Единый социальный налог зачисляемый в федеральный бюджет что это
Единый социальный налог в 2020 году: ставка
Социальные налоги в 2020 году: ставки
Социальные сборы включают в себя:
Если предельная величина базы не превышает лимит 1 021 000 руб. — для ОПС, 815 000 руб. — для ОСС
Если сумма базы превышает предельную величину для ОПС
Отметим, что выплаты сверх предельной базы не облагаются взносами на ВНиМ. Размер отчислений на травматизм, которые, как мы помним, необходимо перечислять в ФСС, зависит от основного вида деятельности компании. Его необходимо подтверждать ежегодного, в зависимости от этого ставка отчислений будет от 0,2 до 8,5 %.
Пониженные тарифы
Для компаний и предпринимателей, отвечающих требованиям статьи 427 НК РФ, предусмотрены следующие тарифы:
Расчет суммы отчислений
Расчет по страховым взносам по форме КНД 1151111 подается ежеквартально в ФНС до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок заполнения этого документа содержится в Приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Непосредственно расчет сумм отчислений производится по простой формуле:
Тарифы для ИП без работников
Суммы страховых взносов для ИП без работников с недавнего времени имеют фиксированный характер в зависимости от общего годового дохода. Если доход не превышает 300 000 рублей, то платеж на ОПС составит:
Если доход превышает указанный лимит, то придется доплатить 1 % от величины превышения, но не более:
Размер отчислений на ОМС не зависит от суммы дохода и составляет:
Отчисления на случай ВНиМ предприниматель без сотрудников может платить по желанию.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ краткая справка
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.
В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.
Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единые социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:
для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).
В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.
Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом
Ставки единого социального налога
Базовая ставка единого социального налога составляет 35,6 %, в том числе:
в Пенсионный фонд РФ 28 %;
в Фонд социального страхования РФ 4,0 %;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,2 %;
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 3,4 %.
Регрессивная шкала налогообложения
Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивной шкалы налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).
Для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей (за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) установлены следующие ставки налога:
Налоговая база на одного работника
Пенсионный фонд РФ
Фонды обязательного медицинского страхования
нарастающим итогом с начала года
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
28.000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
4.000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
200 руб. + 0,1 % с суммы, пре-вышающей 100.000 руб.
3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
35.600 руб. + 20 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рубля
59.600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
8.400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
75.600 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
83.300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
105.600 руб. + 2 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастаю- щим итогомс начала года
Фонд соци- ального страхования Российской Федерации
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обяза-тельного медицинского страхования
территори- альные фонды обязательного медицинского страхования
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
20.600 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
2.900 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
100 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
2.500 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
26.100 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рублей
52.200 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.300 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
300 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
6.300 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
66.100 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
75.900 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
96.100 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 241 НК, применяются следующие ставки:
Налоговая база нарастающим итогом
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
9.600 руб. + 5,4 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
13.200 руб. + 7,4 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рублей
20.400 руб. + 2,75 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
28.000 руб. + 3,65 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
28.650 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
38.950 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам (п. 4 ст. 241 НК):
Налоговая база нарастающим итогом
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
территориальные фонды обязательного медицинского страхования
От 100.001 рубля до 300.000 рублей
7.000 руб. + 5,3 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
200 руб. + 0,1 %с суммы, превышающей 100.000 руб.
3.400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
10.600 руб. + 7,3 % с суммы, превышающей 100.000 руб.
От 300.001 рубля до 600.000 рублей
17.600 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
7.200 руб. + 0,8 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
25.200 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 300.000 руб.
Свы?/е 600.000 рублей
25.700 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
35.700 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600.000 руб.
Порядок исчисления и уплаты
Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом календарный месяц (статья 240 НК РФ).
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики-работодатели уменьшают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Для платежей в Фонд социального страхования РФ установлены следующие коды классификации доходов бюджетов РФ:
в части составляющих ЕСН 1010520;
в части задолженности предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов 1400311.
Пени и штрафы по составляющим ЕСН необходимо будет перечислять по первым четырем кодам.
При перечислении составляющих ЕСН налогоплательщики в поле «Назначение платежа должны указать:
— код классификации доходов бюджетов РФ в скобках;
— ЕСН (текущие платежи, пени или штрафы) с указанием фонда, куда перечисляется налог;
— свой регистрационный номер в фонде;
— период, за который перечисляется налог.
При перечислении средств в счет погашения задолженности по платежам в фонды указываются те же данные, но вместо ЕСН указывается вид задолженности.
ТЕМА 5.2. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Цель данной темы – изучение единого социального налога, который занимает центральное место в системе социальных платежей и играет важную роль в формировании государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. До 1 января 2001 г. в Российской Федерации взималось несколько видов обязательных социальных платежей – страховых взносов, которые поступали в государственные внебюджетные фонды. Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов осуществлялось на основе многочисленных нормативных актов. С 1 января 2001 г. страховые взносы были объединены и заменены федеральным налогом – «единым социальным налогом (взносом)». С 1 января 2002 г. этот налог получил новое название – «единый социальный налог», порядок исчисления и уплаты которого в настоящее время регулируется гл. 24 НК РФ.
После изучения материалов данной темы студенты смогут:
Оглавление
5.2.1. Плательщики и объект единого социального налога
Плательщики ЕСН разделены на две группы (см. схему 5.1):
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
2) лица, осуществляющие частную деятельность:
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Схема 5.1. Плательщики и объект налогообложения ЕСН
Не являются плательщиками ЕСН организации и индивидуальные предприниматели:
Объектом ЕСН для работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей – являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам
Для физических лиц, производящих выплаты физическим лицам объектом ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Для лиц, осуществляющих частную деятельность, объектом ЕСН являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Следует отметить, что эти лица не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены исключения из состава объекта по ЕСН. Так, не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, а также в порядке наследования. Выплаты по указанным договорам объектом ЕСН не являются.
Не признаются объектом налогообложения:
Так, например, выплаты, производимые в пользу физических лиц организациями из чистой прибыли, не подлежат налогообложению ЕСН.
5.2.2. Налоговая база и льготы по единому социальному налогу
Налоговая база для работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей (1 группа) – определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.
Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется аналогично налоговой базе по налогу на доходы физических лиц с учетом профессиональных налоговых вычетов.
В случае если автор не может представить документов, подтверждающих его расходы, вычет предоставляется в соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ в размере 20 % от суммы авторского вознаграждения. В налоговую базу по ЕСН (так же, как по налогу на доходы физических лиц) включается сумма в размере 80 000 руб.
Для налогоплательщиков – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, выступающих в качестве работодателей налоговая база определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов (2 группа) налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль.
При расчете налоговой базы выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Налоговый кодекс РФ устанавливает широкий круг исключений из налоговой базы ЕСН в основном социального характера. Так, согласно ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом следующие выплаты:
I. Выплаты, не подлежащие обложению ЕСН в полном объеме
1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе:
2. Установленные действующим законодательством РФ компенсационные выплаты (в пределах законодательно определенных норм), связанных:
3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
4. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ
5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение 5 лет начиная с года регистрации хозяйства
6. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла
7. Суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика:
8. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами
9. Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями за выполнение работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний
10. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании
11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.
II. Выплаты, не подлежащие обложению ЕСН в ограниченных размерах
1. Суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.
III. Доходы, не подлежащие обложению ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ
1. Любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам
2. Индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ
Пример 5.3. С работником предприятия, отношения с которым оформлены трудовым договором, заключен также договор гражданско-правового характера (договор подряда). За период январь–октябрь сумма выплат по трудовому договору составила 90 000 руб. Сумма вознаграждения по договору подряда, выплаченная в октябре, составила 30 000 руб.
Налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой в ФБ, ФФОМС и ТФОМС РФ, составляет 120 000 руб. Налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, составляет 90 000 руб.
Ст. 239 НК РФ установлен ряд льгот по единому социальному налогу. Так, от уплаты ЕСН освобождаются налогоплательщики-работодатели:
1. Организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.
Пример 5.4. С 20 августа работнику предприятия назначена I группа инвалидности. Работнику установлен оклад 15 000 руб. Другие выплаты работнику в течение налогового периода не производились.
За период с января по июль (7 календарных месяцев) работнику начислено 105 000 руб., на которые начисляется ЕСН в общеустановленном порядке. С августа по декабрь (пять календарных месяцев) работнику начислено 75 000 руб. Поскольку сумма выплат, произведенных в пользу работника в период, когда ему установлена инвалидность, не превысила 100 000 руб., начисление ЕСН не производится
2. Следующие категории работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо (при условии, что налогоплательщики не занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, полезных ископаемых):
Налогоплательщики, осуществляющие частную деятельность, являющиеся инвалидами I, II или III групп, не уплачивают налог в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Кроме того, согласно ст. 245 НК РФ от уплаты ЕСН освобождены некоторые министерства и ведомства РФ, в частности Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ и др. в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава этих органов.
5.2.3. Ставки единого социального налога
Ставки единого социального налога для отдельных групп налогоплательщиков установлены федеральным законодательством. В ст. 241 НК РФ выделено шесть таких групп.
1 группа. Для лиц, производящих выплаты физическим лицам (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования) установлена максимальная ставка ЕСН 26 % (см. табл. 5.4).
2 группа. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования максимальная ставка ЕСН установлена на уровне 20 %.
3 группа. С 2006 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, производящих выплаты физическим лицам (работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны) установлена регрессивная шкала с максимальной ставкой 14 %.
4 группа. Для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой, установлена регрессивная шкала с максимальной ставкой 10 % (см. табл. 5.5).
Ставки ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года
Фонд социального страхования РФ
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд Обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей 600 000 руб.
с суммы, превышающей 600 000 руб.
5 группа. Для адвокатов используется регрессивная шкала с максимальной ставкой в размере 8 %.
В отношении каждой группы действует своя регрессивная шкала налогообложения. При этом с ростом налоговой базы по единому социальному налогу понижаются его ставки. Налоговая база, при которой используется максимальная ставка, составляет до 280 тыс. руб. При этом пониженные ставки применяются в отношении возросшей части налогооблагаемой базы. В каждой шкале установлены разряды: размеры ставок налога, зачисляемого в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
6 группа. С 2007 г. для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, применяется специальная регрессивная шкала с максимальной ставкой 26 % применительно к налоговой базе до 75 тыс. руб.
Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом
с начала года
Фонды обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей
с суммы, превышающей 600 000 руб.
с суммы, превышающей 600 000 руб.
5.2.4. Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН
Работодатели (1-я группа) производят исчисление налоговой базы отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом налоговым периодом является календарный год, а отчетными – I квартал, полугодие, 9 месяцев.
Исчисление суммы ЕСН производится отдельно: в федеральный бюджет и каждый государственный внебюджетный фонд. При этом сумма ЕСН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Расчет сумм ЕСН, подлежащих зачислению в федеральный бюджет и Фонд социального страхования РФ, производится с учетом налоговых вычетов.
Пример 5.5. Исчисленная в целом по предприятию сумма ЕСН, подлежащая уплате в ФСС РФ, составила за отчетный период 15 527 руб. В течение этого периода за счет средств ФСС работникам были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в размере 15 000 руб.
Сумма ЕСН, подлежащая перечислению в ФСС РФ, составит 527 руб. (15 527–15 000).
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, которые подлежат уплате не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода определяется разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу. Расчет по налогу представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По итогам налогового периода рассчитывается общая сумма ЕСН. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением.
Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений:
1) за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Расчет налога по итогам налогового периода производится самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и соответствующих ставок ЕСН. Налоговая декларация подается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в аналогичном порядке, установленном для работодателей.