Если на меня подали в суд что делать
Если на меня подали в суд что делать
В статье представлены обзоры законодательных нормативов и судебных разбирательств, изменения в отношении внесения платы за аренду, вступившие в силу с 01.04.2020 г.
Вводятся послабления для многодетных и упрощается взаимодействие с налоговой для бизнеса.
Мошенники выманивают у людей деньги с банковских карт под предлогом участия в «беспроигрышной лотерее» или платном опросе.
Для договоров ОСАГО, заключенных после 1 апреля 2019 года и до 31 марта 2020 года, будет применяться новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ).
Индексация социальных пенсий осуществляется исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.
В 2018 году РФ не исполнила 1585 решений Европейского суда по правам человека.
Бывает, что гражданин узнает о том, что на него подали иск в суд только когда к нему приходит повестка. Безусловно, это неприятный момент, даже если идет речь о незначительной сумме.
Из полученной повестки, часто можно узнать только место и время предстоящего судебного заседания, иногда прикладываются ФИО или название лица, подавшего в суд. Как же действовать, если на вас подали иск в суд.
Ознакомление с материалами дела
Необходимо будет узнать суть и основания выдвинутых против вас исковых требований. Для этого нужно прийти в суд и ознакомиться с материалами вашего дела.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ, лица, которые участвуют в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, снимать копии, делать выписки из них….
В большинстве судов это можно сделать в любой рабочий день, в некоторых лишь в «приемные часы судов» (понедельник с 14:00 до 18:00, четверг с 9:00 до 13:00).
Советуем сфотографировать материалы для более основательного изучения. Также отснятые материалы могут пригодиться в случае обращения к юристу, так как ему уже не нужно будет ехать в суд для ознакомления с делом, что сможет сэкономить ваши деньги и время.
Первое, что следует прочитать при изучении дела – это исковое заявление. В нем отражены все требования и основания, на которых они базируются. Внимательно изучите приложения к этому заявлению. Оцените степень доказанности тех фактов, на которые ссылается истец.
Когда вы пришли в назначенное в повестке время, не пытайтесь объяснить судье кто в данной ситуации прав, а кто виноват. Не вступайте в дебаты со стороной истца. Объясните судье, что вы ничего не понимаете в юриспруденции, что вам необходима помощь опытного юриста, или адвоката. Ходатайствуйте о том, чтобы судья отсрочил рассмотрение дела.
Дальнейшие действия
Вам необходимо определиться, пойдете вы в суд самостоятельно, или будете обращаться за помощью к юристу или адвокату.
В чем преимущество обращения к профессионалам? Вы сможете выбрать именного того юриста или адвоката, который специализируется на решении данных вопросов. На первой же консультации вам дадут необходимые рекомендации и советы.
Если вы решите идти в суд самостоятельно, оцените ваши знания и возможности. Когда дело серьезное и необходимо разбираться в тонкостях – лучше обратиться к профессионалу. В этом случае, возрастут шансы на исход дела в вашу пользу.
Допустим, дальше вы решили действовать самостоятельно. Следующим шагом будет написание возражения на исковое заявление или подача встречного иска.
Отличие возражения на иск от встречного иска заключается в следующем:
В соответствии со ст. 137 ГПК РФ, ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления иска.
В соответствии со ст. 138 ГПК РФ, судья принимает встречный иск в случае, если:
Выступление в суде
Если вы получили повестку на предварительное судебное заседание, на нем вам, скорее всего, нужно будет лишь передать возражение на исковое заявление и получить повестку на основное судебное заседание.
В соответствии со ст. 56 ГПК, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Выигрывает та сторона, которая привела больше доказательств и аргументов в свою пользу.
Консультация юриста онлайн
Квалифицированные юристы и адвокаты, готовы не только дать ответы на вопросы, но и отстоять Ваши интересы как в до судебном, так и в судебном порядке
Благодарим Вас за обращение в юридическую компанию «Лидер»
Мы получили Ваше сообщение, через 15 минут, Вам должен перезвонить наш сотрудник для уточнения информации и консультации по Вашему вопросу
Какие проблемы решают наши юристы?
У Вас возник вопрос? Не знаете сможем ли мы решить Вашу проблему? Убедитесь в квалификации наших специалистов на деле
Обязательно обращайтесь за консультацией. В ходе общения с нашим юристом или адвокатом, Вы получите ответы на все интересующие вопросы в рамках проблемы. В процессе консультации юрист расскажет о перспективах и путях решения Вашей проблемы.
