Если квартиранты затопили соседей снизу что делать
Я заставил квартирантов заплатить за испорченный ремонт
Через суд
Наниматели устроили потоп в квартире, которую я сдаю, и испортили ламинат.
Что случилось
В октябре 2018 года у меня стала снимать квартиру семейная пара. Они показались адекватными людьми и соответствовали моим критериям отбора нанимателей:
Перед подписанием договора я проверил документы квартирантов по базе должников Федеральной службы судебных приставов, чтобы убедиться, что пара сможет исправно платить за жилье. С помощью сервиса по вопросам миграции определил подлинность их паспортных данных, а также проверил их криминальное прошлое на сайте МВД. Кроме того, я изучил группы в соцсетях с черными списками квартирантов. Все было в порядке.
Новые жильцы привезли с собой посудомоечную машину. Я не возражал, но предупредил, что за ремонт чужой техники не отвечаю.
За первые четыре месяца у нас сложились доверительные отношения. Квартиранты исправно платили, не возражали, чтобы я раз в месяц приезжал в квартиру осматривать имущество. Соседи на шум не жаловались. А потом случился потоп.
Про аварию я узнал от квартиранта в феврале 2019 года. Он позвонил сразу, как только вернулся с работы и увидел лужу. Причиной оказался лопнувший шланг посудомойки. Последствия потопа проявились на следующий день: планки ламината отошли от пола и шатались, стыки разбухли. Повреждение затронуло кухню и коридор общей площадью 16 м².
Р с учетом доставки» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Ситуация обострилась, когда речь зашла о компенсации. Я был уверен, что платить за ремонт должны наниматели, поэтому предложил им обойтись без суда, а вместо этого просто добавить стоимость ремонта к плате за проживание.
Срок договора найма истекал через два месяца — 27 апреля 2019 года. Мы заключили его на полгода по моей инициативе и продлевать не собирались. Поэтому у меня было два варианта, пока квартиранты не съехали:
После консультации у юриста я выбрал второй вариант: отыскать жильцов после того, как они съедут, сложнее. А за два месяца до окончания срока договора я успевал подготовить все документы и подать в суд иск о возмещении ущерба.
Чтобы взыскать с квартирантов ущерб, я установил их вину, оценил убытки и обратился с иском в суд. Расскажу обо всем процессе по шагам. Но сначала отступление про документы.
Как я составляю договоры найма
Я считаю, что закон недостаточно защищает интересы владельцев квартир. Например, если наниматель внезапно захочет выселиться, ему достаточно предупредить собственника за три месяца. Наймодателю же для досрочного расторжения договора с недобросовестным жильцом потребуется судебное решение. При этом его исполнение могут отложить по просьбе нанимателя. В это время никто не может гарантировать сохранность имущества.
Поэтому я всегда заключаю с жильцами краткосрочный договор на шесть месяцев с возможностью продления. В договоре обязательно прописываю:
Кроме того, я удерживаю страховой залог в размере одной месячной платы за проживание. Он служит гарантией, что квартиранты заплатят за последний месяц.
Еще я всегда подписываю с квартирантами акт приема-передачи квартиры. В нем указываю перечень и состояние имущества в квартире, а также показания счетчиков в момент заселения.
Из акта с квартирантами, которые устроили потоп, следовало, что посудомойка принадлежала им, а не мне.
Сначала нужно было доказать сам факт нанесения ущерба имуществу. Для этого я сфотографировал повреждения и вызвал представителей управляющей компании. Ждал их два дня, хотя по закону коммунальщики должны прибыть не позднее 12 часов с момента обращения. Комиссия пришла 21 февраля 2019 года. Квартиранты в тот день были дома и спокойно отреагировали на визит коммунальщиков.
При осмотре квартиры сотрудники УК проверили герметичность батарей, протестировали краны, душевой смеситель, раковину и унитаз. Тщательно изучили, нет ли пробоин в трубопроводе, проверили работу стиральной машины. Особое внимание комиссия уделила состоянию стояков, так как за них отвечает УК. Полный осмотр делается, чтобы исключить другие причины затопления. Других проблем, кроме поврежденного шланга посудомойки, коммунальщики не обнаружили.
В акте не устанавливается конкретный виновник аварии и не оценивается ущерб: в нем определяется причина затопления. В моем случае в акте было прямо зафиксировано: «Причиной залива квартиры стала утечка из подводящего шланга посудомоечной машины». На этом основании можно было требовать компенсации.
Акт заполняется в трех экземплярах: один — управляющей компании, второй — собственнику квартиры, третий — квартирантам.
Во время осмотра постояльцы продолжали заявлять, что в потопе виноват я, потому что, как собственник, отвечаю за состояние труб. Но все трубы были исправны. Да и коммунальщиков споры мало интересовали: кто виноват, решает суд.
После того как коммунальщики установили факт нанесения ущерба имуществу и его причину, необходимо оценить его размер. Сумма должна быть документально обоснована. Одних моих чеков о покупке материалов и смет подрядчиков было бы недостаточно. Проводить оценку ущерба имеют право компании с членством в саморегулируемой организации оценщиков — СРО, у которых есть именной квалификационный аттестат и полис страхования ответственности.
Не путайте акт о заливе помещения и отчет независимой оценки. В первом фиксируется факт ущерба и его причина, во втором — стоимость восстановления.
На оценку выезжает эксперт, который собирает данные о повреждениях, а затем составляет смету затрат. В моем случае пострадал только ламинат — бытовые приборы, мебель и техника уцелели. Квартиранты присутствовали в квартире, когда приезжал эксперт. Это нужно, чтобы потом они не могли оспорить результаты оценки в суде.
я заплатил за оценку ущерба
Готовый отчет об оценке состоял из 34 страниц. В нем были сведения об оценщике, целях оценки и поврежденном имуществе, а также расчет стоимости восстановительного ремонта. Расчет ведется плоскостями. Это значит, что даже несколько поврежденных планок ламината приравниваются к замене всего напольного покрытия в комнате.
Срок договора найма заканчивался. Мне приходилось делать ремонт за свой счет. Поэтому я предложил уменьшить сумму компенсации на 10 000 Р : чтобы жильцы просто выплатили мне 42 900 вместо 52 900 Р по отчету об оценке. Квартиранты отвергли такое предложение. Более того, они пригрозили мне встречным иском о возмещении морального вреда.
Когда у меня на руках был отчет оценщика, я направил досудебную претензию одному из квартирантов — мужу, потому что именно с ним заключал договор найма. В претензии я написал, что из-за потопа вздулся ламинат и требовался ремонт. Указал, что авария произошла из-за посудомойки. Это имущество жильцов, следовательно, обязанность возместить ущерб лежит на них. Потребовал выплатить 59 000 Р с учетом стоимости оценки и небольшой скидки.
Также я указал контактные данные и реквизиты для перечисления денег. К претензии приложил копии акта о заливе помещения, отчета о независимой оценке, акта приема-передачи квартиры, выписки из ЕГРН и фотографии повреждений.
Я направил претензию 2 марта заказным письмом по адресу временной регистрации жильцов — к себе в квартиру. На основании договора найма я дал жильцам 14 дней на ответ. Реакции не последовало, и я начал готовиться к суду.
Иски с требованиями на сумму свыше 50 000 Р рассматривает районный суд. Поэтому 22 марта я подал иск в канцелярию Ленинского районного суда Краснодара — по месту постоянной регистрации ответчика. Копию иска направил ответчику заказным письмом с уведомлением. Суд принял дело к рассмотрению и назначил предварительное слушание на 15 апреля.
В суде я требовал возместить мне:
Первое заседание судья перенес на месяц, потому что ответчик на него не явился. На второе заседание 13 мая квартиранты пришли в сопровождении юриста. Я вкратце рассказал суть дела, предъявил фотографии, документы и попросил суд удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик с моими требованиями не согласился и утверждал, что поддерживать трубопровод в исправном состоянии должен собственник квартиры. Я возразил: лопнувший шланг — часть посудомоечной машины, которая является имуществом нанимателей по акту приема-передачи и не относится к трубопроводу. Следовательно, вина лежит на них.
Тогда ответчик заявил, что напольное покрытие можно восстановить без замены. В качестве доказательства представил коммерческое предложение какой-то фирмы, якобы готовой выполнить работу. Кроме того, квартиранты показали фотографии ламината с другого ракурса, где повреждения не видны. Ответчик просил либо назначить судебную экспертизу, либо дать время устранить недостатки. Я возразил: к тому моменту договор истек и квартиранты съехали. Когда и как они собирались делать ремонт, было непонятно. Судья со мной согласился.
В итоге 13 мая районный суд удовлетворил иск частично: обязал ответчика возместить ущерб в размере 66 950 Р — стоимость ремонта из отчета оценщика и судебные расходы. Судья не стал взыскивать с квартирантов еще 21 000 Р на замену пола во всей квартире: кроме фотографий, я не представил никаких документальных подтверждений своих доводов.
Бывших квартирантов такой исход не устроил, и 16 мая они подали апелляционную жалобу. Никаких новых доводов и доказательств они представить не смогли, поэтому Краснодарский краевой суд 7 июня оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Как оказалось, выиграть суд — не значит получить деньги: мне предстояло исполнить решение суда и получить реальную компенсацию.
После апелляции я написал заявление о выдаче исполнительного листа в суд первой инстанции. Лист выдали 13 июня в канцелярии, и я отправился с ним в отдел службы судебных приставов по месту постоянной регистрации ответчика.
Обращаться в банк ответчика или напрямую к его работодателю я не стал, так как у меня не было никакой информацией об источниках дохода квартирантов.
Я написал заявление о возбуждении исполнительного производства в двух экземплярах. Один забрали приставы, другой остался у меня с отметкой о принятии. В заявлении указал свои данные, реквизиты для перевода денег и сумму долга, приложил оригинал исполнительного листа. Спустя неделю по почте пришла копия постановления о возбуждении исполнительного производства.
Затем наступила пауза продолжительностью месяц. Из личного разговора с приставом я выяснил, что за должником не числится имущества, банковских счетов и ценных бумаг, поэтому деньги приставы будут удерживать с заработной платы мужа-нанимателя.
Что в итоге
Затопление случилось в феврале 2019 года. Иск о возмещении ущерба я подал 22 марта. Суд первой инстанции вынес решение 13 мая, а апелляция оставила его в силе 7 июня. Последний перевод от приставов я получил 16 декабря 2019 года.
Квартиранты затопили соседей и отказываются возмещать ущерб
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
При этом собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). Кроме этого, он обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).
В случае передачи жилого помещения по договору коммерческого найма наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 ГК РФ).
Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии (ст. 678 ГК РФ).
Таким образом, для определения лица, виновного в заливе квартиры, следует установить: находилась ли стиральная машина на момент ее передачи в пользование нанимателям в исправном состоянии, явилась ли протечка следствием неисправности или ненадлежащей эксплуатации стиральной машины, предусмотрено ли договором найма между собственником и нанимателем распределение обязанностей по содержанию санитарно-технического оборудования и т.д.
Следует заметить, что на практике суды гораздо чаще признают виновными в причинении ущерба соседям путем залива квартиры именно собственников сдаваемого в аренду помещения.
Если залив квартиры произошел по вине ваших квартиросъемщиков, принудить последних к возмещению причиненного соседке ущерба возможно путем обращения самой соседки в суд с исковыми требованиями. Если исковые требования уже предъявлены к вам, как к собственнику помещения, квартиросъемщики могут быть привлечены в качестве соответчиков по ходатайству сторон или по инициативе суда.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Один лишь факт залива квартиры не может являться доказательством причинения материального ущерба. Соседка обязана представить суду доказательства порчи ее имущества, находящейся в прямой причинной связи с заливом квартиры.
При этом осушение квартиры по прошествии некоторого времени не препятствует установлению размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
Квартиранты затопили соседей. Что делать?
Вам неожиданно звонят квартиранты и говорят, что топят соседей снизу. Неприятно! А еще непонятно, что вообще делать. Для таких случаев мы написали инструкцию (да, ещё одну) специально для хозяев квартир. Но, надеемся, она никому не пригодится.
Шаг 1. Попросите квартиранта сделать всё, чтобы минимизировать ущерб
Отключить электричество через электрощит. Некоторые провода в стенах и под покрытием пола не изолированы. Когда на них попадёт вода, людей может ударить током, или произойдёт короткое замыкание, которое приведёт к пожару.
Обязательно нужно надеть резиновые перчатки, чтобы не ударило током, а затем опустить вниз все рычаги
Перекрыть стояки и отключить воду в батареях. Трубы и вентили батарей могли не выдержать напора воды. Чинить их во время затопления — опасно и бесполезно. Лучше перекрыть стояки с водой и выключить вентили.
Стояки находятся в ванной комнате или туалете.
В новостройках на батареях похожие вентили. Закрываются они просто: поверните вентиль до нуля. На старых батареях вместо вентилей красные рычаги. Если у батареи нет вентилей, сотрудник управляющей компании выключит воду во всём доме – по-другому никак
Спуститься к соседям. Пусть квартиранты предупредят соседей, что топят их. Так они успеют перенести технику, мебель и поставить вёдра под капающую воду. Это уменьшит ущерб, и на восстановление потребуется меньше денег.
Теперь переходим к шагам, которые спасут вас от ошибок, обмана и вымогания денег со стороны пострадавших.
Шаг 2. Езжайте в квартиру и позвоните в управляющую компанию
Вызовите сотрудника аварийно-диспетчерской службы. Он перекроет воду, осмотрит вашу и соседскую квартиры и составит акт. В акте он укажет объём ущерба и причину затопления.
Номер телефона управляющей компании написан в квитанции о квартплате. Ещё его можно найти на стенде в подъезде или на сайте «Реформа ЖКХ»
Без акта пострадают сразу две стороны: и пострадавшие, и виновные. Без документа даже непонятно, сколько продлятся разбирательства и к чему это в итоге приведёт. Так что лучше потратить время и составить акт. Больше про документ мы рассказали в статье «Я затопил соседей. Что делать: пошаговая инструкция».
Кто виноват в затоплении
Если квартиранты затопили соседей, они платят в двух случаях:
👉🏻 Затопил соседей по невнимательности. Например, включил воду и забыл закрыть кран. Тут всё понятно — вина его. В таком случае даже при большом желании не получится скинуть происшествие на владельца квартиры.
В многоквартирном доме на первом этаже был магазин. В доме временно отключили воду, а когда включили — магазин затопило. Вода лилась с потолка и затекала через дверь соседнего помещения, в котором тоже был магазин. Оказалось, что в квартире сверху и в соседнем магазине не были закрыты краны. Сосед сверху добровольно компенсировал ущерб, а чтобы получить компенсацию от соседнего магазина, пришлось судиться.
Пострадавший предприниматель подал иск к компании, владевшей соседним магазином. Как выяснилось, та была арендатором помещения, но по договору аренды, если затопление случилось по вине арендатора, тот обязан был устранить последствия за свой счёт. Вина арендатора была очевидна — это он не закрыл краны, поэтому суд взыскал ущерб с арендатора, а не с собственника.
👉🏻 Не заменил протекающий полотенцесушитель, радиатор отопления или кран. В этом случае исход зависит от того, что написано в договоре найма: если квартирант отвечает за капитальный ремонт, платит он.
Собственник квартиры по умолчанию отвечает за капитальный ремонт согласно ч. 1 ст. 616 ГК РФ. То есть если прорвёт батарею, возмещение ущерба на нём. Но иное можно предусмотреть в договоре найма.
Например, если прорвёт батарею, потому что закончился срок эксплуатации, это считается технической неисправностью. В таком случае оплатит ущерб собственник квартиры. Но, опять же, зависит от того, что написано в договоре: если квартирант отвечает за капитальный ремонт, заплатит он.
Текущий и капитальный ремонт отличаются. Текущий — это, например, подклеить немного обои или подкрасить стенку. А капитальный — заменить трубы или окна. Это важно учитывать при составлении договора, но об этом позже.
Управляющая компания иногда экономит на материалах и не чинит коммуникации вовремя. Из-за этого прорывает трубы и протекает кровля. Если по вине УК квартиранты затопили соседей, платить за всё будет УК.
Про коммуникации → Есть общедомовые и личные коммуникации. Личные — это те коммуникации, на которых есть вентили. Например, стояки с горячей и холодной водой — личные коммуникации, а главная труба относится к общедомовым.
Если квартирант затопил соседей из-за того, что прорвало общедомовые коммуникации, виноват не он, а управляющая компания.
Шаг 3. Сделайте фотографии ущерба и снимите всё на видео
Сфотографируйте повреждения в своей и соседской квартире.
Дополнительно можно снять видео, как у соседей стекает вода по стенам или капает с люстры.
Начните снимать видео ещё до того, как зайдёте в квартиру соседей. Покажите сначала подъезд, дверь с номером квартиры, а уже потом в неё заходите. Это вам поможет в суде и пригодится, если соседи попытаются выбить с вас побольше деньжат. Например, польют водой телевизор и заявят, что он сломался из-за затопления, а теперь нужен новый, и купить его обязаны вы. А ещё видео поможет сотрудникам страховой компании определить, какой ущерб понесли соседи.
Шаг 4. Если квартира застрахована, обратитесь в страховую компанию
Страховой компании понадобятся доказательства потопа, иначе они не выплатят вам компенсацию. В «Манго» сотрудникам чаще всего хватает фотографий, видео и акта о затоплении квартиры, чтобы определить ущерб и рассчитать стоимость ремонта. Если застрахована и гражданская ответственность перед соседями, сотрудники страховой сами с ними свяжутся и выплатят деньги за понесённый ущерб.
Если по фото и видео у сотрудников не получится определить объём ущерба, они найдут эксперта-оценщика и отправят его к вам и соседям. Он осмотрит квартиры, оценит ущерб и посчитает сумму выплат.Страховая компания снимает много головной боли: не надо разговаривать с соседями, договариваться, искать деньги и разбираться с квартирантами. Даже если квартиранты под шумок соберут вещички и смоются, вы от этого не пострадаете — весь ущерб покроет страховая компания.
Наша клиентка с мужем переехали в новостройку и одними из первых сделали ремонт. Пожили в красоте полгода, а потом их затопил сосед. Причина — установка наливного пола. Стяжка была сделана некачественно, и основная масса раствора попала к ним. Пришлось переделывать ремонт в двух комнатах. В результате случившегося сумма ущерба составила 117 700 рублей, и страховая компания всё выплатила.
Реальная история клиента «Манго»
Шаг 5. Попробуйте мирно решить конфликт
Решите совместно с пострадавшими соседями, сколько денег вы должны им отдать и когда. Укажите всю информацию в расписке. Чтобы она стала юридическим документом, заверьте её у нотариуса. Если этого не сделать, соседи могут провернуть такую махинацию: получат от вас деньги, а потом подадут на вас в суд, заявят там, что вы не возместили ущерб, и вас из-за этого принудят отдать им деньги.
Если договориться о выплатах не получается, вызовите независимого эксперта-оценщика. Он осмотрит квартиры, оценит нанесённый ущерб и рассчитает сумму, которая потребуется на ремонт. На стоимость услуги влияет площадь квартиры, количество повреждённых вещей и степень повреждения помещения. Мы просмотрели много фирм. Самая низкая цена — 3 000 рублей в компании «Оценочная компания № 1». В других организациях цена стартует с 4 000 рублей.
Предоставить доказательства затопления в суде обязан истец. И оценку ущерба тоже заказывает он. Но советуем не пожалеть денег и заказать экспертизу. Ведь вы не знаете, сколько стоит ремонт и имущество соседей, а они могут этим воспользоваться и потребовать в разы больше денег. Или подкупить независимого эксперта-оценщика, чтобы он завысил цены на восстановление мебели и отделки.
Шаг 6. Обратитесь в суд, если квартирант не хочет оплачивать ущерб
В вашем случае в суде придётся доказать два факта: что был потоп и что вы сдавали квартиру.
Доказательства затопления:
Главное доказательство сдачи квартиры — договор найма. Если его нет, предоставьте другие доказательства. Например, скриншоты переписок с квартирантами, свидетельствования соседей, чеки из банка с ежемесячными поступлениями оплаты аренды.
Как хозяину квартиры обезопасить себя от ЧП
Составьте договор найма. Пропишите в нём, за что несёт ответственность квартирант, а за что — вы. Обязательно пропишите, за какой ремонт он отвечает: за текущий или капитальный. Вообще квартирант и так несёт ответственность за текущий ремонт, но стоит дополнительно прописать обязанности в договоре, чтобы это не было сюрпризом для квартиранта.
Каждый месяц составляйте расписку о том, что получили деньги за квартиру. Указывайте в ней дату, сумму, ФИО сторон и за что вы получили деньги. Внизу подпишитесь сами и попросите квартирантов. Скорее всего, за такое они будут смеяться над вами за посиделками с друзьями. Но какая разница, если вас это обезопасит?
Итак, как себя вести, если квартиранты затопили соседей
Суд из-за батареи и потопа
Собственник квартиры из Москвы заменил радиатор. Проект не делал, просто поставил новую батарею. Однажды он уехал в командировку, и тут ему звонят соседи: нашу квартиру заливает. Потом звонят другие — и нашу тоже, вода от вас. Выяснилось, что в это время управляющая компания проверяла систему отопления: прогоняла воду под давлением по всем трубам. Новый радиатор был без вентиля, он не выдержал напора.
Хозяина квартиры не было дома: он смог только позвонить в управляющую компанию и предупредить, что соседи жалуются на залив и нужно остановить испытания. На следующий день УК добавила напора до максимума: соседей снова залило. В одной квартире насчитали 590 тысяч рублей ущерба, в другой — 425 тысяч. Владельцы этих квартир пошли в суд: они требовали с соседа больше миллиона рублей за ремонт, а еще моральный ущерб и судебные расходы.
Это еще одна история о настойчивом борце с управляющей компанией. Почитайте, как он защищал свои права и деньги, и берите на вооружение.
Почему соседи потребовали от мужчины денег за ремонт?
В квартирах два дня лилась вода с потолка. Она повредила отделку. Соседи вызвали работника управляющей компании, тот зафиксировал, что вода и правда текла сверху и есть повреждения. А эксперты оценили ущерб и дали заключение по поводу суммы. По закону тот, кому нанесли ущерб, может требовать компенсацию. Владелец квартиры сверху сам платить не захотел, пришлось подать на него в суд.
Почему владелец квартиры не захотел платить?
Компенсировать ущерб должен тот, кто виноват. А хозяин верхней квартиры считал, что его вины в заливе соседей нет. Вот какие аргументы мужчина приводил в свою защиту:
Что на это ответила управляющая компания?
Управляющая компания не признала вину. Испытания системы отопления она провела по плану, давление повышали до максимума, который установлен правилами. Две квартиры залило, потому что сосед заменил радиатор без согласования и не поставил перемычку с вентилями. Резьбу во время испытаний вырвало из-за ненадлежащего содержания имущества, но не общего, а личного — батарея в квартире принадлежит собственнику и управляющая компания за нее не отвечает. Значит, и платить за залив не обязана.
Что сказали суды?
Районный и областной суды 👎
Две квартиры залило из-за трещины в батарее. Собственник установил ее сам, но не по проекту и без вентиля.
Радиатор не относится к общему имуществу, поэтому управляющая компания не виновата. Свое имущество собственник обязан содержать сам. И за ущерб, который причинен соседям, он тоже будет отвечать сам.
Пусть отдает соседям миллион рублей и оплачивает экспертизу.
Управляющая компания должна делать так, чтобы у жильцов были безопасные и благоприятные условия для жизни. Содержать и обслуживать общее имущество — это одна из обязанностей УК.
Главное в этой истории — разобраться, к какому имуществу относится тот участок труб, где появилась трещина. Если это общее имущество, то ущерб двум квартирам должна возместить УК. Но суды даже не пытались разобраться. Они рано сделали виноватым собственника квартиры сверху.
Без внимания остались такие факты:
Вина собственника квартиры под вопросом. Даже если он сам поменял радиатор, не поставил на него вентили, а в его квартире во время плановых испытаний треснула батарея, это еще не значит, что он должен платить. Возможно, платить будет УК, но в этом надо нормально разобраться.
Итог. Решения двух судов отменили. Дело будут пересматривать заново. У собственника квартиры есть шансы сохранить миллион рублей. Посмотрим, каким будет окончательное решение. Но выводы Верховного суда обнадеживают и точно пригодятся многим владельцам квартир, на которых УК пытается переложить вину и расходы.
Любой радиатор — это общее имущество и за него отвечает УК?
Нет, не любой радиатор считается общим имуществом. Общее имущество — это все стояки, вентили на них и общедомовые счетчики. А радиаторы считаются общим имуществом, только если они:
Дело о заливе квартиры из-за радиатора без вентиля: пока виновата УК
Если батарея стоит внутри квартиры и имеет запорную арматуру, которая позволяет отключить ее от общего стояка, то общим имуществом она не является. Но если радиатор соединен с трубой сварным швом и на нем нет вентиля и тем более если собственник ничего не менял — это общее имущество.
Еще нужно читать договор с управляющей компанией. Там должен быть установлен состав общего имущества. И может быть написано, что из системы отопления считается общим, а за что отвечают собственники квартир.
Дело о заливе квартиры из-за радиатора с вентилем: виноват собственник
Как заставить управляющую компанию платить за залив квартиры?
Вот план действий на случай залива вашей квартиры или ущерба соседям из-за трещин в водосточной трубе и системе отопления.
Вопросы по поводу радиаторов уже много лет спорные. Одни суды относят их к общему имуществу, другие нет — и собственники платят сотни тысяч рублей за ущерб соседям. Если уверены в своей правоте или на кону большая сумма, идите до конца. Если очевидно, что вину управляющей компании доказать не получится, договаривайтесь с соседями.
А лучше оформите страхование гражданской ответственности. Полис на 500 тысяч рублей обойдется в 3—4 тысячи, зато все проблемы с судами и соседями будет решать страховая, а не вы.
Алиса, яро плюсую. Причем, если вспомнить дело братьев чью-фамилию-нельзя-называть, то можно увидеть, что доводы Верховного суда не всегда вразумляют местные суды. Говорят, повторное обвинительное заключение совпадало с изначальным чуть ли не до знаков препинания. Хотя сам я это утверждение не проверял. 🤷🏻♂️
виновата УК в любом случаи. прежде чем опрессовать систему они должны были предупредит всех жильцов и контролировать.
Шагид, действительно, этот вопрос в статье вообще не освещен. Любые испытания это опасная ситуация. Во время испытаний за всей системой нужно внимательно следить, потому что вероятность поломок резко возрастает.
Шагид, Едва ли владелец самопальной батареи стал бы что-то делать после предупреждения.