Если коэффициент вариации превышает 33 процента что делать дальше по 44 фз
Коэффициент вариации по 44-ФЗ. Пример расчёта, формула
Одной из ключевых стадий подготовки закупочной документации становится расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Законодательно предусмотрено несколько способов, с помощью которых можно производить расчеты. Чаще всего используется метод сопоставимых рыночных цен. При этом итоговая НМЦК должна определяться с учетом коэффициента вариации. Поэтому всем заказчикам необходимо понять, что включает в себя этот показатель и как его правильно определить.
Что такое коэффициент вариации
Размер НМЦК определяется еще на этапе планирования. Эта сумма должна быть отражена в плане и план-графике. Непосредственно перед подготовкой извещения она корректируется с учетом сложившейся на тот момент экономической обстановки. Вопросы, связанные с НМЦК рассматриваются в статье 22 44-ФЗ. Методики ее расчета описаны в Приказе Министерства экономики и развития № 567 от 02 октября 2013 года. В этом же документе приводятся правила определения коэффициента вариации.
Разработано несколько методик выявления НМЦК: нормативная, тарифная, проектно-сметная, затратная. Самым приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен. Именно его рекомендуется использовать при определении стартовой цены. Он предполагает сравнение коммерческих предложений, предоставляемых потенциальными поставщиками по запросу заказчика. Для проведения такого анализа и применяется коэффициент вариации. Он выражается в процентах.
Под коэффициентом вариации понимается мера относительного разброса предлагаемых цен. Он показывает, какую долю занимает средний разброс цен от среднего значения цены. Этот показатель может принимать следующие значения:
Для определения коэффициента разработана специальная формула. По ней легко подсчитать параметр, подставив соответствующие данные. Упростить себе задачу можно, используя калькуляторы, которые сегодня широко представлены в интернете.
Что делать, если коэффициент завышен
Если при расчете коэффициента вариации получилось значение меньше 33%, то выборка признается однородной. Следовательно, полученное значение можно использовать для определения НМЦК.
Если возникла такая ситуация, что значение коэффициента оказывается выше 33 процентов, тогда потребуется внесение корректировок в используемые данные. Для этого проводится дополнительное исследование рынка. Необходимо собрать коммерческие предложения от большего количества поставщиков и повторить расчет на основе новых данных. Если собрать дополнительные предложения не получается, можно воспользоваться сведениями из ранее заключенных договоров, которые хранятся в реестре контрактов.
В крайней ситуации, когда никак не получается добиться нужного коэффициента вариации можно исключить из выборки неподходящие предложения. Вы также можете попросить поставщика указать в своем предложении нужную вам сумму.
Правила расчета
Методика расчета коэффициента вариации прописана в приказе Минэкономразвития № 567. Согласно действующим нормам заказчик должен направить не менее пяти запросов коммерческих предложений потенциальным поставщикам. Для расчета используются не менее трех предложений, полностью соответствующих требованиям заказчика.
Стоит отметить, что приказ № 567 не является нормативным актом, следовательно, его исполнение не обязательно. За его нарушение никаких штрафных санкций не предусматривается. Однако во избежание спорных ситуаций заказчика рекомендуется пользоваться именно этими правилами расчета.
Для определения коэффициента вариации применяется следующая формула:
Среднеквадратичное отклонение позволяет определить разброс данных. Для его определения выбирают среднюю цену и меру разброса. Вычислить среднеквадратичное отклонение удается по следующей формуле:
В ситуациях, когда закупка включает в себя одновременно несколько позиций, расчет ведется по каждой из них. Это позволяет выявить товары с наибольшим разбросом цен.
Пример расчета
Предположим, что государственное учреждение проводит закупку принтеров для собственных нужд. Потенциальным поставщикам были отправлены соответствующие запросы. Было получено четыре коммерческих предложения цен: 2500 рублей, 2800 рублей, 2450 рублей и 2600 рублей.
В первую очередь необходимо рассчитать среднеарифметическое значение цены
Следующим шагом становится расчет среднеквадратичного отклонения
Осталось только рассчитать коэффициент вариации
Полученное значение коэффициента меньше 33%, следовательно, все собранные данные подходят для расчета стартовой цены контракта. Расчет НМЦК и коэффициента вариации оформляются в форме отчета, который становится обязательной частью закупочной документации.
Коэффициент вариации – важный инструмент, позволяющий оценить правильность ценовых предложений, полученных от поставщиков. Поэтому при составлении документации заказчикам необходимо учитывать правила расчета этого показателя и особенности его применения.
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ и 223-ФЗ: образец + обоснование
Разберемся в понятии «НМЦК» и для чего оно введено, какие же методы определения существуют на данный момент. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.
Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо.
НМЦК — что это и для чего требуется?
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.
Какие встречаются ситуации при определении НМЦК?
Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:
Особенности размещения извещения в ЕИС
Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК:
Наименование закупки | НМЦК | Срок размещения на сайте ЕИС |
Открытый конкурс в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок |
Электронный аукцион | Более 3 млн. руб. | Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок |
Электронный аукцион | 3 млн. руб. и менее | Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок |
Запрос котировок в электронной форме | При любом размере | Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок |
Запрос предложений в электронной форме | При любом размере | Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса |
На что влияет НМЦК?
От размера НМЦК зависит не только стоимость товара, но и другие особенности закупки, например:
Антидемпинговые меры заказчик применяет, когда поставщик снизил НМЦК больше, чем на 25%. В этом случае:
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае заказчик должен:
Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка)
Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.
При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.
При расчете этим методом заказчик должен провести:
Анализ общедоступных цен
В целях применения данного метода могут использоваться:
Заказчик должен искать цены только на идентичные или однородные товары.
Идентичные товары | Однородные товары | |
---|---|---|
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики | Одинаковые | Коммерчески сопоставимые |
Качество | Не отличается | Не отличается |
Страна происхождения | Одна | Одна |
Производители | Не отличаются | Имеют одинаковую репутацию |
Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одинаковых материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету — это идентичные товары. Но если они имеют одинаковые характеристики и сделаны из одного материала, но разными производителями, то это однородные товары.
Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?
Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:
Цены из реестра контрактов можно увеличить в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка:
Вид закупки | На сколько можно увеличить цену контракта |
---|---|
Конкурс | увеличение не более чем на 10% |
Аукцион | увеличение не более чем на 13% |
Запрос котировок | увеличение не более чем на 17 % |
Запрос предложений | увеличение не более чем на 17 % |
Закупка у единственного поставщика | цена не корректируется |
Расчет коэффициента отклонения
В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):
Если коэффициент меньше 33 % — цены можно использовать для расчета НМЦК.
Эти цены должны быть однородными — то есть не сильно отличаться в размере. Проверить однородность цен можно при помощи коэффициента отклонения.
Расчет НМЦК методом анализа рынка
НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):
Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен
Нормативный метод
Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.
При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.
Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.
Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):
Тарифный метод
Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.
Государство регулирует цены на некоторые товары и услуги, например на:
Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.
Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):
Проектно-сметный метод
Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:
В этих случаях заказчик рассчитывает НМЦК в проектной документации. Для этого он:
Эти документы проверяет государственная экспертиза. По результатам экспертизы заказчик получит два заключения:
Если при проверке в проекте или стоимости работ найдут нарушения, которые можно устранить, документацию отправят на доработку. В этом случае заказчик должен будет устранить все нарушения и повторно отправить документы на проверку.
Если заказчик не согласен с заключением, он может оспорить его в суде.
Затратный метод
Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Заказчики редко применяют этот метод, ведь, чтобы правильно рассчитать цену, они должны хорошо разбираться в специфике работы поставщика. Они должны учесть все расходы, например, на:
Важно сформировать цену правильно, ведь если заказчик ошибется в расчетах его могут оштрафовать.
Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.
Онлайн-калькулятор расчета НМЦК
В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии». В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: калькулятор расчета НМЦК. Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.
С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.
По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными.
Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом:
Таблица 2.
№ | Цена 1 | Цена 2 | Цена 3 | Цена 4 | Цена 5 | Количество | Средняя арифметическая цена | Среднее квадратичное отклонение | Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) | Расчет НМЦК |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 |
Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК3
Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным.
Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.
К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.
Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.
Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:
Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.
Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.
Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок
Образец обоснования НМЦК
Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта называется документ с расчетом, к которому прикладывается информация и документы, являющиеся основанием выполнения такого расчета. В данном документе не указываются наименования поставщиков, представивших информацию. Обоснование подлежит размещению в сети «Интернет».
Оригиналы, использованных при определении, обосновании НМЦК документов (скриншоты, изображения страниц сайтов), нужно сохранять с документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
Для образца мы взяли на сайте ЕИС конкретное обоснование НМЦК закупки производимой в Краснодарском крае (рисунок 6).
Содержание образца:
Дальше приведен Раздел I. Сметная стоимость в текущих ценах, где приводится наименование затрат и их стоимость согласно сметной документации в текущих ценах (рисунок 7):
В Разделе II. Начальная (максимальная) цена указано значение НДС, а также сумма контракта с учетом НДС. В самом низу документа указаны фамилии уполномоченных лиц, составивших и проверивших его. В нашем случае это инженер и главный инженер организации (рисунок 8).
На этом наша статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, задавайте их в форме обратной связи или по телефону: 8(800) 201-12-78
Как обосновать НМЦК в 2021 году
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта — это процедура расчета и документального оформления предельной стоимости закупаемых товаров, работ или услуг. Для определения НМЦК утверждены методические рекомендации.
Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор
Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой действия заказчика по расчету стоимости конкретной закупки.
Процедура определения начальной цены регулируется статьей 22 Федеральной контрактной системы. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ:
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦК на приобретаемые товары, работы и услуги необходимо рассчитать при подготовке плана-графика. В Федеральной контрактной системе не указано, нужна или нет дата обоснования НМЦК, но ее следует поставить для выявления актуальности рыночных цен.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности формирования НМЦД по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если заказчик нарушит требования и не предоставит в качестве приложения к плановой документации ценовое обоснование, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017). За отсутствие расчета ответственный специалист получит штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей ( ст. 7.29.3 КоАП РФ ).
Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную стоимость контракта. Выбранная методология зависит от закупаемого объекта и специфики предмета закупки. К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применяется для тех ТРУ, стоимость которых регулируется государством.
Если все вышеуказанные методы нельзя использовать для расчета НМЦК, заказчик применяет затратный способ. В таком случае заказчик составляет обоснование невозможности применения других методов расчета НМЦК (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017). А если определить количество приобретаемых товаров, работ и услуг невозможно, приводится обоснование начальной единицы цены ТРУ.
Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.
Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:
Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.
Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.
Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.
Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:
При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.
После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):
Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.
Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:
Как обосновать НМЦК тарифным методом
Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:
Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.
Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):
Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм ( приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 ).
Как обосновать НМЦК нормативным методом
Нормативный способ используется, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).
Информация о предельной стоимости находится в открытом доступе. Пользователи просматривают сведения в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» — в блоке «Правила нормирования в сфере закупок».
Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.
Как обосновать НМЦК затратным методом
При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.
Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.
Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:
Когда НМЦК не обосновывают
В ст. 93 Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Когда организация заключает контракт с единственным исполнителем на сумму до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, документально обосновывать начальную цену контракта не требуется.
Если заказчик проводит электронную закупку малого объема на сумму до 3 миллионов рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, ему в обязательном порядке потребуется обоснование НМЦК с единственным поставщиком для торгов на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используют форму из приказа № 567. Обосновывать НМЦК для всех остальных закупок малого объема — это права, а не обязанности заказчика.