Грамотно составляем претензии, жалобы в различные инстанции (в том числе судебные), исковые заявления, соглашения, договоры и прочие юридически значимые документы. Знайте, что составлять документы такого плана, должен практикующий профессионал, только так удастся избежать недоразумений в будущем.
Выступим в защиту прав клиента. Полноценное ведение дела, начиная с консультации, подготовки документов, ведения переговоров с противоположной стороной и заканчивая защитой прав в судебной инстанции. Здесь клиент сам выбирает, как будет работать наш специалист, это может быть ведение дела до получения положительного решения суда, или ведение дела до определенного этапа.
Если есть хоть самая малая надежда на решения спора без судебной волокиты, то мы обязательно воспользуемся такой возможностью. С нашей стороны полное сопровождение клиента, до подписания соглашения между сторонами. Подготовка документов и проведение переговоров, а так же нахождение компромисса, ложится на наши плечи.
С нашей стороны, тщательная подготовка к суду. Сбор необходимых документов, сбор доказательств. Написание искового заявления в соответствии с требованиями Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Подготовка стратегии решения вопроса, проработка всех возможных форс-мажорных ситуаций и пути выхода из них. Обязательно думаем над скрытием фактов, которые могут негативно повлиять на исход дела. По итогу получаем несколько возможных вариантов развития событий, тем самым всегда имеем козырь в рукаве.
Специалисты нашей компании, имеющие солидную практику в обжаловании решений судов любой инстанции, готовы встать на защиту Ваших прав. Если имело место, нарушение со стороны судьи, наши юристы и адвокаты готовы составить апелляционную, кассационную или надзорную жалобу на решение суда. Стоит сразу отметить, что утвердительный ответ, о возможности обжалования конкретного решения суда, принимается нашими специалистами, только после тщательного изучения материалов дела и понимания дальнейших возможностей. Скажу так, далеко не каждое решение суда, можно обжаловать и порой нет смысла тратить время, нервы и деньги. Но если клиент желанием об обжаловании решения преследует иные цели, то мы всегда идем на встречу и работаем в соответствии с поставленной задачей.
Как работает юридическая компания «Лидер»?
В своей работе, мы всегда нацелены на результат и на достижение целей клиента. Ставим точные цели, после чего движемся к их достижению, обеспечивая клиента уверенностью в завтрашнем дне
Чем дольше мы работаем в сфере юридических услуг, тем совершеннее становится наш подход. Не будем скрывать, в начале работы у нас были дела, с которыми мы не справились, но это не значит, что у нас работают плохие специалисты, просто мы умеем признавать ошибки. Тот, кто не признает ошибок, не может развиваться и стать лучше.
В свою очередь, мы учли совершенные ошибки, это помогло создать пошаговый план, которого мы придерживаемся всегда. Следование плану, не позволяет нам упустить, что либо из виду, погружаясь в детали дела, мы разрабатываем план действий, в котором уже учтены все возможные погрешности и варианты развития событий, в том числе, что делать если все пошло не по сценарию.
Как правило, 95% дел, не важно каких, к примеру, семейные споры, трудовые, долговые обязательства, являются типовыми и в таких делах, все развивается по определенному сценарию, мы понимаем какие шаги должны быть с нашей стороны и какие шаги будет предпринимать противоположная сторона, для защиты. Это не гадание на кофейной гуще, все строится на годах практики.
Консультация клиента в устной форме. Даем ответы на вопросы, рассказываем о вариантах решения проблемы, а так же изучение документов
Оценка перспектив дела, ведь очень важно понимать, беремся за дело или нет, мы не даем пустых обещаний. Поиск решения проблемы и заключение договора с клиентом
Подготовка документов, поиск необходимых доказательств по делу. Решение вопроса в до судебном порядке или подготовка к суду, если переговоры не дают результатов
Решение проблемы в судебном порядке, защита прав клиента на каждом без исключения заседании. Работаем до получения положительного решения суда. При необходимости обязательное обжалование решения в суде любой инстанции
План действий по решению проблемы
Профессионал всегда действует обдуманно и согласно намеченным целям. Мы понимаем, что для клиента Важно знать, с кем он будет иметь дело и поэтому хотим еще немного рассказать о принципах которых мы придерживаемся в процессе работы
Важно понять все тонкости и ключевые моменты проблемы, изучить документы, что бы оценить перспективы дела, принять верный курс на решение и прийти к качественному результату.
Мы определим несколько вариантов для решения проблемы, это необходимо. Если, что то пойдет не по плану, мы сможем комфортно пойти по другому пути решения задачи. Тем самым получив нужный результат.
Проводим переговоры с противоположной стороной, в ходе которых мы придем к договоренности и заключению соглашения по возникшему спору. Досудебное соглашение позволит решить вопрос быстрее в 10 раз, чем разрешение спора в судебном порядке.
Не удалось решить спор в досудебном порядке, мы готовим документы, подаем из в суд, прикладываем исковое заявление. Защищаем права клиента в суде, до получения положительного решения.
Хотите через 15 минут узнать решение Вашего вопроса?
Просто заполните форму и нажмите «заказать консультацию»
Обращение к нам ни к чему Вас не обязывает
Мы не навязываем услуги
Напротив, мы подробно расскажем о тонкостях проблемы, оценим перспективы дела, а так же расскажем способы выхода из сложившейся ситуации, а Вы сами убедитесь, в квалификации юристов нашей компании.
Благодарим Вас за обращение в юридическую компанию «Лидер»
Мы получили Ваше сообщение, через 15 минут, Вам должен перезвонить наш сотрудник для уточнения информации и консультации по Вашему вопросу
Почему юридической компании «Лидер», можно доверять?
Для нас крайне важно оставить только положительное впечатление от сотрудничества с нами. Если Вы еще ни разу не обращались к нам, то позвольте рассказать Вам о некоторых положительных моментах, которые Вы можете оценить и понять, что мы сторонники строгого порядка и последовательности
Только специалист ежедневно решающий проблемы клиентов, знает тонкости дела, способные кардинально переломить ход дела в пользу клиента
Если Вам знакома ситуация, когда юрист пропадает и по нескольку дней не отвечает на звонки, это не про нас, мы держим Вас в курсе всех дел
У нас очень строгий договор, в нем прописаны все обязанности юриста, все права клиента, нет мутных формулировок, мы соблюдаем условия договора
Если, все же возникла ситуация, когда дело было проиграно по вине нашего юриста, то мы возмещаем 100% расходов на дело. Полное возмещение
Мы оказываем следующие виды юридических услуг и консультаций
Ниже представлены юридические услуги, которые в том числе оказывает наша организация. На самом деле, у нас внушительный штат юристов и адвокатов, работающих в различных правовых сферах. Какой бы сложной не была Ваша проблема, звоните, решение обязательно найдется
Направление гражданского права весьма обширно и охватывает огромную область юриспруденции, в Гражданском Кодексе РФ более 1000 статей и разобраться в таком объеме информации крайне затруднительно, так как важную роль играет правоприменительная практика. Только практикующий специалист сможет дать Вам четкий ответ на поставленный вопрос и защитит Ваши права в суде.
Не важно, неудачная покупка, некачественная услуга или вопрос отказа от качественного товара, дать Вам какие то гарантии и оценить перспективы ситуации, сможет только квалифицированный юрист по защите прав потребителей. Права потребителя, это одно из самых популярных направлений в юриспруденции, именно по данной категории к нам ежедневно поступает более 100 звонков со всей России и мы готовы помочь каждому попавшему в трудную ситуацию потребителю.
Если Вы ежедневно за рулем, то скажу по своему опыту, лучше всегда иметь контакты с проверенным авто юристом, так как может наступить момент, когда звонок авто юристу, может избавить Вас от серьезных проблем. Консультируем по спорам о вине в ДТП, ОСАГО, КАСКО, возмещение ущерба в результате ДТП, ДТП со скрывшимся виновником и пр.
Обратившись за консультацией к семейному юристу, Вы получите не только ответ на вопрос, но так же в рамках разговора, юрист даст Вам полезные советы с учетом Вашей ситуации, подскажет как действовать и каких ошибок не стоит допускать. Так же мы всегда особое внимание уделяем оценка перспектив дела, так как это важнейший этап, на которым мы решаем перспективное дело или нет. Мы всегда честны перед нашими клиентами, если мы беремся за дело, то гарантировано доводим его до победного конца.
