Ересь что это простыми словами

Значение слова « Ересь »

В словаре Даля

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

В словаре Фасмера Макса

I е́ресьI. ж. «религиозное лжеучение, ложь», народн. е́ресть, др.-русск., ст.-слав. ѥресь αἵρεσις (Супр. и др.). Из греч. αἵρεσις собств. «выбор»; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 60 и сл.
II е́ресьII. м. «вспыльчивый, сварливый человек», народн. также е́ресть. Вероятно, тождественно предыдущему как бранное слово. Не родственно лтш. er̃rîgs «гневный», erestîba «раздражительность», лат. error «ошибка», гот. airzeis «блудный, ошибающийся, заблуждающийся», др.-сакс. irri «гневный» (вопреки Остен-Сакену, IF 23, 380 и сл.; 28, 411 и сл.; Перссону 637; Вальде – Гофм. I, 417), потому что лтш. er̃rîgs является поздним заимств. из ср.-нж.-н. erre, errich – то же; см. М. – Э. I, 571. Данное слово сравнивают – также без особых оснований – с ерши́ться.

В словаре Д.Н. Ушакова

Е́РЕСЬ, ереси, мн. ереси, ересей, ·жен. (·греч. hairesis).
1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам ( церк. ). Впасть в ересь.
2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение ( ирон. ). «Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе.» Гончаров.
| Чепуха, вздор (·разг. ·фам. ). Что за ересь ты городишь?

В словаре Синонимов

вера, заблуждение; катарство, абсурд, галиматья, лжеучение, вздор, ерунда, нескладица, несуразица, ерундистика, бредятина, глупость, неортодоксальность, бред, околесная, бредни, чепуха, ерунда на постном масле, дичь, мура, чепуховина, безлепица, белиберда, нелепица, чепуха на постном масле, пустяки, пустое, завиральные идеи, околесица, околесина, ахинея, еретичество, чушь, дребедень

В словаре Синонимов 2

сущвздор, ерунда, ерундистика, чепуха, чушь, белиберда, галиматья, ахинея, околесица, околесина, глупости, чепуха на постном масле, бред, бредни, бред сивой кобылы

В словаре Синонимы 4

абсурд, ахинея, белиберда, бредятина, вздор, галиматья, глупость, дичь, ерунда, ерунда на постном масле, ерундистика, заблуждение, катарство, мура, неортодоксальность, околесина, околесица, околесная, пустое, пустяк, чепуха, чепуха на постном масле, чепуховина, чушь

В словаре Словарь иностранных слов

1. Вероучение, отклоняющееся от догматов господствующей религии. | Ереси были характерны гл. обр. для средних веков, когда они служили формой протеста против канонов официальной церкви.

2. перен. Отступление от общепринятых правил, взглядов.

3. перен., разг. Нечто ложное, вздор, чепуха. Что за е. ты несешь!

Источник

Значение слова «ересь»

Ересь что это простыми словами. Смотреть фото Ересь что это простыми словами. Смотреть картинку Ересь что это простыми словами. Картинка про Ересь что это простыми словами. Фото Ересь что это простыми словами

1. Религиозное течение, противоречащее церковным догматам господствующей религии, отступающее от нее. Впасть в ересь. □ — Может, слыхали, есть такие раскольники, называемые бегуны! По следствию-то вышло, что и этот старикашка тоже бегунской ереси. Гл. Успенский, Разоренье. || перен. Разг. Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений. Я иногда проповедую ересь, но до абсолютного отрицания вопросов в художестве еще не доходил ни разу. Чехов, Письмо А. С. Суворину, 27 окт. 1888.

2. перен. Разг. Вздор, чепуха. Что за ересь ты городишь?— Вобьет себе в голову какую-нибудь ересь, и потом его сам черт не уговорит. Саянов, Небо и земля.

[От греч. α‛ίρεσις — секта]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Следует иметь в виду, что в библейских текстах на греческом языке термин αἵρεσις используется в ином значении, как, например, в Первом послании к Коринфянам апостола Павла: δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν. В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Однако, в книге Деяний в тексте « πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως» слово переведено как «ересь»: « и представителем Назорейской ереси» (Деян. 24:5).

В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла инквизиция.

Е’РЕСЬ, и, мн. и, ей, ж. [греч. hairesis]. 1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в е. 2. перен. Отступление от общепринятых взглядов или правил, заблуждение (ирон.). Не учиться по-латыни считалось еще ересью, даже в обществе. Гнчрв. || Чепуха, вздор (разг. фам.). Что за е. ты городишь?

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

е́ресь

1. религ. отклонение от официальных догматов ◆ Наиболее известными ересями являются гностические (докетизм, офиты, акефалы, каиниты, борбориты, николаиты, сифиане, авелиты, манихеи, павликиане, богомилы, катары, альбигойцы), тринитарные (савеллианство, арианство, македонианство, тритеизм, даминианство, филиоквизм), экклесиологические (монтанизм, арнольдисты, архонтики, афингане, донатисты, филетизм), христологические (аполлинарианство, несторианство, евтихианство, монофизитство) и пр. Владимир Семенов, «История зарубежной конфликтологии», 2018 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Ересь что это простыми словами. Смотреть фото Ересь что это простыми словами. Смотреть картинку Ересь что это простыми словами. Картинка про Ересь что это простыми словами. Фото Ересь что это простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кинопроект — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова ересь

Словарь Ушакова

е ресь, ереси, мн. ереси, ересей, жен. (греч. hairesis).

1. Религиозное учение, противоречащее церковным догматам (церк.). Впасть в ересь.

| Чепуха, вздор (разг. фам.). Что за ересь ты городишь?

Этимологический Словарь Русского Языка

Греческое – airesis (выбор, секта).

Приблизительное время появления в древнерусском языке – конец XII в.

Слово «ересь», как и многие другие слова религиозной лексики, заимствовано из греческого языка, поскольку именно Греция – родоначальница христианской православной религии.

Главное значение этого слова – «ложь, религиозное лжеучение». Гораздо позже слово приобрело другие значения. Ересью стали называть все то, что является неправдой и чепухой. Следует отметить, что слово несет в себе негативную окраску.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(от греч. отделение, разделение, секта; Деян 5:17, 2 Пет 2:1, Тит 3:10) — по учению Православной церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине: таково например, было ложное учение Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием, Македония, мыслившего нечестиво о Св. Духе, Нестория, Симона волхва почитаемого вообще патриархом гностиков, иконоборцев, монофизитов и многих других еретиков. Впрочем, слово ересь вообще имеет обширное значение, но всегда почти принимается в дурном смысле, именно: оно означает религиозные партии между Иудеями, как, например, фарисеев и саддукеев (Деян 5:17, 15:5, 26:5), то различные религиозные партии в христианском обществе (1 Кор 11:19, Гал 5:20), то ереси в собственном смысле, т. е. произвольные извращения христианской истины (2 Пет 2:1), Известнейшие ереси в Русской церкви были следующие: богомилов (в Х веке), волхвов (в XII веке), стригольников (в XIII веке), жидовствующих (в XV веке), Бакшина и Косого (в XVI веке). Старообрядчество и раскол с его различными ветвями (в XVII в.), тверитинова ересь, бегунов, хлыстов и др. (XVIII в.), скопцов, молокан, штундистов, пашковцев и др. (XVIII, XIX в.).

Православие. Словарь-справочник

(греч. «взятие», овладение»)

разрыв в исповедании веры, т.е. разделение в вопросах догматических, литургических и, как следствие, во взглядах на Церковь и духовный образ жизни.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

1. Отклонение от норм господствующей религии, раскол.

* [Игумен:] Ересь, святый владыко, сущая ересь. // Пушкин. Борис Годунов // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства.

Гностики (от греч. гносис — знание) (1-3 ·вв. ) — последователи учения, по которому мир и материя — зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть — зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.

Манихеи (3 ·в. ) — последователи Мани (214-277 ·гг. ), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 ·в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.

Ариане (4 ·в. ) — последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 ·г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 ·г. в Константинополе арианство было снова осуждено.

Донатисты (4 ·в. ) — последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 ·г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 ·г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.

Несториане (5 ·в. ) — последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 ·г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 ·г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией.

Монофизиты (5 ·в. ) — последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность — Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 ·г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 ·г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем — Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 ·г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.

Монофелиты (6-7 ·вв. ) — последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями — Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей — Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий — патриарх константинопольский (610-38 ·гг. ) и император Ираклий, который в 638 ·г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 ·гг. ) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.

