Если не ходить на допрос в налоговую что будет
Следствие ведут налоговики. Что делать, если инспектор вызвал на допрос
Российская налоговая в последние несколько лет стала пристальнее следить за работой бизнеса и чаще вызывать на ковёр руководителей и даже обычных сотрудников.
Рассказываем, как проводят такие допросы, как к ним подготовиться и что будет, если на них не явиться.
Я ничего не сделал, почему меня вызывают?
Согласно Налоговому кодексу, в качестве свидетеля для дачи показаний в налоговую инспекцию могут вызвать едва ли не любого человека: руководителя компании, учредителей, бывших сотрудников, их родственников, собственников предоставляемых в аренду помещений, рядовых рабочих и даже тех, кто подписывал товарные накладные. Фактически эта процедура является допросом, а показания свидетеля заносятся в протокол.
Чаще всего инспекция вызывает генерального директора или главного бухгалтера.
Приглашая генерального директора, налоговый инспектор в первую очередь выясняет, не является ли руководитель «номинальным директором», действительно ли он реальный владелец бизнеса. Если это так, то руководителю зададут вопросы, касающиеся различных сторон деятельности организации — как финансовой части, так и структуры бизнеса.
Главный бухгалтер занимает одно из ключевых мест в компании, обладает важной информацией о финансовом состоянии бизнеса, отвечает за сдачу отчётности в контролирующие органы. Поэтому он также находится в приоритете при вызове в налоговую инспекцию.
Если вы рядовой сотрудник компании и вас вызвали на допрос, это значит, что, по мнению инспектора, вы можете знать что-то ценное о возможных налоговых нарушениях в вашей организации.
Как проходит допрос?
Допрашивать вас будет один или несколько инспекторов. Сначала проверят вашу личность, а затем начнут задавать вопросы о деятельности проверяемой организации. Они могут касаться размера заработной платы, адреса компании, фамилий руководителей, должностных обязанностей и т. д.
Вопросы записывают в протокол, там же перечисляют всех присутствующих на допросе. В конце разговора вас попросят расписаться в протоколе, а вот предоставлять его копию налоговый инспектор не обязан. Поэтому сообщите ему ещё до подписания, что вам необходимо получить свой экземпляр либо сфотографировать документ. Если проверка налоговой закончится судебным разбирательством, протокол допроса свидетеля могут подшить к делу как письменное доказательство. Поэтому к разговору с инспектором стоит отнестись серьёзно.
Если на допрос вызывают генерального директора компании, он должен знать штатную численность, размер фонда оплаты труда, направления деятельности организации, основных контрагентов и многое другое. Неуверенность ответов руководителя на вопросы о таких вещах насторожат инспекторов. Поэтому, получив «приглашение» от налоговой, обратитесь за помощью к консультанту, а лучше подготовьте доверенность и придите на допрос в его сопровождении.
Кого можно взять с собой?
Чаще всего инспектор не разрешает присутствовать на допросе людям, не имеющим адвокатского статуса: юриста, налогового консультанта и др. Но в законодательстве этот вопрос не урегулирован, и вы всё же можете прийти в их сопровождении. Практика показывает, что присутствие налогового консультанта или юриста значительно дисциплинирует инспекторов, не даёт психологически воздействовать и запугивать допрашиваемого. Консультант в ходе допроса может разъяснить свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос. Важно понимать, что пришедший с вами консультант – не свидетель и он не может отвечать на вопросы за вас.
Мы сталкивались с ситуациями, в которых инспектор выгонял сопровождающего специалиста из кабинета. Однако опытный профессиональный консультант обладает набором лайфхаков, которые позволят ему участвовать в допросе клиента и контролировать процесс.
А можно я не приду?
Если вам не хочется тратить своё время на допрос, вы не понимаете, какое имеете отношение к делу, или считаете, что эта процедура нарушает ваши права, то вы можете и не прийти.
Но уклонение от явки в инспекцию по делу о налоговом правонарушении без уважительных причин обойдётся вам от 1000 до 3000 рублей штрафа. При этом мотивы и цели вашего прогула не будут иметь никакого значения. Закон предусматривает возможность отказа от дачи показаний только в том случае, если вам придётся свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников (ст. 90 Налогового кодекса РФ: «Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ»; и ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»).
При этом привлечь к ответственности за неявку могут, только если у налоговой есть доказательства вручения повестки.
Необходимо учитывать, что, если налоговой нужно узнать о происходящем в компании от директора, а он не приходит, инспекция может начать осложнять жизнь фирмы. Так, в течение последнего года участились случаи блокировки электронных подписей (ЭЦП). В этом случае компания лишается возможности сдавать отчёты в Налоговую инспекцию РФ (ИФНС) по электронным каналам связи. Это незаконно, но практикуется повсеместно.
Часто устный вызов «для дачи пояснений» превращается в налоговой инспекции в допрос. В таком случае вы можете не подписывать повестку на месте. Сообщите, что вас не уведомили «надлежащим образом», и предложите направить повестку почтой. В уведомлении должен быть указан мотив вызова, время и место проведения допроса.
Если свидетель не в состоянии прибыть по повестке из-за болезни, его могут допросить на дому.
А если я индивидуальный предприниматель или самозанятый?
Индивидуальный предприниматель (ИП) или самозанятый вправе отказаться от дачи показаний, сославшись на нормы ст. 51 Конституции РФ. Согласно Налоговому кодексу, понятия «налогоплательщик» и «свидетель» не равнозначны и инспекция не вправе допрашивать налогоплательщика в качестве свидетеля по деятельности самого себя.
Как не привлечь внимание налоговой?
1) Правильно определите вид деятельности в уставе компании
Юридические лица иногда забывают сменить виды деятельности в своём уставе. Например, фирма продавала канцелярские товары, а потом стала оказывать юридические услуги. За такие нарушения должностных лиц штрафуют на 5000 — 10 000 рублей, а повторное нарушение влечёт уже дисквалификацию на срок от года до трёх лет.
Первым несоответствие заметит ваш банк, который круглосуточно мониторит деятельность предпринимателей по 115-ФЗ («О противодействии легализации / отмыванию доходов»). Он заблокирует счёт до выяснения обстоятельств, а это может нанести серьёзный финансовый урон компании.
2) Установите внутренний контроль
Хорошо выстроенная система внутреннего контроля бизнеса помогает обнаружить и исправить ошибки при исчислении налогов, сборов и страховых взносов. Таким образом минимизируются налоговые риски. Своевременная подготовка бухгалтерской и налоговой отчётности, работа над налоговым планированием также зависят от системы внутреннего контроля. Её отсутствие очень часто приводит компанию к рисковым ситуациям, связанным с финансами и налогами.
3) Привлекайте экспертов
Малый бизнес часто экономит на услугах юристов и финансовых консультантов. Начинающие предприниматели сами занимаются маркетингом, рекламой, бухгалтерией и юридической документацией, чтобы контролировать все бизнес-процессы. Опытные считают, что им не нужна помощь, и сами заключают договоры. Результат один — траты на судебные разбирательства и проблемы с налоговой. Решать все вопросы, задействуя только ресурсы компании, зачастую непосильно. В фирмах с грамотным управлением все процессы проходят при участии, а иногда и под руководством опытных внешних консультантов.
4) Внимательно выбирайте контрагентов
В большинстве компаний малого бизнеса отсутствуют документы, определяющие порядок работы с контрагентами (физические или юридические лица, которые выступают одной из сторон сделки). Например, чек-лист проверки контрагента (досье). Работа с недобросовестным контрагентом может плохо закончиться для компании: повышенное внимание Федеральной налоговой службы и ФАС, блокировка счетов, необходимость доказательства собственной невиновности перед контролирующими органами.
5) Не привлекайте фиктивного директора
Приглашение номинального директора всегда рискованно — как для него самого, так и для компании.
Если руководитель организации числится генеральным директором в более чем ещё пяти организациях, налоговая заподозрит его в «номинальности» и вызовет в инспекцию для дачи пояснений. Специалисты ИФНС быстро поймут, что руководитель ничего не знает о деятельности компании, и риски налоговых проверок только увеличатся.
А самому номинальному директору может угрожать административная, уголовная, налоговая и субсидиарная ответственности.
6) Дробите бизнес с умом
Одна из самых актуальных тем для бизнеса сегодня. Практически всегда бизнес-структура насчитывает более одного юридического лица и (или) ИП. При этом большая часть способов налоговой оптимизации базируется на разделении бизнеса. В связи с этим сложилась непонятная ситуация: что считается дроблением бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды, а что нет?
Ответить на этот вопрос сможет только владелец компании. У него должна быть грамотно построенная структура бизнеса с учётом всех возможных требований и претензий в случае налогового контроля.
Подозрения в дроблении бизнеса возникнут у инспекторов в случае, если владельцы, руководители, а также и сотрудники одной компании в прошлом создают многочисленные ИП, новые юридические лица на упрощённой системе налогообложения, сокращают штатную численность и заключают договоры с самозанятыми. Налоговая инспекция предположит, что владельцы бизнеса стремятся уменьшить налоговую нагрузку и перераспределяют финансовые потоки, пытаясь не заплатить НДС и налог на прибыль.
80 вопросов налоговой
Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.
Налоговая может вызвать на допрос любого
Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.
Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.
Что проверить у контрагента
Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.
Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.
Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»
В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.
Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.
Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.
В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.
Вызовом на допрос считается только повестка
Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.
Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.
Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.
Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.
Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:
Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.
Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос
С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:
Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.
У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.
80 вопросов налоговой для допроса
Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:
В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.
По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.
Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.
1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?
Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.
2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?
Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.
Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.
Проявить должную осмотрительность
3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?
Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.
На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.
4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.
5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?
На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».
Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО „Лосось“ вы подбирали?», он говорит: «Нет!»
Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он „Лосось“ не искал. Как так? Всех остальных искал, а „Лосось“ нет. Так кто его искал тогда?»
Все вопросы налоговой из методички
В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.
1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
2. Ваше образование, специальность?
3. Что входит в ваши должностные обязанности?
4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?
6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?
7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?
10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?
14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?
22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?
24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?
26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.
27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?
29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?
30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?
31. Есть ли склад и где он находится?
32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?
33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?
34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?
35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?
36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.
37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.
38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.
39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?
40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
Я прошла допрос в налоговой
41. Кто назначил вас на эту должность?
42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?
43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?
44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?
45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?
46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
48. Как происходит поиск контрагентов?
49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?
51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?
52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.
53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.
54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?
58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?
65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?
66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?
67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?
68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?
Инспектор обязан вручить копию протокола
С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.
Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.
Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.
ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.
Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:
Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.
Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Допросить могут всех, кроме:
аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;
Что запомнить:
ходите на допрос в налоговую с адвокатом;
пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;
игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой