Если потерял дду что делать
Как восстановить договор долевого участия?
Содержание статьи
Что делать дольщику, если он потерял ДДУ?
Восстановление договора осуществляется на основании его сохранившихся подлинников.
Обратите внимание!
При заключении ДДУ создается как минимум три его экземпляра. Один дольщику, второй застройщику, третий передается в Росреестр при регистрации.
Иногда застройщики практикуют подписание одного договора с несколькими дольщиками, что позволяет девелоперам экономить на государственной пошлине. В этом случае количество экземпляров подлинника увеличивается на десятки. Однако искать других дольщиков и договариваться с ними затруднительно, поэтому мы расскажем о наиболее употребимой практике восстановления ДДУ через частные и государственные организации.
Восстановление ДДУ с помощью застройщика
Одним из самых простых вариантов решения этой проблемы является обращение к застройщику с просьбой передать вам его экземпляр договора и изготовить для себя дубликат. На практике такое предложение обычно не вызывает восторга у работников девелопера.
Никаких установленных в законодательстве правил, обязывающих компании оказывать такую помощь, не существует. Поэтому не исключено, что вам откажут.
Восстановление ДДУ при обращении в орган регистрации
До 2005 года процесс регистрации прав на недвижимость не предусматривал оформления прав на недостроенные квартиры. Это позволяло недобросовестным девелоперам продавать одну и ту же жилплощадь несколько раз, что приводило впоследствии к возникновению множества споров, в результате разрешения которых часть покупателей оставалась без жилья и без денег. Теперь эта проблема решена. Принятый Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. » от 30.12.2004 г № 214-ФЗ сделал регистрацию ДДУ в Росреестре обязательной процедурой.
Обратите внимание!
Застройщик получает деньги только после оформления договора. Двойная продажа квартир стала невозможной.
С точки зрения рассматриваемой нами проблемы главным является то, что при регистрации соглашения в ЕГРН в Росреестр подается три его экземпляра, и один из них остается в этой организации.
Регистрация ДДУ производится в территориальном отделении по месту строительства дома. Именно в это отделение и нужно обратиться с заявлением о выдаче дубликата.
Восстановление договора при помощи МФЦ
Многофункциональные центры (МФЦ) появились в нашей стране сравнительно недавно, но уже завоевали большую популярность у граждан. Раньше для оформления каждого документа было необходимо обращаться непосредственно в орган, его выдающий, отстаивать там очередь, иногда неоднократно, только после этого можно было получить нужную бумагу или справку. МФЦ разрешил эту проблему. Организация работает по принципу единого окна, и все заявки на нужные документы вы подаете одному сотруднику.
С точки зрения рассматриваемой нами проблемы главным достоинством центров является то, что они работают по принципу экстерриториальности. При восстановлении ДДУ вам не нужно ехать в отделение Росреестра по месту строительства дома. Вы можете обратиться в наиболее удобный для вас МФЦ и заказать дубликат.
Обратите внимание!
Вы не обязаны заниматься восстановлением ДДУ лично. Это может сделать за вас доверенное лицо.
Получить консультацию по всем вопросам долевого участия в строительстве у опытных адвокатов нашего сайта вы можете в режиме онлайн.
Что делать дольщику, если он потерял ДДУ
Договор ДДУ – основной документ, который имеется у участника долевого проекта, и дает ему основания требовать с застройщика свою квартиру после того, как объект будет достроен и сдан. Однако в жизни случается всякое, и не исключено, что договор может потеряться.
Содержание
Конечно, ситуация малоприятная, но от этого никто не застрахован. Вполне возможно, что он просто лежит где-нибудь на полке среди других документов и в скором времени найдется, но может быть и такое, что договор действительно был где-нибудь случайно забыт или потерялся при переезде. Возможно ли восстановить документ, если дольщик потерял договор долевого участия, что делать и куда обращаться в этом случае?
Вариант первый – обратиться в строительную компанию
Стоит сразу сказать, что утеря договора долевого участия в строительстве – далеко не редкость. Они теряются также часто, как и другие важные документы. Конечно, многие граждане начинают в этом случае паниковать, ведь ДДУ – несомненно, важный документ, обладающий юридической силой, который дает дольщику право требовать с застройщика свою квартиру. Но в этом случае не все так плохо, как кажется на первый взгляд, восстановить утерянный ДДУ возможно, причем несколькими способами.
Самый простой из них – обратиться к застройщику с просьбой, отдать свой экземпляр вам, а себе сделать дубликат. Но далеко не факт, что в строительной компании пойдут вам навстречу, застройщик совсем не обязан этого делать. Если застройщик откажется выдать документ дольщику, который потерял ДДУ, что делать тогда? Если вам не удалось договориться, тоже не стоит особо расстраиваться. Договор можно восстанавливать по-другому.
Вариант второй – обратиться в регистрирующий орган
Договор ДДУ проходит обязательную регистрацию в Росреестре. Без этой процедуры он считается незаключенным и не имеет никакой юридической силы. По действующему законодательству эту процедуру может произвести как сам дольщик, так и застройщик. Обычно строительная фирма не привлекает дольщиков и сама проходит все этапы госрегистрации договоров. Как правило, застройщик не регистрирует по одному договору, а подает в госорган сразу пакет документов.
Как восстановить потерянный договор долевого участия в строительстве? Для этого необходимо проследить весь его путь прохождения регистрации. Сначала поинтересуйтесь у застройщика: не забыл ли он отнести его в регистрирующий орган? Вполне возможно, что вы просто не помните, был ли вам выдан документ. Если документ все-таки прошел регистрацию и был выдан вам на руки, а затем утерян, обратитесь в Росреестр, где вам должны выдать дубликат ДДУ.
Как владельцу восстановить потерянные документы на квартиру
Какие документы на квартиру нужны обязательно; где следует восстанавливать документы на право собственности жилища; как документально подтвердить владение квартирой без подлинников; где можно получить дубликаты технического и кадастрового паспортов
Оглавление
Жизненные причины утраты документов по недвижимости различны – они могут испортиться при пожаре, при затоплении «сверху», их могут разрисовать или порвать дети. Случается, что документы на квартиру крадут. Кстати, чаще этим занимаются родственники и знакомые, реже – грабители. Но, чтобы не произошло, бумаги по жилплощади нужно обязательно восстанавливать. Расскажем о «квартирных» документах и порядке их восстановления.
Какие документы на жилье необходимы собственнику
На каждую квартиру (дом) бывают три вида документации:
Если, к примеру, произошла утрата правоустанавливающих и правоподтверждающих документов по квартире, то первым делом следует восстанавливать правоустанавливающие материалы (договор купли-продажи, акт приватизации и т.п.).
Без обоснования права собственности запрашивать правоподтверждение можно лишь в Росреестре (выписка ЕГРН), тогда как при необходимости восстановления свидетельства о госрегистрации права (т.е. право собственности оформлялось до 1998 г.) через БТИ или нотариуса основание права собственности потребуется подтверждать документально (как минимум, копиями утраченных документов).
Порядок восстановления правоустанавливающих документов на жилье
Для получения законных дубликатов утраченных документов, определяющих право владения собственником данной недвижимость, следует обратиться в учреждения, прежде оформлявшие (регистрировавшие) эти документы.
Свидетельство о приватизации. Обратиться за копией данного свидетельства необходимо в местный жилдепартамент или МФЦ. Этот документ выдается только действительному собственнику жилища, либо его наследнику по предъявлении свидетельства о смерти прежнего собственника (в последней ситуации понадобится также запрос нотариуса, ведущего наследное дело, и завещание). В случае перемены имени собственника потребуется сопроводить заявление на дубликат следующими свидетельствами: о перемене имени; о заключении брака; о рождении; о расторжении брака.
Наибольшая длительность оформления дубликата приватизационного свидетельства – 30 календарных дней (обычно 15 дней). Эта услуга оказывается муниципалитетами бесплатно.
Договор купли-продажи, мены, долевого участия, дарения, ренты. Если сделка происходила ранее 31.01.1998-го, то обращаться за дубликатом договора, обосновывающего право собственника владеть недвижимостью, следует в БТИ, в городском архиве, либо в конторе оформлявшего сделку нотариуса. В случае закрытия прежде существовавшей нотариальной конторы необходимо выяснить местонахождение нотариального архива в региональной Нотариальной палате и запросить дубликат там. Стоимость дубликата будет от 3000 руб., срок подготовки копии не регламентирован (Нотариальная палата – не госструктура, а НКО).
При совершении сделки после даты образования Росреестра (т.е. с февраля 1998 г.) получить копию исполненного договора по приобретению жилья можно в архиве Росреестра, обратившись в филиал госрегистратора или в МФЦ. Этот вариант подходит также для получения копий договоров по недвижимости, выполненных в простой письменной форме (такой формат сделок «без нотариуса» действителен с 2006 г.). Срок исполнения – 30 дней (максимально). Стоимость запроса бумажной копии в Росреестре и в МФЦ – 680 руб.
Если возможно найти второго участника сделки (прежнего владельца жилья), то проще попросить его изготовить нотариально заверенную копию по своему экземпляру с оплатой расходов текущим собственником, утратившим свои правоустанавливающие документы.
Судебное решение. При приобретении прав на жилище по решению арбитражного суда потерянный экземпляр судебного решения можно запросить у судебного архива. Правом обращения за копией решения обладают лишь участники судебного процесса, сторонним лицам ее не дадут. Получение копии судебного решения о правообладателе недвижимости происходит бесплатно.
Восстановление правоподтверждающих документов по недвижимости
Получить дубликат регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственника на квартиру – невозможно. Госрегистрация сделок по недвижимости с 2016 года выполняется только в Едином госреестре недвижимости, известном под аббревиатурой ЕГРН.
В филиал Росреестра возможно обратиться лишь за ЕГРН-выпиской, идентифицировав себя (данные паспорта), оплатив пошлину и заявив потребность в ее электронном (госпошлина 290 руб.) или бумажном формате (госпошлина 460 руб.), в обоих вариантах наибольший срок готовности – 3 дня (филиал Росреестра) или 5 дней (МФЦ).
Кстати, если нет уверенности, какая госслужба оформляла правоустанавливающие документы на объект недвижимости – можно запросить выписку ЕГРН, где указывается основание регистрации собственности на жилье и указано наименование организации, выдавшей этот документ.
Заметим, что без необходимости восстановление правоподтверждающего документа – выписки из Единого госреестра недвижимости – не нужно. А «необходимостью» для такой выписки служит лишь подготовка сделки с квартирой (продажа, мена и т.п.). Впрок брать ЕГРН-выписку бесполезно, поскольку госслужбы не принимают правоподтверждающую документацию, выпущенную более месяца назад (т.е. срок «годности» такой выписки – месяц).
О восстановлении технических документов на квартиру
Повседневной необходимости в техдокументах на жилплощадь не существует. Потребность в них возникает при продаже, оформлении ипотеки (имеющаяся квартира как объект банковского залога) или при судебных тяжбах (к примеру, имущественные конфликты долевых собственников, наследников и т.п.).
Обратиться за дубликатом утраченного кадастрового паспорта невозможно, поскольку документацию этого формата БТИ не выдает с 2017 года. Впрочем, необходимые кадастровые данные имеются в ЕГРН-выписке и запрашивать следует именно ее.
Что касается технического паспорта жилища, то его не выпускают с 2013 года. Из регионального архива Кадастровой палаты собственник недвижимости, утративший ее техпаспорт, может получить лишь технический план квартиры (которого, впрочем, для уточнения пространственного положения, состава объекта и расположение его помещений вполне достаточно).
Обратите внимание: при поддержке риэлторов нашей ассоциации ведущих сопровождение сделок с недвижимостью вы сможете значительно сэкономить время на сборе потерянной (утраченной) документации по недвижимости.
Вопрос-ответ (10)
Добрый день. У меня умер дядя, я его единственная наследница. Утеряны документы на его приватизированную квартиру. Можно ли их восстановить чтобы вступить в наследство.
Обратитесь к нотариусу- с обязательными документами, требующимися для подачи заявл: документы, подтверждающие родство, Свид о смерти.
Нотариус проконсультирует
Теща не даёт жене документы на квартиру можно ли сделать дубликат
Можно. Заявив об утере. В мфц, росреестре, агентстве приватизации. В зависимости от того, как жена получила право.
здравствуйте.
у меня возникла проблема о вступлении в наследство.есть завещание и я первое лицо по законну(единственный сын) после смерти отца документы на квартиру выкрали а без них не вступить в наследство(так говорит натариус Горошек.О.В. который ведет наследственное дело) как быть и где их можно востановить?
Если вы говорите, что квартира государственная, значит, до сих пор не приватизирована? О каком договоре идет речь? О договоре социального найма, видимо?
Если это так, поинтересуйтесь сначала в ЕРКЦ (или управляющей компании, в бухгалтерии). Если квартира приватизирована, договор приватизации и его регистрация возможно, проводилась в БТИ.
Добрый день! Недавно понадобились документы на собственность. Они хранятся у бывшего мужа. У нас общедолевая. Упёрся, не даёт и все,причины, понятны только ему.Хотелось бы уточнить, могу я для себя сделать дубликат. Я замуж вышла, сменила фамилию.
дубликат на свою долю вероятно можете.
Добрый день. Потеряны документы купли-продажи на квартиру. Для восстановления требуют номер договора. Не сможете помочь?
если утеряны все документы на квартиру (заключался договор купли-продажи). Точный год совершения сделки не известен, нотариуса тоже вспомнить не могут. Известен только кадастровый номер квартиры.Куда обратиться за восстановлением хотя бы договора? (в МФЦ ответили, что им нужен номер договора.. иначе они найти не могут)
1.Напишите кадастровый номер квартиры на почту om2005@yandex.ru. Попробуем узнать, есть ли инф в росРеестре.
2. Если купля-продажа до 1998 года,квартира должна быть зарегистрирована в БТИ, и договор в БТИ поставлен на учет и там имеется копия. Обратитесь в БТИ, отдел учета и регистрации недвижимости, по своему ФИО и адресу квартиры.
как восстановить договор на квартиру.
Задать вопрос
Ваш вопрос принят. Мы постараемся ответить на него в ближайшее время.
Ошибка при отправке вопроса. Попробуйте отправить еще раз.
Что делать если потерялся ДДУ
Потерянный или уничтоженный договор долевого участия можно легко восстановить.
Это не повод для паники: ДДУ можно восстановить несколькими способами, и сделать это несложно.
Способ № 1: Обратиться к застройщику
Самый простой способ – обратиться к застройщику, объяснить ситуацию и попросить его отдать свой экземпляр вашего ДДУ, а себе сделать дубликат. Но строительная компания вполне может отказаться – она не обязана это делать. В таком случае переходим к способу № 2 или № 3.
Способ № 2: Обратиться в Росреестр
ДДУ обязательно проходят регистрацию в Росреестре. Если вы потеряли свою копию договора, можно обратиться в свое отделение регистрационного органа, и вам выдадут дубликат.
Способ № 3: Обратиться в МФЦ
Многофункциональные центры есть практически во всех районах города, обслуживание идет быстро и практически без очередей. В случае утери ДДУ можно обратиться к сотрудникам МФЦ, написать заявление с просьбой выдать копию договора – и, если с ДДУ все в порядке, он прошел регистрацию в Росреестре, получить дубликат.
Отдельная история – если вы вообще не получали ДДУ. Часто регистрацией договоров долевого участия занимается сам застройщик, не привлекая дольщика. Вы ждете своего договора, сроки, отведенные на регистрацию, уже прошли, а о ДДУ ничего не известно.
Сперва нужно обратиться к застройщику – где же договор? Не забыли ли отнести его в Росреестр? Если застройщик передал все документы на регистрацию, но вашего ДДУ назад не получил, вероятно, его просто забыли в регистрационном органе. Стоит проверить регистрацию вашего ДДУ – если она есть, значит, его действительно оформили, но по какой-то причине не вернули заявителю.
Тогда можно самим сходить в нужное отделение Росреестра и забрать его в окошке выдачи – правда, понадобится сообщить регистратору номер пакета документов, который передавал застройщик.
Если потерял дду что делать
Каждый собственник недвижимого имущества должен иметь определенный пакет документов, при отсутствии которого владение, а особенно распоряжение этой недвижимостью весьма затруднительно. Если какой-то из необходимых документов испорчен или утерян, собственнику необходимо своевременно восстановить утраченную документацию.
Документы на недвижимое имущество бывают двух видов:
– правоустанавливающие – документы, на основании которых возникло право собственности (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия, решение собственника и т.п.);
– правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права).
Для восстановления вышеперечисленных документов нужно придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Необходимо обратиться в Управление Росреестра с запросом одним из следующих способов (п.2 Порядка, утв. приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180):
– лично, предоставив запрос на бумажном носителе;
– по почте, направив запрос на бумажном носителе;
– через форму на интернет-сайте Росреестра;
– с помощью веб-сервисов, направив запрос в виде ХМL-документа;
– лично через многофункциональный центр, взаимодействующий с Росреестром, представив запрос на бумажном носителе.
В соответствии с действующим законодательством размер платы за предоставление сведений составляет 200 рублей. Срок подготовки копий запрашиваемых документов – пять рабочих дней (п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации); приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 16.12.2010 №650).
Сведения могут быть выданы только самим правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя (п.3 ст.7 Закона о регистрации).
Шаг 2. В случае если в Росреестре необходимые документы отсутствуют или право собственности возникло до 31 января 1998года (до момента вступления в силу Закона о регистрации) и не было впоследствии зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вам необходимо обратиться:
– к нотариусу, оформлявшему сделку или наследство. У него вы можете получить заверенные копии документов. Стоимость за свидетельствование верности копий документов, а также выписок их них осуществляется в соответствии с установленными тарифами (ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате);
– в государственный орган, ранее выдававший вам документы (например, муниципальное предприятие центр технической инвентаризации и землеустройства). В нем вы можете получить копии необходимых документов либо выписку из соответствующего постановления (распоряжения);
– к застройщику, с которым ранее заключался договор;
– к другой стороне по сделке (в случае заключения договора в простой письменной форме в период с 1996 по 1998 годы, когда обязательное нотариальное удостоверение было отменено, а Закон о регистрации ещё не вступил в силу).
Госпошлина за повторную выдачу правообладателю свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество составляет 350 рублей (пп.33 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ).
В заключение следует сказать, что главное при утрате документов на недвижимое имущество – не паниковать, а здраво оценить ситуацию. В большинстве случаев получить копии утерянных документов можно, обратившись в органы, выдававшие их.
муниципального отдела по Омскому району
Управления Росреестра по Омской области.