Endless space 2 или stellaris что лучше
10 лучших 4X-стратегий последних 10 лет — игры со вдумчивым, сложным и неторопливым геймплеем
Жанр стратегических игр — гордость и, не побоюсь этого слова, последний оплот ПК-гейминга. Почти все остальные жанры игр давно приходят к нам с консолей, пусть и с более четкими текстурами и высокой кадровой частотой. Шутеры, RPG, гонки и аркады — во все это можно поиграть и на недорогой консоли, особенно в эпоху дефицита видеокарт, а вот стратегии требуют для комфортной игры клавиатуру, мышь и зачастую немалые процессорные мощности.
реклама
StarCraft II до сих пор ставит на лопатки топовые процессоры
Поэтому, запуская Anno 1800, They Are Billions или Age of Empires II: Definitive Edition я чувствую, что не зря потратил деньги на свой компьютер. Конечно, много стратегий последнее время выходит для мультиплатформы: для ПК одновременно с PlayStation 4 и Xbox, но, согласитесь, не часто увидишь геймера, играющего в стратегии на консоли.
реклама
За более чем 30-ти летнюю историю развития жанра, стратегии разделились на несколько поджанров, самые яркие из которых — стратегии в реальном времени, требующие от вас быстрой реакции и тактического мышления, или экономические и градостроительные, более подходящие для медитативной игры. А особняком стоят 4X-стратегии, датой рождения которых можно считать 1993 год и выход игры Master of Orion, в которой вам нужно было покорять галактику путем колонизации и войн или более тонким дипломатическим путем.
Уместить массу информации на экране в 1993 году было очень непросто
реклама
Игра включала в себя и экономическую составляющую, наряду с научными исследованиями. С тех пор этот поджанр стратегий непрерывно развивался, а многие его идеи заимствовались как глобальными стратегиями, такими как Europa Universalis или Hearts of Iron, так и RTS-стратегиями, такими как серия игр Total War, которые удачно совместили тактический и стратегический режим.
Одной из самых популярных серий стратегий, принесшей «4X», означающие eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate — «изучение, расширение, эксплуатация и уничтожение» в массы, стала Sid Meier’s Civilization, шестая часть которой — Sid Meier’s Civilization VI, вышла в 2016 году. С нее я и предлагаю открыть наш список.
Sid Meier’s Civilization VI
реклама
Про «Цивилизацию» или «Циву» слышали даже казуальные игроки, далекие от жанра стратегий. Серия Sid Meier’s Civilization — одна из самых популярных, успешно сочетающая 4X, глобальную стратегию, варгейм и открытый мир. При этом игры Sid Meier’s Civilization очень лояльны к новичкам, и позволяют им постепенно изучить все сложности игровой механики. Если вы играли в одну из игр серии, то легко разберетесь и со следующей.
Sid Meier’s Civilization VI вышла в 2016 году и несмотря на приятную графику и множество нововведений, первые годы ей пришлось бороться за признание игроков со своей популярной предшественницей, Sid Meier’s Civilization V. А сегодня, спустя пять лет после выхода, множества патчей и дополнений, последнее из которых вошли в New Frontier Pass в 2020 году, можно сказать, что Sid Meier’s Civilization VI достигла пика своего развития.
Stellaris
В отличие от «приземленной» Sid Meier’s Civilization VI, в Stellaris вам предстоит отправиться далеко в космос, взяв на себя управление огромной, разрастающейся межзвездной империей. Вам предстоит колонизировать планеты, добывать ресурсы, строить экономику, изучать технологии и активно использовать дипломатию. А если переговоры не удадутся, то использовать огромные флотилии кораблей с разнообразным вооружением.
Endless Legend
В Endless Legend вам будет доступно 13 уникальных рас, с помощью которых вы будете завоевывать влияние на планете Аурига, развивая небольшое поселение до огромной империи. Игра выделяется на фоне конкурентов такими особенностями, как смена времен года, которые вместе с перепадами температуры будут влиять на юниты и некоторые клетки карты. Неплохо реализована и возможность создавать свои уникальные виды войск через специальный менеджер.
Age of Wonders: Planetfall
В Age of Wonders: Planetfall вам будут доступны семь фракций с уникальными стилями игры и лидер, параметры которого можно настраивать. С его помощью вам предстоит строить государство после краха галактической империи. Огромный мир игры при каждом новом ее начале создается процедурной генерацией, а для его покорения вам предстоит использовать армию, исследование новых территорий, новые технологии, экономику и дипломатию.
