь идёт об электронных помощниках в тормозной системе.
С помощью специальных датчиков ОНИ контролируют скорости вращения колёс, отслеживают их разности, и по команде блока управления незамедлительно вступают в работу своими исполнительными механизмами. Теперь давайте детально разберёмся, что это, и как всё это происходит на самом деле.
Немного истории
В 1995 году компания WABCO начала серийное производство системы ESC. С 2000 года часть автомобилей с колёсной формулой 4х2 получает эту систему в качестве базового оснащения. В 2008 году появилась интеллектуальная версия ESC smart, способная работать с трёхосными автомобилями и автопоездами. В 2011 году эта система серийно устанавливается на автомобили MAN и Mercedes-Benz, а с 2013 года – на КАМАЗ. В период с 2000 по 2013 год этими системами уже были оборудованы около 155 000 транспортных средств.
Возможности и функции
Итак, EBS третьего поколения компании Wabco умеет обеспечить контроль за замедлением автопоезда, распределив тормозные силы, исходя из фактических нагрузок на оси, синхронизирует тягач и полуприцеп, интегрировав в свою работу не только узлы антиблокировочной системы, но и ретардер, и моторный тормоз. Существуют версии системы для всех типов автопоездов как для седельного тягача с полуприцепом, так и для прицепа с дышлом. Комплексное взаимодействие на каждое колесо позволяет исключить негативное действие поперечных и продольных сил, способных вызвать нарушение заданной траектории движения автомобиля, иными словами привести к заносу и опрокидыванию.
Алгоритм и принцип действия
Все приборы, датчики и узлы системы делятся на две основные группы. Первые собирают информацию о текущих показателях движения, важнейшие из которых боковое ускорение и показатель начала вращения автомобиля вокруг оси, и передают данные блоку управления. Вторая группа состоит из исполнительных механизмов, обеспечивающих непосредственное воздействие на колёса автомобиля, создавая стабилизирующий крутящий момент.
Синхронизация с прицепом подразумевает контроль и предотвращает возникновение знакопеременных толкающих и ударных нагрузок в сцепном устройстве. Само собой разумеется, что блок управления постоянно опрашивает все узлы на предмет исправности. Ошибки классифицируются по двум критериям (в документации WABCO ошибки называются актуальные и неактуальные), «активные» и «неактивные». Активные ошибки – это имеющиеся на данный момент неисправности в системе, которые зафиксировал блок управления (обрыв, короткое замыкание). В программе диагностики они отображаются красным цветом и требуют немедленного устранения.
После устранения неисправности блок управления переводит такие ошибки в разряд неактивных (в программе диагностики отображаются синим цветом).
Все когда-либо возникшие ошибки хранятся в памяти блока управления. Неактивные ошибки (синий цвет) можно стереть из памяти. Активные (красные) стереть невозможно. Активную неисправность необходимо устранять. Некоторые параметры в процессе диагностики и настройки системы WABCO EBS 3 можно изменить с помощью диагностической программы EBS 3. При этом диагност должен пройти соответствующий курс обучения WABCO по системе EBS 3 и получить персональный ПИН-код для допуска в возможность перепрограммировать блок управления, но базовые установки в памяти защищены. Это необходимо для того, чтобы исключить ситуацию, при которой отдельно взятый водитель может попросить механика изменить, например, время срабатывания привода тормозов полуприцепа: дескать, сделай мне, чтобы задок хватал пораньше, во избежание складывания поезда при движении на уклоне.
Дело в том, что при испытаниях столь многомерной системы в условиях полигона были филигранно подобраны все эти необходимые параметры, и вмешательство «под конкретного водителя» только навредит.
Перечислить поимённо
Кто за что отвечает
Теперь пройдёмся по характеристикам важнейших из этих компонентов. Сердце и мозг системы – электронный блок управления ECU обеспечивает приём команд водителя и руководит работой всех компонентов. Связь с прицепом обеспечивается по CAN-шине (ISO 11992) (рис. 2). Связь с другими блоками осуществляется также через CAN (SAE J 1939), а диагностика проводится через CAN OBD 2 (ISO 14229). Кстати, важное уточнение именно для соотечественников. У автомобиля КАМАЗ-5490 свой протокол передачи данных OBD, поэтому для диагностики КАМАЗов необходим собственный кабель, код детали – 446 300 364 0 (рис. 3).
Датчик поворота рулевого колеса SAS фиксированно устанавливается на рулевой колонке и измеряет угол поворота рулевого колеса, температурный диапазон его работы от –40 до +85 °С. Обмен данными с блоком управления осуществляется по CAN-шине. При монтаже датчик не требует установки строго в прямолинейном направлении, это положение будет автоматически откалибровано в процессе самообучения системы (diagnostic command).
Тормозной кран BST рассчитан на рабочее давление 12,5 бар, максимальное – 15 бар. Пневматическая часть этого двухконтурного крана аналогична обычному, он обеспечивает уменьшение давления в первом контуре (задняя ось) в соотношении 1:1,5.
Одноканальный осевой модулятор 1 Ch Ax Mo с интегрированным разобщающим клапаном отвечает за распределение тормозных сил передней оси, обрабатывая входные сигналы датчиков угловой скорости колёс. Рабочее давление – 12,5–15 бар, напряжение питания для устойчивой работы – 14,5–32 В. Этот же одноканальный модулятор используется и на «ленивых» осях грузовиков с многоосными колёсными формулами.
Двухканальный осевой модулятор 2 Ch Ax Mo имеет два независимых канала управления тормозными силами, включая функцию антиблокировочной системы. Во всём остальном (рабочее давление, напряжение питания, резьбовые байонетные разъёмы) он аналогичен своему одноканальному собрату.
Кран управления тормозами прицепа TCV, рассчитаный на рабочее давление 8,5 бар, имеет один электрический контур управления и один резервный пневматический контур, импульсно управляемый ускорительный клапан и интегрированный разобщающий клапан. Он обеспечивает и защиту от обрыва магистрали управления прицепом в соответствии с требованиями ECE R 13.