Регулярные изменения в жилищном законодательстве, плюс сама сложность вопроса, все это предполагает определенного рода вопросы к юристу по жилищному праву. Опять же может показаться, что мы навязываем услуги! Но ради справедливости, мы лишь хотим предостеречь Вас от ошибок, которые допускают люди, решающие правовые жилищные вопросы самостоятельно. Для успешного подхода к решению данных вопросов, требуются не только знания, но и внушительный багаж опыта. Обращайтесь, мы готовы решить проблему эффективно и с наименьшими затратами.
Консультируем по вопросам восстановления на рабочем месте, невыплаты заработной платы, травмам на производстве и прочим вопросам при которых происходит нарушение трудовых прав работников. С другой стороны, не всегда уязвимой стороной в трудовых отношениях выступает работник, порой юридическая помощь требуется работодателю и в таких ситуациях, мы консультируем и оказываем юридическую помощь работодателям.
Дел решаем в пользу клиентов
Клиентов из 1000, довольны уровнем услуг
Из 300 юристов, практика более 10 лет
Что Вы получите при обращении в юридическую компанию «Лидер»?
Предлагаем Вам подробнее узнать о наших целях, задачах. Мы готовы делиться с Вами любой полезной информацией
На рынке юридических услуг, компания «Лидер» уже более 10 лет и за все это время, мы решили тысячи проблем как физических лиц, так и организаций. Ежедневно к нам обращаются сотни клиентов, что бы получить юридическую консультацию и узнать о перспективах дела и заключить договор на оказание услуг.
Мы всегда готовы защитить Ваши права, так как именно для этого работает наша организация и люди в ней. Если у Вас возникла проблема или вопрос, приглашаем Вас на консультацию, подготовьте вопросы, задайте их нам и получите точный ответ, а так же квалифицированную правовую помощь.
С Вами будут работать, исключительно профильные юристы, только специалисты, разбирающиеся и имеющие солидную практику в решении вопросов одной специализации. Как правило, узкопрофильные юристы и адвокаты, видят, как точно решить проблему, знают ее причину, знают, как действовать, знают, как подготовить документы, как собрать доказательную базу, как обойти ошибки, как подготовиться к суду, какие решение принимают суды по конкретному вопросу, как применить законодательство и самое главное как выиграть дело.
Не буду вводить в заблуждение, не все вопросы можно решить в пользу клиента и мы беремся за дело, только после оценки перспектив, так как нам нужно сказать клиенту как на самом деле обстоят его дела.
Честность и прозрачность работы, помогает нам успешно трудиться на рынке юридических услуг. Если дело не повернуть в пользу клиента, то мы будем вынуждены сказать об этом. Не берем денег за обещания, не наш стиль. Честно дадим ответ, относительно перспектив решения вопроса, «Да» или «Нет». Принятие решения обращаться к нам или нет, принимает клиент. Нет смысла давить, мы знаем наши возможности, мы уверены в своих силах, опыте и знаниях.
Ни для кого не секрет, что участие в решении проблемы юриста или адвоката, значительно повышает шансы на успешный исход дела. Только практикующий юрист знает все тонкости конкретного дела, и общаться с таким специалистом крайне приятно, ведь профессионал, дает четкие ответы на вопросы в процессе юридической консультации, и не важно, проходит она в офисе, онлайн или по телефону.
Только специалист с солидным багажом знаний, знает, как устроена судебная система изнутри, он четко понимает, какие меры нужно предпринять в зависимости от ситуации, какие документы подготовить, как и когда нужно сгладить острые углы, а самое главное какие ошибки не стоит допускать.
Обращаясь в нашу компанию, Вы можете быть уверены в точности ответа, а так же Вы гарантированно можете рассчитывать на профессиональную помощь юриста или адвоката. Прием звонков осуществляется на номера, указанные на сайте, и Вы практически в любое время позвонив по бесплатному номеру, можете проконсультироваться у юриста и мы с радостью простым языком, объясним Вам, как обстоят Ваши дела и на, что можно рассчитывать.
За годы работы, мы поняли, что самое неприятное чувство для наших клиентов, это неопределенность, ведь люди хотят знать, решаема ли их проблема и когда они звонят нам и обращаются онлайн, то задают очень много вопросов, и мы даем на них четкие и понятные ответы, никакой воды, никаких общих формулировок.
Именно за точность и честность, клиенты после каждой юридической консультации выражают благодарность, ведь после разговора с нами, они уже осведомлены и их не мучает чувство неопределенности, что очень важно.
Мы работаем, что бы решать Ваши проблемы, это наша основная задача.
Если мы взялись за решение вопроса, то гарантировано доведем дело до победного и получим необходимое решение суда.
Как обжаловать решение суда
Когда судья выносит решение, одна из сторон этим решением часто недовольна.
Это нормально: если бы была «золотая середина», участники договорились бы обо всем до суда. Важно заранее оценить перспективы и понять: решение вам просто не нравится или оно неправильное с точки зрения закона. В первом случае имеет смысл обжаловать решение суда, только чтобы его исполнили позже. Во втором случае результат обжалования напрямую зависит от количества и качества документов, которые попали в дело в первой инстанции.
В статье я расскажу, как обжаловать решение суда общей юрисдикции первой инстанции, то есть про апелляционную процедуру.
Кто и в какой срок может обжаловать решение суда
Не все имеют право обжаловать решение. Вот кто может это сделать:
Решение можно обжаловать, пока оно не вступило в законную силу. Сначала судья выносит мотивированное решение. Это полное решение суда, в котором судья подробно рассказывает, какие доказательства сторон он рассматривал и почему счел их убедительными или сомнительными. Потом проходит месяц, и решение вступает в законную силу.
Если дело рассмотрели без вызова сторон, в упрощенном порядке, решение вступит в силу через 15 дней после принятия или после составления мотивированного решения по запросу участника судебного процесса.
Еще существует резолютивная часть решения. В ней судья пишет, кто с кем и о чем спорил, кратко перечисляет законодательные нормы, которыми руководствовался, и приводит итоговое решение. Резолютивную часть оглашают в заседании.
Мотивированное решение судья районного суда обязан составить в течение 10 дней после оглашения резолютивной части, а мировой судья — тоже в течение 10 дней, но после того, как поступит запрос от участника процесса. Но на практике так бывает не всегда.
С 1 октября 2019 года составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, суды будут не 5, а 10 дней после запроса от участника процесса. Так что решение вступит в силу позднее
Бывает так, что судья составляет мотивированное решение недели две — а дату, когда он составил решение, указывает «по правилам». В одном деле, где я участвовала, судья написала мотивированное решение через три недели после того, как решение огласили. За это время она успела слетать в отпуск. Бывает и наоборот — когда судьи надолго закрываются в своем кабинете после заседания и выходят сразу с мотивированным решением.
Когда судьи долго готовят решение, хочется ускорить процесс. Некоторые юристы подают жалобу председателю, но я так делать не советую. Задержки не так велики, чтобы портить отношения с судьями.
Не исключено, что позже вы попадете к этому же судье с субъективным вопросом вроде компенсации морального вреда. Если судья злопамятный, он может присудить вам 10 тысяч вместо 20. И такое вряд ли получится обжаловать. Или же в другом процессе не удастся договориться с судьей на удобное вам время судебного заседания. Тогда придется отказаться от запланированного отпуска, потому что когда-то вы отказались понять загруженность судьи.
Если судья задерживает выдачу мотивированного решения, это не мешает подать краткую апелляционную жалобу. Всё равно суд первой инстанции будет направлять в апелляционный суд готовое дело с полным решением, и до апелляционного заседания у вас будет возможность получить решение и обдумать его недостатки.
Скачать образец краткой жалобыPDF, 52 КБ
Скачать образец полной жалобы на решение судаPDF, 60 КБ
Вы можете звонить в суд первой инстанции и регулярно напоминать о своем желании получить решение. Еще можно раз в неделю письменно запрашивать решение — бланки и образцы есть в канцелярии. Письменные запросы будут проходить через председателя суда — мне это помогало.
Апелляционная инстанция должна рассмотреть жалобу в течение двух месяцев. На практике, скорее всего, так и получится. Но если суд решит рассматривать дело по правилам суда первой инстанции — с представлением дополнительных доказательств — все может затянуться.
Зачем юристы подают краткую жалобу
Чтобы имело смысл подавать апелляционную жалобу, в ней нужно указать веские доводы. Но иногда времени на подготовку этих доводов просто нет: поздно получили решение или человек обратился к юристу только после провала дела в первой инстанции. В этом случае нужно срочно подать в суд краткую апелляционную жалобу, чтобы не пропустить сроки обжалования, а потом уже готовить «сильную» жалобу.
За свою практику я подала десятки кратких жалоб. Но когда доводилось представлять интересы физических лиц, не раз сталкивалась с недоверием клиентов к такой жалобе. Они считали, что это непрофессионально, и порой уходили к другим юристам. Но в обжаловании важны процессуальные моменты — если их не соблюдать, жалоба может вообще не дойти до апелляционной инстанции. А чтобы победить, нужно отшлифовать ее содержание. Это лучше не делать второпях.
В какой срок можно обжаловать заочные решения
Бывает, что суды извещают ответчика о заседании, но он не приходит. В этом случае судья может вынести заочное решение и направить его ответчику по почте. У ответчика есть 7 дней после того, как ему вручили копию решения. За это время он может сообщить суду, почему его не было на заседании, и потребовать отменить решение. Все сообщения суду направляют в письменной форме почтой или через канцелярию суда. К сообщению нужно приложить документы, которые подтверждают, что ответчика не было по уважительным причинам.
Месяц на апелляционное обжалование отсчитывают после окончания этих семи дней или, если ответчик подал заявление об отмене, после вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления. Если срок пропустили по уважительной причине, можно вместе с жалобой заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Например, суд может восстановить срок на обжалование, если человек не знал о рассмотрении дела, потому что повестки приходили по адресу, где он не живет. В таких случаях срок восстанавливают по ходатайству заинтересованного лица.
Скачать образец ходатайства о восстановлении срока на обжалованиеPDF, 72 КБ
Гражданско-процессуальный кодекс называет одной из уважительных причин пропуска сроков тяжелую болезнь — когда человек знал о вынесенном решении, но не мог подать жалобу по объективным причинам. Но на практике суд восстанавливает сроки, только если человек не только не был способен лично дойти до суда или почты, чтобы отправить жалобу, но и не мог осознавать смысл происходящего. Судьи отказывают восстанавливать срок человеку со сломанной ногой, потому что считают, что он мог попросить кого-нибудь отправить письмо в суд или послать жалобу в электронном виде.
Бесполезно подавать апелляционную жалобу, если пропустили срок на обжалование без уважительной причины: ее не будут рассматривать.
Какие доводы приводить в жалобе
Судебное решение можно обжаловать по материальным или процессуальным основаниям.
Материальные основания связаны с сущностью законов и встречаются реже, но по ним обжалование результативнее: например, если в законе написано одно, а судья написал в решении совсем наоборот, то такое решение отменят.
Процессуальные основания связаны с тем, как нужно рассматривать дело. Эти основания встречаются чаще, но влияют скорее на качество решения, а не на его сущность. Это происходит, когда судья нарушил строгие правила судебного разбирательства и это повлияло на возможность участников отстоять свою точку зрения — например, если на заседании не вели протокол.
Суд апелляционной инстанции полностью рассматривает решение суда первой инстанции с процессуальной стороны, а с материальной — только в пределах доводов сторон. Но и материальные аспекты дела суд вправе проверить полностью в интересах законности.
То есть во второй инстанции проверят, соблюдены ли нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, даже если участники процесса об этом не просили. При этом то, соответствует ли решение другим законам, проверят, только если об этом попросили в апелляционной жалобе. Но судьи, скорее всего, не пропустят очевидные ошибки в решении, даже если в жалобе про них ничего нет.
В апелляционной жалобе нельзя заявлять новые требования или представлять новые документы. Можно лишь просить заново оценить ранее представленные документы. Исключение действует только для лиц, которых не привлекли к первому рассмотрению дела. Например, если наследственный спор рассмотрели без жены умершего, та может подать апелляционную жалобу и все ее требования и документы будут новыми для дела.
Еще можно представить документы, которые было невозможно представить при первом рассмотрении. Например, участник дела не смог получить вовремя какой-то документ и попросил в ходатайстве отправить запрос на этот документ. Если судья вынес решение без него, документ можно представить в апелляции.
Ссылаться нужно на те доводы, которые ГПК считает вескими для отмены решения: в решении отсутствует логика, не соблюдены законы и нарушен процессуальный порядок. Я всегда писала жалобы, опираясь на список оснований для отмены, последовательно проходя по нему и выписывая подходящие основания. К ним я добавляла обстоятельства конкретного дела.
Решение суда должно быть законным. Еще решение должно быть основано на доказательствах, представленных на заседании. Может случиться так, что представленные сторонами документы об одном, а решение о другом. Тогда решение суда нельзя подтвердить никакими документами, и апелляционный суд может отменить это решение.
Суд должен правильно выбирать закон, на который будет опираться в решении. Если вместо нужного закона он использовал неподходящий, а подходящий закон не использовал или истолковал неправильно, апелляционная инстанция может изменить решение.
Например, если физлицо покупает товар или услугу для себя, применяют закон о защите прав потребителей. Если товар некачественный, покупатель может вернуть деньги. Если компания не вернет деньги за товар добровольно, покупатель сможет требовать в суде штраф в 50% от всей присужденной суммы. А если обе стороны — организации, назначать такой штраф нельзя: закон о защите прав потребителей касается только физлиц.
В заседании нужно соблюдать все процессуальные формальности. При этом правильное по существу решение суда первой инстанции вряд ли отменят по одним только формальным соображениям. Но есть случаи, когда решение точно отменят:
Во всех этих случаях апелляционная инстанция будет рассматривать дело заново — можно будет представлять новые документы, просить об экспертизах и прочее, как в первой инстанции. Это очень редкая ситуация, когда апелляционная инстанция может даже назначить одно или несколько новых судебных заседаний.
Именно поэтому большая часть решений после апелляции, кассации и надзора сохраняет свое практическое содержание. Даже Верховный суд РФ часто отправляет дела на пересмотр, чтобы привести в порядок формулировки, а не изменить суть решения.
Как сформировать пакет документов
С технической стороны обращаться в апелляционную инстанцию проще всего — нужны только сама жалоба, чек об оплате госпошлины и доверенность, если за участника процесса действует юрист. Судебное решение приложит тот суд, который рассматривал дело.
Апелляционную жалобу нужно правильно оформить, иначе ее вернут. В жалобе нужно указать:
Жалобу нужно подписать, дату указывать необязательно. Время, когда подали жалобу, определяют по входящему штампу канцелярии суда или по штампу почтового отделения о принятии заказного письма с описью вложения.
В суд общей юрисдикции жалобу направляют по количеству участников дела — для судьи и сторон. Если вы истец и судитесь с двумя ответчиками, то должны подать в суд три экземпляра жалобы: для судьи и двух ответчиков. На вашем экземпляре в канцелярии суда поставят входящий штамп с датой. Приложения тоже нужно подавать по количеству участников. Квитанцию об оплате госпошлины и доверенность представителя копировать не нужно.
С 1 октября 2019 года копии жалобы в суд общей юрисдикции самостоятельно направляют другим участникам судебного разбирательства, как в арбитражном разбирательстве. К жалобе, направленной в суд, прикладывают почтовые квитанции. Они подтвердят, что вы действительно направили копии жалобы сторонам. Если вы отдали их участникам лично, направьте в суд экземпляр жалобы с отметками участников о получении.
На практике это происходит так: на почте с описью вложения нужно сформировать почтовые отправления для второй стороны, а уже после вложить почтовые квитанции в конверт для суда. Я всегда фотографировала эти квитанции, чтобы сохранить идентификатор для отслеживания и подтвердить расходы на отправку для клиента или бухгалтерии.
Размер госпошлины за апелляционную жалобу — 150 Р для граждан и 3000 Р для организаций. Госпошлину уплачивают по реквизитам суда апелляционной инстанции: они есть на сайтах абсолютно всех судов.
Как подать жалобу в суд
У судов общей юрисдикции есть своя иерархия. Апелляционную жалобу рассматривает суд, следующий за тем, в котором рассматривали дело изначально. Например, если решение вынес мировой судья, обжаловать это решение нужно в районном суде.
Другие случаи встречаются реже, но выше главного суда региона стоят пять апелляционных судов общей юрисдикции. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске и рассматривают апелляционную жалобу, если дело касается государственной тайны или если нужно признать решение иностранного суда.
Жалобу направляют в тот же суд, который рассматривал дело. Суд первой инстанции проверит, правильно ли подана жалоба с формальной стороны, и передаст дело в апелляционную инстанцию.
Вторая сторона может письменно изложить свои возражения на апелляционную жалобу и передать их другим участникам через суд. К возражениям обычно прилагают документальные доказательства своей позиции. Когда истечет месяц на обжалование, судья первой инстанции отправит все документы в апелляционную инстанцию.
Когда могут вернуть жалобу
Апелляционную жалобу могут оставить без движения или вернуть.
Жалобу оставят без движения, то есть дадут срок на устранение недостатков, если:
Судья оставит жалобу без движения на конкретный срок. За этот срок нужно успеть устранить недостатки жалобы и известить об этом суд — тогда жалобу передадут дальше. Если не устранить недостатки в срок, жалобу вернут.
Жалобу вернут и в том случае, если ее поздно подали и не приложили ходатайство о восстановлении срока. Подающий жалобу и сам может попросить о возврате. От жалобы тогда нужно письменно отказаться. Сделать это можно только до тех пор, пока по жалобе не вынесли апелляционное определение.
С 1 октября 2019 года суд апелляционной инстанции возвращает дело в суд первой инстанции, если судья:
Как рассматривают жалобу
Апелляционный суд заблаговременно известит стороны о дате, времени и месте судебного заседания. После доклада председательствующего судьи предложат высказаться подателю жалобы или истцу, если жалобы поступили от обеих сторон. Потом судьи выслушают возражения на жалобу и разберутся с поступившими ходатайствами и новыми доказательствами.
В итоговой части судебного заседания — в прениях — сторонам дадут второе и последнее право высказаться. Обычно в прениях кратко повторяют свою позицию по жалобе и поступившим возражениям, но иногда участник процесса начинает по новой зачитывать доводы своей жалобы или свои возражения. Это не запрещено, но бесполезно и раздражает судей, у которых и так очень плотный график с длинными задержками.
После прений судебная коллегия удаляется в совещательную комнату и за закрытыми дверями принимает решение по жалобе.
Суд апелляционной инстанции вправе:
Решение первой инстанции отменяют достаточно редко. Например, по статистике судебного департамента при Верховном суде РФ за первое полугодие 2020 года, по апелляционным жалобам отменили 24,9% решений по гражданским делам, а изменили — 2,8%. 70,6% решений апелляционная инстанция оставила без изменения, прочие же жалобы не стали рассматривать либо прекратили в связи с отказом заявителей.
Но эта сухая статистика не совсем отражает действительность. Я не раз слышала, казалось бы, такое очевидное начало «Апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового решения…» А потом судья по сути повторяла обжалованное решение, но с другими юридическими формулировками.
То есть на практике, если решение отменят или изменят, это не всегда что-то меняет для истца и ответчика. Иногда апелляционная инстанция просто редактирует решение первого судьи, выражает его более юридически грамотным языком.
Это связано не только с солидарностью судей разных уровней, но и с тем, что отмена решений идет судьям в личный незачет. Идти против закона или плохо делать свою работу судьям экономически невыгодно — они могут потерять свой статус с хорошими бонусами. По моему мнению, плохих судей — единицы, и их быстро снимают с должности.
С 1 октября 2019 года исчезло правило о том, что жалобы обязательно должна рассматривать коллегия судей. То есть в областном суде можно попасть к одному судье.
Самое большое количество судей, которое я видела одновременно, — 18. Это была кассационная инстанция в президиуме областного суда. Большая часть судей была слушателями, они сидели сзади. Психологически это некомфортно. Думаю, что неюристам, самостоятельно отстаивающим свои права в суде, будет легче выступать перед одним судьей.
Свою позицию суд выносит в виде апелляционного определения, которое сразу вступает в законную силу. На его основании можно получить исполнительный лист или обязать государственные органы зарегистрировать какой-то юридический факт.
Обычно после оглашения апелляционного определения говорят, что текст можно будет получить в суде первой инстанции через три недели. За это время судья составляет мотивированное определение, приводит дело в порядок и отправляет его в нижестоящий суд.
На практике этот срок может быть больше из-за загруженности судов. В этом случае я звонила в областной суд и напоминала о своем желании получить документы. Еще я писала запросы на выдачу определения и повторные запросы: «Определение вынесено месяц назад и письменно запрошено дважды — такого-то и такого-то числа — но до сих пор мной не получено». Это помогало.
Если апелляционное определение не устроило участников судебного разбирательства, они могут обратиться в кассацию и надзор. По моему мнению, эти виды обжалования менее эффективные. Обжаловать определение в кассационной инстанции может и человек без юридического образования и без образования вообще, но грамотный юрист значительно увеличит шансы на победу.
Большое значение имеет качество доказательств, попавших в суд в первой инстанции: иногда проигрышное решение — трамплин к победе в следующей инстанции.