Erp system что это такое
ERP-система
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
ERP (от англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) — это программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов компании. Системы ERP работают на основе единой базы данных и помогают управлять более эффективно. Проще говоря, ERP — информационная система управления предприятием.
Структура и функционал ERP-систем
В структуре ERP выделяют элементы базового и расширенного типа.
Базовые элементы системы предназначены для автоматизации управления производством, которое включает:
Расширенные элементы ориентированы на функции, которые обеспечивают работу производства. Чаще всего их реализуют в формате независимых модулей. К расширенным элементам относят модули управления:
Виды ERP-систем
В зависимости от разработчика и потребностей предприятия архитектура элементов программы ERP варьируется. Так, по типу лицензии различают проприетарные и open-source системы. Первые являются готовым решением, например, SAP Business One, Sage ERP X3. Вторые имеют открытый исходный код и их можно доработать с учётом потребностей компании, например, MyCompany, Odoo.
Также ERP-система может быть единым решением либо совокупностью нескольких независимых модулей (программ). В модульных ERP каждый отдельный модуль автоматизирует определённую сферу работы предприятия. Выбирая такую систему, компании могут внедрить только нужный для них функционал, а потом при необходимости расширить его, докупив остальные модули.
Реже встречаются системы с единой архитектурой. Чаще всего это самописные решения. Такие ERP просты в установке и представляют собой готовый неделимый инструмент. Все их компоненты максимально продуманы и защищены. Но адаптировать подобный продукт под себя гораздо сложнее. Недостаток этих систем в том, что частичное отключение функционала нередко ведёт к сбою всей программы.
Главный принцип ERP
Основополагающий принцип ERP — это централизованный сбор информации. Все значимые сведения с помощью ERP объединяют в единое безопасное хранилище.
При необходимости любой пользователь системы может получить точные, полные и актуальные данные в считанные минуты. Система минимизирует вероятность ошибок из-за человеческого фактора и способна собирать информацию в реальном времени.
Использование общей базы стандартизирует данные предприятия. Это устраняет недопонимание между отделами, предотвращает дублирование и неверную трактовку данных, упрощает взаимодействие пользователей и систем. То есть ERP обеспечивает эффективную интеграцию людей, процессов и технологий в масштабе предприятия.
Назначение ERP — повышать эффективность производственной деятельности предприятия, сокращать внутренние информационные потоки и снижать затраты на их обеспечение.
Преимущества от внедрения ERP
Полная прозрачность. Любой бизнес-процесс любого отдела или филиала компании можно отследить 24/7 в режиме реального времени. Это позволяет руководству контролировать работу компании, принимать решения, основанные на актуальных данных.
Экономия на ИТ-решениях. Одна ERP-система способна заменить десятки самостоятельных программ, каждая из которых предполагает обучение сотрудников, лицензирование, техническую поддержку. При разработке с нуля можно создать систему под индивидуальные запросы организации.
Защита данных. При использовании большого количества разных программ повышается риск утечки данных. ERP-система обеспечивает централизованное хранение информации, общие стандарты ввода/вывода данных и доступа к ним. Кроме того, в системе можно настроить разные уровни доступа для сотрудников, чтобы повысить информационную безопасность.
Автоматизация отчётности. Унификация отчётности и введение единых стандартов позволяет создавать отчёты в кратчайшие сроки. Нет необходимости тратить время на ручной сбор и обработку информации.
Улучшение планирования. ERP-система позволяет провести более качественный анализ данных, сравнить множество показателей и найти неочевидные закономерности.
Повышение качества обслуживания клиентов. Система хранит всю историю взаимодействия с клиентами. Сотрудники могут в любой момент получить необходимые сведения, чтобы дать подробный ответ на любой вопрос клиента и сделать общение с ним более персональным.
Рост продуктивности. Благодаря автоматизированному доступу к данным многие рутинные процессы передачи информации становятся не нужны, коммуникации ускоряются. Единые стандарты и одинаковый интерфейс всех внутренних систем упрощает работу.
Компании, которые занимаются внедрением ERP, часто публикуют у себя на сайтах кейсы. Из них можно узнать о ходе подобных проектов и о результатах внедрения ERP для бизнеса
Условным преимуществом можно считать тот факт, что в случае каких-то изменений систему ERP можно оптимизировать. Например, при внедрении новых процессов, запуске нового продукта, масштабировании бизнеса можно дополнить систему нужными модулями. Однако важно учитывать, что возможность доработки программы зависит от поставщика. Готовое решение не всегда предусматривает глобальные изменения.
Недостатки систем ERP
Как у любого ИТ-решения, у ERP-системы есть ограничения по применению и недостатки, которые связаны с её функционалом или условиями использования.
Высокая стоимость. Внедрение полноценной ERP-системы обходится дорого. Деньги уходят на оплату программного и аппаратного обеспечения, интеграцию, настройку, адаптацию, обучение сотрудников, сервисное обслуживание. Для корректной работы системы иногда приходится менять оборудование.
Долгое внедрение. Чтобы автоматизировать все бизнес-процессы, требуется немало времени. У крупных компаний на это может уйти несколько лет. Причём самостоятельно установить ERP-систему вряд ли получится. Обычно в таких случаях обращаются в компании, которые занимаются интеграцией конкретного решения и знают все нюансы его внедрения.
Необходимость доработки. При внедрении готового решения заложенная программа не всегда соответствует реальным процессам. В результате ERP-систему часто приходится дорабатывать, а значит, тратить дополнительные деньги и время.
Сложность освоения. У многих ERP-систем сложный интерфейс. Поэтому для успешной работы с системой придется заложить в бюджет расходы на обучение сотрудников.
Проблемы с переносом информации. В процессе настройки ERP сведения из обособленных систем переносят в единое хранилище. Чтобы успешно объединить данные, приходится их дополнительно обрабатывать и стандартизировать.
Зависимость от интегратора. При использовании практически любого решения компания вынуждена привлекать специалиста для сопровождения системы.
Основные минусы ERP-системы — это значительные затраты на ее внедрение и трудности с настройкой. Но такие недостатки свойственны практически любому сложному программному обеспечению. Кроме того, при успешном внедрении расходы на систему окупятся. ERP повышает эффективность бизнес-процессов предприятия, что обычно приводит к снижению затрат или росту прибыли.
Как понять, когда компании нужна ERP-система
Из практики применения ERP можно выделить несколько признаков, которые указывают на то, что компании пора внедрить систему управления:
Несмотря на все плюсы, ERP-система нужна не всякому бизнесу. Прежде чем принимать решение о начале проекта, следует оценить объемы обрабатываемой информации, уровень компетентности сотрудников, возможность формализации текущих процессов.
ERP-системы, которые наиболее популярны в России:
Внедрять или не внедрять ERP
Прежде чем окунуться с головой в проект внедрения ERP, ответьте себе на два вопроса:
Ответ на первый вопрос поможет понять, действительно ли ERP-система нужна бизнесу прямо сейчас или поставленные задачи можно решить более простым способом. Точно сформулировав цели, вы сможете определить набор требований к функционалу системы.
Ответ на второй вопрос позволит соотнести план развития ERP-системы и долгосрочную стратегию развития предприятия. Например, можно прикинуть затраты на программное обеспечение и его внедрение, чтобы спрогнозировать окупаемость проекта. Также оценка результатов в перспективе поможет скорректировать требования к системе.
Что такое ERP-система
Простыми словами ERP-система – это система для автоматизации бизнес-процессов компании. Основным назначением систем ERP-класса является повышение общей производительности предприятия за счет сокращения количества «ручных» операций, сбора и аккумуляции данных и упорядочивания бизнес-процессов внутри компании.
История
Система управления ресурсами предприятия, в основе которой лежала теория управления реляционными базами, появилась в начале 1960-х годов. Новая система получила название MRP (Material Requirements Planning) и использовалась для планирования и распределения материалов в процессе производства сложных продуктов.
MRP-системы были громоздкие, неповоротливые и дорогие. Для поддержания их функционирования требовалось большое количество технических специалистов.
Однако MRP оставалась стандартом производства до 1983 года, когда была создана новая версия системы – MRP II (Manufacturing Resource Planning). Это уже была модульная система, охватывающая ключевые производственные процессы: планирование, закупки, спецификацию, управление договорами. Впервые различные производственные процессы были объединены в одну систему. Пришло понимание того, как с помощью программного обеспечения можно управлять данными и повышать операционную эффективность. MRP II позволяло более грамотно планировать производство, сокращать складские запасы сырья и уменьшать количество отходов.
С развитием информационных технологий стали появляться похожие на MRP II системы управления другими бизнес-процессами, связанными с управлением финансами, взаимоотношениями с клиентами и HR. В основе всех этих систем лежала концепция единого хранилища данных, в котором накапливалась информация, связанная с финансами, производством, персоналом, клиентами и т.д.
В 1990 году с подачи аналитика Gartner Ли Уайли данный класс программных продуктов стали называть Enterprise Resource Planning (ERP). С начала 1990-х годов система получила широкое распространение в первую очередь благодаря выводу на рынок ERP-решений такими известными компаниями, как SAP и Oracle. И уже к середине 1990-х годов был сформирован рынок услуг по внедрению ERP. На тот момент определилась пятерка ведущих поставщиков систем ERP-класса: Baan (Нидерланды), Oracle (США), Peoplesoft (США), SAP (Германия), Edwards (США, в 2005 году была куплена Oracle). При этом лидером рынка по количеству внедрения была компания SAP. ERP-системы стали внедрять не только на производственных предприятиях, но и в сфере услуг, например, в энергосбытовых компаниях, в государственных структурах и некоммерческих организациях. ERP-система стала универсальной, охватывающей все бизнес-процессы компании. Хотя с течением времени в отдельные решения из нее выделились CRM (внешнее взаимодействие компаний) и PLM (управление жизненным циклом изделия), а ERP стала в основном системой для автоматизации процессов бэк-офиса и управления ресурсами организации.
MRP vs MRP II vs ERP
Рисунок 1. Развитие ERP-системы
Появление концепции Postmodern ERP (постмодернистское ERP)
В 2010-х годах, по мнению многих экспертов, существовавшие на тот момент ERP-системы сложно было назвать гибкими и учитывающими особенности новых бизнес-процессов, что тормозило развитие компаний и сказывалось негативно на скорости всех процессов как оперативных, так и финансовых. Это привело к поиску альтернативных, более современных управленческих инструментов и зарождению концепции «постмодернистские ERP».
Рисунок 2. Эволюция ERP-систем
Суть подхода заключалась и заключается в том, что необходимо внедрять оптимальную комбинацию только лучших практик и технологий, наиболее точно отражающих бизнес-процессы и специализацию конкретного предприятия. Невозможно создать единую универсальную для всех систему, так как каждая компания уникальна. Следовательно, и набор ERP-систем должен быть индивидуальным, не обязательно от одного вендора или одного типа. Наметилась тенденция ухода от монолитных ERP-систем. Основное условие – системы должны «уживаться» вместе и давать положительный синергетический эффект за счет идеальной сбалансированности.
Современная ERP-система
Если раньше компании концентрировали свои усилия только на двух блоках: финансовом и операционном, то современная ERP-система – это комплексное решение для автоматизации управления всеми бизнес-процессами в одной программе: финансами, персоналом, поставками, взаимоотношениями с клиентами, маркетингом и регламентированным учетом. Все больше и больше компаний сегодня приходят к пониманию того, что для ведения успешного, а главное, прибыльного бизнеса необходимо грамотное и своевременное распределение ресурсов между всеми подразделениями. Столь стремительное развитие и распространение «умных» технологий требует от компании «умной» работы, прозрачного и конструктивного взаимодействия между всеми структурными единицами. Именно для этого и нужна ERP. Развиваясь с каждым днем, ERP-решения связывают разрозненные бизнес-процессы в единую высокопроизводительную систему, что позволяет руководству компании принимать обоснованные и эффективные решения.
Проектная автоматизация
Как известно, основной принцип функционирования ERP-системы – структурно-функциональный. Система состоит из модулей, которые внедряются поэтапно. Их количество и комбинация зависят от специализации, потребностей и целей компании.
Архитектура
Система ERP состоит из трех уровней:
Рисунок 3. Архитектура ERP-системы
Модули
Большинство современных ERP-систем состоят из модулей, сгруппированных вокруг финансов, персонала и операций. В качестве примера приводим функционально-модульную структуру отечественной разработки «1С:ERP Управление предприятием 2»:
Рисунок 4. Функциональные возможности 1С:ERP
Классификация систем ERP
Существуют различные подходы к классификации ERP-систем в зависимости от того, какие характеристики и принципы берутся за основу. ERP-системы можно разделить на группы по назначению, стране происхождения, функциональности и т.д. Приведем здесь наиболее распространенные классификации:
Преимущества и возможности ERP-систем
Международный и российский рынок ERP-систем продолжает расти. Большинство внедрений приходится на промышленные организации, торговлю, организации финансового сектора, страхования, недвижимости и ИТ-компании. В чем же секрет успеха систем управления ресурсами предприятия?
ERP-системы используются для управления бизнес-процессами всего предприятия, обеспечивая контроль за распределением ресурсов, и служат платформой для интеграции аналитических приложений, SCM, CRM и систем электронной торговли. ERP-системы в режиме реального времени обеспечивают доступ к операционным и финансовым данным, позволяя компаниям оптимизировать управленческую структуру, создавая более плоскую, гибкую и демократичную организацию. Более того, руководство организации получает централизованный контроль над информацией, стандартизированные бизнес-процессы и возможность интеграции всех программных решений, которые используются в организации, в единую систему.
К плюсам использования ERP-системы можно отнести:
И это не полный перечень преимуществ, которые получает компания, внедрившая ERP-систему. Конкретный набор выгод зависит от особенностей выбранного решения, целей и задач проекта и варьируется от внедрения к внедрению.
Недостатки и риски ERP-систем
Несмотря на большое количество преимуществ, есть и ряд недостатков, без упоминания которых, описание современных ERP-систем будет не полным. При этом следует отметить, что ERP-системы постоянно развиваются и дорабатываются.
К неудобствам, связанным с внедрением ERP-систем относятся:
Как узнать, что вам пора внедрять ERP-систему?
В современном IT-мире по мере роста бизнеса рано или поздно приходится задумываться о внедрении информационных систем, позволяющих оптимизировать работу компании, сократить использование ресурсов, сделать компанию наиболее конкурентоспособной.
Какие признаки говорят о том, что это время пришло? Ниже вы найдете чек-лист симптомов, которые сигнализируют о том, что у вас вероятнее всего назрела такая необходимость. Если на большинство вопросов вы отвечаете утвердительно, то скорее всего вам пора задуматься о внедрении ERP-системы.
Для того, чтобы минимизировать риски и быть уверенным в целесообразности внедрения ERP-системы и окупаемости инвестиций, необходимо провести тщательный анализ того, как внедрение системы поможет решить стоящие перед вашей компанией задачи и оценить эффект от внедрения. Один из лучших способов это сделать – провести подробное предпоектное обследование.
Лидеры международного рынка ERP-систем
Международный рынок ERP-систем растет ежегодно в среднем на 7,2% и по прогнозам Allied Market Research (AMR) к 2020 году достигнет 41,69 млрд долларов США. На рынке представлены сотни решений. Зарубежные эксперты составили список ведущих вендоров. При составлении данного списка учитывались пять ключевых показателей: доля рынка, длительность внедрения, стоимость внедрения, срок окупаемости, и оценка функциональной эффективности, полученная от клиентов.
Рисунок 5. Зарубежный рынок ERP (по данным Panorama Consulting Solutions на 2018 год)
По данным Panorama Consulting Solutions чаще всего на зарубежном рынке в 2018 году внедряли ERP-системы американского вендора Oracle. Основное решение – Oracle E-Business Suite c модулями Oracle CRM, Oracle ERP, Oracle E-Hub (Exchange).
На 1% от лидера отстает один из старейших игроков рынка ERP-решений – немецкая компания SAP c решением SAP HANA для крупных корпоративных заказчиков.
Далее с более существенным отставанием идут американские Sage, Epicor, Infor, Microsoft и другие вендоры.
Согласно данному исследованию, период окупаемости 50% внедрений ERP составил в среднем 3 года, а 30-80% компаниям удалось достичь реализации поставленных целей, в основном связанных с обеспечением доступности (80%) и надежности (55%) данных, увеличением интегрированности процессов (46%), продуктивности и производительности (44%), более грамотным принятием решений (43%) и сокращением затрат (37%).
42% респондентов признали внедрение ERP-системы успешным и 68% довольны взаимодействием с вендорами. Почти в половине компаний удалось добиться улучшения всех бизнес-процессов благодаря внедрению ERP-системы.
На западе в 2018 году в разы вырос спрос на SaaS-решения ERP и составил 64% против 27% в 2017 году, а число внедрений ERP в самой компании (on-premise) сократилось с 67% до 15%. Использование облачной версии увеличилось на 16%.
Лидеры российского рынка ERP-систем
Рынок ERP-систем в России продолжает стабильно расти, увеличиваясь в среднем на 10% в год, при этом в 2017 году рост составил 30% (по данным IDC Russia). Сегодня ERP – сложный мульти модульный инструмент управления всеми ресурсами предприятия, который становится доступным все большему и большему количеству компаний, включая организации среднего и малого бизнеса. ERP-система становится одним из основных элементов информационной экосистемы предприятий и их цифровой трансформации. Различные варианты представления и интеграции со всевозможными сервисами расширяют возможности решения.
Большинство внедрений в России приходится на производственные предприятия (23%), далее идет торговля с 16%, строительство – 8%, а на финансовый сектор и ИТ приходится всего 3-4%, что расходится с тенденциями западного рынка.
Рисунок 6. Отечественный рынок ERP (По данным TAdviser на 2017 год)
По количеству внедрений неизменным лидером в России остается отечественный вендор «1С» со своим флагманским решением «1С:ERP». В 2017 году доля рынка в натуральном выражении составила 31%. На втором месте по совокупности внедрений 2-х систем идет компания Microsoft. Доля еще одной российской компании «Галактика» составляет 7,5%, а лидер зарубежного рынка SAP имеет лишь 6% рынка по количеству внедрений.
Однако лидером рынка по финансовым показателям является немецкая SAP благодаря внедрениям в крупных корпорациях с большим количеством АРМ и более высокой стоимостью как внедрения, так и лицензий и сопровождения.
Основные тенденции современного рынка ERP-систем
По данным фирмы «1С» основными проблемами при внедрении и использовании иностранных ERP-систем являются:
— высокая стоимость внедрения и обслуживания;
— длительные сроки внедрения;
— высокая стоимость специалистов;
— некачественное внедрение из-за нехватки специалистов;
— риски информационной и экономической безопасности;
— слабая адаптация и отсроченная реакция на изменения в местном законодательстве.
Будущее ERP-систем
Выводы
В заключение еще раз отметим, что рынок ERP-систем, да и сами системы, динамично развиваются, приобретая более современный функционал, становясь мобильнее, удобнее и доступнее. Благодаря облачным решениям подобные системы стали внедряться даже в небольших организациях.
В то же время растут требования к ERP-системам со стороны пользователей, которым важно сегодня иметь удаленный доступ с одновременным обеспечением высокого уровня информационной безопасности.
Это вселяет уверенность в том, что рынок ERP-решений продолжит расти, а саму систему ждет повсеместное распространение в качестве удобного и эффективного инструмента управления предприятием.
ERP-система: что это, для чего внедрять и нужна ли вашей компании
При внедрении готовых ERP-систем 53 % компаний испытывают серьезные трудности, которые требуют изменения бизнес-процессов и организационных подходов, и 44 % компаний сталкиваются с существенными техническими проблемами. В серии статей раскладываем по полочкам, что такое ERP-система, чем она выгодна, как определить необходимость ее внедрения, что нужно знать при выборе поставщика платформы и как ее внедрить.
Понятие ERP-системы пришло из США и дословно переводится как планирование ресурсов предприятия — Enterprise Resource Planning. Академически это выглядит так: «ERP — это организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения (ПО), обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности».
Каждый поставщик может понимать разработанную им систему по-своему, исходя из ее направленности и решаемых задач. Например, одна ERP-система больше подойдет для ритейла, но не подойдет для нефтеперерабатывающего предприятия. Более того, каждая компания и ее сотрудник, который пользуется платформой, представляют ее по-своему, исходя из той части, с которой они соприкасаются в работе.
В своей сути ERP – это информационная система для управления всеми бизнес-процессами и ресурсами компании на основе единой базы данных.
Для чего нужна ERP-система
Как и любая информационная система, ERP работает с данными. Каждый сотрудник и отдел постоянно создают сотни мегабайт информации. В небольшой организации руководитель обладает непосредственным доступом ко всем сведениям и временем для отслеживания процессов. Если большой объем данных создается в рамках одного-двух бизнес-процессов, то руководителю достаточно цифровизовать их точечными ИТ-решениями. Как правило, организация покупает ПО для бухгалтерии и, например, CRM.
С ростом компании те отдельные процессы, управление которыми раньше занимало минимум времени, трансформируются в большие объемы информации. В связке с другими бизнес-процессами разрозненные информационные потоки требуют огромного административного штата для их объединения и анализа. Поэтому ERP-система требуется не малому, а среднему и крупному бизнесу.
Как понять, что компании нужна ERP-система
Обычная история наших заказчиков выглядит следующим образом. В какой-то момент становится ясно, что все основные процессы автоматизированы, а эффективность работы не повышается.
Выясняется, что каждый процесс находится в своей отдельной информационной системе. Для их связки сотрудники вручную вводят данные в каждую систему, а затем руководство вручную собирает продублированные данные для анализа деятельности всей компании. В принципе, такая механика работы продуктивна до определенного момента. Главное – определить момент достижения максимальной эффективности до его наступления, а не тогда, когда менять механизмы процессов нужно будет в режиме аврала.
Ни одна из информационных систем никогда не сообщит, что настал момент, когда компания доросла до того уровня, когда нужна ERP-система. Мировой опыт показывает 4 основных признака, которые позволят это понять:
Данных для принятия взвешенного управленческого решения становится недостаточно.
Любое решение в бизнесе имеет последствия, которые в конечном итоге выливаются в финансовые потери или, наоборот, в доходы. Качество решения зависит от информации, на которой оно основывается. Если данные устаревшие, неполные или некорректные, решение будет неправильным или несбалансированным.
Основные причины противоречивости информации:
критически важная информация разбросана по отдельным сотрудникам и отделам;
отсутствуют регламенты для сбора данных;
сбор информации проводят сотрудники с различными ролями и в разное время.
При наличии ERP-платформы, подходящей под ваши бизнес-процессы, вы можете централизовать все данные. Вся информация создается каждым сотрудником и отделом в единой системе в режиме реального времени. Это означает, что данные, которые могут понадобиться вам и кому-либо еще в компании, всегда являются максимально точными и актуальными.
Недостаток интеграции между ИТ-системами приводит к сбоям в работе и мешает росту компании.
Каждая ИТ-система предъявляет свои требования к формату данных, построена в разное время и на различных технологиях, принципах и языках программирования. Это отражается на работе сотрудников, которые взаимодействуют словно на разных языках, и на скорости взаимодействия.
ERP-система объединяет отдельные функции в одном интегрированном и понятном пространстве. ERP-система работает как переводчик, говорящий на нескольких языках программирования, чтобы обеспечить совместную работу и согласованность.
Ваши клиенты недовольны обслуживанием.
Если клиенты жалуются или уходят, стоит задуматься об эффективности. Это связано со спросом, перевешивающим предложение, поздними поставками, медленным обслуживанием или просто общим ощущением, что у бизнеса нет ресурсов или времени, чтобы заботиться о каждом клиенте.
Когда бизнес вырос до уровня среднего или крупного, ERP превращает недовольных клиентов в лояльных. Клиенты начинают чувствовать улучшение обслуживания и проживают изменения вместе с компанией.
Вы используете устаревшие системы.
Согласно исследованию Veeam 2020 Data Protection Trends Report, главным барьером цифровой трансформации бизнеса являются устаревшие технологии. Если компания все еще работает с системами ручного ввода или бумажными документами, то в постпандемический период она точно окажется за бортом.
Кроме того, ИТ-системы в компании могут быть довольно современными, но дезинтегрированными. В таком случае каждый отдел создает свой информационный бункер, данные из которого выходят дозированно или некорректно. Если интеграция отдельных систем крайне затратна или невозможна, то необходимо менять их на единую ERP-систему.
Какие выгоды ERP-система дает бизнесу
ERP-система – это продукт, который компания приобретает за свой счёт. Ее внедрение рассматривается как инвестиция, которая должна принести прибыль. Ни один производитель ERP-системы не гарантирует, что она принесет компании рост доходов. И это касается не только ERP-систем, но и любых ИТ-решений. Однако все плюсы внедрения опосредованно влияют на прибыль:
Экономия на ИТ-системах
Вместо того чтобы тратить ресурсы на несколько разрозненных систем, каждая из которых нуждается в специализированной поддержке, инфраструктуре, лицензиях, обучении сотрудников, можно сосредоточить все затраты на одной ERP-платформе. Она состоит из модулей, которые заменяют разрозненные системы на интегрированные части.
Если ERP-систему разрабатывать с нуля под запросы конкретной компании, в нее можно включить сторонние системы и сервисы, с которыми будет удобно работать бизнес-партнерам, поставщикам, клиентам и иным контрагентам.
Полная прозрачность
ERP обеспечивает руководству полный доступ к каждому бизнес-процессу любого подразделения 24/7. Например, можно ежедневно отслеживать запасы, включая запланированные поставки и поставки, находящиеся в пути. Имея полную картину об объемах запасов, можно точнее контролировать оборотные средства.
Автоматизация отчетов и сильное планирование
ERP создает единую унифицированную систему отчетности для всех процессов. Она автоматически генерирует полезные отчеты и аналитику в любое время. С ней руководству не придется вручную собирать электронные таблицы и письма.
Таким образом, платформа освобождает время на стратегическое планирование, более качественный анализ и сравнение показателей отделов. ERP-система помогает найти в аналитике те тенденции, которые раньше не замечали и даже не имели шанса заметить.
Рост эффективности
Сама по себе ERP – не панацея. Важно не только соответствие специфике бизнеса, но и правильное внедрение. Согласно исследованию 315 поставщиков готовых ERP-систем, доля внедрений, успех которых был лишь частичным, оценивается на уровне от 25 до 41 процентов в зависимости от отрасли. Подходящая ERP существенно сокращает затраты времени и усилий на рутину.
Обслуживание клиентов
Обслуживание клиентов – это ключевая часть бизнеса. ERP-система переводит фокус внимания сотрудников с ведения реестров клиентов на построение и поддержание отношений с клиентами.
Как показывает статистика, 84 процента клиентов разочаровываются в компании, если не получают достаточно ответов на запросы. ERP дает сотруднику все необходимые сведения и историю клиента прямо в момент обращения. С ней сотрудники занимаются не бюрократией, а привлечением и удержанием клиентов. Клиенты чувствуют преимущества ее внедрения, даже не зная об изменениях в компании.
Защита данных
Едва ли найдется информационная система, которая может дать абсолютную гарантию безопасности данных. Персональные данные клиентов и сотрудников, электронные письма, интеллектуальная собственность, финансовые данные, счета, контракты – чем больше систем обрабатывают эту информацию, тем сложнее отследить риски. ERP-система вводит единые стандарты доступа, ввода и вывода данных и централизованное хранение информации.
Однако чем больше доля рынка готовой ERP-системы, тем чаще она подвергается хакерским атакам. Предпочтительнее будет разработка собственной ERP-системы, доступ к кодовой базе которой будет только у вас. Если ERP-система для вашей компании разработана с нуля, хакеры не смогут найти копии системы, чтобы предварительно проверить ее на уязвимости.
Продуктивность совместной работы
Часто интерес к совместной работе отделов или сотрудников угасает, поскольку передача данных требует множества рутинных операций или по причине психологического климата в компании. Единая система автоматизирует доступ к информации, устраняет негативный опыт человеческого фактора и ускоряет коммуникацию внутри компании.
Единые бизнес-процессы
Готовые ERP-системы разрабатываются в соответствии с лучшими отраслевыми практиками. Это позволяет предприятиям стандартизировать свои собственные процессы.
Однако на деле предприятию приходится делать сложный выбор: либо долго и затратно настраивать и дорабатывать ERP-систему под стандарты предприятия, либо с болью настраивать собственные бизнес-процессы под стандарты ERP-системы.
Существует третий путь – изначально разрабатывать систему под собственные бизнес-процессы.
Масштабируемость
Независимо от того, расширяете ли вы свою клиентскую базу, выходите на новые рынки, внедряете новые процессы, отделы или продукты или иным образом масштабируете свой бизнес, при правильном выборе поставщика ERP-платформа подстраивается под изменения.
Поскольку ERP-система внедряется во все процессы компании, список преимуществ может увеличиваться в зависимости от специфики. На рынке разработаны десятки и сотни готовых решений, которые загоняют покупателей в рамки подписок, скорости обновлений и поддержки, закрытого функционала и архитектуры – в рамки одного поставщика. Только разработка собственной ERP-системы дает максимальные возможности без каких-либо ограничений.
О том, как выбрать производителя ERP-системы, какие вопросы ему задать, чтобы не потерять деньги, и что стоит учесть при планировании внедрения, читайте в следующих статьях.