Если олимпиадников больше чем бюджетных мест
Победителей школьных олимпиад оказалось больше, чем гарантированных им бюджетных мест
Рассказываем, как решили эту проблему вузы и как оценили приёмную кампанию 2021 года.
О высоком конкурсе в университеты рассказали на заседании Совета Российского союза ректоров 17 августа во время подведения промежуточных итогов кампании 2021/2022 учебного года, сообщила пресс-служба Минобрнауки.
Что известно о ходе приёмной кампании
Президент союза, ректор МГУ Виктор Садовничий положительно оценил процесс приёма абитуриентов. Он отметил, что на некоторые специальности конкурс составил до 60 претендентов на место.
При этом среди поступающих в вузы оказалось множество супербалльников — то есть тех, кто получил максимальные баллы на ЕГЭ по нескольким предметам, рассказал исполняющий обязанности ректора МФТИ Дмитрий Ливанов.
Отмечается, что в этом году без вступительных испытаний в российские университеты поступили 6557 призёров и победителей олимпиад. Чаще всего они выбирали следующие направления подготовки:
При этом в некоторых вузах число олимпиадников, получивших право поступить туда без экзаменов, превысило количество бюджетных мест. Ряд университетов решил обеспечить их местами за свой счёт. Среди них — МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ИТМО и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков, принявший участие в совещании, отметил, что бюджетных мест не хватило и абитуриентам-стобалльникам. Он подчеркнул, что в «новом учебном году необходимо внимательно отнестись к организации олимпиад, бороться за их качество».
Что изменилось в особенностях приёма
Основные отличия приёмной кампании 2021 года — возможность подать больше заявлений в выбранные вузы, а также многопрофильный конкурс по нескольким специальностям. Среди новых норм — учёт лучших результатов: вузы предлагают абитуриентам выбрать, по каким предметам учитывать результаты ЕГЭ. В Совете ректоров остались довольны качеством приёма, а новые правила оправдали себя, заявил Виктор Садовничий.
Правда, есть одно нововведение, которое явно усложнило жизнь поступающим, — это отмена второй волны приёма. Из-за этого некоторые абитуриенты вовсе лишились возможности поступить в вуз в этом году. Трудности при поступлении вызвали возмущение у выпускников школ, и в их поддержку даже составили петицию, автором которой выступил московский педагог Арсений Филин. Он призвал сделать порядок приёма справедливее и понятнее. Инициативу поддержали, кстати, уже более 10 тысяч человек.
Почему появилась петиция
Новые правила зачисления существенно отличаются от старого порядка, который действовал до 2021 года. Из-за пандемии приём в вузы уже второй год ведётся преимущественно дистанционно. Помимо этого, как отмечает автор петиции, отменена вторая волна подачи документов и скрыты личные данные поступающих.
Абитуриенты могли участвовать одновременно в 50 конкурсах — подать документы в 5 вузов на 10 направлений в каждом из них. Из-за этого возникла типичная проблема: выпускники присылали заявления даже в те вузы, в которые не планировали поступать, — просто на всякий случай. Соглашения на зачисление тоже подавались в последний момент.
При этом для выбора вуза каждому абитуриенту требовалось понять, проходит ли он туда по баллам, но из-за перегруженных списков сделать это было сложно. В последние минуты работы приёмной комиссии абитуриент мог опуститься на десятки строчек в списках желаемого университета и потерять бюджетное место или возможность учиться на конкретном факультете. Подать заявление о согласии на зачисление куда-то ещё у него уже не было шансов: комиссия завершала работу, а второй волны не было. Кроме того, из-за невозможности увидеть личные данные конкурентов (раньше в обычных списках указывали имя, отчество и фамилию) абитуриенты не могли связаться с ними и узнать их намерения.
Другая проблема состояла в том, что вузам требовалось больше времени на обработку поданных заявлений с согласием на зачисление. Этот процесс замедлился из-за дистанционной подачи документов через сайты университетов и суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
А ещё из-за сбоев вузы достаточно редко обновляли списки. Они, например, делали это раз в час, хотя ситуация могла меняться ежеминутно. У некоторых университетов сайты просто переставали работать, а дозвониться до приёмной комиссии было невозможно из-за большого количества обращений.
В итоге некоторые абитуриенты решили направить согласие в менее престижные вузы, чтобы точно продолжить учёбу в сентябре. Это привело к тому, что в ведущих университетах упал проходной балл, а в каких-то и вовсе был недобор.
Автор петиции процитировал сообщение из неофициального паблика мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором утверждается, что на факультет «были зачислены просто все желающие», поскольку для поступления абитуриентам нужно было набрать всего лишь 270 баллов за четыре экзамена.
При этом вытесненным из списков за счёт ажиотажа молодым людям с хорошими результатами экзамена могут грозить служба в армии и возвращение к образовательному процессу только через два года.
Как предлагают решить проблему
Подчёркивается, что распределение абитуриентов по местам должно происходить автоматически при помощи единой системы, к которой подключены все университеты и поступающие.
По задумке автора петиции, алгоритм должен быть следующим:
Кстати, ранее сообщалось, что к суперсервису «Поступление в вуз онлайн» планируется подключить все вузы России, в том числе и частные. Потенциально это упростило бы внедрение подобной системы.
О доработке системы приёма
По итогам заседания Российского союза ректоров Виктор Садовничий, общаясь с журналистами, отметил, что проведение приёма в вузы в одну волну требует модернизации.
«Наверное, продолжим эту работу с министерством по правилам приёма. Я, по крайней мере, буду настаивать на том, чтобы найти другой способ — более щадящий, подходящий для интересов абитуриентов», — заявил он.
Он отметил, что новые правила привели к ажиотажу и излишнему стрессу для абитуриентов при выборе учебного заведения. Кроме того, оказалось, что приём в одну волну был особенно неудобен для тех абитуриентов, которые собирались поступать в университеты за пределами родных регионов из-за разницы в часовых поясах.
По всей видимости, в следующем году правила приёма могут снова претерпеть изменения.
Кстати, не так давно Минобрнауки РФ представило проект приказа с новыми правилами поступления в вузы (предполагается, что он будет применяться с приёмной кампании 2022/23 учебного года). Согласно документу, абитуриентам планируется предоставить выбор: указано, что в качестве результата вступительного испытания может быть засчитан наиболее высокий из результатов — по ЕГЭ, общеобразовательному вступительному испытанию, проводимому вузом, или вступительному испытанию.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Олимпиады vs ЕГЭ: как борются два вида абитуриентов и кто в итоге поступает на бюджет
Мотивацией для внедрения ЕГЭ в нашей стране была возможность любому ребенку из любого, даже самого дальнего региона страны, учиться в вузе. Да не просто в вузе, а в каком-нибудь столичном, соревнуясь с местными на абсолютно равных условиях. Только вот загвоздка — конкуренция там лютая. По данным одного только журфака СПбГУ, на 25 бюджетных мест в том году претендовало больше 1600 человек. Проходной балл часто больше, чем вообще возможный максимальный балл за сданные экзамены, а половину мест занимают олимпиадники. Так ли все на самом деле плачевно? Можно ли поступить по ЕГЭ в топовый вуз, и почему олимпиадники и егэшники так не любят друг друга?
Победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады (ВСОШ) дают возможность поступить в любой вуз без вступительных испытаний. Диплом ВСОШ даже подтверждать баллами ЕГЭ не нужно — сдаешь на порог и поступаешь куда хочешь. Звучит, конечно, как мечта. Но на деле даже пройти на заключительный этап олимпиады очень сложно: с каждым годом увеличивается проходной балл, не все регионы выделяют квоту на детей, которые были близки к прохождению, а на самом заключительном этапе начинается настоящая война. Чего стоит только одно сборная Москвы — дети, которых часами готовят лучшие преподаватели и натаскивают на победу. У многих регионов такой возможности нет. Тем не менее, выигрывает не только Москва, пусть и она по большей части. А в 2020 году заключительный этап из-за пандемии вообще не проводился. Что сделало Министерство образования? Дало дипломы вообще всем, кто по баллам проходил на заключительный этап. Это было начало войны внутри абитуриентов.
Люди, собирающиеся поступать только по ЕГЭ испугались: количество дипломов увеличилось, а значит, уменьшилось количество мест для поступающих по результатам экзамена. Увеличился конкурс. Более того, победители перечневых олимпиадах, тоже испугались. Всерос всегда в приоритете, а значит, даже если по результатам перечневой олимпиады у тебя БВИ, ты все равно ниже по спискам чем те, кто получит диплом ВСОШ. Под постом официальной группы Министерства образования ВКонтакте начались протесты: люди писали петиции, требовали пересмотра решения, жаловались, что теперь не смогут поступить, да и просто расстраивались.
Мы связались ребятами, которые беспокоились о поступлении из-за раздачи дипломов, и узнали, как у них сложилась судьба.
Валерия Хлопцева, НИУ ВШЭ, поступала по перечневой олимпиаде.
Действительно, в 2020 году на ФИЯР МГУ было зачислено 36 человек без вступительных испытаний, в то время как в 2019 году — 27 человек (по данным приказов с сайта приемной комиссии МГУ). Девять человек — это все-таки не мелочь, это количество, достаточно повлиявшее на возможность поступления, особенно когда бюджетных мест всего 54.
Семен Кондрин, МГИМО, поступал по общему конкурсу.
Елизавета Кузнецова, СПбГУ, поступала по общему конкурсу.
Софья Ивачева, НГУ, поступала по общему конкурсу.
На графике паблика «Гумхаб» видно, что по некоторым предметам количество дипломов увеличилось в два раза. Конечно, количество олимпиадников на каждом отдельном направлении отдельного факультета не могло увеличиться в два раза. Но, тем не менее, чисто статистически увеличилось значительно.
Скорее всего, нет. Несмотря на то, что все олимпиадники метят в самые топовые вузы на самые горячие специальности, от этого занять все места они никак не могут. Конечно, конкуренция стремительно растет, проходной балл зачастую становится выше, чем максимальный балл по ЕГЭ, но это все еще здоровая конкуренция. Все бюджетные места олимпиадники занять не могут физически, а если ты сдаешь успешно ЕГЭ, то ты можешь быть уверен, что и так поступишь. А люди, побеждающие в олимпиадах, — явно не бездельники. Победа в олимпиаде — это всегда время, кровь и слезы. Это заходы в несколько лет, пока тебе не удается выиграть. Это тяжело и сложно, а значит, должно поощряться.
1. Участвуй во Всероссийской олимпиаде школьников. Просто попробуй написать школьный этап, пусть и только для того, чтобы прогулять уроки. Даже если ты понимаешь, что не пройдешь в финал и не получишь диплом, но победы даже на региональном уровне дают дополнительные баллы.
2. Участвуй в перечневых олимпиадах. Если школьные предметы и общие науки — не ваше, то найдите перечневую олимпиаду по направлению, которое вам нравится. Например, это будет журналистика или менеджмент — часто в более узком направлении проще стать успешным и получить бонусы к поступлению.
3. Готовься к ЕГЭ. Как бы глупо это ни звучало, но опыт бывших абитуриентов, нынешних студентов, показывает: хорошо сдаешь ЕГЭ — получаешь путевку к возможности поступления.
Опыт ребят, которых мы спросили про их историю поступления, воодушевляет — все возможно, если этого захотеть и к этому стремиться. Дополнительные дипломы ВСОШ, повысившийся проходной балл и стресс — это все серьезные препятствия, которые по-настоящему расстраивают. Но это не повод не пытаться достигнуть чего-то большего. А может даже своей мечты.
Почему победители олимпиад занимают в вузах большинство бюджетных мест
Стобалльник? Подвинься!
По его словам, число олимпиадников в МГИМО выросло.
Олимпийские игры
Строго говоря, самые сильные школьники всегда выбирали ведущие вузы. Здесь нечему удивляться. Но почему раньше так громко не говорили о том, что из-за олимпиадников не хватает мест просто хорошим абитуриентам?
Знания на разрыв
Есть еще один момент, который «подогревает» разрыв: рост контрольных цифр приема. Только за последний год вузам прибавили почти 35 тысяч мест. И большая часть была респределена по регионам. В центральных вузах, в том числе и тех, где сейчас наплыв олимпиадников, рост мест был небольшой или его не было вовсе.
Между тем
Несмотря на разговоры о том, что диплом вуза сегодня не имеет первостепенного значения для работодателя, эксперты считают: диплом ведущего вуза компании рассматривают как сигнал о высоких способностях выпускников.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:
Но когда мы говорим о соотношении мест, речь идет об изменении контрольных цифр приема. А это уже зависит от минобрнауки. И это сложное решение из области образовательной политики.
19 августа (четверг) в 11.00 в редакции «Российской газеты» пройдет совет экспертов на тему: «Ожидаемые и неожиданные итоги вступительной кампании-2021» с участием ректоров ведущих вузов.
Наши эксперты: Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ; Никита Анисимов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Денис Дмитриев, проректор по молодежной политике Московского физико-технического института; Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова; Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета; Олег Баулин, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Олимпиадники и гарантия зачисления: как работают приёмные комиссии вузов
1 сентября вчерашние абитуриенты станут первокурсниками. Наш блогер, инженер НИЯУ МИФИ Алексей Егоров, подводит итоги работы приёмной комиссии в 2019 году и рассказывает, зачем придумали гарантию зачисления и какой должна быть идеальная олимпиада для талантливых школьников.
Я руковожу приёмной комиссией Института интеллектуальных кибернетических систем (ИИКС) НИЯУ МИФИ с 2016 года. Средний балл поступивших в ИИКС НИЯУ МИФИ на бюджетную форму обучения по ЕГЭ вырос с 90,8 (2016) до 97,6 (2019) без учёта целевиков и квотников.
Почему растёт средний балл ЕГЭ университетов?
Средний результат сдачи ЕГЭ по стране год от года растёт: например, средний балл сдавших три ЕГЭ, по которым принимают в ИИКС (физика, математика, русский), с 2016 года вырос на 6,7 балла. Портал открытых данных Костромской области показывает, как растут баллы ЕГЭ выпускников ежегодно. Хотя результаты по стране могут отличаться, но в целом динамика понятна. Соответственно, во всех университетах страны должен расти средний балл поступивших, но это не так.
Средний балл всех сдавших ЕГЭ в 2018 вырос больше чем на единицу. Исследование НИУ ВШЭ показывает, что средний балл поступивших вырос больше чем на 1 балл примерно в трети университетов и филиалов в 2018 году. Это говорит о том, что только треть университетов потенциально выигрывает в борьбе за талантливого абитуриента.
Многие университеты научились работать с категорией поступающих «без вступительных испытаний» (БВИ). По сути, каждый поступивший БВИ кладёт в копилку университета максимальный балл ЕГЭ независимо от того, что он получил на экзамене. Соответственно, с помощью активного привлечения абитуриентов БВИ можно повысить средний балл независимо от ситуации в стране.
Получить право поступления БВИ могут только призёры и победители олимпиад (Всероссийская олимпиада и олимпиады РСОШ). Такой тип абитуриентов требует особой работы. Далеко не все университеты, даже если они готовы давать это право за любую олимпиаду, привлекают к себе поступающих БВИ. Лучше всего эту логику приёма поняли несколько лет назад в НИУ ВШЭ. Сейчас к ним присоединились ИТМО, МИФИ и целый ряд других университетов, показывающих значительную динамику среднего балла.
Университеты гарантируют зачисление: вуз готов платить за обучение, если абитуриент не пройдёт на бюджет по конкурсу
ВШЭ, ИТМО, МИФИ, МФТИ и ряд других университетов дают гранты на 100%-ное покрытие стоимости обучение талантливым абитуриентам. Решение о гранте принимается ещё до окончания подачи документов, причём в МИФИ и ИТМО ведут отбор не просто по результатам ЕГЭ, а на основании дополнительного собеседования, которое оценивает мотивацию поступать в конкретный университет.
Кстати, вот интересное наблюдение. Допустим, гарантию зачисления получил человек, который лишь пару баллов недобрал до проходного. Например, у него 260 баллов. При поступлении со 100%-ным покрытием стоимости его балл будет учтён в статистике платного приёма, а не в статистике бюджетного приёма другого университета, куда он проходил бы на бюджет без полученных гарантий. То есть одним выстрелом система гарантий убивает трёх зайцев: университет повышает балл бюджетного приёма за счёт формирования резерва поступающих, повышает балл платного приёма за счёт фактического приёма высокобалльника на платную форму обучения и снижает балл бюджетного приёма других университетов.
Куда поступают выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ
Всё, что я написал выше, поясняет, как за счёт различных статистических инструментов повысить средний балл, но вовсе не объясняет, как привлечь талантливого абитуриента в университет. Основная работа приёмной комиссии — привлекать и отбирать наиболее талантливых молодых людей: высокобалльников (90+) ЕГЭ, победителей и призёров олимпиад и профессиональных конкурсов. Как показывает практика, старые инструменты с ними уже не действуют: абитуриенты сильно изменились за последние пять-шесть лет.
Как меняются и чего хотят талантливые абитуриенты?
Главные изменения:
Эти изменения автоматически привели к изменениям логики работы сотрудников приёмных комиссий. Например, значительная часть работы приёмной комиссии МИФИ сводится к общению с талантливыми абитуриентами в социальных сетях в течение всего года. Причём абитуриенты благодаря своим сообществам и сами часто находят тех сотрудников, с которыми они хотели бы пообщаться.
Наличие собственного проекта у абитуриента приводит к тому, что он хочет заниматься его дальнейшей реализацией во время обучения в вузе, а значит, ищет программы, которые позволяют это делать, значит, проектная деятельность должна быть в университетской программе уже с первого семестра (предмет, практика, групповая или в формате индивидуального учебного плана и тому подобное).
Проект и желание развивать профессиональные навыки меняют запрос абитуриента на форму и виды проведения олимпиад. Олимпиада в глазах абитуриента должна быть событием, позволяющим развить навыки или проект и встретиться с товарищами со всей страны, а не просто решить несколько сложных задач ради 100 баллов ЕГЭ.
Точнее, абитуриент посетит и ту и другую, но пойдёт поступать в университет, который проводит олимпиады первого типа
Кроме того, появляется устойчивый запрос на проведение летних и зимних школ, то есть на короткие интенсивные программы, где можно создать или развить свой проект и получить начальные профессиональные навыки и знания. Соответственно, в гонке за абитуриентом начинают выигрывать те университеты, которые такие школы и олимпиады проводят, то есть университеты, связанные с олимпиадой НТИ и конкурсами Intel ISEF (типа олимпиады «Юниор»). Больше всего в проведении школ и олимпиад преуспели МФТИ и ВШЭ, а значит, выиграли вдвойне, так как стали центром притяжения для всего существующего сообщества талантливых школьников.
12 самых дорогих вузов в России
Всё вышеперечисленное меняет форму общения абитуриента с приёмной комиссией в самый главный, летний период подачи документов. По сути, для талантливого абитуриента это вообще не подача документов, а обсуждение с будущими коллегами из приёмной комиссии качества собственного, уже сделанного, выбора. Абитуриент подбирает через общение с представителями приёмной комиссии партнёра, а не просто место для посещения занятий. Сам процесс подписи конкретной бумажки незначим, а вот общение и живая коммуникация на сложные темы сверхважны. Через общение абитуриент окончательно понимает, какие перед ним люди и комфортно ли будет ему с ними трудиться, его родители фиксируют, кажутся ли те, с кем они общаются, успешными и надёжными. Университет, который организует работу приёмной комиссии без учёта этого, проигрывает.
Всё просто: если талантливый абитуриент не узнал об университете в 10-м — начале 11-го класса, то он не придёт поступать в него вообще, а значит, все рассмотренные в начале статистические методы даже не начнут работать.
Лучшие приёмные комиссии
Конечно, мой пост не рассматривает проблемы текущей системы приёма в университет в России, которые, безусловно, есть. Более того, он посвящён только системе приёма абитуриентов из России, тогда как нам надо отбирать лучших со всего мира, но тем не менее.
В 2009 году ЕГЭ фактически уравняло всех абитуриентов: индивидуальные начальные профессиональные навыки каждого абитуриента были незначимы, а сумма баллов ЕГЭ стала всем, но основная задача университетов по привлечению талантов при этом не изменилась и не стала зависеть от балла ЕГЭ. Логично, что за прошедшие десять лет преимущество в качестве набора получили только те университеты, которые научились думать не просто о результате ЕГЭ поступивших, а о привлечении талантливого абитуриента, несмотря на балл ЕГЭ.
Изменения неизбежны
Перед университетами стоят значительные задачи, решение которых напрямую зависит от того, как тщательно вузы подойдут к отбору абитуриентов, причём со всего мира. Это значит только одно — система приёма изменится, ведь ЕГЭ фактически игнорирует остальной земной шар.
Запрос на изменения системы приёма, хотя и по другим причинам, есть и у министерства. В 2020 году начнётся апробация проекта «Поступи в университет онлайн». Проект позволит подавать документы для поступления в университет через портал госуслуг. Для университета это означает, что уже через несколько лет абитуриент к нему вообще не будет приезжать на «последней миле», то есть уговорить случайно зашедшего на огонёк оставить оригинал не получится. Для регионального университета это практически приговор: если в нём нет уникальной в стране образовательной программы, то всегда найдётся лучший вариант, который и привлечёт талантливого абитуриента к себе.
Если приёмная комиссия не работает весь год, как в ведущих университетах, то абитуриент даже не узнает о нём
Только те университеты, которые начнут менять образовательные программы, делая их уникальными и добавляя проектную деятельность, установят новые типы связей с абитуриентами через социальные сети и запустят собственные короткие курсы или школы, обеспечивающие подготовку и привлечение абитуриента под конкретный университет, смогут удержать талантливых абитуриентов из России и привлечь талантливых абитуриентов со всего мира.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Абитуриентам-2020 может не хватить бюджетных мест: слишком много победителей олимпиад
Начат сбор подписей против наделения их привилегиями
Бюджетные места в вузах в этом году расхватают неимоверно расплодившиеся победители олимпиад школьников, а вот ребятам, пусть и талантливым, но в олимпиадах не участвовавшим останется учиться лишь по контракту. Такие опасения общества вызвало недавнее решение властей об отмене заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и присвоении всем одиннадцатиклассникам из их числа дипломов призеров, а, значит, и вступительных бонусов. Ассоциация «Глобальные университеты» уже вышла в Минобрнауки с соответствующим заявлением, а в соцсетях начался сбор подписей под интернет-петицией о пересмотре данного решения.
Фото: Наталья Мущинкина
По оценке Ассоциации «Глобальные университеты», принятое решение «примерно в два раза увеличивает число абитуриентов, которых вузы обязаны зачислить без вступительных экзаменов». А это чревато ситуацией, когда на самых популярных направлениях самых брендовых вузов «у абитуриента, который не участвовал в олимпиадах, но сдал ЕГЭ на высокие баллы, теряются или резко сокращаются шансы получить бюджетное место в выбранном вузе», т.к. «призеры Всероссийской олимпиады займут все или подавляющую часть бюджетных мест».
Выход из ситуации, когда все права призеров, а с ними и бюджетные места достались автоматом победителям регионального этапа Всеросса, Ассоциация видит такой. Во-первых, «предоставить каждому такому победителю право зачисления без экзаменов в вузы своего региона. Для получения же права быть зачисленным без конкурса в вузы других регионов они должны подтвердить свой высокий уровень, сдав профильный ЕГЭ не менее, чем на 75 баллов. (Аналогичное правило применяется сегодня по отношению к победителям и призерам олимпиад школьников Российского совета олимпиад школьников).
Во-вторых, выделить для победителей и призеров олимпиады дополнительные бюджетные места с последующей корректировкой госзадания вузам. Если же эти льготники на какой-то программе заняли свыше 75% бюджетных мест, разрешить этим вузам зачислить на дополнительные бюджетные места (но в сумме не более чем на 25% мест) абитуриентов, поступающих по конкурсу баллов ЕГЭ».
Предложения — особенно то, что касается выделения дополнительных бюджетных мест в нынешних условиях — выглядят более чем прагматично и разумно. Смущает только отсутствие конкретных данных о числе «сверхплановых» льготников. А без них оценить реальные масштабы бедствия не получается.
Официальной информации на этот счет пока нет. Однако по неофициальной, как удалось узнать «МК», в общей сложности в заключительном этапе Всероссийки в 2020 году планировалось участие 5589 человек, но одиннадцатиклассников, признанных призерами и наделенных льготами, из них – 1261. Для сравнения, общее количество бюджетных мест составляет 509 тысяч. Так что масштаб проблемы, похоже, сильно преувеличен.
Правда, и тысячи с лишним призеров хватит, чтобы заполонить все самые лакомые места лучших вузов, оставив всю прочую абитуру с носом. Однако глава Центра педагогического мастерства Иван Ященко (он, кстати, называет другую цифру одиннадцатиклассников-призеров этого года: около 1900) с этим не согласен:
— В прошлом году на заключительный этап Всеросса вышли также около 1900 одиннадцатиклассников и около 45% стали по итогам призерами. (Значит, сейчас дополнительно возникают лишь около 950 льготников на всю страну – «МК».). Но не менее трети одиннадцатикласников 2020 года, вышедших в финал, имеют дипломы победителей за прошлые годы — 9-й или 10-й класс, и таким образом, уже обладают льготой для поступления. Как победители олимпиады 1-го уровня, имеют ее и практически все московские дети, вышедшие в заключительный этап — а их там большинство. Так что реально речь идет об увеличении числа призеров лишь на сотню-другую детей, причем, в подавляющем большинстве – из регионов. Ломать из-за этого копья по меньшей мере странно. Не лучше ли будет, если вузы или министерство, учитывая сложившуюся ситуацию, выделят для них дополнительные бюджетные места, дав этим ребятам возможность получить образование?
«МК» переадресовал этот вопрос Минобрнауки, но ответа пока не получил.