Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

Что следует делать если ребенок не успевает в школе

Если ребенок не успевает в школе, что делать в таком случае, родители часто не знают. Упреки, наказания, шантаж, попытки мотивировать школьника подарками и деньгами дают лишь кратковременный эффект или совсем не действуют на него. Когда испробованы все способы влияния на ребенка, родители отчаиваются. Они считают себя плохими воспитателями, а детскую неуспеваемость списывают на плохую генетику. Большинство детей с радостью собираются в первый класс и с энтузиазмом принимаются за учебу. Однако уже к концу первого учебного года интерес к обучению резко снижается. Причин охлаждения детей к школе может быть несколько.

Завышенные требования родителей

С началом учебных будней ребенок сталкивается с трудностями. Он должен удерживать и концентрировать внимание длительное время, налаживать контакты с одноклассниками.

Впервые в жизни у малыша появляются обязанности, а его труд оценивается бескомпромиссным учителем. Если ребенок перед школой не посещал детский сад, тянуть непосильную ношу ему еще труднее. Он менее самостоятелен и не приучен к дисциплине. У него отсутствуют навыки выстраивания отношений в коллективе. Пытаясь решить одновременно несколько проблем, малыш не справляется с учебой и получает плохие отметки.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

В таких условиях завышенные ожидания взрослых действуют на школьника угнетающе. Очень часто родители относятся к отпрыску, как проекту, в который они вкладывают инвестиции, надеясь получить дивиденды. Они водят его на различные секции, много занимаются с ним и готовят к школе. Мама и папа уверены, что сделали все необходимое, чтобы видеть в дневнике ученика только отличные оценки. Когда они выясняют, что ребенок не тянет, их охватывает паника.

Понимая, что он не оправдал ожидания родителей, ребенок ощущает свою вину. Он теряет веру в свои силы, падает духом и утрачивает интерес к учебе как к источнику своих бед. Чем меньше он прикладывает усилий, тем хуже становится результат.

Малыш становится тревожным и забывчивым, он не может сконцентрировать внимание, постоянно отвлекается и боится ходить в школу. Страх ошибиться становится настолько сильным, что школьник отказывается отвечать у доски и писать контрольные работы.

Даже если родители не упрекают школьника открыто, он отлично чувствует их разочарование. Ребенок по отношению к своим родителям — это мощное эмоциональное зеркало. Он не только улавливает исходящий от них негатив, но и многократно усиливает его.

Пытаясь исправить ситуацию, родители водят малыша на дополнительные занятия, увеличивая и без того непомерную нагрузку. Отсутствие результата еще сильнее убеждает школьника в своей неуспешности.

Как вернуть ребенку веру в свои силы?

Чтобы вернуть школьнику интерес к учебе, нужно развить в нем веру в возможность успеха. Для этого надо перестать ориентироваться на успеваемость. Важно замечать самый незначительный успех ученика и хвалить его за это. Даже если сегодня ребенку удалось сделать всего на несколько ошибок меньше, чем вчера, надо отметить положительную тенденцию. Когда у него не выходит что-то, нужно помочь и подбодрить его. Не следует делать уроки до утра, пытаясь любой ценой выучить стих или решить тяжелую задачу. Учеба не должна ассоциироваться с непосильным бременем и страданиями.

Родителям нужно сделать над собой усилие и перестать ожидать от своего ребенка блестящих результатов. Не потому, что он не способен их добиться, а потому, что они не так важны, как самооценка ребенка и его здоровье.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

Нельзя сравнивать школьника с более успешными ровесниками. Чтобы оценить деятельность малыша, нужно сопоставлять только его личные результаты.

Расспрашивая о школе, надо акцентировать внимание на отношениях с детьми, экскурсиях, темах занятий. Оценки должны интересовать родителей в последнюю очередь.

Помогут восстановить душевное равновесие малыша любые успехи в других областях. Надо поддержать любую его инициативу и отвести в ту секцию, которую он выберет. Достижения в спорте или искусстве поднимут самооценку ребенка. Спокойное отношение родителей к оценкам поможет ему успокоиться, поверить в свои силы догнать школьную программу.

Ребенок не видит смысла в учебе

Дети плохо успевают в школе, когда не видят смысла в учебе. Если их родители пренебрежительно относятся к знаниям и образованию, не читают книг и не хотят познавать новое, вряд ли у ребенка будет иное отношение. Он не понимает, зачем он должен делать то, что не пригодится ему в жизни. Свои выводы малыш делает на основе деятельности и мировоззрения родителей. Сколько бы он не сталкивался с другими примерами, поступки взрослых членов его семьи являются для него приоритетными.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

Подобное отношение может появиться в семье, где образование и знания ценят. Так может проявляться реакция отторжения на насильственное обучение. Большое количество занятий, секций и кружков, а также бесконечные лекции родителей на разные темы не позволяют ребенку расслабиться и обдумать полученную информацию. Переизбыток разнообразных неупорядоченных знаний дезориентирует ребенка и выматывает его физически и психологически. Развивается стойкая ненависть к знаниям.

Как вернуть интерес к учебе?

Чтобы пробудить интерес ребенка к знаниям, родителям надо самим научиться ценить их. Следует проявлять интерес к разным наукам, знакомиться с новинками искусства и литературы, ездить на экскурсии, ходить в музеи, театры и на выставки. Надо интересоваться темами, которые дети проходят в школе. Можно их изучать вместе с ребенком. Если родители проявят интерес к истории Древней Греции, малыш попытается выяснить причину их любопытства.

Взрослые должны рассказывать интересные научные факты, показывать опыты, объяснять природу вещей. Можно вместе наблюдать за растениями, погодой или домашними животными. При этом нужно вести себя с ребенком на равных, не доминируя и не поучая.

Надо постараться охватить как можно больше областей знаний. Среди них обязательно найдутся такие, которые вызовут живой интерес у малыша. Любой факт может перевернуть мировоззрение школьника и мотивировать на учебу.

Если ребенок потерял интерес к учебе из-за большой нагрузки, нужно оставить его на время в покое и предоставить полную свободу. Родители должны быть готовы к тому, что ребенок бросит музыкальную школу, на которую он потратил несколько лет, перестанет делать уроки и будет проводить время в праздности. Это естественная реакция. Постепенно ему надоест безделье, и он вернется к обычной жизни.

Вряд ли отпрыск продолжит обучение в музыкальной школе. Возможно, эта деятельность не вызывала у него восторга. Родителям придется с этим смириться.

Не исключено, что неожиданно появившаяся свобода позволит реализовать давнюю мечту школьника. Он займется фотографированием или запишется на курсы веб-дизайна. Какую бы он ни выбрал деятельность, надо его поддержать.

Игнорирование реальной жизни

Иногда ребенок имеет плохую успеваемость в школе, потому что он фактически не присутствует на занятиях. Во время уроков школьник не слушает учителя и не принимает участие в событиях, происходящих вокруг него. Он погружается в мир своих фантазий, блокируя внешнюю информацию. Такое поведение характерно для детей, которые не получают достаточно внимания от взрослых.

Часто от дефицита внимания страдают малыши из неблагополучных семей. Если родители постоянно ссорятся и выясняют отношения, у них не остается ни времени, ни сил на воспитание малыша. Напряженная атмосфера угнетает детей и заставляет их уходить в себя.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

Летающий в облаках школьник может расти в благополучной семье, где папа и мама живут мирно. Но их чрезмерная занятость на работе может отдалять от них ребенка. Чувствуя себя одиноким, малыш находит утешение в мечтах и фантазиях.

Некоторые дети нуждаются в повышенном внимании, но вследствие повышенной тревожности и неуверенности в себе не могут привлечь внимания взрослых.

Если вовремя не скорректировать такое состояние, в подростковом возрасте у школьника появляется самосознание одиночки. Он считает себя непонятым окружающими и не интересуется увлечениями сверстников. Такое странное поведение еще больше отдаляет его от одноклассников.

Отсутствие необходимого для всех подростков общения с ровесниками иногда приводит к развитию депрессивного состояния. Подросток — одиночка может легко попасть под влияние сильной личности.

Как вернуть ребенка в реальный мир?

Чтобы малыш обратил внимание на происходящее в реальной жизни, нужно вынудить его решать конкретные творческие задачи. Надо найти такую сферу деятельности, которая поможет ему привлечь внимание взрослых.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

Отличным решением будет записать студия рисования. Но детские рисунки нужно обязательно хвалить, развешивать на стенах и демонстрировать гостям. Такое же воздействие окажут секции командных видов спорта, танцев или хорового пения. Публичные выступления привлекут к чаду необходимое внимание. Необходимость действовать в интересах коллектива заставит его не отвлекаться на фантазии.

Не нужно бояться, что избыток внимания вызовет чрезмерное повышение самооценки ребенка. Ощущение успеха позволит сформироваться устойчивой самооценке, позволяющей добиваться реальных успехов, а не воображаемых.

Замедленная реакция ребенка

Плохо успевающий ребенок может трудиться добросовестно и целенаправленно. Однако врожденный темперамент не позволяет ему справляться с нагрузкой. Ребенок просто не успевает выполнить домашнее задание и решить задачу на контрольной работе.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

С виду такой малыш может выглядеть ленивым, не желающим лишний раз пошевелить пальцем. Однако это впечатление обманчиво. Замедленная реакция обусловлена строением нервной системы. Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам не так быстро, как у других людей. Такая особенность не является заболеванием. Надо ее учитывать при оценивании знаний малыша.

Родителям нужно принять ребенка таким, какой он есть.

Источник

Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности

Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.

Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Смотреть картинку Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Картинка про Если ребенок не успевает в школе что делать родителям. Фото Если ребенок не успевает в школе что делать родителям

Как правило, в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые не проявляют повышенного интереса к тому, насколько успешно ребенок справляется с теми или иными заданиями. Отношение к нему, оценка его как «хорошего» или «плохого» определяется совсем другими критериями — тем, хорошо ли он себя ведет, слушается ли родителей и воспитательницу и т. п.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже, в начале школьного обучения, отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка изменяется. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.

Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами.

Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога.

В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Таковы основные особенности психологического профиля при этом синдроме.

Естественные следствия высокого уровня тревоги — это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку», отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как она все равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) — это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.

Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.

Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это — достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.

О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обследовании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное выполнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ребенком как особо трудные.

Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.

Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.

Главная психологическая особенность Ани — очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.

Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка. В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревоги. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.

В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.

Возможен вариант, когда повышенный уровень тревоги первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносятся позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный синдром хронической неуспешности, и даже при нормализации семейных отношений тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.

Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.

Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит «тревожная» дезорганизация деятельности (то есть нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). «Тревожную» дезорганизацию следует отличать от исходной несформированности организации действий. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением тревоги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На «тревожный» распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организации) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах.

Если тревога высока, но выраженные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находится в зоне повышенного риска, а не о сложившемся психологическом синдроме. Хроническая неуспешность — невротизирующий психологический синдром. В ходе его развития к первичной психологической симптоматике очень часто присоединяется невротическая: тики, навязчивые движения и мысли, энурез, нарушения сна и т. п. Иногда (но, разумеется, отнюдь не всегда) появление невротической симптоматики парадоксальным образом способствует преодолению исходного синдрома. Родители, озабоченные болезнью ребенка, перестают уделять столь большое внимание, как раньше, его школьным неудачам. Это изменение реакции социального окружения размыкает порочный круг, поддерживавший хроническую неуспешность. Из категории «неуспевающих» ребенок попадает в категорию «больных».

Другим нередким следствием длительно развивающейся хронической неуспешности является падение учебной мотивации, появление негативного отношения к школе и учению. В этом случае первоначальная высокая социализированность ребенка к концу младшего школьного возраста может смениться асоциальной установкой.

У многих детей постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы и знаменуют собой формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Этот синдром подробно описан ниже.

Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс

В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании — ни «дурной», ни хорошей — у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.

Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.

Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.

Тотальный регресс — невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями в формировании личности.

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка

Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе «, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани: имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неуспешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу? Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учебный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее почти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.

Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы предназначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.

У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а значит, и меры должны приниматься другие.

Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка

При этом психологическом синдроме мало что можно сделать «домашними средствами». Чрезвычайно желательно направить ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько серьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ребенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.

В любом случае нужно постараться убедить родителей относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *