Если госслужащий занимается предпринимательской деятельностью что будет
Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?
Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?
Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.
Какие есть запреты для госслужащих
Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:
Как выйти из тени
За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально
То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.
Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.
Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.
Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.
В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:
Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.
Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.
Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.
Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.
Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.
А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.
Как работать на фрилансе
В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».
На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:
Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.
В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.
В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.
НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.
Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.
Может ли госслужащий быть представителем компании
Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.
Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:
Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой
Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.
Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.
Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.
Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.
Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.
Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.
Что в итоге
Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.
Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.
Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.
Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?
Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?
Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ «О противодействии коррупции» или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.
Как бывшему муниципальному служащему оформить самозанятость?
Месяц назад я уволилась с муниципальной службы, где занимала должность ведущего специалиста отдела загса. При увольнении работодатель уведомил меня, что на протяжении двух последующих лет я должна в обязательном порядке оповещать бывшего работодателя о своей трудовой деятельности. Точнее, должна прежде всего уведомить нового работодателя о ранее занимаемой муниципальной должности, а он, в свою очередь, известить бывшего работодателя согласно постановлению правительства от 21.01.2015 № 29.
Сейчас я планирую оформить самозанятость и стать фрилансером. Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о своей деятельности? Как правильно это сделать?
Статус самозанятого не отменяет обязанности муниципального служащего сообщать бывшему работодателю о своей трудовой деятельности. Но делать это должны не вы, а ваш новый работодатель или заказчик услуг.
Расскажу, как и в каких случаях необходимо уведомлять бывшего работодателя государственного служащего о его новой деятельности. В ответе я буду использовать термин «госслужащий», но правила распространяются в том числе на муниципального служащего.
Когда нужно уведомлять бывшего работодателя
Бывший госслужащий в течение двух лет после увольнения должен сообщать новому работодателю данные о последнем месте службы, даже если новая работа никак не связана со старой. Например, судебный пристав устроился курьером или специалист Ростехнадзора стала продавцом детской одежды — они должны сообщить на новой работе о прошлой службе.
При приеме на работу бывшего госслужащего работодатель извещает орган власти о том, что теперь их бывший сотрудник работает у него. Это правило касается не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров с размером вознаграждения более 100 тысяч рублей. К таким договорам относятся договоры подряда, возмездного оказания услуг, хранения, поручения, перевозки и другие. Они заключаются на разовую или проектную работу или услугу. Например, на ремонт квартиры или юридическую консультацию.
Лимит в 100 тысяч рублей установлен только для гражданско-правовых договоров. Зарплата по трудовому договору, какой бы она ни была, хоть 15 тысяч рублей в месяц, на обязанность извещать госструктуру не влияет.
Уведомлять государственный или муниципальный орган нужно, если должность служащего входит в специальный перечень. Но проблема в том, что единого документа, где четко перечислены такие должности, нет. Кроме базового указа президента № 557, ведомства публикуют собственные расширенные списки. Например, в загсе Москвы есть внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Если в обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организациями, то перед трудоустройством ему нужно также получить разрешение комиссии по урегулированию конфликта интересов. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером в частную фирму или сотрудник ГИБДД хочет стать экспедитором.
Как победить выгорание
Нужно ли уведомлять бывшего работодателя о работе в статусе самозанятого
Самозанятые — обычные люди, которые работают на себя, как правило, без регистрации в качестве ИП и наемных сотрудников. Статус самозанятого подходит большинству фрилансеров: дизайнерам, строителям, копирайтерам, программистам, репетиторам.
О самом факте регистрации в качестве самозанятого сообщать бывшему работодателю не нужно. Но в дальнейшей работе вам наверняка понадобится заключать договоры с заказчиками: письменный договор дает фрилансеру гарантию, что его работу оплатят. О таких договорах бывший работодатель должен знать, если размер вознаграждения по ним превысит 100 тысяч рублей в месяц. Уведомить его обязан заказчик работ или услуг.
Иногда фрилансера оформляют в штат компании на удаленную работу и заключают с ним трудовой договор. В этом случае компания также должна сообщить бывшему работодателю госслужащего о новом месте его работы независимо от размера зарплаты.
Кто и как должен направить уведомление
Сообщать о найме бывшего госслужащего должен работодатель или заказчик услуг независимо от организационно-правовой формы и статуса. Это значит, что такая обязанность лежит на организациях, предпринимателях, а также, например, на адвокатах, нотариусах, которые занимаются частной практикой.
Например, компания заказала разработку приложения человеку, который недавно работал ведущим специалистом в казначействе. Обязанность уведомить его бывшего работодателя лежит на генеральном директоре этой компании.
Или индивидуальный предприниматель нанял юриста, который оказался бывшим следователем, год назад уволившимся из полиции, и заключил с ним договор с оплатой более 100 тысяч рублей в месяц. Сообщить в госструктуру должен именно предприниматель, как заказчик услуг.
Уведомление составляется письменно, в произвольной форме. Установленного бланка нет. В нем указываются реквизиты сторон, должность, вид услуги, дата и срок действия договора. В случае с гражданско-правовым договором — еще и стоимость работ или услуг.
Уведомление направляют в учреждение, где раньше работал госслужащий. На это дается 10 календарных дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора. Отправить можно почтой ценным письмом с описью вложения.
Что будет, если не уведомить бывшего работодателя
Госслужащего, который не известит нового работодателя или заказчика услуг о последнем месте службы, ждет увольнение или расторжение гражданско-правового договора. Других санкций законом не предусмотрено.
А вот работодателя или заказчика услуг, который возьмет на работу бывшего госслужащего и не сообщит об этом, оштрафуют. Причем штрафы немаленькие: для организаций — до 500 тысяч рублей.
Что и как нужно отправлять работодателю при приеме бывшего госслужащего, чтобы не получить штрафа и избежать лишних вопросов из прокуратуры, мы уже писали.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Здравствуйте, Юлия. На сегодняшний день не предусмотренному никаких ограничений для регистрации бывших государственных и муниципальных служащих в качестве самозанятых, оформляйтесь в обычном порядке, без всяких уведомлений. Кроме того, в 2017 году Постановлением Пленума Верховного Суда было дано разъяснение, согласно которому регистрация бывшего государственного (муниципального) служащего в качестве индивидуального предпринимателя или учреждение данным гражданином юридического лица не порождает установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности. Напомню, что на тот момент статуса самозанятого не существовало. Значит по логике регистрация бывшего госслужащего в качестве самозанятого также снимает с нового работодателя обязанность уведомления прошлого работодателя о заключении договора.
Ответственность за занятие предпринимательской деятельностью?
Я работаю на замещаемой государственной должности в Фонде социального страхования главным специалистом, официально на полной ставке. Имею ли я право заниматься предпринимательской деятельностью? И какие последствия для меня будут если при проверке прокуратурой в моей организации (Фонде социального страхования)выяснится что у меня открыто ИП и есть собственное дело? Грозит ли за это уголовная ответственность?
Если Вы являетесь государственным гражданским служащим, то в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ Вы в частности не можете участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность и др.
Если Вы совмещаете предпринимательскую деятельность и замещение должности государственной гражданской службы, то это может являться основанием для расторжения контракта с Вами.
Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
Уголовная ответственность может быть в том случае, если Вы использовали служебное положение для создания благоприятных условий для своей организации.
Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме
Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Материалы для проведения занятий с государственными гражданскими служащими, Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, государственными гражданскими служащими, находящимися на кадровом обеспечении Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе государственными гражданскими служащими Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по теме:
«О соблюдении запрета заниматься предпринимательской деятельностью, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, установленного пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Федеральным законом от 22.12.2014 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в статью 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), определяющую запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, внесены изменения (вступили в силу с 01.01.2015).
Так, в новой редакции пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что государственному гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
До 01.01.2015 к числу запретов, предусмотренных пунктами 1, 3 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ, относились: участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, и осуществление предпринимательской деятельности соответственно.
В силу п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность характеризуется следующими признаками: самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
При этом ранее в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ, указывал, что судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в пункте 1 статьи 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с этим в силу пункта 2 указанного постановления в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Так в постановлении указано, что предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ (Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
Если обратиться к судебной практике, связанной с разрешением вопроса об отнесении осуществляемой деятельности к предпринимательской (в том числе относительно соответствующего запрета для государственных гражданских служащих) необходимо отметить следующие доводы:
приобретение гражданином земельного участка и нежилого помещение как административного здания, не предназначенного для проживания либо иных личных нужд и в последующем сдача его в аренду юридическому лицу трактуется как предпринимательская деятельность (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 № 59-КГ15-2).
участие служащего в решении вопросов по приему и выходу на работу водителей маршрутных автобусов, управление их деятельностью и их контроль в режиме реального времени, в том числе в части передвижения, количества реализованных билетов и полученной выручки, взаимодействие и разрешение вопросы с владельцами маршрутов, организация им технического обслуживания и ремонта маршрутных автобусов (принадлежащих его супруге, которая зарегистрирована в качестве ИП) признано нарушением закона (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 23.03.2016 по делу № 33-1410/2016, Решение: В удовлетворении требования о восстановлении отказано).
суд исходя из того, что в действиях истца имеются признаки предпринимательской деятельности: он построил нежилое здание, используемое на протяжении 5 лет под автомойку для оказания услуг, с целью систематического извлечения (получения) прибыли (Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2015 по делу N 33-1420/2015. Решение: В удовлетворении требования восстановить отказано)
неоднократная передача в долг под 20% в месяц денежных средств своих и других граждан, которые предназначались для инвестирования в бизнес, подыскивание людей, готовых вложить деньги в бизнес (деньги передавались помощнику Нижнекамского городского прокурора признано судом предпринимательской деятельностью (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 11.12.2014 по делу № 33-6729/2014 Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по соблюдению запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы, истцом не была выполнена).
Действия служащего, связанные с посещением торговых точек, оформленных на жену и брата, где собиралась выручка, накладные и другая документация, координация деятельности торговой точки, разрешение необходимых вопросов, проведение собеседования при приеме на работу признано судом, как факт личного систематического участия в управлении торговыми точками индивидуальных предпринимателей, что послужило основанием для увольнения (Апелляционное определение Вологодского областного суда от 26.10.2012 N 33-4322/2012 В удовлетворении исковых требований о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки, даты увольнения, компенсации морального вреда отказано).
Вместе с тем получения дохода за сдачу в наем за вознаграждение части принадлежащей на праве собственности квартиры, не является ни предпринимательской деятельностью, ни иной деятельностью, направленной на получение дохода, т.к. отсутствует систематический процесс, направленный на получение дохода (Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.08.2015 по делу № 33-991/2015).
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 №34-П (вопрос об исполнении запрета депутатом Государственной Думы) в тех случаях, когда депутат фактически лично участвует в осуществлении предпринимательской деятельности коммерческой организацией или способствует ей (независимо от того, является он учредителем либо участником такой организации или нет), он, по сути, действуя в интересах этой коммерческой организации, осуществляет деятельность, недопустимую для лица, наделенного статусом депутата.
Относительно участия в управлении хозяйствующим субъектом необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
С учетом пункта 4.3 постановлению Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 №34-П коммерческая организация как юридическое лицо, по общему правилу, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (статья 53 ГК Российской Федерации). При этом организационно-правовая форма ряда коммерческих организаций предполагает наличие не только органов управления, вхождение в состав которых обусловлено специальным волеизъявлением лица (например, в хозяйственных обществах – исполнительный орган и совет директоров), но и органа управления, членство в котором связано с самим статусом лица как учредителя (участника) этой коммерческой организации. Так, высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью является общее собрание его участников, а высшим органом управления акционерным обществом – общее собрание его акционеров.
Само по себе владение акциями (долями участия в уставном капитале), обусловливающее право принимать участие в работе общего собрания хозяйственного общества, не может рассматриваться как обстоятельство, нарушающее требования федерального закона. Возможность владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставном капитале организации) допускается и не требует их обязательного отчуждения. Если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставном капитале организации) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставном капитале организации) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем вхождение в состав органов управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации и участие в работе высшего органа управления хозяйственным обществом – общего собрания, на котором принимаются решения по поводу осуществления предпринимательской деятельности, безусловно, является видом экономической деятельности, поскольку связано с участием в управлении деятельностью соответствующей коммерческой организации, которая по своей природе относится к предпринимательской деятельности.
Следовательно, во избежание нарушения запрета, служащий не вправе входить в состав органов управления любой коммерческой организации, в том числе участвовать в работе общего собрания хозяйственного общества. Если же устранение от участия в работе общего собрания хозяйственного общества без ущерба для его деятельности или имущественных интересов самого акционера (участника) фактически невозможно, он должен передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставном капитале организации) в доверительное управление.
Вместе с тем законном предусмотрены следующие исключения из запрета на участие в управлении:
жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом;
товариществом собственников недвижимости;
профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке;
в случаях, если участие предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, служащему поручено участвовать в управлении этой организацией.
Например в автономном округе это:
постановление Правительства автономного округа от 06.04.2011
№ 114-п «О порядке осуществления отдельных полномочий учредителя (участника) хозяйственных обществ и некоммерческих организаций и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Поскольку совмещение истцом должности государственной гражданской службы с должностью председателя ДНТ действующим законодательством не запрещено, возникновение личной заинтересованности, которая могла повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, не усматривается, в связи, чем отсутствует конфликт интересов. (Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 10.07.2015 по делу № 33-851/2015).
Относительно вопроса об участии в органах управления некоммерческой организации необходимо отметить следующее.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2012 № 535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда).
Так, согласно позиции, изложенной в письме Минтруда от 08.07.2016 № 18-4/00Г-1321 по обращению, связанному с соблюдением запрета, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 79-ФЗ, с учетом участия в органах управления общественной организацией следует, что в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ следует, что предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В этой связи, согласно позиции Минтруда, под понятие «хозяйствующий субъект», указанное в Федеральном законе № 79-ФЗ, в данном контексте могут подпадать:
общественные организации с правом осуществления предпринимательской деятельности;
некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, но осуществляющие деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, в случае если общественная организация, представляет собой хозяйствующий субъект, то совмещение должности гражданской службы и участие в управлении такой организации невозможно в силу установленного пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ запрета.
Частью 10 статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон №82-ФЗ) установлено, что при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. В статье 27 Закона № 82-ФЗ закреплены права общественных объединений.
Так, статьей 27 Закона № 82-ФЗ определено, что общественное объединение имеет право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.
Учитывая вышеизложенное, при совмещении должностей гражданской службы и участия в управлении общественной организацией возможно возникновение конфликта интересов, за несоблюдение требований о предотвращении или об урегулировании которого налагаются взыскания, предусмотренные статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, либо увольнение в связи с утратой доверия.