Edtech что это такое
Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом
EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.
Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).
Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».
Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.
Терминология: два типа образования
Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).
На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:
Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.
EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.
Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.
Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.
Инвестиционные возможности
Инфобизнес
Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.
Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.
Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):
EdTech
Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:
Запомнить
EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.
Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое EdTech? Даже у представителей самого EdTech на этот счёт разные мнения
Что можно считать EdTech? Такой вопрос задал модератор дискуссии «Где границы EdTech?» на ММСО. Вот какие ответы дали эксперты.
Обложка: OlyaSnow для Skillbox Media
Михаил Мягков
генеральный директор MAXIMUM Education
— В нашем понимании это организации и люди, которые пытаются с помощью технологии, технологических инструментов, внедряемых в той или иной мере, улучшить образовательный процесс или обеспечить образовательный процесс в местах, где его невозможно сделать без технологий.
Вот первая волна технологий просто создала доступ — доступ к преподавателю, который находится далеко. В обучении в Zoom или на какой-то другой платформе нет никакой инновации, нет никакого EdTech как такового, но тем не менее это предоставило доступ к чему-то, к чему раньше не было доступа у ученика. А [если брать] более глубокий фокус на улучшение (как улучшить процесс обучения, который был невозможен без технологий ранее), то, мне кажется, в этом плане мы находимся в самом начале EdTech.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Макар Гончаров
— Для нас EdTech, для меня в частности (я, наверно, от себя сформулирую), — это всё-таки группа людей, компании, которые имеют свой продукт, [и этот] продукт отвечает каким-то цифровым либо технологическим вызовам, [при этом] компания существует на рынке минимум два года, имеет устойчивую бизнес-модель и показывает рост, и умеет довести ученика из пункта А в пункт Б, не потеряв при этом багаж знаний.
Валентина Куренкова
— Я считаю, что любой блогер-миллионник, который ведёт у себя курсы и занимается «инфоцыганством», как некоторые называют, или инфобизнесом, [если сказать] более прилично, то это уже EdTech в наши дни. Вопрос, конечно, к качеству и достоверности этого контента, к опасности и безопасности этого контента для ребёнка, например.
В целом я считаю, что EdTech сейчас — это очень широко. Любой эксперт в своём деле, который ведёт какие-то курсы, это уже EdTech.
Скриншоты: MMCO-2021 / YouTube
Контекст
Никакого официального определения понятия EdTech, конечно же, не существует. На практике это слово часто воспринимают и как синоним «онлайн-образования», и как собирательное понятие для любых технологий, с помощью которых осуществляется образовательный процесс. Это могут быть платформы для онлайн-обучения, LMS, различные приложения, VR-тренажёры и прочие инструменты. В том числе технологии, помогающие в офлайн-обучении, а не только онлайн. Например, интерактивные проекционные экраны и планшеты для обучения в классах.
Проще говоря, кто-то понимает под этим термином любое цифровое образование в широком смысле, а кто-то — только образовательные технологии (собственно, изначально смысл слова был именно таким, потому что EdTech — это комбинация слов education и technology — «образование» и «технологии» соответственно).
EdTech: рынок, тренды, инвестиции
Глава отдела интервью и лонгридов
Команда RB.RU представила интерактивную карту российского рынка EdTech. Она включает более 200 технологичных проектов из сегментов b2b и b2c, а также десятки венчурных фондов, акселераторов и частных инвесторов, которые поддерживают EdTech-стартапы.
В материале — о тенденциях рынка, представленных на карте стартапах и инвестициях в российских EdTech.
Что такое EdTech
В медиа EdTech часто выступает синонимом онлайн-образования, однако на самом деле это понятие гораздо шире и включает весь набор цифровых инструментов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
Помимо онлайн-школ, интерактивных курсов и образовательных приложений, на рынке представлены разработчики электронных систем для образовательных учреждений, обучающего оборудования, VR-тренажеров, платформ для корпоративного обучения и других продуктов.
Рынок EdTech
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Ожидается, что пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные ограничения окажут долгосрочное влияние на образование, и к 2025 году рынок EdTech удвоится — мы увидим обновление инфраструктуры и появление новых цифровых бизнес-моделей.
EdTech в России
Российский EdTech наиболее активно развивается в сегменте онлайн-образования.По данным совместного исследования TalentTech и «Нетологии», в конце 2019 года объем российского b2c-рынка онлайн-образования составил 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%.
В соответствии с прогнозом аналитиков, к 2023 году он должен достичь отметки в 60 млрд рублей. 2020 год стал прорывным для отрасли и значительно ускорил ее развитие — рост составил 30-35%. По оценке экспертов, тренд сохранится и в 2021 году.
Читайте о российских EdTech-стартапах, которые вышли на рынок в 2020 году, в материале RB.RU: 9 российских EdTech-стартапов, которые взлетели в пандемию
EdTech-компании
Более 40% от представленных в карте компаний работают в сегменте b2b — это вендоры ИТ-решений, разработчики платформ и вспомогательных сервисов для образовательных учреждений и бизнеса. Среди них:
Интерактивная карта российского рынка EdTech постоянно дополняется. Если вы хотите, чтобы ваша компания попала на карту, отправьте письмо на [email protected] с информацией по форме, указанной здесь.
Тренды EdTech
Редакция RB.RU обратилась к фаундерам технологичных проектов в индустрии образования с просьбой обозначить ключевые тренды на российском рынке EdTech.
Андрей Лобанов, СЕО «Алгоритмики»
Тренд 1: образование новый черный
В 2020 и 2021 годах только ленивый не занимается образованием. Все поняли, что за этой сферой большое будущее — ко мне в последнее время чуть ли не раз в неделю приходит какой-нибудь человек, который делает образовательный проект.
Когда «Алгоритмика» только начиналась, мне многие говорили: «На образовании не построишь бизнес, там нет денег, зачем тебе это». В 2021 году, если ты рассказываешь, что у тебя образовательная компания, ты слышишь совершенно другую реакцию: «Круто — это же так классно и перспективно!».
Так вышло, что как социально полезная сфера бизнеса оказалась в центре внимания, в тренде. Что из этого получится, прогнозировать рано. Рынок не настолько большой, как шум вокруг него. И есть вероятность, что многие новые проекты не выживут в такой конкурентной среде.
Тренд 2: консолидация рынка
В последние несколько лет крупные игроки, такие как Mail.ru Group и «Яндекс», активно начали вкладываться в образование. В то же время на рынке появились сильные EdTech-компании. Сейчас видно, что идет очень много разговоров о различных сделках, покупках, игроки начали «заходить» на территорию друг друга, расширяя зоны, в которых они работают.
Условно говоря, Skyeng занялся обучением навыкам и профессиям, «Алгоритмика» стала обучать детей не только программированию, но и математике. Это, как говорится, новый этап конкуренции. Скорее всего, сейчас крупные игроки начнут покупать маленьких. И если раньше каждый занимал какую-то одну нишу, то теперь, как мне кажется, компании будут работать сразу в нескольких нишах, таким образом конкурируя друг с другом.
Тренд 3: согласование офлайна и онлайна
Будем надеяться, что ковид потихоньку уходит. Для EdTech это значит, что скоро вернется офлайн-обучение. Заметно, что клиенты устали от онлайна.
Что будет? Технологии, которые выросли за время пандемии, и инвестиции, которые пришли в образование за это время, будут работать и на офлайн-обучение. Выход образования обратно в офлайн приведет, скорее всего, к появлению множества смешанных образовательных форматов и новых технологий в этих форматах.
Михаил Котлов, CEO IntellectoKids
Тренд 1: во время пандемии вырос спрос на детские образовательные приложения.
Не только в России, во всем мире родители оказались в условиях, когда работа стала удаленной, ребенок сидит дома на карантине, его нужно занять чем-то полезным. И в этом смысле обучающие приложения стали спасением для многих мам и пап.
Что происходит в 2021 году? Мы продолжаем наблюдать устойчивый интерес к образовательным мобильным продуктам для детей.
Тренд 2: у всех игроков дополнительного школьного и дошкольного онлайн-образования, предлагающих качественный продукт, будет расти число пользователей.
Если до пандемии основной поток учеников и денег шел к частным репетиторам, то теперь все познакомились с дистанционным обучением и гораздо больше родителей рассматривают его как полноценную альтернативу. Соответственно, доля онлайна в рынке дополнительного образования школьников и дошкольников будет увеличиваться.
Тренд 3: будет развиваться и приобретать популярность формат blended learning.
Blended learning — это смешанный вариант, когда часть обучения проходит дистанционно, а часть в офлайне. Поскольку и у онлайна, и у офлайна есть свои преимущества, было бы странно не использовать и те, и другие в обучении. Думаю, все больше офлайн-игроков будут пробовать применять онлайн-инструменты, и наоборот.
Наташа Флокси, СЕО Cerevrum
Много лет инновационные технологии пытались ворваться в обучение, но лишь пандемия дала шанс. Мы вошли в новую эпоху, где умение учиться станет одним из важнейших навыков.
Безусловно, искусственный интеллект и виртуальные люди будут помогать контролировать процессы получения знаний. В новом мире разработчики смотрят на синхронизацию носимых устройств с усвояемостью материалов.
Помимо этого, нельзя не отметить тренд на популяризацию машинного обучения и аналитики усвоения знаний, которые помогут традиционным методам улучшать сами процессы, предугадывать действия обучаемого и создавать адаптивный контент в реальном времени.
Инвестиции в EdTech
В соответствии с исследованием Агентства инноваций Москвы, в 2020 году на EdTech пришлось 15% от общего объема инвестиций, сделанных венчурными фондами и частными инвесторами в Москве. Число сделок выросло на 164% по сравнению с показателями 2019 года.
Наиболее часто инвесторы обращали внимание на образовательные продукты для школьников, сервисы дополнительного образования и платформы для учителей.
Заключение
Эксперты и аналитики в России и по всему миру сходятся во мнении, что онлайн-образование и другие сегменты EdTech продолжат экспоненциальный рост в течение ближайших пяти лет.
К изменениям индустрию подталкивают глобальные вызовы, и пандемия — не единственных из них. Так, известно, что к 2050 году в мире будет на два миллиарда больше выпускников школ, вузов и других образовательных учреждений, чем сегодня. Без фундаментальных изменений в области подходов, инфраструктуры и бизнес-моделей образовательная система не справится с растущей из года в год нагрузкой. Рынку предстоит решить проблему дефицита кадров и нехватки финансирования.
Актуальные тренды EdTech
Начало года — время прогнозов. Вот и мы не удержались от соблазна виртуального путешествия во времени в поисках будущего EdTech.
EdTech — молодой тренд, ему лет 20. Развивается он стремительно, впитывая все новое, и не только. EdTech мгновенно интегрировал наработки прошлого, вобрав в себя как инсайты, так и нерешенные задачи. Поэтому начнем наше путешествие во времени с короткого экскурса в историю.
Предшественник EdTech — дистанционное обучение — появилось в 1728 году, когда профессор Калеб Филипс, преподаватель стенографии, подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов со всей страны для изучения стенографии через переписку. В 1840 году идею дистанционного обучения возродил британский учёный-стенограф Айзек Питман, рассылавший по почте свои уроки всем желающим.
Так появились первые дистанционные курсы от ведущих экспертов. В современном формате их аналог XSeries от edEx пользуются высоким спросом во всем мире.
Очень быстро идею дистанционного обучения оценили и институализировали. В 1856 году Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт основали в Берлине институт заочного образования, рассылая студентам учебные материалы и контрольные работы.
Coursera в современном онлайн пространстве первой реализовала аналогичный подход, предложив массовой аудитории курсы, грейдирование и сертификацию.
Почти сразу (по меркам прошлого) после Института заочного образования появились специализированные курсы. В 1873 году Анна Элиот Тикнор создала Общество Тикнор (Ticknor’s Society) — систему обучения по почте для женщин. Прототипом послужила английская программа «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»).
Солидные игроки образовательной сферы включились чуть позже. В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University). В 1892 году Университет Чикаго создал первую дистанционную программу, а в 1911 году аналог запустил Квинслендский университет (University of Queensland) в Брисбене (Австралия).
Сегодня мы наблюдаем рост числа университетских онлайн программ. Последние 2-3 года появляются не только заявки на полноценные online degrees, но и первые инсталяции: Udacity и Georgia Tech запустили первую полностью онлайн Masters in Computer Science.
Австралия была в тренде, но все же отставала во времени в силу своей территориальной удаленности от лидеров. Зато она решала уникальные задачи. В 1914 году в Австралии появилась дистанционная программа для начальной школы. Студенты педагогического колледжа Мельбурна обучали детей, живущих в удаленных районах, переписываясь с ними. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.
Так более 100 лет назад появился первый опыт адаптации и персонализации дистанционного обучения для самых требовательных аудиторий, мотивацию которых поймать и удержать чрезвычайно сложно.
Адаптация и персонализация и сегодня актуальные тренды. В наши дни также вновь становится популярным тренд асинхронного обучения, формат которого удобен сверхзанятым онлайн-студентам. Асинхронное обучение предполагает возможность отсроченного (обычно неделя) доступа студента к обучающим материалам и заданиям. Учащийся волен выбирать время для прочтения теории и выполнения контрольных заданий. Де-факто тренду асинхронного обучения почти 300 лет.
После 1917 года дистанционное образование стало развиваться и в России. В СССР была создана особая, «консультационная» модель. Обучаясь заочно, студенты могли работать. Дважды в год им предоставлялся учебный отпуск для поездки на сессию. К 60-м годам ХХ века в СССР было 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в вузах.
Сегодня эту модель почему-то считают новым трендом. Гибридное обучение, совмещающее онлайн и офлайн формы, два года назад внедрила Udacity.
Была в СССР и своя система дистанционной работы со школьниками. По сути, это была первая Talent Management System (Система управления талантами).
Возможно, некоторые обитатели Хабра помнят журнал «Квант» и физмат олимпиады от ведущих вузов страны на его страницах. Талантливым читателям предлагалось решить ряд задач, напечатанных в журнале, и отправить тетрадку с решениями в вуз. После проверки с комментариями преподавателей тетрадки по почте возвращались обратно. Самым талантливым школьникам, прошедшим все туры олимпиады, ведущие вузы предлагали льготные условия поступления.
Сегодня похожую систему олимпиад в России в онлайн-пространстве предлагает Фоксфорд.
Дистанционное образование всегда быстро впитывало новые технологии. С изобретением радио появились новые формы работы с учащимися. Первым университетом, внедрившим радио в обучение, был Государственный Университет Пенсильвании. Вскоре после этого, в 1925 году, Государственный Университет Айовы начал давать кредиты на обучение на пятилетней программе радиокурсов. А в 1934 году этот же университет запустил первый в мире образовательный канал, который работает и по сей день.
С появлением телевидения популярными стали телевизионные курсы: в 50-е годы прошлого века университеты США и Европы активно предлагали телекурсы студентам.
Интернет открыл безграничные горизонты развития дистанционного образования, создав возможность дистанционного интерактивного обучения. 30 мая 1997 года вышел приказ Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн-образования.
За 20 лет онлайн-образование совершило эволюцию от оцифровки отдельных лекций до образовательных высокотехнологичных экосистем. И произошло это отчасти благодаря наработкам, накопленным в системе дистанционного образования прошлого.
Вместе с готовыми решениями EdTech получил в наследство и нерешенные задачи, работа над которыми задает актуальные направления развития сегодня.
Системы обратной связи
В системе дистанционного образования прошлого нередко терялись или приходили с сильным опозданием письма, преподаватели не получали от студентов отзывы о курсе.
Интернет лишь отчасти снял эти проблемы. Сообщения не теряются, но недостаток информации о запросах учащихся препятствует более адаптивному развитию онлайн-обучения.
Сегодня лидеры рынка регулярно проводят анализ наиболее востребованных курсов, просят студентов оставлять отзывы и давать оценки, внимательно следят за постами учащихся на форумах и в блогах. Но спонтанные единичные реакции не могут быть основой для серьезных разработок. Поэтому мы уверены, что в ближайшем будущем ведущие игроки EdTech особое внимание уделят развитию систем обратной связи с пользователями. Будут созданы как технологические решения, анализирующие поведение учащегося на онлайн-ресурсе, так и новые подходы (например, проективные) и сервисы для систематического сбора мнений всех стейкхолдеров образовательной системы. Первые примеры уже есть.
Китайский ресурс XuetangX активно развивает канал Xuetangxsay, на котором пользователи размещают собственный контент. Обычно это короткие видеоролики — интервью о какой-то специфической теме. Механизм позволяет выявлять и изучать интересы онлайн-студентов, повышать их активность. На платформе также есть Rain Classroom (Дождливый класс), который создан для многосторонней оценки технологий преподавания, процесса обучения, отзывов студентов и совершенствования методологии.
На edX в разделе Donatе («Пожертвовать») пользователям предлагается сделать целевое пожертвование: студенты деньгами могут проголосовать за создание или совершенствование того или иного сервиса, разработку курса по интересующей их теме.
Инструменты мотивации и вовлечения
Известно, что не все начавшие онлайн-курс проходят его до конца. Снизить число бросивших обучение студентов — актуальнейшая задача EdTech. Ради удержания учащихся онлайн-игроки продолжат:
Экспериментировать с подачей учебного материала. Довольно быстро образовательные онлайн-ресурсы отказались от размещения лекций в общетекстовом формате, или видео- и аудиозаписи. И перешли к дозированной подаче учебного материала и использованию мультимодального контента.
Примером такого подхода является micro-learning: подача информации фрагментами по 2-3 минуты с возможностью прерваться. Дозированная информация лучше усваивается. А чередование текстовых фрагментов с видео и аудио-вставками или другим интерактивом еще больше усиливает интерес и мотивацию. «Метод Тичера» — собственная разработка Puzzle English — основана на концепции micro-learning.
Внедрять адаптивное обучение. Подход опирается на принцип «природосообразности» (сформулирован в 17 веке) или необходимости соответствия новых знаний способностям ученика и уровню его развития. Такая «подстройка» под каждого ученика предполагает не упрощение материала, а нахождение для каждого учащегося наиболее простого пути к знанию. Индивидуальный подход должен учитывать многое: актуальный уровень знаний ученика, темп усвоения материала, «слабые места». «Личный план» — сервис Puzzle English — пример того, как искусственный интеллект прекрасно справляется с задачей организации обучения по индивидуальному плану.
Мы уверены в том, что адаптивное обучение будет развиваться и не только за счет технологий AI. Например, Coursera экспериментирует с объединением учащихся в минигруппы, в каждой из таких групп есть куратор, который отвечает не только на учебные, но и на мотивационные запросы онлайн-студентов.
Полагаем, что в ближайшем будущем в русле развития адаптивного обучения мы увидим рост гибридных моделей (онлайн+офлайн) и предложений гибкого выбора формата обучения (самостоятельно или с преподавателем, синхронно или асинхронно и их гибриды).
Применять высокотехнологичные решения. Для вовлечения в процесс обучения EdTech платформы широко применяют геймификацию (Duolingo, Puzzle English) и симуляции — (интерактивные видеодиалоги ABA English).
Для моделирования привычной среды — виртуальные классы (Udacity) и интернет-аудитории (Стэнфорд и Массачусетский технологический институт).
Для максимальной персонализации — AI и нейросетевые решения: электронный консультант для студентов на базе когнитивной самообучающейся системы IBM Watson (Университет Дикина (Австралия).
Примеров высокотехнологичных решений, способствующих вовлечению и повышению мотивации онлайн-студентов очень много, и мы уверены, что число их будет расти.
Внедрять социальные механизмы вовлечения. Работа в минигруппах (например, технология перевернутого класса: онлайн-студенты самостоятельно изучают теорию, а в виртуальном классе собираются для обсуждения пройденного материала, выполнения практических заданий и проверки знаний), объединение учащихся в пары для совместной работы над материалом, перекрестные проверки, — тесный рабочий контакт с виртуальными однокурсниками запускает дополнительные механизмы вовлечения (соревновательную мотивацию и конкуренцию за статус в группе, стремление продемонстрировать свои способности, ответственность за достижение общей образовательной цели и др.).
Мы уверены, что набор социальных и психологических инструментов для мотивации и вовлечения онлайн-студентов в обучение будет расширяться и активно применяться.
Подводя итоги, обозначим четыре ключевых направления развития EdTech:
1. Технологичность. EdTech активно осваивает новые технологические решения для повышения эффективности обучения. Технологии позволят привлекательно упаковать контент, мотивировать онлайн-студентов, индивидуально подходить к организации обучения, минимизировать рутину, обеспечивать интерактивность, мобильность, гибкость и комфорт, получать обратную связь.
2. Персонализация вместо массовости. Образовательные онлайн системы переходят от принципа «одинаковый контент для всех» к принципу «уникальный контент для каждого».
3. Системность взамен фрагментарности. Образовательные онлайн ресурсы из площадок, предлагающих учебные курсы и программы, трансформируются в экосистемы, сращивающие интересы
— онлайн-студентов и университетов (2U),
— онлайн-студентов и корпораций (Udacity),
— онлайн-студентов, университетов и корпораций (edX),
— онлайн-студентов, университетов, корпораций и государства (XuetangX, Китай)
В экосистеме онлайн-учащийся получает не отдельный курс, а Программу индивидуального развития или Программу карьерного развития. Университеты — механизм поиска талантов, корпорации — инструменты рекрутинга и развития персонала. Государство — сохранение и развитие интеллектуального и промышленного потенциала.
4. От традиционного обучения (учитель-ученик) к самообучению. Проникновение онлайн-обучения в систему традиционного образования все масштабнее. Размываются страновые особенности обучения и традиционная модель передачи знаний от учителя к ученику. Сегодня учащийся сам может выбрать чему, как, в каком ритме, у кого учиться. С накоплением историй успеха онлайн-студентов (успешные карьеры, развитие бизнесов, рост доходов и др.) будет повышаться ценность культуры саморазвития и самообучения, а вместе с этим расти спрос на онлайн-образование.
Для тех, кто хочет прокачать английский
Читателям блога дарим купон на 500 рублей для покупки абонемента, в который входит 8 видов тренировок и еженедельные рассылки про английскую грамматику и лексику — «Витаминки» и «Плюшки».
А для безлимитного и вечного доступа ко всем возможностям сайта есть тариф «Всё включено» (скидка не действует).
В статье использованы материалы Global Distanсe Educatiоn Network Library.