Еретик что это означает

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого, кто не принимал католическую церковь или оспаривал ее законы. В отличие от той информации, которую распространяла церковь, еретики редко были сатанистами или неверующими. Фактически во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у последователей церкви. Просто еретики полагали, что классические религиозные пути были неправильны, и поэтому решили создать собственное верование.

Что такое ересь?

Ересь относится к аберрации от (как правило, религиозной) ортодоксальной системы убеждений, но все же претендует на то, чтобы придерживаться их. Она отличается от отступничества, поскольку, отказываясь от своей религиозной или политической системы убеждений и раскола, отвергая власть установленных властей религии, ересь все еще принимает некоторые убеждения. Сегодня термин «гетеродоксия» (по факту имеющий значение слова «еретик») является предпочтительным термином среди людей, которые хотят казаться более эрудированными или менее провокационными.

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Катаризм и борьба с ним

Катаризм был одной из самых известных еретических сект. Борьба католической церкви с еретиками началась в 1229 году, когда римско-католическая церковь установила инквизицию, чтобы искоренить катаров. Но после сожжения последнего Катара в 1321 году католическая церковь продолжала инквизицию еще в течение нескольких столетий.

Одно из самых известных преследований инквизиции произошло в 1633 году, когда Галилео Галилей был признан «яростно подозреваемым» в ереси и вынужден был отменить свои претензии на гелиоцентризм (несмотря на то что Папа Климент VII пытался побудить Коперника опубликовать свою гелиоцентрическую работу в 1536 году, делая гелиоцентризм, а не геоцентризм ортодоксальной верой).

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Как ни странно, не все религиозные секты рассматривают друг друга как еретические. Пресвитерианцы и конгрегационалисты с меньшей вероятностью будут придерживаться этого мнения по отношению друг к другу, поскольку они имеют по существу те же самые богословия (кальвинизм), просто практикуя другое церковное государство. Однако пресвитерианцы и конгрегационалисты более склонны рассматривать католиков, мормонов и свидетелей Иеговы как еретиков.

Богословские преследования

В целом значение слова «еретик» по толковому словарю следующее: человек, который придерживается религиозных убеждений, которые не совпадают с догмой Римско-католической церкви.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Можно подумать (или надеяться), что такое христианское учение, как, например, «возлюби ближнего», не позволило бы церкви угрожать еретикам чем-либо большим, чем простые попытки убедить их в ошибках. Однако непринятие еретиков официальной церковью было намного серьезнее.

Например, Святой Августин Гиппопот (354-430 гг. н. э.), которого считали одним из самых влиятельных учителей христианства, считал, что как хороший отец не позволяет сыну собирать ядовитую змею или хороший садовник отрезает гнилую ветвь, чтобы спасти остальную часть дерева, так и церковь обязана насильно подавлять ересь. Августин выступал против смертного приговора и призывал принуждать еретиков менять свое мнение.

Некоторые религиозные группы считаются еретическими другими религиозными группами. Так, Римско-католическая церковь не одобряет протестантскую деятельность, в то время как последние отвечают взаимностью, считая римских католиков еретиками.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Так что означают слова «еретик» и «ересь»? Согласно библейскому словарю Тиндейла, греческое слово hairesis означает «выбор» и «группа единомышленников». То есть так можно назвать религиозную секту, объединение. Например, саддукеи и фарисеи были сектами в иудаизме. Саддукеи отрицали воскресение мертвых, а также загробную жизнь, говоря, что душа прекращает свое существовать после смерти. Фарисеи же верили в жизнь после смерти, они были уверены в воскрешении тела, а также видели важность в сохранении ритуалов.

Современные еретики

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Источник

ЕРЕТИК

Полезное

Смотреть что такое «ЕРЕТИК» в других словарях:

Еретик — Еретик, Даниил Романович Даниил Романович Еретик 1916(1916) 10 октября 1941 Место рождения Павловка, Машевский район, Полтавская область, Украинская ССР Место смерти … Википедия

еретик — еретик, род. еретика и устарелое еретик, еретика. В поэзии XIX века нередко встречалось ударение еретик. Например, у А. К. Толстого: «[Инквизитор]: Сомненья нет. Преступник был Маранья, Еретик он, святого братства враг» (Дон Жуан) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

еретик — а, м. hérétique <гр. 1. Последователь ереси 1. Еретичка женщина е. Крысин 1998. 2. обл. Бранное слово. От он мой еретик рябой идет. Еретник а, м. То же, что еретик. Еретница ы, ж. Сл. Урала Доп … Исторический словарь галлицизмов русского языка

еретик — архиеретик, богоотступник, николаит, инакомыслящий, отступник, катар, маркионит, вероотступник Словарь русских синонимов. еретик сущ., кол во синонимов: 10 • архиеретик (1) • … Словарь синонимов

ЕРЕТИК — приверженец ереси … Большой Энциклопедический словарь

ЕРЕТИК — ЕРЕТИК, еретика, муж. (церк. и книжн.). Последователь ереси. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Еретик — I ерет ик, ер етик м. Приверженец ереси [ересь I]. II ерет ик, ер етик м. Тот, кто решительно отступает от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Еретик — I ерет ик, ер етик м. Приверженец ереси [ересь I]. II ерет ик, ер етик м. Тот, кто решительно отступает от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ЕРЕТИК — ЕРЕТИК, а, муж. Последователь ереси (в 1 знач.). | жен. еретичка, и. | прил. еретический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

еретик — ересь (еретик) отщепенство (отступник) Ср. Про еретиков в писании сказано: и тати, и разбойницы, и волхвы, и человекоубийцы, и всякие другие грешники внидут в царство небесное, только еретикам, врагам Божиим, нет места в горних обителях. П.И.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Источник

Кто такой еретик и что такое ересь

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы «препарируем лягушку» особого сорта, в роли которой выступает слово «еретик».

Этот термин зачастую звучит как архаизм (что это?), но отнюдь им не является, поскольку все еще остается в нашем активном словаре и продолжает использоваться как в своем прямом, так и переносном значении.

И если кто-то из вас, едва заслышав слово «ересь», начинает представлять себе кровожадного инквизитора, пытающего отважного вольнодумца, это будет не слишком далеко от исторической правды.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

А все началось в эпоху так называемого Классического Средневековья – тогда население Европы стало быстро увеличиваться, а это, в свою очередь, спровоцировало заметные изменения в культурной, духовной и социально-политической сферах жизни общества.

К концу XV в. институты католической церкви настолько усилились, что достигли практически повсеместного распространения. Под их влиянием оказалась не только вся Европа, но и многочисленные колонии, раскиданные по шести континентам.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Священники наживались на религиозности и невежестве простых людей, отпуская им грехи только за деньги (называли это индульгенцией). Гонения на науку стали общим правилом, а представители церкви выступали «единым флангом» с местными властями, заинтересованными в сохранении своих «дополнительных заработков».

Все это привело к началу Реформации (это как?) и все большему проявлению инакомыслия, которое тут же окрестили ересью.

Но что на самом деле это такое? Кого называли еретиками и какие еще значения этого термина существуют?

Еретик – это…

Так называли человека, который не чтил общепринятых канонов (это как?) превалирующего религиозного учения.

Любой уклон в богопознании, любой подход к догматам (это что?), отличный от безапелляционных учений католической церкви, признавался отклонением от истинной веры, а тот, кто понимал «по-своему» саму идею спасения и/или Спасителя, клеймился вероотступником и подвергался преследованиям и суровым наказаниям.

В итоге все свелось к тому, что если мнение человека хоть в чем-то расходилось со взглядами церкви, то его объявляли еретиком и отправляли на суд инквизиции, который, как правило, начинался с жесточайших пыток в темных и сырых подземельях папских комитетов, а заканчивался – показательной казнью через сожжение на костре.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Это была страшная и невероятно мучительная смерть, однако «пастыри» убеждали «истинно верующих», что только таким образом, через очищающий огонь, человек может оправдаться перед Господом.

Какие люди чаще всего подпадали под определение еретика:

Однако, справедливости ради, отметим, что изначально возникновение еретических представлений чаще всего было связано с попытками логического понимания догматического учения, которое верующие стремились постичь посредством рассудочных умозаключений.

Интересные факты о происхождении термина «ересь»

Понятие «hairesis» попало в романскую группу из древнегреческого языка, с которого слово «ересь» переводится как «выбор, учение, направление, школа, мнение».

Позже, в пик расцвета католицизма, появился еще один смысловой оттенок – «секта», – под которым подразумевали сознательное отклонение от фундаментальных истин господствующей религии.

Примечательно, что первоначально этот термин использовался в более мягкой или нейтрально-описательной форме, не предполагающей негативного значения. Так, в частности, у эллинов словом «ересь» называли фарисейские и саддукейские учения, практиковавшиеся в иудейских религиозных и политических партиях.

При этом сами иудеи раннее христианство называли «назорейской ересью». Что касается синодального русского перевода, то здесь «ересь» трактуется как «разномыслие».

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

С появлением новозаветных посланий это определение приобрело негативный оттенок.

Согласно библейской логике, всякий, кто отойдет от учения Христа, обречен на погибель. Таким манером апостол Павел ставит в один ряд несколько разносмысловых понятий – «ересь», «волшебство», «колдовство» и «идолослужение».

Католическая церковь в этом вопросе зашла еще дальше, когда стала называть ересью любое учение, которое хоть как-то отличалось от ее религиозных постулатов.

Наглядный тому пример – клеймение еретиками всех православных, что произошло после Великой Схизмы (раскола христианства на католицизм и православие во второй половине IX века).

Другой пример – два столетия бесконечных крестовых походов, жертвами которых были не только мусульмане и язычники, но и многие-многие христиане, ради защиты которых якобы все и затевалось.

Позже, начиная с XIII и вплоть до XVIII вв., против инакомыслящих папская церковь развяжет настоящую войну: тотальную, безжалостную и в прямом смысле кровопролитную. Будет создана специальная организация по розыску и наказанию еретиков – Святая Инквизиция.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Ее целью станет полное искоренение всевозможных ересей, включая малейшие проявления свободомыслия.

Жертвами папских карательных комитетов падут такие именитые личности, как Галилео Галилей, Жанна д’Арк, Николай Коперник, Данте Алигьери, Джордано Бруно.

Наряду с этим история демонстрирует явно излишнее рвение духовенства, ратующего за очистку веры. Многим, наверное, известно имя Теодора I – римского папы, возглавлявшего Святой Престол в 642-649 годах.

Обвиненный в ереси византийскими богословами, Великий патриарх вынужден был защищаться и подробно изложил суть своих взглядов в многотомных Соборных посланиях.

Византийским критикам, которым понадобились бы годы на детальное изучение бессчетных страниц представленного Теодором отчета, ничего не оставалось, как признать свои претензии безосновательными и снять обвинения.

Сейчас, похоже, история повторяется, поскольку нашелся еще один римский папа, обвиняемый в ереси, – это ныне действующий понтифик Франциск, возглавивший католическую церковь в 2013 году.

В сентябре 2017-го группа из шести десятков консервативных католиков – теологов, академиков и священников – выдвинула официальные претензии Франциску, обвинив его в распространении ереси.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Камнем преткновения стало так называемое постсинодальное увещание папы «Радость любви», опубликованное годом ранее. В этом документе жалобщики усмотрели целых семь еретических положений, противоречащих официальным доктринам католической церкви по поводу таинств, второбрачия и нравственности.

В отличие от хитроумного Теодора I, папа Франциск до сих пор так и не дал ответа своим обвинителям.

Ересь – что это в современном понимании

В богословии под ересью по-прежнему подразумевают учение, противоречащее или чем-то отличающееся от общепринятого.

Интересно, что и в исламе существует подобное понятие и оно достаточно популярно. Мусульмане очень консервативны и поэтому скептически относятся ко всем нововведениям. Любой обычай, меняющий старый, они называют ересью.

А поскольку в исламе, как и в христианстве, есть несколько векторов вероучения (сунниты, шииты, ибадиты), каждое из них клеймит все прочие и называет их ересью.

Но шло время, и слово «ересь» обогащалось новыми смысловыми оттенками. Его стали употреблять не только в религиозном контексте, но и в обыденном общении.

Так, в диалоге один человек может назвать другого еретиком просто потому, что не согласен с его точкой зрения. Это может касаться абсолютно любого объекта обсуждения, не обязательно вопросов веры.

Еретик что это означает. Смотреть фото Еретик что это означает. Смотреть картинку Еретик что это означает. Картинка про Еретик что это означает. Фото Еретик что это означает

Сегодня чаще всего мы употребляем это слово в качестве более «дипломатичного» эвфемизма (это как?) к таким малоприятным определениям, как:

Как видите, термины «ересь» и «еретик» первоначально понимались не совсем в том значении, которое позже навязала католическая церковь. Так называли людей или их группы, которые отличались от других своим мировоззрением.

Сейчас эти понятия вернули свой исконный смысл и даже обзавелись новым. Кого заинтересовала эта тема, посмотрите этот ролик:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Хорошая статья, спасибо! Творческих успехов.

Все эти гонения на учёных, философов отодвинули развитие нашего общества на столетия, сейчас католическая церковь извиняется за те поступки, но прошлое не изменить.

Слово из средневековья, но и в наши дни его часто употребляют. Особенно, если не нравится мнение оппонента.

Сегодня еретиками можно называть политических диссидентов, с которыми расправляются не хуже чем в прошлые времена с религиозными.

Даниил: точно. В США это трамписты и прочие не признающие идеологию демократической партии. По сути их вычеркивают из жизни. Те, что были в Капитолии в январе уже сидят и на долго. И толи еще будет. Запасаемся попкорном и смотрим «гонение на ведьм» часть вторая (пятьсот лет спустя).

Это всё ужасно конечно, но кто объяснит, почему западная наука, при всех этих гонениях на учёных, опережала восточную науку?

Много было разной ереси, пока наука развивалась. Так что это понятие относительное. Сегодня ересь, а завтра — истина.

Источник

Что такое ересь и еретики в православии?

В народном сознании понятие «ересь» означает «ерунду», «ложь», «искажение истины» (всем известна фраза «что за ересь ты несешь?»), а еретики ассоциируются с героями фильмов, которых безжалостно пытали и сжигали на костре инквизиторы. В Православной Церкви в этот термин вкладывают абсолютно другой смысл.

Что такое ересь?

«Ересь – искажение веры, хранимой Церковью» — писал святитель Григорий Богослов.

Ересь – это утверждение или учение, которое противоречит вероучению православной Церкви и сознательно искажает Православные догматы (догмат – фундаментальная истина православного вероучения), препятствующее спасению.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал про ересь, что она есть скрытое отвержение Иисуса Христа и христианства. Когда люди перестали поклоняться идолам, и начали приходить к познанию Спасителя, тогда сатана изобрел еретические учения, которые только снаружи похожи на христианство, а по сути – богохульство. Ересь – отречение от Христа.

В аскетике (исцеление падшего человеческого естества в процессе подвижнической жизни) ересь – крайняя степень прелести (состояние омрачения, самообмана, очарование, возникающее из-за воздействия кого-то или чего-то, в том числе бесовских сил). Еретическое учение соединяет в себе многочисленные страстные состояния: самообольщение, гордость, своенравие, непокорство, мнение и так далее.

К ереси относится учение, не касающееся догматов, но отвергающее жизнь по заповедям, так как оно только кажется не враждебным христианству, а на самом деле вносит смуту и разномыслия, разрушая изнутри Церковь, лишая Ее мира и единства. Поэтому преподобный Серафим Саровский просил Мантурова передать старообрядцам, чтобы «они вернулись ко Христу».

Кто такие еретики?

Еретиками Православная Церковь называет всех, мыслящих несогласно с православным вероучением. Епископ Никодим (Милаш) писал, что если человек погрешает хотя бы в одном догмате, то он еретик. Сектовед Дворкин А. Л. отмечает, что еретик, делает произвольный выбор, руководствуясь своим мнением и желанием.

Во главе еретического течения стоит ересиарх.

Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?

Спорить христианам с еретиками бесполезно, а иногда даже вредно. Из-за своего омраченного ума и гордости они на справедливые замечания и упреки ожесточаются. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «побеждается ересь кротким увещеванием».

Апостол Павел пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Святитель Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, подчеркивает: еретик, несогласный с учением Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, может увлечь тебя, а также «произвести разделение в обществе верующих».

Отличие ереси от «богословского мнения»

Частные мнения богословов могут разниться, но они не должны противоречить или искажать догматы Православной Церкви. «В ереси есть два значимых аспекта: ошибочный взгляд по какому-то вопросу вероучения и отношение еретика к своему лжеучению. Человек, принявший ересь за истину — противопоставляет себя и свою веру православному вероучению. Отсюда вытекает закономерность: ересь всегда нарушает единство. Еретик — человек не просто ошибающийся, но и тот, кто из-за своего заблуждения отпадает от Церкви, а потом и евхаристического общения» – говорил в интервью архиепископ Антоний (Паканич).

Ошибка суждения и ересь – различные понятия. Еретиком человек становится постепенно. Осознавая свою ошибку, такой человек не желает исправляться и продолжает упорствовать в своих доводах.

Чем опасна ересь?

В Древнем патерике от 1914 года есть житие авва Агафона, который был рассудительным христианином. Когда к нему пришли люди, желавшие испытать его, и начали обвинять в различных страстях и грехах (гордости, блуде, пустословии и других), то мудрый авва признал себя в них грешным. Но как только его назвали еретиком, то Агафон ответил: «Я не еретик». Люди, пришедшие к нему, спросили: «Почему ты признался во всех пороках, кроме ереси?», то он ответил: «Признать себя еретиком означает отлучение от Господа, а я не хочу этого».

По определению святых отцов ересь – это не просто заблуждение, а упорство в нем. Со времен грехопадения первого человека (Адама), ум у людей помрачился. Из-за этого все люди могут заблуждаться, даже христиане, в том числе святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправляется, то его нельзя считать еретиком.

Источник

Ересь

Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направ­ле­ние, выбор) — 1) утвер­жде­ние, кон­цеп­ция или учение, про­ти­во­ре­ча­щее веро­уче­нию Церкви; 2) заблуж­де­ние отно­си­тельно Пра­во­слав­ных дог­ма­тов, под­дер­жи­ва­е­мое созна­тель­ным, упор­ным про­тив­ле­нием Истине.
Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис так опре­де­ляет поня­тие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры при­ме­ши­вают мнения, про­тив­ные Боже­ствен­ной истине».

Почему регу­лярно нару­ша­ю­щий нрав­ствен­ные нормы не под­ле­жит непре­мен­ной ана­феме, а упор­ству­ю­щий в нару­ше­нии дог­ма­тов ана­фе­мат­ству­ется?

Нару­ше­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых бывает свя­зано как с про­из­воль­ным жела­нием чело­века, так и с его зара­жен­но­стью сквер­ной греха.

Цер­ковь Божия для того и создана на земле, чтобы при­вле­кать в неё греш­ни­ков с тем, чтобы они, при содей­ствии бла­го­дати, осво­бож­да­лись от греха и воз­рас­тая воз­рас­том духов­ным, упо­доб­ля­лись Созда­телю ( Мк.2:17 ).

Стало быть, при­сут­ствие нару­ши­те­лей запо­ве­дей в земной Церкви — не исклю­че­ние, а бого­уста­нов­лен­ная норма. Если бы гре­хов­ность, как тако­вая, слу­жила осно­ва­нием немед­лен­ного отлу­че­ния чело­века от Церкви, земная Цер­ковь тут же опу­стела бы ( 1Ин.1:8 ), а на земле при­умно­жи­лось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диа­волу.

Несмотря на то, что земная Цер­ковь создана для греш­ни­ков ( Мк.2:17 ), это не значит, что греш­ник и вовсе не может быть отлу­чен от цер­ков­ного обще­ния. В зави­си­мо­сти от тяже­сти совер­шен­ных им пре­ступ­ле­ний он может быть отлу­чен от пол­но­прав­ного обще­ния с бра­ти­ями и сест­рами во Христе в той или иной мере (напри­мер, он может под­пасть под запрет на уча­стие в Таин­стве Евха­ри­стии сроком на несколько дней или недель).

Подоб­ные меры не отде­ляют греш­ника от Все­лен­ской Церкви, но напро­тив, бывают направ­лены на его исправ­ле­ние и даль­ней­шее еди­не­ние с Цер­ко­вью и её Главой, Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Другое дело, если речь идёт не просто о нару­ши­те­лях нрав­ствен­ных запо­ве­дей, а о ере­ти­ках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех укло­не­ния в ересь омы­ва­ется пока­я­нием. В этом отно­ше­нии он не сильно отли­ча­ется от прочих грехов. Зато в другом отно­ше­нии он имеет прин­ци­пи­аль­ное отли­чие.

Тот, кто впал в ересь, не желает при­слу­шаться к голосу Церкви и отка­заться от заблуж­де­ния, выра­жает тем самым, что испо­ве­дует какую-то особую веру, отлич­ную от той веры, какую должны испо­ве­до­вать члены Все­лен­ской Церкви и како­вая служит зало­гом их духов­ного един­ства.

Полу­ча­ется, что ана­фе­мат­ствуя такого пре­ступ­ника, Цер­ковь, по сути, всего лишь кон­ста­ти­рует, что своим неже­ла­нием испо­ве­до­вать общую всем пра­во­слав­ным веру, он сам себя отлу­чает (отлу­чил).

Можно ска­зать, что ере­тики явля­ются своего рода идо­ло­по­клон­ни­ками, ведь они верят в какого-то осо­бого, создан­ного в их созна­нии Бога, или в какую-то особую, создан­ную в их вооб­ра­же­нии истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Кото­рого верит Все­лен­ская Цер­ковь.

Зна­че­ние тер­мина

Ересь — наме­рен­ное иска­же­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики.

В древ­не­гре­че­ском языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) озна­чало «выбор», «тече­ние» или «направ­ле­ние». Поня­тием «ересь» в иудео-элли­ни­сти­че­ской куль­туре обо­зна­ча­лись рели­ги­оз­ные или фило­соф­ские направ­ле­ния, тече­ния и школы. Так, напри­мер, рели­ги­озно-поли­ти­че­ские партии фари­сеев и сад­ду­кеев названы в Дея­ниях ере­сями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ).

В Ново­за­вет­ных апо­столь­ских посла­ниях поня­тие «ересь» при­об­ре­тает иной смыс­ло­вой отте­нок. Оно начи­нает про­ти­во­по­став­ляться пра­виль­ному веро­уче­нию, пре­вра­ща­ется в отри­ца­ние истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Это уже не просто направ­ле­ние или тече­ние мысли, но осо­знан­ное стрем­ле­ние иска­зить основы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а, значит, и лишить чело­века воз­мож­но­сти спа­се­ния в веч­но­сти.

Суть ере­ти­че­ских учений пре­красно выра­зил св. Васи­лий Вели­кий. Вслед за всеми свя­тыми отцами, он пола­гал, что к ере­ти­кам должны быть отне­сены отчуж­ден­ные от Пра­во­сла­вия в самой вере, иска­жа­ю­щие один или несколько дог­ма­тов, изло­жен­ных в Сим­воле Веры или любое освя­щен­ное изна­чаль­ным и дол­го­вре­мен­ным упо­треб­ле­нием в Церкви свя­щен­ное пре­да­ние и уста­нов­ле­ние. «Ере­ти­ками назвали они совер­шенно отторг­шихся, и в самой вере отчуждив­шихся, – гово­рит св. Васи­лий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная раз­ность в самой вере в Бога».

Следуя тол­ко­ва­нию пози­ции св. Васи­лия Вели­кого, дан­ному выда­ю­щимся пра­во­слав­ным ком­мен­та­то­ром кано­ни­че­ского права Иоан­ном Зонара, «ере­тики суть все, мыс­ля­щие несо­гласно с пра­во­слав­ною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлу­чены от Церкви, хотя бы древ­них, хотя бы новых ересей они дер­жа­лись».

Знаток цер­ков­ного права епи­скоп Дал­ма­тин­ско-Ист­рин­скому Нико­дим (Милаш) писал, что, ересь как «учение, про­тив­ное пра­во­слав­ной вере, не должно, впро­чем, касаться непре­менно осно­ва­ний пра­во­слав­ного веро­уче­ния, чтобы данное лице счи­тать ере­ти­ком, – доста­точно, чтобы оно погре­шало хотя бы и в одном дог­мате, и в силу этого оно уже еретик».

Сущ­ность ереси глу­боко рас­крыта св. Игна­тием Брян­ча­ни­но­вым: «Ересь есть при­кро­вен­ное отвер­же­ние хри­сти­ан­ства. Когда люди начали остав­лять идо­ло­по­клон­ство, по его оче­вид­ной неле­по­сти, и при­хо­дить к позна­нию и испо­ве­да­нию Иску­пи­теля; когда все усилия диа­вола под­дер­жать между чело­ве­ками идо­ло­по­клон­ство оста­лись тщет­ными; тогда он изоб­рел ереси, и посред­ством ереси, сохра­няя для дер­жа­щихся ее чело­ве­ков имя и неко­то­рую наруж­ность хри­стиан, не только отнял у них хри­сти­ан­ство, но и заме­нил его бого­хуль­ством».

Как спра­вед­ливо отме­чает сек­то­вед А. Л. Двор­кин, «слово еретик… озна­чает чело­века, дела­ю­щего про­из­воль­ный выбор под руко­вод­ством соб­ствен­ных идей и жела­ний. Термин этот по про­ис­хож­де­нию хри­сти­ан­ский, и, сле­до­ва­тельно, для того чтобы стать ере­ти­ком в свя­то­оте­че­ском смысле этого слова, чело­век изна­чально должен был пре­бы­вать в истине».

В аске­ти­че­ском плане ересь явля­ется край­ней сте­пе­нью пре­лест­ного мнения, кото­рая может пери­о­ди­че­ски воз­об­нов­ляться как типо­ло­ги­че­ски устой­чи­вое пле­не­ние ума. В ереси соеди­ня­ются воедино многие страст­ные состо­я­ния: мнение, само­обо­льще­ние, гор­дыня, свое­во­лие и т. д.

Глав­ная опас­ность ереси

Гово­рили об авве Ага­фоне:
«Пришли к нему некие, услы­шав, что он имеет вели­кую рас­су­ди­тель­ность. Желая испы­тать его, не рас­сер­дится ли он, спра­ши­вают его:
«Ты — Агафон? Мы слы­шали о тебе, что ты блуд­ник и гордец». «Да, это правда», — отве­чал он.
Они опять спра­ши­вают его: «Ты, Агафон, кле­вет­ник и пустослов?»«Я», — отве­чал он.
И еще гово­рят ему:«Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — отве­чал он.
Затем спро­сили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни гово­рили тебе, согла­шался, а послед­него слова не пере­нес?»
Он отве­чал им:«Первые пороки я при­знаю за собой, ибо это при­зна­ние полезно моей душе, а при­зна­ние себя ере­ти­ком значит отлу­че­ние от Бога, а я не хочу быть отлу­чен­ным от моего Бога».
Выслу­шав это, они поди­ви­лись его рас­су­ди­тель­но­сти и отошли, полу­чив нази­да­ние».

(Древ­ний пате­рик. 1914. С. 27. № 4.)

Ереси в исто­рии

Воз­ник­но­ве­ние ересей пред­ска­зы­вал апо­стол Петр: «Были и лже­про­роки в народе, как и у вас будут лже­учи­тели, кото­рые введут пагуб­ные ереси и, отвер­га­ясь иску­пив­шего их Гос­пода, навле­кут сами на себя скорую поги­бель» ( 2Пет.2:1 ). Апо­стол Павел поме­щает ересь в один разряд с грехом вол­шеб­ства и идо­ло­слу­же­ния ( Гал.5:20 ).

Ран­не­хри­сти­ан­ская Цер­ковь строго сле­дила за чисто­той своего веро­уче­ния, реши­тельно про­ти­во­по­став­ляя себя всем иска­же­ниям хри­сти­ан­ства. Именно поэтому за ней закре­пился термин Пра­во­сла­вие (греч. Όρθοδοξία – пра­во­сла­вие, пра­во­ве­рие, пра­виль­ное знание, суж­де­ние).

Рас­про­стра­ня­ю­щийся со II века термин Пра­во­сла­вие озна­чает веру всей Церкви в отли­чие от разных учений ере­ти­че­ских сооб­ществ, для обо­зна­че­ния кото­рых исполь­зо­ва­лось слово гете­ро­док­сия (έτεροδοξία – другое, отлич­ное от пра­виль­ного учение, знание).

Пер­во­на­чально ере­ти­ками назы­вали гно­сти­ков, хотя счи­тать гно­сти­цизм хри­сти­ан­ским уче­нием вряд ли пра­во­мерно. Родо­на­чаль­ни­ком ересей счи­та­ется Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К пер­вому пери­оду отно­сятся такие ереси, как еви­о­нит­ство, керин­фи­ан­ство, елке­за­ит­ство, доке­тизм, мани­хей­ство, мон­та­низм, хили­азм.

Три­а­до­ло­ги­че­ские ереси: монар­хи­ан­ство и ари­ан­ство, осуж­ден­ные на I и II Все­лен­ском собо­рах. В списке ересей, осуж­ден­ных на II Все­лен­ском Соборе, зна­чатся также: евно­ми­ане, аномеи, евдок­си­ане, полу­а­ри­ане, или духо­борцы (маке­до­ни­ане), савел­ли­ане, фоти­ни­ане, апо­ли­на­ри­ане.

Хри­сто­ло­ги­че­ские ереси: несто­ри­ан­ство (евти­хи­ан­ство), моно­фи­зит­ство, моно­фе­лит­ство, осуж­ден­ные на после­ду­ю­щих собо­рах, а также ико­но­бор­че­ство, осуж­ден­ное на VII Вс. Соборе, прак­ти­че­ски были повто­ре­нием и раз­ви­тием древ­них. В период Рефор­ма­ции воз­рож­да­ется раци­о­на­лизм антит­ри­ни­та­риев (Сервет, соци­ни­ане и др., в России – Фео­до­сий Косой). Адопци­ане были моди­фи­ка­цией несто­риан, а пав­ли­ки­ане и бого­милы – вари­а­цией мани­хей­ства. В сред­ние века на Западе как отго­лоски мани­хей­ства появи­лись аль­би­гойцы, катары, пата­рены. В XII в. воз­никли валь­денсы – смесь пие­тизма и раци­о­на­лизма.

После­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния ересей

«В появ­ле­нии ере­ти­ков, иска­жав­ших боже­ствен­ное неиз­ме­ня­е­мое учение Хри­сти­ан­ской Церкви», – пишет Е. Смир­нов, – «есть неко­то­рая после­до­ва­тель­ность и система, именно – пере­ход от общего к част­ному. Сле­до­вало ожи­дать, что на первых порах, вслед­ствие вступ­ле­ния в Цер­ковь иудеев и языч­ни­ков, не хотев­ших вполне отка­заться от иудей­ства и язы­че­ства и потому сме­ши­вав­ших хри­сти­ан­ское учение с воз­зре­ни­ями иудей­скими, появятся ере­ти­че­ские заблуж­де­ния отно­си­тельно всей системы хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а не отдель­ного какого-либо пункта.

Так дей­стви­тельно и было: с одной сто­роны яви­лись ере­тики иудей­ству­ю­щие, назы­ва­е­мые также еви­о­ни­тами, кото­рые стре­ми­лись слить хри­сти­ан­ство с иудей­ством, даже с под­чи­не­нием пер­вого послед­нему, а с другой – язы­че­ству­ю­щие, или, как они назы­ва­лись во 2 веке, гно­стики, а потом мани­хеи, стре­мив­ши­еся из хри­сти­ан­ского веро­уче­ния в соеди­не­нии его с восточ­ным рели­ги­оз­ным миро­со­зер­ца­нием или гре­че­ской фило­со­фией обра­зо­вать сме­шан­ную рели­ги­оз­ную систему.

Когда лже­уче­ния этих ере­ти­ков были отверг­нуты Цер­ко­вью и уже стали отжи­вать, на смену им появи­лись дру­гого рода ереси, воз­рос­шие уже на хри­сти­ан­ской почве. Пред­ме­том их служит глав­ный догмат хри­сти­ан­ства о тро­ич­но­сти Лиц в Боже­стве. Это – ереси антит­ри­ни­та­риев.

В после­ду­ю­щее за тем время раз­ви­ва­ется ересь по вопросу еще более част­ному: о Боже­ствен­но­сти Вто­рого Лица Святой Троицы. Эта ересь, извест­ная под именем ари­ан­ства, открыто появи­лась уже в начале 4 века.

В век апо­столь­ский мы видим ере­ти­ков иудей­ству­ю­щих и язы­че­ству­ю­щих. Послед­ние поло­жили начало тому гно­сти­цизму, кото­рый раз­вился осо­бенно сильно во 2 в. после времен апо­столь­ских».

Обли­чи­тели ересей

Иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства

Помимо ереси, Цер­ко­вью выде­лены и иные кате­го­рии отступ­ни­че­ства: раскол и само­чин­ное сбо­рище (пара­си­на­гога).

Об отли­чии ошибки от ереси ^

свя­щен­ник Михаил Легеев:

По сте­пени ясно­сти и точ­но­сти осмыс­ле­ния чело­ве­ком учения Церкви можно выде­лить пять стадий. Первая — дог­маты, заклю­чен­ные в слова. Здесь все кри­стально чисто, лишнее отсе­чено, все нужное ска­зано.

Вторая — акцент. Акцент выде­ляет лишь какую-то грань пол­ноты кар­тины. Святой Афа­на­сий Вели­кий за «еди­но­су­щие» всю жизнь поло­жил. Но «еди­но­су­щие» — это еще не пол­нота дог­мата. Бого­сло­вие святых отцов по боль­шей части — бого­сло­вие акцен­тов. Один мог выде­лять один акцент, а другой — другой.

Третья стадия — неточ­ность. Неточ­ность свя­зана с неко­то­рым недо­по­ни­ма­нием. Напри­мер, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский слово «ипо­стась» упо­треб­лял в зна­че­нии «сущ­ность». Он не имел в виду тот смысл, кото­рый потом вкла­ды­вали в его слова моно­фи­зиты, но не мог еще свою мысль облечь в пра­виль­ные слова. Поэтому для нас это неточ­ность.

Чет­вер­тая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (бого­слов IV в. — Прим. ред.) испо­ве­до­вал апо­ка­та­с­та­сис, то есть учение о все­об­щем избав­ле­нии от веч­ного посмерт­ного воз­да­я­ния. Но если бы Цер­ковь ука­зала ему на ошибку, он бы не стал упор­ство­вать.

Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли оши­баться, а вот упор­ство­вать в этом — нет. Святой Викен­тий Лерин­ский (галль­ский бого­слов V в.) пишет: «Винов­ники того мнения при­зна­ются пра­во­слав­ными, а после­до­ва­тели — ере­ти­ками, учи­теля раз­ре­ша­ются, а уче­ники осуж­да­ются, писа­тели сочи­не­ний будут сынами цар­ствия, а защит­ники оных под­верг­нутся геенне». Где-то между чет­вер­той и пятой ста­ди­ями, между ошиб­кой и ересью, и про­ле­гает гра­ница, отде­ля­ю­щая еще цер­ков­ное бытие от уже вне­цер­ков­ного. Опять же, важен сам вектор дви­же­ния. Если он направ­лен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обрат­ную сто­рону — к ереси. Ере­ти­ком не ста­но­вятся в одно­ча­сье, это резуль­тат дли­тель­ного про­цесса, того самого непра­виль­ного дви­же­ния.

Из интер­вью в жур­нале «Вода Живая» №10 2015

Гово­рить о некоем «абсо­лютно чистом Пра­во­сла­вии» в опре­де­лен­ном отно­ше­нии некор­ректно. Но хотя в при­роде и не суще­ствует дистил­ли­ро­ван­ной воды, но тем не менее вода из чистого источ­ника суще­ствен­ным обра­зом отли­ча­ется от воды из помой­ной лужи. Цер­ковь есть Тело Хри­стово, а потому и вообще Пра­во­сла­вие, и в част­но­сти пра­во­слав­ное бого­сло­вие явля­ется живым орга­низ­мом. Бывает, что живой орга­низм болеет и погло­щает в себя чуже­род­ные эле­менты, но он должен либо пере­ра­бо­тать их, либо отторг­нуть, ибо иначе погиб­нет. А поскольку Цер­ковь пре­бу­дет вечно и врата адовы не одо­леют ее ( Мф. 16, 18 ), то пра­во­слав­ное миро­со­зер­ца­ние или пере­ра­ба­ты­вает отдель­ные чуждые ему эле­менты (но только до опре­де­лен­ной сте­пени, как было, напри­мер, с неко­то­рыми частями антич­ного миро­воз­зре­ния, усво­ен­ными хри­сти­ан­ской куль­ту­рой), или отвер­гает и их?, как пагуб­ные для его духов­ного здо­ро­вья, – это и слу­ча­ется обычно с ере­сями. Так как бого­сло­вие живое, то Пра­во­сла­вие непре­станно пере­ли­ва­ется мно­же­ством радост­ных красок и оттен­ков, вос­хи­щая своей новиз­ной. Свет имеет извест­ный цве­то­вой спектр, но тьма им не обла­дает (ср. Ин. 1, 5 ). И хотя порой кажется, что свет и тьма иногда сме­ши­ва­ются, как, напри­мер, при вечер­них сумер­ках, но это лишь иллю­зия, поскольку они лишь сопо­ла­га­ются. Ибо что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром? ( 2Кор. 6, 14–15 ). Пра­во­сла­вие, при всем бога­том раз­но­об­ра­зии цве­то­вых оттен­ков, есть и всегда оста­нется Пра­во­сла­вием, а ересь – ересью.
Про­фес­сор А.И. Сидо­ров (Свя­то­оте­че­ское насле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *