Еще только светало когда я понял что подъезжаю к родным местам
Вставьте пропущенные буквы, выделите в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными в корн…
Вставьте пропущенные буквы, выделите в тексте слова с непроверяемыми безударными гласными в корне:
Ещё только св_тало, когда я, стоя в тамбур_ в_гона, понял, что п_д__зжаю к р_дным м_стам. С мал_ньким ч_м_даном я выш_л из по_зда и з_ш_гал по напр_влению к д_ревне прямо по тр_ве, покрытой р_сой. Мне р_совались к_ртины р_дного с_ла. Т_ропливо ступая по у_кой тр_пинке, я пр_дст_влял, как п_д_йду к св_ему дому, увижу зн_комую с детства ул_цу, старый к_лодец, наш п_л_садник с кустами ж_смина, с_рени и роз. (Н_) заметн_ я пр_близ_лся к к_кому (то) н_с_лённому пункту и, уд_влённый, ост_н_вился. М_ста к_зались мне зн_комыми и в то (же) время чуж_ми. На самом краю с_ла ст_ял дом с з_крытыми ставн_ми. (В) доль з_бора р_сла к_лина. Перед окнами был з_брошен(?)ый п_л_садник с густой р_стит_льн_стью. Я п_д_ш_л п_ближ_, ст_раясь вспомнить р_дит_льский дом, к_торый я _ставил _щё в детские годы. Т_гда к_лины (не) было, а р_сла _де_ь старая б_рёза, т_перь её нет. И вдруг м_ня п_р_зил зн_комый узор на ставнях. Ведь я когда (то) сам вид_л, как отец ст_рат_льн_ выпил_вал из дер_ва узоры, что (бы) украсить дом ч_десной р__ьбой. (Не) с_мненн_ это была его р_бота! Т_перь я больше не с_мн_вался, что ст_ю у р_дного дома. Ул_ца была (не) узн_ваема: выр_сли новые д_ревья, а старая б_рёза, н_верн_е, п_гибла. К_лодца то (же) (не) было видн_. Но п_л_садник я узнал, хотя т_перь он был (не) ог_рож_н. С_рень з_н_мала поч(?)ти п_л_вину цв_тника, а ж_смин _стался тольк_ пер_д самым _кном. Но поср_дин_, где раньш_ были розы, рос м_гучий куст ш_повника. Он весь был усе_н цв_тами, от к_торых ш_л сильный _р_мат. И х_тя окна были забиты, эта к_ртина мне открыла ист_ну: жизнь пр_д_лжа_тся. «Да, _десь буд_т новая жизнь», — подумал я и п_д_ш_л к к_литк_.
Ещё только свЕтало, когда я, стоя в тамбурЕ вАгона, понял, что пОдЪЕзжаю к рОдным мЕстам. С малЕньким чЕмОданом я вышЕл из поЕзда и зАшАгал по напрАвлению к дЕревне прямо по трАве, покрытой рОсой. Мне рИсовались кАртины рОдного сЕла. ТОропливо ступая по уЗкой трОпинке, я прЕдстАвлял, как пОдОйду к свОему дому, увижу знАкомую с детства улИцу, старый кОлодец, наш пАлИсадник с кустами жАсмина, сИрени и роз. НЕзаметнО я прИблизИлся к кАкому-ТО нАсЕлённому пункту и, удИвлённый, остАнИвился. МЕста кАзались мне знАкомыми и в то ЖЕ время чужИми. На самом краю сЕла стОял дом с зАкрытыми ставнЯми. ВДоль зАбора рОсла кАлина. Перед окнами был зАброшеННый пАлИсадник с густой рАститЕльнОстью. Я пОдОшЁл пОближЕ, стАраясь вспомнить рОдитЕльский дом, кОторый я Оставил Ещё в детские годы. ТОгда кАлины НЕ было, а рОсла ЗдеСь старая бЕрёза, тЕперь её нет. И вдруг мЕня пОрАзил знАкомый узор на ставнях. Ведь я когда-ТО сам видЕл, как отец стАратЕльнО выпилИвал из дерЕва узоры, чтоБЫ украсить дом чУдесной рЕЗьбой. НЕсОмненнО, это была его рАбота! ТЕперь я больше не сОмнЕвался, что стОю у рОдного дома. УлИца была НЕузнАваема: вырОсли новые дЕревья, а старая бЕрёза, нАвернОе, пОгибла. КОлодца тоЖЕ НЕ было виднО. Но пАлИсадник я узнал, хотя тЕперь он был НЕ огОрожЕн. СИрень зАнИмала почти пОлОвину цвЕтника, а жАсмин Остался толькО перЕд самым Окном. Но посрЕдинЕ, где раньшЕ были розы, рос мОгучий куст шИповника. Он весь был усеЯн цвЕтами, от кОторых шЁл сильный АрОмат. И хОтя окна были забиты, эта кАртина мне открыла истИну: жизнь прОдОлжаЕтся. «Да, Здесь будЕт новая жизнь», — подумал я и пОдОшЁл к кАлиткЕ.
Тестовые задания к текстамЧАСТЬ 2
I. Прочитайте текст и выполните задания 1, 2, 3, 4.
A. Половина горизонта предстала нашим глазом в блеске иллюминаций.
Б. В воздухе висела яркая золотая сеть; сверкающие гирлянды, созвездия, огненные розы и шары электрических фонарей были как крупный жемчуг среди золотых украшений.
B. Казалось, стеклись сюда огни всего мира.
Г. Корабли рейда сияли, осыпанные белыми лучистыми точками.
1. Определите тип речи.
2. В каком слове из предложения Г звуков больше, чем букв?
3. Выпишите все причастия из предложений Б и Г.
4. В каком падеже употреблено существительное иллюминаций (предложение А)?
II. Прочитайте текст и выполните задания 5, 6, 7, 8.
A. Книги шептали мне о другой жизни, более человеческой, чем та, которую я знал, они указывали мне мое место в жизни.
Б. Все более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.
B. И в душе моей росло внимание к человеку, что бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу.
Г. Жизнь становилась радостнее, жизнь наполнялась великим смыслом.
5. Определите стиль речи.
6. Из предложения Б выпишите деепричастие.
7. Укажите сложные предложения, состоящие из трех частей.
8. В каком падеже употреблено существительное смыслом?
III. Прочитайте текст и выполните задания 9, 10, 11, 12.
А. Поле молчало, лежало в бледной темноте.
Б. Воздух был сухой и теплый.
В. Звезды в небе трепетали скромно и таинственно.
Г. И одни только кузнечики неутомимо стрекотали под окнами в чернобыльнике, да в степи отчетливо выкрикивал перепел.
9. Определите стиль речи.
10. Выпишите из текста все существительные в предложном падеже.
11. В каком слове из предложения В количество букв и звуков не совпадает?
12. Какое предложение является сложным?
IV. Прочитайте текст и выполните задания 13, 14, 15, 16.
A. Еще только светало, когда я, стоя в тамбуре вагона, понял, что подъезжаю к родным местам.
Б. С маленьким чемоданом я вышел из поезда и зашагал по направлению к деревне прямо по некошеной траве, покрытой росой.
B. Мне рисовались картины родного села.
Г. Торопливо ступая по узкой тропинке, я представлял, как пойду к своему дому, увижу знакомую с детства улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина, сирени и роз.
13. Определите тип речи.
14. Сколько в тексте сложных предложений?
15. Из предложений А и Г выпишите все деепричастия.
16. В каких предложениях нет однородных членов?
V. Прочитайте текст и выполните задания 17, 18, 19, 20.
Б. Драма с женою, очаровательною Натали – не что иное, как в усиленном виде драма всей его жизни: борьба гения с варварским отечеством.
В. Пуля Дантеса только довершила то, к чему постепенно и неминуемо вела Пушкина русская действительность.
Г. Он погиб, потому что ему некуда было дальше идти, некуда расти.
17. Определите стиль речи.
18. Укажите сложные предложения.
19. Из предложения Б выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
20. Из предложения А выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
VI. Прочитайте текст и выполните задания 21, 22, 23, 24.
A. На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезная семга, маринованные угри.
Б. На желтой доске – кусок сыру в слезах и в серебряной кадушке – икра.
B. Меж тарелками – несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками.
Г. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоединившемся у громадного резного буфета, изрыгавшего пучки стеклянного и серебряного света.
21. Определите тип речи.
22. В каком предложении есть причастный оборот?
23. Из предложения Б выпишите относительное прилагательное.
24. В каком падеже употреблено существительное света (предложение Г)?
VII. Прочитайте текст и выполните задания 25, 26, 27, 28.
A. Так летели в молчании долго, пока и сама местность внизу не стала меняться.
Б. Воланд осадил коня на каменистой плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом.
B. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела белую фигуру сидящего человека.
Г. Луна хорошо помогла Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь.
25. Определите тип речи.
26. Укажите сложные предложения.
27. Из предложения В выпишите причастие.
28. Определите вид, спряжение, время глагола двинулись (предложение Б).
VIII. Прочитайте текст и выполните задания 29, 30, 31, 32.
A. Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен.
Б. Проснешься и долго лежишь в постели.
B. Впереди – целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе.
Г. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое яблоко, и почему-то оно покажется необычайно вкусным, совсем не таким, как другие.
29. Определите тип речи.
30. Укажите сложные предложения.
31. Из предложения Г выпишите деепричастие.
32. В каком падеже употреблено существительное покоя (предложение В)?
IX. Прочитайте текст и выполните задания 33, 34, 35, 36.
А. Настоящий охотник не лезет в чащобу, а выбирает дорожки, просеки.
Б. А когда лес расположен по гористым склонам, заячьи тропы идут вдоль дороги.
В. И самый верный расчет – подстеречь зайчика на пересечении дорог.
Г. Это рассказал нам потом старый охотник, который предложил свои услуги проводника.
33. Определите стиль речи.
34. Определите тип речи.
35. Укажите сложные предложения.
36. Выпишите из текста все причастия.
X. Прочитайте текст и выполните задания 37, 38, 39, 40.
A. Детские годы Мусоргского прошли вдали от городской суеты, в дворянской усадьбе.
Б. Его воспитательницей была няня, преданная и любящая женщина, которая знала множество песен и сказок.
B. Именно ее сказки, как вспоминал впоследствии композитор, послужили для него главным импульсом к музыкальным импровизациям в то время, когда он не имел еще и понятия о самых элементарных правилах игры на фортепьяно.
Г. Эти воспоминания отражены им в некоторых номерах вокального цикла «Детская».
37. Определите стиль речи.
38. Определите тип речи.
39. Укажите сложные предложения.
40. Выпишите из текста все глаголы совершенного вида.
XI. Прочитайте текст и выполните задания 41, 42, 43, 44.
A. День клонился к вечеру, когда мы преодолели самый трудный участок пути и увидели море.
Б. Оно широко простиралось до самого горизонта, блистая белой пеной волн в лучах солнца.
B. Где-то там, внизу, шумели загорелые курортники, плескались пловцы, кричали дети.
Г. Но к нам этот шум не доносился.
41. Определите стиль речи.
42. Определите тип речи.
43. Укажите сложные предложения.
44. Из предложения Б выпишите деепричастие.
XII. Прочитайте текст и выполните задания 45, 46, 47, 48.
A. Из окна своего кабинета, вероятно, не раз Пушкин наблюдал за веселой белобокой птицей сорокой, разорительницей чужих гнезд – мастерицей жить за чужой счет.
Б. Эту птицу можно встретить в Михайловском повсюду: и возле ворот на усадьбу, и у крыльца дома-музея, и около ларька, где торгуют сувенирами.
B. Она падка на все, что плохо лежит, – карандаш, монета или носовой платок.
Г. Зазевается старушка, положит свою сумочку на садовый диван – сорока тут как тут и даже пытается лапками открыть замочек.
45. Определите стиль речи.
46. Определите тип речи.
47. Укажите сложное(ые) предложение(я).
48. В каком предложении есть вводное слово?
XIII. Прочитайте текст и выполните задания 49, 50, 51, 52.
A. Температура тела – показатель теплового состояния организма человека и животных.
Б. Температура тела зависит от равновесия между образованием тела в результате жизнедеятельности организма и отдачей его во внешнюю среду.
B. У холоднокровных животных температура тела непостоянна и близка к температуре окружающей среды.
Г. У теплокровных животных (в том числе у человека) практически постоянна для каждого вида.
49. Определите стиль речи.
50. Из предложения Б выпишите все существительные 1-го склонения, поставив их в именительный падеж, единственное число.
51. Из предложения В выпишите причастие.
52. В каком падеже употреблено существительное среды (предложение В)?
XIV. Прочитайте текст и выполните задания 53, 54, 55, 56.
A. Берестяные грамоты Новгорода – беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная предыстория русской книги.
Б. Содержание новгородских грамот разнообразно: это преимущественно частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи, завещания и всякого рода распоряжения.
B. Авторами грамот оказались представители всех классов общества, люди различных отраслей старинного производства.
Г. Здесь есть письма ремесленников, купцов, землевладельцев, крестьян, чиновников и духовенства.
53. Укажите сложные предложения.
54. В каких словах из предложения Г количество букв и звуков одинаково?
55. Выпишите из текста все существительные 3-го склонения, поставив их в именительный падеж, единственное число.
56. Определите вид и спряжение глагола оказались (предложение В).
XV. Прочитайте текст и выполните задания 57, 58, 59, 60.
А. Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября.
Б. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием: была непостоянная погода.
В. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
Г. Я сидел, глядел кругом и слушал.
57. Определите стиль речи.
58. Определите тип речи.
59. Укажите сложные предложения.
60. Выпишите из текста все причастия.
ОТВЕТЫ
I. 1 – описание, 2 – сияли, 3 – сверкающее, осыпанные, 4 – род. п.
II. 5 – публицистический, 6 – расширяя, 7 – АБВ, 8 – твор. п.
III. 9 – художественный, 10 – в темноте, в небе, в степи, 11 – таинственно, 12 – Г.
IV. 13 – повествование, 14 – А и Г, 15 – стоя, ступая, 16 – А, В.
V. 17 – публицистический, 18 – БВГ, 19 – усиленном, 20 – простая.
VI. 21 – описание, 22 – Г, 23 – серебряной, 24 – род. п.
VII. 25 – повествование, 26 – АБВ, 27 – сидящего, 28 – совершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее время.
VIII. 29 – повествование, 30 – АГ, 31 – не спеша, 32 – род. п.
IX. 33 – публицистический, 34 – повествование, 35 – БГ, 36 – настоящий, расположен.
X. 37 – публицистический, 38 – повествование, 39 – БВ, 40 – прошли, послужили.
XI. 41 – художественный, 42 – описание и повествование, 43 – АВ, 44 – блистая.
XII. 45 – художественный, 46 – повествование, 47 – Б, В, Г, 48 – А.
XIII. 49 – научный, 50 – температура, среда, 51 – окружающей, 52 – род. п.
XIV. 53 – АБ, 54 – купцов, чиновников, духовенства, 55 – запись, отрасль, 56 – совершенный вид, 1-е спряжение.
XV. 57 – художественный, 58 – повествование, 59 – БВ, 60 – сменяемый, раздвинутых.
Книга о жизни. Беспокойная юность.
Один только день.
В билетной кассе в Екатеринославе у меня потребовали разрешение на въезд в Севастополь. Разрешения не было, и мне пришлось взять билет до Бахчисарая. Я был уверен, что от Бахчисарая до Севастополя я как-нибудь доберусь.
Старик кассир даже посочувствовал мне.
Трагическая гибель самого мощного линейного корабля Черноморского флота «Императрицы Марии» была загадочной. Об этом тогда говорили во всем мире. Корабль, стоявший на якорях в Северной бухте, без всякой видимой причины взорвался и перевернулся вверх килем.
Незадолго до взрыва корабль осматривали «августейшие посетители». В их числе были приближенные императрицы Александры Федоровны. Наверное, кто-то из них подложил в самые уязвимые места корабля маленькие бомбы, величиной с пробку от шампанского, с часовым механизмом.
В поезде я долго простоял в тамбуре у окна. Спустилась теплая и непроглядная южная ночь. На остановках я открывал наружную дверь и прислушивался. Невнятный шорох доходил из мрака. Должно быть, просыхала земля, еще сырая после стаявшего снега.
Я досадовал на остановки в пути и радовался каждому верстовому столбу, что плавно уносился назад в смутном свете, падающем из вагонных окон.
Тогда в поездах еще не было электричества. Горели свечи. В полумраке вагонов хорошо было представлять себе свое будущее, всегда заманчивое и разнообразное. Тот второй, вымышленный мир, о котором я недавно писал, расцветал с необыкновенной силой. Можно было целиком уйти в него, не испытывая угрызений совести. Все равно в дороге нельзя ни работать, ни читать и остается много свободного времени для воображения. Конечно, если нет назойливых попутчиков.
Их, к счастью, не было. В тамбуре, кроме меня, стоял молодой матрос в черной шинели. Он все начинал напевать песенку, но тотчас обрывал ее и начинал снова. У меня в памяти остались только слова:
Был случай раз такой на станции Джанкой.
Так я и не узнал, что же случилось на станции Джанкой, куда наш поезд пришел на переломе ночи.
После Джанкоя я всматривался в темноту, чтобы увидеть отроги Крымских гор, но увидел только огни Симферополя.
Перрон в Симферополе был пуст. Чуть светало. С гор задувал ветер. Тополя в станционном сквере шевелили листьями.
Окна вокзального буфета были ярко освещены. На длинном столе с серебряными ведрами для шампанского стояли в вазах ветки миндаля. Молодой смуглый моряк сидел за столом и, облокотившись, небрежно курил. Когда поезд тронулся, он не спеша вышел из ресторана и ловко вскочил на ходу в последний вагон.
Проводник погасил свечи. В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарей, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали, куда мчался поезд, оставляя за собой длинное облако нежнейшего розового пара.
В Бахчисарае я сошел. Проводник сказал мне, что ночью будет местный поезд из Симферополя и на нем легче всего попасть в Севастополь. Нужно только дать жандарму три рубля.
Городок был тесен, вымощен стертыми плитами. Журчала в фонтанах вода.
Эта музыка медных кувшинов и воды поразила меня. Она как будто появилась здесь из тех вымышленных стран, какие я представлял себе. Я подумал, что, может быть, никаких моих выдумок нет, а просто есть в мире такие страны, где на самом деле существует все, что якобы выдумано мною.
Знаменитый «Фонтан слез» в Бахчисарайском дворце тоже не походил на фонтан. Его медленные капли падали, как слезы, из одной раковины в другую, чуть звеня.
Я зашел в тесную кофейную. Она была устроена на ветхой застекленной терраске и звенела и тряслась, когда мимо проезжала арба. Голуби ходили, переваливаясь, под расшатанными столиками и глухо ворковали.
За окнами было видно ущелье, желтая карстовая котловина, заросшая колючим кустарником. По ней шла дорога в пещерный город Чуфут-Кале.
Что за жизнь! Недаром Романин говорил, что с некоторых пор у нас не жизнь, а «история с географией».
Я жаждал разнообразия. И вот оно сбывалось.
Правда, в этих частых переменах было больше печального, чем радостного. Но над всеми бедами все же стояла, как море стоит вдалеке своей синей стеной, непобедимая молодость. Это смягчало ощущение неудач и потерь.
Я расплатился за кофе и пошел в Чуфут-Кале.
По крутой тропе я поднялся на этот плоский утес и сразу попал в такую древность, что она казалась неправдоподобной.
В желтых от лишаев известняках были вырублены глубокие дороги. Тяжелые колеса выбили E них колеи. Низкие входы вели в пещерные дома. По алтарю маленькой подземной базилики бегали ящерицы.
Кто вытесал этот город? Никто мне не мог объяснить этого. Вокруг не было ни души.
Тощая гнедая лошадь паслась среди скал. Она часто останавливалась и дремала, подрагивая кожей, когда на нее садились осы.
Я влез на скалу и сел, опершись в нее руками. Камень под ладонями был нагрет.
Передо мной открылся величественный полукруг таких же плоских гор, как Чуфут-Кале.
Солнце садилось. Его медный диск заливал горы зловещим заревом.
Невиданный этот пожар вечера становился с каждым мгновением резче, грубее. Он разгорался до последнего накала, чтобы потом мгновенно погаснуть.
Так и случилось. Солнце зашло, и тотчас зашумел в терновнике холодноватый ветер.
Я спустился с горы. Бахчисарай позванивал фонтанами сильнее, чем днем.
Поезд пришел в пять часов утра. Билета я не покупал.
Я остановился в тамбуре вагона. Тотчас за мной в тамбур вошел рослый жандарм. Он, конечно, видел меня,- я был единственным пассажиром, севшим в Бахчисарае.
Я протянул ему три рубля. Он взял бумажку, приложил палец к козырьку синей фуражки и ушел. Я остался в тамбуре.
Я не отрывался от окна. Когда же я наконец увижу море? Уже светало. Гремели отвесные каменные выемки. Из них поезд сразу выносило на легкие звенящие мосты над ущельями. Потом вагон швыряло вбок по крутому закруглению. Мелькал откос, покрытый желтыми цветами. Летала мимо кудрявая листва виноградников, и снова врывался глухой гром выемки. Рваные скалы проносились так близко от стенок вагона, что опасно было высунуть РУКУ.
После туннелей сразу, со всего маху ударила в лицо зеленоватая вода, и помчалась, изгибаясь и уходя в сухую мглу, обширная Северная бухта.
А потом в струящемся дыму открылся амфитеатр города, покрытого как бы бронзовым налетом славы.
Поезд, шипя тормозами, смело врезался в путаницу улочек, спусков, дворов, лестниц и подпорных стен и остановился наконец около нарядного вокзала.
Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю.
Черное море подходило почти к самым подъездам домов. Оно заполняло комнаты своим шумом, ветром и запахами. Маленькие открытые трамваи осторожно сползали по спускам, боясь сорваться в воду. Гудение плавучих бакенов-ревунов доносилось с рейда.
На базаре рядом с рундуками, обитыми цинком, рядом с навалом камбалы и розовой султанки плескались мелкие волны и поскрипывали бортами шаланды.
Выли сирены, звенели склянки, перекликаясь со звонками трамваев и трезвоном церквей. Недовольно гудели пассажирские пароходы, протяжно грохотали якорные цепи. На закате с кораблей, спускавших на ночь кормовые флаги, доходили звуки медных горнов. Они далеко и печально разносились по затихшей воде. Их вскоре сменяли плавные вальсы с Приморского бульвара. Впечатление было такое, что играл не оркестр, а пели сами сумерки, успокаивая последние всплески волн около памятника Погибшим кораблям.
Я ходил по городу до изнеможения и все время открывал живописные уголки.
По сторонам этих трапов стояли на уступах дома. С площадок трапов в подъезды домов вели висячие мостики, увитые плющом. Окна и балконные двери были открыты, и с трапов хорошо было слышно все, что происходило в домах: детский смех, голоса женщин, стук посуды, ученические гаммы, пение, лай собак и металлические крики попугаев. Почему-то в Севастополе в ту пору было много попугаев.
По вечерам город был затемнен. Боялись внезапного нападения германского флота.
Затемнение было неполное. В шторах, опущенных на окнах магазинов, были прорезаны надписи, освещенные изнутри. Огненные слова «Кондитерская», «Минеральные воды», «Пиво», «Фрукты» бросали на улицы приглушенный загадочный свет.
Должно быть, так выглядели морские города во время блокад в начале XIX века, когда военная опасность была не так уже велика. Дымили у берегов неуклюжие вражеские мониторы и стреляли из бронзовых пушек по заросшим терновником старинным фортам. Войны по существу тогда не было. Но ощущение легкой опасности создавало у людей нервный подъем и рождало беспечное веселье, считавшееся непременным качеством храбрецов.
Все сумерки до вечера я просидел на Историческом бульваре около бастионов 1854 года.
Ни у одного дерева нет более трогательного и чистого цветения, чем у миндаля. Каждая ветка была* вся в розовых цветах, как невеста в прозрачном своем уборе.
Огней в городе не зажигали, и сумерки постепенно закутывали его в изменчивую дымку.
Сначала эта дымка отсвечивала золотом угасавшего солнца, потом она начала приобретать чистый серебристый оттенок, пока серебро окончательно не вытеснило золото. Но вскоре и серебро тоже начало понемногу тускнеть, терять прозрачность и покрываться налетом густой, непроницаемой синевы. Когда же и эта синева погасла, наступила ночь.
С Исторического бульвара я пошел на вокзал, чтобы попытаться достать билет и сесть в поезд без пропуска. Поезд отходил ночью.
Первый же носильщик согласился взять мне билет без всякого пропуска.
— До поезда еще три часа,- сказал он,- а вы человек молодой. Чего вам скучать на вокзале. Пойдите еще погуляйте, полюбуйтесь на наш город.
Я признался, что я не севастополец.
Мы пошли. По дороге матрос спросил:
— Сколько дали носильщику?
— Вот ваши деньги,- матрос протянул мне десять рублей.
Я оглянулся, но было темно, и я не увидел носильщика, хотя был уверен, что он со злорадством смотрит мне в спину.
Матросы привели меня в маленький дом где-то около Нахимовского проспекта. В сводчатой комнате сидел на подоконнике поджарый горбоносый мичман, рядом с ним сидела девушка в короткой клетчатой юбке. Две русые косы были переброшены у нее на грудь, и она перебирала их и болтала ногой. С ноги свешивался, зацепившись за большой палец, старенький потертый туфель.
Матросы доложили обо мне и вышли в коридор.
Мичман в походной форме взял мои документы, закурил, сощурился от дыма и начал читать их.
Девушка засмеялась и, болтая ногой, весело посмотрела на меня.
— Вот что!- сказал мичман.- Вы мне задушевно объясните, кто вы, что вы, зачем вы в Севастополе и почему вы хотели смыться от нас незаметно. Документы у вас в порядке. Но, в общем, пес их разберет, эти документы.
Я смутился, но рассказал мичману все как было.
— Саша,- сказал с подоконника горбоносый,- не дури!
Мичман с револьвером не обратил на слова горбоносого никакого внимания.
— Если вам удастся доказать,- сказал он мне,- что по натуре вы поэт и что вас околдовала муза дальних странствий, тогда, может быть, мы до чего-нибудь договоримся.
Я не мог понять, издевается ли он надо мной или говорит серьезно. Но я решил сделать вид, что принял его слова всерьез.
— Если бы адмирал Эбергардт,- опять сказал с подоконника горбоносый,- знал твои следовательские таланты, Саша, то не миновать тебе баржи.
«Баржой» в Севастополе в то время называли плавучую тюрьму.
— Прочтите ему какие-нибудь стихи,- объяснила мне девушка,- Он сам поэт.
— «Вороне где-то бог послал кусочек сыру»,- насмешливо подсказал горбоносый.
— Нет,- сказал я,- уж если на то пошло, то я прочту вам стихи Леконта де Лиля.
— Пошло шутите, молодой человек,- сказал горбоносый, но мичман с револьвером снова не обратил на него никакого внимания.
Я прочел стихи Блока. Они мне самому нравились. Матросы гремели винтовками в коридоре. Надо думать, они сильно удивлялись.
— Я за него ручаюсь, Саша,- сказал горбоносый.- Довольно валять дурака. Сразу же видно, что за человек. Выписывай пропуск. А поручительство я тебе напишу завтра.
Девушка покраснела и умоляюще сказала, что если бы было время, то она прочла бы свою поэму, но она слишком длинная.
Я поблагодарил его и сказал, что Севастополь, очевидно, город чудес. Нигде мой арест не мог бы кончиться так необыкновенно, как в Севастополе.
получился хороший афоризм?
Я вышел. Девушка и горбоносый вызвались проводить меня до спуска к вокзалу. Мичман с револьвером огорчился. Было видно, что он сам не прочь бы пройтись по ночным севастопольским улицам рядом с русоволосой девушкой.
По дороге девушка сказала мне:
— Приезжайте к нам. Я живу на Зеленой горке, в доме пять. Меня зовут Ритой. Там все меня знают. Он, как жаль, что вы уезжаете! Нас здесь в Севастополе так мало!
— Ну вот,- сказал он.- Отделались? И вам спокойнее, и мне лучше. Давайте пятерку. Я вам сейчас представлю билет.