Если неправильно рассчитали пенсию что делать
Перерасчет неправильно начисленной пенсии
К сожалению, пенсии назначают не всегда правильно и обоснованно. И зачастую оказывается, что не все пенсионные права учитывались при назначении пенсии. В этой статье разбирается вопрос, как определить правильность начисления пенсии, а также порядок ее перерасчета при ошибке. Приводится и практическая помощь юриста в Москве по этому вопросу.
Как определить правильность начисления пенсии
Большинство получателей страховых пенсий недовольны назначенной суммой. И многим кажется, что в расчетах закралась ошибка и им положено больше, чем назначено. Но как самостоятельно проверить, Пенсионный фонд неправильно начисляет пенсию или все-таки все права пенсионера были учтены?
Для начала стоит заказать проверку правильности начисления пенсии. Пенсионеру нужно нанести визит в Пенсионный фонд и запросить проверку корректности расчета суммы выплат. Данное заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней. О результатах пенсионеру доложат лично, по почте или через интернет.
Но можно воспользоваться альтернативным путем. Сделать проверку корректности можно сравнив расшифровку пенсии со своими правами. Но чтобы не углубляться в законодательство, стоит доверить это дело юристу. Но перед обращением следует получить информацию о назначенном пенсионном обеспечении.
Для этого придется взять справку о получаемой пенсии. Сделать это можно как при личном визите в Клиентскую службу Пенсионного Фонда РФ по месту жительства (регистрации, пребывания, проживания), так и через интернет, на сайте Госуслуг или в личном кабинете сайта ПФР. Данные о поступления на карту в банке или приносимых почтальоном пенсионных выплат учитывать нельзя, поскольку к этой сумме зачастую прибавляются все доплаты и пособия. А нужен именно «чистый» размер пенсии.
Документ предоставляется на анализ юристу. По итогам работы станет понятно, правильно ли вычисляется пенсия, или же в подсчетах во время назначения закралась ошибка.
Что делать, если пенсия назначена неправильно
В случае выявления ошибки в начислениях коррекция размера производится автоматически при условии обнаружения недочетов сотрудниками ПФР при проверке корректности по запросу пенсионера. Гражданину будет выплачиваться новая сумма с 1 числа месяца, следующего за месяцем регистрации заявления. Но в исключительных случаях, если ошибка произошла по вине сотрудников Фонда, с него можно взыскать недополученную сумму и неустойку (в судебном порядке).
Если же ошибку выявит сам пенсионер, или юрист по его поручению, то потребуется написать в ПФР заявление, чтобы сотрудники произвели перерасчет неправильно начисленных пенсий. Такое заявление должно включать в себя обоснование к перерасчету. Направлять обращение следует на имя руководителя территориального представительства ПФР, поскольку данный документ относится к жалобам. К заявлению прилагается:
По обращению гражданина производится проверка корректности, итогом которой станет либо перерасчет суммы содержания, либо отказ в коррекции. В последнем случае пенсионер имеет полное право его обжаловать.
Куда жаловаться
Любой отказ Пенсионного фонда может быть оспорен. Сделать это можно как в досудебном, так и в судебном порядке. В первом случае обратиться можно в вышестоящий орган ПФР, либо в прокуратуру. В обоих случаях придется предоставить подтверждение первичного обращения:
Инициация проверки законности вынесения отказа приведет либо к подтверждению притязаний гражданина, если ему неправильно начислили пенсию, либо к подтверждению корректности начислений. Но и в последнем случае отчаиваться не стоит, если пенсионер уверен в своей правоте.
Даже такого уровня отказ может быть оспорен в судебном порядке. Причем если при проверке начислений в досудебном порядке пенсионеру не приводится письменная расшифровка назначенной пенсии, то расчеты будут предоставлены по требованию суда. Ведь именно в суде ПФР придется доказывать правомерность исчисления суммы. И подтверждать расчеты придется документально.
Решение суда может поставить точку в споре. Суд попросту обяжет органы ПФР произвести перерасчет. Кроме того, через суд удастся взыскать:
Если заново назначенная сумма вновь не устроит пенсионера, он имеет полное право потребовать ее перерасчета, пройдя все инстанции заново.
Ответственность пенсионера
Но есть ситуации, когда пенсия назначается больше, чем положена по закону. В этом случае пенсионеру может грозить лишь установление пенсии, соответствующей его правам. Разницу в переплате с него нельзя взыскать, если ошибка произошла не по его вине.
Московскому учителю Д. была назначена досрочная пенсия. Учитель продолжил трудовую деятельность, но вместо ожидаемой августовской прибавки он стал получать меньшую сумму пенсии, а разницу в переплате (порядка 3,5 тыс. за год) Фонд попытался взыскать с него.
Пенсионер обратился за содействием к адвокату. Юрист от имени гражданина Д. направил жалобу, в которой привел необоснованность требований Фонда о взыскании переплаты. В частности, нормы ст. 1109 ГК РФ исключают возврат пенсии, если необоснованное обогащение произошло вследствие счетной ошибки в отсутствии недобросовестных действий «обогатившегося» лица.
Но если ПФР докажет, что ошибка связана с недостоверными сведениями, которые были предоставлены пенсионером при назначении пенсии, ему грозить ответственность вплоть до уголовной, а также принудительный (или добровольный) возврат незаконно полученной выплаты.
В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.
ПФР просит вернуть переплату по пенсии
Моей маме-пенсионерке пришло заказное письмо из пенсионного фонда о якобы излишне выплаченных суммах пенсии из-за программной ошибки. Просят возместить добровольно.
Насколько это законно? И что будет, если не возмещать?
В действиях ПФР нет ничего противозаконного. Если излишняя выплата пенсии в пользу вашей мамы действительно была, то я бы посоветовала добровольно вернуть ее в ПФР. Иначе, если фонд обратится в суд — а он наверняка это сделает, — у него есть все шансы взыскать с мамы эту лишнюю выплату как неосновательное обогащение. И не исключено, что с процентами.
Когда не надо возвращать деньги
Есть такое общее правило. Человек, который случайно, без каких-либо оснований, получил выплаты, именуемые в ГК РФ средствами к существованию, не должен их возвращать как неосновательное обогащение.
В числе таких выплат не только пенсия, но и зарплата, пособия, стипендия, алименты и прочее. Вот реальный пример из суда. Бухгалтер из-за собственной невнимательности дважды выплатила работнику отпускные. Работник отказался вернуть ошибочно перечисленную сумму, и суд подтвердил, что работник вправе так поступить.
Когда надо вернуть
Из этого общего правила есть два исключения. Безосновательно полученные деньги надо вернуть, если их выплата произошла в следующих ситуациях.
Из-за недобросовестности получателя денег. Представим, что московский пенсионер официально устроился на работу и из-за этого потерял право на столичную надбавку к пенсии: она положена только безработным пенсионерам. О своем трудоустройстве он не уведомил ПФР и продолжал какое-то время получать надбавку. Это незаконно, и эти деньги надо вернуть.
Из-за счетной ошибки. Под ней, по мнению Роструда и судов, понимается:
Переплата пенсии из-за сбоя в программе — это счетная ошибка или нет?
По этому случаю у судов полярные мнения. Вот конкретные примеры из практики.
Но гораздо больше судов полагают, что ошибку, произошедшую в результате сбоя ПО, надо расценивать как счетную. А значит, ПФР может через суд требовать от пенсионера вернуть переплату как неосновательное обогащение.
В качестве примера — история, случившаяся в Нижнем Новгороде. Там пенсионерка обратилась в ПФР с заявлением назначить ей единовременную выплату пенсионных накоплений. В этом случае по закону выплата пенсии по старости приостанавливается. Но из-за сбоя программы ПФР этого не случилось. И женщина продолжала какое-то время получать пенсию, которая на самом деле ей уже не полагалась.
Когда ПФР выявил переплату, он попросил добровольно ее вернуть, но пенсионерка никак на это не отреагировала. Тогда ПФР пошел в суд. Суд согласился с ПФР, заявив: «Счетная ошибка возникает не только при ручном счете, но и при автоматизированном расчете с помощью программного обеспечения».
Имейте в виду, что, кроме самой переплаты по пенсии, у ПФР есть полное право потребовать еще и уплаты процентов за пользование чужими средствами.
Иногда ПФР может сам, без суда, удержать у пенсионера переплату
У человека, который получает какую-либо пенсию, есть обязанность: незамедлительно уведомлять ПФР обо всех обстоятельствах, которые влекут прекращение выплаты пенсии или надбавки к ней либо влияют на ее размер.
К примеру, пенсионер, у которого есть ребенок в возрасте до 23 лет, обучающийся по очной форме, имеет право на фиксированную надбавку к пенсии. Но она положена лишь до тех пор, пока ребенок учится. Если его отчислят, об этом надо сообщить в ПФР. Выплачивать надбавку прекратят.
Если пенсионер этого не сделает, а потом фонд выявит переплату, он будет вправе самостоятельно принять решение удерживать переплаченную надбавку из суммы оставшейся пенсии. Максимальный размер такого удержания за раз — не более 20% от суммы пенсии.
Нередко ПФР выясняет, что у человека уже нет права на пенсию — например, ему не продлили инвалидность, — и, соответственно, прекращает ее выплачивать. То есть удерживать переплату не из чего. Тогда за возмещением расходов ПФР будет обращаться в суд.
Что в итоге
Вашей маме не надо игнорировать письмо из ПФР. Иначе фонд пойдет судиться с ней: у таких структур есть четкая установка биться за свой бюджет до последнего.
Маме стоит сходить в отделение ПФР и все подробно выяснить. Если переплата действительно есть, лучше вернуть ее добровольно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
ПФР всегда прав, такова позиция верхов. А почему бы не наказать ответственного работника за свое халатное отношение к работе. Может и ошибок было бы меньше. Что обычный пенсионер сидит и считает коэффициенты, которые сам черт не разберёт?
Лариса, была такая переплата, в результате вызвали письмом в пфр, писали заявление об удержании с пенсии, обоюдно решили в течение полугода возвращать небольшими суммами.
У нас в ПФР вообще лишены здравого смысла. Доплата пенсионеру за студента в том случае, если он является иждивенцем. А если перед пенсией центр занятости платит 900 руб (т.к. на последнем месте менее полугода отработала,), а у него стипендия 1500 руб, то это я у него иждивенец. И доплата не положена. Отправила SMS-вопрос на прямую линию президенту. И получила ответ от того же самого ПФР.
14.01.2020 я обратилась в пф по поводу того что не пришла пенсия я была уверена что академический отпуск меня до 13.01.2020, специалист проверил информацию и сказал о том что выплата прекращена в связи с окончанием академического отпуска который закончился 13.12.2019. я сообщила ему о том что подала документы на отчисление из учебного заведения и спросила нужно ли принести какую-то справку, на что мне ответили о том что выплата в любом случае прекращена в связи с окончанием академического отпуска и справка уже не требуется. Так же в учебном заведении мне сказали о том что информация о моем отчислении будет передана в пенсионный фонд и органы опеки. 17.01.2020 мне пришла пенсия, она продолжала поступать до 14.04.2020 о чем я не сообщила в пенсионный фонд, своей вины в этом не отрицаю, но скажите кто в этом виноват ведь я предупредила пф и придется ли мне выплачивать эту переплату
Как пенсионеру узнать, что ему начислена пенсия меньше, чем положено
Согласитесь, что получать низкую пенсию, начисленную по всем правилам, не так обидно, как получать меньше того, что действительно полагается тебе по закону.
Разберем основные причины необоснованного занижения пенсии и рассмотрим, как пенсионер сможет узнать, что получает пенсию меньше, чем положено, а также что ему необходимо предпринять, чтобы предотвратить такую неприятность.
«Коварный СНИЛС»
Начиная с 1997 года граждане стали получать «зеленые полисы», где был указан их страховой номер индивидуального лицевого счета, открытого в ПФР (сокращённо — СНИЛС).
На него стали разносить сведения по каждому работнику — о его стаже, зарплате и страховых взносах, начисленных работодателем. При обращении гражданина за пенсией ПФР начисляет ее в т.ч. с учетом данных его лицевого счета.
Идея, в целом, хорошая (позволяет со временем вовсе уйти от сбора документов о стаже и назначать пенсию только по сведениям ПФР).
Однако на практике иногда происходят технические проблемы: или при присвоении СНИЛСа дублируются лицевые счета (например, на двух граждан программа сформировала один и тот же номер), или, наоборот, у одного гражданина есть несколько номеров.
В результате получается, что часть стажа и страховых взносов не учитываются на «нужном» лицевом счете, с которого ПФР берет сведения для назначении пенсии — и пенсия оказывается меньше, чем должна быть.
Счетная палата РФ недавно публично озвучила эту проблему, хотя некоторые пенсионеры уже успели с ней столкнуться до этого.
Как не допустить такой ситуации?
1) Проверьте свой СНИЛС на сайте ПФР, через «Личный кабинет страхователя» (есть ли он по данным ПФР и совпадает ли с тем, что указан в вашем полисе). Если нет — срочно обращайтесь в ПФР для устранения ошибки.
2) Закажите выписку из своего лицевого счета (через портал Госуслуги или на сайте ПФР) и проверьте, все ли сведения о вашем стаже в ней отражены. О том, как читать выписку подробно рассказывается здесь.
3) После назначения пенсии выписку могут выдать уже с «обнуленными» данными (стираются сведения о стаже до даты назначения пенсии). Поэтому настоятельно рекомендуется заказать актуальную выписку накануне того дня, когда наступит пенсионный возраст или возникает право на пенсию по иному основанию.
Если выписки нет, обратитесь в ПФР с заявлением об ознакомлении со своим пенсионным делом. В нем должна быть та выписка, по которой назначалась пенсия.
Никто не знает ваш стаж лучше, чем вы сами. Увидев «пробелы» в выписке, обратитесь в ПФР с заявлением о проверке вашего СНИЛСа и сведений от работодателей, которые на него поступали.
Отчисления, которых нет
Может быть и так, что со СНИЛСом все в порядке, однако на лицевом счете все равно нет сведений о стаже и страховых взносах. Тогда вина лежит на работодателе: либо он не платил взносы вовсе, либо платил, но неправильно сдал отчет в ПФР.
Например, бухгалтер указал неправильный СНИЛС работника — и сведения не отразились на его лицевом счете. Здесь главное — вовремя это выявить и принять необходимые меры: обратиться к работодателю, а если это не даст результата, то сообщить в ПФР и в прокуратуру.
Если работодатель не платил страховые взносы, это еще не так страшно: тогда ПФР обязан назначить пенсию по начисленным взносам. Намного хуже, если нет сведений о сумме начисленных взносов (если работодатель не сдавал отчеты в ПФР). Ведь к пенсии тогда ничего не прибавится.
Не подал вовремя нужное заявление
Нередко люди лишаются специальных доплат, которые полагаются им к пенсии, только из-за того, что не обратились за ними вовремя.
Это, прежде всего, социальная доплата до прожиточного минимума, доплата за иждивенца, за сельский или северный стаж, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за особые заслуги перед Россией и т. д.
Эти выплаты назначаются со дня обращения, поэтому нельзя взыскать их за прошлое время, сославшись на то, что не знали раньше.
Единственный выход здесь — это интересоваться пенсионным законодательством и побольше расспрашивать сотрудников ПФР на приеме о тех выплатах, которые вам положены помимо пенсии.
Старая ошибка кадровика
Из-за некорректного оформления трудового стажа за период до 2002 года гражданин может лишиться части пенсии — ведь этот стаж учитывается в ее расчете.
Чтобы этого избежать, стоит запросить в ПФР разъяснение размера вашей пенсии, какой стаж был учтен при ее назначении, а какой — нет, и почему. Нередко выясняется, что из-за ошибок кадровиков пенсионеру назначили пенсию меньше, чем положено.
Отказ ПФР зачесть периоды работы в стаж можно обжаловать в суде — при наличии положительного решения сделают перерасчет пенсии.
Как видно, заниженная пенсия часто является результатом нашего собственного неведения. Не интересуясь, какие данные о нас есть в Пенсионном фонде, мы многое пускаем на самотек. А вовремя проявленное любопытство может защитить и без того невысокую пенсию от еще большего, необоснованного занижения.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Перерасчет размера страховой пенсии с учетом иных периодов
Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют иные периоды – когда гражданин как правило не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, иные периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.
С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий иные периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего иного периода в страховой стаж.
Документы, подтверждающие соответствующие иные периоды определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений об иных периодах, представление гражданином документов не требуется.
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.
Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру (например: приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии), пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.
К иным периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:
Стоит учитывать, что за перерасчетом размера страховой пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому пенсия была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.
Перерасчет размера страховой пенсии с учетом иных периодов осуществляется по заявлению пенсионера (или его представителя), поданного в территориальный орган ПФР по выбору заявителя.
В случае подачи гражданином заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган ПФР, не осуществляющий ему выплату пенсии, данный территориальный орган ПФР пересылает, в том числе в электронной форме, заявление и документы, представленные заявителем, в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии гражданину, не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления.
Помимо заявления также понадобятся:
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.
Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.
Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения.
Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:
Если образовалась переплата пенсии
В практике ОПФР по Тамбовской области бывают случаи, когда его клиентам перечисляются излишне выплаченные суммы пенсий и иных выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР.
Как правило, такие факты возникают по причине несвоевременного извещения получателем пенсии органов ПФР об обстоятельствах, влекущих изменение или прекращение выплаты. Рассмотрим, в каких случаях может возникнуть переплата и что делать в такой ситуации.
Переплата компенсационных выплат
Существуют выплаты, которые полагаются только неработающим пенсионерам. К ним относятся: компенсационная выплата по уходу за инвалидами и престарелыми (причем, в период получения данной выплаты нельзя иметь денежный доход, как ухаживающему лицу, так и лицу, за которым оформлен уход). Это не только зарплата, но и пособие по безработице, а также пенсия по случаю потери кормильца по уходу за ребенком, не достигшим возраста 14 лет.
При назначении компенсационных выплат по уходу за инвалидами и престарелыми заявитель подписывает заявление и обязательство о том, что он должен незамедлительно сообщить в Пенсионный фонд о трудоустройстве или получении пособия по безработице. Несмотря на это, получатель нередко не сообщает об этих обстоятельствах, поэтому и образуется переплата.
Граждане считают, что если они не будут оформлять прием на работу в трудовой книжке или поработают временно, то факт работы не будет установлен. Они должны знать, что все работодатели представляют сведения абсолютно обо всех своих работниках в органы ПФР. Поэтому, где бы получатель ни работал (в любом регионе РФ), сведения о работе поступят на его индивидуальный лицевой счет и факт работы будет установлен, но к этому моменту уже наберется внушительная сумма переплаты. Такую ситуацию можно было бы не допустить, если сразу известить Пенсионный фонд о трудоустройстве.
Переплата пенсии по случаю потери кормильца
Переплаты пенсий по случаю потери кормильца лицам в возрасте до 23 лет, обучающимся по очной форме, образуются, если получатель прекращает обучение или переводится на заочное отделение, но не сообщает об этом в ПФР. Переплата, образовавшаяся по вине получателя, подлежит возмещению.
Повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии
Родителям – пенсионерам, которые за учащихся детей до 23 лет получают повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, необходимо сообщать о факте прекращения учебы детьми во избежание образования переплаты пенсии.
С 1 января 2019 года для сельских пенсионеров предусмотрена 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии. Для получения такой надбавки необходимо быть получателем страховой пенсии по старости или по инвалидности, иметь стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет, проживать в сельской местности и не работать. Если сельский пенсионер не будет исполнять все поименованные требования или несвоевременно сообщит об этом, он также теряет право на получение повышенной фиксированной выплаты, а перечисленные незаконно средства придется вернуть.
Переплата в связи с уходом пенсионера из жизни
В соответствии с законодательством органы ПФР ежемесячно перечисляют пенсионерам пенсии за текущий месяц. В случае ухода пенсионера из жизни, органы ЗАГС представляют сведения об этом в органы ПФР, а те, в свою очередь, информируют о факте смерти доставочную организацию.
Однако бывают случаи, когда пенсионер скончался, и утратил право на получение пенсии, но сведения о факте смерти в ПФР еще не поступили, а средства уже перечислены на счет пенсионера в кредитном учреждении. Банк, получив, информацию из ПФР об уходе пенсионера из жизни, отзывает выплату и возвращает ее в бюджет ПФР.
Вместе с тем, кредитные учреждения не всегда успевают вернуть перечисленную пенсию, потому что родственники или соседи умершего пенсионера (по умыслу или незнанию) уже сняли деньги с карты пенсионера.
В таком случае органы ПФР обращаются к таким лицам с требованием добровольно вернуть незаконно полученные денежные средства.
Если виновные лица не реагируют на требования территориального органа Пенсионного фонда России, ПФР обращается в правоохранительные структуры с заявлением вернуть деньги в принудительном порядке через суд.
В такой ситуации с виновных лиц будет взыскана не только незаконно полученная пенсия, но и может быть наложен штраф, взыскана государственная пошлина, исполнительский сбор, и даже применены меры уголовной ответственности – вплоть до лишения свободы.
Ответственность
Во всех вышеперечисленных случаях и в соответствии с законом получатели пенсии и других выплат обязаны безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера выплат или их прекращение. Законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии. Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с этим Отделение ПФР призывает к ответственности получателей пенсий, ЕДВ, компенсационных выплат, повышенных фиксированных выплат о необходимости своевременного извещения органа пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, предотвращающих образование переплат, в целях предотвращения получения незаконных выплат.
Группа по взаимодействию со СМИ
ОПФР по Тамбовской области
«горячая линия» 8-800-600-07-54