Esg трансформация что это такое простыми словами
«Зеленая» ипотека и снижение углеродного следа: как банки внедряют ESG
Что такое ESG
ESG или принципы устойчивого развития — это стратегия работы бизнеса по трем направлениям: Environmental, Social and Corporate Governance. Использование ESG-принципов отражается на привлекательности компании для клиентов и инвесторов, их несоблюдение может привести к репутационным и финансовым издержкам компании.
Зачем банки проводят ESG-трансформацию
ESG-трансформация — мировой процесс, направленный, в первую очередь, на борьбу с резким изменением климата. В 2021 году Еврокомиссия утвердила «Европейское зеленое соглашение», согласно которому Европа к 2050 году должна стать климатически нейтральной с полным прекращением выбросов парниковых газов. Также к 2023 году ЕС планирует ввести углеродный налог на импорт стали, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии. Этот рынок является значимым для российских экспортеров.
По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, Россия в XX веке строила свою экономику почти без оглядки на энергозатраты и сейчас экономика характеризуется большим количеством «коричневых» компаний (оказывающих вредное воздействие на окружающую среду). При переходе российской экономики на принципы ESG банки должны стать проводниками и финансировать этот переход с помощью поддержки «зеленых» проектов и проектов трансформации, считает Набиуллина.
Российские банки резко обратили внимание на ESG в 2020 году, рассказал РБК Трендам партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин: «Это связанно с повышением внимания к экологическим вопросам на государственном уровне, новыми ожиданиями инвесторов и заинтересованных сторон, а также потенциальным внедрением регулирования в этой области».
По мнению аналитиков «ВТБ Капитал», есть внутренние и внешние факторы для проактивного внедрения ESG-стандартов. Внутренние — ужесточение климатического законодательства в рамках принимаемого климатического пакета Минэкономразвития, которое устанавливает общероссийскую траекторию снижения выбросов и негативного воздействия на окружающую среду. Внешние — возможность введения различных трансграничных углеродных мер регулирования.
Зачем компаниям ESG-услуги банков
Углеродный след самих банков не такой большой, как их клиентов — юридических лиц. Поэтому самый заметный вклад во всеобщую ESG-повестку банки вносят именно через предоставление ESG-услуг компаниям.
Основные продукты и услуги:
Например, ряд банков уже предоставляют или планируют предоставлять кредиты, по которым ставки и иные условия зависят от того, придерживается ли компания ESG-принципов.
В своем недавнем исследовании консалтинговая компания Deloitte отмечала, что именно банки будут определять ESG-повестку в России в ближайшее время: «Сейчас ключевая задача финансового сектора состоит в том, чтобы стимулировать переход клиентов к менее углеродоемкому развитию», — говорит первый вице-президент МКБ Юлия Титова. Перед государствами уже остро встает необходимость перехода к низкоуглеродной экономике — это особенно актуально для России, где преобладают отрасли с высокими выбросами CO2.
Представитель ВТБ считает, что на пятилетнем горизонте спрос со стороны компаний на ESG-продукты увеличится. За этот период все публичные компании начнут рассчитывать свой углеродный след и будут иметь подробные стратегии по его снижению: «Это диктуется нормами национального законодательства и ужесточающимися требованиями по доступу к международным рынкам. Большинство компаний будут иметь ESG-рейтинги от ведущих рейтинговых агентств в дополнение к традиционным кредитным рейтингам и метрикам, а подавляющее большинство наших экспортеров и их крупнейших поставщиков примет и будет активно выполнять амбициозные ESG стратегии».
Оценка ESG-факторов в дополнении к финансовым показателям помогает банку лучше понять бизнес компании, оценить ее риски и потенциал роста. Компании, следующие принципам ESG, ориентированы на долгосрочный рост, а не на сиюминутную прибыль, и поэтому являются перспективными инвестициями.
По словам директора дирекции корпоративного бизнеса Росбанка Алексея Иевлева, ESG-продуктами интересуются те клиенты, которые уже мотивированы проводить ESG-трансформацию. Это они делают по нескольким причинам: ожидания акционеров и инвесторов, желание не отставать от конкурентов по отрасли.
«Цель банка состоит не только в предоставлении банковского обслуживания, но и в выполнении роли центра компетенций, оказывающего экспертную поддержку в различных областях: финансовой, юридической, организационной», — считает руководитель блока по вопросам внутреннего аудита, контроля и корпоративной социальной ответственности Промсвязьбанка Владимир Катренко.
Примеры ESG-продуктов для компаний
Банковские ESG-услуги для физических лиц
Часть банков уже начала разрабатывать ESG-продукты и для физических лиц. Наиболее популярный из подобных, который есть уже у всех крупных банков, — цифровые карты. Еще одной широко распространенной услугой могут стать кредиты на электромобили и на покупку «зеленого» жилья, построенного из эко-материалов, либо с технологиями по сокращению использования энергии.
Например, ВТБ запустил кредиты на приобретение недвижимости в новых домах с более высоким классом энергоэффективности. Клиенты смогут получить такую ипотеку с дисконтом до 1,6 процентных пункта к базовой ипотечной ставке. Планы по созданию механизма «зеленой ипотеки» есть и у Газпромбанка. Росбанк и «Росбанк Страхование» разработали специальную программу страхования квартир и домов с эко-сервисом, который поощряет экономию воды и электроэнергии. «Зеленые» кредиты на покупку электромобилей уже запустили ВТБ и Газпромбанк.
Банки уделяют внимание и ESG-продуктам для частных инвесторов. Сбербанк, например, создал для них индексные ESG-стратегии и продукт «Ответственное инвестирование», по которому денежные средства вкладываются в акции устойчивых, платежеспособных и растущих компаний, следующих принципам ESG.
Совкомбанк сейчас рассматривает внедрение оценки углеродного следа физических лиц в транзакционную активность по картам и работает над пилотным проектом по переработке карт — за сдачу ненужной пластиковой карты на карту рассрочки «Халва» начисляются бонусы.
Чтобы мотивировать своих клиентов относится с заботой к природе и окружающим людям банки предлагают им повышенные кэшбеки за использования цифровых карт, за участие в благотворительных акциях, при оплате покупок из специальной категории товаров или в магазинах, относящихся с заботой к экологии, и прочее.
ESG-трансформация банков
Банки также проводят ESG-трансформацию своего бизнеса. Самое популярное направление — это экология. Например, кредитные организации уменьшают потребление электроэнергии, бензина и дизельного топлива, сокращают использование бумаги, перерабатывают вторсырье, в целом, всячески снижают свое негативное воздействие на окружающую среду. Так делают, например, Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Открытие, Промсвязьбанк, Тинькофф, МКБ, Совкомбанк и банк «Хоум Кредит». При этом крупнейший банк — «Сбер» — планирует достичь своей углеродной нейтральности к 2030 году, рассказал Александр Ведяхин: «Основные меры по сокращению углеродного следа: экономия электроэнергии, переход на возобновляемые источники энергии, реконструкция тепловых пунктов и котельных, переход на служебный транспорт с гибридными и электродвигателями, а также компенсационные проекты».
Банки также уделяют внимание социальному направлению и корпоративному управлению, которые, в первую очередь, выражаются в создании комфортной среды для сотрудников. Так, например, Росбанк следит за гендерным равенством, многообразием и инклюзией, рассказывает директор дирекции корпоративного бизнеса банка Алексей Иевлев: «Мы регулярно мониторим соотношение женщин и мужчин в руководящем составе. Сегодня в правлении банка идеальный баланс 50/50». Гендерный баланс соблюдает и «Открытие», у которого доля женщин в головном офисе составляет 57% и 40% в топ-менеджменте. В Тинькофф банке 1/3 совета директоров –– женщины, а 2/3 членов Совета являются независимыми, так как вошли в него в статусе неисполнительных директоров, которые не имеют отношения к повседневному управлению банком. В рамках корпоративного управления Тинькофф банк также уделяет внимание противодействию коррупции.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
Что такое ESG трансформация простыми словами с примерами
Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG — это совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем. Экологическое, социальное и корпоративное управление.
Принцип Governance в рамках ESG
Буква G в аббревиатуре ESG означает корпоративное управление. Она подразумевает, что компания придерживается:
Также сюда можно было бы отнести соблюдение прав всех акционеров в процессе распределения прибыли.
Рейтинг ESG
Оценка социальных и экологических рисков компании, а также рисков корпоративного управления.
ESG-рейтинги присваивают рейтинговые агентства, утвердившие специальную методологию.
Экологические критерии определяют, как компания выступает в роли хранителя природы.
Социальные критерии исследуют, как она управляет отношениями с сотрудниками, поставщиками, клиентами и обществом. Корпоративное управление касается руководства компанией, оплаты труда руководителей, аудита, внутреннего контроля и прав акционеров.
ESG — три параметра, в соответствии с которыми компании обеспечивают управление устойчивым развитием.
ESG-критерии появились как ответ на ухудшение состояния окружающей среды, глобальное потепление, возрастающее экономическое неравенство между богатыми и бедными странами, что создало дополнительную почву для появления и развития новых финансовых инструментов и критериев.
По мнению управляющего директора по проектам развития Национального рейтингового агентства (НРА) Виктора Четверикова, в сфере ESG-трансформации «мы явно отстаем в практическом, а не в теоретическом плане».
«Придется аврально наверстывать регуляцию, стандарты, экспертизу и накапливать опыт на жизненном цикле проектов», – прогнозирует он развитие концепции ESG в России. Пока наиболее продвинутыми в реализации стратегий и интеграции принципов ESG являются крупные публичные экономические игроки, «чего не скажешь о среднем и малом бизнесе». «Но и этим компаниям придется выстраивать устойчивый бизнес после появления требования со стороны инвесторов, финансирующих организаций и партнеров в лице крупных компаний в цепочках поставок», – ожидает аналитик.
Парижское соглашение по климату
Не так давно специалисты из Европы и других развитых стран забеспокоились о глобальном потеплении, которое в будущем может привести к серьезным катаклизмам и осложнить жизнь человечества. В ответ на этот вызов в 2015 г. странами было заключено «Парижское соглашение по климату». Цель соглашения — удержать глобальный рост средней температуры «намного ниже 2 градусов Цельсия» на горизонте ближайшего столетия.
Синонимы: климатическое соглашение.
Углеродная нейтральность (zero emission)
Для реализации парижского соглашения предлагается сократить эмиссию парниковых газов, главным образом углекислого газа (CO2), до нуля. Углеродная нейтральность означает, что отдельная экономическая единица (государство, предприятие) поглощает столько же CO2, сколько выделяет в атмосферу. Таким образом, его влияние на концентрацию CO2 в атмосфере будет нулевым.
Синонимы: нулевая эмиссия, нулевые выбросы, net zero emission, carbon neutral.
Net Zero by 2050 (чистый ноль к 2050 г.)
Исследование, опубликованное МЭА в мае 2021 г. Агентство сформировало дорожную карту, как мир может достичь углеродной нейтральности к 2050 г. Амбициозный проект вызвал резонанс в профессиональном сообществе. Помимо прочего, МЭА призвало ограничить инвестиции в новые проекты по разработке углеводородных месторождений. Мировые правительства сдержанно отнеслись к этому предложению.
Декарбонизация
Снижение выбросов CO2 в атмосферу. Может включать в себя целый комплекс мер, в том числе отказ от сжигания ископаемого топлива в пользу альтернативной энергии, повышение энергоэффективности, а также улавливание и захоронение углерода.
