Если подумать на что похожа буква е
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА
На дворе — такая жалость! —
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась.
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)
Ева гребнем причесалась —
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)
Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)
УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)
Звук
Фонетическая зарядка.
Что говорит мама, когда тебя кормит? (Ешь!)
Кто внимательный?
1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак. (Ответ: Егор.)
2. Запомните слова с е, которые встретятся вам в сказке
Прачечная «Егор и сыновья»
Узнайте звук.
Вставайте только мальчики, если ответ начинается со звука [э]. и только девочки, если ответ начинается с [йэ].
Как называется по-другому пища или ее прием? (Еда.)
Небольшой зверек с ценным мехом. (Енот.)
Сооружение для хранения зерна. (Элеватор.)
Самая низкая школьная отметка. (Единица.)
Сизо-черная ягода, похожая на малину. (Ежевика.)
Поездка. (Экскурсия.)
Зимой и летом одним цветом. Что это? (Ель.)
Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор.)
Машина с большим ковшом. (Экскаватор.)
Твердый — мягкий.
Поднимайте синюю карточку, если первый согласный в слове твердый, и зеленую — если согласный мягкий: песня, мыло, сосны, куст, лист, рак, дело, сетка.
Где звук?
Определите позицию е в словах: Ева, след, место.
Доскажите словечко.
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля. (енот).
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо.
Жили-были серый еж
И его. (ежиха).
Слоговой аукцион.
Придумайте слова, начинающиеся со слога е. (Енот, ежиха, Егор, единица, ежевика, ели.)
Примечание. Слова типа ерши, ель и т. п. не подходят, так как е в этих словах не является слогом.
Докончите слово.
Весе. (-лье), счас. (-тье), здоро. (-вье).
Рифма.
Ель (мель, трель); если (в кресле).
Буква
2. У писательницы Н. Гернет есть рассказ «Что получилось?». Это не просто рассказ, а рассказ-задача. Решите ее.
Когда Надя и Сережа пошли первый раз в школу, мама подарила им по разрезной азбуке. Они уже давно выучили все буквы и очень любили из них складывать разные слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы Е. Но только он и без них обошелся. Взял да и поставил вместо буквы Е разные другие буквы. «Прочитай!» — говорит Сережа Наде. Надя прочитала, да только ничего не поняла. Помогите ей, ребята, она ведь маленькая.
Поставьте сбежавшую от Сережи букву Е в те слова, где ей полагается быть. Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала она на свое место — и все теперь понятно. Как важно написать букву там, где она нужна. (Заменить нужно выделенные буквы.)
В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лес и сало. Нас ждали в соли. Тетя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.
Превращение слов — волшебная цепочка.
Измените одну букву: лото — лето; мел — сел — пел; село — соло — сало — само; река — рука; сени — сани; пел — пол; Лена — луна; Сеня — Соня — Тоня — Толя — Катя — Поля; ехать — охать.
Слоговое лото.
Составьте слова со слогами: ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла. (Ответ: леса, река, ели, село, лает.)
Лесенка.
Сквозная буква.
мел
ветер
метро
сели
лес
Дополните слово.
Ел (мел, сел); ель (трель, мель, китель); ежи (ежевика, лежи, медвежий).
Урок чтения в 1-м классе. «Буква Е»
Оборудование: карточки с буквами; карточки с знаками “мягкий согласный”, “твердый согласный”, “гласный”; изображение еловой и сосновой ветки, учебник “Азбука” О.В.Джежелей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
На доске карточки с буквами А О К М Н У Р Т С Ы И Л Э В
Учитель. На какие группы можно поделить буквы?
Ученики. Обозначающие гласные и согласные звуки; согласные звонкие и глухие.
Учитель. Составьте слова из этих букв.
Ученики. Ком, кот, мука, нора, климат и др.
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с буквами русской азбуки, звуками, которые они обозначают, и узнаем об одной особенной букве.
4. Работа над новым материалом.
На доске картинка с изображением ветки ели.
Учитель. Это ветка какого дерева? Какое хвойное дерево вам еще известно? Как отличить еловую ветку от сосновой?
С помощью карточек под картинкой сделайте звуковой анализ слова ЕЛИ
Ученики. Согласный мягкий, гласный ударный, согласный мягкий, гласный звуки.
Учитель. Под каждой карточкой запишите, какой звук обозначает буква.
Учитель убирает картинку, под которой написано слово ЕЛИ
Учитель. Сколько букв в слове?
Учитель. Сколько звуков они обозначают?
Учитель. Какая буква обозначает два звука? Какие это звуки?
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученики. Буква Е гласная, она обозначает два звука.
Знакомство с буквой Е.
Учитель. На что похожа буква Е? Попробуйте у себя на столе изобразить букву из тех предметов, которые есть.
Чтение стихов подготовленными учащимися:
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась
Буква Е зато осталась.
Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Хоровая работа с таблицей слогов.
МЕ НЕ РЕ ЛЕ СЕ КЕ ТЕ ВЕ
Учитель. Назовите слова, в которых встречаются эти слоги.
Игра “Доскажи словечко”
МЕ-МЕ-МЕ – светлячки видны во тьме
НЕ-НЕ-НЕ – пляшут рыбки на волне
РЕ-РЕ-РЕ – носим воду мы в ведре
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – стоит чашка на столе
СЕ-СЕ-СЕ – на уроке будут все
КЕ-КЕ-КЕ – вижу домик вдалеке
ТЕ-ТЕ-ТЕ – закипел суп на столе
ВЕ-ВЕ-ВЕ – васильки растут в траве
Работа с группой слов (по учебнику).
ели лес осины лесок сосны лесник ивы лесной
Учитель. Прочитайте первую группу слов, подумайте, что общее в этих словах, что их объединяет?
Ученики. Это названия деревьев.
Учитель. Прочитайте вторую группу слов. Что их объединяет?
Ученики. Все слова связаны с лесом.
Учитель. Посмотрите внимательно на эти слова: прочитайте ту часть слова, которая повторяется, которая есть в каждом слове.
Учитель. Выполните звукобуквенный анализ этого слова.
Учитель. Сколько звуков здесь обозначает буква Е? Какую еще “работу” она выполняет?
5. Закрепле6ние пройденного.
Работа по учебнику.
Чтение предложений, беседа по тексту
Старый лес – ему сто лет.
Мы вырастим новые леса в нашей стране.
Учитель. Почему лес надо беречь? Быстро ли растет лес? Что было бы, если бы исчезли все деревья?
Чтение существительных по теме “Лес”, коллективное составление рассказа по отдельным словам.
Определение роли предлога.
Учитель. Теперь выйдем из леса и отправимся к реке. Послушайте и сравните, чем отличаются слова в реке, на реке, у реки? Что может быть в реке? На реке? У реки? Сравните и прочитайте, что написано в “Азбуке”
Кроссворд “Одна буква”
Учитель. Каждый из вас получает задание. Нужно вместо точек поставить букву так, чтобы получились слова. Какая это буква?
Учитель. Что общего в этих словах, что их объединяет?
6. Итог урока.
Учитель. С какой буквой русского алфавита мы сегодня познакомились? Что интересного вы о ней узнали?
Азбука-запоминайка
Азбука в стихах и картинках
На подушку прыгнул зайка,
Лезет кукла на кровать,
Просит маму дочка Тайка
На ночь сказку почитать.
Мама стала спорить с Тайкой:
— Сколько лет тебе? Ах, пять?
Стыдно, дочка, быть Незнайкой.
И пора самой читать!
Только фыркнула лентяйка,
Отвернулась к стенке дочь.
Азбука-запоминайка
Ей приснилась в эту ночь.
Клоун Тайке корчил рожи,
Как ужасный Бармалей:
— Буковки на что похожи?
Догадайся! Ну, смелей!
Узнавать учил он Тайку
В каждой буковке предмет.
Превратилась Тая в Знайку!
Встала Таечка чуть свет.
Не узнать сегодня Тайку,
У неё счастливый вид.
Азбуку-запоминайку
Вам на память повторит.
Как запомнить букву эту?
А похожа на ракету!
Клоун вышел на арену,
Будто музыкант на сцену
И играет на трубе.
Сел как йог, стал буквой Б.
Буква В, как мотылёк,
Что уселся на цветок.
Буква Г как кран подъёмный,
Груз поднимет многотонный!
Буква Д, как будто дом,
Но всего с одним окном.
Буква Е — большая полка.
Вон, на ней предметов сколько!
Полка — Ё! Но не с цветами,
А вверху с двумя мячами.
Посмотри-ка на снежинки:
В каждой — Ж посерединке.
На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! — Буква З.
Сквозь ограду лезет пёс,
Доски все наперекос.
Оторвал одну. Гляди,
Получилась буква И!
Пролетит над И синица,
И в Й сразу превратится.
Если птичка есть над ней,
Пой и смейся веселей!
Клоун вверх подбросил мяч,
Крутит обруч. Вот циркач!
Если так стоит пока,
Он похож на букву К.
В шалаше – букве Л —
Мышка будет спать в метель.
Буква М — горбы верблюда!
Это разве ли не чудо?
На лесенке у Наденьки
Сломались перекладинки,
И лесенка от перемен
Вдруг превратилась в букву Н.
Буква О — моё колечко,
Вот в шкатулке, посмотри.
Только буква без сердечка
И без камешка внутри.
Зарядку делать кот привык
На букве П, ведь П — турник!
Кто сложил колечком руки?
Это что ещё за трюки?
Клоун показал пример,
Как нам сделать букву Р.
К зубкам бублик поднеси
И немного откуси,
Но, смотри, не скушай весь!
Что осталось? Буква С!
Т напоминает грабли,
Но без зубчиков, не так ли?
Клоун Гоша руки
Быстро сунул в брюки
Клоун был смешон.
Буквой Ф стал он.
Тяни за ножницы, пока
Она не станет буквой Х.
Глянь, ступенька на крыльце!
С ней крылечко — буква Ц!
Кончен день. Пришёл к нам вечер.
Лампы нет? Зажгите свечи!
На подставки — по свече,
Весь подсвечник — буква Ч!
Хотела сынка причесать мама Люба,
Расчёску взяла, а в расчёске — три зуба.
Ей не удалось причесать малыша,
В расчёске узнал малышок букву Ш!
Два зайца кастрюлю скребут сообща:
Один чистит щёткой, другой — буквой Щ!
Если клоун встанет так,
Будет буква – твёрдый знак.
Клоун двор метёт метлой.
Детвора сказала: «Стой!»
На глазах у детворы
Клоун Гоша — буква Ы.
Выгнул спину клоун так,
Получился мягкий знак.
Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун — буква Э!
Клоун рыжий на арене.
Я всех клоунов люблю!
Пятки вместе, врозь колени —
Он похож на букву Ю!
Пляшет весело гопак
Клоун, маленький Илья.
Руку — в бок, а ножку – так,
Получилась буква Я!
В азбуке-запоминайке
Буквы все знакомы Тайке —
Клоун дал урок хороший.
За него спасибо Гоше!
Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми в условиях самоизоляции. Обучение грамоте. Тема «Звук [Е] и буква «Е»
Анна Музалёва
Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми в условиях самоизоляции. Обучение грамоте. Тема «Звук [Е] и буква «Е»
Содержание деятельности
1. Отгадывание загадки.
На кустах с колючками она,
Вроде бы малина, но черна.
2. Ситуативная беседа.
Мы сегодня выучим букву Е.
Это гласная буква, она как и буква И, смягчает согласные, которые стоят перед ней.
3. Читаем слоги:
И др. Уточняем мягкое звучание согласных.
Можно для сравнения прочитать твердо и мягко:
БЭ – БЕ, ВЭ – ВЕ, ГЭ – ГЕ и т. п.
4. Пальчиковая гимнастика.
Давайте вспомним пальчиковую игру про ЕЖЕВИКУ.
ВАНЯ, ВАСЯ, ВОВА, ВИКА
В ЛЕСУ ВОЛКА УВИДАЛИ,
ВОН ИЗ ЛЕСА УБЕЖАЛИ.
5. Игра «4 лишний».
На экране (на доске) :
ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ЛИПА, ОСИНА.
— Что здесь лишнее? – ЕЛЬ.
— Почему? – ЕЛЬ – это хвойное дерево, остальные – листветнные.
6. Ситуативный разговор. (Если будете говорить о том, что Е – это 2 звука)
ЕЕЕЛь – какие звуки спрятались в начале этого слова? – ЙЭ
ЗВУКОВ 2, а буква одна.
Длительное произнесение звуков ЙЕ (буквы Е, тихо и громко.
Буква Е – гласная, поэтому в середине слова обозначается красной фишкой. (звуко-буквенный анализ слов, где Е стоит в начале слова лучше не проводить).
СЛОВА: Ель, ежата, телефон, дети, кофе, платье, ежевика, Емеля, енот и др.
— Где спряталась буква Е в этих словах?
— Найдите картинки в названии которых 2 слога, 3 слога, 4 слога, 5 слогов.
9. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
10. Знакомство с буквой Е:
— На что по вашему похожа буква Е? (ответы детей).
• «Е» похожа на расчёску,
СдЕлать можЕт всЕм причёску…
• Как без Е сказать, что ел,
Как без Е сказать, что сел,
Дети тоже с буквой Е,
Значит Е, нужна везде!
12. Рассматривание карточки с буквой Е, выкладывание слогов и слов пе, се, ке, ме, не, те, ЕНОТ, ДЕТИ. Звуковой анализ слова ДЕТИ, ЛЕТО.
Рисование буквы Е в воздухе пальчиком или ручкой. Печатание буквы Е.
Выучить стихотворение про букву Е:
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.
Ёлка то же, что и ель,
А над ёлочкой капель.
Ё — мы букву так читаем.
14. Итоговая беседа.
— с какой буквой познакомились?
— какие еще гласные звуки знаете, которые смягчают согласные?
День космонавтики на МAAM. Рекомендации родителям информацию для занятий с детьми во время самоизоляции День космонавтики на МААМ. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В детском саду всегда проводилась тематическая неделя.
Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.
НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме «Одежда,головные уборы».Употребление.
Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.
Презентация по русскому языку «Буква Е»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация буквы «Е»
Послушайте загадку и скажите отгадку. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? Загадка
Действительно, сегодня мы поговорим о“хитрой” гласной Е. – А почему она “хитрая”? Потому, что в ней два звука [Й’ Э]. Хитрая гласная
Буква Е – шестая буква русского алфавита. Буква Е в начале слов, после гласного звука, а также после Ь и Ъ обозначает два звука: [Й’] [Э]. Буква Е после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [Э]. Буква «Е»
*** На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. *** Е на грядке пригодилась – Вместо грабель потрудилась. Ещё о букве «Е»
Этажом ниже, чем буква «Д» в азбуке жила-была буква «Е». Буква «Е» – это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так: Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»! А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала. Однажды буква «Е» пошла гулять в лес, где росли ели, ежевика и бегали ежи. Там она встретила одного ежа. Сначала буква «Е» подумала: «Ой, какая большая колючка лежит в траве!» Она потрогала ежа и сразу уколола пальчик и заплакала: «ой-ой-ой!» Ёжик сразу же убрал свои колючки, выпрямился, до этого он же был свёрнут клубком, и сказал букве «Е»: – Прости меня, пожалуйста, я не видел тебя, думал, что идёт кто-то опасный. Сейчас я приложу к твоему пальчику листочек подорожника, и всё сразу заживёт. Он нашёл листок подорожника, приложил к пальчику буквы «Е», который она уколола, и пальчик сразу перестал болеть. Буква «Е» и ёжик еще долго-долго гуляли по лесу, играли друг с другом, собирали и ели вкусную ежевику. Когда буква «Е» вернулась вечером домой, она умылась, почистила зубки и легла спать-отдыхать. И снился ей лес с елями, где бегали ежи, росла ежевика, и ежи ели эту ежевику. Ежевика была очень вкусной. Такой вкусной, что буква «Е» во сне даже причмокивала губами от удовольствия. Сказка про букву Е
Вы наверное устали? Ну-ка, дружненько все встали: В алфавите, в букваре, Проживала буква Е. Как-то раз она шагала По тетрадке не спеша, Замечталась и упала. Превратилась в букву Ш. Школьник был, конечно, рад: Вот так буква – акробат! Физкультминутка
Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела. Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара. Мы ели, ели, ели, Ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Скороговорки на букву Е
Однажды букве Е стали задавать вопросы, а она на них отвечала: Какие деревья ты знаешь? Ель Какие животных ты знаешь? Ехидна, енот Какие ягоды ты любишь? Ежевику В какой стране ты отдыхала? В Египте Каких сказочных существ ты знаешь? Единорог Поговорим с буквой Е