Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Как расшифровать тест «Рисунок семьи»

Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Для многих родителей результаты этого теста могут оказаться весьма неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.

Учитывайте следующие моменты:

В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.

Оговорки типа: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась» должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезы в двух направлениях:
1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».
2. Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».

После того как ребенок закончит рисунок обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Интенсивное выделение персонажа

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим), бумагу без линеек и клеток Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для интерпретаций рисунка семьи, достаточно для того, чтобы вы могли открыть для себя неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.

Источник

Амблиопия у детей – причины и лечение

Развитие и нормальное функционирование любого органа чувств, в том числе глаза, возможно лишь под постоянной нагрузкой специфическими для него раздражителями. Если же по каким-либо причинам глаз оказывается лишен такой стимуляции, либо не способен выполнять свои функции как один из двух источников визуальной информации (что необходимо для построения объемного изображения в зрительной зоне мозга) – центральная нервная система вынужденно отключает такой глаз, игнорирует поступающие от него сигналы и ограничивается монокулярным, «плоским» восприятием пространства, единственно возможным при использовании одного лишь, более здорового глаза. Хуже видящий глаз в этом случае оказывается невостребованным; его функциональное состояние и рабочий тонус прогрессивно снижаются – вплоть до полной утраты, если своевременно не принять необходимые терапевтические меры. Так развивается амблиопия, или синдром «ленивого глаза» (в дословном переводе с греческого).

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Амблиопия, как правило, не связана с органическими поражениями сетчатки или зрительного нерва, однако такое состояние опасно, и особенно – в раннем детском возрасте, на этапах интенсивного психофизического развития, поскольку в патологический процесс вовлекаются важнейшие сенсорно-аналитические области мозговой коры. Это может сказаться на способности к восприятию и усвоению информации, к обучению, к общей адаптации ребенка. Ключевым фактором поэтому является именно своевременность диагностики и максимально раннее начало лечения амблиопии.

Причины развития амблиопии

Как правило, амблиопия развивается на одном глазу (случаи двусторонней амблиопии встречаются значительно реже). Непосредственной причиной может стать любое препятствие в оптической системе глаза, приводящее к сенсорной депривации (дефициту стимулов), выраженная асимметричная рефракционная патология (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), нарушения аккомодации, и пр. Однако наиболее распространена причинно-следственная связь амблиопии и косоглазия. Примечательно, что эта связь может быть как прямой (амблиопия развивается на изначально косящем глазу), так и обратной («ленивый» глаз вместе с деградирующими зрительными функциями утрачивает моторную согласованность с движениями здорового глаза и начинает косить).

К основным клиническим характеристикам амблиопии относятся:

Виды амблиопии у детей

Существует несколько классификаций, построенных на различных типологических критериях. В частности, классификация, в основе которой лежат этиопатогенетические механизмы развития амблиопии, выделяет следующие ее виды.

Обскурационная амблиопия, т.е. обусловленная наличием оптического препятствия. Как правило, это мутная непрозрачная роговица (бельмо), врожденная катаракта (помутнение хрусталика), птоз (опущение, «обвисание» века, обычно вследствие неврологической патологии). Особенностью этой формы амблиопии является сложность, а иногда и невозможность восстановления зрения после запоздалого устранения непосредственной причины – иными словами, своевременность вмешательства является здесь решающим фактором.

Рефракционная амблиопия развивается как результат близорукости, дальнозоркости или астигматизма, если пациентом в течение длительного времени игнорируется необходимость оптической коррекции.

Анизометропическая амблиопия возникает при выраженной разнице в остроте зрения справа и слева. Хуже видящий глаз как бы «отстраняется» центральной нервной системой от выполнения зрительных функций.

Дисбинокулярная амблиопия является следствием косоглазия – одностороннего и, как правило, содружественного; постепенно выключается и деградирует косящий глаз. Это тот случай, когда патологические состояния отягощают друг друга: по мере прогрессирования вызванной косоглазием амблиопии усугубляется и само косоглазие.

Истерическая амблиопия обусловлена психопатологическими причинами и развивается при глубоком истерическом неврозе или декомпенсации истерической психопатии на фоне мнимой, неорганической слепоты (истерический амавроз).

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Симптомы детской амблиопии

Основу клинической картины при амблиопии составляют нечеткость и «смазанность» зрения, резкое снижение или полное отсутствие способности к оценке дистанций, взаимного положения объектов в пространстве, общей перспективы и глубины пространства, затруднения или невозможность статично зафиксировать взор больным глазом по оси зрения здорового.

В зависимости от выраженности симптоматики (прежде всего, от снижения остроты зрения), различают следующие степени амблиопии:

Высоким степеням амблиопии чаще всего сопутствует развитие косоглазия и расстройства центральной фиксации взора – оптическая ось больного глаза непроизвольно отклоняется от того объекта, который пациент пытается удержать в центре поля зрения.

Но если косоглазие является достаточно очевидным для родителей ребенка, то при односторонней легкой или умеренной амблиопии ближайшие родственники и сам пациент могут даже не догадываться о том, что имеет место опасная и неуклонно прогрессирующая патология – длительное время ни зрительного дискомфорта, ни косметического дефекта может и не быть.

Наиболее распространенными являются рефракционная и дисбинокулярная формы амблиопии. Для этих и других форм медико-статистическими исследованиями выявлены возрастные интервалы, в течение которого терапия оказывается наиболее эффективной. В любом случае, однако, ключевую роль играет своевременность диагностики и начала лечения – амблиопия не излечивается «по фотографии» или «чудо-таблетками», а требует длительного и интенсивного терапевтического курса, причем запоздалое выявление болезни существенно снижает результативность принимаемых мер. Это является дополнительной и достаточно серьезной проблемой, учитывая, что амблиопия на ранних стадиях зачастую развивается бессимптомно и не поддается самостоятельной диагностике.

Эффективная терапия при наиболее частых формах амблиопии (анизометропической и дисбинокулярной) может занимать до нескольких лет постоянных и напряженных тренингов; лечение обскурационной амблиопии должно осуществляться в первые месяцы жизни, и т.д.

Обследование ребенка с амблиопией

Врожденная офтальмологическая патология, – такая, как бельмо, катаракта или птоз, – выявляется непосредственно после рождения, если она носит выраженный и очевидный характер. Однако осмотр и консультация детского офтальмолога, с учетом приведенных выше данных, обязательна в любом случае.

Родители (обычно это мама) должны быть готовы сообщить консультанту по возможности полные анамнестические сведения: офтальмологическая наследственность по обеим линиям, характер протекания беременности и родов, перенесенные ребенком инфекции, травмы, стрессогенные ситуации; наблюдаемые дома особенности поведения ребенка, которые могут быть связаны со зрением (щурится, слишком часто моргает, трет глаза, иногда слегка косит и т.п.); неврологический статус; получаемое ранее лечение и его успешность, и мн.др.

Точная визометрия, – измерение остроты зрения, – в раннем детском возрасте невозможна, однако для диагностики амблиопии эти данные необходимы. Детские офтальмологи применяют косвенные оценочные приемы и учитывают известные причинно-следственные взаимосвязи (например, развитием амблиопии всегда сопровождается врожденная односторонняя катаракта).

В ходе первичного офтальмологического осмотра обязательно обращается внимание на форму, размеры и симметричность глазных щелей, состояние и тонус век, согласованность движений глазных яблок. Оцениваются зрачковые и психомоторные реакции на свет. С использованием офтальмоскопа исследуется состояние и светопропускная способность прозрачных глазных структур и сред (роговица, хрусталик, стекловидное тело), а также статус глазного дна.

Говоря о косвенных, но достаточно эффективных методах оценки рефракции, нельзя не упомянуть скиаскопию – один из наиболее известных и широко практикуемых способов ранней диагностики близорукости, дальнозоркости и астигматизма.

Используется обычная офтальмологическая оснастка: мощный источник света и налобное зеркало. Направленным лучом освещается зрачок; в норме наблюдается отражение от глазного дна – т.н. красный рефлекс. Поворачивая зеркало, врач отмечает смещение тени (к слову, «скиа» по-гречески означает «тень»), пользуясь специальными линзами и линейкой, оценивает ее направление и отклонение. Скиаскопическим способом может быть диагностировано наличие рефракционной аномалии, ее характер и выраженность, в том числе у маленьких детей. Недостатками являются меньшая, по сравнению с визометрией со сменными линзами, точность измерения, а также необходимость расширения зрачка. В качестве препарата-мидриатика в возрасте до 1 года обычно используют 0,5%-раствор тропикамида за 20 мин до исследования, пациентам от 1 до 3 лет закапывают 0,5%-раствор атропина, с 3 лет – 1% атропин за несколько дней до осмотра.

Визометрическое измерение остроты зрения, необходимое для окончательного установления (или исключения) диагноза «амблиопия», становится возможным с того момента, когда ребенок научается понимать и выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы типа «Что нарисовано на картинке», и т.п. Основным диагностически значимым признаком амблиопии является невозможность или неэффективность коррекции ослабленного зрения стеклами.

Кроме того, исследуется способность к центральной фиксации. Метод диагностики прост и, как и скиаскопия, основан на анализе поведения тени при узконаправленном освещении глазного дна сквозь расширенный заранее зрачок. В центре офтальмоскопической линзы помещают непрозрачную точку диаметром 3 мм. Ребенок смотрит лишь одним глазом (второй прикрыт) и должен сфокусировать взор на этой точке. В норме наблюдается рефлекс от макулярной (центральной и наиболее светочувствительной) зоны сетчатки, а тень располагается четко по центру. Любое другое положение тени свидетельствует о нарушенной фиксации. При этом эксцентричная фиксация может быть как устойчивой (тень неподвижна), так и нестабильной (тень постоянно перемещается).

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Одним из стандартных способов оценки бинокулярности зрения является цветотест. Применяют специальное устройство, главным элементом которого служит диск с четырьмя подсвеченными изнутри кругами: два зеленых, красный и белый. На пациента надевают очки со светофильтрами – красное стекло на правом глазу и зеленое на левом, – и располагают перед диском так, чтобы правый глаз видел только красный круг, а левый – только остальные три. При нормальном бинокулярном зрении человек видит красный, оба зеленых и белый круги (белый может попеременно казаться то красным, то зеленым). При нарушениях бинокулярности возможны различные иные варианты – например, два красных, три зеленых и пр., – каждый из которых известен и информативен для врача-офтальмолога, который по характеру наблюдаемой пациентом картины устанавливает тип дисбинокулярности (монокулярное зрение, одновременное и др.).

Лечение амблиопии у детей

Спонтанное самоизлечение амблиопии не свойственно, и т.н. «народные средства» до сих пор не помогли ни одному пациенту. Иными словами, без длительного адекватного лечения, терпеливого и целенаправленного, в данном случае не обойтись.

Учитывая взаимопотенцирующую связь амблиопии и косоглазия, лечение направлено на коррекцию и профилактику обоих видов патологии: необходимо восстановить фузионные функции (бинокулярное зрение), укреплять аккомодацию, добиваться глазодвигательной согласованности, корректировать недостаточную остроту зрения на амблиопичном глазу.

Терапевтическая стратегия, схема и хронологический план лечения всегда строго индивидуальны. Основным принципом является первоочередное устранение непосредственных причин амблиопии. Например, при обскурационной амблиопии необходимо хирургическое вмешательство по устранению оптического препятствия (катаракта, птоз и т.д.), причем чем раньше произведена операция, тем ниже риск осложнений и побочных эффектов, одним из которых может оказаться тяжелая необратимая амблиопия. Оптимальным и относительно безопасным периодом для офтальмохирургического вмешательства является возраст до 6 месяцев. Исключение составляют катаракты малого размера, не препятствующие офтальмоскопии глазного дна – в этом случае вмешательство осуществляется в возрасте 5-6 лет и старше.

Дисбинокулярная амблиопия также нередко требует офтальмохирургической операции – коррекции положения глазных яблок.

При амблиопии рефракционного или анизометропического типа лечение преимущественно консервативное, тренажерно-стимулирующее, и начинается оно с обязательной оптической коррекции (очки). Затем, обычно по истечении трех недель, присоединяется плеоптическое лечение для восстановления согласованной работы обоих глаз. Сегодня практикуется как активная, так и пассивная плеоптическая терапия. Под активной подразумевается окклюзия лучше видящего глаза; пассивная включает различные тренинги, прежде всего компьютеризированные, для активации амблиопичного глаза.

В возрасте 1-4 лет начальным этапом плеоптической терапии является пенализация – искусственное снижение остроты зрения на более сохранном глазу, что принудительно вовлекает в зрительные процессы амблиопичный глаз. Как и другие компоненты плеоптического лечения, пенализация применяется в многочисленных модификациях и вариантах, оптимальных для каждого индивидуального случая. Так, иногда здоровому глазу искусственно затрудняется зрение вблизи, в других ситуациях – зрение вдаль; варьируют степень оптической коррекции для амблиопичного и здорового глаза; в некоторых случаях применяют мидриатики, и пр.

Под постоянным контролем должна быть динамика зрительных функций каждого глаза – прежде всего, во избежание возможных негативных последствий лечения для здорового глаза. В особенности это касается метода прямой постоянной окклюзии, когда работа лучше видящего глаза блокируется в течение всего дня.

Кроме того, при выборе метода лечения, будь то пенализация или окклюзия (которую назначают с четырехлетнего возраста), всегда учитывают и отслеживают состояние центральной фиксации. В целом, в период лечения посещать офтальмолога необходимо не реже 1-2 раз в месяц.

Учитывая особенности детской психики, в раннем возрасте относительно дискомфортные методы (связанные с ношением очков или окклюдеров), вводят в схему лечения постепенно, начиная буквально с нескольких минут в день, и также плавно отменяют по достижении желаемого результата.

Следует также упомянуть методики слепящего засвета (локального или общего), рассчитанные на стимуляцию фовеолярной области сетчатки интенсивным световым потоком от обычного или лазерного источника. Локальный засвет применяется только при сохранности центральной фиксации. При нарушениях этой функции иногда показан общий засвет заднего сетчаточного полюса или, начиная с двухлетнего возраста – метод негативного последовательного образа (формируется световой поток особой формы, с небольшим непрозрачным препятствием в центре, что позволяет засвечивать сетчатку при затененной фовеолярной зоне).

Широко применяются, – и зачастую являются основным терапевтическим средством, – различные аппаратно-тренинговые методы лечения амблиопии и ее осложнений.

Так, макулотестеры восстанавливают способность к устойчивой фиксации; эффективными являются устройства типа «амблиотренер» (при остроте зрения не ниже 0,2) и «амблиостимулятор» (этот аппарат импульсного действия может применяться даже в домашних условиях), специальное программное обеспечение, рефлексотерапия.

Как правило, с четырехлетнего возраста и при достигнутой остроте зрения не ниже 0,4 на каждом глазу переходят от плеоптической терапии к ортоптической. Ее целью является устранение одного из ведущих симптомов амблиопии – неспособности к бинокулярному зрению. Здесь также ведущая роль отводится аппаратным методам активации, тренировки и закрепления. Стандартом служит устройство «синоптофор»; различные варианты и методики его использования предполагают трансляцию раздельных изображений в каждый глаз – с тем, чтобы глаза и мозг научились сливать эти односторонние моноскопические фрагменты в целостный объемный, стереоскопический образ. Ту же задачу решают и с помощью компьютеризированных аппаратных комплексов.

Закреплению бинокулярных навыков способствует, в частности, диплоптическая гимнастика – искусственно вызываемый эффект двоения, который при определенном волевом усилии маленького пациента центральная нервная система может и должна преодолеть.

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Несмотря на то, что некоторые дополнительные аппаратные методы и системы упражнений применимы в домашних условиях (и назначаются для самостоятельной работы родителей с ребенком), основной терапевтический курс настоятельно рекомендуется осуществлять в специализированном детском саду для детей с ослабленным зрением. Такие учреждения укомплектованы специально подготовленным персоналом и располагают всем необходимым оборудованием. Распорядок дня и программа развивающих мероприятий строится с учетом общей для всех проблемы. Наконец, едва ли не важнейшим аргументом в пользу таких дошкольных учреждений является минимизация психологического дискомфорта и микросоциальной стигматизации: все воспитанники находятся в равных условиях и не чувствуют себя «гадким утенком» или «очкариком», что было бы не исключено в обычной детской группе.

Обращаясь в наш офтальмологический центр Вы можете быть уверены в индивидуальном подходе в диагностике и лечении амблиопии у Вашего ребенка. Внимательное отношение, новейшая аппаратура и опытные врачи являются гарантией высоких результатов лечения.

Прогноз при детской амблиопии

Перспективы и эффективность лечения определяются несколькими факторами: непосредственной причиной амблиопии, ее формой и выраженностью, возрастом начала болезни и возрастом начала терапии. Ранняя диагностика, устранение причин и максимально быстрое начало плеоптического этапа лечения критически важны. Давным-давно всем известно, что болезнь значительно легче предотвратить, чем вылечить, и к амблиопии это относится в полной мере. Другой вопрос, что далеко не всегда удается диагностировать амблиопию в самом начале ее развития. Но даже если какое-то время упущено, – а чаще всего именно так и бывает, – все возможные терапевтические и коррекционные мероприятия должны быть успешно завершены к школьному возрасту, поскольку процессы формирования зрелого глаза и закрепления базисных зрительных автоматизмов протекают в течение первых семи лет жизни. В последующие годы даже самое интенсивное и длительное лечение будет уже не столь результативным, а риск необратимых изменений, наоборот, будет возрастать.

Согласно статистическим данным, наименее благоприятен прогноз амблиопии при обскурационной ее этиологии, и поэтому не лишне акцентировать еще раз: все необходимые вмешательства по устранению оптического препятствия должны быть предприняты в первые полгода жизни.

При рефракционной этиологии многое зависит от своевременности назначения оптической коррекции и от добросовестности в выполнении этих назначений; при дисбинокулярной – от своевременности устранения косоглазия любыми (если понадобится и не будет разумной альтернативы, то офтальмохирургическими) средствами.

Многое зависит и от того, сколько времени, терпения, внимания уделяют проблеме родители. Помимо обязательных для выполнения упражнений и занятий с аппаратом, предписанных врачом для данного случая, настоятельно рекомендуется собирать вместе с ребенком конструкторы или пазлы, раскрашивать или обводить контурные картинки, играть с бисером или бусами (насколько позволяет зрение), рисовать, изучать буквы и пр.

Нельзя забывать и про элементарную зрительную гигиену – осанка, дистанция до книги или рабочей поверхности, освещенность; все эти простейшие принципы обязательно напомнит вам лечащий врач-офтальмолог. Весьма вероятно, что определенные ограничения коснутся физической активности: обычно запрещаются контактные игры с мячом, прыжки, гимнастика, вообще физические перегрузки, однако рекомендуются занятия плаванием и, что также весьма существенно, полноценное (витаминизированное, насыщенное микроэлементами и минералами) питание.

Источник

Специалисты рассказали, что можно узнать о родителях по рисункам ребенка

Как трактовать то, что изображают ваши дети

«Мой сын никогда не рисует на картинках, где изображает нашу семью, младшую сестренку, как будто ее не существует», — переживает мама 5-летнего малыша. «Дочка всегда рисует себя отдельно от нас с мужем», — сетуют родители первоклассницы.

Конечно, полностью разобраться в проблемах ребенка и его отношении к семье только по его художествам невозможно. Однако специалисты уверены, что многие «болевые точки» малыша вполне можно определить по тому, что и как он рисует.

Что могут рассказать рисунки о ребенке, его эмоциональном состоянии и отношении к близким? Мы попытались разобраться с детским психологом.

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

К сожалению, иногда и внимательные родители уверены, что ребенок чувствует себя в семье комфортно, даже если это не совсем так, — объясняет детский психолог Юлия Кротова. — Обычный детский рисунок может многое рассказать взрослым о состоянии малыша даже без похода к специалисту. Понимание поможет взрослым сгладить негатив и создать для ребенка комфортные условия. Конечно, практически нет смысла оценивать рисунки малышей до трех лет, они объективно еще не отражают внутреннего состояния ребенка и его отношения к взрослым. Реально информативным детское творчество становится с 4–5 лет. Также не следует оценивать картинку ребенка, если она нарисована сразу после какого-то семейного конфликта или ссоры. Очевидно, что рисунок покажет лишь отношение малыша к текущей ситуации, а не его состояние и восприятие своей семьи в целом.

Специалисты считают, что одним из самых эффективных способов диагностики внутрисемейных отношений является рисуночный тест «Моя семья». При правильной оценке из него можно получить наиболее полную информацию. Для проведения теста необходимо просто попросить ребенка нарисовать свою семью так, как ему хочется.

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Черный папа и одинокий малыш

Случай из жизни: Алина из Подмосковья обратила внимание, что ее старший 5-летний сын стал очень капризным и замкнутым после рождения младшей сестренки. Рисунок «Моя семья» показал неожиданные результаты. Самого себя малыш изобразил в левой части листа рядом с бабушкой и кошкой. Мама с сестренкой оказались на другой стороне листа, а папа был нарисован в середине композиции и старательно заштрихован черным цветом, остальные члены семьи были покрашены в яркие тона.

Комментарий психолога: В рисунке сына Алину больше всего взволновал тот факт, что мальчик изобразил отца в черном цвете, хотя в данной ситуации это не имело большого значения и произошло случайно. После общения с ребенком выяснилось, что в последнее время мужчина чаще всего носил темную куртку и брюки, именно поэтому сын и раскрасил его черным карандашом. В подобном рисунке о причинах тревожности малыша можно говорить по композиции, то есть по тому, как расставлены герои на картинке. Ребенок явно чувствует себя обделенным вниманием родителей, ненужным им после рождения младшей сестры. Исходя из картинки, можно сказать, что близкие отношения в последнее время у него складываются только с бабушкой и котом. Судя по тому, что папу мальчик изобразил в центре картины, но отдельно от других членов семьи, отец пытается уделять всем равное внимание, но редко бывает дома, так как много работает.

Как трактовать рисунок по цвету

В норме дети обычно рисуют яркие и пестрые картинки своей семьи. В среднем для раскрашивания они используют 5–6 цветов. Специалисты отмечают, что чем больше малыш уверен в себе, тем ярче выглядят его художества. Правда, у каждого малыша есть несколько особенно любимых цветов, которые и будут преобладать на рисунке. Однако в целом по характеру раскрашивания картинки можно сделать выводы о текущем состоянии ребенка. Так, светлые яркие или насыщенные тона говорят о жизнерадостности и комфортном самочувствии малыша в семье. Преобладание красного цвета может указывать на эмоциональную напряженность и раздражительность маленького художника. Если семья малыша нарисована в черно-серых тонах, стоит задуматься о наличии скрытых страхов у ребенка, попытаться понять причины, почему ему неспокойно рядом с близкими. Интересно, что чаще всего малыш окрашивает в тот же цвет, что и самого себя, того члена семьи, к которому испытывает наибольшую симпатию.

Детский рисунок и композиция

В норме ребенок обычно рисует свою семью в центральной части листа, смещение вниз чаще всего говорит о заниженной самооценке малыша, а вверх — наоборот, о завышенной. Единственные дети в семье чаще всего рисуют себя в центре композиции между мамой и папой. Члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, обычно наиболее близки. Стоит также обратить внимание, в какой последовательности ребенок рисует домочадцев: тот, кто ближе к началу, в глазах ребенка занимает более значимую позицию в семье. Если малыш изображает себя в стороне от близких, это чаще всего свидетельствует о чувстве одиночества малыша, ощущении своей ненужности близким. Кроме того, такую композицию нередко выбирают дети, которые испытывают ревность и недостаток внимания родителей после рождения братика или сестрички.

Тревожным знаком считается и отсутствие на картинке одного из членов семьи. Если это тот же маленький брат или сестра, то дело в ревности. Если же на картинке отсутствует мама или папа, это может обозначать, что у малыша практически нет психологического контакта и эмоциональной связи с этим человеком в данный момент. Например, если ребенок не стал рисовать своего маленького брата или сестренку, возможно, он ревнует к нему родителей и стремится отстоять свое право на их любовь. Если на рисунке нет самого «художника», стоит задуматься, что малыш чувствует себя отверженным, ненужным в семье. В случае появления на картинке вымышленного члена семьи специалисты также отмечают, что ребенок в данный момент испытывает нехватку родительской любви.

Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Смотреть картинку Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Картинка про Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает. Фото Если ребенок не рисует зрачки в глазах что это означает

Фото: Детский центр «Петрушка»

Руки-грабли и тучи над детской

Случай из жизни: Олег из Москвы стал беспокоиться, что после начала учебы в школе его 7-летний сын стал проявлять непонятную агрессию и злость, стал плохо слушаться и даже хамить взрослым. В последнее время родителям мальчика пришлось много работать, большую часть времени ребенок проводил с няней, поэтому взрослые решили проверить, не это ли стало причиной изменений в поведении ребенка. На рисунке мальчик изобразил всех членов семьи, включая собаку, самого себя он рисовал последним. Все герои были раскрашены яркими красками, люди держатся за руки, прорисованы достаточно пропорционально. Единственное, что может насторожить на картинке, это неестественные руки-грабли у самого маленького автора и тучи над головами героев рисунка.

Комментарий психолога: Судя по расположению героев на картинке, в данный момент ребенок не чувствует себя обделенным вниманием в семье. Единственное, не очень хорошо, что он изобразил самого себя последним, это говорит о том, что подсознательно мальчик не ощущает себя значимым в семье. А вот неестественные руки-грабли у автора действительно могут говорить о скрытой злости и агрессии у ребенка. О каких-то негативных эмоциях у малыша свидетельствуют и тучи, изображенные над семьей на рисунке. В данном случае, похоже, что раздражение у мальчика идет не из семьи, а от каких-то внешних факторов, возможно, от агрессивного поведения одноклассников в школе.

Положение героев и пропорции в рисунке:

О комфортном состоянии ребенка в семье, как правило, говорит тот факт, что все герои изображены в верных пропорциях относительно реальности. Если малыш изображает себя очень маленьким, значит, он чувствует себя неуверенным и незащищенным даже в кругу близких людей. Что касается остальных членов семьи и домашних животных, то чем крупнее они изображены на рисунке, тем большую роль играют для малыша. Большое значение играет и поза самого автора на картинке. Счастливый и уверенный в себе ребенок, скорее всего, изобразит себя с растопыренными руками и ногами, при этом все конечности будут детально прорисованы по мере способностей художника. Руки, прижатые к телу или закрывающие голову, говорят о неуверенности ребенка, возможно, взрослые слишком часто ругают или критикуют его.

О негативных эмоциях ребенка говорят рисунки, на которых автор изображает себя как будто висящим в воздухе, а не стоящим на одной плоскости с другими членами семьи. Большие глаза и яркие прорисованные зрачки у героев могут свидетельствовать о тревоге малыша, так же, как и сильная, с зажимом штриховка героев рисунка. А неестественно огромные руки-грабли у кого-то из персонажей, в том числе у самого ребенка, свидетельствуют о скрытой злости их обладателя.

Детали в детских художествах:

Психологи считают, что полное отсутствие каких-либо деталей на рисунке семьи ребенка говорит о замкнутости его автора. Обратная ситуация, когда этих деталей слишком много, может свидетельствовать о скрытом беспокойстве малыша. Изображение некоторых определенных предметов на картинке также нередко указывает на неблагополучие малыша в семье. Например, если вместо людей ребенок рисует какое-либо строение, где проживает семья, то это может быть знаком, что среди близких малышу некомфортно. Изображение солнца или лампы может означать, что автору картины не хватает душевного тепла в отношениях с близкими. Тучи и облака также свидетельствуют о негативных эмоциях, которые в данный момент беспокоят малыша, но они не обязательно исходят от членов семьи. Изображение различных игрушек или несуществующих домашних животных может говорить о том, что ребенку не хватает внимания от близких людей.

ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫША

1. Задание нарисовать семью вызвало радость у ребенка.

2. Все члены семьи, с которыми близко общается малыш, присутствуют на картинке.

3. Герои изображаются пропорциональными, никто не выглядит неестественно большим или маленьким.

4. Все члены семьи расположены недалеко друг от друга, взявшись за руки. Все конечности у персонажей хорошо прорисованы.

5. Рисунок выполнен в насыщенных и ярких тонах без сильной штриховки.

ПРИЗНАКИ СКРЫТЫХ ПРОБЛЕМ В СЕМЬЕ У РЕБЕНКА

1. Малыш не хочет рисовать свою семью или вместо людей рисует свой дом.

2. Чрезмерно большие или маленькие размеры отдельных членов семьи.

3. Малыш рисует себя последним из домочадцев, демонстрируя, что мало значит в своей семье.

4. На рисунке отсутствует кто-то из членов семьи, сам ребенок или появляется несуществующий персонаж.

5.Изображение себя или близких с закрытым лицом или неестественно большими руками.

6. Преобладание на картине черных, серых, коричневых и фиолетовых тонов, желание нарисовать свою семью с помощью только простого карандаша.

ПРАВИЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

— Для анализа не стоит брать рисунки, которые дети рисовали в детском саду, школе или изостудии, — обычно они выполнены по определенным критериям;

— Если вы хотите правильно оценить использованные в рисунке цвета, предлагайте ребенку полный набор карандашей и красок. Иначе малыш может нарисовать картинку в темных тонах только потому, что именно они были в этот момент под рукой.

— Не стоит устраивать художественный тест, когда ребенок устал, обижен или расстроен, — результат будет неинформативен, так как покажет состояние малыша в текущий момент.

— Попросите ребенка самостоятельно описать свою картину, рассказать, что чувствует каждый из героев, так будет проще правильно интерпретировать художество малыша, особенно если он не очень силен в рисовании.

— В ходе теста постарайтесь не хвалить и не критиковать художества своего чада, иначе провести повторную проверку через некоторое время будет проблематично, так как ребенок будет действовать по шаблону, пытаясь угодить родителю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *