Если чек потерялся что делать
Если чек потерялся что делать
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Что делать, если потерян кассовый (товарный) чек и гарантийный талон?
В адрес Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области поступают обращения граждан по вопросам исполнения продавцами гарантийных обязательств, отказа в удовлетворении требований потребителей при отсутствии чека.
Размещаем наиболее часто задаваемые вопросы потребителей.
Что делать, если товар вышел из строя и срок гарантии еще не истек, но утерян гарантийный талон?
— Если нет чека или гарантийного талона, требования необходимо предъявлять продавцу, с которым заключен договор купли-продажи. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества.
Поскольку отсутствие гарантийного талона не является основанием для отказа потребителю в удовлетворении требований, продавец обязан отремонтировать или обменять товар в сроки, установленные законом о защите прав потребителей.
Что делать, если потерян кассовый (товарный) чек?
— Согласно п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового или товарного чека или иного документа, доказывающего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. При отсутствии кассового чека необходимо предъявить другие доказательства покупки товара, в том числе свидетельские показания.
Как потребителю узнать, какой гарантийный срок установлен на товар?
— В соответствии со ст. 10 закона о защите прав потребителей информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), т. е. необходимо внимательно ознакомиться с документами и маркировкой товара.
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений в суд, потребители могут получить в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 44-23-54) или в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 77-10-74).
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.
Как восстановить чек на покупку
Зачем восстанавливать чек о покупке
Информация, содержащаяся на документе
Важно! Отказ со стороны продавца в выдаче дубликата может говорить о недобросовестности, в ведении чёрной бухгалтерии уклонении от уплаты налогов. В виде исключения: рынки (продукты питания), киоски (канцелярские товары и пресса), отделения почтовой связи (конверты, открытки).
Когда чек должен быть обязательно восстановлен?
Совет! Документы об оплате товара, услуги желательно хранить на весь период действия гарантийного срока или срока эксплуатации товара. Кроме того эксперты рекомендуют приплюсовать к нему еще срок исковой давности, который составляет три года.
Процедура восстановления чека на покупку
Закон гласит, что товарно- денежные отношения между субъектами предпринимательской деятельности в торговой сфере и физическими лицами называются сделкой в розницу. На физлица распространяются права, защищающие потребителей. Это позволяет возвращать дефектные и некачественные вещи, продукты. Чтобы осуществить такое действие, как правило, в торговую точку несут: заявление о возврате стоимости покупки, чек и собственно сами товары народного потребления.
Есть ли шанс проделать эту процедуру без документа, подтверждающего акт приобретения, и вернуть товар в магазин? Или же смириться с неудачным отовариванием? Ниже рассказывается о законодательной подоплёке вопроса.
Статьи закона
Согласно ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации моментом заключения розничной сделки является выдача бумаги, свидетельствующей о покупке. Фактически потеря клочка кассовой ленты не позволяет аннулировать сделку. Подтвердить ее помогут свидетели.
На стороне потребителя оказывается также ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говорится о неправомерности отказа в возврате денежных средств (или замене вещей) при условии отсутствия кассового (товарного) чека или прочих документов.
Выдача дубликатов продавцом
Выписывать повторно документ о приобретении товара никто не будет. Да и закон не велит. Но не всё так безнадёжно. Существует несколько способов подтверждения товарно-денежных отношений:
2. Копия товарного чека. Зачастую он выдаётся покупателю. Можно предъявить его. Если он потеряется, то полагается выдача второго экземпляра. Однако не стоит возлагать больших надежд и на этот вариант, поскольку магазин или иная компания вправе не выписывать товарный чек в двух экземплярах.
Интернет-торговля (e-Trading)
Самостоятельная «реанимация» товарно-кассового чека
Способ 2. Для проявления стертых чернил используют растворы соли или соды.
Способ 3. Чек, приложенный к листу белой бумаги, отпечатывается на нем. Проблема заключается в том, что такая «копия» не имеет юридической силы.
Какими документами можно оправдать оплату
С ситуацией, когда подотчетное лицо потеряло кассовый чек, сталкиваются многие практикующие бухгалтеры. Принять к налоговому и бухгалтерскому учету расходы, неподтвержденные документально, нельзя. Об этом гласят нормы налогового законодательства (ст. 252 НК РФ) и закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ст. 9). При этом первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ. Кроме того, неподтвержденные первичкой расходы нельзя учесть в базе при расчете прибыли (письмо УФНС по Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).
Посмотрите, что изменилось в расчетах с подотчетниками с 30.11.2020.
При совершении операций с денежной наличностью все юридические лица и ИП (за исключением случаев, предусмотренных пп. 2, 3, 5–7 ст. 2 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ) обязаны выдать чек ККТ или БСО покупателю (п. 2 ст. 1.2 закона 54-ФЗ).
Чек ККТ (БСО) — первичный учетный документ, отпечатанный с применением специально предназначенной автоматизированной техники или же сформированный в электронной форме в момент расчета между продавцом и клиентом.
Документ должен содержать данные о расчете, а также обязательные реквизиты, предусмотренные п. 4.7 закона 54-ФЗ. Однако действующее законодательство не говорит о том, что чек ККМ является единственным первичным документом, подтверждающим факт расходования средств, а Налоговый кодекс не устанавливает перечня таких подтверждающих бумаг. Следовательно, если подотчетник предоставил иные подтверждающие документы, например: товарный чек, акт выполненных работ, товарную накладную и прочие бумаги, оформленные в соответствии с нормами законодательства, то они могут быть приняты к учету.
Подробнее о порядке заполнения первички читайте в материале «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
Сотруднику Никитину О. А. было выдано 83 548 руб. на закупку товаров от поставщика за наличный расчет. Товары он сдал на склад, о чем свидетельствует приходная накладная, подписанная кладовщиком. Авансовый отчет с приложением документов — ТОРГ-12, ТТН, счета-фактуры и квитанции к ПКО — передан в бухгалтерию. При этом кассовый чек был утерян.
При проверке авансового отчета бухгалтер запросил у поставщика подписанный акт сверки. Сумма оплаты в нем была отражена. Авансовый отчет был принят у работника.
Образец заполнения авансового отчета см. в статье «Образец заполнения авансового отчета в 2021 году».
Можно ли принять расходы по авансовому отчету и принять к вычету НДС, если нет кассового чека, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Сложнее обстоит дело в ситуации, когда утерян весь пакет подтверждающих первичных документов.
Что делать, если утерян весь пакет подтверждающих документов
В данном случае налогоплательщик может выбрать один из трех вариантов:
Однако есть вероятность спора с налоговиками и необходимости отстаивать свою позицию в суде.
В данном случае понадобится приложить к авансовому отчету следующие бумаги:
ВНИМАНИЕ! Если руководитель уверен, что работник исполнил поручение, и авансовый отчет был им утвержден, то документ нужно принять к бухучету.
Офис-менеджеру было выдано 1 340 руб. на закупку канцтоваров. Канцелярию работник сдал, а первичку потерял, в связи с чем написал объяснительную записку. Бухгалтер запросил у продавца дубликат товарной накладной, копию z-отчета кассира-операциониста и акт сверки. Подотчетная сумма фигурировала во всех документах, и авансовый отчет был принят.
ВАЖНО! Если же подтвердить расходы документально не получится, то выданная в подотчет сумма будет считаться доходом сотрудника. С нее необходимо удержать НДФЛ, а также рассчитать страховые взносы.
Программисту компании «Флагман» было выдано 5 380 руб. на оплату интернета для компании. Он оплатил услугу в размере 4 980 руб. и комиссию в сумме 400 руб. через терминал. Однако при заполнении авансового отчета обнаружил, что чек терминала утерян.
Работник написал объяснительную записку с указанием даты, места и потраченной суммы, а также обстоятельств утери чека. Бухгалтер запросил акт выполненных работ и акт сверки у провайдера. В документах фигурировала сумма в 4 980 руб. Чтобы не спорить с налоговиками, руководитель предприятия решил учесть расходы за счет чистой прибыли организации, а сумму комиссионных включить в доход сотрудника.
Бухгалтер удержал НДФЛ в размере 52 руб. (400 × 13%) и рассчитал страховые взносы в сумме 120 руб. (22% — страховая часть, 5,1% — ФФОМС и 2,9% — страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Если сотрудник не представил документов или косвенного подтверждения целевого расходования средств, организация вправе потребовать возврата подотчетных сумм. Выбрав данный способ, работодатель избавит себя от необходимости оплаты налогов. К такому мнению пришли судьи в постановлении ВАС РФ от 05.03.2013 № 13510/12.
Директору ООО «Мериада» в течение 2021 года выдавались суммы в подотчет на закупку ГСМ. Однако по истечении срока представления авансового отчета документов он никаких не предоставил и подотчетные денежные средства не вернул. В результате проверки налоговики переквалифицировали всю сумму в доходы работника и рассчитали НДФЛ. Суд в данном вопросе поддержал проверяющих (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2014 № А26-5684/2013).
Итоги
Принимать или не принимать авансовый отчет у сотрудника, потерявшего чек ККМ, — решать только работодателю. Приняв расходы к учету без документов, подтверждающих факт покупки, предприятию придется отстаивать свою позицию в суде.
Как восстановить чек из магазина
Каждый покупка в магазине подтверждается специальным документом.
В юридическом смысле гражданин и организация заключают договор купли-продажи. Чтобы его закрепить потребуется товарный или кассовый чек. Но, к сожалению, большинство покупателей его выбрасывают или не берут у продавца.
Даже, если гражданин забрал чек на покупку, он может потеряться, порваться или информация на нем выцвести. Встает закономерный вопрос – как восстановить чек? Что делать, если он потерян?
Можно ли сделать дубликат чека? Как это сделать? Законно ли восстанавливать чек?Эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.
В каких ситуациях требуется чек
На практике существует ряд причин, когда потребуется официальный документ для подтверждения покупки. Отметим их:
Перечислим так же ситуации, когда невозможно вернуть товар в магазин:
На практике, ситуаций бывает множество, но, так или иначе, наличие кассового или товарного чека будет нелишним.
ВНИМАНИЕ! Согласно части 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей» отсутствие документа, который подтверждает факт покупки, не является основанием для отказа при обмене или возврате.
Правило распространяется и на магазин бытовой техники (например, М-Видео) или любую аптеку, т.е. оно универсально.
Как восстановить
Предположим, что он утерян или пришел в негодность. На практике не существует нормативных документов, которые регулируют восстановление чека. Но существуют другие способы. Обратимся к ним:
Если на руках у гражданина есть товарный чек, то этого будет достаточно, чтобы решить вопрос с обменом или возвратом. Как правило, в магазине остается второй экземпляр. Его можно спросить у администрации торговой точки. Но, к сожалению, организация не обязана хранить дубликат товарного чека.
В некоторых случаях прибегают к свидетелям. Если какой-либо человек подтвердит факт покупки, то администрация может пойти на встречу. Здесь существует множество нюансов. Например, свидетель должен быть надежным. Он должен в письменном виде зафиксировать этот факт.
Гораздо легче обратиться к службе безопасности, чтобы она по видеокамерам проверила реальность покупки. Но в этом случае придется договориться с администрацией. Из нюансов можно отметить, что возврат товаров по социальным программам невозможен. Например, некоторые виды медикаментов или школьную форму.
Дубликат через онлайн-кассу
В случае утери документа его можно восстановить еще одним способом. Современные кассовые аппараты вполне могут сделать дубликат через онлайн-кассу.
ВНИМАНИЕ! Сделать копию чека можно не позднее, чем через 30 дней после дня покупки. Причем, новый документ не будет отличаться от оригинального, кроме рекламы, какой-либо дополнительной информации о продукте и заголовка.
Сделать дубликат можно непосредственно через кассу или с помощью личного кабинета ОФД – оператора фискальных данных. Причем, с юридической точки зрения именно последний вариант считается самым достоверным.
Онлайн-касса может выдавать дубликат, если установлено специальное приложение. При необходимости, поставив галку в нужном месте, прибор выдаст сразу два чека. Удобство приложение в том, что можно распечатать документ за любую другую дату.
К сожалению, это функция зачастую платная. В кассовом аппарате есть функция, которая позволяет отправить копию чека клиенту на электронную почту или посредством СМС. Гражданин самостоятельно распечатает документ. Речь идет о самой распространенной программе для коммерческих целей – 1С.
Для отправки документа, следует зайти в «Администрирование», далее «Настройки». Раздел «Продажи ФЗ-54» и проставить галки в пунктах об отправке данных через СМС и/или электронную почту. Так же делаем активным пункт «Отправлять электронные чеки после пробития на ККТ» при необходимости. Гражданин вправе отказаться от печати документа самостоятельно.
В таком случае целесообразно отправить его на корпоративную электронную почту и распечатать на рабочем принтере. В программе 1С возможно проставить время и периодичность, когда дубликаты чеков будут отправляться клиентам автоматически.
ВАЖНО! В конечном итоге, если гражданин каким-либо образом доказал факт оплаты, то администрация в большинстве случаев идет ему на встречу.
Сроки
Конечно, если прошел год или два, а на руках нет каких-либо дополнительных документов (например, товарного чека), то все будет зависеть от администрации магазина и их программы лояльности к клиенту.
Потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор или суд. Но в первом случае срок решения затянется на месяц, а во втором грозит дополнительными расходами, которые не целесообразны для недорогих покупок.
Так или иначе, большинство магазинов входят в положение покупателя и пытаются найти компромисс в сложившейся ситуации.
Что делать, если продавец не выдал чек?
В адрес Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области поступают обращения граждан, содержащие информацию о невыдаче продавцом или исполнителем услуги кассового чека. В связи с чем, Управление разъясняет.
Практически ежедневно мы совершаем различного рода покупки. В подтверждение этого в магазине обычно выдают чек, товарный или кассовый. Давайте разберемся, в каких случаях продавец обязан выдавать кассовый чек, когда он имеет право этого не делать, и как поступать, если никаких документов в магазине не выдали.
С 01.07.2019 онлайн-кассы должны применяться теми организациями и индивидуальными предпринимателями, у которых ранее не было такой обязанности. Это следующие категории налогоплательщиков:
индивидуальные предприниматели без наемных работников, торгующие через вендинговые автоматы;
ИП без наемных работников на ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ПСН (патентная система налогообложения), которые занимаются розничной торговлей;
организации без наемных работников на ОСН (общая система налогообложения) и УСН (упрощенная система налогообложения) в сфере общепита;
организации и ИП с наемными работниками на ЕНВД, оказывающие бытовые, ветеринарные услуги, услуги стоянок, услуги по ремонту, услуги по передаче во временное владение и др.;
ИП на ПСН с наемными работниками, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, услуги ремонта машин, компьютеров и тех. обслуживания, перевозки пассажиров, проката, производства молочной продукции и др.
Кроме того, теперь онлайн-кассу обязаны применять организации и ИП при продаже в салоне транспортного средства билетов на проезд. Им разрешено использовать «облачные кассы» — в таких случаях пользователи кассы могут ограничиться демонстрацией QR-кода на любом компьютерном устройстве без выдачи бумажного чека.
Также с 01.07.2019 закончилось действие отсрочки, позволяющей не применять кассу при зачете и возврате аванса.
В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2019 № 129-ФЗ отсрочку в применении ККТ до 01.07.2021 получили индивидуальные предприниматели без наемных работников по трудовым договорам, работающие в сфере услуг или продающие товары собственного производства.
По закону некоторые организации и индивидуальные предприниматели вправе работать без применения кассового аппарата. В этом случае они обязаны по требованию покупателя оформлять и выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств за товар. Таким документом может служить товарный чек, квитанция и т.п., главное, чтобы он содержал следующие сведения:
номер и дату выдачи (покупки)
название для организации (фамилию, имя, отчество для ИП)
перечень купленных товаров
общую сумму покупки
должность, фамилию, инициалы и подпись продавца.
Работать без кассового аппарата вправе организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров
— обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
— торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; — осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
— торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
— торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
— ремонт и окраска обуви; — изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
— присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
— реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
— вспашка огородов и распиловка дров;
— услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
— сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений
— розничная продажа бахил.
Если случилось так, что приобретенный товар оказался некачественным или не подошел по каким-то параметрам, и его необходимо обменять, а чека на покупку нет, то это не означает, что потребитель лишается своих прав.
Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
В определенных случаях закон вменяет в обязанность продавцу оформлять товарный чек на покупку независимо от предъявляемого потребителем требования. Это актуально для разносной торговли, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, мебели.
В отношении текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви, технически сложных товаров бытового назначения, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, животных и растений, строительных материалов и изделий продавец обязан оформить товарный чек, лишь в том случае, если в кассовом чеке не отражена информация о товаре (наименование, артикул, количество и т.п.).
При совершении покупок следует помнить, что наличие документов, подтверждающих совершение покупки, значительно облегчит процесс отстаивания своих потребительских прав, если возникнет такая необходимость.
Среди мобильных сервисов хотелось бы отметить появление такого приложение от Федеральной налоговой службы «Проверка касcового чека», которое позволит получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, а также проверить их легальность, добросовестность продавца или сообщить о нарушении.
Консультацию и практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, которая работает в следующем режиме: понедельник, вторник, среда и четверг – с 09.00 до 12.00 и с 12.45 до 18.00; пятница – с 09.00 до 12.00 и с 12.45 до 16.45, телефон 8 (8422) 44-45-08, 8-800-707-6858.
Кроме того, можно обратиться в Территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области:
(842 54) 2-11-80 (р.п. Ишеевка);
(842 37) 2-36-53 (р.п. Кузоватово);
(842 46) 2-46-81 (р.п. Карсун);
(84235) 2-44-42 (г. Димитровград).
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4