Если на работе раздражает сотрудник что делать

7 причин, из-за чего бесит коллега по работе, и советы, что делать?

Далеко не всегда можно сделать замечание своему сослуживцу — бывает просто неловко. Тем не менее, незначительные мелочи накапливаются и выливаются в агрессию, ссору, конфликт на работе, и это портит дружескую атмосферу, которая должна царить в каждом коллективе. Поэтому не лишней будет небольшая памятка с наиболее распространенными случаями.

Семь причин, по которым коллега раздражает

Вы приходите после работы домой и восклицаете в сердцах: «Ненавижу коллег!» Из-за чего сослуживец может вас бесить? Рассмотрим наиболее частые причины, а также способы справиться с раздражением.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Постоянно подкалывает и пытается задеть вас

Хорошая шутка способна зарядить энергией на целый день, но что делать, если сотрудник любит оттачивать свое остроумие именно на вас? Здесь два варианта: либо отвечать обидчику тем же, либо выяснять отношения.

Предпочтительнее расставить все точки над i — постоянный «обмен любезностями» вам определенно надоест, да и отвлекаться от рабочего процесса совсем не хочется.

СОВЕТ. Попробуйте ненавязчиво намекнуть коллеге, что во всем важна мера — и в чувстве юмора тоже.

В крайнем случае можно игнорировать назойливого товарища — равнодушие нередко «остужает» людей.

Жалуется на жизнь

И зарплата у него маленькая, и здоровье не радует, и погода за окном мерзкая… Словом, найдется миллион вещей, которые раздражают вашего пессимистичного коллегу. Конечно, сочувствие и поддержку никто не отменял — если случилось что-то серьезное, нужно выслушать и помочь.

ВАЖНО! Между тем, существует категория людей, которые с помощью непрестанных жалоб пытаются привлечь к себе внимание и хоть как-то получить капельку хорошего отношения.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Коллега трогает и рассматривает вещи на вашем столе

Беспардонные сотрудники могут позаимствовать ваши личные вещи и потом искренне удивляться, видя ваше возмущение.

Они не потенциальные воры — просто у таких людей нет представления о личном пространстве и границах общения (да и в целом об этикете). Именно поэтому вам придется принять меры и поставить на место коллегу.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Сотрудник неаккуратен — например, от него пахнет потом

Или он не чистит зубы/не моет голову — человеческое тело таит много нюансов. Здесь все намного сложнее, ведь проблема весьма деликатная, и нельзя рубить с плеча.

Или просто терпите это, избегайте встреч с коллегой — в том случае, если вы не готовы откровенничать.

Он много и громко разговаривает в разгар рабочего дня

Обсуждает с коллегами, как весело провел выходные, звонит родственникам по телефону, чтобы обсудить семейные проблемы… Случается, что людям сложно контролировать свой голос — он от природы громкий и зычный, но на рабочем месте все же стоит держать себя в руках.

СОВЕТ. Вопрос можно решить с помощью пары фраз. Попросите сослуживца быть тише, потому что вы сосредоточены на сложной работе, а он вас отвлекает.

Если он не сможет уяснить такую простую мысль, можно и пригрозить, что вы обратитесь к начальству — коллеги должны уважать друг друга, а не вести себя по-хамски.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Вас раздражают глупые диалоги сослуживцев

К примеру, вы ненавидите сплетни, но все вокруг только и обсуждают общих знакомых и делятся подробностями.

Здесь, к сожалению, ничего не сделаешь: слухи всегда появляются в тех местах, где люди испытывают скуку — согласитесь, монотонная офисная работа отнюдь не приносит радости.

ВАЖНО! Единственное, что вы можете сделать в данном случае — не принимать участие в обсуждениях.

Просто сосредоточьтесь на выполнении ежедневных задач, а перерыв посвятите общению с близкими, чтению, музыке — чему угодно.

В итоге коллеги поймут, что вы равнодушны к такому досугу: сплетни вредят и вам, и человеку, которого обсуждают.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Вас бесят курильщики

Они при каждом удобном случае всей компанией «сбегают» из кабинета и возвращаются вместе с отвратительным запахом. Конечно, они не курят прямо в кабинете, а выходят в специальную зону или на улицу.

Но после перерыва вы просто не можете находиться с ними в одном помещении. Это полное пренебрежение комфортом окружающих людей.

СОВЕТ. Скажите сослуживцу, что у вас могут начаться серьезные проблемы с самочувствием, если подобное будет продолжаться — на некоторых людей такой веский довод может подействовать.

Что делать и как себя вести?

Полезное видео

Предлагаю посмотреть видео о том, что делать, когда коллега бесит вас:

И, наконец, самый главный совет: не забывайте, зачем вы приходите в офис. Именно работа должна занимать ваши мысли в течение рабочего дня, а вовсе не размышления о том, насколько мерзким является ваш сослуживец.

Сосредоточьтесь на воплощении новых идей, стремитесь к повышению, планируйте будущее — как правило, занятой человек практически не обращает внимания на происходящее вокруг.

Источник

Если на работе раздражает сотрудник что делать

Напрягают коллеги? Бывает. Если такое случается эпизодически, возможно, вы просто устали. Но если коллеги раздражают постоянно, день за днем, отравляя вам жизнь своим присутствием, — это серьезный повод для беспокойства. И вот почему.

Если вы испытываете обиду и огорчение, гормоны стресса активизируют центральную нервную систему, из-за чего повышается мышечное напряжение, частота сердечных сокращений и артериальное давление. Если гнев и разочарование становятся хроническими, в организме накапливается кортизол. Его избыток вызывает повышенную тревожность и беспокойство. Эндорфины, которые отвечают за чувство радости, в буквальном смысле иссякают, и в результате наши отношения с людьми еще сильнее ухудшаются.

В общем, если коллеги раздражают — надо срочно что-то предпринять. Что именно? Выбрали несколько советов из наших книг.

Приходите пораньше

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать
Сверхчувствительные люди

Коллеги часто раздражают нас, потому что лишают ощущения собственного пространства и контроля над жизнью. Чтобы снизить этот эффект, постарайтесь начинать день в одиночестве, с минимумом отвлекающих факторов. Хорошо приходить в офис пораньше, чтобы к моменту появления коллег спокойно приступить к делам. В этом случае вы, возможно, сможете и уйти пораньше, до наступления часа пик, или получите шанс прогуляться днем в одиночестве.

Избегайте

Если сама работа вам по душе, а коллеги нет, попробуйте сократить количество времени, которое вы с ними проводите. Обсудите с руководством возможность частично выполнять работу дома. Сейчас все больше людей работают удаленно, и эффективность при этом не падает, а даже растет (можете привести в пример МИФ — мы все работаем из дома).

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать
Даже в пределах одного офиса можно найти место подальше от неприятных коллег. — Источник

Если этот вариант не пройдет, все равно сокращайте время нахождения в коллективе: назначайте как можно больше встреч вне офиса, выезжайте в гости к клиентам или удаляйтесь из общей комнаты в переговорку, когда она свободна.

Вспомните о весах

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать
Личные границы

Возможно, коллеги раздражают вас, потому что вы проводите с ними слишком много времени. Вспомните о весах. Работа (включая общения с коллегами) на одной чаше, а что на другой? Если нет баланса между работой и личной жизнью, мы болезненно реагируем на всё, что связано с офисом.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Начинайте с маленьких шагов: уходите с работы вовремя, общайтесь вне коллектива, обедайте вне офиса, встречайтесь с друзьями, не работающими в вашей сфере. Отдыхая от несносных коллег, вы сможете воспринимать их спокойнее.

Вы можете просто пересесть?

В вашей компании есть отделы, где обстановка лучше, чем в вашем? Неважно, работаете вы в Google, которая постоянно попадает в «100 лучших компаний для работы», или в Xerox, которая попала в список десяти худших мест, — всегда есть большая разница между худшими и лучшими командами внутри вашей организации.

Часто бывает легче найти новую работу в той же компании, чем увольняться. Как человек, знающий фирму изнутри, вы, скорее всего, обладаете точной информацией, где обстановка менее токсична. Подумайте о том, чтобы перебраться туда.

Анализируйте свои мысли

Все дело в проекции — психологическом явлении, представляющем собой приписывание собственных качеств другим людям. Если вы любите себя, то благосклонны ко всему миру, если ненавидите себя, то и весь мир тоже. Когда вы положительно воспринимаете себя, отношения с людьми улучшаются, а при низкой самооценке — наоборот.

Попробуйте такое упражнение: превращайте ваше утверждение в противоположное, заменив в нем человека, по отношению к которому вы чувствуете обиду и гнев, на самого себя. Например, замените мысль «Мои коллеги должны больше уважать меня» на противоположную: «Я должен больше уважать моих коллег».

Точно так же когда вас кто-то огорчает, это обычно связано с вашим мировоззрением и гораздо меньше — с поведением другого человека.

Сбавьте темп

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать
Как выжить среди м*даков

Коллеги критикуют вас, задирают, проявляют агрессию? Реагируя тем же самым, вы только подзадориваете их. Попробуйте метод «сбавленного темпа». Заставьте их ерзать и мучиться, дрессируйте в них умение ждать. Скорее всего, они отстанут от вас и сместят внимание на кого-нибудь более «отзывчивого».

Замечали, как действуют коллекторы и сотрудники служб поддержки? Чем больше раздражен собеседник, чем громче он кричит, чем сильнее ругается и оскорбляет, тем дольше нужно ждать, прежде чем ответить на его вопрос, и тем спокойнее и медленнее должна быть речь.

Если кто-то нападает на вас (не важно, в личном общении, по телефону или в переписке) — сделайте паузу. Заставьте ждать. А потом ответьте — тихо, спокойно и ме-е-е-едленно.

Извинение за 1%

Если вы часто конфликтуете с коллегами, поможет этот прием. Вспомните, что в любом конфликте участвуют две стороны. Даже если вы виноваты в ссоре всего на 1% (хотя бы фактом своего существования), признайте это, примите на себя ответственность за свою часть вины — и просто извинитесь.

Этот шаг облегчает вашему оппоненту возможность сделать то же самое — выразить сожаление о своем вкладе в ссору. Но даже если он этого не сделает, вы обеспечите себе спокойное состояние разума. Ведь вам удалось открыть свое сердце, отказаться от обвинений в адрес другого человека и принять на себя ответственность за свои действия.

Fuck-you-money

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать
Философия хорошей жизни

В англоязычных странах утвердилось понятие «fuck-you-money». Оно подразумевает, что у вас есть накопления, позволяющие в любой момент послать бросить свою нынешнюю работу — без страха соскользнуть в финансовую пропасть. Например, сбережения, равные последнему годовому доходу. Их наличие означает свободу. И что еще важнее, эти деньги позволяют вам видеть и думать объективно.

Если ситуация на работе становится все сложнее, постарайтесь снизить постоянные траты, расходы, издержки и начать копить. Тогда в критический момент вы сможете попрощаться с противными коллегами без страха за свое будущее.

Прощение: ключ к внутреннему спокойствию

Многие великие учителя говорят, что прощение — ключ к физическому и душевному здоровью. Обвиняя кого-то, вы становитесь жертвой. А жертва не может быть здорова. Луиза Хей, автор книги «Исцели свою жизнь», пишет, что мы в буквальном смысле разрушаем клетки своего тела, когда испытываем обиду и негодование.

Пусть ваши коллеги не самые приятные люди и ведут себя отвратительно. Простите их. Прощая, мы освобождаем себя и получаем величайший дар: умиротворение и радость.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Хорошие взаимоотношения в коллективе — один из важнейших факторов удовлетворенности своей работой. Чем сильнее ваше желание преодолеть сложности, тем выше вероятность успеха. Но если вы вложили много сил в улучшение ситуации, и ничего не помогает, — можно просто уволиться. У вас всегда есть выбор.

Источник

«Отзеркалить» агрессора: что делать, если на работе кто-то ведет себя злобно

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Сохраняйте хладнокровие и выдержку

Порой становится крайне сложно удержаться и не высказать все человеку, который намеренно пытается спровоцировать. Однако психологи утверждают, что как только вы проявите слабость и поступите подобным образом, то на вас обрушится очередной поток негатива, справиться с которым будет еще сложнее.

Чтобы не допустить очередной волны нападок, старайтесь оставаться хладнокровным и выдержанным человеком. Это не означает, что вы должны способствовать такому поведению агрессора, достаточно дать понять обидчику, что его провокации вас не трогают. А если нападки действительно задевают вас за живое, то разберитесь со своими эмоциями и выясните, почему вы так бурно реагируете.

Вы можете вызвать коллегу на откровенный разговор и поинтересоваться, чем вы не угодили ему. Дайте ему возможность высказаться, обычно после такого разговора с глазу на глаз конфликт исчерпывается и в коллективе наступает перемирие.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Не реагируйте на провокации

Если вы столкнулись с пассивной агрессией, которая обычно выражается конкретными эмоциями, то старайтесь игнорировать и не вступать в конфликт, не поддерживайте игру и не давайте человеку возможность перейти от личной неприязни к конкретным действиям. Сведите ваше общение к минимуму, тогда он прекратит задевать и донимать вас.

Если у вас нет возможности избегать коллегу, будьте с ним подчеркнуто вежливы и максимально корректны. Будьте уверены, это подействует лучше, чем публичное выяснение отношений и взаимные упреки.

Вы можете попытаться идти на опережение и, как только возникнут первые признаки недовольства в вашу сторону, скажите коллеге, что он близко принимает все к сердцу и ему не следует донимать вас по пустякам. Так вы избежите новых нападок и дадите понять, что не собираетесь молчать, когда затрагивают вашу личность.

Отвечайте на нападки заботой и вниманием

Согласитесь, нет смысла провоцировать тех, кто никак не реагирует на выходки. Вы можете быть уверены, что ваши вежливость и спокойствие обезоружат агрессивно настроенного коллегу, ведь он ожидает от вас других действий и надеется на противоположный результат.

Вы же в очередной раз продемонстрируете, что способны мыслить четко и спокойно, даже в стрессовой ситуации остаетесь невозмутимым.

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Выявите уязвимые места обидчика

Обычно у людей, ведущих себя агрессивно, немало комплексов и страхов, которые он пытается скрыть. Если вам посчастливится выявить слабые места обидчика, то вы можете периодически на них давить, чтобы человек понял, что вы можете за себя постоять. Обычно достаточно нескольких таких действий, чтобы агрессор избавил вас от своих нападок и ретировался.

Если же вы столкнулись с мстительным человеком, который, несмотря ни на что, не прекращает своих нападок, даже после того как вы узнали его уязвимые места, попробуйте перейти к следующему совету из нашего списка.

Между делом сообщите главному сплетнику офиса информацию о своем агрессоре, попросив при этом сохранить все в секрете. Уже в скором времени офис будет обсуждать приукрашенную с уст сплетника историю и агрессор будет чувствовать себя в коллективе не так уверенно.

Воспользуйтесь тем же оружием

Очень скоро он поймет смысл вашей стратегии и, прочувствовав на себе подобное поведение, изменит тактику или переключится на кого-то более уязвимого.

Источник

Как управлять токсичными сотрудниками

Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть фото Если на работе раздражает сотрудник что делать. Смотреть картинку Если на работе раздражает сотрудник что делать. Картинка про Если на работе раздражает сотрудник что делать. Фото Если на работе раздражает сотрудник что делать

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.

Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.

Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».

Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».

Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.

Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *