Если не прошел устное собеседование что делать
Взялись за язык
Ирина Петровна, так о чем спросят школьников на устном экзамене?
В ЕГЭ и ОГЭ последнее задание всегда самое сложное. В собеседовании это правило действует?
Собеседование как допуск к экзаменам проводится в России всего второй раз. Что изменилось в 2020 году?
За какие ошибки могут снизить баллы?
Ирина Цыбулько: Каждое задание оценивается по специальным критериям. В зависимости от них учитываются те или иные ошибки. Например, при чтении текста вслух ученики часто допускали орфоэпические ошибки в словах, в которых уже стоит знак ударения, искажали имена собственные (Вернонский вместо Вернадский), неправильно ставили ударение в терминах (минералогия, кристаллография), а также научной и публицистической лексике (естествоиспытатель, генералиссимус). Безусловно, снижались баллы за грамматические ошибки при склонении имен числительных.
Пересказ оказался самым сложным. За выполнение этого задания в прошлом году около 40 процентов девятиклассников получили «нули» по одному из критериев. Школьники искажают содержание текста, придумывают вместо него что-то свое. Иногда пропускают целые абзацы, не различают главной и второстепенной информации, допускают огромное количество повторов, не понимают значение отдельных слов. Так, можно было услышать «тщательно» вместо «тщетно», «было поручено звание» вместо «присвоено звание». Конечно, за такие ошибки баллы снижаются.
Но почему выпускники девятых классов так плохо пересказывают? Этому ведь учат малышей еще в началке.
Ирина Цыбулько: Действительно, в начальной школе дети пересказывают прочитанные сказки и рассказы. Но вот в средних классах на уроках русского языка все больше внимания уделяется письменной речи. Да и проверить знания каждого ученика гораздо проще в форме теста или диктанта. Учителю не нужно тратить время, выслушивать ответы у доски. Это, конечно, не единственная причина.
Сказывается и тенденция к господству письменной речи, и нежелание читать большие тексты, и жизнь в сети Интернет… В итоге мы видим, как сокращается словарный запас детей, игнорируется логика построения высказывания, снижается понимание чужих текстов, а лексика заменяется сленгом. Речь становится беднее и порой превращается в совсем уж хаотичный поток мыслей.
Но это все-таки спонтанная речь. Могут ли выпускнику все-таки простить хоть какие-то ошибки?
Ваш совет выпускнику: как потренироваться в красноречии?
Как пройти итоговое собеседование на ОГЭ по русскому языку
Из чего состоит экзамен, как быстро подготовиться к пересказу текста и как вести диалог с экзаменатором.
С 2019 года на ОГЭ по русскому языку стало обязательным устное собеседование. На нём проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы. Зачёт по собеседованию — пропуск на ОГЭ, без него ученик не будет допущен к экзаменам. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться.
Из чего состоит собеседование
В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания:
2. пересказ текста с использованием дополнительной информации,
4. диалог с экзаменатором.
За собеседование ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 19. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных. Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две попытки.
Чтение текста
Что требуется. В первом задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к чтению даётся 2 минуты.
Советы. За эти 2 минуты обратите внимание на важные детали: имена, названия, даты, а также выделите микротемы — главные мысли каждого абзаца. Во время подготовки вы можете делать в тексте необходимые пометки.
Обратите внимание на:
Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. Очень важно прочитать верно слово, над которым стоит знак ударения — за ошибку в его чтении снимают один балл. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения, за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл.
При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.
Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.
Баллы. За чтение можно получить максимум 2 балла.
Пересказ текста
Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.
К пересказу предъявляются два основных требования:
1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.
2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.
При пересказе оценивается четыре момента:
Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.
Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.
Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.
Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.
Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:
Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.
Монолог
Что требуется. В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.
Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.
Советы. Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.
Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:
1. Соответствие коммуникативной задаче.
Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.
2. Учёт речевой ситуации.
1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.
3. Речевое оформление.
Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».
Диалог
Что требуется. Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.
Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.
Советы. Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы.
Баллы. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.
Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.
Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку.
За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.
Что нужно знать о порядке проведения экзамена
✔️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.
✔️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.
✔️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.
✔️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.
✔️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.
✔️ Спецификацию и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
За что можно получить «незачет» на устном собеседовании по русскому языку
Всех 9-классников уже через 2 недели, 13 февраля, ждет новое обязательное испытание, успешное прохождение которого необходимо, чтобы получить допуск к итоговой аттестации. Речь идет об устном собеседовании по русскому языку. Целью испытания является проверка качества речи школьников.
О чем будут спрашивать на собеседовании
Как отметила эксперт, итоговое собеседование не нужно воспринимать как экзамен. Это всего лишь разговор с представителем экзаменационной комиссии, смысл которого – определить, насколько хорошо дети владеют русским языком. Испытание состоит из четырех заданий.
Второе задание – пересказ. На подготовку к этому заданию дается несколько минут. За это время школьник может собраться с мыслями, набросать небольшой план пересказа, записать основные тезисы, имена, даты. Однако есть очень важное условие для успешного выполнения этого задания: важно не только пересказать текст, но и логично вставить в свою речь предложенную цитату.
Зачем же она нужна? По задумке разработчиков заданий, благодаря цитате можно значительно расширить контекст и перейти от биографии личности к другим связанным темам: значению открытия, подвига, исследования и так далее. Вариантов может быть множество.
Не стоит пугаться, что что-то будет непонятно, так как на собеседовании школьнику предложат ориентировочный план, состоящий из наводящих вопросов.
Четвертое задание – диалог с собеседником-экзаменатором. Это задание является логичным продолжением предыдущего. Экзаменатор будет задавать вопросы, чтобы ребенок расширил свой ответ, дополнил его, что-то уточнил.
Кто будет проводить устное собеседование
Экзаменатор-собеседник, который будет проводить испытание, не обязательно должен быть учителем по русскому языку или литературе. Это даже может быть преподаватель по физкультуре или труду – главное, чтобы у него был хороший контакт с детьми. Сама школа может решить, кто будет проводить итоговое собеседование. Самое главное, что испытание проводится в максимально комфортной и мягкой обстановке.
Продолжительность собеседования составляет примерно 15 минут. 19 баллов – максимальная оценка, которую можно получить за собеседование. Чтобы получить «зачет» и, соответственно, допуск к ГИА, нужно набрать как минимум 10. Если с первого раза пройти испытание не удастся, то у школьников будет еще две возможности попробовать снова – 13 марта и 6 мая.
Речь ребенка оценивается по ряду критериев. Среди них: темп чтения, правильная интонация, соблюдение речевых, грамматических, орфоэпических норм.
За что можно «провалить» собеседование
Как отметила эксперт, самое главное для 9-классника – продемонстрировать свое умение использовать правила русского языка в речи. На испытании необходимо постараться говорить максимально грамотно. «Незачет» можно получить, если в процессе выполнения задания подменить заданную тему на другую. Таким образом, чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, нужно выполнить то, что указано в задании. Если ученик выбрал описание, то нужно описывать то, что видишь на фотографии, а не говорить о чем попало.
В целом, ничего сложного в итоговом сочинении для 9-класскников нет. Как отмечают специалисты, с первого раза с испытанием точно справятся 93-95% учащихся.
Расписание выпускных экзаменов в 9 классе (ОГЭ) уже известно. Основная волна пройдет в период с 24 мая по 2 июля 2019 года.
Лента новостей
Трейдер де Поппе назвал выгодные для приобретения курсы криптовалют
Гендиректор ЦНИИ «Прометей» Орыщенко: в США невозможно создание титановой подлодки
Петербуржцы боятся утонуть в снегу после аварии на набережной Обводного канала
Money.pl: Россия довела до отчаяния производителей фруктов из Польши
«Тоже умирают»: Песков рассказал о гибели сотрудников администрации президента от COVID-19
МИД КНДР: регулярные полеты ВВС США над Черным морем «разрушают глобальный мир»
Песков выразил уверенность, что Путина нельзя заразить коронавирусом
Пресс-секретарь президента Песков резко высказался о противниках вакцинации от COVID-19
Голосование в рамках второго тура президентских выборов стартовало в Чили
Пушков охарактеризовал «Саммит демократий» как символическую акцию США против России и КНР
Рубрики
Жуткий стресс или шаг к взрослению: зачем школьников «пытают» устным экзаменом по русскому
Подпишитесь на нас
Итоговое собеседование по русскому языку для учащихся девятых классов российских школ проводится в обязательном порядке уже второй год, однако этот «зачет» по-прежнему вызывает страхи как у школьников, так и у их родителей. Для чего нужна такая форма «экзамена», и стоит ли ее опасаться, разбиралась «ПолитРоссия».
Разговоры на русском
В среду, 12 февраля, российские девятиклассники прошли итоговое собеседование по русскому языку, успешное прохождение которого является допуском к Основному государственному экзамену (ОГЭ). В общей сложности участие в такой форме «зачета» примут около 1,5 миллиона учащихся девятых классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Как рассказала в комментарии для «ПолитРоссии» член комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Алена Аршинова, процедура и модель проведения для девятиклассников итогового собеседования по русскому языку в форме устного «зачета» были разработаны в соответствии с распоряжением правительства России от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». Все мероприятия сначала апробировались в течение двух лет, по итогам которых была принята эффективная модель оценки уровня владения устной речью выпускниками. Повсеместно же ребята сдают этот зачет с 2019 года.
Продолжительность итогового собеседования для каждого обучающегося составляет в среднем 15-16 минут. Для участников с ограничениями по здоровью продолжительность может быть увеличена на 30 минут. Максимальное количество баллов, которые может получить участник собеседования – 20, для того, чтобы получить «зачет» необходимо набрать не меньше 10 баллов.
Несмотря на то, что модель собеседования уже прошла все необходимые испытания, в отношении ее механизмов не было выявлено каких-либо нареканий, многие девятиклассники и их родители по-прежнему с опаской относятся к такой форме оценки знаний. В большинстве российских школ проверка знаний по русскому языку проводится преимущественно в письменной форме, такой как сочинение, изложение, диктант и так далее. И поэтому многие учащиеся просто приходят в замешательство, когда узнают о необходимости сдавать «зачет» устно.
«Это собеседование станет стрессом для школьников в любом случае, особенно, если не было подготовки к нему. Стресс возникает в тех ситуациях, когда условия, которые происходят, сильно отличаются от привычных. Если даже представить обратные условия, при которых ученики привыкли к устной сдаче материала, и их вдруг поставили перед необходимостью проходить письменный экзамен, это точно так же породило бы стрессовую ситуацию», – объяснил в разговоре с корреспондентом «ПолитРоссии» детский психолог, специалист по тревожным и эмоциональным расстройствам Павел Жавнеров.
По его словам, на успешное прохождение собеседования будут влиять обстоятельства, при которых оно проходит. Например, многое зависит от формата экзамена: будет ли это общение с преподавателем тет-а-тет, или же придется выступать перед полной аудиторией. Также для учеников крайне важно, кто будет принимать экзамен, можно ли будет его пересдать, есть ли возможность сделать что-нибудь дополнительно и так далее. Иными словами, очень многое упирается в сугубо организационные моменты, непонимание которых, как правило, и вызывает главные вопросы.
Опасения напрасны
Одним из преподавателей, которые в этом году принимали у школьников собеседование, стала учитель русского языка и литературы волгоградской школы № 55, лауреат премии «Учитель года – 2019» Лариса Арачишвили. В 2020 году она выпускает девятый класс и не понаслышке знает, как сильно переживают ученики перед «зачетом».
«Я проводила пробный экзамен, и даже тогда дети — при условии, что разговор проходит один на один со мной, и они меня прекрасно знают — все равно начинали волноваться. Они начинают запинаться, у них трясутся руки и так далее. Но я думаю, что это очень важно пройти именно сейчас, до основного экзамена. Только так они смогут понять, что экзамены – это не так уж и страшно. Никто их не пытает и не мучает, и никто не хочет им навредить», – рассказала преподаватель корреспонденту нашего издания.
По ее словам, проведение устного собеседования – это очень хорошая моральная тренировка, благодаря которой дети смогут понять, что такое экзамен. При этом зачет по русскому языку проходит в максимально комфортных для учеников условиях. При проведении собеседования в аудитории находятся три человека: сам ребенок, собеседник и эксперт, в качестве которого выступает учитель русского языка и литературы. Он не вмешивается в диалог, а оценивает исключительно речевую компетенцию ребенка. Собственно, именно он и выставляет итоговые баллы. Собеседник же нужен для того, чтобы подбодрить и направить учащегося. Чаще всего это преподаватель гуманитарных предметов или начальной школы.
А Алена Аршинова и вовсе настаивает на том, что собеседование нельзя воспринимать в качестве экзамена. По ее словам, речь идет об одной из форм допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования. Итоговый экзамен участники проходят в чужой школе, а к процедуре проведения устного собеседования привлекаются учителя именно родной. Это позовляет снизить стрессовую нагрузку на ребят и раскрепостить их.
При этом ученикам не стоит бояться и самого страшного – неудачного прохождения собеседования. Даже если что-то подйет не так, у них всегда будет шанс все исправить.
«Обучающимся, получившим «незачет» за собеседование, предоставляется право двух пересдач в рамках установленных сроков. Если обучающийся в феврале получил «незачет», он сможет пересдать собеседование в марте, если же и в марте будет получен тот же результат, то можно будет еще раз попробовать свои силы в мае. О каких-либо проблемах у девятиклассников с зачетом по русскому языку мне неизвестно. Эта несложная форма аттестации под силу каждому, кто учился и проходил подготовку», – рассказывает Алена Аршинова.
Дополнительные дни для сдачи собеседования известны уже сейчас – еще раз попытать свои силы девятиклассники смогут 11 марта и 18 мая 2020 года. Впрочем, отмечает Лариса Арачишвили, в большинстве случаев «зачет» и с первой попытки не вызывает никаких проблем у ребят.
«Собеседование существует уже третий год, и я, честно, не видела ребят, которые бы не справились с этой задачей даже с третьего раза. Там ничего особенного не проверяется. Там оценивается техника чтения – а ребенок в девятом классе должен уметь читать, что логично – а также требуется пересказать прочитанный текст и обсудить его с преподавателем, составить монологическое высказывание на одну из трех предложенных тем. Вот сейчас у меня дети проходили собеседование и рассказывали о походе в кино. Ну какой девятиклассник не может составить десять предложений о том, как он сходил в кинотеатр?» – объясняет педагог.
Более того, на собеседовании не ставится задача «завалить» ученика. Напротив, ребенку оказывается всяческая поддержка, что практически гарантирует успешную сдачу.
Слово за родителями
По словам Павла Жавнерова, успешная сдача такого собеседования во многом может зависеть и от родителей. Мама и папа должны объяснить ребенку, что неправильный ответ на вопрос преподавателя не является катастрофой. Вместо этого необходимо подготовить девятиклассника к процедуре сдачи экзамена.
«Дома нужно создавать симуляцию учебного процесса – это позволит ребенку проще относиться как к экзаменам, так и к банальной классной работе. Например, можно практиковать, как правильно поднимать руку на уроке, чтобы учитель его заметил и решил вызвать. Точно так же родители должны создавать и условия, похожие на экзамены» – объясняет психолог.
Также полезным будет объяснить своему ребенку, что учителя и экзаменаторы оценивают ощущение по знаниям в целом на группу людей. Если школьник ответил не на все вопросы, это не означает, что пятерки ему не видать. При оценках всегда имеет место градация, которая существует именно с расчетом на то, что человек в момент экзамена будет находиться в определенном стрессовом состоянии. Но, к сожалению, далеко не все родители это понимают и нередко еще сильнее перегружают своих детей излишней паникой.
«Родители порой боятся даже сильнее, чем дети. И это тоже влияет на отношение ребенка к экзамену. Это такой снежный ком, который становится все больше и больше. И поэтому очень важно, чтобы дети увидели, что и как там происходит. Это первый шаг во взрослую жизнь, сделав который, на основной этап экзаменов они будут выходить спокойными», – рассказывает Лариса Арачашвили.
Схожей позиции придерживается и председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Она уверена, что панический страх перед экзаменами может означать только одно – на них отдельно натаскивают, их боятся.
«Если выбирать между письменной речью и устной, большинство школьников и их родителей выберут устный экзамен. Все уже привыкли к тому, что перед основным экзаменом существует такая подготовительная предэкзаменовка. И вопрос здесь заключается даже не в строгости этого собеседования, а в уровне нашего образования. Если ребенок обладает всеми необходимыми знаниями и навыками, ему не страшны никакие экзамены, ни устные, ни письменные», – считает Ирина Волынец.
По ее словам, идея проводить устное собеседование по русскому языку достойна лишь одобрения, поскольку она позволит оценить умение школьников формулировать свои мысли сходу, что является важным показателем того, насколько человек владеет языком.
Задел на будущее
На повышение уровня владения русским как государственным языком Российской Федерации, по словам Алены Аршиновой, направлено и обязательное проведение итогового собеседования, что уже дает свои ощутимые плоды.
«Эффективность этих условий допуска к итоговой аттестации доказана повышением уровня владения русским языком, о чем свидетельствует ежегодное повышение среднего балла единого государственного экзамена по учебному предмету «русский язык»», – рассказывает парламентарий.
Более того, 19 февраля 2020 года Аршинова вместе с коллегами-депутатами внесла на рассмотрение законопроект, закрепляющий в качестве формы допуска к государственной итоговой аттестации как сочинение-изложение, так и устное собеседование по русскому языку. По ее словам, закрепление этих мер повысит стабильность применяемых форм и требований при прохождении ГИА, что очень важно для наших школьников и их родителей, для защиты их прав и законных интересов. Иными словами, успешное внедрение механизма собеседования станет отличным заделом на будущее в развитии всей системы образования в России.