Empire state building что внутри
Empire State Building — восьмое Чудо Света и символ Нью-Йорка
В 30-е годы прошлого века в Нью-Йорке построили культовый небоскреб — EMPIRE STATE BUILDING высотой более 100 этажей. О нем и поговорим в этой статье.
Давным давно, в конце 18-го века на месте, где сегодня это здание, была ферма, принадлежавшая некому Джону Томпсону. Здесь брал начало ручей, впадавший в Пруд золотого окуня — Sunfish Pond, который находится в квартале от небоскреба.
В конце 19-го века здесь располагался отель Уолдорф-Астория, где проживала социальная элита Нью-Йорка. В 20 веке на этом клочке земли возвели одно из новых Чудес Света! По крайней мере так позиционировался небоскреб Empire State Building в 30-е годы — первое в мире здание высотой более 100 этажей!
С момента постройки в 1931 году и вплоть до 1970 года, когда были построены башни-близнецы ВТЦ Эмпайр Стейт Билдинг был самым высоким зданием в мире. Дольше чем любой другой небоскреб!
Архитектурная и туристическая достопримечательность
В настоящее время Empire State Building – это одна из главных архитектурных достопримечательностей Нью-Йорка. Здание наградили разнообразными титулами, например, таким, как Национальный Исторический Памятник США и Лучшее Архитектурное Американское Решение. Еще в 30-е годы здание приравняли к одному из Чудес Света. Об этом свидетельствует красочное панно, размещенное в лобби здания на высоте трех этажей где есть все семь чудес света. Ну а восьмая картина отведена самому небоскребы.
До 10 тысяч посетителей ежедневно поднимаются на Empire State Building, чтобы увидеть Нью-Йорк с высоты!
Смотровую площадку этого небоскреба посещает в год по нескольку миллионов туристов — в среднем до 10 тысяч посетителей каждый день.
Кстати, само название здания содержит указание на то, что это здание задумавалось как главное сооружение и символ Нью-Йорка. Empire State — это неофициальное название штата Нью-Йорк. Оно связано с высказыванием Джорджа Вашингтона: «Штат Нью-Йорк будет базой нашей империи». Кстати, Empire State можно разглядеть на нью-йоркских автомобильных номерах. Но это никоим образном не относится к первому стоэтажному небоскребу. «Здание Имперского Штата» — так можно перевести название небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг на русский язык.
Строительство Empire State Building: невероятные вещи
м — темпы строительства
Сегодня нам кажется странным, как почти 100 лет назад было возможным, с использованием простых технологий, построить конструкцию, которая носила титул самого выского здания дольше чем любой другой из всех когда-либо существущих небоскребов? Тем не менее, небоскреб был построен. Причем в очень сжатые, почти рекордные сроки — — 1 год и 3 месяца, а точнее 410 дней!
Строительство Empire State Building пришлось в самый разгар Великой Депрессии. Тем не менее, каркас здания поднимался из расчета 4,5 этажа в неделю. 30-ые годы прошлого века! Темпы быстрее чем при возведении иных современных зданий.
Во многом такая спешка была продиктована жаждой первенства, поскольку ведь одновременно с Эмпайр-Стейт-Бидинг на стадии строительства находилось еще два высотных проекта – Уолл Стрит, 40 и Крайслер Билдинг.
В наиболее острые периоды высотной гонки строителям приходилось работать практически круглосуточно, чтобы двигаться со скоростью 14 этажей в 10 дней.
На строительстве здания было задействовано свыше 3400 рабочих, причем, в основном, на стройке трудились эмигранты из Европы, а также отряд индейцев-могавков из резервации близ Монреаля. Считается что у могавков совершенно отсутствует страх высоты.
Кстати, на этапах планирования число погибших при строительстве оценивалось в одного работника на этаж, или более 100 работников в целом. Однако лишь рабочих погибли во время строительства. Сегодня подобный рассчеты шокируют, однако для 20-30-х годов прошого века это не воспринималось как что-то из ряда вон.
1 мая 1931 года все основные работы по возведению здания были закончены, и на Empire State Building впервые зажглась праздничная иллюминация. По легенде ее включил из Вашингтона тогдашний президент США Герберт Гувер.
