Единичный пикет что такое
Одиночный пикет: понятие, правила проведения. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В современных российских политических реалиях все большей популярностью стали пользоваться различные протестные акции. Количество их видов довольно разнообразно. Достойной внимания формой протестного движения является акция одиночного пикетирования. Надо заметить, что одиночные пикеты — в основном черта российских активистов. За рубежом к такому виду протеста прибегают редко. Сегодня многие граждане, как политически ангажированные, так и простые обыватели, задаются вопросами: разрешены ли одиночные пикеты? Что говорит об этом закон? Какими сведениями нужно обладать, чтобы провести эту акцию?
Что такое пикет?
Пикет — это общественная форма выражения своих воззрений, проводимая одним или несколькими гражданами. В этом случае не применяются средства, усиливающие звук, не осуществляется передвижение и не используются агитационные плакаты или транспаранты. Существуют разные виды пикетирования, среди которых выделяется акция, называемая одиночным пикетом.
Этот вид протеста имеет отличия. Главная разница заключается в том, что акция может проводиться без предварительных соглашений с кем-либо, и в ней может участвовать лишь один человек. Отсутствие в законодательстве пункта о необходимости согласования одиночных пикетов скорее всего можно объяснить его предполагаемой незначительностью. Ведь пикетчик в одиночку не может охватить большое собрание людей, выражая свои требования. Он также не сможет создать особых помех в плане общепринятого порядка в сопоставлении с другими формами публичных мероприятий. Но правильная и хорошо продуманная тактика регулирования таких пикетов помогает удачно разрешать некоторые проблемы, привлекать внимание граждан к принципиальным политическим, экономическим или культурным вопросам.
Чтобы такая гражданская инициатива не была бессмысленной, а ее участники не были привлечены к разного рода ответственности по статьям, нужно хорошо знать, что в таком случае предписывает закон, а также следует разбираться в определенных формальностях организации общественных мероприятий.
Законность
Главные принципы
При проведении акции необходимо учитывать следующие ключевые моменты:
Требования к участнику
Основные предписания следующие:
При этом можно сидеть или стоять, но нельзя передвигаться, пользоваться плакатами и транспарантами, распространять среди интересующихся листовки, отвечать на вопросы граждан, представителей прессы и других СМИ с тем, чтобы пояснить мотивы своих действий и своих убеждений по указанной проблеме. Законом не запрещается выкрикивать лозунги, но только используя свой голос без усилителей. Однако делать это не рекомендуется, так как такие звуки могут расцениваться уже как митинг.
Основные запреты
К ним относятся: публичный призыв к осуществлению террористических актов, экстремистской деятельности или оправдание терроризма. В понимание «экстремистская деятельность» входит:
Кроме перечисленного, нельзя использовать музыкальное оформление, аудиозаписи, танцевать, петь, издавать стучащие звуки, устраивать акробатические номера, произносить агитационные призывы, создавать помехи для прохожих и транспорта, распивать алкоголь, вредить чужому имуществу. Когда пикет будет закончен, необходимо убрать все атрибуты и оставленный мусор.
Полицейские могут задержать пикетчика, если, по их мнению, во время акции со стороны несогласных с позицией протестанта нарастает агрессия и появляется угроза для его жизни. Некоторые пикетчики не согласны с такой позицией и уже обращались с жалобами по этому поводу в Конституционный суд России, который дал разъяснения, что действия полиции действительно должны соответствовать степени угрозы. В таких случаях опасность для протестующего должна быть не надуманной, а настоящей.
Подобное произошло с художницей из Санкт-Петербурга Е. Осиповой. 9 мая она пыталась проводить антивоенный пикет, это не понравилось ее идейным противникам и участникам праздника, и они начали угрожать ей. В этом случае полиция могла задержать пикетирующего, но только если эта мера была бы единственной возможностью гарантировать его безопасность.
Разрешенные места
Касательно выбора мест для этой акции в законодательстве говорится, что пикет можно проводить в любой локации, если его осуществление не несет угрозы обрушения зданий и не создает каких-либо дополнительных нарушений безопасности граждан. Но здесь также имеется существенная оговорка о том, что законодательные органы могут конкретизировать условия, ограничивающие или запрещающие устраивать пикет в некоторых местах.
Запрещенные места
К местам, где нельзя проводить подобную акцию, относятся:
Некоторые российские территории носят статус культурно-исторических памятников. И если планируется устраивать пикет в таком месте, то правила его осуществления должны определять структуры исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом будет учитываться специфика таких территорий и предписания федерального закона.
Пример неудачи из-за несоответствия выбранного места закону — задержание члена партии «Яблоко» Митрохина. Он устроил одиночный пикет по поводу реновации Москвы недалеко от здания Государственной думы.
Остановка или прекращение пикетирования
Если в период осуществления протестного мероприятия (в данном случае пикета) будет нарушен правопорядок, но это не повлечет за собой риска для жизни и здоровья участвующих, представитель власти вправе обязать организатора своими силами или вместе с представителями ОВД ликвидировать возникший эксцесс. Если данное требование не будет выполнено, представители власти могут остановить мероприятие на определенное время. Когда нарушение будет устранено, акция по согласованию обоих сторон может продолжаться. Если за отведенное время нарушение так и не было ликвидировано, то мероприятие прекращается согласно статьям 16, 17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Акция Антона Долина
Антон Долин — известный в стране кинокритик. Он является главным редактором журнала «Искусство кино».
В декабре 2018 он организовал акцию одиночного пикетирования возле здания администрации президента. Акция проводилась в поддержку украинского кинорежиссера Олега Сенцова, который в 2015 году был приговорен к 20 годам лишения свободы по делу о крымских террористах.
Долин заявил, что акция проводится в связи с вручением заключенному премии Сахарова, которую он не может получить в силу пребывания в тюрьме. Серию пикетов в поддержку украинского режиссера организовала писатель А. Ганиева, к акции присоединился Л. Гозман и другие известные личности. По словам участников, администрация вмешиваться в проведение одиночных пикетов не стала.
Акция Алены Поповой
В 2018-м правозащитник и общественный деятель Алена Попова провела одиночный пикет: это был протест против поведения депутата Госдумы Слуцкого. Поводом для протеста также стала работа комиссии Государственной думы, которая, разбираясь в истории с депутатом Слуцким, не нашла нарушений этических норм в его поведении.
По словам Алены, изначально она и ее сторонники планировали организовать массовую акцию в марте 2018 на Театральной площади, но их заявка не была принята представителями закона. После этого единомышленники решили провести серию одиночных пикетов против Слуцкого. Для этих целей ими были созданы картонные изображения депутата.
У здания Госдумы, где женщина осуществляла протест, к ней подошли представители полиции и попросили ее уйти.
По ее словам, первоначально ей в вину было вменено сооружение быстровозводимой разборной конструкции (имелось в виду картонное изображение депутата). Вследствие этого она была задержана, поскольку при применении таких конструкций пикет должен быть согласован с представителями власти. Соответственно пункту 2 статьи 20-й Федерального закона ей грозил штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Но через несколько часов она была освобождена за недостаточностью оснований для ареста.
Алена заявила, что она и другие ее единомышленники будут продолжать устраивать одиночные пикеты до тех пор, пока не будет принята и согласована их заявка на проведение массового мероприятия. Их цель — внесение в законодательство РФ поправок о сексуальных домогательствах.
Одиночный пикет Ильдара Дадина
Ильдар Дадин — известный активист российской оппозиции. Он стал первым в РФ осужденным именно по уголовной, а не административной статье из-за проведения протестных акций. Правда, позже суд аннулировал приговор, так как в нем были найдены нарушения.
В апреле 2017 года Дадин также был задержан за проведение пикета у здания МВД в Москве. Пикетчик выдвигал требование отправить в отставку Начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по карельской республике — Александра Тереха. Эта акция — пример того, как можно попасть в ОВД из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность.
Акции в Южно-Сахалинске
В Южно-Сахалинске 9 февраля 2019 г. состоялось несколько одиночных пикетов против передачи Южных Курил Японии. Гражданские активисты с плакатами рассеялись по разным районам города. Эти акции не имели политического характера, участники — обычные горожане. Все мероприятия прошли мирно. Полицейские не мешали участникам протеста. Данная акция была спланирована правильно и не нарушала предписаний законодательства РФ.
Резюмируя, можно сказать, что несмотря на все сложности закона, акция одиночного пикетирования является вполне реальной формой протеста. Одиночные пикеты разрешены и гарантированы Конституцией РФ. Тем не менее имеется много ограничений в их проведении. Именно поэтому, решившись на такой вид протеста, надо вооружиться знаниями закона и соблюдать все правила одиночного пикета. В таком случае акция будет максимально продуктивной и не повлечет за собой штрафных санкций.
Одиночный пикет
Как избежать задержания, а если не получится, то обжаловать его
Одиночные пикеты не нужно согласовывать с властями, но есть правила, за нарушение которых могут задержать. Например, по закону не предполагается передвигаться с плакатом или вставать рядом с другими пикетирующими. Как и в случае с любыми другими акциями, важно знать свои права. Отвечаем на десять вопросов об одиночных пикетах и рассказываем, как обжаловать задержание, если что-то пошло не так.
Короткая версия — в карточках, а ниже — подробный текст.
Правила проведения одиночных пикетов: частые вопросы и ответы на них
1) Разрешены ли одиночные пикеты в период пандемии?
Практически в каждом городе есть местные нормы, которые запрещают или ограничивают проведение публичных мероприятий в период пандемии. В некоторых городах одиночные пикеты запрещены — например, в Санкт-Петербурге.
Однако вне зависимости от таких формальных запретов Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) может признать, что вы имели право выйти на акцию. Ограничения права на свободу собраний недопустимы, если они чрезмерны и дискриминационны. Учитывая, что пикеты в ряде городов запрещены уже больше года, в то время как разрешены массовые спортивные мероприятия, открыты кафе и развлекательные заведения, есть неплохие шансы доказать в ЕСПЧ неправомерность ограничений. Аргументы на этот счет есть в нашем шаблоне правовой позиции.
2) Можно ли нескольким людям одновременно встать с плакатами на одну тематику?
Несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», суд может признать «единым мероприятием». Это означает, что уже после проведения одиночных пикетов суд может объявить, что их нужно было согласовывать, а значит, организаторы и участники нарушили закон.
Конституционный суд предложил считать одиночные пикеты единой акцией, если они «с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые (или — более того — идентичные) наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы».
Летом 2018 года Пленум Верховного суда предложил судьям ориентироваться на следующие критерии: «Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов».
3) Какое должно быть расстояние между пикетирующими?
4) Какое расстояние должно быть до станции метрополитена?
Таких ограничений нет. На одиночные пикеты распространяются территориальные ограничения, которые федеральный закон накладывает на все публичные мероприятия. В частности, их запрещено проводить на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям президента, зданиям судов и местам лишения свободы.
5) Можно ли пикетчику разговаривать с проходящими людьми, или нужен партнер для разъяснений?
Можно, но см. пункт 6.
6) Могут ли люди стоять рядом с пикетчиком без плакатов?
Да, могут. Но иногда одиночный пикет превращают в групповой провокаторы, которые встают рядом со своим плакатом, иногда полиция приравнивает к участникам акции людей, стоящих поодаль без плакатов, или же журналистов, снимающих акцию. Лучше озаботиться фото- и видеофиксацией происходящего, чтобы в случае чего доказать, что пикет был именно одиночный.
7) Можно ли выходить на пикет, если меня привлекали к административной ответственности из-за публичных акций?
Если коротко, то да, можно, но риски в случае задержания возрастают.
Человек считается привлеченным к административной ответственности в течение года после оплаты штрафа, ареста, обязательных работ и т. д. Через год прошлые административные наказания перестают юридически влиять на что-либо.
Если год с предыдущего административного правонарушения еще не прошел, то и в этом случае закон о публичных мероприятиях не содержит ограничений для проведения одиночных пикетов. Однако, он предусматривает правило, что организатором акции не может быть лицо «два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию [то есть, в течение года после отбытия наказания]». При этом закон четко не определяет статус одиночного пикетчика — участник или организатор. Мы считаем, что одиночные пикетчики — это участники акции и на них не могут распространяться ограничения для организаторов. Не всегда полицейские согласны с такой правовой позицией, но нам уже удавалось отстаивать ее и выигрывать суды.
Так или иначе, стоит иметь в виду, что при повторном (в течение года после отбытия предыдущего наказания) привлечении к административной ответственности по статье 20.2 КоАП (самая популярная статья, по которой преследуют участников акций), могут вменить ее восьмую часть за повторность, а она предусматривает штраф до 300 тысяч рублей или арест до 30 суток.
8) Влияет ли пикетная очередь на статус одиночного пикета и не превращает ли она его в массовое мероприятие?
Мы считаем, что пикетная очередь не является массовым публичным мероприятием, так как отсутствует важный признак — одновременность публичного выражения. По ложительная судебная практика на этот счет встречалась. Однако риск, что пикетную очередь признают массовым мероприятием, есть. Он существенно увеличился после принятия поправок в Закон о публичных мероприятиях:
Ч. 1.1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция):
Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
9) А если пикеты проводятся в разные дни?
Конституционный суд постановил: если одиночные пикеты проходят в течение нескольких дней и каждый день в них участвует не более одного человека, такие пикетирования не являются единым публичным мероприятием. То есть согласовывать их не надо.
11) На что ссылаться пикетирующим, если их пытаются задержать?
12) Какие еще есть ограничения?
Согласно закону о митингах, участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо (если только речь не о ношении медицинской маски во время пандемии);
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
При этом из закона неясно, какой статус у человека, проводящего одиночный пикет — участник или организатор. Для организаторов есть дополнительные ограничения: ими могут быть только совершеннолетние граждане России.
Кроме того, если предполагается « сборно-разборная конструкция», например, куб, то по закону о пикете все же надо уведомить власти — за три дня до его проведения.
Правила защиты своих прав, если что-то на одиночном пикете пошло не так
Если же что-то пошло не так и вас задержали на одиночном пикете, то следующие советы помогут вам минимизировать негативные последствия задержания и отстоять свое право на свободу выражения и собраний.
Защита своих прав: оборона
Защита своих прав: наступление
Итак, если вас задержали на одиночном пикете, то параллельно с защитой своих прав и доказательством своей невиновности можно предпринять ряд действий, чтобы признать задержание незаконным, а также донести информацию о нарушениях до ответственных чиновников.
Мы считаем, что нарушение права на одиночный пикет не должно оставаться незамеченным и сходить с рук нарушителям. Ниже приведены несколько вариантов действий и вы можете выбрать удобные для вас.
1. Обращение с жалобой на задержание и нарушения в отделе полиции начальнику этого отдела полиции или в прокуратуру (или и туда, и туда одновременно).
Для таких жалоб не установлен срок, но чем раньше — тем лучше. Вы можете подать жалобу сразу в отделении, куда вас доставили. После оформления протоколов о задержании и других документов, перед тем, как покинуть полицию, вы можете попросить лист бумаги и написать такую жалобу, отдать ее в дежурную часть и попросить талончик о регистрации документа.
Подробнее о том, как подготовить и подать жалобу начальнику отдела полиции или в прокуратуру читайте в нашей специальной инструкции.
У этого варианта есть как свои плюсы, так и минусы.
Из плюсов можно отметить следующее:
Минус — к сожалению, практическая эффективность таких жалоб неоднозначна. Вам могут ответить через месяц отпиской или вообще не ответить.
2. Обратиться в суд с административным иском в отношении полицейских
При обращении с административным иском в суд следует запомнить несколько правил:
Подробнее о том, как вообще подавать административный иск в отношении полиции, какие нужны документы, как оплатить госпошлину и т. д. — читайте в нашей инструкции. Эта инструкция рассказывает об обжаловании широкого круга действий властей, для того, чтобы помочь вам обжаловать именно задержание на одиночном пикете и сопутствующие нарушения в отделении полиции, мы составили специальный шаблон подобного административного иска.
Плюсы обращения с таким иском:
ВАЖНО: если после задержания на пикете на вас вообще не составили протокол или суд вернул протокол обратно в полицию, то подача административного иска — необходимое условие для последующего обращения в ЕСПЧ.
3. Заявление о совершении преступления
Особым видом нарушений при задержании на одиночном пикете является хищение имущества (изъятие без надлежащего оформления, например, телефона или иных ценных вещей) или избиение и причинение полицейскими иного физического вреда. В этих случаях необходимо обращаться с заявлением о совершении преступления.
4. Обращение к Уполномоченному по правам человека
Во всех случаях нарушения права на одиночный пикет мы рекомендуем обращаться к Уполномоченному по правам человека. Мы считаем, что это позволит сделать более видимыми как нарушения ваших прав, так и ситуацию с нарушениями прав участников одиночных пикетов в целом.
Подробнее о том, как обратиться к Уполномоченному по правам человека читайте в нашей специальной инструкции.
5. Иск о компенсации морального вреда
В случае, если суд принял решение об отсутствии в действиях человека состава административного правонарушения или события правонарушения, тогда у человека возникает право получения компенсации морального вреда.
Чтобы реализовать это право, можно подать иск в суд общей юрисдикции. При подаче взимается пошлина в 300 рублей, реквизиты для ее оплаты можно найти на сайте суда, в который подается иск. По делам о компенсации морального вреда нет срока давности, поэтому иск можно подать в любой момент.
Подавать иск нужно в суд по месту нахождения одного из ответчиков. Перед тем как обратиться с заявлением в суд, важно направить ответчикам иск с приложением всех документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии квитанции об отправке надо приложить к иску, который уже подается в суд.
Если по вашему делу не было принято никаких судебных решений — например, материалы дела так и остались в отделе полиции или после фактического задержания полицейские не оформили протоколы, — до подачи иска о компенсации морального вреда необходимо признать действия полицейских незаконными. Для этого нужно обратиться в суд с административным иском. После признания действий полицейских незаконными, вы сможете обратиться с иском о компенсации морального вреда.
Одиночные пикеты
Законы и что в них следует изменить
Одиночные пикеты — единственная форма публичного мероприятия, которая, с точки зрения российских законов, не требует предварительного согласования с органами власти и позволяет гражданам достаточно быстро и просто высказаться по важным вопросам.
Тем не менее ОВД-Инфо фиксирует частые задержания участников одиночных пикетов с последующим возбуждением административных дел. С началом пандемии COVID-19 проблема усугубилась: за первые шесть месяцев 2020 года в Москве и Санкт-Петербурге на одиночных пикетах задержали больше людей, чем за весь предыдущий год.
Сложности с одиночными пикетами на практике во многом вытекают из несовершенства законов и подзаконных актов. Ниже мы рассказываем про основные проблемы, которые являются причинами непропорциональных ограничений, мешающих свободно проводить одиночные пикеты. Частично их можно исправить, скорректировав федеральное законодательство.
ОВД-Инфо, Правозащитный центр «Мемориал» и Московская Хельсинкская группа, обеспокоенные тенденцией к запрету одиночных пикетов, 7 сентября обратились к уполномоченным по правам человека Москвы и Санкт-Петербурга с предложением внести необходимые изменения в федеральные законы через инициативы региональных парламентов.
Закон относит одиночные пикеты к публичным мероприятиям
Одиночный пикет является формой реализации свободы выражения, а не свободы собраний, при этом его проведение регламентировано законом о публичных мероприятиях. В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, пикетирование, в том числе проводимое одним участником — это тоже публичное мероприятие. Аналогичные положения есть и в региональных законах.
Как следствие, все временные ограничения, которые по тем или иным причинам вводятся для публичных мероприятий, распространяются не только на коллективные акции, но и на одиночные пикеты.
1. Ограничения из-за пандемии
С середины марта 2020 года власти регионов начали постепенно запрещать публичные мероприятия. Ограничения вводились в качестве меры борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Первые запреты коснулись акций с большим количеством участников, но со временем в отдельных регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, запретили публичные мероприятия любой численности, в том числе и одиночные пикеты.
По мере уменьшения количества выявляемых случаев COVID-19 карантин в Москве и Петербурге постепенно смягчали, но не в отношении одиночных пикетов. Из-за этого, по данным ОВД-Инфо, с 16 марта по 31 июля 2020 года в Санкт-Петербурге во время одиночных пикетов полицейские задержали 79 человек, в Москве — 271 человека.
2. Ограничения из-за международных спортивных мероприятий
Пандемия — не единственный случай, когда проведение одиночных пикетов было ограничено наряду с массовыми публичными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года», вводились дополнительные требования к проведению публичных мероприятий, не связанных со спортом.
В некоторых населенных пунктах ограничения вводили муниципальные власти. В Калининграде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже и ряде других городов выделили специальные места, за пределами которых акции проводить было нельзя. Ограничили и время проведения: например, в Калининграде публичные мероприятия разрешили только с 9:00 до 13:00, в Екатеринбурге — с 14:00 до 16:00. Подробная информация об этом собрана в нашем датасете.
По данным ОВД-Инфо, в 2017 году во время Кубка конфедераций на одиночных пикетах в России задержали не менее 43 человек, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году — не менее 45.
В конце 2018 года практика ограничений в связи с международными спортивными мероприятиями была закреплена в Федеральном законе «О физической культуре и спорте». При этом исключения для одиночных пикетов там не предусмотрено.
Введение аналогичных запретов возможно уже летом 2021 года: в Санкт-Петербурге пройдут матчи XVI Чемпионата Европы по футболу.
3. Территориальные ограничения
На одиночные пикеты распространяются все территориальные ограничения, которые федеральный закон накладывает на публичные мероприятия. В результате их запрещено проводить, например, на «территориях, непосредственно прилегающих» к:
Точные границы «прилегающих территорий» не определены. Нет в открытом доступе и перечня официальных резиденций президента.
С февраля 2017 года по март 2020 года на одиночных пикетах у зданий судов задержали не менее 15 человек. Не менее 35 человек задержали с июля 2018 по март 2020 года из-за одиночных пикетов на Красной площади возле одной из резиденций президента — Кремля.
С 2012 года федеральный закон наделил региональных законодателей правом вводить дополнительные территориальные ограничения для публичных мероприятий, но не для пикетов. Вместе с тем, до 2019 года в семи регионах местные законодатели запретили пикеты в определенных местах. После судебных разбирательств и обращений в прокуратуру эту проблему удалось решить.
Неоднозначный правовой статус одиночного пикетчика
Федеральный закон о публичных мероприятиях предъявляет разные требования к участникам и организаторам акций. Так, человек не может быть организатором пикета, если он несовершеннолетний, не имеет российского гражданства, а также тем, кого за последнее время хотя бы дважды привлекали к ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий (по статье 20.2 КоАП) или по ряду других статей КоАП и УК. Кроме того, организатор обязан «иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия». Для участников таких требований нет, зато им запрещено скрывать свое лицо.
При этом недостаточно четко определен статус людей, проводящих одиночные пикеты: не ясно, являются ли они участниками или организаторами публичного мероприятия. Возможно, в отношении них вообще не применимы такие категории как организация или участие.
Закон о публичных мероприятиях не содержит понятия «одиночный пикет», в нем говорится о «пикетировании, проводимом одним участником» или « осуществляемом одним участником». На практике пикетирующего могут посчитать организатором публичного мероприятия.
Закон требует предварительно согласовывать некоторые одиночные пикеты
1. Признание одиночных пикетов коллективной акцией
Чтобы отличить несколько одиночных пикетов, проходящих одновременно, от одной коллективной акции, о которой нужно заранее подавать уведомление в органы власти, законом вводится понятие «минимальное допустимое расстояние». Это расстояние устанавливается законами регионов в пределах 50 метров.
Если в регионе установлено минимальное расстояние в 50 метров, то два одиночных пикетчика, вставших на расстоянии 49 метров друг от друга, с точки зрения закона, становятся нарушителями.
После внесения поправок в федеральный закон о публичных мероприятиях 2012 года несколько одиночных пикетов, «объединенных единым замыслом и общей организацией», могут быть признаны единым мероприятием. Уже после проведения одиночных пикетов (по закону не требующих согласования) суд может посчитать, что их нужно было согласовывать и, следовательно, их участники нарушили закон.
Летом 2018 года Пленум Верховного суда предложил примерные критерии, на которые суды могут ориентироваться, рассматривая вопрос о серии одиночных пикетов:
Гипотетически под такое определение могут попасть регулярные одиночные пикеты на одну тему, которые проводит один и тот же человек, что демонстрирует возможность широкого толкования подобных норм и как следствие, недостаточную правовую определенность закона и его судебных интерпретаций.
На практике к коллективным публичным мероприятиям приравниваются и несколько одиночных пикетов на одну тему, проходящих одновременно на отдалении друг от друга, и одиночные пикеты, посвященные одной проблеме и проводимые на одном месте в разные дни.
Поводом для задержания одиночного пикетчика могут послужить действия провокаторов, присоединяющихся к одиночным пикетам с целью их скомпрометировать или сделать формально подпадающими под определение коллективного пикета.
В некоторых случаях полиция может задержать только одного участника акции, сославшись в материалах дела на то, что остальные участники скрылись. В 2016 году после вмешательства Уполномоченного по правам человека Верховный суд отменил судебное постановление по одному из подобных дел, что повлияло и на последующую судебную практику. Однако, сами задержания участников одиночных пикетов на основании неподтвержденных предположений сотрудников полиции продолжаются до сих пор.
2. Использование «быстровозводимых сборно-разборных конструкций»
С 2017 года федеральный закон о публичных мероприятиях требует подавать уведомление о «пикетировании, осуществляемом одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств» в те же сроки, что и при проведении коллективного пикета.
Одновременно законом разрешается проводить одиночный пикет без уведомления, если не будет использоваться быстровозводимая сборно-разборная конструкция. Неясно, следует ли подавать уведомление о пикете с использованием такой конструкции, если она не будет мешать движению пешеходов и автомобилей.
Недостаточно четко определено, что именно считается «быстровозводимой сборно-разборной конструкцией».
Недостаточно четко определено, что подразумевается под «использованием».
Согласно тексту другого судебного постановления, в мае 2019 года Игорь Горланов провел в Новосибирске акцию с требованием о предоставлении жилья и отставки правительства. В постановлении говорится, что он проводил акцию «в форме одиночного пикета с возведением быстровозводимой сборно-разборной конструкции — палатки, установив ее как средство наглядной агитации выдвигаемым требованиям на возвышенности в центре площади общественных мероприятий, без подачи уведомления в орган местного самоуправления». В июне суд признал его виновным и назначил наказание в виде десяти суток ареста, суд апелляционной инстанции в августе оставил наказание в силе. Между тем сам Горланов в жалобе отмечал, что проводил одиночный пикет без использования быстровозводимой конструкции, а туристическую палатку использовал «для проживания по причине отсутствия в городе жилья».
Определение факта пикетирования, его участников и их числа
Федеральный закон отличает публичные мероприятия от других явлений через их цель — «свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики».
Пикетирование определяется как «форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции».
Под одиночным пикетом подразумевается пикетирование, осуществляемое одним участником.
На практике критериев из федерального закона оказывается недостаточно для того, чтобы определить, что является пикетированием и кто считается его участником. В результате с точки зрения закона не всегда однозначно ясно, проводит ли человек пикет, а следовательно, применимо ли к нему требование о предварительном согласовании и другие ограничения, накладываемые на участников публичных мероприятий. Это становится основанием для задержаний, административного преследования и ограничения свободы выражения.
В некоторых случаях проблема возникает уже при попытке отличить одиночный пикет от непубличного мероприятия.
Проблемы возникают и при попытке квалифицировать действия человека как пикетирование. По определению из закона, критерием пикетирования является наличие пикетируемого объекта. Между тем, из текстов судебных постановлений мы видим, что такой объект нередко отсутствует.
Причиной для задержания может стать и движение демонстранта во время одиночного пикета, так как федеральный закон определяет пикетирование как форму публичного мероприятия, «осуществляемого без передвижения».
Наконец, пожалуй, самой распространенной проблемой является определение границы между участником пикета и другими людьми и, как следствие, между одиночным и коллективным пикетом.
В некоторых случаях полиция принимает за признак участия в акции даже значки, надписи или картинки на одежде.
За несогласованный пикет власти могут принять раздачу листовок или воздушных шаров.
К коллективным иногда приравнивают одиночные пикеты, если возле демонстранта собираются наблюдатели, журналисты или прохожие. В 2018 году Верховный суд обратил внимание на то, что одиночные пикеты не следует приравнивать к коллективным «в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц». Правовая позиция Верховного суда безусловно справедлива, но на практике сотрудники полиции все равно задерживают участников таких акций, а суды назначают им наказания.
Иногда коллективной акцией объявляют очередь желающих встать с пикетом после окончания пикета предыдущего демонстранта (так называемая «пикетная очередь»).
В октябре 2019 года, в день каминг-аута были задержаны участник акции у здания представительства Республики Чечни в Москве. Акция была посвящена преследованию ЛГБТ в России и проходила в формате сменяемого по очереди одиночного пикета. Сотрудники полиции сочли это несогласованным коллективным пикетом. Суд принял позицию полиции, хотя даже свидетели обвинения рассказывали, что пикеты проходили не одновременно, а один за другим. Подробнее о деле.
Обзор выявленных проблем
Мы обозначили ряд частных и системных проблем, связанных с одиночными пикетами.
Отнесение одиночных пикетов к публичным мероприятиям.
В результате на них распространяются временные ограничения, например, из-за пандемии или международных спортивных соревнований, и территориальные запреты из федерального закона о публичных мероприятиях.
Неоднозначный правовой статус одиночного пикетчика: участник или организатор.
Отсюда вытекают проблемы и ограничения для людей без российского гражданства, несовершеннолетних и тех, кого ранее привлекали к ответственности за нарушение правил публичных мероприятий и по ряду других статей.
Не всегда ясна граница:
Законодатели не всегда согласовывают новые вводимые правила с уже существующими.
Это приводит к пробелам и правовой неопределенности: непонятно, как согласовывать серию одиночных пикетов, в каких случаях необходимо уведомлять власти об использовании сборно-разборной конструкции при проведении одиночного пикета.
Необоснованное требование предварительного согласования одиночных пикетов:
Перечисленные проблемы стояли бы не так остро, если бы не существование масштабной проблемы с согласованием акций. Теоретически, процедура согласования позволяет организаторам договориться с властями, как провести акцию с минимальными рисками и негативными последствиями для участникова и окружающих. Однако в России требование предварительного уведомления трансформировалось в крайне усложненную процедуру согласования с широкими полномочиями властей так или иначе помешать проведению акции. Кроме того, была введена административная ответственность за сам факт участия в публичном мероприятием с «несогласованным статусом» и за проведение таких акций, независимо от наличия негативных последствий. На практике это становится основанием для пресечения публичных мероприятий, задержания их участников, судебного преследования за участие или даже за распространение информации о них.
Одиночный пикет в подобных условиях оставался единственной формой публичного выражения с относительно простой организацией, которая позволяла сразу выразить свое мнение по актуальной проблеме. Однако после изменений закона о публичных мероприятиях в 2012 и 2017 годах появились требования при некоторых условиях согласовывать и одиночные пикеты, а формальный подход приводит к тому, что в любых спорных ситуациях несогласованные одиночные пикеты могут быть признаны коллективными и незаконными. Это представляется нам необоснованным и, по нашему мнению, едва ли преследуют цель обеспечения безопасности окружающих.
В российском законодательстве есть целый арсенал норм, позволяющих пресечь те или иные конкретные правонарушения (хулиганство, причинение физического вреда и так далее). Дополнительная возможность привлекать к ответственности участников одиночных пикетов, например, из-за «быстровозводимой сборно-разборной конструкции» или из-за другого человека, вставшего поблизости, представляется излишней. Такой подход не учитывает, был ли причинен вред в конкретном случае. Таким образом, подменяются цели правового регулирования: это уже не защита прав и интересов людей, а пресечение высказываний.
Необходимые изменения нормативных документов
Хотя многие перечисленные проблемы вытекают из используемого в законе понятийного аппарата, более детальное и конкретное определение каждого термина едва ли полностью исправит проблему с ограничением свободы выражения одиночных пикетчиков. Любая, даже самая точная, формулировка не исключает интерпретаций правоприменителей — полиции и судов. Представляется, что для решения этих проблем нужны масштабные системные изменения в регулировании свободы собраний, прежде всего — в правилах согласования публичных мероприятий и ответственности за нарушения во время акций.
В то же время некоторые проблемы можно решить внесением точечных изменений в существующее законодательство. Мы предлагаем:
О докладе
Одиночные пикеты — единственная форма публичного мероприятия, которая, с точки зрения российских законов, не требует предварительного согласования с органами власти и позволяет гражданам достаточно быстро и просто высказаться по важным вопросам. Тем не менее ОВД-Инфо фиксирует частые задержания участников одиночных пикетов с последующим возбуждением административных дел.
Мы изучили, какие основания для пресечения одиночных пикетов заложены в нормативных документах и какие изменения законов могут исправить эту проблему.
Текст Наталия Смирнова, Денис Шедов
Иллюстрация: Анна Горемыка для ОВД-Инфо
Редактор Алексей Полихович
Дата публикации 18 сентября 2020 года