Если нет ттн чем грозит
Расходы на перевозку: транспортной накладной лучше не пренебрегать!
Бывает, что в транспортной накладной есть ошибки или накладной и вовсе нет. В подобной ситуации расходы на перевозку грузов все равно можно учесть, используя другие документы.
Такую выгодную для организаций позицию ФНС в этом году высказала уже дважды. Но это не повод притупить бдительность! Риски для фирмы все равно есть.
Транспортную накладную можно заменить другими документами
В письме от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@ специалисты ФНС выстроили такую цепочку рассуждений.
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Второе условие выполняется, если есть документы, оформленные в соответствии с российским законодательством, и (или) бумаги, косвенно подтверждающие произведенные расходы.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Так сказано в пункте 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Последний НПА гласит, что форма и порядок заполнения ТН устанавливаются правилами перевозок грузов.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, в нем же содержится и форма транспортной накладной (Приложение № 4). Соответственно, ТН является документом, оформленным в соответствии с законодательством нашей страны.
Таким образом, по смыслу статьи 252 Налогового кодекса, иные бумаги при отсутствии транспортной накладной можно расценить как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.
Основанием для отражения затрат на перевозку грузов являются первичные учетные документы. Это следует из статьи 313 НК РФ.
Транспортная накладная принимается к бухгалтерскому и налоговому учету при правильном заполнении раздела 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». А если данный раздел не заполнен? Тогда ТН в «прибыльных» целях все равно имеет значение.
Однако для отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат на перевозку потребуется дополнительный первичный документ, отвечающий требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Читайте в Бераторе
Налоговики сослались и на пункт 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26, где сказано: отсутствие, ошибочность и утрата ТН сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки незаключенным или недействительным.
В подобной ситуации наличие между сторонами договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами.
Перечень подтверждающих документ не установлен
В другом недавнем письме (от 20.02.2021 № СД-3-3/1280@) ФНС также подчеркнула – НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, подтверждающих произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252. А значит, организация не ограничена в вопросе обоснования правомерности учета затрат.
Несоответствие транспортной накладной форме из Постановления № 2200, действующей с 01.01.2021, не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными. Издержки в «прибыльных» целях удостоверяются совокупностью бумаг – договорами, товарными накладными, счетами-фактурами, платежками и др.
Отметим, что еще совсем недавно ФНС России была настроена не столь лояльно.
Контролеры указывали, что ТН является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов в рамках главы 25 Кодекса (письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).
Схожим образом высказывались и представители финансового ведомства: подобные расходы подтверждает именно транспортная накладная, составление которой обязательно при заключении договора перевозки (письма от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110, от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696 и др.).
Типовой договор возьмите в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Теперь же чиновники «ослабили хватку». Видимо, далеко не последнюю роль в этом сыграла упомянутая позиция высших арбитров в пользу организаций.
Риски, если отсутствует транспортная накладная!
Во-первых, не исключены споры, если у инспекторов на местах по рассматриваемому вопросу возникнет особое мнение. А это всегда нервы и потраченное время.
Во-вторых, суды порой делают вывод о получении фирмой необоснованной налоговой выгоды, в том числе, из-за отсутствия ТН, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом. К такому умозаключению приводят и погрешности в транспортной накладной. Наглядный пример – недавнее Постановление от 03.02.2021 № Ф06-69980/2020, где АС Поволжского округа согласился с инспекторами, что услуги по перевозке грузов в реальности предприятию не оказывались. Выявлено, в том числе, следующее:
Эти факты легли в основу вывода о создании сторонами налоговой схемы.
Еще один пример – Постановление АС ВСО от 07.08.2018 № Ф02-3292/2018, оставленное в силе Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 302-ЭС18-18873. Выявлено, что транспортные накладные отсутствуют, а те, которые есть в наличии, не позволяют установить факт перевозки грузов. В них нет информации:
Также отсутствуют даты и сведения о времени погрузки-разгрузки, подписи ответственных лиц.
Эти и некоторые другие обстоятельства позволили суду сделать вывод, что документы оформлены исключительно для получения налоговой выгоды. О реальных хозоперациях говорить не приходится.
