Екатерининский дворец что это
Екатерининский дворец
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.
Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».
Что посмотреть в Пушкине за один день
Пушкин находится в получасе езды от Петербурга.
Это бывшая резиденция русских императоров: Елизаветы, Екатерины Второй, Николая Второго. Раньше город назывался Царское Село. В Пушкин его переименовали, потому что в Царскосельском лицее учился будущий поэт.
Туристы едут в Пушкин ради Екатерининского дворца, Янтарной комнаты и Царскосельского лицея, а петербуржцы любят проводить время в Екатерининском и Александровском парках.
В детстве я жил в Пушкине и сейчас люблю приезжать сюда на пару дней. Расскажу, что стоит посмотреть в городе, если у вас есть свободный день, и что сколько стоит.
Что вы увидите
Как добраться
На машине. Большинство автомобилистов едут из Петербурга в Пушкин по Пулковскому шоссе или по Витебскому проспекту. Еще можно поехать по Киевскому шоссе и попасть в Пушкин через поселок Александровская — тогда удастся избежать пробки, которая часто бывает на въезде в Пушкин со стороны Витебского проспекта.
Если ехать на автобусе № 187, до Екатерининского дворца придется идти пешком около 20 минут. Он останавливается у Египетских ворот или на Оранжерейной улице.
Маршрутка № 545 довезет до входа в Екатерининский парк, в котором находится Екатерининский дворец. Но ехать придется долго: маршрутка делает крюк, чтобы заехать на железнодорожный вокзал. Без учета пробок автобус № 187 идет 40 минут, маршрутка № 545 — 55 минут.
Маршрут
Екатерининским дворцом владели несколько императриц: при Екатерине Первой построили небольшой каменный дворец, а императрица Елизавета перестроила его в пышную летнюю резиденцию.
Главное, ради чего сюда едут туристы, — знаменитая Янтарная комната, которую прусский король подарил еще Петру Первому. Ее называли шедевром искусства 18 века: внутри все было отделано янтарем, например панели, украшения и панно. Во время Второй мировой войны Пушкин оккупировали немцы и все убранство было вывезено в Калининград. С тех пор комната считается утерянной. К трехсотлетию интерьеры восстановили.
Кроме Янтарной комнаты во дворце есть картинный зал, Зеленая столовая, опочивальня и огромный тронный зал. В нем проходили обеды, карнавалы и официальные приемы.
стоит билет в Екатерининский дворец
Екатерининский парк окружает дворец. В нем есть десять небольших прудов и огромный Большой пруд с островом.
При императрице Елизавете в парке построили павильоны Эрмитаж, Грот и зал для вечеринок на острове Большого пруда. При Екатерине Второй в парке появились монументы, посвященные военным победам: например, Чесменская колонна, Башня-руина. Об этих и других достопримечательностях парка я расскажу дальше.
Наследие двух императриц интересно наблюдать в двух частях парка. Тот, кто приходит в Екатерининский парк первый раз, может не заметить разницы, но она хорошо видна на карте. Например, регулярный парк Елизаветы расчерчен параллельными и диагональными линиями дорожек, как будто их наносил учитель черчения. В пейзажной части парка Екатерины Второй преобладают извилистые линии, как будто их рисовал ребенок.
Мне нравится бродить по парку осенью и зимой: в сентябре и октябре здесь красиво, а с декабря по февраль — мало народу. Когда водоемы замерзают, можно гулять по пруду и островам, которые недоступны летом. Еще зимой в парке нет раздражающей охраны со свистками. Летом их свист раздается, едва посетитель ступит ногой на газон. Такого нет даже в Петергофе, хотя там в разы больше людей.
25-минутная поездка по Большому кругу — вокруг Большого пруда — обойдется в 600 Р с человека, час катания по Екатерининскому и Александровскому паркам — в 8000 Р за весь экипаж. Эти цены актуальны с середины мая до середины октября. Зимой катание стоит дороже: от 800 Р с человека.
Камеронова галерея — на мой взгляд, самое красивое сооружение в Екатерининском парке. Ее построил архитектор Чарльз Камерон по заказу Екатерины Второй.
Белоснежная колоннада сильно контрастирует с нижним этажом песочного цвета. Вдоль нее установлены бюсты античных богов и выдающихся людей и богов Древнего мира: Сенеки, Демосфена, Гомера, Аполлона, Ареса. На пилонах лестницы — статуи Геракла и Флоры.
На галерею стоит подняться, чтобы увидеть с высоты парк и Большой пруд и рассмотреть памятник Екатерине Второй — маленькую копию монумента из Екатерининского сада на Невском проспекте в Петербурге. Посещение галереи бесплатное.
Чесменская колонна стоит на острове посреди Большого пруда. Она напоминает о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении. Ее высота — 22 метра. На вершине орел ломает турецкий полумесяц. Колонна ростральная, то есть к ней приделаны символические носы — ростры вражеских кораблей.
Раньше по пруду катались на лодках, и мне больше всего нравилось подплывать к Чесменской колонне. Прокат лодок давно закрыли — не знаю почему. Теперь к колонне подходят зимой по льду или подъезжают на пароме, но это уже не то. Думаю, парк много потерял, когда не стало проката лодок: можно было объехать весь пруд, высадиться на берег в любом месте и побродить по островам.
Еще один памятник русским победам над турками — Башня-руина. Она стилизована под полуразрушенную турецкую крепость. Долгое время башня стояла заброшенная. В детстве я катался с ее склона на санках и любил залезать внутрь.
В 2009 году башню отреставрировали. Сейчас попасть в нее может любой желающий. Подниматься наверх лучше не по лесенке снаружи, а изнутри, по винтообразному пандусу. Для этого нужно обойти башню справа и войти через дверь. Вход свободный, башня открыта с 10:00 до 18:00.
Турецкая баня — последняя постройка Екатерининского парка. Она появилась в 1852 году. Император Николай Первый решил реализовать проект своей бабушки и устроить себе большую баню с хаммамом, кофейной и диванной комнатами. Но денег на всю эту роскошь не было — в итоге появился эконом-вариант.
Царскосельский лицей был самым престижным учебным заведением царской России. Пушкин провел здесь шесть лет и нашел друзей на всю жизнь. Здание лицея примыкает к Екатерининскому дворцу, поэтому удобно совместить поход в лицей и прогулку по Екатерининскому парку.
Сейчас в здании лицея действует Всероссийский музей А. С. Пушкина : восстановлены учебные классы, спальни и еще несколько помещений. Можно посетить комнаты воспитанников, в том числе Пушкина, библиотеку, учебный класс и большой зал, где лицеисты занимались фехтованием, танцами и театральными представлениями.
стоит экскурсия по музею А. С. Пушкина в Царскосельском лицее
Александровский парк назвали в честь императора Александра Первого, для которого в парке был построен дворец. Сейчас дворец на ремонте, а в парке любят отдыхать петербуржцы. Летом тут много велосипедистов, зимой — лыжников. Вход в парк свободный.
Я люблю бывать в Александровском парке: тут хорошо в любое время года. Летом можно погонять на велосипеде или устроить пикник у пруда. Осенью парк похож на разноцветный ковер, а зимой тут настоящие снежные пейзажи.
Александровский состоит из небольшого регулярного и огромного пейзажного парка. В регулярном парке самыми интересными сооружениями мне кажутся мосты: Большой китайский, Крестовый, Малые китайские и Драконов мост. С одной стороны Большого китайского моста открывается вид на Екатерининский дворец, с другой — на павильон Арсенал, а с третьей — на Крестовый мост. Самое любопытное на мосту — фигуры четырех китайцев, каждый из них держит в руке фонарь.
Крестовый мост необычный: он больше похож на беседку, которую построили над каналом. Красивее всего он выглядит осенью. Зимой, когда канал замерзает, под мостом можно пройтись. Перейти с одного берега на другой не получится: мост еще с советских времен огорожен забором с обеих сторон. Не думаю, что его использовали по назначению: он слишком причудливый.
От Крестового и Малых китайских мостов рукой подать до Китайской деревни. Еще в начале девяностых я брал там в прокат лыжи, но вскоре датская строительная компания обязалась отреставрировать деревню в обмен на аренду на 49 лет. Деревню отреставрировали, и теперь там апартаменты, про которые нигде не найти информации. Попасть на территорию Китайской деревни не получится.
Белая башня была построена для детей Николая Первого. Тут они занимались спортом и учились. Высота башни — 38 метров, с каждой стороны стоят по два рыцаря. Летом на нее можно подняться и посмотреть на город и Александровский парк.
Вокруг храма разбит Соборный сквер, а недалеко стоит памятник героям Первой мировой войны. Он своеобразный: я так и не понял, что символизирует монах, который держит в охапке винтовки.
Детали
Федоровский городок. В Пушкине много мест, связанных с Николаем Вторым. Император любил все русское и построил два ансамбля в неорусском стиле. Самый известный из них — Федоровский городок.
Городок напоминает приземистую древнерусскую крепость. На его территории были построены дома священников, диаконов и причетников и трапезная палата с залом на 200 человек. Во время Первой мировой войны в городке работал военный госпиталь.
Долгое время Федоровский городок был заброшен. В детстве я бродил по нему с одноклассниками. Сейчас его восстанавливают, чтобы сделать одной из резиденций патриарха Кирилла.
стоит билет в Ратную палату
Экскурсии — хороший способ побывать в Пушкине и не думать о том, как добраться и где купить билеты. Экскурсовод все расскажет о парках и дворцах. Минус экскурсии — ограниченное время посещения: если вам дали 1,5 часа на осмотр дворца, то задержаться подольше не получится — группа ждать не будет.
Интересные события. В конце июня в Пушкине отмечают день города. По центру идет карнавальное шествие, затем начинается концерт, а в Буферном парке проходит фестиваль воздушных змеев.
Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе – одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга и объект культурного наследия России. Расположен он в городе Пушкин, в 25 километрах от Дворцовой площади.
История Екатерининского дворца в Пушкине
Строительство
Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.
Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева
Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.
Перестройка
Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.
Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.
История Екатерининского дворца при Екатерине Великой
Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.
Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.
Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.
В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.
Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.
Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.
Внешнее убранство и двор
Величественное здание Екатерининского дворца сейчас поражает роскошью и богатством убранства фасадов. Поражает, сколько сил в работу вложили реставраторы, чтобы добиться таких результатов. Площадь Екатерининского дворца в Пушкине – почти 60 000 квадратных метров, и каждый из них кропотливо восстанавливается.
Дворец построен в стиле барокко, а его фасад облицован накладными портиками так, что их симметричная осевая система гармонирует с пространственным планом парка. Фасад дворца украшен классической позолоченной колоннадой и изысканной лепниной, а также изящными античными статуями. Внешний вид императорской резиденции соответствует архитектурной моде XVIII века, но в нем можно разглядеть и личный вклад каждой правительницы.
Перед императорской резиденцией обустроен Регулярный парк. Его жемчужины – 2 скульптуры: «Мир» и «Великолепие». Между пейзажным парком и Старым садом расположена Камеронова галерея, названная так в честь Чарльза Камерона. Она служила местом для развлечений при плохой погоде, а также для бесед тет-а-тет. Неподалеку разбит Фрейлинский сад, усаженный цветущими растениями. Вокруг дворца расположены пруды и оранжереи, зеленые стены из живых кустарников, березовая роща, множество деревьев – дубы, липы, клены и многие другие.
Неподалеку от дворца располагается Эрмитаж. Это небольшое, но красивое здание, где организовывались встречи лишь для самых приближенных к императрице. Он интересен не только своими великолепными интерьерами, но и инженерными решениями: здесь есть тайные проходы и подъемные устройства. От дворца к Эрмитажу ведет аллея, вдоль которой установлены статуи античных героев.
Внутреннее убранство и интерьер
До Великой Отечественной войны во дворце насчитывалось 57 залов. На сегодняшний момент восстановлено больше половины – 32 зала. Но помимо залов реставраторы работают над мостами, парками, скульптурами, отдельных зданий.
Янтарная комната
Комната, отделанная янтарем – жемчужина Екатерининского дворца. Немецкие мастера создали ее за 10 лет, специально для первого короля Пруссии – Фридриха I. Спустя некоторое время его сын, будучи новым королем, преподнес Янтарную комнату Петру Великому. Она была перевезена в Северную столицу в 1717 году. В 1743 году, по указу Елизаветы Петровны, комната была дополнена золоченой деревянной резьбой, мозаиками из агата и яшмы, зеркалами.
Однако сохранить комнату было трудно из-за сурового климата, печного отопления и сквозняков. 4 раза проводилась реконструкция, 5 из них планировалась в 1941 году. Когда фашисты оккупировали дворец, Янтарная комната была вывезена, так как эвакуировать ее в начале войны не удалось, по официальной версии, из-за ее хрупкости. Но современные документы указывают, что она попросту не значилась в эвакуационном списке, составленном в 1936 году, а более поздний документ попросту исчез. Работники не имели права вывозить Янтарную комнату без разрешения, да и физически не могли это сделать – ведь в июле 1941 года в музее работали всего 5 человек, и почти все они были женщинами.
Фашисты похитили комнату, чтобы передать ее в музей Гитлера. Известно, что в течение нескольких лет панели Янтарной комнаты находились в Кенигсберге, а Королевском замке, который сгорел из-за авианалета. До сих пор доподлинно неизвестна судьба остальных частей, их поиски продолжаются.
Один немецкий офицер оставил себе при похищении Янтарной комнаты флорентийскую мозаику, в качестве сувенира. На время войны он передал ее на хранение нотариусу, который попытался продать ее в 1997 году. Власти конфисковали шедевр, а его самого осудили. Право на владение мозаикой передали его дочери. Она передала ее городу Бремену, власти которого впоследствии передали часть оригинальной Янтарной комнаты музея-заповеднику в Царском Селе.
Янтарная комната, которую можно увидеть во дворце сейчас – воссозданная копия. Работы над ней велись в течение 24 лет, использовали Калининградский янтарь, а немецкая энергетическая компания софинансировала проект. Ее открытие приурочили к 300-летию Петербурга.
Дворцовая церковь
Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена при личном присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Об этом напоминает надпись на медной доске, которую обнаружили в алтаре при восстановлении интерьера храма после пожара в начале XIX века. День рождения дворца отмечается в день освящения придворной церкви – 30 июля.
Во время Великой Отечественной войны все ценности храма были утрачены. Сохранились лишь 3 образа из 114. В настоящее время реставрация храма окончена, и гости могут его посетить.
Лионский зал
Лионский зал был создан Чарльзом Камероном по просьбе Екатерины II, которая в 1781 году увлеклась новым архитектурным стилем. В отделке помещения был использован лазурит. Отдельным предметом искусства являлся паркет Лионского зала, он был сделан из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев, а также инкрустирован перламутром.
Из 32 предметов лазуритовой меблировки зала в период ВОВ были утрачены 5 – зеркала и жардиньерка для растений. 27 предметов удалось сохранить – все они выставлены там, где и находились несколько веков назад. Реставрация зала продолжается до сих пор. Мастера ведут работы над паркетом, каминами, зеркалами и дверьми.
Светлая галерея
Большой зал в XVIII веке называли Светлой галереей. Это самая просторная комната во дворце – ее площадь превышает 800 квадратных метров. Здесь проводились приемы и торжества, балы, званые обеды. Для освещения использовались ровно 696 свечей, а узор на стенах выполняли 130 резчиков. Большая часть интерьера пострадала в войну, однако сейчас зал полностью восстановлен. Реставрация Большого зала Екатерининского дворца стала самой сложной и масштабной во всем мире.
Арабесковый зал
Арабесковый зал был также выполнен Чарльзом Камероном, он стал один из самых ярких и парадных помещений дворца, это было один из самых любимых залов Екатерины II. Он был украшен фресками с изображением античных сюжетов.
Великая Отечественная война полностью разрушила зал. В послевоенное время здесь размещались учебные классы. Интерьер был восстановлен в 2010 году, однако, некоторые работы все еще ведутся.
Кавалерская столовая
Столовая расположена по соседству с Большим залом. Она небольшого размера, но с роскошным позолоченным убранством в стиле барокко. Главная жемчужина столовой – многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью и колоннами. На столах выставлены сервизы, изготовленные в XVIII веке.
Картинный зал
Картинный зал получил свое название благодаря необычному оформлению – все его стены украшены живописными полотнами. Большая часть картин были приобретены Елизаветой Петровной, а некоторые были написаны по указу Петра Великого в память о победах Северной войны. Однако сам император их так и не увидел – полотна были доставлены в Россию уже после его смерти.
Зал сильно пострадал в пожаре во время ВОВ, однако почти все картины были эвакуированы, утрачены было 16 произведений из 130. Их заменяют другие произведения искусства, которые были перевезены из Эрмитажа и других музеев.
Парадная лестница
Первоначальная парадная лестница Екатерининского дворца была уничтожена по указу Екатерины II, на ее месте Чарльз Камерон спроектировал новую. Для ее постройки было использовано красное дерево, однако и эта лестница была перестроена в мраморе, но уже во второй половине XIX века. Она была украшена лепниной, вазой, скульптурами – большая часть декора было уничтожено в годы Великой Отечественной войны.
Сейчас лестницу украшают переданные из Эрмитажа картины «Суд Париса» и «Юпитер и Каллисто», а также композиция «Эней и Венера», созданная в XVIII веке неизвестным итальянским художником, ее подарил музею житель Ленинграда А. Тихомиров.