Альтернативная и возобновляемая энергетика
Альтернативной называется энергетика, которая не зависит от сжигания углеводородов. В ее составе можно выделить возобновляемые источники энергии (ВИЭ), к которым относят солнечную, ветряную и водную электрогенерацию. МЭА прогнозирует, что в ближайшие 20 лет ВИЭ будут расти опережающими темпами и их доля существенно увеличится.
Чистая (зеленая) энергия
Ее получают, например, из ВИЭ. В процессе производства этой энергии не происходит выделения CO2.
Энергоэффективность
Снижение потребления и потерь электроэнергии на производстве с целью сократить объем сжигаемого топлива и снизить выбросы CO2.
Улавливание и хранение углерода
Выделение углерода из дыма, образующегося в результате сжигания топлива, с его последующим долгосрочным хранением в изолированном от атмосферы месте. Такие хранилища обычно располагаются под землей в глубоких геологических формациях.
Синонимы: carbon capture and storage technology (CCS), закачка CO2 в пласт
Чистые отрицательные выбросы
Ситуация, когда экономическая единица (государство или предприятие) улавливает и захороняет больше углерода, чем выбрасывает в атмосферу.
Квоты на выброс СO2
Правительства развитых стран ограничивает выбросы углекислого газа в атмосферу специальными квотами. Если выбросы предприятия выше квоты, то необходимо выплатить компенсацию или перекупить квоты у других компаний. Если выбросы предприятия ниже квоты, то можно продать избыточную квоту на рынке.
Углеродные единицы
Квоты на выбросы CO2, которыми можно торговать на специальной площадке. Наиболее продвинутым здесь оказался проект Евросоюза, который объединил свои площадки в единую систему под названием European Union Emissions Trading System. Основным инструментом в ней стали так называемые EU Allowances (дословно «разрешенные объемы ЕС»), которые за пределами Европы обычно называют «углеродными кредитами».
Фьючерс на европейский EUA сегодня является бенчмарком для определения цены любого атмосферного выброса в любой точке планеты — аналогично тому, как Brent является эталоном для других рынков нефти. Это самый ликвидный и востребованный инструмент на рынке среди подобных.
Синонимы: углеродные кредиты
Трансграничное углеродное регулирование (ТУР)
Проект Евросоюза по распространению правил квотирования на импортеров. Может вступить в силу в 2023 г. Цель законопроекта в том, чтобы европейские производители не выводили грязные производства за рубеж, экономя на покупке углеродных кредитов. ТУР окажет влияние и на российские компании, которые поставляют продукцию в ЕС.
Зеленые облигации
Это облигации, которые выпускаются для финансирования экологических проектов. Основные принципы, которые рекомендовано соблюдать эмитенту таких облигаций, сформированы международной организацией International Capital Markets Association (ICMA) и называются Green Bond Principies (GBP). Соответствие конкретного выпуска этим принципам удостоверяется компанией-верификатором, которой часто выступают кредитные рейтинговые агентства.
В России первый выпуск зеленых облигаций появился в IV квартале 2019 г. В 2020 г. была сформирована регуляторная база, а рынок пополнился новыми эмитентами, из которых самым крупным является РЖД.
Синонимы: green bonds
Охрана водных и земельных ресурсов
Направления устойчивого развития, предполагающие минимизацию ущерба в виде загрязнения почв и воды в результате деятельности предприятия. В том числе могут предполагать действия для компенсации нанесенного ущерба в виде очистных сооружений и рекультивации почв.
«Голубой» и «зеленый» водород
В качестве альтернативы нефти и газу предлагается использовать водородное топливо. В зависимости от того, как водород будет производиться, выделяют «серый», «голубой» и «зеленый» водород.
«Серый» и «голубой» водород производят из природного газа путем паровой конверсии — химического процесса, в результате которого из метана и воды получается водород и углекислый газ. Если CO2 выходит в атмосферу, то водород называют «серым». Если CO2 улавливают, то водород называют «голубым».
«Зеленый» водород получают путем электролиза воды. Это самый чистый, но и самый дорогой способ производства.
Социальные облигации
Средства, привлеченные через размещение таких облигаций, эмитент обязуется направить на социальные проекты. Это может быть улучшение образования, оказание социальной помощи, реабилитация и трудоустройство инвалидов, приюты для бездомных, улучшение условий труда и другие инициативы.
В России первые социальные облигации появились в 2020 г. Одним из последних выпусков был выпуск МТС, средства от которого должны покрыть расходы на подключение социально-значимых объектов, в том числе школ и больниц, к интернету.
Синонимы: social impact bond (SIB)
Diversity и Inclusion
Принцип управления diversity (разнообразие) предполагает, что компаниям стоит нанимать на работу самых разных людей, не взирая на возраст, половую принадлежность, расу и религиозное мировоззрение.
Принцип iclusion (включение) гласит о том, что все сотрудники должны быть включены в процесс принятия решений и иметь одинаковый доступ к ресурсам, чтобы получить возможность проявить себя в полной мере и внести вклад в общее дело.
Обычно эти два термина употребляются вместе, но иногда для краткости пишут только про diversity. По данным исследования McKinsey, в 2019 г. вероятность выдающегося результата в командах с высоким уровнем гендерного разнообразия была выше на 25%, а в командах с этническим разнообразием — на 36%.
Современное общество стало предъявлять дополнительные требования к деятельности компаний и помимо финансовой отчетности стало оценивать их с точки зрения инвестирования в устойчивое развитие. Чтобы считаться успешной, компания должна демонстрировать не только устойчивый рост своих финансовых показателей, но и обладать определенной репутацией. Поддержка ESG позволяет компании улучшить свою репутацию и повысить узнаваемость бренда.
Вопросы экологии, социального развития и корпоративного управления стали важными факторами в принятии инвестиционных решений, которыми на постоянной основе начали пользоваться ответственные инвесторы при формировании своих портфелей.
Инвесторы осознали, что при оценке инвестиций необходимо учитывать их воздействие на общество и окружающую среду, при этом это воздействие должно быть ответственным и приводить к положительному результату.
По сути ESG стало некой философией бизнеса, которую необходимо разделять всем заинтересованным сторонам и в первую очередь акционерам и инвесторам. Если для одних заинтересованных сторон главным критерием будет положительный денежный поток, а для других фокус на ESG-факторах, то это может привести к слишком большой разнице в подходах к развитию бизнеса.
Критерии ESG
Экологические критерии (E — англ. environmental) определяют, насколько компания заботится об окружающей среде. Сюда можно отнести такие вопросы, как выбросы парниковых газов, загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов, соблюдение экологических законов.
Эффективная ESG-стратегия предполагает борьбу с операционными расходами, такими как потребление сырья, воды или углерода, которые могут положительно повлиять на прибыль компании.
Было обнаружено, что продуманная ESG-стратегия помогает компании в привлечении и удержании компетентных сотрудников, повышении мотивации персонала, повышении производительности труда.
Управленческие критерии или критерии корпоративного управления (G — англ. governance) связаны с эффективностью руководства, обоснованностью оплаты труда руководителей, правами акционеров, качеством аудита, мошенничеством и коррупцией.
Как проводить ESG-трансформацию бизнеса в России — мнение Алены Юзефович
Об эксперте: Алена Юзефович, сооснователь агентства системных изменений Living Lab, содиректор программы «Новая экология: системное мышление для устойчивого развития» в МВШСЭН.
— Что означает слово governance в аббревиатуре ESG?
— Дисклеймер: ESG — это финансовая линза, через которую смотрят на большее понятие — устойчивое развитие. Эта линза выделяет три критерия (экологические, социальные, управленческие — РБК Тренды), которые нужны в первую очередь инвесторам и банкам. Все критерии имеют отношение к экологической и социальной устойчивости в нескольких аспектах: в том, как она влияет на других стейкхолдеров (группа лиц, которая заинтересована в деятельности компании и оказывает на нее влияние — РБК Тренды), и в том, как компания управляет всем этим процессом.
Когда говорят про governance, имеют в виду множество параметров: насколько независим совет директоров, насколько хорошо в компании развиты антикоррупционные практики, как компания борется с гендерным неравенством и харассментом, есть ли whistleblower policies.
Whistleblower policy — это внутренняя политика компании, согласно которой сотрудники могут уведомлять руководителей о неправомерных, неэтичных и опасных действиях других работников.
Когда мы говорим про развитие ESG, больше всего пугает одно: людям кажется, что это три отдельных элемента. А на самом деле они очень связаны, и у любой проблемы есть и экологические, и социальные импликации разных видов. В России очень любят фокусироваться на инструментах и не замечать mindset (образ мыслей, набор ментальных установок — РБК Тренды), к которому эти инструменты прикладываются. Здорово смотреть через три критерия ESG, но важно понимать, что это не взаимоисключающие вещи.
— Какое изменение mindset необходимо для развития ESG?
— Чтобы понять масштаб изменений, нужно сделать отступление. В мире происходит большая трансформация на уровне mindset — и это важно, потому что происходит не только в России. Старый mindset — это метафора механизма, большой фабрики, где в машину загружают природные и человеческие ресурсы. Она все это перерабатывает, выдает продукт, который нужно продать на рынке, и где-то внизу остаются «отходы»: человеческие, в виде выгоревших людей, и экологические — выбросы, стоки.
В этой метафоре из картезианского мира важно только то, что можно посчитать. Лес в этой системе — всегда кубометр древесины и никогда — экосистема со сложными взаимосвязями. Человек к себе тоже относится инструментально: тело становится машиной по производству работы, в него засовывают еду и производят определенное количество единиц работы. Это абсолютно потребительская логика, в которой нужно выжать все ценное, а оставшееся — выбросить.
Логика, которая приходит на смену, — это огромный глобальный разговор, которого в России практически не слышно. У нас он пока ведется максимум на уровне инструментов. Это переосмысление мира как глубоко взаимосвязанной живой системы, метафора сада. В саду невозможно поставить KPI каждому цветочку, сказать, к какому числу ему надо расцвести, какого диаметра должен быть бутон. Можно создать условия, при которых сад будет процветать и плодоносить, а можно создать условия, при которых сад загнется. Это совершенно другая логика, которая предполагает управление не конкретными шагами этой машины, а условиями, в которых она существует.
— Получается ли реализовать этот mindset в России?
— До России фрагменты этого mindset доходят, как ни странно, не в бизнес-среде: массовое увлечение йогой и mindfulness, практики организационного well-being, органические способы производства еды, бирюзовые организации и другие управленческие практики.
Бирюзовые организации строятся на принципах самоуправления, постоянного обучения и коучинга персонала, коллективного принятия решений и ценностей вместо KPI. Классификацию придумал Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего»: бирюзовая организация — это пятая и высшая ступень развития компании.
Судя по последнему отчету ООН МГЭИК, мы движемся к катастрофе. И спасти нас может только то, о чем говорит фонд устойчивого развития For the Future: нужно двигаться в сторону картины мира, в которой есть связь между здоровьем планеты, здоровьем общества и индивидуального человека, потому что только инструментария нам не хватит.
Ходят разговоры, что после COVID-19 нам надо вернуться обратно к «нормальному». Но нормального никогда не было. Система, которая возникла в середине XVIII века с индустриальной революцией, точно подошла к финалу. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет мы увидим новые способы делать бизнес, производить и потреблять вещи.
По факту мы говорим о реформации. По масштабам изменения это должны быть новые «95 тезисов» (диспут Мартина Лютера, который положил начало Реформации в христианстве — РБК Тренды), которые захватят всех. И этот разговор ведется и в Кении, и в Боливии, и в США. Россия очень мало, к сожалению, в него включена — и по языковым причинам в том числе, потому что важные книги вовремя не были переведены. Про бирюзовые организации узнали своевременно, и эта идея более или менее укрепилась.
— На какие критерии российским компаниям стоит обращать внимание при ESG-трансформации?
— Поскольку в России очень много держится на людях и очень мало на системах, важнее всего личность и внутреннее состояние того, кто эту трансформацию осуществляет. По обширному опыту лидеры устойчивого развития в российской компании обладают тремя свойствами (остальные можно добрать): любопытством, слабоумием и отвагой. Все успешные случаи, которые я видела, делались такими людьми.
— Какие навыки необходимы управленцам для проведения ESG-трансформации?
— Необходим набор навыков в области устойчивого развития, ментальные модели, в том числе базовое системное мышление, без которого, например, вообще непонятно, что происходит с климатом. Специалисту по устойчивому развитию нужно понимать индустрию клиента либо быть в состоянии быстро понять этот бизнес. Кроме того, необходимы навыки фасилитации, change-менеджмента, вовлечения людей в происходящее. В чем-то даже необходим предпринимательский дух, потому что это новое поле и куча людей скажет, что это ерунда. Необходимые метанавыки — это понимание ключевых концепций устойчивого развития, как его внедрять, набор знаний вроде отчетности по стандарту GRI, как считается углеродный след — хотя бы в общих чертах, чтобы быть в состоянии понять, что тебе это нужно, и заказать отчет консультанту.
GRI (англ. Global Reporting Initiative) — глобальные стандарты в отчетности по нефинансовому устойчивому развитию организаций.
Углеродный след — это совокупный объем выбросов парниковых газов, на которые повлиял человек. Углеродный след рассчитывается из множества критериев — объема потребления коммунальных услуг, использования транспорта и других. Свой углеродный след можно рассчитать на сайте carbonfootprint.com.
Также при ESG-трансформации фантастически важны навыки коллаборативной работы. Это слишком огромное поле, невозможно разбираться одновременно в климате, гендерном равенстве и корпоративном управлении. Соответственно, важный навык — способность привлекать людей, которые будут давать экспертизу в тех вещах, которые ты не понимаешь.
Еще важный нюанс — конкурирующий приоритет. Как только задача по ESG-трансформации отдается директору по маркетингу, директору по качеству, человеку с еще каким-то набором функций — функции победят. Будет очень много красивых проектов, но отходы не будут сокращаться, потому что директору по маркетингу нужно распечатать листовки. Поэтому выделение отдельной функции для человека, у которого не будет других приоритетов, — один из способов решения проблемы.
— Существуют ли какие-то школы, в которых можно научиться навыкам, связанным с ESG?
— В России в этой сфере образование пока не состоялось. Есть несколько магистерских направлений и небольшие инструментальные тренинги — «Как отчитываться по стандарту GRI», «Как делать impact assessment проекта». Программ «с нуля до профи» я не знаю.
Я очень люблю метафору, с которой работают системные эксперты. Они выделяют несколько уровней:
На курсе в «Шанинке» (Московская высшая школа социальных и экономических наук. — РБК Тренды) мы пытаемся перевести на русский самое переднее крыло трансформации — mindset.
— Какие ключевые проблемы могут возникнуть при ESG-трансформации в компании, кроме отсутствия майндсета и времени?
— Для многих бизнесов встанет вопрос экзистенциального свойства: «А наш бизнес может существовать в устойчивом будущем?» Потому что у многих сегодняшних бизнесов будущего нет. Так же как его нет у городов, которые сейчас занимаются добычей угля. На нашем веке мы увидим, что уголь как способ генерации энергии исчезнет.
В России довольно много отраслей переживут состояние умирания. Чудовищно важно, чтобы в процессе подумали про людей, иначе мы рискуем оказаться в новых условных 1990-х годах, но надежды будет еще меньше, чем тогда. Существенная часть российской экономики — в сырьевом добывающем секторе, и советское наследие построено в формате моногородов. Сейчас мы проходим то, что многие страны прошли еще в 1990-х, но у нас меньше ресурсов и больше географическая растянутость. Нужно не забывать про людей, которые никуда не шагнут: например, шахтеры не переучатся на программистов. Что делать с этим — огромный разговор, который не ведется пока нигде.
— Есть ли в России успешные кейсы ESG-трансформаций?
— Какие-то организации находятся на предварительном этапе «Поймают — заплатим штраф». Многие российские компании так делают из-за низкого качества законоприменения, законодательства и коррупции. Кто-то соблюдает законы, но ничего свыше делать не хочет. Некоторые делают чуть больше нормы, чтобы заявить о себе в рэнкингах. Многие публичные компании находятся в этой стадии. Но это все еще скорее «зеленые бантики».
Дальше — компании, где ESG становится линзой, через которую компания начинает смотреть на развитие бизнеса, а не просто «на полях» высчитывать риски. Это видно в ведении интегрированной отчетности, когда компания не отдельно за деньги и выбросы отчитывается. И где компания начинает из этой логики думать и про продуктовый портфель, и про отказ от безнадежно неустойчивых товаров или сервисов, и про перепридумывание поставок, работы с клиентом и брендом.
И последняя ступень, когда менять мир к лучшему — это цель, а финансовая устойчивость — это средство. Это могут быть маленькие социальные предприниматели, которые задумывали свою компанию как способ кому-то помогать, решать экологические проблемы через бизнес-инструменты, а могут быть, например, IKEA или Unilever — компании старого типа, дошедшие до того, чтобы у них это проросло на уровне миссии или ценностей. Если говорить про российские примеры, я бы снова привела IKEA, которая очень много неожиданных проектов проводила в России — первая кампания по переработке мебели, например. Большинство российских компаний еще не доросло до этого уровня, но важно понимать, что невозможно все и сразу. Это путешествие, которое очень сильно зависит от амбиций ключевого владельца, акционера или топ-менеджера, от того, какой транслируется подход от руководства.
Свежий и еще не очень известный пример — два ресторана в «Сколково», Forum и The Rink. Эти рестораны полностью перепридуманы за два года в устойчивой логике. Обычно перед тем, как вы получаете свой салат цезарь, все ингредиенты лежат в отдельных одноразовых лотках, которые смешиваются только при подаче — потому что иначе сухарики размокнут, зелень завянет. Каждый день ресторан генерирует несколько мешков одноразовой посуды. Forum и The Rink отказались от одноразовой посуды на кухне, стали заказывать кофе у обжарщиков в оборотной таре и покупать у фермеров тушки целиком, потому что, если брать только ножки, остальное выбрасывается, нет возможности его переработать. А если берешь все целиком, то и фермеру помогаешь, и себе оставляешь nose to tail — в готовку пойдет все, от носа до хвоста.
Они переосмыслили отношение к мойщицам посуды, на которых в связи с отказом от одноразовой тары пришелся дополнительный объем работы. В связи с этим у команды возникло много инсайтов, в людях начали видеть людей. Команду постоянно учат, чтобы они тоже начали продвигать эти изменения, не ждали и не сопротивлялись, чтобы это было дело всех, а не «сумасшедшего начальника».
Это огромное искусство change-менеджера — дать mindset, из которого люди сами начнут придумывать улучшения на своей позиции. Общий язык, общее видение темы — зачастую ключевой фактор, чтобы остальное случилось.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.