Конечно, если перевозка груза фикцией не была, шансы отстоять свою правоту у фирмы есть. Но стоит ли давать налоговикам лишние зацепки?
Добавим, что проверить правильность заполнения актуальной формы транспортной накладной поможет письмо Минтранса России от 26.03.2021 №Д3/6976-ИС. В нем раскрыто немало нюансов. Один из них – в строке «Лицо, от которого забирается груз» раздела 6 нужно отразить сведения о том, кто фактически отпустил ТМЦ получателю. Кто производил погрузку этих ценностей, в данном случае неважно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции организации должны быть оформлены оправдательными документами. Данные документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Существует два типа первичных учетных документов: унифицированные первичные учетные документы, формы и порядок заполнения которых утверждены законодательно, и самостоятельно разработанные первичные учетные документы.
Товарно-транспортная накладная относится к первой группе «первички». Ее форма N 1-Т, а также указания по заполнению утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Отметим, что в соответствии с указаниями по применению и заполнению формы N 1-Т данный документ предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Товарный раздел отражает отношения между грузоотправителем (продавцом) и грузополучателем товара (покупателем). Информация, содержащаяся в товарном разделе товарно-транспортной накладной, служит основанием для списания ценностей с учета у продавца и принятия материальных ценностей на учет у покупателя. Транспортный раздел регулирует отношения между грузоотправителем (продавцом) и транспортной организацией (перевозчиком). На основании транспортного раздела производятся расчеты с перевозчиком либо грузоотправителем, либо грузополучателем, все зависит от того, кто платит за перевозку груза. Напомним, что порядок доставки груза покупателю определяется договором купли-продажи.
Ввиду двойственности характера товарно-транспортной накладной существуют спорные моменты в отношении того, что представляет собой данный документ с точки зрения налогообложения.
Отметим, что наличие ТТН прямо предусмотрено Инструкцией Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». В п. 2 данного документа говорится, что организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных или арендуемых автомобилях, обязаны оформлять ТТН. Несмотря на свой «преклонный возраст», указанная Инструкция действует по сей день, причем и налоговики, и чиновники финансового ведомства очень часто ссылаются на нее в своих разъяснениях.
О том, что оформление ТТН при доставке товарно-материальных ценностей в организацию является необходимым условием для принятия их к бухгалтерскому учету, свидетельствуют и положения п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н.
Таким образом, оформление ТТН является необходимым условием для принятия товарно-материальных ценностей к бухгалтерскому учету. Однако налоговые органы в письме ФНС России от 18 августа 2009 г. N ШС-20-3/1195 считают, что ТТН не является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Кроме того, действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.
Обратите внимание!
О том, что отсутствие ТТН не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, говорят и суды, на что, в частности, указывает Постановление Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. N 8835/10 по делу N А63-10110/2009-С4-9.
Тем не менее при отсутствии ТТН у участника отношений по перевозке груза налоговые органы часто ставят под сомнение сам факт поставки товара. Причем есть и судебные решения, в которых арбитры считают точку зрения фискалов вполне обоснованной. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2009 г. N А19-4266/08-57-Ф02-2799/09.
Наличие таких разносторонних мнений приводит к тому, что налогоплательщики, не пожелавшие согласиться с отказом налогового органа в предоставлении вычета по НДС, обращаются в суд. Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. по делу N А42-6159/2007 суд признал неправомерным требование налогового органа о наличии ТТН у налогоплательщика, т.к. общество не заключало договор на перевозку груза с транспортной организацией. Встречаются и такие решения судов, которые считают, что принять товар на учет можно и без оформления ТТН на основании товарных накладных. Именно такая позиция отражена в Постановлении ФАС Центрального округа от 6 июля 2010 г. по делу N А54-2657/2008, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2008 г. по делу N А19-9946/07-18 и в др.
Следует отметить, что для применения вычета по НДС важен лишь факт принятия товара на учет (на основании первичных документов), наличие правильно заполненного счета-фактуры и соответствие условиям, указанным в ст. 172 НК РФ. Поэтому если у вас есть первичный документ, подтверждающий факт принятия товара на учет, то при соблюдении всех прочих условий организация имеет право вычета по НДС. Именно так считает суд в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20 августа 2010 г. по делу N А43-23615/2009.
Учитывая вышеизложенное, чтобы застраховать себя от претензий со стороны налоговых органов и не допустить ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете, лучше все-таки иметь ТТН в наличии при доставке товара автомобильным транспортом. Так вы обезопасите себя от споров с налоговыми органами и аудиторами, которые отсутствие ТТН обязательно сочтут за нарушение положений бухгалтерского учета. Если же ТТН нет, а сумма претензии налоговиков велика, рекомендуем идти в суд, т.к. сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что отсутствие ТТН для обоснования вычета по НДС не может являться существенным условием и прямо не закреплено в НК РФ.
Вторым подводным камнем в налоговом учете, касающимся вопроса о необходимости наличия ТТН, является подтверждение стоимости транспортных услуг для целей налогообложения прибыли. В соответствии с положениями пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам груза внутри организации относятся к материальным расходам. В соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ, чтобы признать расходы в налоговом учете, необходимо, чтобы они были экономически оправданны и документально подтверждены.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы. Также документальным подтверждением налогооблагаемых расходов могут являться документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы. Это могут быть таможенные декларации, приказы о командировке, проездные документы и т.д.
Если организация заключает договор с поставщиком товаров, на основании которого доставка товара осуществляется силами поставщика до склада покупателя, то наличие ТТН у покупателя товаров не является обязательным документом для подтверждения материальных расходов. Именно такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 15 июня 2010 г. N 03-03-06/1/413. Финансовое ведомство указало, что в таком случае документом, служащим для оприходования и отражения их стоимости, в учете может служить либо товарно-транспортная накладная, либо товарная накладная. Такого же мнения придерживаются и некоторые суды, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 15 января 2010 г. по делу N А54-366/2007-С4-С5, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2010 г. по делу N А21-5232/2009, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 5 августа 2010 г. по делу N А32-40121/2009-4/922. Однако не все арбитры согласны с тем, что наличие ТТН не обязательно, если товар доставляется силами и за счет поставщика. Примерами тому могут служить Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2010 г. по делу N А32-25360/2008-46/431, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А33-736/2010.
Обратите внимание!
Если вы придерживаетесь той точки зрения, что иметь в наличие ТТН все же безопасней, чем не иметь ее вовсе, это не гарантирует вам иммунитета со стороны налоговых органов. Имейте в виду, что при выездном контроле налоговики могут не только проверить правильность заполнения документа, но и оценить ее логически.
Так, например, как следует из материалов Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2008 г. N Ф04-6520/2008(14714-А46-40), налоговый орган, а впоследствии и суд установили, что грузоподъемность автомобиля, который непосредственно осуществлял перевозку груза, значительно меньше массы груза, перевозимого за один раз!
Также не стоит забывать, что ТТН должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства по бухгалтерскому учету, а это означает, что все обязательные реквизиты документа должны быть заполнены соответствующим образом. В противном случае налоговики могут попытаться отказать вашей организации в применении вычета по НДС или же в принятии расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. О том, что такие случаи имеют место, говорит Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 мая 2008 г. N Ф04-3090/2008(5234-А03-23).
Товарно-транспортная и транспортная накладная: как выбрать
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
При отгрузке товара компания может составить товарно-транспортную и транспортную накладную — к тому же требования к последней изменились с начала 2021 года. Расскажем в статье, как сделать выбор.
Что такое транспортная накладная
С 1 января 2021 года транспортная накладная — это необходимый документ при доставке товаров на автомобиле по территории РФ (закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 785 ГК, Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200). Этот документ водитель должен по требованию предъявлять инспекторам ГИБДД, он составляется в трех экземплярах и содержит сведения о грузе, о его приемке и сдаче, об ответственных лицах.
Верно заполненная ТН — это первичный документ, который подтверждает услуги по доставке груза, заключение договора перевозки и стоимость доставки. Так что он важен для компании и нужен бухгалтеру, который на его основании учитывает расходы на транспортировку.
А еще важно использовать новый бланк накладной, утвержденный постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200, бланк есть в Приложении № 4.
Что такое товарно-транспортная накладная
Товарно-транспортную накладную оформляют к транспортной накладной (постановление Госкомстата №78 от 28-11-97). Но с 2013 года этот документ перестал быть обязательным (информация №ПЗ-10/2012 Минфина), хотя многие компании продолжают использовать его — и в таком случае использование формы 1-Т должно отражаться в учетной политике.
Обязательна ТТН только при перевозке алкоголя и спиртосодержащей продукции, этилового спирта (подп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ). В противном случае перевозка и сама поставка алкоголя признается незаконной. Партию алкоголя сопровождают также справками, сертификатами и декларациями, но ТТН также необходима. Даже если груз перевозят собственным транспортом и только между складами компании.
Из ТТН сведения о партии алкоголя поступают в систему ЕГАИС по контролю за оборотом алкоголя, на базе ТТН создают декларации по «алкогольным» сделкам. Накладную заполняют на каждую отдельную партию алкоголя, отдельно каждому получателю, даже если перевозят их одним транспортом.
В товарно-транспортной накладной один раздел посвящен сведениям о товаре, другой — о транспорте:
Какой документ нужен для налогового и бухгалтерского учета
Чтобы учесть расходы на транспортировку, достаточно одной транспортной накладной. Необязательно одновременно оформлять ТН и ТТН. Главное, чтобы в транспортной накладной значились обязательные реквизиты первичного документа по товарам и был верно заполнен раздел 16 — о стоимости транспортировки и порядке расчета. Если раздел не заполнен или оформлен с ошибками, придется предоставить другой учетный документ — договор, товарную накладную, платежный документ (письмо ФНС от 19.04.21 № СД-4-2/5238@ и от 20.02.21 № СД-3-3/1280@).
Хотя обязательное оформление ТТН отменили с 2013 года, до сих пор иногда возникают споры с контролирующими органами по поводу отсутствия документа (не только в связи с перевозкой алкоголя). Поэтому компании часто оформляют документы по принципу «лишним не будет»: ТН, ТТН и накладную ТОРГ-12. В этом случае порядок надо закрепить в учетной политике.
Если компания вывозит товары (кроме алкоголя) собственным транспортом и договора на перевозку нет, то не понадобится ни ТН, ни ТТН. Нужна только накладная ТОРГ-12, она служит подтверждением расходов по приобретению товаров. Тогда расходы на транспортировку учитываются в общем порядке по документам о покупке бензина, оплате труда водителя, амортизации транспортного средства и пр.
Чтобы легче вводить в учет накладные, пользуйтесь веб-сервисом Контур.Бухгалтерия. Здесь есть встроенный электронный документооборот и система распознавания первичных документов. В сервисе легко вести учет, работать с сотрудниками, сдавать отчетность через интернет. Первые 14 дней бесплатны для всех новичков.
Когда могут отказать в вычете НДС при отсутствии ТТН?
В каких случаях нужна товарно-транспортная накладная (далее по тексту – ТТН)? По каким причинам налоговики могут отказать в вычете при отсутствии у компании ТТН? Правомерно ли на основании ТТН рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета?
Прежде чем перейти к анализу судебных баталий в части отказов НДС при огрехах либо отсутствии ТТН, несколько слов о том, в каких случаях необходимо наличие ТТН.
ТТН представляет собой первичный сопроводительный документ, который предназначен для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).
Когда необходима ТТН?
Для того чтобы понимать, когда заполнять ТТН, нужно определиться, кто осуществляет перевозку: сторонний перевозчик, сам поставщик, либо покупатель собственными силами.
Если покупатель самовывозом вывозит товар со склада поставщика, то оформлять ТТН не нужно, ведь услуги по перевозке не оказываются. Также не требуется оформлять ТТН, если поставщик сам доставляет товар покупателю. В данном случае достаточно товарной накладной в двух экземплярах (по форме ТОРГ-12, если компания использует унифицированные формы первичной документации либо по собственной разработанной форме либо УПД).
А если покупатель заказывает перевозку товаров транспортной компании, то есть является заказчиком перевозки, необходимо без ТТН не обойтись. В этой ситуации транспортный раздел ТТН заполняется покупателем (т.е. непосредственным заказчиком транспортных услуг), а товарный раздел – поставщиком товара.
Причина отказа в вычете НДС
Теперь обозначим общие условия применения налоговых вычетов. Право на налоговые вычеты по НДС возникает у компании при соблюдении им условий, предусмотренных ст.171 и ст.172 НК РФ. Условиями вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются:
факт приобретения товаров (работ, услуг);
принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет (оприходование);
наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг), с указанием суммы НДС;
для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, одним из условий для вычета НДС является принятие на учет товаров в соответствии с правилами бухгалтерского учета и документальным оформлением факта приобретения товаров.
Обратимся к требованиям ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации, таким документом может быть товарная накладная по форме ТОРГ-12, УПД, либо любой первичный учетный документ, содержащий обязательные реквизиты.
Финансисты также разъясняли, что «…в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме №1-Т не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС по приобретаемым товарам» (письмо Минфина РФ от 30.10.2012 г. №03-07-11/461). Указанному письму предшествовала сформулированная позиция высших судей (Определение ВАС РФ от 19.3.2008 г. №3284/08, Постановление ВАС РФ от 09.12.2010 г. №8835/10): «…общество осуществляло операции по приобретению (купле-продаже) товара, а не выступало в качестве заказчика по договору перевозки. Следовательно, наличие ТТН не является обязательным условием для подтверждения принятия товаров на учет и, соответственно, основанием для применения налоговых вычетов по НДС».
Налоговики также разъясняли, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов, поскольку она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. И если покупатель заказчиком перевозки не является, то и наличие ТТН у получателя груза (т.е. покупателя) необязательно. При этом принятие на учет товаров возможно и на основании товарной накладной по форме №ТОРГ-12 (письмо ФНС РФ от 18.08.2009 г. №ШС-20-3/1195).
Несмотря на официальную позицию финансистов, налоговиков, высших судей, на практике и по сей день немало судебных баталий, касающихся правомерности применения вычетов НДС при отсутствии ТТН.
По каким причинам налоговики отказывают в вычете НДС из-за отсутствия (огрехов) ТТН?
Несмотря на положительные для компаний разъяснения контролирующих органов, налоговики на местах, зачастую отказывают в праве на вычет по причине отсутствия (или содержащей дефекты) ТТН.
Такие претензии сами по себе необоснованны, но при наличии иных факторов, могут служить основанием для отказа в возмещении НДС.
Претензия №1. У компании отсутствует ТТН (при наличии остальных первичных документов, оформленных надлежащим образом).
При наличии у компании товарной накладной налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие ТТН не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в части приобретаемых товаров.
И если компания осуществляла операции по приобретению товара и не выступала в качестве заказчика по договору перевозки, то отказ налоговиков в применении налоговых вычетов по причине отсутствия ТТН является необоснованным (постановления АС Поволжского округа от 28.05.2018 г. №А12-29559/2017, от 08.05.2018 г. №А12-20171/2017, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 г. №А55-16133/2016).
Претензия №2. Невозможно установить стоимость товаров на основании ТТН и, соответственно, сумму НДС.
Зачастую налоговики, отказывая в возмещении НДС, мотивируют это тем, что объем поставленных товаров, рассчитанный на основании данных ТТН, различается с фактурными данными. Например, в одном из споров, документами, с помощью которых налоговики рассчитывали сумму НДС, не подлежащего возмещению, являлись ТТН, в которых содержались сведения об объеме перевезенных лесоматериалов, и протоколы допросов водителей.
Но, как отметили судьи, налоговики не учли, что в ТТН не содержатся сведения о сорте поставленных лесоматериалов и их стоимости (в зависимости от сорта), данные сведения отражены в выставленных в адрес компании счетах-фактурах.
Поскольку из ТТН невозможно установить сорт поставленной лесопродукции, невозможно установить и ее стоимость, а, следовательно, невозможно рассчитать сумму НДС по технологии, применяемой налоговым органом, суд пришел к выводу, что произведенное налоговой инспекцией распределение входного НДС не основано на достоверных данных (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2017 г. №А19-11338/2016).
Претензия №3. По условиям договора должна составляться ТТН, иначе продукция считается непоставленной.
Компанию подозревают в создании искусственного документооборота и, как следствие, получении необоснованной налоговой выгоды.
Чаще всего, налогоплательщики проигрывают в спорах с налоговиками по причине получения необоснованной налоговой выгоды. И ТТН (ее отсутствие либо дефекты в оформлении) служит дополнительным доказательством нереальности сделки, а товар фактически не приобретался и не доставлялся покупателю.
Так, в одном из споров рассматривалась ситуация, когда по условиям договора продукция считалась поставленной, если помимо фактической передачи продукции, покупателю предоставлены документы подтверждающие право собственности на продукцию (приходная квитанцияф-13, накладные, счета-фактуры, ТТН по форме №СП-31* на каждую машину и т.п.). А при непредставлении или представлении указанных документов в неполном объеме продукция считается непоставленной.
Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» утверждена форма ТТН на перевозку зерна №СП-31.
Напомним, что с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Главное, чтобы форма содержала обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Однако на практике сельхозпредприятия используют привычные формы, утвержденные Госкомстатом РФ.
Рассматривая подобный спор, налоговики исследовали оформленные ТТН и пришли к следующему выводу: в ТТН указаны пункты погрузки находящиеся в Ростовской области, при том, что контрагенты общества не находятся в Ростовской области, не обладают ни трудовыми, ни материальными ресурсами для хранения товара, ни по месту своей регистрации ни по месту отгрузки товара.
Таким образом, документы свидетельствуют о том, что указанные адреса не соотносятся с поставкой от данного лица, поскольку компания не имеет складских помещений, а пункты погрузки не соответствуют юридическому адресу ни организации поставщика, ни его субпоставщиков.
Кроме того, при исследовании представленных ТТН судом установлено, что в них отсутствует информация о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента и отсутствует информация, обеспечивающая прослеживаемость зерна, предусмотренная п.16 ст.14 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (место происхождения, информация о ГМО), информация о декларации соответствии партии зерна (пшеницы) требованиям ТР ТС 015/2011, предусмотренной ст.3 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», а именно, о месте происхождения, назначения зерна, о наличии в зерне ГМО и т.д.
При этом правила заполнения формы №СП-31 распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна. Только ТТН формы №СП-31, составленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению отраслевых форм учетных документов зерна и продуктов его переработки, утвержденных Приказом Росгосхлебинспекции от 04.04.2003 г. №20, и Техническим регламентом «О безопасности зерна», позволяют дать оценку реальности поставки зерна, в отношении которого заявлен вычет по НДС.
Транспорт, указанный в ТТН принадлежит физическим лицам, которые опровергли факт поставки товара по представленным документам.
Как отметили суды, налогоплательщик, располагая надлежащим (ненадлежащим) образом оформленными ТТН формы №СП-31, сертификатами, декларациями о соответствии и т.д., мог проявить должную осмотрительность и осторожность посредством установления фактического перемещения товара (зерна), оценить действия поставщика на предмет его добросовестности или создание искусственного документооборота и, как следствие, своевременно отказаться от исполнения договора.
Кроме того данные пункты договора опровергают сам факт поставки с учетом отсутствия у заявителя указанных документов. Поэтому компании было отказано в вычете НДС (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2018 г. №А53-37776/2017).
В аналогичных спорах компании также проигрывали налоговикам по причине отсутствия реального совершения хозяйственных операций поставщиками. А отсутствие финансово-хозяйственных взаимоотношений между компанией и контрагентами, указывает на недостоверность сведений в первичных документах, на основании которых компанией заявлены вычеты по НДС. Непредставление ТТН свидетельствует об отсутствии хозяйственных операций с контрагентами (Определение ВС РФ от 26.04.2018 г. №308-КГ17-5480, постановления АС Центрального округа от 31.07.2018 г. №А84-2180/2017, Волго-Вятского округа от 09.07.2018 г. №А43-34637/2016).