Ешь пей веселись потому что завтра умрешь
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, посвящен важному пункту христианского Символа Веры — всеобщему воскресению мертвых. Уверенность в том, что это событие обязательно произойдет в конце человеческой истории, существовала уже в Ветхом Завете. Однако, в Коринфе в христианской среде появились те, кто, видимо, отрицал эту веру. К ним и обращены слова апостола Павла. Он приводит несколько аргументов в ее пользу.
Наконец, апостол Павел приводит еще одним аргумент в пользу телесного воскресения. Это аргумент нравственный. Если нет воскресения, нет и воздаяния. А, следовательно, нет и разницы между добром излом, Богом и дьяволом. И весь смысл жизни можно свести к простому: «ешь, пей, веселись, ведь завтра умрешь».
Богу все возможно. А потому будем и мы, дорогие друзья, просто доверять опыту нашей Церкви, отображенному в Символе Веры, который гласит: «Ожидаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Ешь пей веселись потому что завтра умрешь
Протоиерей Андрей Ткачев
Тайная жизнь наших душ
Отложенный рассвет и невидимое бремя
Один мой знакомый жалуется, что по утрам просыпается неотдохнувшим. Такое ощущение, что и не спал. Тяжесть в ногах. Голова как после бурного веселья. А ведь ничего не было. Он просто прожил ушедший день, ничем не надорвав своих мышц, не съев и не выпив лишнего. Он просто жил, и ему было невыносимо трудно просыпаться утром нового дня, который точно так же предстояло просто прожить.
«Вот бы отложить тяжелый рассвет, вот бы сбросить это невидимое бремя!» — однажды выразился он. Невидимое бремя? Ноша, которой не видно, но давящую тяжесть которой не заметить нельзя. Знакомый спрашивал, что сделать, с чего начать лечение, чтобы вновь испытать то не оставляющее его в детстве и в молодости чувство легкости и просыпаться отдохнувшим.
Я не смог помочь своему знакомому в наших разговорах, но очень надеюсь, что ответ на свой вопрос он найдет в этой книге о тайной, невидимой нам жизни наших душ — того самого органа, который нужно лечить, чтобы перестать чувствовать тяжесть невидимого бремени страстей.
Страсти? Конечно, каждый знает, что это такое. Или думает, что знает. Однако, даже те, кто знает, как правило, не ведает, что делать со своими знаниями, когда начинается. Когда мы видим, как «заносит» окружающих, например, вчерашние друзья и даже родственники вдруг становятся злейшими, непримиримыми врагами, или чувствуем, что нами управляют какие-то силы: мы испытываем гнев, завидуем, начинаем одержимо желать чего-то или кого-то, орем на подчиненных, несправедливо ругаем детей, обижаем родителей, а потом не понимаем: а что произошло? Почему мы были такими, какими были? Почему не делали того, чего хотели, а чего не хотели—делали? И очередное пробуждение станет еще более тяжелым.
Надо разобраться во всем этом, чтобы управлять собой. Многие даже не подозревают, что православная традиция всегда понимала эту тему глубоко и тонко — как особое состояние каждой человеческой души, на которую действуют определенные силы. Тайная жизнь наших душ — жизнь, скрытая от нас самих, и именно наших — потому что это общий опыт, это касается каждого: страсти, искушения и сами грехи.
Я также надеюсь, что ни один читатель этой книги, узнав в ее содержании и свой опыт, больше никогда не пожелает откладывать свой рассвет, не желая пробуждения и радостной встречи нового дня своей осмысленной жизни, дарованной Богом.
Прежде чем вступить в борьбу
Нет отдельных грехов и нет отдельных добродетелей. Всякое доброе дело влечет за собой другие добрые дела, стоит только начать. За что бы ни взялся, когда начнешь движение, не сразу остановишься.
Нет отдельных грехов и нет отдельных добродетелей. Всякое доброе дело влечет за собой другие добрые дела, стоит только начать.
Так же и с грехами. Бесы не ходят в одиночку, но влекут за собой «семь злейших себя». И влекут до тех пор, пока не будет имя им «легион». Поэтому никто на Суде не будет осужден лишь за один грех. Нет такого грешника, который совершил бы только одно прегрешение. Если было одно заметное согрешение, значит, были десятки тайных грехов, незримых, накапливающихся, подводящих мало-помалу к явным отступлениям. Были и потом бесчисленные последствия, как круги на воде, расходящиеся в разные стороны от согрешившего человека.
Внимательное отношение к греху и ответственности заставило Ф. М. Достоевского сказать, что «всяк перед всеми виноват». Это подлинные, истинные, Евангелием рожденные слова, а кто ощутил их, тот начал вырываться из невидимого плена, в котором находится нераскаянное человечество. «Если бы я был лучше, лучше было бы не только мне, но и всем, кто рядом, и даже всем вообще, — так может думать всякий человек. — И человечество не исцелится от внутренних страданий, пока я не начну возделывать тот небольшой кусочек Вселенной, который отдан под мою опеку».
Никто на Суде не будет осужден лишь за один грех. Нет такого грешника, который совершил бы только одно прегрешение. Если было одно заметное согрешение, значит, были десятки тайных грехов, незримых, накапливающихся, подводящих мало-помалу к явным отступлениям.
Этот «кусочек Вселенной» есть душа человеческая и ее внутренний мир, который дороже и больше всего остального мира. Несмотря на то что Земля — песчинка в немыслимо огромных пространствах космоса, несмотря на то что человек — песчинка на поверхности Земли, внутренний мир человека шире и глубже, а главное — дороже в глазах Божиих, чем весь огромный мир. Никакой галактике и никакому огромному скоплению звезд не сказал Господь: «Я буду жить у тебя, и ты вместишь Меня». А людям Бог сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).
И может показаться, что мы проповедуем эгоизм и индивидуальность, раз подчеркиваем такое достоинство отдельной души. Но это лишь «может показаться», как «показалось» и привиделось во время оно христианам на Западе противоречие между верой и знанием, между оправданием от дел и оправданием от веры.
Все, что происходит в Церкви, и все, ради чего она существует, направлено на отдельную душу таким образом, что благое воздействие неизбежно выйдет за рамки одной души, коснется многих и продолжит действие в ускользающих от взора далях даже до Страшного Суда.
Вот в некоторой семье родилось дитя, и родители собрались его крестить. Выбрали крестных и получили их согласие стать для младенца восприемниками. Вот священник, к которому обратились будущие крестные, не отнесся формально к своим обязанностям и удержал будущих крестных для беседы. Он рассказал им о смысле таинства и особенно подробно об искупительном Страдании Богочеловека и о Его Воскресении. Он, по сути, своими словами пересказал то, что будет читаться в апостольском чтении Крещения, но что неизбежно ускользнет от сознания, если подробно не растолковать человеку смысл прочитанного.
Священник объяснил эти слова и умилил сердца собеседников. Они думали, что услышат, сколько нужно взять денег, какой купить крестик, когда прийти, а услышали простые слова, западающие в самую глубину сердца и рождающие слезы.
Ребенок не сделал еще ничего доброго или злого. Он только-только родился, а мы лишь приготовились его крестить. Но будущее крещение младенца уже родило проповедь о Христе, уже умягчились сердца взрослых, уже в ком-то окрепла, а в ком-то и родилась вера! Фактом рождения и будущего крещения ребенок приводит к вере взрослых людей, собирающихся его крестить! Не чудо ли это?!
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Воскресенского Дионисия
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл: Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению
Святейший Патриарх Кирилл: Люди обеспокоены ограничением привычных прав и возможностей
Архив
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в новоосвященном храме в таллинском районе Ласнамяэ
16 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» в районе Ласнамяэ г. Таллина и Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваше Высокопреосвященство, митрополит Корнилий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, представители государственной власти!
Хотел бы всех вас сердечно поздравить с особым событием — освящением храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в этом густонаселенном районе города Таллина, где большинство людей по происхождению своему, по крещению, по убеждениям являются людьми православными.
Замечательно, что в современной Эстонии был построен этот прекрасный храм, в который все люди, для которых Православная Церковь является матерью, имеют возможность приходить и молиться. И не только молиться, но и учиться. Чему же здесь можно научиться? А научиться здесь можно самому главному, чего не даст ни одна школа и ни один университет, и ни один самый великий философ, ни один мыслитель не даст того, что вы получите здесь, в этих стенах.
В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Иоанна, который было прочитан на церковнославянском и эстонском языках, говорится о том, что вы получите здесь. В одной фразе, только что нами выслушанной, содержится весь смысл послания, которое Господь наш Иисус Христос обратил к людям. И звучит эта фраза так: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
Душа человека создана для жизни вечной. Бог создал душу человека, предназначенную для того, чтобы побеждать пространство и время. И все то, что мы накапливаем в течение нашей жизни, — наши мысли, знания, чувства, наш опыт — не исчезает с физическим уничтожением нашего тела. В противном случае не имело бы смысла никакое развитие человеческого общества, не было бы никакого смысла в человеческой цивилизации. Зачем нам жить, если, по слову Библии, лет нашей жизни 70, от силы 80. Что такое 70 лет? Спросите у людей этого возраста. И многие из них скажут: «Я до сих пор имею молодую душу, я до сих пор на мир смотрю теми самыми глазами, которыми смотрел и в 30, и в 20 лет». И вдруг исчезновение, небытие, гибель… Ради чего тогда мы все строим и созидаем, ради этих 70-ти лет? Или максимум 80-ти, а уж если больше — то это особая милость Божия.
Некоторые говорят: «Мы создаем все это для будущих поколений». Я бы хотел задать вопрос — а почему для будущих поколений? Неужели ценность будущих поколений больше, чем ценность нынешнего поколения? Господь каждого создает таким образом, что он имеет свою непреходящую и объективную ценность. И в очах Божиих ни один человек не повторяет другого, даже близнецы, которые генетически так близки. При всем своем сходстве они не повторяют друг друга. Это разные личности. И каждый человек имеет ценность, вне зависимости от того, жил он тысячу лет назад, живет он сегодня или будет жить завтра, а это означает, что человеческая жизнь превращается в бессмыслицу, если мы заканчиваем эту жизнь полным небытием.
Но ведь многие люди так и думают. И на этом зиждется мораль — ешь, пей, веселись, потому что завтра умрешь. А какая вообще может быть мораль, если нет перспективы вечности, зачем нужно делать такой выбор? Один раз живем. Сделай все для того, чтобы жить богаче, чтобы быть сильнее других. Если нужно кого-то подмять — подомни, обмануть — обмани, разрушить чью-то жизнь — разрушь, какое тебе дело до этой другой жизни? Это происходит с теми, кто не верит в то, что со смертью продолжится жизнь его духа.
В этом Божием храме вы и ваши дети способны будут не только научиться смыслу жизни, но на собственном опыте — умом и сердцем — прочувствовать, что такое Божие присутствие в нашей жизни. Бог совсем рядом с нами. Он в радостном биении нашего сердца, когда мы испытываем чувство любви. Он вместе с нами, когда мы наслаждаемся красотой созданного мира. Он вместе с нами, когда мы созерцаем творения человеческие, вдохновленные Его силой, Его творчеством. Он с нами, когда мы делаем добрые дела и особенно Он с нами, когда мы молимся.
Молиться можно, конечно, и дома. Многие современные люди так и говорят. «Я человек верующий, но в церковь не хожу». Почему же нужно ходить в церковь? А потому что в Евангелии содержатся очень важные слова: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). А нас здесь больше, чем двое или трое. И сотни, и тысячи людей собираются, чтобы вместе помолиться. И ведь вот, что происходит: молитва — это великий труд. Попробуйте напряженно молиться, вкладывая в это все свои чувства, всю свою волю, — вы не сможете молиться больше нескольких минут. Не хватает сил. Нередко послушники в монастырях стремятся получить от игумена какое-нибудь послушание. Они делают это потому, что любое физическое послушание, любая физическая работа легче, чем молитва.
Ничто не требует такой концентрации сил, как молитва. Мы с вами стояли сегодня на службе два с половиной часа, но ведь не все время мы концентрировались на молитве. Наше сознание чем-то развлекалось: воспоминаниями, мыслями, может, заботы мира сего вторгались в нашу память. Может, смотрели на тех, кто рядом с нами, и мыслями куда-то уходили в сторону. Это результат естественной ограниченности нашего естества. Но что происходит в церкви? Когда наша мысль отвлеклась, рядом оказывался такой человек, который молился, молился очень напряженно. И получается, что чем нас больше, тем сильнее наша молитва к Богу. Как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает Престола Божия. Вот почему Господь сказал: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Поэтому приходите в храм. Помните, что здесь ваша слабость, в том числе и в молитве, будет восполнена силой другого человека, которого вы, быть может, не знаете и никогда внимания на него не обратите, но он где-то рядом стоит и молится, когда у вас нет сил на это. Это и есть общая молитва Церкви, которая достигает Господа. И Господь отвечает на эту молитву.
Храм — это не только место молитвы. Это и место назидания. Здесь читается слово Божие, здесь произносится проповедь. Те люди, которые ходят в храм часто и хорошо понимают славянские тексты, которые, в том числе, поются хором, в каждом предложении этих текстов могут услышать что-то для себя важное, значимое, порой, способное определить направление всей жизни.
Сегодня с особым чувством я освящал этот храм, потому что пред моим взором предстала история православия на эстонской земле. Хорошо известно, что уже в далеком XII веке миссионеры из Новгорода, Пскова, из Русской Церкви посещали земли Эстонии и проповедовали здесь Христа. Эта православная миссия была ничуть не слабее миссии, которая пришла из Рима. Здесь эти две миссии встретились, и первоначально это содружество, сотрудничество, совместная жизнь протекали в мире. Но позже, мы знаем, именно Прибалтика, в том числе Эстония, стали местом вторжения тех, кто утверждал веру силой меча.
Следы этой борьбы привели к тому, что православие было практически изгнано из этих древних земель. Но вскоре снова появились здесь священники русские, которые пришли проповедовать Господа. И мы знаем, что, несмотря на трудные исторические обстоятельства, вера православная с XII века пребывала на этой земле и никогда не пресекалась. Затем Русская Церковь рукоположила множество священников, а затем и епископов, которые трудились на этой земле. Сначала здесь было создано викариатство Рижской епархии, которое возглавил священномученик Платон, отдавший жизнь за то, что не отказался исполнять свой священнический долг.
Мы знаем, что и позже проливалась здесь кровь, в том числе и за веру. Мы склоняем главу свою пред всеми новомучениками и исповедниками и всеми теми, кто пострадал на этой земле, кто был несправедливо арестован, казнен, депортирован. Мы сегодня молились о всех тех, кто погиб на этой земле, в том числе и в годы Второй мировой войны.
Русская Православная Церковь в лице Патриарха Тихона после объявления независимости Эстонского государства сразу же предприняла определенные шаги для того, чтобы эстонское православие могло развиваться самостоятельно с учетом местных обстоятельств, местного законодательства. Святейший Патриарх Тихон даровал Эстонской Православной Церкви права самоуправления. Мы знаем, что по историческим обстоятельствам впоследствии здесь возникла иная церковная юрисдикция. Не будем входить в эти обстоятельства, не будем оценивать их, но с благодарностью вспомним, что в 1993 году мой блаженнопочивший предшественник, Святейший Патриарх Алексий, который был родом из этих мест, из этой земли, своим Томосом восстановил автономию, дарованную в 1920 году. И мой визит приурочен к этой знаменательной дате — 20-летию Томоса Святейшего Патриарха Алексия о предоставлении прав самоуправления Эстонской Православной Церкви.
Не буду скрывать, что последнее десятилетие XX века было очень тяжелым для нашей Церкви. Но по милости Божией, крайности не могут долго существовать. Если мы с вами все время склоняемся вправо, то этим обрушиваем баланс, если влево, происходит то же самое. Никакое общество не может быть стабильно, а значит и благополучно, если оно идет по пути крайностей. И мы видим, что те крайности, которые были допущены в 90-е годы, сегодня исправляются, в том числе, и при активном участии эстонских властей. И тот факт, что мы сегодня с вами молимся в этом величественном храме, является символом того, что наступили новые времена. Мы благодарим Господа за эти новые времена и надеемся, что и далее будет процветать Эстонская Православная Церковь, восходить от силы в силу, объединяя и русских, и эстонцев, и людей других национальностей, потому что в Церкви решающее — не национальное, а Христос и Его заповеди. Двери храма открыты для всех. Я радуюсь, что сегодня мы совершали эту литургию по-славянски и по-эстонски. Хотел бы приветствовать здесь как русскоязычных людей, так и эстонцев.
Пусть благословение Божие пребывает над Эстонией, ее народом, и над Эстонской Православной Церковью!
Притча о неблагоразумном богаче
Однажды к Иисусу Христу обратился некто с просьбой повелеть брату его разделить с ним наследство. Христос отклонил эту просьбу, ибо Он пришёл не для того, чтобы разбирать тяжбы, подлежащие ведению гражданского суда, но для более высоких целей – нравственного перевоспитания людей и открытия им пути в Царство Небесное.
Просьба разделить имение послужила новым поводом Христу к предостережению слушателей от недуга стяжательства, т.е. страсти к приобретению богатств для наслаждения земными благами. При этом Христос указал на суетность пристрастия к имуществу, ибо долгая жизнь человека не зависит от изобилия принадлежащих ему вещей. Как наглядную иллюстрацию к этой истине и как бы в ответ человеку, обратившемуся к Нему с просьбой о разделении земного богатства, а также в пояснение той внутренней опасности, к которой ведёт богатство, Спаситель привёл притчу о неблагоразумном богаче.
Эту притчу сохранил нам евангелист Лука:
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12: 16–21 ).
Бог сказал неблагоразумному богачу: «. безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»
Этот вопрос не давал и не даёт покоя многим богатым. Еще богатейший Соломон, задумываясь над этим вопросом, сказал: «Всё – суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!» ( Еккл.2: 17–19 ).
Даже языческий философ римлянин Сенека в письме о внезапной смерти одного богатого знакомого, писал: «Как глупо строить планы в жизни! Мы не можем распоряжаться собою даже на завтра! Каково же безумие тех, которые тешат себя надеждами на отдалённое будущее! Я куплю, я построю, я дам взаймы, я возьму обратно, я займу должность и затем буду наслаждаться довольством в годы старости и утомления!»
Остаётся лишь еще раз повторить заключительные слова Христа из притчи о неблагоразумном богаче: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».
Все интересы богача, как это видно из притчи, сводились к земному благополучию, и мысли, и душа его были далеки от Бога и от стремления к непреходящим духовным ценностям. Характерно, что всё, чем он владел, он называл своим, забывая или не зная, что всё «наше» на самом деле принадлежит Богу и дано нам, странникам на земле, во временное пользование. «Господня земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней» ( Пс.23: 1 ), «Моя вселенная и все, что наполняет ее» ( Пс. 49: 12 ), – восклицает псалмопевец. – Сама жизнь наша в руках Божиих и все дни её сочтены Богом раньше нашего рождения ( Пс. 138: 16 ). Как раз тогда, когда страсть богача к любостяжанию была удовлетворена и когда он так уверен был в своём будущем благополучии, Господь прервал его жизнь. «Подлинно, – пишет царь Давид, а вслед за ним другие пророки Ветхого и Нового Завета и апостол Павел, – человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» ( Пс. 38: 7; 48: 11 ; Прит. 11: 4 ; Иез. 7: 19 ; 1Тим. 6: 7, 9–11, 11,17–19 ).
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», – говорит Господь, проводя этим общую мысль о ненужности чрезмерной заботы о преходящих сокровищах, каковы бы они ни были, «но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ).
Отдавая своё сердце земным сокровищам, человек становится их рабом. Для пояснения вреда, который приносит порабощение сердца попечением о земных вещах, в том числе о богатстве, Христос приводит в пример наше телесное око ( Мф. 6: 22–23 ): в здоровом состоянии оно правильно воспринимает вещественный свет, благодаря чему человек получает правильное представление о своем теле и о всех предметах и даёт им правильную оценку, а при повреждении ока происходит обратное явление. «А что значит глаз для тела, то значит и ум для души», – поясняет св. Иоанн Златоуст. Светлый ум ясно понимает духовные предметы и всю душевную деятельность направляет к приобретению истинно драгоценных духовных сокровищ. «Если око твоё будет чисто, – говорит блаж. Августин, – если твоё намерение чисто и богоугодно, то все дела твои, совершаемые этим намерением, будут также чисты и праведны, они будут светлы. Если же око твоё будет лукаво, – продолжает Августин, – если твоё намерение осквернено и омрачено плотским похотением и пожеланием временных благ, то все твои действия, проистекающие из этого нечистого побуждения, будут причастными мраку». Поэтому непрестанной заботой христианина должно быть очищение от земных привязанностей и страстей своего «сердца», т.е. своего внутреннего мира. Не одно богатство может завладеть сердцем человека, как говорят святые отцы, а всякая страсть может сделаться его идолом, его «сокровищем», с которым ему жаль расставаться.
Комментируя эту притчу епископ Феофан Затворник говорит о том, каким должно стать богатство в руках верующего. «. Так как богатство от Бога, то, когда оно течёт, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному даёт, Богу даёт», – пишет Феофан Затворник. «Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, – богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного в мале поставляет над многими; богатеет от Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния», – пишет епископ Феофан Затворник.
Каждое слово притчи о неблагоразумном богаче относится к каждому из нас и, быть может, в каком-то смысле эти слова особенно нужны именно современному человеку. Действительно, в наше время, пожалуй, больше чем когда-либо, люди склоны постоянно поступать так, как богач в притче. Люди готовы постоянно разрушать данные им хранилища, чтобы строить новые, вследствие чего остаются в конце концов с пустыми руками.
Что это значит? Что означают эти хранилища? Это наше настоящее время, те минуты и часы, которыми мы действительно располагаем, а хранилища, которые мы думаем построить, это будущее время, которое может для нас и не наступить.
Теперь, более чем когда-либо, люди устремляются в будущее и разучились жить во времени настоящем, а между тем настоящее время есть подлинно наше время.
Это послание апостола Павла дополняет смысл притчи. В нём говорится о плодах духа; эти плоды как раз являются тем настоящим богатством, которое даётся тем, кто в Бога богатеет. Апостол перечисляет эти плоды: «Плоды духа состоят во всякой благости, праведности и истине. Посему, – продолжает апостол Павел, – сказано: встань спящий и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос. Смотрите, поступайте осторожно. дорожите временем, потому что дни лукавые. Познавайте, что есть воля Божия. исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». В этих словах начертан просто весь образ христианской жизни. В них указана и цель, которую надо достичь – плоды духа, праведность, стремление к истине и главное средство достижения этой цели, т.е. познание того, что есть воля Божия. При этом указано, что надо дорожить временем.
Вникнув в эти слова, каждый из нас сам увидит, стремится ли он обрести плоды духа, стремится ли, и в какой мере, к духовному совершенствованию и, главное, стремится ли он постоянно, т.е. дорожа временем, познать, что есть воля Божия.
Ведь истинный христианин живёт не по своей воле, а по воле Божией, он живёт не один, а в некотором неразлучном единстве с Богом, как с лучшим другом, даже более того, как невеста с женихом, как жена с мужем.
Каждую минуту, в каждом самом малом деле Господь хочет научить нас, что делать, как поступить, и жаждет Он этого не ради Себя, а ради нашего спасения, ради полноты нашей жизни. И если бы мы всегда, каждое мгновение стремились узнать, что именно хочет от нас Бог, и узнавали бы эту волю Божию, то жизнь наша исполнилась бы такой полноты и света, что мы стали бы дорожить каждой минутой нашей жизни, как дорожат ею влюбленные, у которых только одна забота – как бы не разлучаться.
Сразу такое живое единство с Богом никому не даётся; но к этому надо стремиться и в это счастье единения с Богом надо верить.
Дорожим ли мы нашим временем? Если нет, то, по слову апостола Павла: «Проснёмся же наконец, воскреснем из мёртвых. И да освятит нас Христос Господь».