Если иностранец не живет по месту регистрации что будет
Обязанность иностранного гражданина проживать в России по месту регистрации
Миграционный учет иностранных лиц, прибывших в Российскую Федерацию, состоит из учета по месту временного пребывания и регистрации по месту проживания.
Обязан ли иностранец проживать по месту российской регистрации?
Федеральное законодательство в постановлении от 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан в РФ» предусматривает постановку на миграционный учет всех прибывших в Россию на срок более 7 дней, устанавливает правовой фундамент их пребывания, документный набор, сроки и порядок получения регистрации и снятия с такового учета.
Принимающая сторона иностранного лица для регистрации иностранца обязана обратиться в территориальное УФМС России, на почту или в многофункциональный центр, предоставляющий государственные и муниципальные услуги.
Учет по месту пребывания
Основанием для регистрации есть фактическое временное нахождение приезжего гражданина по месту, которое не является его местом жительства или же в случае, если место жительства вовсе отсутствует.
Зарегистрироваться по временному месту пребывания обязан каждый иностранец, который пересек российскую границу на срок более 7 рабочих дней, вне зависимости от способа пересечения, гражданства и наличия гражданства, цели приезда, визового или безвизового порядка.
Регистрироваться не должны лица, прибывшие в Россию с туристической целью, которые планируют уехать домой или в другую страну на протяжении 7 рабочих дней после въезда в Россию, а также главы государств и иные высокопоставленные лица, служащие моряки, члены состава воздушного судна и поезда с официальным или неофициальным визитом, прибывшие на срок не более чем на 24 часа.
Все остальные иностранцы должны иметь принимающую сторону, готовую зарегистрировать их на своей жилплощади. Временная регистрация в таком случае действует 3 месяца.
Иностранный гражданин, зарегистрированный у физического лица, должен проживать по адресу регистрации, зафиксированному в системе федеральной миграционной службы. В противном случае, он будет привлечён к административной ответственности за несоблюдение правил учёта миграции.
Если указан адрес юридического лица, иностранный гражданин может выбрать место проживания, отличное от указанного. Но это касается только прибывших с целью работы.
Обязанность работодателя в таком случае – удостовериться, есть ли где жить иностранному работнику.
Регистрация по месту жительства
Иностранец, постоянно или временно проживающий в России, у которого есть зарегистрированное в законодательном порядке право пользования жилплощадью, находящейся в Российской Федерации, должен зарегистрироваться по адресу такового помещения.
Чтобы это сделать, ему необходимо обратиться в территориальное УМВД по местонахождению жилого помещения, которое будет его местом жительства.
Заявление на получение регистрации должно быть составлено и направлено в соответствующий государственный орган на протяжении одной рабочей недели после получения ВНЖ или РПВ.
Зарегистрированный иностранец с постоянной регистрацией обязан проживать по указанному адресу в документе, свидетельствующем о законных основаниях его нахождения внутри страны. Он не может менять место своего проживания в пределах зафиксированного населенного пункта и за его пределами.
В нашей профессиональной статье полностью описан механизм формирования средней заработной платы.
Ваша командировка пришлась на выходной день? Изучите этот материал и узнайте какие бонусы вы можете получить в этом случае!
Ответственность
При выявленных нарушениях правил миграционного учета, к ответственности привлекается как иностранец, так и его принимающая сторона. Предусмотрены штрафные санкции от 2000 до 5000 рублей (в Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге и по областям – от 3000 до 7000) для принимающей стороны с возможным административным выдворением иностранца из России.
Однако в этом вопросе есть свои нюансы. Миграционное законодательство не предусматривает сроки, на которые зарегистрированный иностранец может отлучаться от места временного пребывания или жительства. Свобода передвижения по российской территории закреплена конституционно. Следовательно, иностранец вправе находится по указанному адресу не все свое время. Он может погостить у знакомых, покинуть населенный пункт на несколько дней.
Однако, судебная практика показывает, что иностранец может быть привлечен, если будет доказано, что он жил или находился не по зафиксированному адресу длительное время. Это может быть также основанием для снятия с миграционного учета.
Ответственность заявителя за нарушение миграционного законодательства
ОСНОВНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Нарушение правил въезда и режима пребывания
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в стране выражается:
— в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ ;(отсутствие в миграционной карте указанной цели въезда в Российскую Федерацию;
— Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство. Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность. Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ.
Частью 1.1. статьи 18.18 КоАП РФ предусмотрена такая санкция как административный штраф в размере 2000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в случае отсутствия у иностранного гражданина документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных законом;
— в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.
На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане считаются законно находящимися в России при наличии у них действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезжать в страну и выезжать из нее можно при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента Российской Федерации. Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий, постоянно проживающий или временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20. В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона, оформив уведомление о прибытии для иностранного гражданина, обязана передать ему отрывную часть бланка данного документа.
Итак, находясь в России, иностранец должен иметь следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ;
— разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ;
— визу, если иностранный гражданин въехал на территорию РФ в порядке, требующем ее получения;
— миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом;
— уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 7 рабочих дней.
В случае утраты или порчи какого-либо из документов иностранный гражданин обязан в срочном порядке обратиться в соответствующий орган с заявлением об утере и с ходатайством о выдаче дубликата. В этом случае он получит справку с отметкой государственного органа о принятии такого заявления с предполагаемой датой выдачи дубликата. Таким образом, он сможет подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности. Порядок восстановления (получения дубликатов) каждого вида документа регулируется отдельным постановлением Правительства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство. Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность. Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ.
Распространенной ситуацией является просрочка российской визы. В этом случае иностранец, продолжающий пребывать в РФ без уважительных причин, сначала будет привлечен к административной ответственности за уклонение от выезда, а затем должен будет оформить специальную выездную визу.
Несоответствие цели въезда, заявленной в визе, фактической цели въезда
По ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением миграционного режима является несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой деятельности в период пребывания (проживания) или роду занятий. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона обязана поставить на миграционный учет (оформить уведомление о прибытии) иностранного гражданина, въехавшего на территорию РФ, не позднее 7 рабочих дней с даты прибытия. Кроме того, согласно ст. 23 данного Закона принимающая сторона в случае убытия из места пребывания предоставляет уведомление об убытии иностранного гражданина непосредственно в орган миграционного учета, либо через МФЦ либо направляет уведомление об убытии в установленном порядке почтовым отправлением.
При этом закреплена обязанность у администраций: гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санаторий, домов отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристической базы, кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях или организации социального обслуживания не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина уведомить об убытии иностранного гражданина.
Следует отметить, что в случае нарушения ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении двух или более принимаемых иностранных граждан ответственность возникает в отношении каждого из них.
Незаконное привлечение к трудовой деятельности
Санкция предусмотрена ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
( ч.3. ст. 18.15 КоАп РФ).
Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации
Предусмотрен административный штраф в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года
С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.
Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.
Вот как это работает.
О каком штрафе речь
В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.
С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.
Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.
Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.
Когда нужно оформлять регистрацию
Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.
Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.
Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.
Как победить выгорание
Если нет регистрации
Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.
Штрафы для граждан за нарушения при регистрации
Нарушение | Штраф для владельца жилья | Штраф для проживающих |
---|---|---|
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге | От 5000 до 7000 Р | От 3000 до 5000 Р |
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе | От 2000 до 5000 Р | От 2000 до 3000 Р |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге | От 3000 до 5000 Р | — |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе | От 2000 до 3000 Р | — |
Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.
Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.
Кто может избежать штрафа
Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.
Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:
С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.
Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.
Если штраф выписан по старым правилам
Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.
В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.
Как оформить регистрацию
Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.
Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.
Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.
Ответственность мигрантов за проживание не по месту регистрации: к чему надо быть готовым?
Регистрационный учет является обязательным как для российских граждан, так и для иностранных.
Где должен жить мигрант?
Режим пребывания и проживания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, именуемых единым названием мигрантов, регулируется целым рядом нормативных актов, среди которых:
Именно эти два нормативных акта регламентируют те места, где могут получить регистрацию прибывшие на территорию РФ мигранты, а также где они могут проживать. Кроме того, данными нормативными актами регулируется также и порядок получения регистрации.
Что же касается штрафных санкций за нарушение режима пребывания на территории РФ для прибывших лиц, то на ответственность мигрантов за подобные правонарушения регламентирует Кодекс об административных правонарушениях.
Согласно перечисленным нормативным актам, мигранты имеют право проживать:
Пребывание на других территориях будет считаться незаконным и может быть наказано в соответствии с положениями КоАП.
Ответственность для мигрантов
Действующее административное законодательство предусматривает различные варианты ответственности для самих мигрантов и для владельцев тех помещений, в которых они получили временную прописку, но не проживают по указанному месту.
Так как Конституцией РФ предусмотрена возможность свобода передвижения по территории государства, то наложить ответственность именно за проживание не по месту регистрации достаточно сложно – необходимо доказать факт действительного пребывания мигранта по тому адресу, где он был обнаружен.
Однако, в том случае, если такой факт был доказан сотрудниками миграционных органов или специальных подразделений полиции, то, в зависимости от того, первичный характер носит данное нарушение или вторичный, мигрант может быть подвержен двум видам наказания, предусмотренным КоАП РФ:
Хотите снять квартиру через агентство, чтобы сэкономит время? Узнайте, как это сделать правильно, прочитав нашу статью.
Рассчитать кадастровую стоимость квартиры сможет даже обычный человек. Подробная инструкция есть здесь.
Ответственность для лиц, у которых мигрант проживает
Для тех лиц, которые предоставляют мигрантам возможность оформления временной регистрации, также существует наказание за обман государства, если выяснится, что проживает он по другому адресу, нежели зарегистрирован.
Ответственность назначается за следующие виды нарушений миграционного законодательства:
Ответственность за проживание мигранта не по месту его фактической регистрации чревато ответственностью как для него самого (от штрафа до депортации), так и для лица, предоставившего помещение для прописки. Для последнего величина наказания будет учитываться в соответствии со степенью тяжести совершенного деяния.
Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
2. Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
Информация об изменениях:
1.1. В случае, предусмотренном частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, при получении из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций сведений о документе, подтверждающем право пользования жилым помещением (договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедших государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающих содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права либо ином документе), орган миграционного учета не позднее следующего рабочего дня проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и вносит сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в учетные документы и в государственную информационную систему миграционного учета.
Информация об изменениях:
1.2. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.
2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.