Иконоборцы (8 ·в. ) — представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 ·г. император Лев III запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 ·г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 ·г. иконоборчество было объявлено ересью.

Богомилы (10 ·в. ) — последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия.

Катары (от слова чистый) (11-13 ·вв. ) — последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям.

Вальденсы (12 ·в. ) — последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостольскую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам.

Альбигойцы (12-13 ·вв. ) — последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 ·г. ) инквизиция с ее пытками и кострами.

Начиная с 13 ·в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 ·г. при папе Луции III и императоре Фридрихе I Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 ·г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).

В России христианство было введено в 10 ·в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 ·в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 ·в. это движение постепенно исчезло. В 16 ·в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.

В 17 ·в. в связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.

Источник

Ересь

Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направ­ле­ние, выбор) — 1) утвер­жде­ние, кон­цеп­ция или учение, про­ти­во­ре­ча­щее веро­уче­нию Церкви; 2) заблуж­де­ние отно­си­тельно Пра­во­слав­ных дог­ма­тов, под­дер­жи­ва­е­мое созна­тель­ным, упор­ным про­тив­ле­нием Истине.
Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис так опре­де­ляет поня­тие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры при­ме­ши­вают мнения, про­тив­ные Боже­ствен­ной истине».

Почему регу­лярно нару­ша­ю­щий нрав­ствен­ные нормы не под­ле­жит непре­мен­ной ана­феме, а упор­ству­ю­щий в нару­ше­нии дог­ма­тов ана­фе­мат­ству­ется?

Нару­ше­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых бывает свя­зано как с про­из­воль­ным жела­нием чело­века, так и с его зара­жен­но­стью сквер­ной греха.

Цер­ковь Божия для того и создана на земле, чтобы при­вле­кать в неё греш­ни­ков с тем, чтобы они, при содей­ствии бла­го­дати, осво­бож­да­лись от греха и воз­рас­тая воз­рас­том духов­ным, упо­доб­ля­лись Созда­телю ( Мк.2:17 ).

Стало быть, при­сут­ствие нару­ши­те­лей запо­ве­дей в земной Церкви — не исклю­че­ние, а бого­уста­нов­лен­ная норма. Если бы гре­хов­ность, как тако­вая, слу­жила осно­ва­нием немед­лен­ного отлу­че­ния чело­века от Церкви, земная Цер­ковь тут же опу­стела бы ( 1Ин.1:8 ), а на земле при­умно­жи­лось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диа­волу.

Несмотря на то, что земная Цер­ковь создана для греш­ни­ков ( Мк.2:17 ), это не значит, что греш­ник и вовсе не может быть отлу­чен от цер­ков­ного обще­ния. В зави­си­мо­сти от тяже­сти совер­шен­ных им пре­ступ­ле­ний он может быть отлу­чен от пол­но­прав­ного обще­ния с бра­ти­ями и сест­рами во Христе в той или иной мере (напри­мер, он может под­пасть под запрет на уча­стие в Таин­стве Евха­ри­стии сроком на несколько дней или недель).

Подоб­ные меры не отде­ляют греш­ника от Все­лен­ской Церкви, но напро­тив, бывают направ­лены на его исправ­ле­ние и даль­ней­шее еди­не­ние с Цер­ко­вью и её Главой, Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Другое дело, если речь идёт не просто о нару­ши­те­лях нрав­ствен­ных запо­ве­дей, а о ере­ти­ках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех укло­не­ния в ересь омы­ва­ется пока­я­нием. В этом отно­ше­нии он не сильно отли­ча­ется от прочих грехов. Зато в другом отно­ше­нии он имеет прин­ци­пи­аль­ное отли­чие.

Тот, кто впал в ересь, не желает при­слу­шаться к голосу Церкви и отка­заться от заблуж­де­ния, выра­жает тем самым, что испо­ве­дует какую-то особую веру, отлич­ную от той веры, какую должны испо­ве­до­вать члены Все­лен­ской Церкви и како­вая служит зало­гом их духов­ного един­ства.

Полу­ча­ется, что ана­фе­мат­ствуя такого пре­ступ­ника, Цер­ковь, по сути, всего лишь кон­ста­ти­рует, что своим неже­ла­нием испо­ве­до­вать общую всем пра­во­слав­ным веру, он сам себя отлу­чает (отлу­чил).

Можно ска­зать, что ере­тики явля­ются своего рода идо­ло­по­клон­ни­ками, ведь они верят в какого-то осо­бого, создан­ного в их созна­нии Бога, или в какую-то особую, создан­ную в их вооб­ра­же­нии истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Кото­рого верит Все­лен­ская Цер­ковь.

Зна­че­ние тер­мина

Ересь — наме­рен­ное иска­же­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики.

В древ­не­гре­че­ском языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) озна­чало «выбор», «тече­ние» или «направ­ле­ние». Поня­тием «ересь» в иудео-элли­ни­сти­че­ской куль­туре обо­зна­ча­лись рели­ги­оз­ные или фило­соф­ские направ­ле­ния, тече­ния и школы. Так, напри­мер, рели­ги­озно-поли­ти­че­ские партии фари­сеев и сад­ду­кеев названы в Дея­ниях ере­сями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ).

В Ново­за­вет­ных апо­столь­ских посла­ниях поня­тие «ересь» при­об­ре­тает иной смыс­ло­вой отте­нок. Оно начи­нает про­ти­во­по­став­ляться пра­виль­ному веро­уче­нию, пре­вра­ща­ется в отри­ца­ние истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Это уже не просто направ­ле­ние или тече­ние мысли, но осо­знан­ное стрем­ле­ние иска­зить основы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а, значит, и лишить чело­века воз­мож­но­сти спа­се­ния в веч­но­сти.

Суть ере­ти­че­ских учений пре­красно выра­зил св. Васи­лий Вели­кий. Вслед за всеми свя­тыми отцами, он пола­гал, что к ере­ти­кам должны быть отне­сены отчуж­ден­ные от Пра­во­сла­вия в самой вере, иска­жа­ю­щие один или несколько дог­ма­тов, изло­жен­ных в Сим­воле Веры или любое освя­щен­ное изна­чаль­ным и дол­го­вре­мен­ным упо­треб­ле­нием в Церкви свя­щен­ное пре­да­ние и уста­нов­ле­ние. «Ере­ти­ками назвали они совер­шенно отторг­шихся, и в самой вере отчуждив­шихся, – гово­рит св. Васи­лий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная раз­ность в самой вере в Бога».

Следуя тол­ко­ва­нию пози­ции св. Васи­лия Вели­кого, дан­ному выда­ю­щимся пра­во­слав­ным ком­мен­та­то­ром кано­ни­че­ского права Иоан­ном Зонара, «ере­тики суть все, мыс­ля­щие несо­гласно с пра­во­слав­ною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлу­чены от Церкви, хотя бы древ­них, хотя бы новых ересей они дер­жа­лись».

Знаток цер­ков­ного права епи­скоп Дал­ма­тин­ско-Ист­рин­скому Нико­дим (Милаш) писал, что, ересь как «учение, про­тив­ное пра­во­слав­ной вере, не должно, впро­чем, касаться непре­менно осно­ва­ний пра­во­слав­ного веро­уче­ния, чтобы данное лице счи­тать ере­ти­ком, – доста­точно, чтобы оно погре­шало хотя бы и в одном дог­мате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущ­ность ереси глу­боко рас­крыта св. Игна­тием Брян­ча­ни­но­вым: «Ересь есть при­кро­вен­ное отвер­же­ние хри­сти­ан­ства. Когда люди начали остав­лять идо­ло­по­клон­ство, по его оче­вид­ной неле­по­сти, и при­хо­дить к позна­нию и испо­ве­да­нию Иску­пи­теля; когда все усилия диа­вола под­дер­жать между чело­ве­ками идо­ло­по­клон­ство оста­лись тщет­ными; тогда он изоб­рел ереси, и посред­ством ереси, сохра­няя для дер­жа­щихся ее чело­ве­ков имя и неко­то­рую наруж­ность хри­стиан, не только отнял у них хри­сти­ан­ство, но и заме­нил его бого­хуль­ством».

Как спра­вед­ливо отме­чает сек­то­вед А. Л. Двор­кин, «слово еретик… озна­чает чело­века, дела­ю­щего про­из­воль­ный выбор под руко­вод­ством соб­ствен­ных идей и жела­ний. Термин этот по про­ис­хож­де­нию хри­сти­ан­ский, и, сле­до­ва­тельно, для того чтобы стать ере­ти­ком в свя­то­оте­че­ском смысле этого слова, чело­век изна­чально должен был пре­бы­вать в истине».

В аске­ти­че­ском плане ересь явля­ется край­ней сте­пе­нью пре­лест­ного мнения, кото­рая может пери­о­ди­че­ски воз­об­нов­ляться как типо­ло­ги­че­ски устой­чи­вое пле­не­ние ума. В ереси соеди­ня­ются воедино многие страст­ные состо­я­ния: мнение, само­обо­льще­ние, гор­дыня, свое­во­лие и т. д.

Глав­ная опас­ность ереси

Гово­рили об авве Ага­фоне:
«Пришли к нему некие, услы­шав, что он имеет вели­кую рас­су­ди­тель­ность. Желая испы­тать его, не рас­сер­дится ли он, спра­ши­вают его:
«Ты — Агафон? Мы слы­шали о тебе, что ты блуд­ник и гордец». «Да, это правда», — отве­чал он.
Они опять спра­ши­вают его: «Ты, Агафон, кле­вет­ник и пустослов?»«Я», — отве­чал он.
И еще гово­рят ему:«Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — отве­чал он.
Затем спро­сили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни гово­рили тебе, согла­шался, а послед­него слова не пере­нес?»
Он отве­чал им:«Первые пороки я при­знаю за собой, ибо это при­зна­ние полезно моей душе, а при­зна­ние себя ере­ти­ком значит отлу­че­ние от Бога, а я не хочу быть отлу­чен­ным от моего Бога».
Выслу­шав это, они поди­ви­лись его рас­су­ди­тель­но­сти и отошли, полу­чив нази­да­ние».

(Древ­ний пате­рик. 1914. С. 27. № 4.)

Ереси в исто­рии

Воз­ник­но­ве­ние ересей пред­ска­зы­вал апо­стол Петр: «Были и лже­про­роки в народе, как и у вас будут лже­учи­тели, кото­рые введут пагуб­ные ереси и, отвер­га­ясь иску­пив­шего их Гос­пода, навле­кут сами на себя скорую поги­бель» ( 2Пет.2:1 ). Апо­стол Павел поме­щает ересь в один разряд с грехом вол­шеб­ства и идо­ло­слу­же­ния ( Гал.5:20 ).

Ран­не­хри­сти­ан­ская Цер­ковь строго сле­дила за чисто­той своего веро­уче­ния, реши­тельно про­ти­во­по­став­ляя себя всем иска­же­ниям хри­сти­ан­ства. Именно поэтому за ней закре­пился термин Пра­во­сла­вие (греч. Όρθοδοξία – пра­во­сла­вие, пра­во­ве­рие, пра­виль­ное знание, суж­де­ние).

Рас­про­стра­ня­ю­щийся со II века термин Пра­во­сла­вие озна­чает веру всей Церкви в отли­чие от разных учений ере­ти­че­ских сооб­ществ, для обо­зна­че­ния кото­рых исполь­зо­ва­лось слово гете­ро­док­сия (έτεροδοξία – другое, отлич­ное от пра­виль­ного учение, знание).

Пер­во­на­чально ере­ти­ками назы­вали гно­сти­ков, хотя счи­тать гно­сти­цизм хри­сти­ан­ским уче­нием вряд ли пра­во­мерно. Родо­на­чаль­ни­ком ересей счи­та­ется Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К пер­вому пери­оду отно­сятся такие ереси, как еви­о­нит­ство, керин­фи­ан­ство, елке­за­ит­ство, доке­тизм, мани­хей­ство, мон­та­низм, хили­азм.

Три­а­до­ло­ги­че­ские ереси: монар­хи­ан­ство и ари­ан­ство, осуж­ден­ные на I и II Все­лен­ском собо­рах. В списке ересей, осуж­ден­ных на II Все­лен­ском Соборе, зна­чатся также: евно­ми­ане, аномеи, евдок­си­ане, полу­а­ри­ане, или духо­борцы (маке­до­ни­ане), савел­ли­ане, фоти­ни­ане, апо­ли­на­ри­ане.

Хри­сто­ло­ги­че­ские ереси: несто­ри­ан­ство (евти­хи­ан­ство), моно­фи­зит­ство, моно­фе­лит­ство, осуж­ден­ные на после­ду­ю­щих собо­рах, а также ико­но­бор­че­ство, осуж­ден­ное на VII Вс. Соборе, прак­ти­че­ски были повто­ре­нием и раз­ви­тием древ­них. В период Рефор­ма­ции воз­рож­да­ется раци­о­на­лизм антит­ри­ни­та­риев (Сервет, соци­ни­ане и др., в России – Фео­до­сий Косой). Адопци­ане были моди­фи­ка­цией несто­риан, а пав­ли­ки­ане и бого­милы – вари­а­цией мани­хей­ства. В сред­ние века на Западе как отго­лоски мани­хей­ства появи­лись аль­би­гойцы, катары, пата­рены. В XII в. воз­никли валь­денсы – смесь пие­тизма и раци­о­на­лизма.

После­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния ересей

«В появ­ле­нии ере­ти­ков, иска­жав­ших боже­ствен­ное неиз­ме­ня­е­мое учение Хри­сти­ан­ской Церкви», – пишет Е. Смир­нов, – «есть неко­то­рая после­до­ва­тель­ность и система, именно – пере­ход от общего к част­ному. Сле­до­вало ожи­дать, что на первых порах, вслед­ствие вступ­ле­ния в Цер­ковь иудеев и языч­ни­ков, не хотев­ших вполне отка­заться от иудей­ства и язы­че­ства и потому сме­ши­вав­ших хри­сти­ан­ское учение с воз­зре­ни­ями иудей­скими, появятся ере­ти­че­ские заблуж­де­ния отно­си­тельно всей системы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а не отдель­ного какого-либо пункта.

Так дей­стви­тельно и было: с одной сто­роны яви­лись ере­тики иудей­ству­ю­щие, назы­ва­е­мые также еви­о­ни­тами, кото­рые стре­ми­лись слить хри­сти­ан­ство с иудей­ством, даже с под­чи­не­нием пер­вого послед­нему, а с другой – язы­че­ству­ю­щие, или, как они назы­ва­лись во 2 веке, гно­стики, а потом мани­хеи, стре­мив­ши­еся из хри­сти­ан­ского веро­уче­ния в соеди­не­нии его с восточ­ным рели­ги­оз­ным миро­со­зер­ца­нием или гре­че­ской фило­со­фией обра­зо­вать сме­шан­ную рели­ги­оз­ную систему.

Когда лже­уче­ния этих ере­ти­ков были отверг­нуты Цер­ко­вью и уже стали отжи­вать, на смену им появи­лись дру­гого рода ереси, воз­рос­шие уже на хри­сти­ан­ской почве. Пред­ме­том их служит глав­ный догмат хри­сти­ан­ства о тро­ич­но­сти Лиц в Боже­стве. Это – ереси антит­ри­ни­та­риев.

В после­ду­ю­щее за тем время раз­ви­ва­ется ересь по вопросу еще более част­ному: о Боже­ствен­но­сти Вто­рого Лица Святой Троицы. Эта ересь, извест­ная под именем ари­ан­ства, открыто появи­лась уже в начале 4 века.

В век апо­столь­ский мы видим ере­ти­ков иудей­ству­ю­щих и язы­че­ству­ю­щих. Послед­ние поло­жили начало тому гно­сти­цизму, кото­рый раз­вился осо­бенно сильно во 2 в. после времен апо­столь­ских».

Обли­чи­тели ересей

Иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства

Помимо ереси, Цер­ко­вью выде­лены и иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства: раскол и само­чин­ное сбо­рище (пара­си­на­гога).

Об отли­чии ошибки от ереси ^

свя­щен­ник Михаил Легеев:

По сте­пени ясно­сти и точ­но­сти осмыс­ле­ния чело­ве­ком учения Церкви можно выде­лить пять стадий. Первая — дог­маты, заклю­чен­ные в слова. Здесь все кри­стально чисто, лишнее отсе­чено, все нужное ска­зано.

Вторая — акцент. Акцент выде­ляет лишь какую-то грань пол­ноты кар­тины. Святой Афа­на­сий Вели­кий за «еди­но­су­щие» всю жизнь поло­жил. Но «еди­но­су­щие» — это еще не пол­нота дог­мата. Бого­сло­вие святых отцов по боль­шей части — бого­сло­вие акцен­тов. Один мог выде­лять один акцент, а другой — другой.

Третья стадия — неточ­ность. Неточ­ность свя­зана с неко­то­рым недо­по­ни­ма­нием. Напри­мер, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский слово «ипо­стась» упо­треб­лял в зна­че­нии «сущ­ность». Он не имел в виду тот смысл, кото­рый потом вкла­ды­вали в его слова моно­фи­зиты, но не мог еще свою мысль облечь в пра­виль­ные слова. Поэтому для нас это неточ­ность.

Чет­вер­тая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (бого­слов IV в. — Прим. ред.) испо­ве­до­вал апо­ка­та­с­та­сис, то есть учение о все­об­щем избав­ле­нии от веч­ного посмерт­ного воз­да­я­ния. Но если бы Цер­ковь ука­зала ему на ошибку, он бы не стал упор­ство­вать.

Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли оши­баться, а вот упор­ство­вать в этом — нет. Святой Викен­тий Лерин­ский (галль­ский бого­слов V в.) пишет: «Винов­ники того мнения при­зна­ются пра­во­слав­ными, а после­до­ва­тели — ере­ти­ками, учи­теля раз­ре­ша­ются, а уче­ники осуж­да­ются, писа­тели сочи­не­ний будут сынами цар­ствия, а защит­ники оных под­верг­нутся геенне». Где-то между чет­вер­той и пятой ста­ди­ями, между ошиб­кой и ересью, и про­ле­гает гра­ница, отде­ля­ю­щая еще цер­ков­ное бытие от уже вне­цер­ков­ного. Опять же, важен сам вектор дви­же­ния. Если он направ­лен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обрат­ную сто­рону — к ереси. Ере­ти­ком не ста­но­вятся в одно­ча­сье, это резуль­тат дли­тель­ного про­цесса, того самого непра­виль­ного дви­же­ния.

Из интер­вью в жур­нале «Вода Живая» №10 2015

Гово­рить о некоем «абсо­лютно чистом Пра­во­сла­вии» в опре­де­лен­ном отно­ше­нии некор­ректно. Но хотя в при­роде и не суще­ствует дистил­ли­ро­ван­ной воды, но тем не менее вода из чистого источ­ника суще­ствен­ным обра­зом отли­ча­ется от воды из помой­ной лужи. Цер­ковь есть Тело Хри­стово, а потому и вообще Пра­во­сла­вие, и в част­но­сти пра­во­слав­ное бого­сло­вие явля­ется живым орга­низ­мом. Бывает, что живой орга­низм болеет и погло­щает в себя чуже­род­ные эле­менты, но он должен либо пере­ра­бо­тать их, либо отторг­нуть, ибо иначе погиб­нет. А поскольку Цер­ковь пре­бу­дет вечно и врата адовы не одо­леют ее ( Мф. 16, 18 ), то пра­во­слав­ное миро­со­зер­ца­ние или пере­ра­ба­ты­вает отдель­ные чуждые ему эле­менты (но только до опре­де­лен­ной сте­пени, как было, напри­мер, с неко­то­рыми частями антич­ного миро­воз­зре­ния, усво­ен­ными хри­сти­ан­ской куль­ту­рой), или отвер­гает и их?, как пагуб­ные для его духов­ного здо­ро­вья, – это и слу­ча­ется обычно с ере­сями. Так как бого­сло­вие живое, то Пра­во­сла­вие непре­станно пере­ли­ва­ется мно­же­ством радост­ных красок и оттен­ков, вос­хи­щая своей новиз­ной. Свет имеет извест­ный цве­то­вой спектр, но тьма им не обла­дает (ср. Ин. 1, 5 ). И хотя порой кажется, что свет и тьма иногда сме­ши­ва­ются, как, напри­мер, при вечер­них сумер­ках, но это лишь иллю­зия, поскольку они лишь сопо­ла­га­ются. Ибо что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром? ( 2Кор. 6, 14–15 ). Пра­во­сла­вие, при всем бога­том раз­но­об­ра­зии цве­то­вых оттен­ков, есть и всегда оста­нется Пра­во­сла­вием, а ересь – ересью.
Про­фес­сор А.И. Сидо­ров (Свя­то­оте­че­ское насле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *