Здравствуйте, Олеся Неклюдова! Простите за задержку с ответом! Можно предположить несколько вариантов, объясняющих это поведение: 1. Подражание. Например, кто-то в садике ест бумагу, а сын повторяет. 2. Интерес. Ребенок делает то, что запрещают. 3. Вкус. Возможно, сыну приятен вкус бумаги. 4. Раздражитель. Мальчик ест бумагу, чтобы ему было приятно. Возможно, у ребенка есть какие-то ощущения во рту (например, зуд), с помощью жевания бумаги он снимает неприятные ощущения. 5. Снятие напряжения. Возможно, ребенок таким образом снимает напряжение нервной системы.
Спросите ребенка, почему и зачем он ест бумагу. Спросите, не чешется ли у него ротик? Можно попытаться предложить ребенку альтернативу, например, жевать овощи или фрукты (огурец, капусту, яблоки, морковь). Вообще следите за рационом ребенка, наблюдайте за поведением. Кроме того, что малыш ест бумагу, больше ничего необычного Вы не замечали? В любом случае, организуйте ребенку сбалансированный рацион с достаточным количеством грубой пищи (в смысле, той, которую нужно хорошо жевать). Постарайтесь следить за эмоциональным фоном в семье, чтобы не вызывать у ребенка неприятных тяжелых переживаний. Меньше ругайте и критикуйте малыша. Больше хвалите. Учите принимать решения, формируйте адекватную самооценку. Какой бы ни была причина, все описанные действия помогут малышу преодолеть тягу к жеванию бумаги.
Вопрос «Почему ребенок ест бумагу?», как и любой другой вопрос, касающийся необычного поведения и нестандартных пищевых пристрастий в частности, требует ряда существенных уточнений. В первую очередь, нам необходимо разобраться, о ребенке какого возраста идет речь.
Так, вполне очевидно, что дети грудного возраста склонны тянуть в рот различные несъедобные предметы, особенно обостряется такое поведение в период роста зубов. Десны болят, зудят – естественная реакция их почесать и помассировать. Чтобы облегчить дискомфорт (многие из нас помнят неприятные ощущения, когда растут зубы мудрости), можно приобрести для малыша прорезыватели – их сейчас выпускается великое разнообразие. При этом необходимо помнить, что все дети разные, и каким-то из них могут не нравиться ощущения от кусания силикона или резины. Вот тогда-то малыш и может обнаружить – опытным путем – что есть замечательная бумага или картон, которые жевать куда интереснее. Другими словами, для опыта нужны впечатления, новые ощущения, в том числе, сенсорные: в бумаге привлекает новый необычный вкус, специфические ощущения в челюстных суставах и мышцах во время жевания, интересны свойства бумаги намокать, рваться и так далее.
Чтобы ребенок перестал «пробовать бумагу на вкус», необходимо сделать следующие простые вещи: убрать её из поля зрения малыша, попробовать подобрать достойный заменитель – новый грызунок из другого материала, соску с сеточкой, наполненной чем-то вкусным. А затем – ждать, пока привлекательные свойства бумаги будут забыты.
А вот если мы говорим о ребенке более взрослом, тут следует отнестись к проблеме с большим вниманием. В первую очередь, необходимо исключить медицинские причины: возможно, ребенку не хватает определенных микроэлементов.
Кроме того, необходимо разобраться, есть ли у ребенка сопутствующие особенности развития (задержка психического или речевого развития, особенности поведения)? Есть ли ярко выраженная пищевая избирательность? Появляется ли (или усиливается ли) данное поведение в определенных ситуациях (при общении с определенными родственниками, в саду, на прогулке и т.д.)?
Если на эти вопросы вы отвечаете «Да», рекомендуем вам обратиться с вопросом «Почему ребенок ест бумагу?» к специалистам ГБУ ГППЦ ДОгМ. Наши педагоги-психологи помогут вам найти причину такого поведения и дадут рекомендации по его преодолению.
Что делать, если ребенок ест землю, глину, мел и другие несъедобные вещи? Расстройство пищевого поведения, или Пикацизм у детей
Дети от природы любопытны. До определенной стадии развития они склонны класть в рот практически любой предмет, пытаясь попробовать мир на вкус. Как только эта стадия проходит, дети знают, что положить в рот, а что нет.
Но иногда ребенок может снова приобрести странную привычку есть грязь, бумагу, песок, краски и т. д. И это может быть признаком пикацизма или расстройства пищевого поведения.
Что такое пикацизм?
Расстройство пищевого поведения может проявиться в любое время в детском, подростковом или взрослом возрасте, особенно у людей с нарушениями развития.
Дети, страдающие пикацизмом, едят различные вещи, такие как:
Причины пикацизма у детей?
Точная причина возникновения пикацизма неизвестна. Однако наиболее распространенными триггерами считаются:
Дети младше двух лет обычно исследуют многие вещи через рот, это не пикацизм, даже если они глотают непродовольственные товары.
Признаки пикацизма у детей
Вот некоторые признаки, которые могут помочь идентифицировать расстройство пищевого поведения у ребенка:
В зависимости от веществ, которые ребенок ест, у него может быть несколько других симптомов, таких как:
В целом идентификация пикацизма является непростой задачей и требует вмешательства эксперта для правильной диагностики.
Возможные осложнения, вызванные расстройством пищевого поведения у ребенка
Беспорядочное употребление в пищу непродовольственных продуктов может привести к любому из этих осложнений:
Избежать этих осложнений можно при своевременной диагностике и лечении пикацизма.
Диагностика пикацизма у ребенка
Для определения пикацизма не существует лабораторных тестов или единого подхода к диагностике. Следовательно, педиатр может использовать следующие методы:
Лечение пикацизма у детей
Не существует одностороннего или прямого подхода к лечению пикацизма, так как все зависит от первопричин. В литературе сообщается о различных методах лечения патологических проявлений, таких как пищевые, психологические, фармакологические, поведенческие, экологические и сенсорные подходы.
Пикацизм обычно проходит с возрастом, если заболевание не связано с нервным расстройством или нарушением развития. Но в некоторых случаях проблема может оставаться и в раннем подростковом, и взрослом возрасте.
Аппетит выполняет в организме регулирующую функцию, сигнализируя о необходимости пополнить запасы питательных веществ. Аппетит связан с работой пищевого центра, который расположен в гипоталамусе и коре головного мозга. Именно в этих областях обрабатываются импульсы, связанные с едой, а также отсюда поступают сигналы о насыщении. Одним из факторов, вызывающих желание поесть, является также изменение уровня сахара в крови. Источник: Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой. Изд-во Эксмо, 2003 г.
Виды нарушений аппетита
Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:
Профилактика нарушения аппетита у детей
Причины
Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:
Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье. Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек.
Последствия длительного нарушения пищевого поведения
Как уже упоминалось, долго длящиеся отклонения в пищевом поведении могут привести либо к ожирению, либо к дистрофии, то есть истощению организма. Последствия также могут быть такими:
Лечение
В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.
Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.
Почему ребенок грызет или облизывает несъедобные предметы?
У многих детей и взрослых есть фирменные способы приведения себя в работоспособное состояние. Иногда мы машинально делаем что-то, что помогает сосредоточиться или успокоиться: кто-то барабанит ногтями по столу, кто-то наматывает волосы на палец, а кто-то грызет кончик карандаша.
Ничего необычного, не так ли? Это только до тех пор, пока ваши, в общем-то, невинные привычки не будут классифицированы кем-нибудь как навязчивое поведение. Со взрослыми подобное редко случается, а вот если ребенок делает что-то такое слишком часто или слишком активно (с точки зрения взрослых), его действия оказываются под запретом как бессмысленные, раздражающие и даже социально неприемлемые.
Почему ребенок облизывает и грызет несъедобные предметы? На 100 % точный ответ на этот вопрос невозможно дать, особенно не видя ребенка, но могут быть вот такие гипотезы, связанные с теорией сенсорной интеграции Джин Айрес.
Когда ребенок берет несъедобные предметы в рот он может получать тактильную или проприоцептивную стимуляцию. Как правило, это ему нужно, чтобы поддерживать необходимый уровень активации нервной системы: или успокоить себя или, наоборот, взбодрить.
Тактильную стимуляцию ребенок получает, когда облизывает предметы или прикасается к ним губами. Часто так делают дети, которые плохо ощущают область рта, им это нужно, чтобы тактильные сигналы попали в мозг. Такая стимуляция помогает привести нервную систему в работоспособное состояние.
Бесполезно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку облизывать или сосать предметы, если у него есть физиологическая потребность в таких действиях. Лучше подумать о том, как ребенок может получать необходимые ему ощущений «легально» и не выглядеть при этом слишком странно в глазах других людей.