Если не пришел по повестке в военкомат что будет
Какие причины неявки в военкомат являются уважительными?
Какие причины неявки в военкомат являются уважительными?
Явка по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в указанное в повестке время и место является прямой обязанностью гражданина. При этом в случае неявки без уважительных причин по повестке гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 10, п. 4 ст. 31 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; ст. 21.5 КоАП РФ; ст. 328 УК РФ).
Неявка по повестке в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 000 руб. Незаконное уклонение от призыва на военную службу наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 21.5 КоАП РФ; ч. 1 ст. 328 УК РФ).
К уважительным причинам неявки в военкомат по повестке относятся (п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ):
При этом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства), подлога документов или иного обмана расценивается как уклонение от призыва на военную службу (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
Следует обратить внимание, что по окончании действия уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в военный комиссариат муниципального образования (Приложение N 30 к Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Выборгский район
Что будет за неявку в военкомат?
Военный комиссариат Выборгского района осуществляет призыв на военную службу граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территории района, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете в военном комиссариате Выборгского района.
Повестка с указанием даты и времени прибытия на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии вручается сотрудниками военного комиссариата по месту жительства или месту работы (учебы) призывника.
В случае невозможности вручения повестки призывнику, на основании письменного обращения военного комиссара в УМВД России по Выборгскому району, розыском данного призывника занимаются сотрудники полиции.
Гражданин считается уклоняющимся от военной службы в случае неявки без уважительных причин по повестке военного комиссариата Выборгского района Санкт‑Петербурга в связи с призывом на военную службу.
Ответственность призывника
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета
Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей
Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования
Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Военный комиссариат Выборгского района
Адрес: Лесной пр., д. 39 корп. 4, 1-й этаж, каб. № 5.
Какие могут быть последствия неявки по повестке в военкомат
Как ни странно, многие юноши очень безответственно относятся к призыву в армию. Кто-то мечтает просто «откосить», у кого-то для этого имеются уважительные причины, но есть и большое количество желающих послужить. Но, в любом случае, каждый гражданин, по закону, должен явиться в военкомат, если ему пришла повестка. Неявка по повестке в военкомат – это прямое нарушение закона, за которое может быть несколько видов наказания, начиная от штрафа и заканчивая уголовным преследованием.
Повестка в военкомат
Повестка – это документ, в котором указывается точная дата и время прибытия в военкомат. Также обязательно должна убыть указана причина вызова. Любого гражданина военный комиссариат имеет право вызвать только по повестке. Никакой другой документ силы не имеет. Для вызова существуют несколько причин. Среди них:
Это уважительные причины, по которым любого гражданина, состоящего на воинском учете, могут вызвать в военкомат. Важно понимать, что повестка должна быть оформлена и вручена строго согласно закону. В противном случае призывник имеет право не являться по ней, и будет прав.
Как вручается и оформляется повестка
Поскольку повестка является официальным документом, очень важно, чтобы она была заполнена по правилам, и в ней был необходимый минимум информации. Повестка должна содержать в себе дату и время, когда обязан явиться призывник. Кроме того, в документе указывается причина вызова.
Поскольку большинство причин могут быть актуальными в определенный срок, то важно, чтобы повестка совпадала с данными сроками. Для прохождения медкомиссии, отправки на военную службу, любого вида отсрочки и освобождения существуют два периода в год. Первый — с конца апреля до июня, а второй — с октября по конец декабря. Если повестка вручена не в эти периоды, то призывник имеет полное право по ней не явиться. Исключение составляют случаи, когда в комиссариате требуют уточнения военных документов или данных.
Вручить документ должны лично уполномоченные сотрудники военкомата, при этом отдать обязаны именно призывнику, а не его родственникам или по почте. Факт того, что призывник получил повестку, подтверждается его личной подписью на специальном отрывном талоне повестки. Только после того, как молодой человек поставил подпись, он обязуется прийти в военкомат. Если документ не вручен согласно закону, то призывник имеет полное право не явиться в военкомат.
Поэтому не стоит беспокоиться, если повестка пришла по почте, ее передали через родственников, а также сообщили о необходимости явиться по телефону. Есть еще один законный способ вручить призывнику повестку — сделать это через начальника на работе. Если ваш руководитель или другой сотрудник напрямую отвечает за воинский учет в организации, где работает призывник, то это лицо имеет полное право под роспись вручить повестку гражданину.
Важно понимать, что отсутствие подписи или постоянное уклонение от встречи с сотрудниками военкомата с течением времени может быть признано уклонением от призыва на военную службу.
Документ с просьбой прибыть в военкомат должен быть вручен не позже, чем за 3 дня до срока явки. В противном случае призывник имеет право отказаться.
После медкомиссии молодого человека могут сразу в военкомате наградить следующей повесткой, чтобы он пришел на решение об отсрочке или на пункт сбора. Это законно и призывник должен расписаться в таком документе. После этого явка становится обязательной.
Уважительные причины для неявки
Если молодой человек подписал документ о том, что должен прибыть в военкомат в конкретную дату и время, значит, его неявка попадает под ответственность, которая может быть административной или даже уголовной. Но есть ряд причин, которые считаются уважительными для неявки в комиссариат. Важно понимать, что если у юноши на момент призыва имеется такая причина, то как только она исчезнет, молодой человек обязан прийти в военкомат и документально обосновать свою неявку в срок.
К уважительным обстоятельствам для неявки относятся:
Каждая неявка рассматривается индивидуально, поскольку то, что для одного человека уважительная причина, для другого может стать просто отговоркой. Поэтому важно иметь документальное подтверждение тому, что юноша реально не смог явиться, а не просто нарушил закон.
Что будет, если не явиться по повестке
Ответственность за неявку в военкомат по повестке предусматривается не только в случае, когда призывник подписал документ и не пришел, но и в тогда, когда юноша избегает получения повестки в течение долгого времени.
Наказание разделяется на административную ответственность и уголовную. Какую применят к конкретному призывнику, зависит от сроков уклонения и возможности разыскать провинившегося. Кроме того, важную роль играет количество предыдущих уклонений. Если призывник не явился первый раз, то на него налагается штраф в размере 500 рублей. Административное взыскание налагается в соответствии со ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ.
Уголовная ответственность распространяется на граждан, которые систематически уклоняются от встречи с призывной комиссией и не желают предъявлять уважительные причины для неявки. В Уголовном Кодексе такое поведение контролируется ст. 328. В соответствии с ней, возможны следующие виды наказания за неявку по повестке в военкомат:
Конечно, если призывник не явился в военкомат единожды, то никто его в тюрьму не посадит. А вот бегать от призывной комиссии, доверяя байкам друзей, что так можно избежать службы, не стоит. В некоторых случаях повестку приходят вручать сразу с милицией. В таком случае пугаться не стоит. Раньше, чем через три дня после вручения повестки, юношу в военкомате никто не ждет. Полиция в данном случае необходима больше для солидности и серьезности, а также во избежание конфликтных ситуаций.
Есть одно сильное заблуждение, которое касается действий милиционера. На самом деле, если призывник не явился по повестке в положенный срок в военкомат, милиционеры не имеют права провожать его силой. Это противозаконно. Единственное, что имеет право сделать милиция, это объявить уклониста в розыск, если последний бросился в бега.
Другое дело, если на молодого человека завели уголовное дело. Это может случиться только в том случае, если он пропустил не один призыв, и его нет возможности найти и доставить в военкомат. Тогда милиция объявляет уклониста в розыск. После нахождения его везут не в военкомат, а в милицию, где на него заводится уголовное дело и потом состоится суд с вынесением приговора.
Административное взыскание накладывает военный комиссар. Другие должностные лица не имеют права взимать деньги с призывников.
Кому абсолютно не грозит уголовная ответственность, так это тем, кто состоит в запасе. Таких граждан могут вызывать на военные сборы, но неявка на них карается штрафом от 100 до 500 рублей, и больше никакого наказания не предусмотрено. Поэтому многие граждане игнорируют данную процедуру.
Защита прав
Для того чтобы неявка по повестке в военкомат не стала преступлением, все юристы советуют не бегать от призыва в армию. Есть несколько вполне законных вариантов отсрочки или освобождения от службы. Поэтому лучше прийти в комиссариат и пройти всю процедуру постановки на учет. Если не позволяет здоровье, нужно собрать все медицинские документы, чтобы комиссия могла признать призывника не годным к службе.
Если семья не может обойтись без призывника, поскольку он единственный кормилец, у него на иждивении малолетние дети, больные родственники или ребенок-инвалид, ему также полагается отсрочка или даже пожизненное освобождение. Поэтому в некоторых случаях лучше не бегать от военкома, а просто обратиться к юристу. Возможно, у молодого человека есть все шансы не отдавать долг Родине законным путем.
То же самое касается и тех, кто обучается в ВУЗе. Если призывник не отчислен и учится на дневном отделении, то служба в армии ему не грозит. После получения диплома можно поступить в аспирантуру, а потом защитить кандидатскую и докторскую. А после 27 лет мужчину снимают с воинского учета по возрасту, и служить ему не придется.
Конечно, сотрудники комиссариата могут хитрить, чтобы выполнить план по призыву. В этом случае важно, чтобы призывник четко понимал свои права и обязанности. Если повестку ему не вручили лично — он идти никуда не должен. С милицией его в военкомат забрать не могут, да и вообще, пока он не считается злостным уклонистом, милиция не может вмешиваться.
Другое дело, когда неявка произошла по уважительной причине, а сотрудники военкомата пытаются навязать административное правонарушение. Важно понимать, что уважительная причина не является освобождением вообще от похода к военкому. Просто необходимо явиться при первой же возможности. На руках обязательно иметь документ, объясняющий отсутствие призывника в нужное время в назначенном месте.
Если наказание за неявку в военкомат по повестке все равно назначено, следует обращаться в вышестоящие органы, а также к юристам. Профессиональные юристы помогут составить исковое заявление в суд, который рассмотрит объективные причины и вынесет решение по поводу уважительности отсутствия. Если причина будет признана судом весомой, то административное правонарушение с призывника снимется, и штраф платить не придется.
Последствия уклонения от армии
При уклонении от армии могут назначаться не только административные и уголовные наказания. Уклонистам могут вынести выговор на работе, а также сделать невозможным трудоустройство в государственные структуры. В некоторых, достаточно редких случаях, злостным уклонителям грозит увольнение с работы. Каждый из случаев уклонения рассматривается строго индивидуально, и только потом выносится решение – сначала военного комиссара, а если оно не исполняется, то и суда.
Любое изменение, касаемо места жительства или семейного положения должно быть сообщено в военкомат. Это очень важно для каждого военнообязанного гражданина страны. Уклонистом считается не только тот, кто не пришел в военкомат по повестке, но и мужчина в призывном возрасте, который уехал из страны больше, чем на полгода и не сообщил в военкомате. Также тот, кто сменил место жительства и семейное положение, паспортные данные или не явился добровольно после окончания срока отсрочки от службы.
Чтобы таких проблем не возникало, любой мужчина призывного возраста должен понимать всю степень ответственности и сообщать о своих перемещениях в военкомат по месту жительства. В противном случае могут возникнуть сложности с законом.
Что будет, если не прийти в военкомат по повестке?
«Помогите, я уклонист», — с такой просьбой к нам обратился призывник, который не был в военкомате с момента окончания университета. За это время ему только один раз пришла повестка: её бросили в почтовый ящик, где она и пролежала больше месяца. Когда документ был обнаружен, сроки явки давно прошли. Поэтому молодой человек, побоявшись ответственности, позвонил нам, чтобы узнать, что ему теперь грозит и как нужно поступить.
Юрист Службы Помощи Призывникам
Что будет, если не явиться в военкомат по повестке: умышленная неявка
В статье про повестки мы уже рассказывали, что этот документ должен вручаться лично в руки, и молодой человек обязательно должен расписаться в его получении. Только так можно доказать, что мужчина был уведомлен должным образом о вызове в военный комиссариат.
Если документ был вручен по всем правилам, но призывник почему-то не явился, ему могут выписать штраф, завести уголовное дело или оставить без наказания. Вид ответственности за неявку в военкомат будет определяться по трем обстоятельствам:
Если призывник не прибыл на медицинскую или призывную комиссию из-за нежелания служить либо не явился вовремя на распределительный пункт с повесткой на отправку, на него могут завести уголовное дело по 328 статье Уголовного кодекса. Такой поступок является преступлением, и если суд увидит в нем умысел, то назначит наказание: штраф до 200 000 рублей, принудительные работы до 2 лет, арест на срок до 6 месяцев или лишение свободы на срок до двух лет.
Менее серьезным будет наказание для «одумавшихся» граждан — тех, кто не прибыл в военкомат в указанные сроки, но затем передумал и самостоятельно явился за новой повесткой. Если на них еще не успели завести уголовное дело, могут назначить административный штраф. Его размеры несоизмеримо меньше: от 500 до 3000 рублей.
Наши клиенты не служат в армии
Наша работа — помогать призывникам получать отсрочку или освобождение от призыва в армию. Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63: узнайте о наших услугах или получите бесплатную консультацию по своей ситуации.
Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!
Что будет, если не приходить в военкомат по уважительным причинам?
Никакой ответственности за неявку в военкомат не понесут те молодые люди, которые не смогли приехать по уважительным причинам: собственной болезни, тяжкого состояния близкого человека, смерти родителей, чрезвычайной ситуации и т.п. Но для этого желательно заранее уведомить сотрудников стола явки об этих обстоятельствах и подготовить документальные доказательства форс-мажора. Как только ситуация восстановится и проблема исчезнет, придется самостоятельно, не дожидаясь очередного вызова, прибыть в свой комиссариат.
Что будет, если не приходить в военкомат по повестке, брошенной в почтовый ящик?
Как уже было написано выше, мужчина обязательно должен расписаться в получении документа. Если же его бросили в почтовый ящик или оставили возле двери, сложно доказать, что призывник знал о вызове на призывную или медицинскую комиссию. Поэтому пока в таких ситуациях призывников не привлекают к ответственности за неявку в военкомат по повестке.
Этим фактом часто пользуются недобросовестные мужчины, не желающие идти в армию. Чтобы лишить уклонистов такой уловки, чиновники предложили внести поправки в закон и откорректировать правила призыва. Если депутаты Госдумы поддержат инициативу, правила оповещения полностью изменятся.
Что планируется изменить: наравне с традиционным способ вызова использовать альтернативный вариант. Повестка на медкомиссию в военкомат будет приходить по Почте России. Обязанность прибыть в стол явки сохраняется исключительно за самим гражданином. С полиции снимается обязанность обеспечить прибытие молодых людей на призывные мероприятия.
Главное нововведение — рассылка повесток станет необязательной, поэтому прятаться от военкомов будет бессмысленно. Все военнообязанные лица, не имеющие отсрочек и подлежащие призыву, которых по каким-либо причинам не вызвали на медкомиссию, должны будут прийти в ОВК до начала следующей призывной кампании.
Остались вопросы?
Посмотрите видео с основателем Службы Помощи Призывникам и узнайте, с каким сколиозом не берут в армию, а с каким – отправляют служить.
Остались вопросы после статьи? Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63, и мы обязательно на них ответим.
С уважением, Маркова Жанна, юрист Службы Помощи Призывникам.
Решение № 2А-649/2019 2А-649/2019
М-570/2019 М-570/2019 от 29 апреля 2019 г. по делу № 2А-649/2019
Именем Российской Федерации
29 апреля 2019 года
Октябрьский районный суд города Пензы
в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.
при секретаре Прокофьеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску Черникова Евгения Александровича к Военному комиссариату Пензенской области об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы,
Первоначально административный истец Черников Е.А. обратился в суд с названным иском к административному ответчику Призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы, указав на следующее:
В уточненном административном исковом заявлении от 01.03.2019 года административный истец Черников Е.А. изменил административного ответчика – вместо Призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы административным ответчиком указал Военный комиссариат Пензенской области.
В ходе рассмотрения дела по существу административный истец Черников Е.А. заявленные административные исковые требования к Военному комиссариату Пензенской области поддержал, просил административный иск удовлетворить, дал объяснения, соответствующие приведенным в административном исковом заявлении обстоятельствам и в представленном в судебном заседании 25.03.2019 года письменном дополнении к административному исковому заявлению, в котором указал на следующее:
Представитель административного истца Черникова Е.А. – Черникова Т.А., допущенная к участию в рассмотрении дела в порядке п.5 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 5. Представительство в суде > Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя» target=»_blank»>57 КАС РФ, в ходе рассмотрения дела по существу административные исковые требования, изложенные в исковом заявлении и дополнениях Черникова Е.А. к нему обстоятельства, объяснения административного истца поддержала, просила суд административный иск удовлетворить и дополнительно в судебном заседании 25.03.2019 года, в частности, суду пояснила:
В судебном заседании 01.04.2019 года представитель административного истца Черникова Е.А. – Черникова Т.А. представила письменное дополнение к административному исковому заявлению Черникова Е.А., в котором, наряду с прочим, в том числе, с тем, что уже было дополнено самим административным истцом, указала на следующее:
В юридически значимый период с 01.01.2014 года мероприятий по организации призыва Черникова Е.А. до достижения им 27-летнего возраста (. ) Военным комиссариатом Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы не осуществлялось, то есть факт уклонения призывника ни чем не подтверждается. Доказательств иного административным ответчиком представлено не было. Повесток о необходимости явки в отдел военного комиссариата Черников Е.А. не получал. Доказательств направления ему повесток административным ответчиком не представлено. Иных подтверждений, что Черникову Е.А. в юридически значимый период были выписаны повестки, которые ему не вручены в связи с его уклонением от явки на призывные мероприятия, в материалах дела не имеется. Доказательств извещения Черникова Е.А. по месту работы в ОАО НПП «. » в материалах дела также не имеется. Ответы на обращения военного комиссариата в ОП № 3 не были получены, доказательства их направления в личном деле призывника отсутствуют. Таким образом, невручение Черникову Е.А. работниками военного комиссариата в установленные законом сроки повесток под расписку, неизвещение его о проведении заседаний призывной комиссии является следствием ненадлежащего выполнения сотрудниками военного комиссариата присущих им должностных обязанностей по своевременному уведомлению о возложенной на административного истца обязанности пройти военную службу и явке на заседание призывной комиссии. Аналогичные выводы содержатся в определении Липецкого областного суда от 19.10.2016 г. № 33а-4210/2016, определении Алтайского краевого суда от 21.03.2017 г. № 33а-3175/2017, определении Смоленского областного суда от 04.07.2017 г. № 33а-2510/2017, определении Красноярского краевого суда от 31.05.2017 г. № 33а-7063/2017. Поскольку мероприятия по организации призыва на военную службу в юридически значимый период с 01.01.2014 г. до достижения им возраста 27 лет (. ) не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у Черникова Е.А. отсутствовала, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Аналогичная позиция содержится в кассационном определении ВС РФ от 06.07.2018 г. № 57-КГ18-8.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Пензенской области по доверенности Пронькин Ю.В. в ходе рассмотрения дела по существу административный иск не признал, просил суд в его удовлетворении отказать, дал объяснения, соответствующие обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве на иск, представленном в судебном заседании 25.03.2019 года, согласно которому:
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, личного дела призывника Черникова Е.А. (т-15 № 51) Военного комиссариата Октябрьского района Пензенской области (архив 11-У-2014), учетную карту призывника Черникова Е.А., суд находит административные исковые требования Черникова Е.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ч.2 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями» target=»_blank»>227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Часть 1 статьи Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 59″ target=»_blank»>59 Конституции Российской Федерации гласит о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Одновременно с этим часть 2 той же статьи Конституции Российской Федерации провозглашает, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.10.2014 года N 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» следует, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 46″ target=»_blank»>46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П и др.). В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан, осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п.1 ст.10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане, наряду с прочим, обязаны: состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, … ; … ; … ; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат …, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию; ….
В соответствии с п.1 ст.25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации ….
Согласно п.1 ст.26 того же ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы; призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В п.1 ст.28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указано, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно абз.1 п.1.1. ст.28 того же ФЗ, при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (абз.2 п.1.1. ст.28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с абз.1 п.34 Положения о призыве … при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), …, выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу абз.2 п.34 Положения о призыве на военную службу заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Согласно п.36 того же Положения о призыве …, в соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы; при этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.
В судебном заседании установлено и следует, в частности, из учетной карты призывника Черникова Евгения Александровича, что 24.02.2004 года Черников Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на воинский учет Октябрьским РВК гор.Пензы, а 19.12.2018 года снят с воинского учета на основании решения военного комиссара Октябрьского и Железнодорожного районов города Пенза ФИО12, который указал на основании подпункта «а» пункта 1 статьи (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу» target=»_blank»>22 и пункта 1 статьи (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации > Статья 52. Зачисление в запас» target=»_blank»>52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» снять с воинского учета призывников, подготовить материал на заседание призывной комиссии для принятия заключения о признании гражданина Черникова Евгения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и оформления документов о зачислении в запас, а также впоследствии принятого решения (заключения) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы, оформленного протоколом заседания призывной комиссии от 19.12.2018 года № 18, о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решения (заключения) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы, оформленного протоколом заседания призывной комиссии от 19.12.2018 года № 18/У, о зачислении в запас.
Копии: протокола заседания призывной комиссии № 18 от 19 декабря 2018 г. и протокола № 18/У от 19 декабря 2018 г. заседания районной призывной комиссии о вынесении заключения в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, пункты 4 которых касаются административного истца Черникова Е.А., имеются в деле, подписаны данные протоколы комиссией в составе: председателя призывной комиссии – Главой г.Пензы ФИО7, заместителем председателя призывной комиссии – военным комиссаром Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пенза ФИО29 секретарем призывной комиссии ФИО8, врачом, руководящим работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ФИО13, представителем органа внутренних дел ФИО9 и представителем органа управления образованием ФИО10.
Как указано в абз.1 п.2 и абз.1 п.3 Положения о призыве на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, … при содействии местной администрации, а призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, …, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На данную, последнюю до исполнения призывнику Черникову Е.А. возраста 27 лет (до 03.09.2014 года), призывную кампанию (с 1 апреля по 15 июля 2014 года) постановлением губернатора Пензенской области от 31 марта 2014 года № 47 (О проведении в апреле-июле 2014 года призыва граждан на военную службу и мерах по его обеспечению», вынесенным, наряду с прочим, в соответствии с Федеральными законами от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и на основании представления военного комиссара Пензенской области от 25.02.2014 № 58/1/3/145, в целях своевременного и качественного проведения в Пензенской области призыва на военную службу в апреле-июле 2014 года были утверждены прилагаемые к нему … основной и резервный составы призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Пензенской области (п.1.3. и п.1.4.), а военному комиссару Пензенской области рекомендовано провести необходимую работу по организации призыва граждан на военную службу (п.7.).
Из утвержденного постановлением губернатора Пензенской области от 31 марта 2014 года № 47 основного состава призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Пензенской области следует, что по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пензы в него вошли: ФИО43 – первый заместитель главы администрации г.Пензы – председатель призывной комиссии (по согласованию); ФИО12 – начальник отдела военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пензы, муниципального – заместитель председателя призывной комиссии (по согласованию); ФИО31 – фельдшер отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пензы, муниципального – секретарь призывной комиссии (по согласованию); ФИО13 – врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, врач-терапевт отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пензы, муниципального (по согласованию); ФИО14 – начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № 2 УМВД России по г.Пензе (по согласованию); ФИО15 – главный специалист Управления образования г.Пензы (со согласованию); ФИО16 – ведущий инспектор ГКУ ЦЗН г.Пензы (со согласованию); ФИО17 – начальник штаба Пензенского городского казачьего общества (по согласованию).
При изложенных выше обстоятельствах призывная комиссия не может являться административным ответчиком.
Выданные административному истцу выписки из: протокола заседания призывной комиссии № 18 от 19 декабря 2018 г. и протокола № 18/У от 19 декабря 2018 г. заседания районной призывной комиссии о вынесении заключения в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, заверены круглой печатью Военного комиссариата Пензенской области.
Учитывая изложенное и то, что призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, каковым в данном случае является Военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пенза, не являющийся юридическим лицом, надлежащим административным ответчиком по делу является Военный комиссариат Пензенской области, представитель которого в ходе рассмотрения дела не заявлял об ином, не просил отказать административному истцу в иске по той причине, что административный ответчик по делу – ненадлежащий.
В судебном заседании установлено, что после окончания предоставленной Черникову Е.А. отсрочки от призыва на военную службу (в период с 01.09.2009 года) Военный комиссариат Октябрьского района г.Пензы (Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пенза) не осуществлял никаких действий, связанных с призывом Черникова Е.А. на военную службу, а 19 декабря 2018 года, как видно из учетной карты призывника Черникова Е.А., когда он уже достиг непризывного возраста (. ), заключением врача, руководящего работой врачей-специалистов, он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности, показатель предназначения – Б-4, п.«г» ст.34 Расписания болезней).
При этом в тот же день, 19 декабря 2018 года, призывной комиссией Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пенза в отношении Черникова Е.А. были приняты вышеозначенные решения, оформленные протоколами: № 18 и № 18/У.
Из протокола заседания призывной комиссии № 18 от 19 декабря 2018 г. следует, что: «4. Черников Евгений Александрович ДД.ММ.ГГГГ г.р. Первоначально поставлен на воинский учёт 24.02.2004 года, протокол № 26. Предоставлялась отсрочка по ст. (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу» target=»_blank»>24 п.2а ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, пр. № 14 от 27.10.2005 г. до 01.09.2009 г. как студенту ПГУ. С 01.01.2014 г. право на отсрочку или освобождение от призыва не имел. Подлежал призыву на военную службу. Заключение: признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Принято единогласно.».
Из протокола № 18/У от 19 декабря 2018 г. заседания районной призывной комиссии о вынесении заключения в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, следует, что призывная комиссия рассмотрела вопрос о признании граждан не прошедшими до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и вынесла заключения, в частности, в отношении Черникова Е.А. (п.4/60) – на основании п.1.1. статьи (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии» target=»_blank»>28 и п.1 статьи (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации > Статья 52. Зачисление в запас» target=»_blank»>52 Федерального закона «О воинской обязанности» зачислить в запас, решение принято единогласно.
В связи с изложенным 12 февраля 2019 года Черников Е.А. обратился к военному комиссару Октябрьского и Железнодорожного районов города Пенза с заявлением о выдаче справки взамен военного билета, и 14 февраля 2019 года справка взамен военного билета № была выдана ему военным комиссариатом Октябрьского и Железнодорожного районов города Пенза (копии: заявления и справки – в деле).
В соответствии абз.7 п.1 ст. (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации > Статья 52. Зачисление в запас» target=»_blank»>52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет (абз.6 п.1 ст.52 того же ФЗ).
Представителем ответчика суду была представлена копия части списка граждан, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отделе военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому району в апреле-июле 2014 г., утвержденного начальником отдела военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза ФИО12 12.03.2014 года, и из неё видно, что под № п/п 1767 значится Черников Е.А., и в примечании указано, что он не прибыл.
Суд критически относится к названной копии списка (оригинал суду не представлен, копия заверена 25.03.2019 года подписью в штампе военного комиссара Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пенза ФИО12 и круглой печатью Военного комиссариата Пензенской области) и считает, что в таком виде и такого содержания данный список, оформленный печатным способом, не мог существовать по состоянию на 12.03.2014 года, поскольку в нем, утвержденном (как указано выше) 12.03.2014 года, имеются отметки о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу ряду призывников со ссылками на более поздние по датам, нежели 12.03.2014 года, приказы: № 24 от 01.07.2014 года – ФИО18, № 25 от 03.07.2014 года – ФИО19, № 17 от 22.05.2014 года – ФИО20, № 15 от 15.05.2014 года – ФИО21, № 14 от 13.05.2014 года – ФИО22.
Соответственно, неприбытие Черникова Е.А. на призывную кампания апреля-июля 2014 года вышеназванным списком не подтверждается.
Из п.3 ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В силу п.1 ст.28 того же ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Из п.19 Положения о призыве на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, следует, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу, или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Согласно п.13 Положения о призыве на военную службу, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с п.15 упомянутого Положения о призыве … решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Согласно п.16 Положения о призыве на военную службу, призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
В силу п.20 Положения о призыве на военную службу призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
Как следует из п.21 названного Положения о призыве …, по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке Черникова Е.А., личными карточками работника ОАО НПП «. » Черникова Е.А.: от 01.11.2016 года № 554-16 от 06.11.2007 года № 171-07 (копии – в деле) и производственной характеристикой на ведущего инженера ОАО НПП «. » Черникова Евгения Александровича (оригинал в деле).
При этом в упомянутых выше личных карточках работника ОАО НПП «. » Черникова Е.А. имеются отметки о том, что он подлежит призыву на военную службу, годен к военной службе с незначительными ограничениями, состоит на воинском учете в Военном комиссариате по месту жительства – в Октябрьском РВК, отделе ВК Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному района г.Пензы.
Из этого следует, что от призыва на военную службу Черников Е.А. не уклонялся (об уклонении Черникова Е.А. от призыва при рассмотрении дела не заявлял и представитель ответчика), и о том, что призыву на военную службу он подлежит, было известно по месту его работы в ОАО НПП «. ».
По утверждению административного истца, не оспоренному стороной административного ответчика и подтверждаемому данными личных карточек работника ОАО НПП «. » Черникова Е.А., Военному комиссариату Октябрьского района г.Пензы было известно о том, что он (Черников Е.А.) еще со времени учебы в ВУЗе работает в ОАО НПП «. », поэтому обновлять сведения в связи с окончанием учебы и работой оснований у него не было, а адрес местожительства он не менял (согласно паспорту гражданина РФ (копия части страниц – в деле) Черникова Е.А., с 10 марта 1998 года по настоящее время он зарегистрирован по месту жительства по адресу: ).
Между тем, в ответ на соответствующий запрос суда, сделанный по ходатайству со стороны административного истца, военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы ФИО12 сообщил, что сведения о приеме или увольнении граждан, пребывающих в запаса, и списки работающих на предприятиях для сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках за 2007-2014 годы, уничтожены, согласно срокам хранения (2 года), на основании ст.92 приказа МО РФ № 33 от 26.07.1997 года.
При этом 04.08.2017 года военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов города Пенза за исх. № 17/3620 на № 2090 от 10.07.2017 года направил в ОАО НПП «. » список граждан, пребывающих в запасе, после проведения сверки учетных данных.
В данном списке граждан, пребывающих в запасе, работающих в ОАО НПП «. », направленном военному комиссару Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы ФИО12, для сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, составленном ответственным за ВУР инспектором по кадрам ФИО23, под 76 указан Черников Евгений Александрович, то, что его военный билет оформляется, на воинском учете он состоит, имеет высшее образование.
Таким образом, во всяком случае, по состоянию на июль-август 2017 года Военному комиссариату Октябрьского и Железнодорожного районов города Пенза было известно о том, что Черников Е.А. окончил ВУЗ, и отсрочки от военной службы в связи с обучением по очной форме не имеет, она закончилась 01.09.2009 года, и он является работником ОАО НПП «. », военный билет ему оформляется, из чего можно сделать вывод о том, что военный комиссариат признавал, что военную службу Черников Е.А. не прошел, имея на то основания, однако впоследствии, 14.02.2019 года, выдал ему справку взамен военного билета.
В соответствии с п.1 ст. (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу» target=»_blank»>31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В абз.1 п.2 ст. (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу» target=»_blank»>31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указано, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку; повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций; в повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Из данных корешков повесток следует, что в них должен был расписаться Черников Е.А. об оповещении о явке в отдел военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза для прохождения «мед. освидет.», назначенного на 15.04.2014 г. и на 22.05.2014 г., соответственно, к 8:00 часам, с пометкой о том, что «дверь никто не открыл, оставлена в двери» (это в первом случае, и что оставлено в двери, не указано), а также с пометкой: «оставлена в двери» (во втором случае, и что оставлено в двери, тоже не указано).
Между тем, согласно п.7 Положения о призыве на военную службу, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке; оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу; вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В силу абз.1 п.34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (приложение № 1 к приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (ред. от 29.06.2012) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663») после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии; вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу; при этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения; оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
В абз.2 п.34 той же Инструкции указано, что вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, повестка военного комиссариата должна отвечать требованиям приложения № 30 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.
Из Пояснения по заполнению повестки, изложенного в том же приложении № 30 к Инструкции …, следует:
Данным требованиям по заполнению повестки повестки на имя Черникова Е.А. от 12.04.2014 года и от 19.05.2014 года не отвечали, поскольку в корешках повесток, которые также предполагают указание серии и номера повестки, отсутствуют номера и серии повесток, повестки не подписаны военным комиссаром и не заверены печатью военного комиссариата (доказательств иного суду со стороны ответчика не представлено), кто такая Капустина, инициал ее имени, подпись и должность, занимаемая в военном комиссариате, в корешках повесток не указаны.
При таких обстоятельствах, учитывая, что составленные отделом военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии суду со стороны административного ответчика не представлены, в связи с чем суд не имеет возможности сопоставить эти списки с тем, что в апреле-мае 2014 года Черников Е.А. вызывался на медицинское освидетельствование в райвоенкомат, суд считает, что в действительности упомянутые выше повестки от 12.04.2014 года и от 19.05.2014 года не существовали (доказательств надлежащего их оформления и вручения Черникову Е.А. суду не представлено), соответственно, мероприятия по его призыву на военную службу в 2014 году отделом военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза не осуществлялись.
Доказательств иного суду не представлено, никаких других документов, в частности, оформленных в установленном порядке повесток (корешков повесток) военного комиссариата (отдела военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза) на имя Черникова Е.А. на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу весной-летом 2014 года, по его вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии в эту призывную кампанию, в личном деле призывника Черникова Е.А. не имеется.
Другие подтверждения того, что Черникову Е.А. в юридически значимый период были выписаны повестки, которые ему не вручены в связи с его уклонением от явки на призывные мероприятия, в материалах дела отсутствуют.
При этом, как указано выше, местожительство Черников Е.А. не менял, со времени обучения в ВУЗе работал на одном и том же предприятии – ОАО НПП «. », соответственно, от военкомата не скрывался, под роспись, как того требует законодательство РФ, а не оставлением в двери квартиры, повестки военкоматом Черникову Е.А. не вручались.
В силу п.10 Положения о призыве на военную службу розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п.11 того же Положения о призыве … председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.
В абз.2 п.2 ст. (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу» target=»_blank»>31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В личном деле призывника Черникова Е.А. имеется подписанное начальником ВК Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза ФИО12 и скрепленное печатью Военного комиссариата Пензенской области обращение от 05.06.2014 года № 0/98 к начальнику ОП № 3 УМВД России по г.Пензе ФИО24 «об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата Пензенской области на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия», из которого следует, что Черников Е.А. вызывался в отдел ВК Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза на 22.05.2014 повесткой тех. работником на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, но не был оповещен о прибытии на эти мероприятия в связи с тем, что на момент оповещения отсутствовал дома, повестка оставлена в двери.
Ссылаясь на п.2 ст. (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел IV. Призыв граждан на военную службу > Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу» target=»_blank»>31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в том же обращении начальник ВК Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза ФИО12 просил установить местонахождение гражданина Черникова Е.А., и в случае его установления вручить ему повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, материал о проведенных мероприятиях с корешком врученной повестки направить в военный комиссариат Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза, о факте установления местонахождения и вручения гражданину повестки одновременно сообщить должностному лицу, ответственному за проведение розыскных мероприятий, ФИО25 или дежурному по военному комиссариату.
Между тем, в судебном заседании установлено, что розыск Черникова Е.А. военным комиссариатом (отделом военного комиссариата Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза) фактически не организовывался, соответственно, органом внутренних дел не осуществлялся.
Так, административным ответчиком суду не представлен материал о проведенных розыскных мероприятиях в отношении Черникова Е.А. ни за 2014 год, ни за более поздний период с корешком врученной повестки.
При этом из сообщения заместителя начальника ОУР ОП № 3 УМВД России по г.Пензе ФИО34 поступившего в суд 15.04.2019 года (б/н и б/д), следует, что гражданин Черников Евгений Александрович в розыске за ОП № 3 УМВД России по г.Пензе не числится.
Согласно сообщению ВрИО заместителя начальника ОП № 3 УМВД России по г.Пензе ФИО27 от 15.04.2019 № 9003, гражданин Черников Евгений Александрович в розыске за ОП № 3 УМВД России по г.Пензе не числится, материалов проверок по установлению места нахождения призывника Черникова Е.А. в ОУР ОП № 3 УМВД России по г.Пензе не имеется.
В сообщении от 18.04.2019 года № 9287 начальник ОП № 3 УМВД России по г.Пензе ФИО28 указал на то, что материалы проверок по установлению местонахождения призывника Черникова Е.А. в ОП № 3 УМВД России по г.Пензе отсутствуют, обращения от отдела Военного комиссариата Пензенской области Министерства Обороны РФ, приложенные к исх. № 2а-649/2019 (то есть к запросу суда), в адрес ОП № 3 УМВД России по г.Пензе не поступали.
При этом суд отмечает, что к соответствующим запросам в ОП № 3 УМВД России по г.Пензе судом в копии прикладывалось не только вышеупомянутое обращение от 05.06.2014 года № 0/98 к начальнику ОП № 3 УМВД России по г.Пензе, но и аналогичное обращение за юридически незначимый для данного дела период (от 24.05.2012 года № 0/65, которые, исходя из приведенных ответов должностных лиц ОП № 3 УМВД России по г.Пензе от 15.04.2019 года и от 18.04.2019 года, не поступали в данный отдел полиции, в связи с чем розыск призывника Черникова Е.А. по ним не осуществлялся.
Ввиду изложенного суд критически относится к обращению начальника ВК Пензенской области по Октябрьскому и Железнодорожному районам г.Пенза ФИО12 от 05.06.2014 года № 0/98 к начальнику ОП № 3 УМВД России по г.Пензе ФИО24 «об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата Пензенской области на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия» и считает, что такое обращение в ОП № 3 УМВД России по г.Пензе не направлялось, в связи с чем и результатами розыска военный комиссариат не интересовался, в личное дело призывника Черникова Е.А. названное обращение подшито формально (доказательств его направления в ОП № 3 УМВД России по г.Пензы со стороны административного ответчика не представлено).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в юридически значимый период (с 01.01.2014 года до исполнения ему 27 лет) Черников Е.А. не уклонялся от призыва на военную службу, военную службу он не прошел, поскольку на законных основаниях не был призван на военную службу.
Указанное выше дает суду основание для удовлетворения административных исковых требований Черникова Е.А., в связи с чем суд считает необходимым признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы, оформленное протоколом заседания призывной комиссии № 18 от 19 декабря 2018 г., в части пункта 4 – о признании Черникова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Черникова Е.А. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет, в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации > Статья 52. Зачисление в запас» target=»_blank»>52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче Черникову Е.А. военного билета.
Суд отмечает, что срок обращения в суд с рассматриваемым административным иском, который в соответствии с ч.1 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд» target=»_blank»>219 КАС РФ равен трем месяцам со дня, когда гражданину, … стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (иной срок обращения в суд КАС РФ в данном случае не предусмотрен), Черниковым Е.А. не пропущен, поскольку оспариваемое им решение (заключение) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы, оформленное протоколом заседания призывной комиссии № 18 принято 19 декабря 2018 года, а в суд с административным иском по данному делу Черников Е.А. обратился 01 марта 2019 года.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что в 2014 году призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы не принимала в отношении Черникова Е.А. решения (заключения) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
На основании п.1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 10. Судебные расходы > Статья 111. Распределение судебных расходов между сторонами» target=»_blank»>111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца в возврат судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежат взысканию 300 руб., подтвержденные чеком-ордером от 28.02.2019 года.
Административные исковые требования Черникова Евгения Александровича к Военному комиссариату Пензенской области об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы удовлетворить.
Признать незаконным решение (заключение) призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы, оформленное протоколом заседания призывной комиссии № 18 от 19 декабря 2018 г., в части пункта 4 – о признании Черникова Евгения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию Октябрьского и Железнодорожного районов г.Пензы рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Черникова Евгения Александровича в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет, в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи (ред. от 29.11.2021) > «О воинской обязанности и военной службе» > Раздел VIII. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации > Статья 52. Зачисление в запас» target=»_blank»>52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче Черникову Е.А. военного билета.
Взыскать с Военного комиссариата Пензенской области в пользу Черникова Евгения Александровича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06.05.2019 года.