Если ребенок не понимает обращенную речь что это
Ребенок слышит, но не понимает речь: почему и что делать
Ваш малыш вроде бы здоров, имеет нормальный слух, но, кажется, совсем не понимает, когда вы к нему обращаетесь? К сожалению, такие случаи отнюдь не редкость. Сегодня мы поговорим о том, почему так происходит, к кому обратиться и как вести в этой ситуации родителям.
Как звучит речь для таких детей?
Иногда родителям кажется, что ребенок понимает то, что ему говорят, но в действительности это ничем не подтверждается. С точки зрения языка, речь – это набор знаков, имеющих определенный смысл.
Для таких деток, о которых мы сейчас говорим, речь – это общий шумовой сигнал, на который они привыкают реагировать тем или иным образом. Например, как животное прибегает к хозяину, если произнести его кличку, позвенеть поводком или погреметь миской, потому что оно привыкает, что если звучит определенный звук, то ему дадут вкусняшку, поведут гулять или покормят. Так и здесь: речь для таких деток не более чем привычная реакция на стимул, а не осмысленное и произвольное восприятие обращенной речи.
Если произнести похожее по звучанию, но имеющее другое смысл слово, реакция на него окажется такой же. Если рядом появится незнакомый собеседник или хотя бы изменятся знакомые формулировки фраз, то они вызовут у ребенка явное замешательство. Это явление называется нарушением распознавания обращенной речи.
Почему ребенок не понимает речь?
Малыши, с нарушением распознавания обращенной речи, своим поведением напоминают детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС). Так как они не понимают обращенную речь, то получается, что они растут как бы в речевом вакууме. Речь у них не развивается вообще, ведь дети учатся говорить, подражая взрослым, а как это делать, если речевые звуки воспринимаются как общий шум?!
Это серьезно сказывается на общем развитии ребенка. Страдают эмоциональная и коммуникативная стороны, умственное развитие, поведение. Такие дети обычно гиперактивны, у них часто меняется настроение, они не умеют контролировать свои эмоции. Все это происходит из-за того, что у них нет даже внутренней речи, хотя она присутствует, например, при моторной алалии.
Нарушение распознавания обращенной речи вызвано речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией, обычно эти патологии взаимосвязаны.
Почему ребенок слышит, но не понимает речь?
У малышей до года сначала развивается способность воспринимать звуки, издаваемые предметами и животными, они называются неречевыми. Дети различают их громкость, ритм, тональность, мелодику, а также определяют их источник. За это отвечают височная кора правого полушария головного мозга. Так закладывается своеобразный фундамент для понимания речевых звуков, которые имеют конкретный смысл, не зависящий от интонации и источника. Поэтому очень важно, чтобы груднички слышали вокруг себя как можно больше разнообразных звуков. В результате у малыша появляются звукоподражания, предвестники речи.
В 12-14 месяцев, когда начинают функционировать вторичные поля височной коры левого полушария, ребенок учится из общего шумового потока выделять речевые звуки. Он начинает подражать уже голосам, которые слышит от взрослых: это гласные, междометия, простые слова, имеющие конкретный предметный смысл: «мама», «баба», «папа». Этот этап называется созреванием речевого слухового гнозиса.
Далее, когда созревают третичные поля височной коры, то ребенок начинает различать оттенки значения слова, активно пополняет свой словарь, где слова уже связываются в ассоциативные ряды и не привязаны жестко к одному конкретному предмету, появляется многозначность. Таким образом, ребенок овладевает родным языком. Третичные поля височной коры есть только у человека.
Как видно, каждый этап формирования речевого слухового восприятия является основой для последующего, и если на одном из них произошел серьезный сбой, то нарушается весь механизм.
Диагностика показывает, что у таких детей слуховой сигнал просто не доходит до нужного отдела головного мозга. Иными словами, у них выявляется слабая нейросенсорная тугоухость, которую просто не выявили сразу.
Что делать родителям?
Если у вас есть подозрения, что ребенок не понимает речь, необходимо показать его отоларингологу и неврологу и пройти ряд диагностических процедур.
Также важно проконсультироваться у психиатра, чтобы исключить или предотвратить психические нарушения в развитии малыша.
Уровень развития познавательной сферы и речи оцениваются дефектологом или логопедом. Их помощь требуется на протяжении всего лечения. Они помогают ребенку сформировать представление об окружающем мире, овладеть родным языком, наладить полноценное общение со сверстниками и взрослыми.
Практика показывает, что если нарушение произошло на первом и втором этапах формирования речевого слухового восприятия, то наиболее эффективны занятия по методу Томатиса.
Как общаться родителям с ребенком?
Крайне важно исключить лишние шумы из окружения малыша: телевизор, планшет, музыкальные игрушки. Введите дома режим тишины. Это пробудит у ребенка естественный интерес к окружающему миру и его звукам.
Дата публикации: 30.03.2020. Последнее изменение: 06.08.2020.
Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Диагностика задержки речевого развития
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
Прогноз. Профилактика
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.
Задержка психо-речевого развития ребенка
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Задержка психического речевого развития ребенка диагностируется все чаще. По статистике, 20% пятилетних детей имеют этот диагноз. Сложность заключается в том, что ранее 4-х лет его не ставят, а в 6 – 7 патологию уже поздно лечить. Только ранняя диагностика позволяет вовремя начать коррекцию и достичь хороших результатов. В противном случае проблема быстро усугубится, а нарушения станут необратимыми.
Что такое ЗПРР
Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.
Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.
ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний
Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.
Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.
Причины задержки психического речевого развития ребенка
Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:
Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.
Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.
Симптомы задержки психического развития речи
Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.
Вот признаки, по которым можно его заподозрить.
Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.
Методы диагностики патологии
К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.
После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.
Комплексное лечение болезни
Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.
Лечение микротоками
Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.
Транскраниальная микрополяризация
Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.
Биоакустическая коррекция при ЗПРР
Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.
Логопедическая коррекция ЗПРР
Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.
Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.
Медикаментозная терапия при ЗПРР
Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.
Альтернативные методы коррекции
Дополнительное можно подключить и такие методы:
В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.
Роль родителей в лечении ЗПРР
Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.
Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.
Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Прогнозы и последствия: чего ждать?
Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.
К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.
Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.
Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама. На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.
Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция
Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.
Если ваш ребенок не понимает обращенную речь в 3 года – это повод задуматься о его состоянии. Некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда подобный фактор является симптомом серьезной болезни. Рассмотрим, в каком случае небольшие задержки в развитии речи закономерны, а когда говорят о нарушениях, что делать родителям при выявлении патологий.
Как понять, что ребенок не понимает речь
Взрослым ошибочно может показаться, что малыш плохо воспринимает их речь. Поэтому важно отличать норму от отклонения. Существуют основные признаки расстройства:
Нарушение понимания. В этом случае ребенок:
Если несколько из перечисленных симптомов совпали с поведением ребенка, но нет уверенности, что у него имеется рецептивное расстройство, можно провести следующие тесты.
Для ребенка от 1,5 года до 3 лет
Попросить принести малыша любой предмет: игрушки, фрукты, овощи. Если он выполнит просьбу или просто посмотрит на названную вещь, то нарушение у него отсутствует.
Для ребенка 3 и более лет
Малыша можно считать здоровым, если он в состоянии:
При тестировании стоит учитывать, что ребенок может знать именно тот набор слов, которые от него требуются. Поэтому данный способ нельзя считать полностью достоверным.
Возможные причины того, почему ребенок не понимает речь
Данный симптом сопровождает множество расстройств и болезней. Чтобы определить причину нарушения, необходимо посетить специалиста для дальнейшей диагностики. Рассмотрим факторы, вызывающие непонимание обращенной речи.
Тугоухость
Оглохшие в раннем возрасте или рожденные глухими дети, не воспринимают даже неречевые звуки. Из-за такого ограничения в познании окружающего мира развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности с обучением.
Синдром Маугли
«Дети-маугли» не имеют опыта общения с людьми, так как с детства находились в изоляции или среди зверей. Из-за этого у них отсутствует понимание речи. Развитие социальных навыков происходит путем подражания окружающим. Они повторяют услышанные звуки и жесты, но не могут дать адекватную реакцию на обращения.
Аутизм
Дети с низкофункциональной формой аутизма имеют плохую степень слухового восприятия. Однако они понимают речь избирательно, реагируя только на темы, вызывающие у них большой интерес, при этом, не откликаясь на собственное имя и не отвечая на просьбы.
Алалия
Дети с сенсорной алалией не делят звуки на речевые и неречевые, а также не говорят сами. Речь людей они воспринимают как бессмысленный шум. Не могут связать предмет и его название. В легкой степени заболевания возможно понимание некоторых слов.
Синдром Ландау-Клеффнера
В отличие от предыдущих расстройств, при этом заболевании рецептивное нарушение проявляется в возрасте с 3 до 7 лет в течение полугода. Сначала ребенок теряет возможность понимания речи, а затем и самостоятельного высказывания. Также к симптомам относят эпилептические приступы.
Афазия
При разных формах афатического синдрома проявляются различные признаки. Может присутствовать абсолютное непонимание фраз или лишь частичное. Краткая характеристика видов патологии:
Умственная отсталость
Врожденная олигофрения подразумевает скудный словарный запас, нарушения звукопроизношения и проблемы с анализом информации. Степень изменения восприятия речи зависит от уровня заболевания:
Слабоумие
Помимо ослабления интеллекта, детей с этим заболеванием преследует сниженная речевая активность. Симптомы сравнимы с тотальной формой афазии.
Речевые нормы для детей
Судить о наличии или отсутствии патологии помогает знание того, что должны уметь дети в разном возрасте.
Возраст | Норма развития слуховых навыков |
---|---|
От 0 до 1,5 лет | Ребенок вслушивается в голос родителя, реагирует на интонацию. Различает голоса близких, знает собственное имя. Воспринимает простейшие просьбы, например, прекратить какое-то действие или подать руку. К 1,5 годам начинает понимать названия некоторых предметов и узнает их на картинках |
От 1,5 до 2 лет | Ребенок может указать на определенное действие на сюжетном рисунке, например, показать, кто спит или ест |
От 2 до 3 лет | Способен выполнять просьбы с множеством действий, например, пройти в другую комнату и взять яблоко из чашки. Понимает услышанные сказки и рассказы |
От 4 до 5 лет | Ребенок воспринимает сложноподчиненные предложения, а также значение разных предлогов |
Как помочь ребенку
Малышу важно обеспечить условия развития. В этом должны участвовать родные люди и специалисты.
Правила взаимодействия родителей с ребенком
Малышу с данным нарушением необходима не только психологическая и медицинская помощь, но и понимание со стороны мамы и папы. Для того чтобы облегчить обучение, взрослым необходимо:
Обращаясь к ребенку, следует соблюдать данные правила:
Медицинская помощь
При обнаружении симптомов рецептивного расстройства первое, что вам следует сделать – записаться на прием к нескольким специалистам:
В ходе обследования вас могут перенаправить к другим врачам, а также выписать витамины или ноотропы для облегчения обучения. Также для лечения применяют массажи, физиопроцедуры, психологическую коррекцию.
Нейропсихологическое сопровождение
Нейропсихология помогает оценить нарушения детально. При обследовании врач изучает системно-динамические перестройки мозга ребенка. Это позволяет разработать индивидуальный план лечения, затрагивающий все аспекты рецептивного расстройства.
Для того чтобы обследоваться у опытного специалиста, посетите клинику La Salute. Здесь работает нейропсихолог со стажем 14 лет. Данилина Камилла Касимовна разберется в вашей проблеме, составит индивидуальный план корректировки состояния ребенка, поможет малышу наладить общение со сверстниками и взрослыми.
Логопедическая коррекция
Помощь логопеда необходима на протяжении всей коррекции расстройства. Она может проводиться как индивидуально, так и в группе из нескольких детей. Возможные методы занятий:
Занятия с логопедом направлены на всестороннее развитие ребенка, познание окружающей среды и адаптацию. В результате коррекции прорабатываются: