Если ребенок не понимает что прочитал

Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.

Представим ситуацию: ребенок прочитал слово или короткую фразу, но понять смысл не смог. Родители просят повторно прочесть, но результат лучше не становится: ребенок не понимает, что читает. Более того, начав переживать и нервничать из-за возможного недовольства родителей или учителя, дети начинают читать сбивчиво, путать буквы и слоги, неправильно расставлять ударения.

Знание алфавита, умение произносить звуки и правильно складывать буквы в слоги еще не является гарантией того, что дети смогут понять написанное. И если в первом классе объемы заданий для чтения относительно невелики, то в дальнейшем обучение строится именно на умении читать и понимать прочитанный текст, поэтому решать проблему с осмыслением письменной речи необходимо как можно раньше.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочиталКакие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Источник

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Источник

Что делать, если ребёнок не понимает и не запоминает прочитанного

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

Есть дети, которые и к пятому классу продолжают читать не больше 100 слов в минуту. Причём вслух они читают и всё понимают, но начинают читать про себя — скорость падает на 20-30 слов, понимание ухудшается.

Такие дети не могут пересказывать прочитанные параграфы учебника. И родители начинают сидеть с ними, читать и пересказывать вместе. На это уходит как минимум два-три часа, потому что параграфы в пятом классе — это уже не три страницы, а 10, 15, 20. Пока ребёнок дочитает до конца, он уже забыл, что было в начале. Интеллектуальные карты к параграфу мало чем помогут. Главные термины и мысли помогут выделить родители, а с чем связаны эти слова — дети запоминают с трудом.

В итоге, проблемы со чтением не решаются. Техника стоит на месте. Читать такие дети особо не любят. Одна лишняя страница параграфа для них — это наказание. Читать дополнительные книги по учёбе дети не хотят и всячески уходят от этого.

Причины медленного чтения и непонимания текста

Для начала нужно понять, почему ребёнок так читает. Несмотря на уже немаленький возраст, такому ребёнку хватает ресурсов только, чтобы озвучивать буквы, соединенные в слова, но совершенно не хватает на то, чтобы ещё и понимать, и запоминать прочитанное. Поэтому ребёнок может вслух читать одну страницу или десять. Эффект будет одинаковый — ничего не помнит и не может пересказать. Даже если вы задаете наводящие вопросы и всячески подсказываете, вы ясно понимаете, что ребёнок плохо помнит прочитанное.

Для того, чтобы пересказать параграф в 10-20 страниц, ребёнок потратит много времени, читая его два-три раза. После третьего раза желание читать автоматически исчезает. А материал так и не стал понятен и не запомнился.

Второе, что нужно помнить: проблемы с запоминанием прочитанного не решаются за счёт многократного чтения. У ребёнка будет только ещё более негативное отношение к чтению и конфликты с родителями, которые добиваются от него пересказа параграфов.

Проблему нужно решать не чтением, а многократным улучшением когнитивных функций

Для этого надо д елать упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, ускорения мыслительных операций. Есть специальные книги по возрастам с такими упражнениями, интересные сайты.

Ваш план по улучшению чтения может быть таким

1. 20-30 минут ежедневно упражнения по развитию когнитивной базы.

2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы столбиками. За раз читается вся таблица формата А4.

3. «Волна» — поворот книги на 90 градусов. Поворачиваем книгу каждые восемь строк на 90 градусов.

4. Пересказ коротких текстов в пять-десять строк. Лучше брать отдельные рассказы с законченной мыслью, а не отрывки параграфов. У ребёнка уже есть отвращение к учебнику, а с негативными эмоциями обучение не получится.

5. Пазлы в 24, 36, 54 штуки. Складывать за раз одну картинку.

6. Игра в три алфавита. На столе разложены карточки алфавита, и ребёнок составляет длинные слова в шесть-восемь букв. Это развивает словарный запас и помогает лучше идентифицировать буквы во время чтения.

7. Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, кроссворды.

Если в день тратить на тренировки по чтению 30 минут, вы решите проблему за месяц. Техника чтения вырастет, как минимум в два раза. Но самое главное — успеваемость ребёнка улучшится уже через две недели, желание читать появится через три, а пересказывать параграфы станет во много раз легче.

Помните, что сам школьник проблему со чтением не решит. Если вы не знаете, как правильно строить тренировки и проводить занятия, найдите учителя по быстрому чтению. Работа в группе в учебном центре может помочь не всем детям, помните это, отправляя ребёнка на курсы скорочтения.

Удачи вам в тренировках!

Фото: iStockphoto (LightFieldStudios)

Источник

5 несложных способов научить ребёнка понимать тексты

Школьники, про которых говорят: «Ему лучше даётся математика», — часто читают плохо. Хотя дело, возможно, отнюдь не в гуманитарных способностях или наличии дислексии, а просто в том, что с ребёнком нужно хорошо поработать. Издание Edutopia подробно рассказало, как лучше это сделать.

Почему проблемы с чтением нужно решать сразу

Если начинать говорить о проблемах с чтением, на ум сразу приходят маленькие дети со скудным фонетическим набором, которые изо всех сил пытаются расшифровать буквы и сделать так, чтобы их поняли. А есть люди — школьники и студенты, — которые думают, что умеют читать, но на деле испытывают кучу сложностей с пониманием слов, образов, выводов, рассуждений.

Если ребёнок хорошо расшифровывает текст, обычно мы предполагаем, что он хорошо читает. Но одновременно учитель может заметить, что ребёнок свободно «декодирует» текст, но при этом его не понимает. Так или иначе, и дети, которые не умеют расшифровывать, и дети, которые не понимают расшифрованное, — всё это дети с проблемами чтения. Однако вторые гораздо менее заметны, и их проблема гораздо чаще ускользает от внимания взрослых. Ребёнок начинает заваливать тесты и вообще не понимать половину из того, что проходят на уроках.

Тогда-то и приходят настоящие сложности, причём чаще всего это происходит уже в средней и старшей школе

Чем раньше вы начнёте решать эту проблему, тем лучше. Но лучше помнить, что для полного исправления необходимо не просто практиковаться — например, читать отрывки и задавать по ним вопросы, — а использовать комплексный подход, который включает в себя несколько важных вещей.

Перечисленные ниже навыки и стратегии понимания можно использовать для всего класса. Учителя могут помочь школьникам выбрать материал для чтения, соответствующий их текущему словарному запасу и способностям, чтобы в классе дети читали текст и работали на уровнях, доступных каждому из них.

Что делать, если ребёнок не понимает, что читает

1. Недавние исследования показывают, что трудности с пониманием прочитанного могут проистекать из слабо развитой устной речи, которая формируется задолго до того, как ребёнок начинает изучать чтение. Оказывается, школьники, у которых проблемы с пониманием прочитанного, также часто понимают меньше слов, произносимых в устной речи, то есть меньше того, что слышат. Они хуже владеют разговорной грамматикой. Так, чтобы эффективно решать проблемы с пониманием прочитанного, педагоги, возможно, должны применять подход, который учит лексике и пониманию сначала в устной речи и только потом — в письменной.

2. Дети, которые плохо понимают прочитанное, часто страдают от небольшого лексического запаса, поэтому им полезно много времени уделять изучению новых слов. Один из способов — мультисенсорный подход: например, картинки, интеллект-карты или мнемотехника. Улучшение общих языковых навыков повышает вероятность того, что они будут понимать слова, с которыми сталкиваются в письменном тексте. Поскольку невозможно знать и запомнить каждое слово, ребёнка следует учить разным типам контекстных подсказок и тому, как использовать их для определения значения неизвестных слов.

3. Как только у ребёнка появляется достаточный словарный запас, чтобы понимать каждое слово в тексте, он сталкивается с тем, что ему трудно удержать внимание и уследить за всеми деталями или, например, получить доступ к косвенной информации и скрытому смыслу текста.

В таком случае педагог может обучить ребёнка нескольким познавательным стратегиям чтения текста, которые помогут помочь: среди них —аннотация, SQ3R и диаграмма KWL. Они помогают:

Каждый ребёнок может выбрать именно ту стратегию, которая лучше всего работает для него. Извлечение более глубокого смысла из текста с помощью стратегического мышления может быть полезным не только для понимания прочитанного, но и для письменной речи.

4. Пусть ученики занимаются взаимным обучением — оно побуждает ребёнка взять на себя ведущую роль и думать во время чтения о своём мыслительном процессе. Учителя могут использовать взаимное обучение во время обсуждения в классе, с текстом, который читается вслух, а затем с текстом, который читается в группах. Ученики должны поделиться на четыре типа и затем чередоваться между собой.

5. Школьников обязательно нужно обучать навыкам понимания текста: им нужно знать, что такое последовательность, что такое структура текста и сюжетная линия, как сделать вывод из прочитанного, что такое образный язык и какие у него есть виды. Школьники должны иметь возможность сначала использовать навыки с текстом, который они слышат, когда учитель читает вслух, а затем с текстом, который они читают самостоятельно и понимают на собственном уровне.

Фото: Shutterstock (Monkey Business Images)

Источник

Читать научился, а понимать — нет: 6 способов это исправить

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

Ребёнок читает, но не понимает текст — распространённая проблема. И ладно бы только ученики в началке, но и старшеклассникам, и даже студентам порой приходится по несколько раз перечитывать материал, чтобы понять, о чём там вообще речь. Наш блогер Даниэль Голштейн разбирается с причинами возникновения этой проблемы.

Результаты исследования OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) показателей понимания прочитанного текста по программе PISA (Международная оценка учащихся) привели ученых если не в ужас, то в замешательство: выяснилось, что 15-летние подростки испытывают большие трудности с осмысленным чтением.

Дети проходили тесты по трем основным направлениям:

Теперь возникает вполне логичный вопрос — в чем причина низких показателей? Как известно, чтение — многокомпонентный процесс, включающий в себя различные навыки всестороннего освоения и понимания текста. Речь не идет об умении читать. Проблема как раз заключается в неумении перерабатывать информацию. Причем это касается не только младших школьников, но и старшеклассников и студентов. Понимание прочитанного текста — сложный процесс, который включает в себя:

Кроме того, наблюдаются трудности чисто в «механической» вертикальной структуре понимания и осмысления текста:

Почему же взрослые уже люди читают, но не понимают тексты? Истоки кроются в раннем детстве. Умение осмысленно переваривать прочитанное непосредственно связано с формированием 6 необходимых навыков:

1. Декодировка

Декодирование — обратный процесс кодирования, восстановление начальной формы. Когда ребёнок начинает читать, он учится сопоставлять знакомые ему звуки и написанные буквы. То есть основной фундаментальный процесс освоения навыков чтения — фонематическое восприятие текста. Игра в слова, чтение детям сказок, стихотворений, рифмование — всё это укрепляет навык декодирования.

2. Беглое чтение

Важно не только быстро прочитать слово, но и понять его значение. Если ребенок научится бегло читать в начальной школе, в дальнейшем его чтение будет плавным и ритмичным. А самое главное — осмысленным, ребенок будет понимать контекст прочитанного.

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

15 способов научить ребёнка понимать текст, запоминать новое и быть внимательнее

Проблему распознавания слов (дислексия) решает в начальной школе логопед. Известно, что речь и мышление взаимосвязаны. Поэтому важно логопедические проблемы вовремя обнаружить и решить. Иначе автоматизировать письмо и чтение в дальнейшем будет практически невозможно.

3. Словарный запас

Важно общаться с ребенком на грамотном «взрослом» языке с самого детства. Лепетание, просторечные слова, сюсюканье прочно закрепляются и не развивают ребенка, а приземляют. И опять-таки главные помощники — книги, сказки, детские энциклопедии, стихи, пословицы, загадки. Достаточный словарный запас — ключ к успеху в понимании текста.

4. Построение предложений

Чтобы самому составить текст, ребёнок для начала должен усвоить права построения простого, а затем и сложного предложений. Этот навык поможет ещё и ориентироваться в тексте, понимать смысл отрывков и целого текста.

5. Общая ориентация в окружающем мире

Расширение кругозора — ещё один важный фактор для понимания текстов. При поступлении в 1-й класс ребенок проходит тесты готовности к школе. Это не значит, что в 6 лет ребенок должен знать, например, правило буравчика. Но ориентироваться во временах года, днях недели, называть свой адрес, классифицировать животных, посуду, мебель ребенок должен. Это элементарные представления об окружающем мире для ребёнка его возраста.

Формирование кругозора помогает дискутировать, аргументировать свою точку зрения, размышлять, читать «между строк».

6. Развитие когнитивной сферы

Уровень произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти — исполнительные функции, тесно связанные между собой. Умение запомнить важно для удержания информации, для дальнейшего переосмысления прочитанного. Умение концентрировать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой — необходимая база для усвоения знаний.

Важно: ребенок в 6 лет по физиологическим показателям может концентрировать внимание на 20 минут. Если ребёнок не может заниматься одним делом 15–20 минут, его не увлекает ни рисование, ни лепка, ни моделирование (игра с конструктором) — обращайтесь к психологу. Это явные признаки дефицита внимания или гиперактивности. Ребенку нужна срочная коррекционная помощь.

Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть фото Если ребенок не понимает что прочитал. Смотреть картинку Если ребенок не понимает что прочитал. Картинка про Если ребенок не понимает что прочитал. Фото Если ребенок не понимает что прочитал

7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка

Дорогие родители! Часто мы видим проблемы ребенка еще в дошкольном возрасте. Но, к сожалению, не хотим их осознавать. «Перерастет» — любимый аргумент. Такой горе-прогноз, уж извините, отдает Средневековьем. Обращайтесь к специалистам вовремя!

В моей практике был случай, когда мама пятилетнего ребенка грозила мне судом за то, что я предложил сходить на консультацию к детскому психоневрологу. Спустя 2 года она вернулась, мы встретились на медико-педагогической комиссии. А ребенку нужна была не отсроченная, а срочная помощь.

Есть трудности — надо решать на профессиональном уровне. И чем раньше, тем лучше. Тогда дальнейшее обучение будет для ребенка радостью. Он легко и просто будет понимать и, самое главное, осмысленно принимать новую информацию уже в начальной школе.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / gikkw20

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *