Единорог в бизнесе что это
Выращивание из стартапа «единорога» перестало быть фантазией, теперь это технологичная и хорошо структурированная задача. Чтобы ее решить, основатель бизнеса должен следовать очень четкой и жесткой стратегии.
Таким образом, первое общее правило при взращивании «единорога« – выбирать для запуска проекта новый, растущий и потенциально объемный сегмент.
При этом, создание компании, дорого оцененной инвесторами, и построение бизнеса, имеющего положительный денежный поток и приносящего деньги акционерам, – это две разные задачи, порой противоречащие друг другу. Если говорить о прибыльном бизнесе, то чем меньше в нем партнеров, тем эффективнее он работает. Для компании с высокой оценкой, напротив, хорошая стратегия – привлечение в капитал не отдельных фондов, а консорциумов, которые разделят между собой риск, повысят хайп вокруг проекта и ускорят его движение с одной стадии на другую. А вершина эволюции – IPO, которое тем лучше, чем более оно массовое. Само по себе проведение инвестиционных раундов и работа с инвесторами отвлекает уйму времени и ресурсов, отрывает основателя проекта от работы. Это могут себе позволить только «крупно замахнувшиеся» компании.
Если цель проекта – попасть в клуб «единорогов», то основателю необходимо понимать, какие цели и задачи преследуют инвесторы, ожидающие его на пути, либо иметь консультантов, которые это понимают. Интерес инвесторов–«ангелов» и фондов посевного инвестирования, участвующих на стадиях seed и pre-seed, состоит в том, чтобы объяснить создателям проекта (и отчасти это будет правдой), что их идеи ничего не стоят, и что они должны отдать максимальную долю за минимальные деньги. Это делается, чтобы получить максимальный доход за самую рисковую стадию инвестиционного цикла. Работу «ангелов» оправдывает доход на вложение от 10х до 100х.
Институционализированные венчурные инвесторы – фонды венчурного капитала, или «фонды-тактики» – стремятся заплатить «ангелу» как можно меньше, получив быстрорастущий перспективный проект в хорошей нише. Интерес фонда-тактика – перекупить проект с мультипликатором 2-3х, а продать его примерно с 5-6х.
У фонда-стратега (private equity) задача состоит в том, чтобы купить проект по мультипликатору 5-6х и вывести его на IPO по мультипликатору 12-16х. На этом этапе происходит серьезная переупаковка проекта с привлечением консультантов и юристов, включающая большой цикл роуд-шоу. Весь процесс может занимать 3-4 года. Именно поэтому, по умолчанию, фонды-стратеги смотрят на длинные инвестиции либо в устоявшиеся ниши, либо в быстрорастущие проекты, захватывающие значительную долю на рынке.
Как и в процессе эволюции, инвестор каждого следующего типа полностью уничтожает интерес предыдущего.
У основателя же, сидящего по другую сторону стола от всей этой толпы разномастных инвесторов, интересы совершенно другие – удержать за собой максимальную долю, самостоятельно управлять проектом, отбиться от связывающих по рукам и ногам советов директоров, чтобы не быть выгнанным из собственной компании, как Трэвис Каланик из Uber.
Принципиально важно на каждой стадии развития проекта привлекать ровно столько денег, сколько необходимо, и не больше. Ключевая ошибка, которую совершают 99% стартаперов – попытка поднять столько денег, сколько они должны получить за ближайшие 2-3 года. Они очень сильно завышают стартовые стадии (и в части оценок, и в части привлекаемых объемов), чем ставят для себя «локер» на дальнейший рост. Переоценка бизнеса на ранних стадиях ведет к огромным проблемам на последующих. Команда тратит привлеченные деньги неэффективно, и шанс на успех бизнеса становится минимальным. На этих стадиях стартапер должен быть голодным. Инвестировать меньше – естественное желание капиталиста, но это единственный случай, когда оно работает во благо стартапера. Чем голоднее, агрессивнее и жестче команда, чем она лучше экономит деньги, тем больше у нее шансов оказаться конкурентоспособной в борьбе с рынком. Имея избыток денег, компания обременяет себя дорогим офисом, водителями, накладными расходами. Когда она начнет бороться за рынок, базовые косты останутся выше, чем у конкурентов, и на дистанции 2-3 года рыночные позиции будут утрачены. Основатели в такой ситуации часто говорят: «Вы плохие инвесторы». Действительно, у вас были плохие инвесторы – они дали вам слишком много денег.
Оценка быстрорастущего и высокорискованного бизнеса не может быть очень формализована. На этапе идеи, когда еще не создан прототип, бизнес стоит ту сумму, о которой договорились основатель с посевными инвесторами. Рабочий прототип в большинстве случаев обойдется в 1-3 млн рублей, какие-то технологичные продукты могут стоить несколько сотен тысяч долларов. На следующем этапе оценивается, сколько стоит доработка до коммерческой версии. Когда появилась первая выручка, необходимо точечное привлечение инвестиций на маркетинг и рекламу, чтобы выйти на точку безубыточности, после чего оценка уже начинает формироваться через мультипликаторы.
На этапе, когда бизнес имеет сформированную стратегию, вышел на плато и проходит аудит, можно говорить о мультипликаторе в размере 5-6 годовых прибылей. Следующая стадия – привлечение большого финансирования и захват новых рынков. Здесь мультипликатор может быть подняться до 10х, поскольку компания понятна в плане денег и может увеличиться в несколько раз, захватив новые рынки. На этапе IPO ограничений почти не существует, все зависит от «громкости» размещения: Facebook выходил на рынок по цене в 25 годовых выручек и 77 прибылей.
Крауд-инвестирование через ICO, в связи с дикостью криптовалютного рынка, сейчас даже на стадии прототипа дает возможность разместиться с мультипликаторами до 1000х. Рынок ICO еще достаточно юн, большинство разместившихся компаний моложе двух лет, и у новых инструментов нет достаточно глубокой истории, а у криптоинвесторов – понимания эффективности их вложений на длинном горизонте. Возможно, распределенная инвестиционная система, не имеющая границ и жесткого регулирования, отменит классическую модель роста компаний, но более вероятно, что анархия на рынке криптовалют и токенов закончится и он станет более консервативным, появится глубокий анализ проектов и команд, чего сейчас недостает.
Как стартапу стать «единорогом»: советы экспертов и подводные камни
Кто такие «единороги»?
Сравнение дорогих стартапов с мифическим существом подчеркивало их исключительность. Тогда подобные компании действительно казались редкостью. Во всем мире их насчитывалось всего 39 штук. Среди них были Facebook, оператор цифровых платежей Square и разработчик ПО для анализа данных Palantir.
Сколько таких компаний сейчас?
Велика вероятность, что вскоре «единороги» перестанут быть редкостью. Только за второй квартал 2021 года появилось 136 таких компаний — больше, чем за весь 2020 год.
Чем «единороги» отличаются от других компаний?
Как правило, эксперты выделяют три основных фактора, которые позволяют стартапам выйти на миллиардную оценку.
Во-первых, масштабируемая модель. «Если вы хотите стать «единорогом», то должны мыслить масштабно. То есть делать сервис не для тысячи человек или миллионного города, а сразу думать о том, как масштабировать его на миллиарды пользователей», — объясняет Олег Чанчиков, старший директор по инновациям и стратегическим партнерствам Visa в России.
К примеру, приложение Snapchat вскоре после запуска стало вирусным сначала в американских школах и колледжах, а затем и по всему миру. И если в мае 2014 года пользователи отправляли по 700 млн фото и видео ежедневно, то к 2016 году количество просмотров достигло 10 млрд в сутки.
Во-вторых, подрывные технологии, способные полностью поменять рынок или создать новый. Среди показательных кейсов — всем известный Uber, который покинул список «единорогов» после выхода на биржу. Компания построила платформу, перевернувшую рынок такси и частных перевозок.
Каким должен быть продукт будущего «единорога»?
Главное здесь — четкое соответствие продукта потребностям рынка, объясняет глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов. Звучит просто, но именно с этим чаще всего возникают сложности.
«У стартапа могут быть классные амбициозные цели, но изначальная постановка и определение проблемы некорректны. Это фундаментальная проблема, с которой часто сталкиваются команды, — говорит эксперт. — Бывает и так, что у фаундеров есть классная идея, но она не решает какой-то значимой проблемы на рынке, не меняет жизнь людей, и поэтому за нее никто не готов платить».
Стартапы обычно идут по одному из двух путей, добавляет Олег Чанчиков. Либо компания меняет жизнь потребителей и рынок в моменте, либо предлагает решения, опережающие время. В первом случае продавать продукт относительно легко, но очень высока конкуренция. Во втором потребуется умение объяснять решение потребителю, а также терпение и деньги, чтобы довести продукт до момента, когда рынок примет его и начнет массово покупать.
Какие риски есть при выборе ниши?
Один из ключевых рисков связан с тем, что стартап пытается закрыть потребность, которая вот-вот исчезнет. То есть выходит на умирающий рынок.
Кроме того, часто решения стартапов завязаны на чужие продукты. Так, в 2010-х годах разработчики массово выпускали инструменты для оптимизации «Яндекс.Директа». «Это очень стрессовая ситуация: каждый день нужно проверять, а существует ли еще твой рынок, или уже выпустили обновления, и ты оказался не при делах», — предупреждает Круглов.
В какой сфере проще стать «единорогом»?
Большинство дорогостоящих стартапов — почти 90% — разрабатывают программное обеспечение. Такие продукты намного легче масштабировать.
Еще одна характерная черта — прицел на конечного потребителя. Более половины «единорогов» работают в сфере b2c.
Каковы реальные шансы вырасти в «единорога»?
Честно говоря, невелики. Эйлин Ли, которая ввела в оборот термин «единорог», оценивала шансы компаний вырасти до миллиарда в 0,07%.
Другие эксперты дают еще более пессимистичные оценки, называя цифру 0,00006%. «Это можно сравнить с ситуацией, когда ваш ребенок говорит вам, что станет кино- или рок-звездой. Очень немногие добиваются успеха, и вынуждены расплачиваться за попытку», — предостерегает серийный предприниматель и основатель Boss Capital Partners Грег Шепард.
По его словам, большинство компаний не собираются становиться единорогами и не должны пытаться. Но это не значит, что не стоит запускать перспективный стартап и внедрять новые идеи.
«Для большинства разумнее сосредоточиться на создании жизнеспособной, дорогостоящей компании. А затем продать ее на пике стоимости за сумму, которая полностью оправдает все время, деньги и силы, которые вы в нее вложили», — заключает Шепард.
Что главное для успеха стартапа?
По мнению экспертов из Visa, ключевой фактор — это умение четко поставить цели и сфокусироваться на важном. «Цели должны быть зафиксированы, а фаундеры должны понимать, куда они идут, чтобы их прицел не сбивался и их не шатало из стороны в стороны», — говорит глава Инновационной студии Visa в Москве Артемий Круглов.
По его словам, важно проверять как можно больше значимых для стартапа гипотез. При этом нужно внимательно выбирать гипотезы, на проверке которых вы фокусируете ресурсы. И точно понимать, принесет ли вам ценность их подтверждение или опровержение.
«Наверное, единственный совет, который я могу дать, — пробовать и ошибаться как можно больше и с как можно большей скоростью. Чем больше ошибок допущено, тем выше вероятность того, что следующая попытка будет успешной», — добавляет его коллега Олег Чанчиков.
Зачем участвовать в конкурсах и акселераторах?
Такие мероприятия помогают усилить позицию стартапа, уточнить цели, вписаться в рынок и масштабироваться. Кроме того, они позволяют встретиться с потенциальными инвесторами или потребителями продукта, детально узнать их запросы.
Например, перед запуском конкурса Visa Everywhere Initiative организаторы провели серию интервью с партнерами, чтобы понять их приоритеты на ближайшую перспективу. А затем начали отбирать стартапы, которые соответствуют этим запросам и могут усилить своими решениями предложения партнеров.
По словам Круглова, конкурсы и акселераторы дают стартаперам возможность рассказать о своем решении рынку и вывести его в публичную плоскость. Он сравнивает подобные мероприятия для стартапов со школой. «Ты приходишь сюда за опытом, чтобы научиться применять правильные алгоритмы для решения задач. Но никто не ожидает, что в школе за тебя все сделает учитель, — говорит эксперт. — В акселератор стоит идти за тем, чтобы тебе помогли оптимизировать бизнес-процессы, найти инвестиции, выйти на новый уровень и масштаб. Но сюда нет смысла приходить за готовыми решениями».
Как впечатлить инвесторов?
В последнее время к стартапам стали относиться более прагматично и более тщательно оценивать продукт. «Смотрят на наличие интеллектуальной собственности, технологический стек. Если, например, продукт написан «на коленке», и для масштабирования всю технологическую составляющую нужно выбросить и написать заново, то к этому отнесутся настороженно», — предупреждает Круглов.
Важный критерий — стоимость привлечения каждого нового пользователя: от этого во многом зависит успех масштабирования продукта.
Также обращают внимание на состав инвесторов, которые уже вложились в стартап, юридическую чистоту компании, отсутствие конфликта интересов и судебных споров. «Идея может быть классной, продукт и команда — огонь. Но мы ничего не сможем сделать, если стартап не проходит по всем вышеперечисленным пунктам», — говорит Круглов.
Компания-единорог: что это и почему её так называют?
Говоря о компаниях-единорогах, мы сразу вспоминаем об Uber, Airbnb, Didi, Pinterest, Snap и т.д. Но мало кто знает, что такое на самом деле «компании-единороги».
Почему некоторые стартапы получают такое название? Этот титул дается только стартапам, которые принадлежат к определенной нише? Сегодня мы ответим на все ваши часто задаваемые вопросы о компаниях-единорогах.
Компания единорог: что это такое?
Из давно забытых средневековых сказок о единорогах они перекочевали к нам в современность. Но
определение этого слова немного изменилось.
Характеристики компании-единорога
Каждый год в мире в среднем появляется четыре новых единорога. Но что отличает их от тысяч других стартапов? Для этого выделяют несколько критериев:
В мире существуют сотни единорогов, работающих в сфере спроса, обмена, электронной коммерции, розничной торговли и в сотнях других секторов. Хотя большинство из них являются техническими стартапами, термин «единорог» не ограничивается только технологиями.
ТОП-10 компаний-единорогов
Наибольшее количество компаний-единорогов сосредоточено в таких странах, как Китай (127), США (104), Индия (24), Южная Корея (8) и Великобритания (8). А десятку самых крупных единорогов составили следующие компании.
№ п/п | Название | Оценочная стоимость (млрд.дол.) | Страна |
---|---|---|---|
1 | Ant Financial | 150,0 | Китай |
2 | Bytedance | 78,0 | Китай |
3 | DiDi | 56,0 | Китай |
4 | WeWork | 45,0 | США |
5 | Airbnb | 38,0 | США |
6 | JUUL Labs | 38,0 | США |
7 | SpaceX | 30,5 | США |
8 | Lufax | 30,0 | Китай |
9 | Stripe | 22,5 | США |
10 | Cainiao Network | 20,0 | Китай |
Единороги, нарвалы и дедакорны — в чем взаимосвязь?
Мы уже разобрались, кто такие «компании-единороги». А кто же такие «нарвалы» и «дедакорны»?
Интересные факты о компаниях-единорогах
Согласно исследованию Sage, компании-единороги имеют ряд закономерностей. Вот только несколько интересных фактов о них:
Вымирающий вид
Все чаще мы встречаем термин «unicorpse», который дословно переводится, как «труп единорога». Звучит не очень привлекательно и означает быстрый провал стартапа-единорога после его взлета.
Одним из претендентов на вылет был разработчик ПО и работы с bigdata — компания Palantir. В 2015 году руководство не смогло удержать четырех гигантов — NASDAQ, American Express, Coca-Cola и Hershey’s. «Смерть единорога» происходит по следующей схеме: остановился проект — сотрудники покинули рабочие места. По словам экспертов, ценность стартапов снижается из-за переоценки стоимости активов таких компаний. Инвесторы не всегда окупают свои инвестиции, а компании не всегда становятся успешными. В общем, «единороги» теряют свою магическую силу
Теперь вы знаете, какие стартапы называют единорогами. Чтобы создать такой стартап, потребуется много ингредиентов. Это и трудолюбивая команда, и поддержка наставников, и щедрые инвесторы, а также свободная ниша и глубокое понимание того, что хочет клиент.
И у нас возник вопрос по данной теме: если бы Вы были инвестором, куда бы вложили свои средства — традиционно в компанию Microsoft или же в «единорога» Snapchat? Пишите в комментарии, нам очень интересно!
Как создаются компании-единороги
Что такое компания-единорог?
В индустрии венчурного капитала термин «единорог» используется для описания любого стартапа, оценочная стоимость которого превышает 1 миллиард долларов.
Моя история создания «единорогов»
Моя первая компания-единорог создавала программное обеспечение для работы выездных сотрудников, таких как сервис-инженеры, аварийные бригады, монтажники, аварийные комиссары, курьеры и экспедиторы. В то время я был вице-президентом по маркетингу и развитию бизнеса и руководил командой, которая привела компанию к успешному IPO в 2000 году. В итоге компания была продана SalesForce за 1,35 миллиарда долларов в 2019 году.
Продукт помогал менеджерам оптимизировать бизнес-процессы, что позволило клиентам снизить затраты и при этом улучшить качество обслуживания клиентов.
Мою вторую компанию-единорога я основал вместе с Давидом Яном. Это единственное в своем роде решение искусственного интеллекта, разработанное для раскрытия производственного потенциала компаний и удержания лучших сотрудников с помощью передовых нейронных сетей и искусственного интеллекта. Продукт анализирует корпоративные коммуникации для повышения производительности и благополучия сотрудников и проводит постоянные опросы. Решение также позволяет сотрудникам обучать друг друга и постоянно повышать свои навыки в самых разных областях.
Искусство становления компанией-единорогом
Стать «единорогом» это не прогулка по парку. На масштабирование и успех различных стартапов влияет множество факторов. Однако есть некоторые из них, которые сегодня являются одними из наиболее распространенных и способствующих успеху «единорогов».
Еще одна отличительная особенность «единорога» – наличие уникального предложения, идеи, способной изменить привычки и поведение людей. «Единороги» знают, как стимулировать спрос на свои продукты и услуги и формировать пространство, где пользователи постоянно испытывают необходимость в них. Независимо от того, занимаются ли они созданием уникальной ниши или открывают новое направление в уже существующей, «единороги» определяют свое пространство и постоянно вводят новшества, позволяющие опережать конкурентов.
«Единорогов» отличает их глубокая связь с передовыми технологиями. От интеллектуального приложения Uber, подбирающего водителей для пассажиров, до Airbnb, предлагающего жилье для путешественников, в котором они могли бы себя почувствовать «как дома». Каждая инновация использует технологии, позволяющие трансформировать и оптимизировать отрасль.
Большинство «единорогов» одержимы привлечением клиентов. Они уделяют большое внимание развитию сильных эмоциональных связей со своими пользователями и решению их проблем с легкостью, просто и без проблем. Проще говоря, «единороги» делают жизнь пользователей лучше и постепенно превращаются в неотъемлемую часть их жизни. В наши дни трудно представить себе жизнь без Uber или потоковой передачи музыки на платформе, например.
Как правило, такие компании находятся в частной собственности, постоянно увеличивая оценочную стоимость вплоть до IPO.
За каждым «единорогом» стоит не просто отличная идея, хотя это кажется наиболее распространенным предположением. На самом деле за ним стоит решение какой-то проблемы, которая существовала уже давно. Создание актуального решения, а не привлекательной идеи – вот, что делает компанию «единорогом».
Став «единорогом», у компаний появляется ряд преимуществ. С одной стороны, они определяют свои собственные рынки или создают для себя пространство на зрелых рынках, и какое-то время они могут быть самым сильным игроком в этом пространстве, поскольку другие конкуренты пытаются догнать новый тип прорывных инноваций. Это дает «единорогу» большое преимущество в привлечении финансирования, лояльных пользователей и нетворкинге, а также возможность быстрого роста.
Ожидания индустрии стартапов оказывают огромное давление на них, заставляя их быстро расти и масштабироваться, что создает риск слишком раннего IPO. В этом случае «единорог» не сможет реализовать весь потенциал своей рыночной оценки и положения в отрасли.
Когда «единорогу» пора выходить на IPO?
Правильное время для IPO у каждого «единорога» свое, но есть несколько показателей, которые могут помочь компании понять, готова она к IPO или нет.
Взгляните на свой C-Suite: несмотря на то, что есть руководители, которые успешно руководили компанией в стадии быстрого роста, вам понадобится опыт управленца из публичного пространства. Ваша компания также должна иметь солидный послужной список по своевременному закрытию квартальной финансовой отчетности из года в год. Это подготовит вас к строгому процессу публичной отчетности в будущем.
Как стартапу привлечь много денег?
Двумя ключевыми факторами в привлечении капитала являются следующие: солидный кейс и знать, за кем вы идете. Как я упоминал ранее, создание и финансирование стартапа не базируется на хорошей идее. Вместо идеи должно быть эффективное решение насущной проблемы и возможность продемонстрировать финансовые перспективы компании.
Как стартапу выйти на глобальный уровень
Задумываться об этом этапе развития компании стоит после создания надежного источника доходов и достижения прочных позиций на существующем рынке. Но даже если компания занимает прочное положение на рынке, выход на глобальный рынок потребует тщательного планирования и проработки четкой стратегии. Существует несколько вопросов, которые стартапы могут задать себе, планируя выход на мировой рынок.
Насколько вы осведомлены о культуре страны, в которой планируете масштабироваться? Насколько хорошо вы изучили логистические и прочие (юридические, институциональные) особенности выхода на новый международный рынок? Каков уровень осведомленности местной целевой аудитории о вашем продукте или услуге? А как будет выглядеть структура компании при запуске в новой стране?
Прежде всего, успех будет зависеть от количества исследований, которые компания проведет в части изучения стран для масштабирования и соответствующих особенностей каждой из них.
Когда стартапу масштабироваться?
Компания, которая прошла начальные этапы роста и готова к быстрому масштабированию, должна сначала обеспечить прочное соответствие продукта рынку. Это определит последовательность и темпы дальнейшего роста на новом рынке.
Затем создайте стабильный поток доходов через привлечение инвестиций для финансирования вашего быстрого роста. Когда вы протестировали свой продукт или услугу и нашли для себя подходящее решение на рынке, вам необходима непрерывная финансовая поддержка для продолжения ускорения роста. По мере того, как вы растете и увеличиваете свой доход, обязательно инвестируйте в стек технологий, который облегчит и ускорит ваш рост, сделав процесс масштабирования прогнозируемым и непрерывным.
Наконец, начните определять более конкретные роли для своей команды. В стартапах, как правило, специалисты широкого профиля не работают. Каждому профессионалу нужен определенный объем работы, в котором его опыт будет использоваться наиболее эффективно и способствовать дальнейшему развитию.
Как дорасти из стадии масштабирования до «единорога»?
Даже несмотря на то, что «единорог» определяется оценкой в 1 миллиард долларов, стремление лишь к прибыли не превратит компанию в стадии масштабирования в «единорога». Для всех «единорогов» приоритетом является быстрый рост, а прибыль занимает второе место в этой шкале.
Важно помнить, что, инвестируя в «единорогов», инвесторы вкладывают средства не только в хорошие продукты, но и в многообещающие команды, которые гарантируют рост. Обладая этими знаниями и готовясь стать «единорогом», думайте о процессе найма персонала как о самостоятельных инвестициях. Удостоверьтесь, что вы сосредоточены на найме квалифицированных кандидатов в тех областях, где они могут внести наибольший вклад, от продуктов и разработки до продаж и маркетинга. Создайте прочный портфель талантов, чтобы поддержать свой рост во всех вертикалях.
Мое послание будущему «единорогу»
Действуйте быстро, пока конкуренты догоняют конкурентов, не выходите на IPO слишком рано, но и не откладывайте это решение слишком надолго. Найдите золотую середину и максимизируйте свой потенциал.