Если попросите чего у отца во имя мое
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 14:13
Свт. Иоанн Златоуст
и еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела – установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. «Еже аще что просите, – сказал Он святым Апостолам, – от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю». «Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша будет исполнена» (Ин. 16:23-24). О, какой дар, Он – залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу.
Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Прав. Иоанн Кронштадтский
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне
Проси же ты себе благ от Бога непременно во имя Единородного Его Сына, заслужившего у Отца Своего право давать нам, недостойным, просимые блага.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне
Евфимий Зигабен
И еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю
все, чего только вы попросите, призвав Мое имя. Словом – сотворю Иисус Христос указал на Свое могущество.
Да прославится Отец в Сыне
так как всемогущество Сына – слава для Отца.
Лопухин А.П.
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне
Впрочем, чудесные дела апостолы будут совершать только тогда, когда будут обращаться с просьбой к Богу во имя Христово. Но что значит «во имя Мое»? Одни считают это выражение равнозначным выражению апостола Павла «во Христе», видя в этом обозначение настроения, в каком находится молящийся (Лютардт), другие видят здесь указание просто на принадлежность молящегося к Церкви Христовой (П. Христ).
Более вероятным является толкование, имеющееся еще у святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта и принимаемое некоторыми новейшими толкователями. Это толкование, основываясь на том главном значении, какое это выражение имеет в Новом Завете и у Семидесяти, понимает его в смысле «при употреблении» или «при призывании имени Христа» (Хейтмюллер). С таким пониманием заставляет согласиться и связь, существующая, несомненно, между 12-м и 13-м стихами: в 12-м стихе речь идет о чудесах, которые будут совершать апостолы, а здесь указывается на то, как они будут совершать эти чудеса. Действительно, мы видим, что апостолы, творя чудеса, призывали имя Иисуса (Деян.3:6). Понятно при этом, что молитва, состоящая в призывании имени Иисуса, всегда согласна должна быть с Его волею (1Ин.5:14).
«То сделаю». Исполнителем просьбы является не Отец, а Христос. Говоря это, Христос выражает сознание Своего теснейшего единства с Богом по существу – сознание, проникавшее все речи Христа. От этого и христианин с одинаковым до тождественности чувством относится в своих молитвах и к Отцу, и ко Христу.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 7-й седмицы по Пасхе
Сказал Господь Своим ученикам: и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
«Истинно, истинно говорю вам, – утешает Своих учеников Христос, – о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Земное мы можем просить и у людей, но есть на свете такие дары, которых никто не может дать нам кроме Бога. Мы просим их у Отца во имя Христово, потому что сознаем свое полное недостоинство и потому всецелую зависимость от Христа. Господь понуждает нас к такой молитве. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое, – говорит Он, – просите, чтобы радость ваша была совершенна». Это значит, что-то, о чем вы просили раньше, – ничто по сравнению с тем, о чем вы можете просить. Господь дает независтно и не упрекает, сколь бы часто мы ни обращались к Нему. Ныне Христос приносит себя в жертву за спасение мира, ради которого будут приняты и наши молитвы. «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». То, что раньше Христос говорил им о Боге, было только образами, книгой за семью печатями – по сравнению с тем, что Он откроет им сейчас. Когда они примут Духа Святого, Он прямо возвестит им об Отце. Он и теперь ясно им говорит, что исшел от Бога, и к Богу идет, что Он – Сын Божий, и Крест, предстоящий Ему и есть путь к Отцу. И ныне для каждого человека открывается путь к Богу Отцу.
«В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас». «Мы имеем Ходатая пред Отцем Иисуса Христа» (1 Ин, 2, 1), но Он говорит сейчас так, будто они не будут нуждаться больше ни в каких дарах после того, как Он даст им Святого Духа, Который будет ходатайствовать за них воздыханиями неизреченными. Как если бы ученики Христовы уже получили полноту даров. Но Господь всегда дает больше, чем обещает дать. «Сам Отец любит вас, – говорит Христос, – потому что вы возлюбили Меня». Ученики Христовы – возлюбленные Божии. И молитва Господня «Отче наш» стала их молитвой. Они любят Христа, потому что веруют, что Он пришел от Бога, и что Он Спаситель мира. Вера действует любовью. Что бы с нами ни происходило, мы должны знать, что Бог любит нас.
«Теперь мы видим, – говорят ученики Христовы, – что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел». Лучшие из учителей могут отвечать только на то, о чем вопрошают вслух, а Христос отвечает на наши мысли. «Теперь веруете? – отвечает Господь. – Когда же придет час испытаний, куда денется ваша вера?» Он предсказывает, как скоро последует их падение. Пройдет немного времени, в эту же самую ночь они рассеются каждый в свою сторону и оставят Его одного. Каждый пойдет своей дорогой, той, которая будет казаться ему наиболее безопасной. Христос заранее знает, что они оставят Его в самый трудный момент, но не отворачивается от них, а проявляет еще большую заботу о них. «Теперь веруете?» Не превозноситесь своею верой, а бойтесь ее потерять. Даже в час, когда Господь утешает нас благодатью, хорошо нам помнить, как нетвердо еще стоим мы в добре. Кто думает, что стоит, бойся, чтобы не упасть.
«Но Я не один, – говорит Христос, – потому что Отец со Мною». Он единосущен Отцу по природе, и Его Божество нераздельно от Его человеческого естества. Своему исключительному единству с Отцом Христос хочет приобщить и всех верующих в Него. Пусть все на свете оставят нас, только бы Бог был с нами. «Сие сказал Я вам, – говорит Господь, – чтобы вы имели во Мне мир». Воля Божия, чтобы мы имели внутренний мир в себе, какие бы беды ни находили на нас совне. Мир во Христе – единственно подлинный мир. «В мире будете иметь скорбь, – говорит Он нам, – но мужайтесь: Я победил мир». Никому не избежать этой скорби в мире, лежащем во зле, но Господь призывает нас к мужеству, потому что Он уже победил этот мир. Он победил Крестом зло этого мира, никогда не было такого Победителя как Христос, и Его победа принадлежит нам. Христос победил этот мир, прежде чем мы явились на свет, и как бы ни торжествовало сегодня зло, мы должны смотреть на него как на уже побежденного врага. Жизнь дается нам только для того, чтобы мы многими скорбями вошли в эту победу, в радость Господа своего.
Евангелие по Иоанну 16:23
Толкования:
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 23-24 И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна
Евфимий Зигабен
И в той день Мене не вопросите ничесоже
В той день, т.е. когда придет Утешитель, Мене не вопросите ничесоже из того, о чем вы теперь спрашиваете, именно – камо идеши? покажи нам Отца и т.п., потому что все это вы узнаете от Утешителя (или иначе: не будет необходимости в том, чтобы Я жил с вами телом – такое значение имеют слова: Мене не вопросите ничесоже, – но, призвав имя Мое, вы получите все, о чем ни попросите. Об этом говорит далее Иисус Христос).
Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам
Лопухин А.П.
Ст. 23-24 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна
Господь изображает счастливые последствия Своего пришествия к ученикам по воскресении.
«В тот день» (ср. Ин.14:20 ), т. е. во время бесед с воскресшим Господом.
«Вы не спросите Меня ни о чем». Мы знаем, что и после воскресения ученики спрашивали Господа о том, что особенно их занимало (например, об устроении царства Израилева; Деян.1:6 ). Поэтому выражение οὐκ ἐρωτήσετε лучше понимать в смысле «не будете обращаться с вопросами постоянно, по поводу всякого Моего непонятного для вас слова и даже постоянно повторять одни и те же вопросы, как вы делали во время этой Моей беседы с вами» (стих 18). Положение апостолов в настоящее время – положение неопытных детей, которые обо всем расспрашивают старших по возрасту, изменится после того, как они увидят воскресшего Христа, на положение взрослых людей.
«О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Здесь указан другой признак нового положения, какое займут апостолы по воскресении Христа по отношению к Богу. Прежде, под гнетом мысли о судьбе Сына Божия они чувствовали какой-то испуг перед карающей так грозно – за грехи человечества – неповинного Христа десницей Господней. Тогда они будут смотреть на эту десницу как на заключающую в себе всякие милости для искупленных страданиями Христа.
«Доныне», т. е. до тех пор, пока Христос не вошел к Отцу и не получил вечного прославления и по человечеству, они ничего не просили в Его имя (см. Ин.14:13 ), т. е. в своих молитвах обращались прямо к Господу, Богу отцов своих, не опираясь на «имя» своего Учителя и Господа. Тогда же, после прославления Христа, им будет особенно радостно, что в своих молитвах они будут призывать имя столь близкого им Христа и в этой близости Его к ним находить ручательство в том, что молитвы их не останутся неисполненными.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам
Свт. Иоанн Златоуст
и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам
Толкование на От Иоанна 14:13
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 14:13 / Ин 14:13
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела — установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. «Еже аще что просите, — сказал Он святым Апостолам, — от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю». «Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша будет исполнена» (Ин. 16:23−24). О, какой дар, Он — залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим — Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу.
Источник: Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне
Проси же ты себе благ от Бога непременно во имя Единородного Его Сына, заслужившего у Отца Своего право давать нам, недостойным, просимые блага.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Евфимий Зигабен (
И еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю
все, чего только вы попросите, призвав Мое имя. Словом — сотворю Иисус Христос указал на Свое могущество.
Да прославится Отец в Сыне
так как всемогущество Сына — слава для Отца.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне
Впрочем, чудесные дела апостолы будут совершать только тогда, когда будут обращаться с просьбой к Богу во имя Христово. Но что значит «во имя Мое»? Одни считают это выражение равнозначным выражению апостола Павла «во Христе», видя в этом обозначение настроения, в каком находится молящийся (Лютардт), другие видят здесь указание просто на принадлежность молящегося к Церкви Христовой (П. Христ).
Более вероятным является толкование, имеющееся еще у святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта и принимаемое некоторыми новейшими толкователями. Это толкование, основываясь на том главном значении, какое это выражение имеет в Новом Завете и у Семидесяти, понимает его в смысле «при употреблении» или «при призывании имени Христа» (Хейтмюллер). С таким пониманием заставляет согласиться и связь, существующая, несомненно, между 12-м и 13-м стихами: в 12-м стихе речь идет о чудесах, которые будут совершать апостолы, а здесь указывается на то, как они будут совершать эти чудеса. Действительно, мы видим, что апостолы, творя чудеса, призывали имя Иисуса (Деян.3:6). Понятно при этом, что молитва, состоящая в призывании имени Иисуса, всегда согласна должна быть с Его волею (1Ин.5:14).
«То сделаю». Исполнителем просьбы является не Отец, а Христос. Говоря это, Христос выражает сознание Своего теснейшего единства с Богом по существу — сознание, проникавшее все речи Христа. От этого и христианин с одинаковым до тождественности чувством относится в своих молитвах и к Отцу, и ко Христу.
Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13)
Содержание
Слова Господа Иисуса Христа «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ) могут быть неверно истолкованы (и на самом деле неверно толкуются современными сектантами), как якобы показывающие, что Сын Божий не равночестен Богу Отцу по Божеству.
Ошибка Оригена
В древней Церкви такую серьезнейшую догматическую ошибку совершил знаменитый своими обильными экзегетическими трудами Ориген (почему александрийского дидаскала некоторые даже признавали за своеобразного предтечу еретика Ария).
Ложное толкование Оригена повторяют нередко и современные еретики. Причем, если для Оригена можно найти хотя бы некоторое смягчающее его вину обстоятельство, а именно, что учение Церкви о Святой Троице на период жизни александрийского дидаскала еще не было полностью артикулировано, то наша информационная эпоха позволяет практически каждому прикоснуться к драгоценному наследию святых богословов, не оставляя таким образом сомнения в гордом еретичествующем упрямстве лжеучителей.
Ориген страдал тринитарным субординационизмом и в том числе учил, что молитву в высшем смысле этого понятия (ἡ προσευχὴ) нельзя обращать не только к творению, но даже и к Господу Иисусу Христу, а исключительно к Богу Отцу. Выделяя еще три других рода молитвы (прошение – ἡ δέησις, ходатайство – ἡ ἔντευξις, и благодарение – ἡ εὐχαριστία), дидаскал считал, что их «можно с несомненностью обращать и к святым» (а не только к Богу Отцу), а последние две даже «к людям обыкновенным» (5, с. 55–56). То есть Ориген понимал заповедь Христа Спасителя просить «у Отца во имя Мое» как запрет на молитву (προσευχὴ) к Лицу Христа.
Устойчивый библейский оборот
Удивительно, как, будучи знатоком Св. Писания, Ориген не обратил внимания на то, что выражение «во имя Мое» (др.-греч. «ἐν τῷ ὀνόματί μου»), использованное Спасителем в рассматриваемом нами стихе, имеет сугубо библейское происхождение, не встречается ни в какой другой древней литературе и указывает на самом деле в своих различных вариациях (во имя, о имени, имени Моему) именно на Божественное достоинство воплощенного Сына Божия.
Вспомним, что перед тем, как явиться пророку Моисею в Скинии, Господь говорит ему: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою» ( Исх 33:19 ). В церковно-славянском переводе это место является дословным переводом Септуагинты, и вместо «провозглашу имя Иеговы» здесь находим «воззову о имени Моем» (ἐπὶ τῷ ὀνόματί μου).
Святоотеческие толкования
Святые отцы IV-го века, раскрывшие и защитившие церковное учение о Святой Троице, не приняли ошибочное мудрование Оригена о запрете на молитву к Сыну Божию. Ближайший по времени и географии к Оригену свт. Афанасий Александрийский, хотя и признавал первого «многоученым и трудолюбивым» (ὁ πολυμαθὴς καὶ φιλόπονος, 9, 4:2. 1:1; 8, 27:1. 3), однако прямо свидетельствовал о противоположном опыте Церкви в лице святых ее. Так, свт. Афанасий в написанном им в житии преп. Антония Великого использует именно глагол «молиться» однокоренной с «προσευχὴ» в описании того, как святой Антоний «помолился и призвал имя Христово» (προσευχομένου καὶ τὸν Χριστὸν ὀνομάσαντος, 1, с. 234), чтобы изгнать демона из одержимой девочки.
Более того, для свт. Афанасия слова Христа из фрагмента Ин 14:13 означают не что иное, как дополнительное свидетельство о равночестности Сына Божия Богу Отцу. Так, в Слове четвертом на ариан великий богослов нашей Церкви приводит выбранную нами в заголовок статьи цитату наряду с предыдущими стихами этой же евангельской главы: «Видевший Меня, видел Отца» ( Ин 14:9 ) и «Я во Отце и Отец во Мне» ( Ин 14:10 ) (2, с. 475). Здесь сразу стоит отметить, что святоотеческий способ толкования Писания всегда подразумевал контекстуальное прочтение каждого стиха, анализ его не в отрыве, а в союзе с общим повествованием всей главы, книги, а также и всего текста Писания.
Другой великий богослов и певец Св. Троицы, свт. Григорий Богослов, обращаясь в своих молитвах ко Христу, прямо называет эту молитву «Προσευχὴ εἰς Χριστόν» (молитва ко Христу, 11, 1423 А).
В своем Толковании на Евангелие от Иоанна свт. Кирилл Александрийский также обличал безумие еретиков, принижающих божественное достоинство Сына Божия, отмечая, что Христос говорит «Я сотворю» ( Ин 14:13, 14 ). «Заметь, что не сказал здесь, что силу верующим будет подавать Отец, но: “что ни попросите во имя Мое, сотворю”. Он, сообщающий другим силу совершать даже большие дела, Сам разве мог быть наделен этою силою от другого? Таким образом, рассуждения их (еретиков) оказываются совершеннейшим вздором и пустою болтовнею, изобретением демонского нечестия» (4, с. 249–250).
Тринитарное прочтение
Вселенский собор в Эфесе также упомянул рассматриваемую нами строку Евангелия и сослался на параллельное место «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» ( Ин 15:16 ), с соответствующим комментарием: «Здесь всячески показывает, что со властию действует равно с Богом и Отцом. Ибо сказано: “И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю” ( Ин 14:13 ). Теперь же говорит: если что «попросите от Отца во имя Мое, даст вам». Итак, отдельно ли от Сына дает Отец? … Или ко двум Богам у святых прошения? Но не так это, да не будет. Ибо Един Бог Отец и Един Господь Иисус Христос (ср. 1Кор 8:6 ). Ибо подает блага Отец через Сына в Духе, прошение же в молитвах – о Христе Иисусе, и Господь Иисус вочеловечившийся разумевается и именуется Словом» (10, 431:90. 28).
Действительно, согласно православному богословию, познание Бога и молитва к Нему простирается в Духе Святом через Сына к Отцу. Это есть обратная формула к три-ипостасному порядку Откровения, разворачивающемуся «от Отца через Сына Духе Святом». Об этом порядке говорит как Св. Писание, так и Св. Предание Церкви. И молитва «во имя Христа» есть молитва обращение «через», или посредством, явленной в Воплощении Личности Сына Божьего, познаваемой лишь в Духе Святом, к Богу Отцу.
Таким образом, молитва в том числе, и прежде всего молитва в высшем смысле этого слова, о которой говорил некогда Ориген (προσευχὴ), обращена ко всей Св. Троице и неразрывна с троичным догматом. Молитва же, так сказать, «естественная», к которой Ориген относил и насущные, бытовые просьбы людей, и даже благодарение за какие-то счастливые события жизни (см. выше оригеновскую градацию молитв), молитва к абстрактно понимаемому людьми «Богу» как просто к Кому-то Мудрому и Сильному, способному помочь нам разрешить наши земные проблемы и противоречия, имеет гораздо меньшее влияние на душу молящегося, чем молитва в свете Откровения о Божественной внутри-троичной Любви, любви сверхъестественной и трегубо личной, явленной нам в Воплощении Сына Божьего и в освящении христиан Духом Святым в Церкви Христовой.
Богословие имени и личности
Обратим внимание также на тот факт, что обращение к Богу Отцу «во имя Христа» или «о имени Христа», как и делание «ради Христа», по толкованию преп. Серафима Саровского, приносит особо ощутимую благодать Духа Святого (6, с. 170).
Ведь не то, чтобы Бог не слышал наши разнообразные просьбы, но, очевидно, что Он не на все наши слова и мысли одинаково реагирует. Важны характер мышления, посыл, интенция, настрой, образ мыслей молящегося, от которых зависит и являемая нам реакция Бога. Когда этот посыл не по букве, но по Духу, – «во имя Христа», то Бог Отец делает Свою реакцию явной и более быстрой. Почему так, и что значит делание «во имя Христа»?
Многие люди думают, что живут «пред Богом», пред очами или лицом Его (например, Лк 13:26 «пред тобой», «ἐνώπιόν σου»), часто прикрывая свои даже неприглядные действия мнимыми благочестием, праведностью и молитвой.
Между тем, еще блж. Феофилакт говорил о тех, кто устами Христа назван считающим себя близким к Богу, поскольку вся их жизнь и быт, еда и питье проходили якобы «перед Ним», перед очами Его, в Его присутствии и, значит, мнимом одобрении. «Это может относиться и к христианам по имени, но нерадивым к жизни. И мы не едим ли Божественное Тело? И не пьем ли Кровь Божию пред Ним, ежедневно приступая к Божественной Трапезе? И не учит ли Господь на улицах – в душах наших? Но (нам не будет) никакой пользы, если мы будем (только) слушателями Божественного Закона, а не исполнителями 3 » (7, с. 272).
Подобное прочтение евангельских текстов приводит нас к богословию личности как Бога, так и человека, созданного по образу и подобию Бога. Молитва и христианская практика жизни «во имя» Сына Божьего, «во имя» Христа означают осознанность христианина в его обращении к трех-ипостасному Богу – какому, собственно, Богу он молится и какому Господину он «работает», т. е. трудится в своей земной жизни.
Выбранный нами стих входит в число последних завещаний, высказанных Господом Иисусом Христом апостолам перед тем, как Он пошел на Голгофскую жертву. Прошение, здесь упомянутое, подразумевает прежде всего взыскание даров Святого Духа, главным из которых является единение со Святой Троицей ( Ин 14:23 ) и со-участие христианина в деле спасения рода человеческого через смиренное последование Христу Спасителю.
Использованные источники:
1. Афанасий Александрийский, свт. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах // Он же. Творения. В 4-х т. ТСЛ: Собственная типография, 1902–1903. Т. 3. С. 178–250.
2. Афанасий Александрийский, свт. На ариан слово четвертое // Там же. Т. 2. С. 455–494.
3. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань: Центральная типография, 1892–1913. Т. VI. 1908.
4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. В 2-х т. М.: Издательство Сибирская благозвонница, 2011. Т. 2.
5. Ориген. О молитве // Он же. О молитве и Увещание к мученичеству. Пер. и коммент. Н. Корсунского. СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1897.
6. Серафим Саровский, преп. Беседа о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / Сост. и примеч. А. Н. Стрижева / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Издательство Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. С. 161–204.
8. S. Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi // H. G. Opitz (ed.). Athanasius Werke. Vol. 2:1. Berlin: De Gruyter, 1940: 1–45.
9. S. Athanasius Alexandrinus. Epistulae quattuor ad Serapionem. Epistle 4 // K. Savvidis (ed.). Athanasius: Werke, Band I. Die dogmatischen Schriften, Erster Teil, 4. Lieferung, Berlin – New York: De Gruyter, 2010: 449–600.
10. Concilia Oecumenica (ACO) Epist. et Theol. Concilium universale Ephesenum anno // E. Schwartz (ed.). Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 1:1. 5. Berlin: De Gruyter, 1927.
11. S. Gregorius Nazianzenus. Carmina de seipso // J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca). In 161 t. Paris, 1857–1866. Vol. 37: 969–1452.
В качестве примера можно указать на опыт праведного Алексия (Мечева), когда известный московский старец предоставил на несколько воскресных бесед прихожанам (имевшим опыт изучения закона Божия в гимназиях и многолетний опыт церковной жизни) самостоятельно читать и толковать Священное Писание. Святой был поражен в какие богословские еретические дебри зашли его духовные чада и решил никогда не оставлять их в таких собраниях без пастырского контроля.
«Gott mit uns» – девиз, изображавшийся на гербе Германской империи, широко используемый в немецких войсках с XIX-го и XX-го вв., в частности, выбитый на пряжке ремня солдат вермахта.
Источник: Кирилл (Зинковский), иером., Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13) // Материалы Международной научно-практической конференции Седьмые Пюхтицкие чтения «Духовно-нравственное воспитание человека: традиции и современность», Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 11–12 декабря 2018 года. Пюхтицы, 2018. С. 30–36.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»