Esg тренды что это
Как «зеленая повестка» и принципы устойчивого развития влияют на бизнес
14 октября 2021 года состоялся первый в России конгресс «ESG- (Р) Эволюция», организованный РБК. Тема одной из дискуссий — как должен меняться бизнес под влиянием ESG-трендов. РБК Тренды собрали самые интересные тезисы из обсуждения.
Экология — на первом месте
ESG (англ., E — environment, S — social, G — governance) — это не только про экологию, но еще и про устойчивое социальное развитие и новые принципы корпоративного управления. И все же забота о планете в этой аббревиатуре стоит на первом месте. По данным Nielsen, 57% опрошенных россиян заявили, что для них «чрезвычайно важно» или «очень важно», чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды. «Зеленая повестка» должна стать стратегией для всех компаний, которые хотят не просто выживать, а конкурировать в современном мире.
Дэвид Крофт, глобальный директор Reckitt Benckiser по устойчивому развитию, защите окружающей среды и правам человека:
«Сегодня недостаточно просто производить хороший продукт и говорить на одном языке с покупателем. Мы должны помогать решать проблемы общества. Забота об окружающей среде — важный элемент, влияющий на наши взаимоотношения с потребителями. Мы внедряем новые технологии: «зеленую» энергетику, более эффективное использование воды. Например, на нашем заводе в Москве мы с 2014 года снижали углеродные выбросы. Так мы пытаемся сыграть более активную роль в предотвращении глобального потепления».
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
«Уже сегодня наши компании разрабатывают различные безуглеродные технологии, внедряют технологии улавливания, утилизации углекислого газа. Прорабатываются возможности применения водорода в качестве восстановителя металлургических процессов вместо угля и природного газа. Я бы отметил тенденцию развития экологичных способов получения электричества. Например, в Сибири более 50% электроэнергии уже производится на гидроэлектростанциях».
Главная задача — снижение отходов производства и потребления
В рамках экологической повестки в 2021 году широкое распространение получил озвученный президентом РФ принцип «загрязнитель платит», который работает и в сфере обращения с отходами. Основной регулятор этого принципа — система расширенной ответственности производителя (РОП). Механизм оказался эффективен во многих странах, например, после внедрения РОП в Великобритании объем переработанного сырья вырос на 68%. В России законопроект должен вступить в силу с 2022 года, но многие компании уже практикуют «умную» утилизацию отходов.
Андрей Бугров, старший вице-президент ГМК «Норильский никель»:
«Норильский никель» с советских времен унаследовал огромное количество промышленного мусора. В ближайшие 10 лет мы собираемся завершить очистку территории в Норильском регионе: избавиться от неиспользуемых объектов, а это 467 заброшенных сооружений, собрать, переработать и вывезти 1,3 млн тонн отходов производственной деятельности, более 2 млн тонн мусора, 600 000 тонн металлолома.
Наши специалисты постоянно думают, как создать большее из меньшего количества ресурсов, поэтому 99% неопасных отходов производства компании используются на предприятиях группы. Например, при приготовлении закладочных смесей, засыпке карьеров или в качестве флюса при плавке металла».
Бренды должны решать проблемы общества
Согласно ESG-критериям, бизнес должен нести ответственности перед сотрудниками, поставщиками и обществом. Для этого компании могут участвовать в благотворительности, улучшать условия труда, инвестировать в регионы, где производится продукция.
Так, «Норильский никель» укрепляет отношения с коренными народами Севера и финансирует программу по развитию региона. В 2020 году компания подписала соглашение на ₽2 млрд с тремя ассоциациями, представляющими 90% местного населения полуострова Таймыр. Важную роль в этом процессе играют агентства по развитию Норильска, Мончегорска, Печенгского района на Кольском полуострове. Другой пример — французский производитель электрооборудования Schneider Electric SE, лидер ESG-рейтинга. В 2020 году компания поддерживала 19 000 семей коренных народов Амазонки в Бразилии с помощью продуктов питания, средств личной гигиены, цифровых медицинских сервисов и аварийного речного транспорта.
Корпоративная культура — ключ к успешной ESG-трансформации
Инвестфонд Mobius Capital Partners заявил, что «недостающим компонентом» интеграции ESG в бизнес стала корпоративная культура. Это дополнительный фактор повышения прибыльности предприятий в долгосрочной перспективе. По данным информационно-аналитической компании Morningstar, ESG-фонды приносят в среднем более высокую доходность по сравнению с их традиционными аналогами.
ESG-фонды — фонды, которые вкладывают деньги в акции компаний с высоким показателем ESG.
Владимир Потапов, глава «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент банка «ВТБ»:
«Вопрос корпоративного управления всегда закладывался ключевыми инвесторами в ставке риска. Компании, которые серьезно относились к корпоративному управлению, всегда имели меньший дисконт. Трансформация произойдет, когда поменяется культура. Мы проводим просветительскую деятельность, помогаем корпоративным клиентам в водовороте ESG-рисков трансформировать бизнес, чтобы соответствовать принципам. Быть ESG-лояльными выгодно: акции компаний, которые учитывают принципы устойчивого развития, ведут себя лучше».
ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
Что такое ESG и почему это актуально
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
Явление стало популярным только в последние пару лет, но уже закрепилось за рубежом. По словам вице-президента Тинькофф Нери Толлардо, в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития.
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.
Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.
Например, американский бренд верхней одежды Patagonia не владеет фабриками, которые шьют его продукцию, поэтому не может влиять на размер зарплаты рабочих. Чтобы это исправить, в рамках программы «Честная торговля» бренд направляет часть средств с продажи продукции на фабрики, чтобы поднять зарплату сотрудников до уровня прожиточного минимума.
Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.
По словам Евгения Хилинского, директора управления анализа инструментов с фиксированной доходностью Газпромбанка, для устойчивого развития компания должна соблюдать баланс между всеми критериями. Но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний. Например, для энергетики особую роль играют экологические критерии, для сектора услуг — социальные, а для финансов — управленческие.
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы по стобалльной шкале.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Всё благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на расследования о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
Как ESG-инвестиции влияют на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
Какие компании входят в топ ESG-рейтингов
В мире есть множество примеров успешных корпораций, которые ориентируются на принципы ESG. По версии компании Corporate Knights, в 2021 году в первую пятерку входят:
Компания Corporate Knights ежегодно публикует рейтинг 100 самых устойчивых глобальных корпораций в мире. Рейтинг основан на публично раскрытых данных.
Многие российские компании тоже придерживаются ESG-принципов. Например, горнорудная компания «Полиметалл» активно развивает экологические и социальные проекты:
В результате Полиметалл уже четвертый раз подряд становится лидером рэнкинга независимого кредитного рейтингового агентства RAEX-Europe. Рэнкинг — это часть проекта RAEX-Europe по сбору, систематизации и анализу ESG-данных компаний постсоветского пространства.
RAEX-Europe обновляет ESG-рэнкинг каждый месяц: агентство переоценивает компании по мере выхода их годовых отчетов, а также включает новые, которые еще не получали оценку. Таким образом, рэнкинг охватил уже 135 российских компаний из 24 различных отраслей.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
«Зеленая» ипотека и снижение углеродного следа: как банки внедряют ESG
Что такое ESG
ESG или принципы устойчивого развития — это стратегия работы бизнеса по трем направлениям: Environmental, Social and Corporate Governance. Использование ESG-принципов отражается на привлекательности компании для клиентов и инвесторов, их несоблюдение может привести к репутационным и финансовым издержкам компании.
Зачем банки проводят ESG-трансформацию
ESG-трансформация — мировой процесс, направленный, в первую очередь, на борьбу с резким изменением климата. В 2021 году Еврокомиссия утвердила «Европейское зеленое соглашение», согласно которому Европа к 2050 году должна стать климатически нейтральной с полным прекращением выбросов парниковых газов. Также к 2023 году ЕС планирует ввести углеродный налог на импорт стали, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии. Этот рынок является значимым для российских экспортеров.
По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, Россия в XX веке строила свою экономику почти без оглядки на энергозатраты и сейчас экономика характеризуется большим количеством «коричневых» компаний (оказывающих вредное воздействие на окружающую среду). При переходе российской экономики на принципы ESG банки должны стать проводниками и финансировать этот переход с помощью поддержки «зеленых» проектов и проектов трансформации, считает Набиуллина.
Российские банки резко обратили внимание на ESG в 2020 году, рассказал РБК Трендам партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин: «Это связанно с повышением внимания к экологическим вопросам на государственном уровне, новыми ожиданиями инвесторов и заинтересованных сторон, а также потенциальным внедрением регулирования в этой области».
По мнению аналитиков «ВТБ Капитал», есть внутренние и внешние факторы для проактивного внедрения ESG-стандартов. Внутренние — ужесточение климатического законодательства в рамках принимаемого климатического пакета Минэкономразвития, которое устанавливает общероссийскую траекторию снижения выбросов и негативного воздействия на окружающую среду. Внешние — возможность введения различных трансграничных углеродных мер регулирования.
Зачем компаниям ESG-услуги банков
Углеродный след самих банков не такой большой, как их клиентов — юридических лиц. Поэтому самый заметный вклад во всеобщую ESG-повестку банки вносят именно через предоставление ESG-услуг компаниям.
Основные продукты и услуги:
Например, ряд банков уже предоставляют или планируют предоставлять кредиты, по которым ставки и иные условия зависят от того, придерживается ли компания ESG-принципов.
В своем недавнем исследовании консалтинговая компания Deloitte отмечала, что именно банки будут определять ESG-повестку в России в ближайшее время: «Сейчас ключевая задача финансового сектора состоит в том, чтобы стимулировать переход клиентов к менее углеродоемкому развитию», — говорит первый вице-президент МКБ Юлия Титова. Перед государствами уже остро встает необходимость перехода к низкоуглеродной экономике — это особенно актуально для России, где преобладают отрасли с высокими выбросами CO2.
Представитель ВТБ считает, что на пятилетнем горизонте спрос со стороны компаний на ESG-продукты увеличится. За этот период все публичные компании начнут рассчитывать свой углеродный след и будут иметь подробные стратегии по его снижению: «Это диктуется нормами национального законодательства и ужесточающимися требованиями по доступу к международным рынкам. Большинство компаний будут иметь ESG-рейтинги от ведущих рейтинговых агентств в дополнение к традиционным кредитным рейтингам и метрикам, а подавляющее большинство наших экспортеров и их крупнейших поставщиков примет и будет активно выполнять амбициозные ESG стратегии».
Оценка ESG-факторов в дополнении к финансовым показателям помогает банку лучше понять бизнес компании, оценить ее риски и потенциал роста. Компании, следующие принципам ESG, ориентированы на долгосрочный рост, а не на сиюминутную прибыль, и поэтому являются перспективными инвестициями.
По словам директора дирекции корпоративного бизнеса Росбанка Алексея Иевлева, ESG-продуктами интересуются те клиенты, которые уже мотивированы проводить ESG-трансформацию. Это они делают по нескольким причинам: ожидания акционеров и инвесторов, желание не отставать от конкурентов по отрасли.
«Цель банка состоит не только в предоставлении банковского обслуживания, но и в выполнении роли центра компетенций, оказывающего экспертную поддержку в различных областях: финансовой, юридической, организационной», — считает руководитель блока по вопросам внутреннего аудита, контроля и корпоративной социальной ответственности Промсвязьбанка Владимир Катренко.
Примеры ESG-продуктов для компаний
Банковские ESG-услуги для физических лиц
Часть банков уже начала разрабатывать ESG-продукты и для физических лиц. Наиболее популярный из подобных, который есть уже у всех крупных банков, — цифровые карты. Еще одной широко распространенной услугой могут стать кредиты на электромобили и на покупку «зеленого» жилья, построенного из эко-материалов, либо с технологиями по сокращению использования энергии.
Например, ВТБ запустил кредиты на приобретение недвижимости в новых домах с более высоким классом энергоэффективности. Клиенты смогут получить такую ипотеку с дисконтом до 1,6 процентных пункта к базовой ипотечной ставке. Планы по созданию механизма «зеленой ипотеки» есть и у Газпромбанка. Росбанк и «Росбанк Страхование» разработали специальную программу страхования квартир и домов с эко-сервисом, который поощряет экономию воды и электроэнергии. «Зеленые» кредиты на покупку электромобилей уже запустили ВТБ и Газпромбанк.
Банки уделяют внимание и ESG-продуктам для частных инвесторов. Сбербанк, например, создал для них индексные ESG-стратегии и продукт «Ответственное инвестирование», по которому денежные средства вкладываются в акции устойчивых, платежеспособных и растущих компаний, следующих принципам ESG.
Совкомбанк сейчас рассматривает внедрение оценки углеродного следа физических лиц в транзакционную активность по картам и работает над пилотным проектом по переработке карт — за сдачу ненужной пластиковой карты на карту рассрочки «Халва» начисляются бонусы.
Чтобы мотивировать своих клиентов относится с заботой к природе и окружающим людям банки предлагают им повышенные кэшбеки за использования цифровых карт, за участие в благотворительных акциях, при оплате покупок из специальной категории товаров или в магазинах, относящихся с заботой к экологии, и прочее.
ESG-трансформация банков
Банки также проводят ESG-трансформацию своего бизнеса. Самое популярное направление — это экология. Например, кредитные организации уменьшают потребление электроэнергии, бензина и дизельного топлива, сокращают использование бумаги, перерабатывают вторсырье, в целом, всячески снижают свое негативное воздействие на окружающую среду. Так делают, например, Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Открытие, Промсвязьбанк, Тинькофф, МКБ, Совкомбанк и банк «Хоум Кредит». При этом крупнейший банк — «Сбер» — планирует достичь своей углеродной нейтральности к 2030 году, рассказал Александр Ведяхин: «Основные меры по сокращению углеродного следа: экономия электроэнергии, переход на возобновляемые источники энергии, реконструкция тепловых пунктов и котельных, переход на служебный транспорт с гибридными и электродвигателями, а также компенсационные проекты».
Банки также уделяют внимание социальному направлению и корпоративному управлению, которые, в первую очередь, выражаются в создании комфортной среды для сотрудников. Так, например, Росбанк следит за гендерным равенством, многообразием и инклюзией, рассказывает директор дирекции корпоративного бизнеса банка Алексей Иевлев: «Мы регулярно мониторим соотношение женщин и мужчин в руководящем составе. Сегодня в правлении банка идеальный баланс 50/50». Гендерный баланс соблюдает и «Открытие», у которого доля женщин в головном офисе составляет 57% и 40% в топ-менеджменте. В Тинькофф банке 1/3 совета директоров –– женщины, а 2/3 членов Совета являются независимыми, так как вошли в него в статусе неисполнительных директоров, которые не имеют отношения к повседневному управлению банком. В рамках корпоративного управления Тинькофф банк также уделяет внимание противодействию коррупции.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
Три веселые буквы: как ESG-рейтинги захватили мир и почему они пока далеки от идеала
В России 2021 год по праву можно назвать годом ESG, во всяком случае, если судить по количеству упоминаний этой аббревиатуры на разных деловых форумах. Популярная и новая для российского бизнеса аббревиатура уже серьезно влияет на предпочтения инвесторов по всему миру. Одно из самых ранних упоминаний ESG прозвучало в докладе Investing for Long-Term Value на конференции Who Cares Wins Международной финансовой корпорации в 2005 году. Термин ESG объединяет три компонента: Environmental — воздействие компании на окружающую среду, Social — социальные аспекты деятельности компании и Governance — качество корпоративного управления и бизнес-этика.
Почему вдруг оказалось, что инвесторы по всему миру озаботились этими вопросами? На западных рынках капитала первым драйвером выступили розничные инвесторы — представители нового поколения, выразившие беспокойство, что их деньги будут вкладываться в акции и облигации компаний, которые вредят окружающей среде, используют неэтичные методы ведения бизнеса в странах третьего мира и пр. Чтобы доказать обратное, управляющие компании стали использовать данные внешних провайдеров ESG-оценок.
Наконец, в последние годы значительную роль стали играть правительства, которые, с одной стороны, стимулируют вложения в низкоуглеродные активы, с другой — заставляют участников рынка отчитываться об экологических и социальных последствиях своих инвестиций. Примером может служить инициатива правительства Великобритании об обязательном раскрытии финансовой информации, связанной с климатом.
Большинство ESG-оценок и рейтингов в мире сходятся в постановке основного вопроса: оценке подверженности компании рискам и/или возможностям в сфере ESG. Однако сама постановка вопроса допускает широкий набор трактований: что значит подверженность, что такое риски, какие из них релевантны для данной организации. В мире отсутствуют единые стандарты нефинансовой отчетности, которая служит базисом для ESG-рейтингов и оценок. А одна из фундаментальных проблем ESG-оценок — в отсутствии четкого понимания, что показывает ESG-рейтинг, а точнее, что представляет собой ESG-дефолт. В кредитных рейтингах эта проблема сводится к фразе «эмитент перестал платить по своим обязательствам». В случае ESG-рейтинга сформулировать аналогичное определение невозможно.
В итоге из-за того, что разные провайдеры ESG-рейтингов вкладывают в это понятие что-то свое, на выходе они могут показывать диаметрально противоположные результаты. По данным исследования Bain & Company, такие компании, как Nestle, Roche и Total, одновременно были оценены как компании с низким и высоким уровнем ESG-риска в зависимости от используемого провайдера. Согласно исследованию, представленному в статье Aggregate Confusion: The Divergence of ESG Ratings, корреляция между ESG-рейтингами крупнейших международных провайдеров в среднем составляет 0,54. Это очень низкий показатель для продукта с одинаковым названием.
Стремительный рост числа провайдеров ESG-оценок и инвестиционных компаний, использующих их в своих стратегиях, привлек внимание регуляторов по всему миру, ведь фактически от оценок разрозненного множества провайдеров начинают зависеть доходы инвесторов. По всему миру появляются инициативы, связанные с регулированием и стандартизацией ESG-оценок. Россия не исключение. Банк России уже выпустил рекомендации для публичных акционерных обществ по раскрытию нефинансовой информации, связанной с их деятельностью, а также начал проводить анализ методик международных и национальных игроков рынка ESG-оценок.