Пустой Стейт Билдинг
После того, как Эмпайр Стейт Билдинг ввели в эксплуатацию, для владельцев здания начались не самые лучшие времена и все потому, что огромные офисные площади никак не удавалось заселить арендаторами. В основном, здание использовалось как некий аттракцион – люди приезжали сюда со всей Америки и других стран мира, дабы посетить смотровую площадку, находящуюся на 380-метровой высоте. Здание даже получило прозвище Empty State Building — «Пустой Стейт Билдинг»!
Естественно, экскурсии на смотровую площадку — самую высокую в мире в 30-е годы, были платным (впрочем, как и сейчас), но доходы, получаемые от туристов, в те годы не компенсировали расходы на здание. В итоге Эмпайр Стейт Билдинг в начале 50-ых годов XX века был продан компании «Роджерс Стивенс и партнеры». За небоскреб была уплачена поистине астрономическая сумма для того времени – 51 млн. долларов США. Прибыль здание начало приносить только в 50-е годы.
Причал для цеппелинов
Цеппелин Good Year — возможно единственный дирижабль, когда-либо причаливавший к небоскребу
Изначально, стальная башня наверху Empire Стейт Билдинг, задмывалась как причал для дирижаблей. Однако попытки швартовок были признаны небезопасными и, от этой идеи пришлось отказаться. В различных источниках содержится противоречвая информация на тему были ли факты швартовки. Некоторые источники утверждают, что только один дирижабль причаливал к мачте наверху небоскреба. Другие говорят что удачных попыток не было. Так или иначе, идея реализована только в фильме «Небесный капитан и мир Будещего» к зданию причеливает цеппелин «Гинденбург III».
Как выглядели причалы для дирижаблей в те годы и как это планировалось реализовать на Эмпайр Стейт Билдинг смотрите по ссылке: Стальная башня на Empire State Building — это причал для дирижаблей
Небоскреб-побратим. А точнее — отец!
Предшественником и прототипом Empire State Building считается 21 этажное здание Reynolds Building в городе Уинстон-Салем, штат Северная Каролина. Оба здания спроектированы архитектурной фирмой Shreve & Lamb. По одной из версий архитектор небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг был Уильям Ф. Ламб создал проект 100-этажного здания буквально за пару недель, основываясь на предыдущих наработках Shreve, Lamb and Harmon — в частности Reynolds Building.
Кстати ежегодно в День отцов — третье воскресенье июня — администрация Empire State Building посылает открытку персоналу Рейнольдс Билдинг. Кстати, в архитектурном облике первого в мире стаэтажного здания угадываются некоторые черты своего прототипа из города Уинстон-Салем в Северной Каролине.
Крупнейший офисный центр
Несмотря на солидный возраст — а зданию девятый десяток лет, однако и по сей день техническое состояние Empire State Building остается безупречным, и оно по-прежнему функционирует как крупнейший офисный центр, являясь местом работы для свыше двадцати тысяч служащих — более 640 компаний, арендуют 10000 офисных помещений, находящихся в небоскребе.
У здания даже есть собственный почтовый индекс — настолько важным его посчитало почтовое ведомство США.
Между этажами здания курсирует 73 скоростных лифта Otis, которые единовременно могут перевозить 10000 человек. Общая длина шахт лифтов составляет 11 км!
Офис компании Eversharp Inc в Empire State Building (1946 год)
Первое сооружение в сто этажей
О числе этажей небоскреба Empire State Building можно найти весьма противоречивые данные. То в нем 102 этажа. То 103! А если поискать, то можно найти информацию и про неофициальный 104-ый этаж! И это не учитывая подземных уровней! На самом деле дела обстоят весьма любопытно. Высота которая указана в справочниках — это цифра условная.
В буржнете можно найти сведения, что многие из уровней между 90 и 101 этажами фактически не существуют, а те, что существуют представляют собой решетчатые платформы. Речь о той самой стальной башне, которая могла бы служить причалом для дирижалей. Каждые 12 футов ее высоты считаются за этаж, не зависимо от того, существует ли он или нет. Но это неофициальная точка зрения, не подтвержаемая и не оповергаемая. Так или иначе, эти уровни не доступны для публичного посещения. Как и «неофицальный» 104 этаж, который используются лишь для обслуживания антенн и оборудования, установленного на Эмпайр Стейт Билдинг.
Инцидент с самолетом
С Empire State Building связан первый в истории инцидент, когда самолет врезался в высотное задание. Это случилось 28 июля 1945 года. В тот день бомбардировщик ВВС США B-25 Mitchell, пилотируемый в густом тумане подполковником Уильямом Смитом младшим (William Franklin Smith, Jr.), врезался в северный фасад небоскреба между 79 и 80-м этажами. В происшествии погибло четырнадцать человек. Один из двигателей бомбардировщика Эмпайр Стейт Билдинг насквозь и упал на соседнее здание. Другой двигатель свалился в шахту лифта.
А вот лифтер Бетти Лу Оливер выжила, пережив падения в лифте с высоты 75-го этажа. Рекорд выживания при падении в лифте с большой высоты зансенный в Книгу Рекордов Гиннесса.
Антенна наверху Empire State Building
Антенна была установлена в 1951 году. Ее высота составляет почти 60 метров. С учетом надстройки здание подросло с 381 до 443 с лишним метров. Антенна использовалась для теле- и радио- вещания и неплохо вписывается в облик здания. Любопытно что в разные годы многие авторитетные источники отталкиваюся то от высоты по крыше то от высоты с антенной. Так или иначе, но в начале 70-х оно считалось более высоким чем Сирс Тауэр в Чикаго, высота по крыше которого несколько ниже чем Эмпайр Стейт Билдинг. А знаменитые антенны на крыше Чикагского небоскреба воздвигли в 80-е годы!
Фейк ньюз про Empire State Building
Как-то раз очень позабавила новость на русском языке, согласно которой очень скоро, почти вот-вот Нью-Йорк лишиться своей главной достопримечательности в лице небоскреба Empire State Building. Далее описывался сценарий, согласно которому здание может быть продано в одну из ближневосточных стран. Его доставят туда по частям, а затем соберут вновь. А затм, на месте легендарного небоскреба возведут новое современное здание.
Было бы прекрасно если бы публикация датировалась 1 апреля. Поскольку напоминает сюжет книги «Анбилдинг» Дэвида Маколея. Книга повествует о том как здание приобретает один ближневосточный миллиардер и разбирает его по частям, чтобы доставить прямиком в Саудовскую Аравию и построить там заново. При этом здание теряется в море. Книга вышла в 1980 году! К сожалению ссылку на первоисточник уже не найти. А так очень забавно. Да еще с бородой!
Всякая всячина
Empire State Building имеет 6500 окон, а общая площадь остекления равна 2 гектарам.
Между этажами курсирует 73 скоростных лифта Otis, которые единовременно могут перевозить 10000 человек. Общая длина шахт лифтов составляет аж 11 км! До 86 этажа здания можно подняться пешком, преодолев 1860 ступенек. С 1978 года в Empire State Building устраивают забеги на верхний этаж. Как правило, победители добираются до финиша за 10 минут.
Вес небоскреба составляет 331 тысячу тонн. Чтобы выдержать такую махину, строителям пришлось сформировать 2-уровневый фундамент площадью в 8000 м. кв. и использовать для его поддержки стальные конструкции весом более 54 тысяч тонн.
В процессе строительства Empire State Building было израсходовано более 10 млн. кирпичей из гранита и известняка (на их формирование ушло около 5662 м. куб. породы) и свыше 700 км элетрокабеля для проведения коммуникаций.
В здание тапливается паровым отоплением низкого давления. Общая длина всех труб в здании составляет 113 км!
Холл Empire State Building имеет 30 метров в длину и три этажа в высоту.
Подробнее о небоскребе на странице Эмпайр Стейт Билдинг.
Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) – неизменный символ Нью-Йорка и одно из самых узнаваемых зданий в мире. Национальный исторический памятник и главная достопримечательность города, обязательная к посещению любым туристом. На смотровых площадках здания побывало уже более 130 миллионов туристов – цифра сравнима с населением средней страны. Но многие ли знают, что находится внутри этого 102-этажного монстра? Ведь – сразу открою секрет – здание строилось не только для развлечения туристов. В этом посте я немного расскажу об обитателях этого культового здания. Вы удивитесь, но многих вы уже знаете.
Итак, главное: как бы это не звучало банально, но Эмпайр Стейт Билдинг с точки зрения своего основного функционала – обычное офисное здание. В первые годы – а строительство завершилось сразу после Великой депрессии – заполняемость офисных помещений была довольно низкой. Здание даже называли EMPTY State Building (“Empty” – пустой). Со временем ситуация улучшилась, и сейчас Эмпайр Стейт Билдинг заполнен практически полностью.
10-15 лет назад основными арендаторами былы небольшие компании, которые снимали офисы по 100кв.м. Последние годы владельцы здания проводят масштабную реконструкцию внутренних помещений. В качестве новых арендаторов они предпочитают большие компании, сдавая им в аренду целые этажи здания. Кстати, в конце поста будут цены на аренду.
Ниже я указал этажи в порядке возрастания и компании, которые там располагаются. По возможности привел фотографии этих офисов. Конечно, компаний-арендаторов намного больше, чем в списке ниже, но я выбирал только те, что хоть как-то мне знакомы. Кстати, на всех фотографиях вы можете видеть окна с красными рамами – это отличительная особенность всех окон здания Empire State Building
3-9 этажи: Li & Fung USA Womens Apparel Group
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Эмпайр-стейт-билдинг (англ. Empire State Building) — 102-этажный небоскрёб, расположенный в Нью-Йорке на острове Манхэттен. С 1931 по 1972, до открытия Северной башни Всемирного торгового центра, являлся самым высоким зданием мира. В 2001 году, когда рухнули башни Всемирного торгового центра, небоскрёб снова стал самым высоким зданием Нью-Йорка. Архитектуру здания относят к стилю ар-деко.
В 1986 году Эмпайр-стейт-билдинг вошёл в список национальных исторических памятников США. В 2007 году здание под номером один вошло в список лучших американских архитектурных решений по версии Американского института архитекторов. Владельцем и управляющим зданием является компания W&H Properties. Находится башня на Пятой авеню между Западными 33-й и 34-й улицами.
В конце XVIII века на месте, где теперь находится ЭСБ, быда ферма Джона Томпсона. В то время здесь был ручей, впадавший в Пруд золотого окуня (Sunfish Pond), который теперь находится в квартале от небоскреба. В конце 19 века здесь располагался отель Уолдорф-Астория (Waldorf-Astoria Hotel), где проживала социальная элита Нью-Йорка.
ЭСБ был спроектирован Грегори Джонсоном и его архитектурной фирмой Шрив, Лэмб и Хармон (Shreve, Lamb and Harmon), которая сделала чертежи небоскреба всего за две недели, в качестве основы используя её предыдущую работу, Кэрью Тауэр (Carew Tower) в Цинциннати, в штате Огайо. Здание проектировалось сверху вниз. Основными подрядчиками были Братья Старретты (Starrett Brothers) и Экен (Eken), проект финансировался Джоном Рэскобом (John J. Raskob).
Строительством руководил Альфред Смит (Alfred E. Smith), бывший управляющий Нью-Йорка.
Подготовка к строительству началась 22 января 1930 года, а само строительство небоскреба, благодаря влиянию Альфреда Смита как президента компании Empire State, Inc., началось 17 марта, в день святого Патрика. Над проектом трудились 3400 рабочих, по большей части иммигрантов из Европы, а также сотни индейцев-литейщиков из племени Могаук (Mohawk), преимущественно из резервации Канауэйк (Kahnawake), недалеко от Монреаля.
Однако изначально никто и подумать не мог, что Эмпайр Стейт Билдинг станет настолько известным небоскрёбом. Так, историк архитектуры Кэрол Уиллис (CarolWillis) в одной из своих книг отмечает, что главной задачей при строительстве небоскрёба было уложиться в указанную сумму, поэтому внешнему виду здания уделяли меньше всего внимания.
Это строительство было частью интенсивного соревнования за звание самого высокого здания в мире. Два других здания, боровшихся за этот титул, Уолл-стрит,40 и здание Крайслер (Chrysler Building), все еще строились, когда началась работа над созданием ЭСБ. Каждое из них удерживало звание меньше года, Эмпайр-Стейт-Билдинг обошел их в этом соревновании спустя всего лишь 410 дней после начала строительства. Официальное открытие ЭСБ, состоявшееся 1 мая 1931 года, было очень помпезным: президент Герберт Хувер (Herbert Hoover) включил свет в здании, нажав кнопку в Вашингтоне. По ироничному стечению обстоятельств, первый раз лампы на вершине небоскреба использовали в ознаменование победы Франклина Рузвельта над Хувером на президентских выборах в Ноябре 1932 года.
Давайте с помощью блогерв разберемся подробнее как строили такие небоскребы в то время.
«Lunchtime atop a Skyscraper» (Обед на вершине небоскреба) — фотография из серии «Construction Workers Lunching on a Crossbeam — 1932″ фотографа Charles C. Ebbets
Такое чудо как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания — самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.
Вот поэтому клепальщики — cамая важная профессия при строительстве небоскреба.
Клепальщики — это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день 15$, больше любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?
На помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки — 10сантиметровые в длину и 3 сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки — небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно — провернется в отверстии и придется ее высверливать; и не слишком слабо — не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в 30ти (тридцати), иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа.
Передать заклепку можно единственным способом — бросить.
«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.
«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.
Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя — около 250ти.
На фотографиях — лучшая в 1930м бригада, слева направо: «повар», «вратарь», «упор», и стрелок».
Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники — 4%. Ставка клепальщика — 25-30%%.
На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
На Empire State — пятеро.
Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде – никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.
Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них – работа крановой бригады.
Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.
Деррик-кран – стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники – этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.
Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.
В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фот-ка, она в здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски. Я понимаю если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001!! Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это 10 вполне приличных ребят сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.
Эмпайр-стейт-билдинг
Небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг
Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building) – самое большое высотное здание города Нью-Йорк и третий по высоте небоскреб США. Этот величественный небоскреб возглавляет список наиболее популярных памятников архитектуры Америки и считается одной из самых посещаемых достопримечательностей Манхэттена.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Эмпайр-стейт-билдинг
Основные моменты
Эмпайр-стейт-билдинг – это, прежде всего, огромный офисный центр, а также – один из привлекательнейших туристических объектов города. Небоскреб считается вторым по размеру в стране офисным зданием, уступая лишь военному ведомству США – Пентагону. 85 этажей Эмпайр-стейт-билдинг заняты под офисы, где ежедневно работает 21 тыс. сотрудников, и на двух его этажах расположены смотровые площадки.
Длинный шпиль небоскреба проектировщики планировали использовать как причальную мачту для швартовки дирижаблей. Но позже от этой идеи отказались, потому что на уровне шпиля почти всегда дуют сильные ветры. Кроме того, архитекторы мало представляли себе особенности воздухоплавания на дирижаблях. На чертежах они изображали пассажиров, которые выходят на шпиль Эмпайр-стейт-билдинг из носа воздушного судна, тогда как в действительности погрузка и выгрузка должна происходить в гондолу, расположенную под дирижаблем. Так что идею проектировщиков нельзя было осуществить в принципе.
Еще в декабре 1931 года, всего черед полгода после окончания стройки, на шпиле здания установили антенну, с помощью которой в качестве эксперимента компания NBC провела первую передачу телевизионного сигнала. А спустя 10 лет началась эра коммерческого телевещания. В наши дни на высотном здании Эмпайр-стейт-билдинг размещены передатчики практически всех телеканалов и радиостанций города.
Шпиль небоскреба Вид на ночной Нью-Йорк и Эмпайр-стейт-билдинг
История строительства
Первая половина прошлого века прошла в Нью-Йорке под девизом «Кому удастся возвести самый высокий небоскреб?». С 1913 года 27 лет пальма первенства принадлежала Вулволт Билдинг. Это здание имело 57 этажей и достигало высоты 241 м. Затем лидером стал 70-этажный Трамп Билбинг, расположенный на Уолл стрит, 40. Он поднимался в небо на 282,5 м. Этот рекорд продержался недолго – всего два месяца. Следующим фаворитом стал Крайслер Билдинг. Высота этого небоскреба с длинным шпилем достигала уже 320 м.
Этапы постройки Эмпайр-стейт-билдинг
Перед проектировщиками нового высотного здания стояла непростая задача. Им необходимо было создать не просто нового чемпиона. Они хотели возвести здание, которое бы стало настоящей легендой.
Возглавил работу по проектированию архитектор Уильям Лэмб, на тот момент уже имевший опыт проектирования Рейнольдс Билдинг и Башни Карью. Инвестировать масштабное строительство взялся известный финансист и бизнесмен Джон Раскоб, а также Пьер Дюпон, который одновременно был одним из руководителей самого крупного химического концерта Америки «Дюпон» и гиганта автомобилестроения «Дженерал моторс».
Место для нового небоскреба-рекордсмена выбрали на перекрестке 34-ой Западной улицы и Пятой авеню. В те времена там находилась старая гостиница «Уолдорф-Астория» (Waldorf – Astoria). Она состояла из двух строений, которые соединял широкий холл. Оба здания были возведены в 90-е годы XIX века по проекту нью-йоркского архитектора Генри Дж. Харденберга. А владела этим отелем семья Эстер.
Когда было принято решение о строительстве огромного небоскреба, для гостиницы на Пятой авеню начали строить новое здание. В конце осени 1929 года старый отель стали сносить, и отсюда было вывезено более 16 тыс. грузовиков битого кирпича и обломков камня.
Знаменитые кадры со строительства Эмпайр-стейт-билдинг
Небоскреб в сентября 1930 года
Основное строительство стартовало 17 марта 1930 года, в День святого Патрика, и началось оно с земляных работ и закладки огромного фундамента. Потом в рекордные сроки – с начала апреля по конец ноября – из стальных балок возвели каркас. Самым высоким в мире зданием небоскреб признали еще в сентябре 1930 года, когда строители завершили монтаж 85 этажа каркаса.
Стройка была огромной – в ней участвовало 3439 человек, большинство из которых составляли недавно прибывшие на американскую землю эмигранты. В высотных работах использовали индейцев-мохоков, так как эти прирожденные верхолазы считались отличными монтажниками и совершенно не боялись высоты.
Эту их особенность объясняли по-разному. Одни считали, что мохоки имели развитый с рождения вестибулярный аппарат, потому что их женщины постоянно носили младенцев с собой, запеленав детей в специальных люльках. Другие утверждали, что во время охоты индейцы привыкли ставить стопы на узких тропах одну за другой, и им легче было удерживаться на узких металлических конструкциях. Еще одна версия гласила, что воины-мохоки воспринимали высоту как вызов и мужественно справлялись с возникающими трудностями для достижения победы. В любом случае, остается фактом, что члены этого индейского племени принимали участие во всех высотных стройках Канады и США и справлялись со сложными высотными работами лучше других рабочих.
За неделю Эмпайр-стейт-билдинг вырастал в среднем на 4,5 этажа. Однажды был поставлен рекорд: рабочие построили 14,5 этажей всего за 10 дней. Для того, чтобы во время обеденных перерывов строители не отходили далеко от своих рабочих мест, питание для них (горячие обеды, сэндвичи, напитки и мороженое) подавалось сразу на пять уровней здания.
Вид на Нью-Йорк в день открытия Эмпайр-стейт-билдинг (1931) Неудачная попытка стыковки дирижабля со шпилем Эмпайр-стейт-билдинг в 1952 году
Кроме того, быстрая стройка стала возможной, благодаря простоте конструкции, составные части которой было удобно доставлять и поднимать наверх. Поставщиком стальных конструкций для этого небоскреба стал Питтсбург. И логистика была столь отлажена, что часто в каркасе крепились балки, которые металлургический завод произвел всего за три дня до этого.
Однако, такое масштабное строительство, к сожалению, не обошлось без жертв. По официальной статистике, при возведении небоскреба погибло пятеро рабочих. Продолжительность строительных работ и затраты на них побили все рекорды. Высотное здание было построено всего за один год и 45 дней – до 1 мая 1931 года. Оно обошлось вместо планируемых 43 в 24,7 млн дол. Столь низкая себестоимость была обусловлена падением цен в годы Великой депрессии.
В день официального открытия Эмпайр-стейт-билдинг президент страны Герберт Гувер торжественно включил в новом небоскребе огни и сделал это прямо из Белого дома. А всех архитекторов, участвовавших в проектировании, удостоили различных почетных наград.
Однако, Великая депрессия еще продолжалась, и вернуть средства, потраченные на строительство нового небоскреба, удалось лишь к 1948 году. Все это время важным источником дохода была смотровая площадка на 86 этаже Эмпайр-стейт-билдинга, которую ежегодно посещало до 3,5 млн человек. Большинство же офисных помещений долгое время оставались незаполненными, поэтому горожане поначалу называли новый небоскреб Empty (пустой).
Архитектурные особенности
В начале 30-х годов прошлого века построенный Эмпайр-стейт-билдинг стал не только самым высоким сооружением в мире, но и первым небоскребом, имевшим свыше 100 этажей. Его широкое основание составляет 60 м на 124,5 м. Свободными уступами это 102-этажное здание поднимается на высоту в 381 м. А шпиль, обрамленный ребрами в виде крыльев, увеличивает его до 443 метров.
Рекорд Эмпайр-стейт-билдинга продержался более 30 лет. Только в 1972 году, когда в городе построили здания для Всемирного торгового центра, высотка на Пятой авеню заняла вторую позицию. Но когда после террористического акта в сентябре 2001 года башни-близнецы были разрушены, старый небоскреб вновь получил статус самого высокого здания в городе.
Инженеры, работающие c радио-антенной Эмпайр Стейт Билдинг
Площадь Эмпайр-стейт-билдинга превышает 250 000 кв. м. На продольно-полосатых фасадах небоскреба насчитывается 6,4 тыс. окон, и общая площадь остекленной поверхности приближается к двум гектарам.
Как и многие высотные здания того времени, небоскреб построен в стиле арт-деко. Этот эклектический стиль, вобравший в себя черты неоклассицизма и модернизма, родился в 20-е года прошлого века. Он был очень популярен во всем мире в 1930-1940-е годы и нашел отражение не только в архитектуре, но и в живописи, моде, дизайне автомобилей, предметов быта и интерьеров.
Снаружи кирпичные стены небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг облицованы сейлемским известняком, который поставлялся из штата Индиана. Он хорош своей однотонностью и по текстуре напоминает поверхность хлеба. А углубления в межэтажных пространствах облицевали более темным по цвету отделочным камнем. Особенность отделки состояла в том, что камень закрепляли без дополнительных уголков и подпорок, прямо к балкам стального каркаса. А стыки между каменными плитами и окнами искусно закрыли стальными хромированными полосами.
Интерьер Эмпайр-стейт-билдинг
Входной вестибюль высотного здания оформлен богатым лиловым и серым германским мрамором. На большой панели, установленной здесь, размещен сделанный из алюминия барельеф, где можно увидеть сияющее солнце и силуэт Эмпайр-стейт-билдинг.
Коридор на 80 этаже
Внутренняя планировка определялась больше фиксированным бюджетом и короткими сроками строительства, чем какими-либо архитектурными изысками, поэтому в созданных помещениях строго выдержаны созданные в проекте установки – не более 8,53 м от окон до коридоров. Такие размеры были необходимы, чтобы обеспечить во всех офисах нужный уровень освещения.
Для того, чтобы сотрудники и посетители могли подниматься на любой этаж здания, в нем установлено 73 скоростных лифта, на которых до 80 этажа можно добраться в течение одной минуты. Те, кто хотят подняться на самый верхний этаж пешком, должны будут преодолеть 1860 ступеней.
Расположение лифтов и фиксированные размеры офисных помещений определили всю конфигурацию небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и устройство его уступов. Размеры этажей с высотой уменьшаются, также сокращается и количество лифтов. Таким образом, самое высокое здание в городе получилось очень функциональным.
Туристическая достопримечательность
Силуэт небоскреба хорошо узнаваем. Он стал настоящей «короной» и украшением Нью-Йорка. Проектировщики Эмпайр-стейт-билдинг создали строение, которое, как и готические соборы средневековья, доминирует над всем городом. Со стороны Пятой авеню вход в здание «охраняют» скульптуры орлов. Этот небоскреб так популярен в США, что многочисленные сувениры с его изображением можно купить повсюду.
Смотровая площадка на 86 этаже
На 86 и 102 этажах здания Эмпайр-стейт-билдинг специально для туристов оборудованы две большие смотровые площадки. Верхняя площадка имеет меньшие размеры и не полный обзор.
Смотровая площадка на 102 этаже
Смотровая площадка 86 этажа привлекательна тем, что обладает полной круговой панорамой в 360°. Подняться на нее можно пешком, преодолев лестницу в более чем 1,5 тыс. ступеней, либо на лифте. Отсюда открывается обзор на городские улицы и высотки Манхэттена, Бруклинский мост, зеленые островки парков и пролив. Хороший вид на город бывает с площадки и когда светит солнце, и в темное время суток. Удобно, что все достопримечательности, которые видно сверху, отмечены на помещенной на смотровой площадке схеме.
Кроме того, на втором этаже небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг создан специальный туристический аттракцион, который имитирует полет над городом – «New York Skyride». Этот симулятор очень популярен у гостей Нью-Йорка и особенно тех, кто путешествует с детьми. За 25 мин «полета» нужно заплатить 52 долл. Вход на аттракцион находится со стороны 33 улицы и открыт от с 8.00 до 22.00 круглый год.
Виды со смотровых площадок
В 1964 году, в дни Всемирной ярмарки на небоскребе Эмпайр-стейт-билдинг были установлены прожекторы, подсвечивающие белым светом его верхнюю часть. Спустя 12 лет декоративную подсветку сделали цветной. И сегодня в дни больших праздников и памятных дат здание подсвечивается по-разному: красным, оранжевым и желтым цветами – в День благодарения, белым и синим – в День президентов, зеленым – в День святого Патрика. В День святого Валентина верхушка небоскреба становится красной, розовой и белой. И около 50 пар ежегодно совершают в высотном здании церемонию бракосочетания.
Советы перед посещением небоскреба
1. До визита в знаменитое высотное здание Нью-Йорка стоит заранее позаботиться о билетах. Проще всего их купить на официальном сайте Эмпайр-стейт-билдинга: www.esbnyc.com. Билеты на смотровую площадку 86 этажа для взрослых обойдутся в 32 долл., для тех, кто старше 62 лет – 29 долл., а детям от 6 до 12 лет – 26 долл. Билеты на обе смотровые площадки (86 и 102 этаж) для всех посетителей старше 6 лет стоят 85 долл. За возможность пройти без очередей придется доплачивать дополнительно. Примечательно, что билеты действительны в течение года с момента покупки, и их не трудно распечатать на принтере.
Красная подсветка небоскреба
Кроме того, в туристических агентствах можно приобрести City Pass. Это тур по Нью-Йорку с правом посещения шести главных городских достопримечательностей. В этом случае, визит в Эмпайр-стейт-билдинг возможен по сниженной цене.
В интернете можно найти немало фирм, предлагающих посетить знаменитый небоскреб. Однако, они продают не билеты, а ваучеры. И придется потратить время, чтобы потом обменять эти ваучеры на настоящие билеты.
Смотровая площадка Эмпайр-стейт-билдинг
2. Не нужно брать с собой ничего лишнего. Камеры хранения на входе в Эмпайр-стейт-билдинг не предусмотрены. А охрана при обязательной проверке не разрешит пронести в здание громоздкие сумки, чемоданы, напитки, воду и даже большие штативы для фотокамер.
3. Хорошо бы запастись заранее несколькими 50-ти центовыми монетами. Они будут нужны, чтобы воспользоваться биноклями, расположенными на смотровых площадках.
Смотровая площадка на 86 этаже
4. Смотровая площадка на 86 этаже открыта всем ветрам, так что стоит позаботиться о соответствующей одежде и головном уборе.
5. Небоскреб открывается для посетителей в 8 часов утра и закрывается в 2 часа ночи. По утрам очередь в него намного меньше. А в праздники и выходные дни народу бывает так много, что визит сюда лучше не планировать.
Интересные факты о небоскребе
Как добраться
Небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг стоит в центральной части Манхэттена. На метро по линиям N, Q, P нужно ехать до станции «34th Street/Herald Square». Если пользоваться наземным общественным транспортом, к небоскребу можно подъехать на автобусах М4, М10, М16 и М34.