Endless Space 2
В Endless Space 2 вам опять предстоит отправиться в глубины бесконечного космоса, но удивляться этому не стоит, ведь 4X-стратегии начинались с космоса и в пределах Земли им явно тесно. В начале вам будет доступна одна колонизированная планета, которую вы получите, выбрав одну из восьми уникальных рас. Расы очень сильно различаются по стилю игры, что влияет на ведение войн, развитие науки, рост населения и многие другие параметры. А это, в свою очередь, влияет на ваш путь к победе, которая может быть дипломатической, научной, военной, территориальной или «чудесной».
Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth
«Цивилизация» не захотела отставать от конкурентов, активно использующих космическое пространство и тоже вышла за пределы Земли в игре Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth. В игре вам предстоит осваивать одну из шести разнообразных планет с помощью выбора одной из восьми экспедиций, отправленных разными странами с Земли. Привычное игрокам в «Цивилизацию» дерево технологий теперь превратилось в «Паутину», дающую более сильные технологические различия игрокам по мере развития. Остальные механики игры очень похожи на прошлые игры серии, но и нововведений немало, чего только стоит возможность строить плавающие города.
Age of Wonders III
Не знаю как вам, а мне больше по душе фэнтези сеттинг в играх, чем научно-фантастический, и в игре Age of Wonders III у нас будет редкая возможность поиграть в 4X-стратегию в фэнтезийной вселенной. Вам будет доступен выбор из шести привычных рас: люди, гномы, эльфы и т.д., а возглавит вашу империю полководец с RPG-элементами, чьи уникальные особенности очень отразятся на стиле игры.
Galactic Civilizations III
Endless Space
Master of Orion: Conquer the Stars
Пишите в комментарии, играете ли вы 4X-стратегии? И какую считаете лучшей?
Endless Space 2…
…Или не Stellaris-ом единым.
Человечество издревле задается вопросом: а были ли хорошие, качественные стратегии на космическую тему до Stellaris?
Нищие на улицах кричат про апокалипсис и пришествие нового Master Of Orion, а где-то в темных подвалах заброшенных складских помещений таинственные существа вот уже много лет создают серию Galactic Civilizations и каждый раз злобно смеются во славу своих мерзких богов – Багуса, Лагуса и Неоптимизиса, когда у игроков происходят вылеты или тормоза на ровном месте.
Но в темные века темной эры технологий темное человечество было лишено даже этого: лишь Sins Of A Solar Empire да древние пошаговые проекты согревали душу геймеров.
Но сейчас, когда Stellaris пройден вдоль и поперек, многие задаются вопросом – что же дальше? Неужели источник божественной стратегической благодати иссякнет, и игроиндустрия вновь на долгие годы окунется в штамповку бесконечных клонов Master Of Orion?
Возможно, многие из вас не узнают ответ на этот вопрос, не сумев оторваться от VR-версии Skyrim или погрязнув в YOBA-action-ах. Возможно, разумная жизнь в недалеком будущем навеки покинет игрострой.
А пока – Endless Space 2 – или как красочно и ярко заставить игрока решать проблемы инопланетных инсектоидов.
Первая Endless Space была скорее пробным камнем в огород остальных пошаговых проектов, обладая отличным интерфейсом, интересными самобытными расами и собственной механикой авто-боев, что поначалу воспринимались как явное издевательство над интеллектом игрока, но после некоторого понимания процесса становились настоящей карточной мясорубкой.
«Поднять щиты на этой фазе или сблизиться вплотную?» – всякий раз игрок напряженно гонял нейроны в своей голове, аки адронный коллайдер – расхода на свое обслуживание, и каждый раз даже выигранная битва грозила обернуться поражением на глобальной карте.
Ведь самый главный недостаток первой Endless Space был, смешно сказать, смешно писать об этом мне, любителю старого-доброго oldschool-hardcore, но был он в… Слишком умном [читерском?] искусственном интеллекте противника.
Даже на легких уровнях цивилизации AI [для тех, кто до сих пор не понимает сией аббревиатуры – Artificial Intelligence, искусственный интеллект, «тыжеробот»] со спокойной виртуальной душой развивался быстрее игрока, одновременно потягивая гантельку исследований и покуривая кальян дипломатии, пока бедный человеческий мозг пытался понять, как наиболее эффективно колонизировать планеты и при это стараться не смотреть на табличку сравнения счета игроков.
Ну и кроме того, первая часть обладала довольно непонятной для обычного игрока таблицей исследований – скажем так, если разобраться, то все встает на свои места, но идея «несколько технологий приведут к должному результату» весьма тяжело воспринималась после обычных «изучи лазеры и покроши их всех».
Уникальный кадр: человеческие создания в бессилии пытаются постичь гений высокоразвитого AI. Взгляните на этих кожаных бедняг – они в отчаянии, «да как он это делает. » вопрошают их лица.
Впрочем, на деле Stellaris заставляет игрока не просто «строить и завоевывать» – он заставляет уметь вести дипломатию и торговлю, используя все доступные средства и ходы для победы.
Но в какой-то момент, несмотря на всю стабильность и понятность, а вместе с тем и органичность процесса игры, геймер понимает, что чего-то не хватает.
А чего обычно не хватает среднестатистическому игроку?
Правильно, взрывов и некоторых частей женского тела на полэкрана.
«Пссс, парень, не хочешь немного охренительных историй об Ауриге и женщинах-воительницах?» – Amplitude Studios.
Отставить смотреть туда, куда ты смотришь, боец.
Галактика заметно успокоилась со времен первой части, количество оставшихся в живых рас поредело, но проблемы расизма, взаимной ненависти и спойлеров свежих кинопремьер друг другу в личные сообщения никуда не исчезла – извечные, знакомые еще по первой части соперники все так же не приемлют мировоззрение соседей и недостаточно прожаренное мясо на костях своих соперников [и даже мирные древообразные Несгибаемые еще помнят, кто такой Саруман, ведь их сосед из Единой Империи Людей слишком похож на старого седого хитрого старика, коим и является].
Особенность игр от Amplitude Studios – сюжет всегда подается как повествование сразу обо всех расах – нет банального общего врага.
Это куда реалистичнее, чем вечное «из соседней галактики прибыли огромные инсектоиды, давайте же сплотимся и перестанем ненавидеть друг друга за цвет щупалец хотя бы на время».
Местные инсектоиды спокойно занимаются истреблением всего живого, имея для этого собственные мотивы – например, бесконечный голод.
Они высаживаются на планету, начинают кушать, и тут оказывается, что местная раса вообще состоит из энергетических энергетиков.
У которых тоже свои мотивы и замыслы. Не прекращать тусить никогда, да да.
Это, конечно, не глобальная коммуналка, как в Stellaris, но поверьте, количество проблем и сложных умственных процессов ничуть не меньше. И нет, на screenshot-е не максимальный размер карты.
И обладая уже внушительным собственным миром с обширной предисторией и множеством удачных наработок, разработчики принимают идеальное решение – взять все лучшее из первой Endless Space и совместить это со всем лучшим из Endless Legend.
Осталось только назвать игру Endless Endless и продавать по частям по 2000 рублей каждая с платными DLC по 500 рублей каждое, да да, я заходил на страничку Total War: Warhammer в Steam.
«Вы сможете наконец сыграть в то, что мы и хотели создать, только если купите обе части игры и забашляете нам за все 300 DLC. Но это неточно».
Но не будем о жадном.
А лучше наконец порадуемся за Amplitude Studios – похоже, у них получилось создать достойный конкурент Stellaris-а.
Кстати, для любителей экономической составляющей Endless Space 2 есть что предложить, только взгляните на все эти графики и цифры, ммм, какие плавные линии и возбуждающие цифры, да да, скорее, вникни же в них полностью, извращенный любитель курсов валют.
Первым же, что бросается в глаза, становятся невероятные легкость, удобство и безудержное веселье в обращении с интерфейсом игры – геймер нажимает на кнопку, чтобы просто осмотреть систему планет, и вот он уже смотрит головокружительную презентацию с завязкой, кульминацией и развязкой, где не хватает только эпической музыки и закадрового голоса в духе «НАША КОМПАНИЯ РАДА ПРЕДСТАВИТЬ ВАМ ПЛОДЫ НАШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСИЛИЙ, ЭТУ БЕСЦЕННУЮ СИСТЕМУ – ЧЕРТЕГДЕЦИЯ 9S. ».
Игрок буквально летает по окнам интерфейса, и эта легкость заметно располагает и затягивает: все действия в игре совершаются за пару нажатий, и каждый ход пролетает в секунду.
А все не только благодаря быстрым переходам из одного меню в другое, но и подходу к управлению системой – в отличие от первой части, уведомления теперь предстают перед игроком в начале каждого хода сами, разворачиваясь на полный экран.
Какую технологию исследовать следующей? Игра сообщит прямо в лицо. Проходят выборы? Игра заботливо ткнет игрока в это носом.
На фракцию напали киборги-мутанты? Игра схватит игрока за шиворот и потащит сражаться.
А тот и не против – теперь ведь даже карточки жать не надо, надо лишь определить тактику и построение в начале боя.
Да да, геймплей первой части во всей красе.
Впрочем, за этот элемент мне таки жалко, Мойша – система карточных боев из первой части была сложной и неочевидной, но при должном развитии это наверняка можно было превратить в нечто потрясающее.
Впрочем, в Endless Space 2 бои стали зрелищнее, а также детализированнее – разработчики пошли другим путем развития и уделили наконец внимание жалобам любителей трансформеров.
Теперь в строительной верфи, конструируя корабли для своей расы, можно увидеть, где будет располагаться на корпусе та или иная деталь, чем она будет поражать воображение противников, и самое главное – конструктор прост.
Я знаю, многие из вас наверняка любят часами просиживать штаны, создавая идеальный образец космического бойца – колобка с одним двигателем и 10 пушками на квадратный метр корпуса из 10.
Но что лично меня всегда отталкивает в подобных конструкторах – я занимаюсь завоеванием, торговлей, политикой и дипломатией одновременно, мне плевать, какой формы фантазии будет ваш корабль, просто дайте мне эффективную боевую единицу, которой я бы мог заспамить противника по самый Корускант, и получите ваше жалование. Да да, хоть в форме любимой части тел… Так, спрячь.
А вот вам еще ложка меда в бочке меда – наземные бои теперь визуализированы.
Если присмотреться невооруженным взглядом, закрыв глаза и прочие органы чувств, даже на уровне сердцебиения можно с легкостью уловить знакомые детали из Endless Legend.
Они чувствуются во всем: система ресурсов полностью взята из Бесконечной Байки.
Пыль, еда, производство, наука, очки влияния, ресурсы роскоши, даже все эти гиперии и стеклостали, а также прочие наночубайситы и сколкораспилионы – все на месте.
Система исследований теперь предельно понятна и проста: вместо со старым добрым рассказом, как, зачем и почему софоны принялись инфофанизировать криотестоспагеттированные ультрамарвелкристаллы, есть и информация о том, какие непосредственно последствия и выгоду игрок извлечет из всей этой технарской лабуды [в идеале, конечно, нам, простым гуманитариям, не хватает описания в стиле «эта технология позволит тебе победить, потому что она самая дорогая, ну же, исследуй ее быстрее. Именно так мы и берем кредиты].
Но ведь это научная фантастика, не так ли? Научная. Важно слово. Многие забывают его, когда говорят о космических боях далекого будущего, и вот мы уже получаем идею издавать книги про
Warhammer 40 000 для детей.
«Злюка-некрон ударил капитана Сикария по макушке. Сикарий на секунду оступился, но сдержался и не заплакал, ведь он был послушным Ультраморячком. Вместо этого он обнял некрона и подарил ему немного болтов из своего болтера, потому что настоящие Ультраморячки всегда делятся с другими ребятами».
У меня глаза начинают пожимать друг другу руки и хлопать друг друга по векам, видя, насколько же светлее и радостней стало древо технологий.
Отличным нововведением также стала находка из Endless Legend – малые расы.
Игроки могут увидеть и знакомых по первой части Endless Space ребят, вроде пилигримов, и доживших до наших дней Сестер Милосердия, и еще пару десятков фракций.
Как и прежде, ассимиляция, но теперь на уровне целой планеты. Как обычно – либо подружиться с мальцами, либо разрушить их планету по самого Брюса Уиллиса, насколько я понял, еще возможен подкуп.
Классические бродящие по глобальной карте нейтрально-агрессивные отряды недовольных жизнью цыган, «грабящих корованы», здесь представлены в виде пиратов, которые оккупируют систему и начинают активно развиваться, играя с кубиками и нервами игрока – не очень приятно осознавать, что у твоей фракции еще нет ни одного нормального боевого корабля, а рядом с родной системой красуется логово пиратов с постепенно увеличивающей циферкой уровня их мощи и количества раздач на трекере.
«Пока ты исследуешь технологии, пираты качаются».
Процесс изучения систем и планет, которому пираты в основном и мешают, теперь расширен – исследовательский корабль может изучать каждую планету, отыскивая на ней полезные ресурсы, а также рассылать разведывательные зонды в разные части глобальной карты, дабы обнаружить соседей или новые узлы для перемещения между системами. Иными словами, «мы поиграли в Stellaris и «пошли немного дальше», молодцы, что сказать.
Молодцы и потому, что даже при сильном желании нельзя назвать Endless Space 2 клоном какого-либо проекта – а в наше фастфудовое время это дорогого стоит.
Как и прежде, система колонизации планет строго поделена на климатические и размерные рамки – но по сравнению с первой частью колонизировать стало в разы быстрее и легче.
Отдельно можно смело выделить политическую составляющую игры – просто, со вкусом и переживаниями за любимого кандидата.
Всего в игре 4 государственных строя и 6 политических партий – милитаристы, ученые, пацифисты, индустриалисты, чертовы теократы и раздражающие веганы-экологи, призванные спорить с каждым решением игрока чаще, чем верующие фанатики.
Именно так это и проявляется.
Ведь помимо обычных космических событий, которые требуют реакции игрока и выбора между вариантами – например, индустриальным или теократическим, есть еще и политические – когда что-то произошло в сенате, и игрок вынужден поддержать одну из сторон, с тревогой ожидая последствий.
«Молодой оратор так хорошо орет про свои свежие идеи, что старый и опытный сенатор просто не в силах ему противостоять. Кого поддержит игрок? Сегодня, в 19.00, на лобном месте соберутся лучшие представители партий, не пропусти, Endless Space 2 – построй свою политическую партию. »
Выборы же основываются на результатах всей этой междоусобной политике за предыдущие ходы, в итоге на каждых выборах поддержка партий постепенно меняется, и есть реальный шанс, даже вложив бабла в кампанию ученых, проиграть, например, теократам.
«Мы, софоны, настолько технологически развиты, что можем только благодарить Бога за усердный труд наших ученых. ».
Ну вы поняли – ярчайший пример идиотизма космических масштабов.
Впрочем, толерантные французские разработчики умудрились и теократов, и экологов, и милитаристов представить в хорошем свете – ведь основной пользой от выборов являются возможность применять соответствующие бонусы-законы, влияющие на всю межзвездную империю целиком.
И теократы здесь стремятся объединить расу в попытках быть добрее друг к другу, а не заработать бабла на чувствах людей – а ты и дальше продолжай говорить, какие игры жестокие и почему их стоит запретить.
Да они добрее и благотворней множества святош.
Добрее будьте, что ли. Да да, очередная игра из серии не смогла обойтись без шикарных артов, за что мы ее также сильно любим.
Что? Графика? Саундтрек?
А с ними что-то не так? Вы не видели первую часть? Вы видели, но почему-то спрашиваете?
Графическая составляющая хороша, как и прежде, а музыка способна заставить себя скачать без регистрации и sms.
В этом плане Endless Space 2 прочно удерживает планку лидерства в жанре.
Ведь многие из нас играют в проекты от Amplitude Studios именно из-за их стильности, красочности и отличного, волшебного музыкального сопровождения, создающего неповторимую атмосферу игр именно из этой серии, верно?
Да да, не прячь свои глазки, иначе капеллан Борей ласково закроет их своей бронированной рукавичкой и прошепчет тебе на ушко время твоей казни, нет, детский Warhammer, как они вообще додумались до такого, алчные убл…
Всем – по светлому будущему в ваших темных жизнях, и почаще читайте детям про кровь, страдания, расчлененку и смех темных Богов во мраке галактики – это самый верный способ объяснить им, почему в нашем мире все не так уж и плохо.
Автор: Изобретатель словесно-игровых перевыподвертов @IceCrusader
Endless space 2 или stellaris что лучше
I own all three. Stellaris takes the top spot for me. Real time, lots of decisions, lots of control (micro managing is kinda my thing) plus the battles are fantastic. Has its cons, with mods not being compatible after a patch so you have to wait..meh, small thing though.
ES2, is fun. However its much faster than stellaris, and most of is turn based. Combat is real time but all you can decide is which tatic to use at what stage. Then you just kick back, and watch the firefight. The combat looks pretty good but, those sound effects are really lacking imo. If you get a strong enough fleet or fleets, you can steam roll the universe quickly.
Gal Civ 3, is also fun. Turn based, you can have tons of empires, tech to research and with all the dlc’s it gives you one heck of a challenge. The BIG selling point behind it is the ship designer. Its superior to both Es:2 and Stellaris. Your ships, your style. Its more of a. design choice really. You can mix n match parts from all ship design styles, then theres the steam mod page where you can download other peoples hard work.
I enjoy play often on Stellaris than two game. I tried to play both game but dunno feel not clickly (maybe bit bored. dunno). Stellaris seem bit enjoy due rng star galaxy and etc features. I would say, I enjoy play Civilization 5 (please not 6) as feel similar to Stellaris.
I admit to do replay sometime and still not feel boring.
ES2, is fun. However its much faster than stellaris, and most of is turn based. Combat is real time but all you can decide is which tatic to use at what stage. Then you just kick back, and watch the firefight. The combat looks pretty good but, those sound effects are really lacking imo. If you get a strong enough fleet or fleets, you can steam roll the universe quickly.
TBH it’s not like combat in Stellaris is any deeper. The only tactical decision you can currently make is if you attack chokepoint A or B. But when two fleets clash you do the same. Sit back and watch the fireworks. Sometimes push the emergency FTL button if things go down. In Endless Space 2, you can at least select various fleets tactics.
But in terms of ship designs Endless Space 2 pretty much takes the spot. The sheer amount of possibilities in terms of designs is massive.
Apart from the usual, these ships have lazors and these ships have missiles, you can have dedicated repair vessels, that do nothing but repair your other ships during combat, then you can have planetary siege vessels, that don’t do much in combat but do massive damage to planets during siege, salvage vessels that generate resources each time you kill an enemy ship, harvesters etc etc. None of these is possible in Stellaries, because there you basically choose only the weapon type and shield vs armor.
Also, the race creation system offers way more customization than Stellaris.
i got all 3 of them, i loved stellaris from the start and still play it despite the many changes it still remained a good game (though it does require some mods to be playable tbh)
Gal Civ 3 i tried really hard and played often but at some point it just gets boring. On paper it has everything you should ever require but it just isnt the right mixture. Feels like someone tried cooking a meal seen in a superb restaurant using all the right ingredients but lack the understanding to properly cook it.
Endless Space 1 i loved, ES 2 i tried and liked initially until the battle system ruined it for me. Its a really well done, nice looking game but meh. lost me somehow along the way.
Endless Space has better battles imho. It also has more diverse gameplay in terms of races. Every one feels totally different in terms of how you approach their expansion and stuff. Being a turned based game, it also has a bit of a more tactical approach to fleets and where you place them. The technology system is somewhat fun, in that you cannot research all types of weapons at the same time, as one technology cuts you off from other ones.
Stellaris in its most recent version has turned from a braindead fleet simulator to a more advanced economy system, which has lots of similarities with ES2. That being the rare resources and addition of ship modules costs of those. I still think they should develop further into the rare resources, as it would influence the way you expand and develop some more. Battles are just point-click-forget, where higher stats win.
Never played GalCiv 3.
ES2 has more developed races, they feel more alive. Each has it’s own story during the game which adds nice flavour. It has more advanced combat mechanics imho. Economy seems a bit dumber, although there are features to it, that are more developed imho. You manage entire systems instead of separate planets.
Stellaris has more freedom in race creation. Combat is much more simplified and easier to manage. Economy in recent patch pushed it into more advanced territory, which is a great improvement. Technology is simpler, with no true bad choices.
On a total side note, I prefer the graphic style of Endless Space over Stellaris in terms of ship design. Each race has it’s unique ships and they are just wonderful! Prebattle phase, where ships go from cruise mode into battle mode and you see the animations of weapons popping out, priceless.