Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать

Консультация для родителей «Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук [Р] или произносит его неправильно»

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать Ляна Евдокимова
Консультация для родителей «Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук [Р] или произносит его неправильно»

Если ваш ребенок после 5-ти лет не выговаривает звук «Р» или произносит его неправильно, нужно уточнить причину, почему это происходит и попробовать научить его правильному произношению. Это один из самых сложных звуков в русском языке, требующий точных движений и вибрации языка, поэтому его нарушения могут быть самыми разнообразными.

Как научиться выговаривать букву Р? Как проверить произношение звука Р? Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р,затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ. Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если «Р» изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение. Основные причины неправильного произношения.

Нарушение подвижности органов речи; Короткая уздечка языка; Нарушение речевого слуха; Неправильное речевое дыхание. Для проверки подвижности органов речи нужно попросить ребенка выполнить несколько упражнений. Сядьте с ним перед зеркалом, покажите движение сами,попросите повторить: открывать и закрывать рот, при этом «шлепая» губами; далеко высовывать язык и прятать его; двигать широким языком сначала вверх-вниз, затем вправо-влево; удерживать неподвижный широкий язык на нижней губе при открытом рте 10 секунд; вытягивать губы трубочкой – растягивать в улыбке; поочередно закрывать правый-левый глаза.

Артикуляционная гимнастика для звука «Р». Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов. Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук «Р». Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова,например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха. Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка – «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». Когда звук «Р» звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха. Логопедические упражнения на звук «Р».

1. На выдохе многократно произносить звук Т, следить, чтобы звук не «уходил» в нос;

2. На выдохе многократно произносить звук Д;

3. Произносить слоги ты, ты, ды ды, ты-та, ды-да, ты-та-тэ, ды-да-дэ;

4. Закреплять правильный речевой выдох в самостоятельной речи.

Самые распространенные нарушения Звук пропускается совсем, вместо него звучит гласный – слово саРай звучит как са_ай; Вместо звука «Р» произносится Л или Й, это называется заменой – салай, йука; Звук смягчается в тех словах, где должен звучать твердо – риба, рюка; Звук произносится искаженно, нетипично для русского языка – грассирующий Р. В целом насчитывается около 30 различных нарушений произношения звука Р, многие из них встречаются нечасто. Упражнения для улучшения речевого слуха Здесь пример работы при замене Р на Л. Если идет замена на другой звук, то различают на слух его и Р. Взрослый произносит различные звуки, среди которых есть и Р и Л. Сначала ребенок поднимает руку, когда услышит звук Л, потом слушает те же звуки, но поднимает руку на звук Р, при этом слова вслух не повторяет. То же самое со словами в которых звуки Р и Л находятся:в начале слова: лук, рак, росток, работа, ласточка, лопата;в середине слова: молоток, корова, город, сало, урок, колос;в конце слова: мел, вор, комар, гол, опал, вол, кошмар, кадр. Как научиться выговаривать букву Р: упражнения для постановки звука Р Основные упражнения 1. «Лошадка» – энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая; 2. «Тпру, лошадка» – вибрируя губами произносить «кучерское» тпру; 3. «Маляр» – двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам; 4. «Грибок» – присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»; 5. «Дятел» – кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами – альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна. 6. «Комарик» – сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з 7. «Заведи моторчик» – поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др.

Постановка с механической помощью Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р. Закрепляем произношение (автоматизация звука Р) После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.

Рекомендую! Большая книга логопедических игр Непослушные звуки “Р”-”Рь”. Логопедическая тетрадь (с наклейками) Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь 1000 скороговорок с трудными звуками Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится.

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делатьКонсультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делатьКонсультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делатьКонсультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делатьКонсультация для родителей «Если ребенок часто обманывает» Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают это потому, что не считают чем-то недопустимым или безнравственным.

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делатьКонсультация для родителей «Если ребенок дерется» Наверняка,каждый родитель сталкивался с такой проблемой, когда их ребенок дерется. Гораздо более типичным такое поведение является для.

Консультация для родителей «Если ребенок дразнится и ругается» Если ребенок начинает ругаться или дразнится,то эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые.

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делатьКонсультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.

Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки» Уборка игрушек волнует многих родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.

Консультация для родителей «Если ребенок обижается» Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас! Сегодня я хочу поделиться информацией о том, как важно взаимодействовать с родителями, учитывая.

Источник

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать

Каждый второй случай обращения родителей к логопеду: «Мой ребенок не выговаривает Р». Почему, если произношение других звуков в речи еще как-то нормализуется само собой, то Р – ну никак не появляется? Что нужно знать родителям об особенностях формирования речи детей в том или ином возрасте и о том, как укрепить непослушный язычок, поговорим в этой статье.

Как должна развиваться речь ребенка
В норме первыми в речи младенца появляются гласные звуки (а-о-у-э), это происходит с рождения до 2-х месяцев и называется вокализации. Когда ребенок плачет – это очень хорошо для развития его голосового аппарата. Если процесс вокализации отсутствует, родителям уже на этом этапе следует обеспокоиться, поскольку это один из признаков аутизма. Позже других гласных звуков (к 1 году) у малыша появляется звук [ы], поскольку его производство требует некоторых усилий языка. Звуки [я], [ю], [е], [ё] тоже появляются ближе к году, так как в их состав входит согласный звук [й]. Артикуляция йотированных гласных осложнена еле заметным переключением языка с согласного на гласный, что требует дополнительных усилий.

К 2-3 месяцам у ребенка появляется гуление – произнесение группы гласных звуков в сочетании с некоторыми согласными (ау-уа-оу-иа-аху-агу-аку). Таким образом, у ребенка появляются заднеязычные согласные звуки [к], [г], [х] и среднеязычный [й], речь напоминает кряхтение.

К 7-9 месяцам гуление сменяет лепет, ребенок повторяет пары одинаковых слогов (ма-ма, да-да, та-та, ба-ба, на-на, ва-ва,фа-фа, как-ка, га-га, ха-ха). Эти согласные звуки считаются звуками раннего онтогенеза, и, если их нет к 1 году, то родители должны озадачиться. Возможно у ребенка дизартрия, моторная алалия, задержка речевого развития (ЗРР), аутизм.

К 1 году у ребенка появляется простейшая фраза: «мама на», «дай пить», «ко ням-ням» (хочу кушать). Речь становится осознанной.

К 2 годам у ребенка должно появиться короткое предложение из двух-трех слов. «Мама, дем гуять» (мама, пойдем гулять), «купи мне кофету» и т.п. Не беда, если малыш пропускает какие-то звуки в словах или заменяет их другими. Также не стоит бить тревогу, если он не выговаривает свистящие [с], [с’], [з], [з’], [ц] или шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], а тем более сонорные [л], [л’], [р], [р’]. Если ваш малыш уверенно жужжит, свистит, звенит, шипит и рычит в 2-3 года, стоит только порадоваться – он здоров и опережает развитие, а если нет – это еще не повод для расстройства. В норме группа свистящих звуков у ребенка формируется к 3,5-4 годам, группа шипящих с 4 лет, чистый звук [л] с 4,5 лет, а наш любимый [р] только с пяти лет. Поэтому, если даже в 4 года и 9 месяцев у вашего малыша нет [р] – ничего страшного, он может появиться сам в 5-5,5 лет. Но для профилактики развития звуковой стороны речи все же надо выполнять нехитрые упражнения.

Приемы для формирования звуков
Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» – поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» – быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.

Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.

Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.

Причины ротацизма
Если в речи отсутствует, искажается или заменяется другим звуком звук [р], это явлении в логопедии называют ротацизмом. Каковы же причины? Если у ребенка нет таких сложных речевых заболеваний как дизартрия, при которой нарушена иннервация органов артикуляции, или ринолалия, когда повреждено небо, причин по большому счету, две:
наследственность,
слабые мышцы языка.

Практика показывает, что даже при отягощенной наследственности, звук [р] поставить все-таки можно, главное – натренировать мышцы языка. При первичном осмотре детского язычка логопед сразу выяснит причину речевого затруднения. Обычно, если кончик языка толстый, то постановка звука [р] идет очень медленно, потребуется немало усилий научить ребенка расслаблять кончик на верхнем подъеме. Еще одна беда, когда мышцы детского язычка очень слабые. