Ефод гедеона что такое
Ефод гедеона что такое
а) ( Чис. XXXIV, 23 ) – отец Ханниила, бывшего у манассиян князем во время раздела Обетованной Земли;
б) ( Исх. XXVIII:6, XXXIX:2 ; IЦар. II, 28 ; Ос. III, 4 и др.) – верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленного цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12 камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов.
Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений – его надевали простые священники ( I Цар. XXII, 18 ), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. Отрок же Самуил, говорится в I кн. Царств ( I Цар.II, 18 ), служил пред Господом, надевая льняной ефод. И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод ( II Цар. VI, 14 ).
Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиной употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей ( Суд.VIII:27, XVII:5, XVIII:14 ). Гедеон сделал ефод, положенный им в г. Офре. И был он, говорит свящ. писатель кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим. В этом же доме его стоял истукан и литой кумир ( Суд.VIII:27, XVII:3, 4, XVIII:14 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Ефод гедеона что такое
Ефод (евр. Эфод): 1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золо. смотреть
— верхняя одежда первосвященника. Она очень походила на саккос египетского облачения, только без рукавов, и состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти, голубого, пурпурового и червленого цвета; эти куски соединялись на плечах двумя нарамниками, в которых были вделаны в золотые гнезда 2 камня-оникса с вырезанными именами 12 колен Израилевых. Эти имена были вписаны по старшинству по шести на каждом нарамнике (Исх. 28:6 и дал.; 39:2 и дал.). Кроме этого драгоценного ефода, принадлежавшего к служебным одеждам первосвященника, были простые ефоды, которые носили остальные священники (1 Цар. 22:18). Самуил также носил ефод, хотя был только левит и к тому же дитя (1 Цар. 2:18) Когда Давид перевозил ковчег завета в Иерусалим, он был одет в льняной ефод (2 Цар. 6:14). Поверх ефода первосвященник одевал урим и туммим. В 1 Цар. 23:6 и дал.; 30:7 и дал. написано, что Давид употреблял первосвященнический ефод, чтобы узнать волю Божию, вероятно при помощи урима и туммима. Суеверие придавало большое значение этой одежде. Во время идолослужения употребляли одежды, представлявшие точную копию ефода. Гедеон сделал ефод из мадиамской добычи и этот ефод ввел всего Израиля в идолослужение (Суд. 8:27). Подобным же образом согрешил Миха, живший на Ефремовой горе (Суд. гл. 17; 18). смотреть
ЕФОДЕфут. Нарамник у еврейских священников.Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсо. смотреть
Облачение первосвященников. В еврейской традиции, согласно Иосифу, ефод символизирует вселенную, состоящую из четырех элементов. Нагрудник в центре ефода олицетворяет космический центр.
. смотреть
Еф’од (покрытие) (Чис.34:23 ) — отец (предок) Ханниила (см. Ханниил,а).
Глава 8
1–3. Недовольство ефремлян против Гедеона. 4–9. Отказ жителей Суккофа и Пенуэла Гедеону в хлебе. 10–12. Пленение царей Зеваха и Цалмуны. 13–17. Наказание старейшин Суккофа и Пенуэла. 18–21. Казнь царей Зеваха и Цалмуны. 22–23. Предложение израильтянами Гедеону царской власти над ними и его ответ им. 24–27. Изготовление Гедеоном Эфода и поставление его в Офре. 28–29. Состояние израильтян при Гедеоне. 30–35. Потомство Гедеона и отношение к нему со стороны израильтян.
Ефремляне, стоявшие во время Судей во главе прочих колен, так как в одном из городов их, именно Силоме, в это время находилось святилище Господне ( Суд.18:31 ), заносчиво и несправедливо выразили Гедеону неудовольствие за кажущееся невнимание к себе (ср. Суд.12:1 ). Но Гедеон своим любезным ответoм смягчил их раздражение против себя.
Возвышенность «Херес» (по LXX Αρες ) полагается где-либо около Суккофа. Таргум и Вульгата переводят: «до восхода солнца» (ante solis ortum), понимая слово hechares через «heharim» (горы), почему переводит: «с вершины гор», т.е. Галаадских.
После плена мадиамских царей Гедеон наказал старейшин Суккофа и Пенуэла за их несочувствие народному делу (ср. выше, ст. 7–8).
Согласно закону о мести за кровь убитого родственника, широко применявшемуся у народов востока (ср. Втор.19:5–6 ; Исх.21:12–14 ), Гедеон предал смертной казни царей Зеваха и Цалмуна за убиение его родных братьев, после чего взял бывшие на шеях их верблюдов цепочки, сделанные из драгоценного металла, подобные которым, по свидетельству путешественников, и теперь часто встречаются на шеях арабских верблюдов.
Строго относясь к теократическому началу, Гедеон признавал правителем Израиля одного Господа, Которому Одному народ израильский обязан своим спасением.
Из подаренных Гедеону израильтянами золотых серег, снятых ими с убитых неприятелей, всего весом до 1700 золотых сиклей (более 70 фунтов), а также цепочек, ожерелий и драгоценных одежд, Гедеон сделал эфод наподобие первосвященнического эфода (ср. Исх.28:6–12, 39:2–5 ), или, как догадываются некоторые, облачение к поставленному им в Офре жертвеннику «Иегова Шалом» ( Суд.6:24 ), куда, вместо Силома, где была Скиния, народ стал ходить на поклонение.
По смерти Гедеона, израильтяне опять впали в идолопоклонство, почитая Ваал-берита (Ваал-покровитель завета, ср. Суд.9:4 ), не вспоминали Господа и не оказывали милости потомству Гедеона, которое было довольно многочисленным. В числе потомков Гедеона, между прочим, был Авимелех, прижитый от наложницы, родом сихемлянки, который потом оказался виновником гибели почти всего прочего потомства Гедеонова.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Судьи 8 глава
11) Дипломатическая тактика Гедеона в отношении ефремлян.
Суд 8:1−3. Ефремляне выразили, однако, Гедеону резкое недовольство тем, что не призвал их с самого начала для участия в битве у горы Море (7:1). Дав им «кроткий ответ» (сравните Притч 15:1), Гедеон даже польстил ефремлянам: они, мол, достигли большего в этой войне чем он (8:2). Он сделал умный дипломатический ход, успокоив ревность ефремлян и предотвратив межплеменную войну (сравните с Суд 12:1−6, где реакция Иеффая на претензии ефремлян явилась враждебной).
12) Преследование мадианитян в Трансиордании (8:4−21).
Суд 8:4−9. Хотя большая часть убегавших мадианитян была уничтожена израильтянами, значительной группе их, включавшей двух царей — Зевея и Салмана — удалось перейти через Иордан, чтобы продолжить бегство в юго-восточном направлении. Гедеон и его триста человек гнались за ними. Но устали и проголодались и стали просить пищи у жителей Сокхофа (стих 5), а затем у жителей Пенуэла (стихи 8−9); эти два израильских города находились в Трансиордании, на территории Гада (Быт 32:22,30; Нав 13:27).
Оба они отказали Гедеону в помощи, возможно, опасаясь мести со стороны мадианитян. Но какова бы ни была причина их отказа, он означал, что Сокхоф и Пенуэл приняли сторону врага в его борьбе против Господа и назначенного Им освободителя. Прежде в подобной ситуации пророчица Девора произнесла проклятие на город Мероз (Суд 5:23). Аналогично этому прозвучало обещание лютой казни предателям из уст Гедеона. О совершении ее говорится в стихах 16−17.
Башня в Пенуэле, которую обещал разрушить Гедеон, была, очевидно, крепостью, где горожане укрывались в случае военной угрозы (сравните с Сихемской башней в 9:46−49 и с башней в Тевеце — 9:50−51).
Суд 8:10−12. Два царя (Зевей и Салман) с остатками войска мадиамского — около пятнадцати тысяч человек, что составляло 11% от первоначальной силы мадианитян в 135 тысяч человек, разбили лагерь в Каркоре (место — не известно; предполагают, что Каркор находился близ пересохшего русла реки Сирхан, значительно восточнее Мертвого моря).
Гедеон неожиданно появился у этого лагеря, воспользовавшись караванной дорогой кочевников и, обойдя с востока (именно так следует, видимо, понимать стих 11а) Нову (возможно, Канават в восточной части Васана) и Иогбегу (современный эль-Хубейхат, километрах в 20 на юго-восток от Пенуэла), поразил стан, стоявший беспечно. На этот раз Зевею и Салману не удалось уйти от победителя.
Суд 8:13−17. Начало стих 13 в разных переводах звучит по-разному. Полагают, в частности, что Гедеон… возвратился… с войны, сойдя с гор Галаадских (возвышенность Хереса могла находиться неподалеку от Сокхофа). И захватил юношу из жителей Сокхофа и заставил его написать ему имена всех их князей и старейшин… семьдесят семь человек. И предал их казни, о которой говорил (стих 7). И Пенуэл с жителями его предал разрушению и смерти (сравните стих 9).
Суд 8:18−21. Захваченных им царей Гедеон допросил по поводу инцидента, прежде нигде не записанного, — относительно убийства родных его братьев… на Фаворе (небольшая конусообразная возвышенность на север от горы Море). Остается не известным, были ли братья Гедеона убиты в процессе последнего вторжения мадианитян в Изреельскую долину, или в какое-то из предыдущих их вторжений. Судя по тому, что здесь Гедеон выступает как совершитель кровной мести (сравните Втор 19:6,12), братья его были, вероятно, убиты у себя в шатрах или на поле, но не в битве.
Убить мадиамских царей Гедеон предложил своему старшему сыну Иеферу; это считалось почетным делом, совершить которое юноша не был, однако, готов (для царей это было бы, напротив, бесчестием — пасть от руки неопытного противника). И они просили Гедеона — оказать им честь, сразив их собственноручно. Что он и сделал. Пряжки (или цепочки, украшения, вероятно, из драгоценного металла), бывшие на шеях верблюдов их, Гедеон взял в качестве военного трофея.
13) Отказ Гедеона стать царем.
Суд 8:22−23. Вслед за этой решающей победой Израильтяне стали просить Гедеона, чтобы стал царем над ними и положил начало царской династии (владей нами ты и сын твой и сын сына твоего). Гедеон не принял ни того ни другого предложения. (Однако сын его Авимелех позднее сам «предложил себя в цари»; 9:1−6.) Возможно, Гедеон и сам не вполне осознал смысл и значение произнесенных им здесь слов, которыми провозгласил теократическое правление Самого Иеговы: Господь да владеет вами.
14) Ефод Гедеона становится «сетью» для него (8:24−27).
Суд 8:24−26. Хотя и отказавшись от царского звания, Гедеон обложил израильтян «данью», попросив у них по золотой серьге из военной добычи; всего таким образом он получил тысячу семьсот золотых сиклей (примерно 20 кг. золота). (Измаильтянами назывался первоначально кочевой народ, происходивший от Агари; Быт 16:15. Но впоследствии употребление этого термина расширилось, так что здесь, к примеру, «измаильтянами» названы мадианитяне.)
Суд 8:27. Из этого золота сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре. Каковы бы ни были при этом его намерения, результат оказался плачевным, ибо ефод Гедеона стал предметом поклонения всех израильтян. И сделался он сетью Гедеону и всему дому его.
Характер и назначение этого ефода не вполне ясны. Он мог быть сделан наподобие короткой верхней одежды первосвященника (Исх 28:6−30; 39:1−21; Лев 8:7−8). Высказывается соображение, что он явился облачением к жертвеннику, поставленному Гедеоном в Офре, вместо Силома, где была скиния. Может быть, ефод превратили в подобие идола.
Так или иначе, каким-то образом была узурпирована первосвященническая функция или, как уже упомянуто, основан центр поклонения в противопоставление скинии. Однако в конце-концов Гедеон, видимо, возвратился к единому теократическому сообществу, из которого, в свое время, Господь призвал его как освободителя Израиля.
г. Продолжительность мира (8:28)
Суд 8:28. В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет. Из записанных в книге Судей это был последний период мира. Создается впечатление, что последующая деятельность Иеффая и Самсона мира земле не приносила, как не удержала она от дальнейшего упадка народ Израиля.
Суд 8:29−32. Отказавшийся стать царем Иероваал (т. е. Гедеон; 6:32; 7:1) жил «по-царски», по крайней мере, в том смысле, что имел много… жен и от них семьдесят сыновей, а также наложницу… в Сихеме (жившую, видимо, в доме своих родителей), которая родила ему сына, названного Авимелех.
В истории отступничества Израиля Авимелех сыграл заметную роль, ибо «подготовил почву» для дальнейшего сползания народа «вниз по спирали», каковое и началось после смерти Гедеона.
6. СУДЕЙСТВО ФОЛЫ И ИАИРА И ПОСЛЕДУЮЩИЙ НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ АВИМЕЛЕХОМ (8:33 — 10:5)
Примечательно, что ни одно из последующих «судейских правлений», зафиксированных в книге Судей, не вело к миру (сравните с 3:11,30; 5:31; 8:28). Это, по-видимому, соответствовало общему нарастанию упадка — как политического и общего, так и в сфере морали, о чем свидетельствует дальнейшее повествование.
Событием, положившим начало этому периоду упадка, явился насильственный захват власти Авимелехом, сыном Гедеона от его сихемской наложницы, который судьей в книге не назван. Его правление было сопряжено с несправедливостями и притеснением, и конец этому был положен лишь его смертью и вступлением на место судьи Фолы, личности несравненно более положительной (Фола жил на том же центральном нагорьи).
а. Отступление Израиля (8:33−35)
Суд 8:33−35. Итак, по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками (сравните 2:19). Вместо того, чтобы поклоняться Иегове, благодаря Его за все Его милости и избавления от врагов, они учредили культ Ваалверифа, которого сделали своим богом; святилище его было в Сихеме, откуда родом была мать Авимелеха (9:3−4; сравните 9:46). Этому сопутствовала и проявленная израильтянами неблагодарность к дому Иероваалову, или Гедеонову (6:32; 7:1; 8:29); имеется, возможно, в виду, что они не воспрепятствовали расправе Авимелеха с сыновьями Гедеона (9:5).
толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 8 глава
Головокружение от успехов
(Мы прошли сБп с одним из разборов восемь глав книги Судей, спохватился, что здесь ничего не выкладывал. Вот конспект по восьмой главе)
8:1-3: Гедеон и ефремляне
После того, как предыдущие судьи спасали Израиль, обычно указывался период, в течение которого в стране был мир, и больше ничего не сообщалось. Но Израиль идет по нисходящей спирали. Здесь периоду после победы посвящается не один стих, как раньше, а целая глава. Народ отступает от Бога не после правления судьи, а во время его правления. И правление это имеет изъяны. Рассмотрим их.
Одна из особенностей истории Гедеона: до сих пор все победы совершались судьями в один прием, они были односерийными – раз и все. А в истории Гедеона – раз и не все. И вот на этапе «и не все» у Гедеона происходит прокол, точнее, речь не о единократном проколе, но об их серии – судья движется вниз по нисходящей параболе.
8:1 Ефремляне ссорятся с Гедеоном. Вряд ли они пришли бы ему помогать раньше – это сильное и независимое колено, а Гедеон – из слабого и незнатного рода. Они бы не захотели иметь такого руководителя. Ефремляне недовольны сейчас тем, что от них ушли лавры победителей.
Поведение ефремлян подтверждает то, что сказал Бог в предыдущей главе, сокращая отряд Гедеона: евреи могли начать хвалиться. Ефремляне досадуют, что им нечем хвалиться.
8:2-3 Гедеон отвечает дипломатично и уважительно. Мы могли бы похвалить его за такое смирение и миролюбие, но следующий раздел показывает, что не эти качества побудили Гедеона так себя вести. Дальше он попросил жителей Сокхофа и Пенуэла помочь ему, но те отказались. Гедеон еще не захватил вождей манианитян, т.е. те могли набрать новые войска, победить Гедеона, а потом наказать тех, кто ему помогал. Ефремляне ругались – почему Гедеон их не позвал. Но вот он зовет других израильтян, и те не отзываются. Каждый сам за себя. Вокруг одни мастера махать кулаками после драки.
8:4-17: Гедеон и жители Сокхофа и Пенуэла
Руководителей Сокхофа и Пенуэла можно понять. От них требовался шаг веры. Хотя костяк армии мадианитян и был разбит, их все равно оставалось более чем в сто раз больше, чем воинов в подчинении у Гедеона.
Ситуация в чем-то напоминает случаи, когда во время Второй Мировой войны некоторые помогали евреям – с прямым риском для своей жизни и для жизни членов своей семьи. Только здесь речь идет о помощи своим соплеменникам. И все равно, понять этих людей можно.
Но. Когда ты герой, тебе чудесно помог Бог, а перед этим Бог очень хорошо подготовил тебя к этому чуду (а Гедеона Бог готовил именно что последовательно и обстоятельно) – нельзя требовать героизма и жертвенности от других, кто не прошел твоим путем, кто находится в других условиях, с кем Бог трудится иначе.
Жителям Сокхофа и Пенуэла Гедеон отвечает совсем не так, как ефремлянам: «за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками» (ст.7 и 9).
Это показывает, что он был так дипломатичен с ефремлянами не потому, что не хотел ссориться с ними, а потому, что не мог. Он не ввязывается в конфликт с сильной частью Израиля, но мстит жителям отдельных (видимо, не сильных) городов.
Еще это демонстрирует, что он забыл урок сокращения отряда до 300 воинов. Его раздражение на Сокхоф и Пенуэл показывает, что он считает себя достойным получить почести за свои достижения. Он не говорит что-то вроде «Я понимаю, что трудно поверить в то, что я смогу победить мадианитян, но Бог уже сделал один раз чудо через меня, Он может и дальше помочь мне. Не смотрите на мою силу, подумайте о Божьей силе».
В 8:14-17 описано, как Гедеон наказывает тех из своего народа, кто не помог ему. Гедеон – первый судья, который после решения вопроса внешних врагов расправляется со своими личными врагами из числа соплеменников и единоверцев. Это первый судья, устраивающий репрессии в своей стране, убивающий и наказывающий своих ради упрочения своей власти.
Мы можем наблюдать за динамикой изменения характера Гедеона. В начале истории, во время разговора с ангелом, он ведет себя неуверенно. Потом, при получении новых и новых знамений, его вера в Бога, уверенность и смелость растут. Пик его послушания и посвящения Богу – вторая половина седьмой главы. Однако в восьмой главе мы видим, что Гедеон не цементируется в этом состоянии духа. Он начинает вести себя как политик – мягко и льстиво с сильными, заносчиво и дерзко – со слабыми.
8:18-21: Гедеон и цари Мадиамские
Стихи 18-19 добавляют новую информацию. Мадианитяне убили братьев Гедеона. Возможно, он гнался до сих пор за этими князьями не для того, чтобы завершить Божье дело, но чтобы отомстить за своих братьев.
Став успешным человеком, Гедеон испортился. Первая половина его истории (главы 6 и 7) – это история укрепления веры и вознесения. Вторая половина (глава 8) – история падения героя, которому успех вскружил голову. И вот вехи или этажи этого падения (и здесь же – предупреждения современным руководителям):
• Гедеон не упоминает о том, что только что одержал победу исключительно благодаря Богу. Он не говорит как верующий человек. Он мог бы сказать: «Да, триста голодных и уставших мужиков – это не похоже на ударный отряд для ведения блицкрига. Но нам уже один раз помог чудесно Бог, верим, что и сейчас поможет». Из-за успеха мы можем забыть о том, что получаем все по Божьей милости, можем приписать достижения себе и своим способностям, можем забыть о благодарности Богу.
• Гедеон прекращает молиться Богу, искать Его воли, поклоняться Ему. В последний раз Гедеон поклонился Богу в 7:15. Это время, когда он явно сознавал свою слабость и ожидал помощи от Бога. В Суд.8 это время прошло. На волне успеха Гедеон поверил, что причина этого успеха – в нем (хотя вкрапления правильной риторики еще у него были). Если мы перестаем поклоняться Богу – это уже тревожный звоночек.
• Полторы главы посвящены описанию того, как Бог терпеливо укреплял веру Гедеона, но в восьмой главе нет даже нескольких стихов о том, как Гедеон укреплял бы веру жителей Сокхофа и Пенуэла. Он сразу грозит им расправой (а потом и осуществляет ее при первой возможности). Гедеон не обращается с ближними так, как Бог обращался с ним. Если мы нетерпимы к чужим слабостям и забываем о том, сколько Бог сделал для того, чтобы вознести нас – мы уже на пути Гедеона.
• Борьба с мадианитянами превращается в глазах Гедеона из служения Богу, из исполнения прямо открытой воли Божьей в личный проект, в поход с целью мести за своих братьев и решения вопроса своего будущего положения на социальной лестнице. Мы можем начать использовать служение для личного продвижения в обществе.
• Еще одно искушение руководителя, о котором просто кричит история Гедеона – опасность начать заискивать перед сильными (ефремляне) и причинять боль сравнительно слабым (жители Сокхофа и Пенуэла).
Вторая половина восьмой главы говорит о том, как Гедеон фактически ввел в стране идолопоклонство. То, из-за чего Бог и посылает наказания в этой книге, от последствий чего и спасали предыдущие судьи, теперь насаждается сверху.
Но это не случилось внезапно. Перечисленные чуть выше пункты и отметки на сначала едва заметном удалении Гедеона от Бога – шаги к явному его отступничеству.
Важно, чтобы из нашей жизни не уходило сознание зависимости от Бога и поклонение Ему. Это можно применить не только к бытовым делам, но и к вопросу спасения. Мы понимаем, что нас спасает Христос по Своей благодати и Своей жертвой, но со временем склонны забывать об этом. Как сказал Тим Келлер, «нам надо помнить, что мы спасены по благодати, когда мы падаем. Но еще больше нам надо это помнить, когда мы успешны».
8:22-23: Ответ Гедеона на предложение стать правителем в Израиле
8:22: И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян.
Гедеон не поправляет пришедших к нему израильтян: «Ой, вы неправильно говорите, это не я вас спас, это Бог вас спас через меня». А так поправлять надо всегда, когда вашу роль в каком-то деле преувеличивают, преуменьшая роль Бога или других людей. Сначала Гедеон забыл, что мадианитян победил не он, а Бог; потом об этом забыли и евреи.
Бог поставил Гедеона быть судьей, но не царем. Гедеон не молится здесь Богу, не предлагает евреям сделать это.
23-й стих – последнее упоминание Гедеоном Бога. Гедеон сразу же делает противоположное тому, что он сказал в этом стихе. Он отказался стать царем, но вслед за этим начинает требовать царских почестей. У Гедеона на устах правильное богословие, но вслед за этим сразу следует неправильная практика.
Сначала Гедеон требует финансовое вознаграждение за победу и становится очень богатым (24-26).
8:24-32: Гедеон фактически становится правителем Израиля вопреки своим прежним словам об этом
Ефод, помимо использования для служения в скинии, применялся для познания воли Божьей через урим и тумим. Так использовал ефод Давид, правда, привлекая для этого специально священника (1Цар.23:9-11). О привлечении священника Гедеоном здесь не сказано.
Сделав ефод, Гедеон привязал народ к себе. Теперь для познания воли Божьей, для решения всех вопросов евреям надо было приходить к нему. Гедеон сделал свой город местом, где можно найти Бога. Он использовал Бога, чтобы упрочить свое положение, вместо того, чтобы использовать свое положение для служения Богу.
Важный момент: в это же время в Израиле имелся и настоящий ефод. Который находился, видимо, вместе с остальными принадлежностями скинии. Гедеон делает себе копию этого ефода. Ладно, ты руководитель, и тебе это надо – так пригласи священника с настоящим ефодом и узнавай таким образом волю Божью. Похоже, что раз Гедеон использует копию, а фактически подделку под ефод и священник при этом не упоминается, он занимался профанацией и надувательством, а не реально открывал приходящим к нему за советами и судом волю Божью.
Таким образом, ефод из 8:27 чем-то отдаленно похож на золотого тельца из Исх.32:1-4. С тем отличием, что телец Аарона был сделан в подражание языческим культам, а ефод – в подражание культу иудейскому. Но от этого ефод не стал менее опасным или греховным.
Еще ефод Гедеона похож на медного змея в поздний период, когда этому змею начали кланяться. Есть вещь, которую велел изготовить Бог и через которую Бог посылает благословение или спасение, эта вещь сначала используется так, как сказано Богом, но потом люди забывают о духовном смысле, на который указывала эта вещь, и начинают придавать особое сакральное значение материальному объекту. С этого момента начинается идолослужение под видом самого благочестивого богослужения. А со временем дистанция между изначальным использованием этой вещи и текущей духовной практикой становится все больше и больше.
И еще одна аналогия. Ковчег – еще более уникальный предмет, чем медный змей. Над ним открывался Бог, с ним связан обряд примирения в день искупления и т.д. Но когда евреи придали особое значение предмету и использовали его как магический артефакт, принеся на битву – враги сначала страшно испугались, а потом все-таки разбили их в пух и прах. Ковчег не помог. Потому что помогает не ковчег, а Бог. Надо было искать причину – почему Бог позволил этим врагам прийти, в каких грехах надо покаяться, что надо исправить. А они используют вещи для избавления, вместо того, чтобы просить об избавлении Бога.
Страшную вещь скажу. Таким медным змеем или ефодом или ковчегом может стать практически любая прекрасная вещь или практика, через которую Бог благословлял или спасал нас в минувшие десятилетия. Чудесный журнал, дорогие имена, уникальный опыт, замечательный порядок богослужения, драгоценные традиции – если вынуть из них их суть и придать им значение абсолюта и нерушимого идеала, мы можем оказаться во власти Нехуштана.
И еще один момент. Медный змей, ефод, ковчег использовались для откровения Бога, для сближения человека с Богом, для решения проблем человека предложенным Богом путем. Гедеон использовал ефод не для приближения людей к Богу, а для привязывания их к себе, для улучшения своего положения. Если я использую свое служение для того, чтобы укрепить свое положение, возвысить себя, занять больше места в умах людей, но не для того, чтобы привязывать людей к Богу, побуждать их познавать и превозносить Бога, то я иду путем Гедеона.
Практические применения можно ширить и множить. Когда родители-христиане что-то запрещают своим детям или, напротив, к чему-то их направляют – они возвышают свой родительский авторитет? Или говорят: так надо делать, потому что этого хочет Бог, потому что это прославит Бога и т.п.?
8:27: Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.
Выражение «блудно ходить» подтверждает, что введенная Гедеоном псевдодуховная практика на самом деле никак с поклонением Богу и богопознанием связана не была. Это была жалкая любительская подделка под установленные Богом порядки.
Судья должен удерживать народ от отступничества, а Гедеон привел народ к отступничеству.
Только в 28-м стихе говорится о мире, но теперь мы видим, что это мир, поддерживаемый ценой компромисса, мир без послушания Богу.
Дальше Гедеон ведет себя как царь. Он даже называет своего сына Авимелех, это имя переводится «мой папа – царь». Скромненько так, ага. То, что Гедеон отверг на словах, он осуществляет на деле. Понять это можно двояко: Гедеон сказал искренно, что не хочется становиться правителем и править народом должен Бог, но потом передумал. Либо он сразу говорил неискренно, т.е. уже был человеком с двойным дном.
В служении не стать Гедеоном. Не привязывать людей к своему руководству, к своим советам, ответам и т.п. Не делать ефод самостоятельно.
Иисус Христос, в отличие от Гедеона, был вправе стать царем. И Ему предлагалось такое искушение (Лук.4:5-8). Но Он отказался, «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45). Размышление об этом – прививка от гордости. Нам надо приходить не к ефоду, а к Нему – с поклонением.
8:30: У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен.
Такая забота об увеличении числа потомства – политический шаг. Таким способом правитель хотел упрочить свою власть, поставив миниправителями повсюду членов своей семьи, увеличивая свой клан. Примечательно, кстати, что в Библии есть всего несколько примеров многодетных семей, с количеством детей более 10 (где все дети были бы рождены от одной матери).
Что мы видим: Гедеону предложили положение царя, он на словах от этого положения отказался, сказав красивую фразу о том, что Бог должен быть царем над народом, но по сути он именно царскую власть и узурпирует. Он 1) становится баснословно богатым, 2) устраивает жизнь так, чтобы люди были вынуждены приходить к нему за советами, 3) называет своего сына именем, которое переводится «мой папа – царь» и 4) увеличивает свою семью, чтобы расширить в будущем свою сферу влияния и сохранить власть за своими потомками.
История Гедеона учит нас тому, что каких бы высот мы ни достигли, какими бы жертвенными когда-то ни были, каких бы подвигов веры ни совершали – мы не приобретаем иммунитет от гордости, заносчивости, забывания Бога, идолослужения. Нам надо постоянно помнить о том, что доброе исходит от Него. В любой момент своей биографии – в том числе (а может быть, особенно) в самые славные ее периоды – мы остаемся способны совершить любой грех. И есть искушения, которым особенно подвержены те, кого Бог только что использовал особым образом.
Истории Давида и Гедеона различны по строению кривых: Давид из ниоткуда возносится высоко (становится избранным Богом царем), потом падает очень низко (блуд, убийство, обман), потом опять возносится очень высоко (после перепахивающего душу покаяния); Гедеон из ниоткуда возносится высоко, потом падает и уже не возносится. От благодати Божьей, но и от движения нашего сердца к Богу зависит, какой будет наша кривая.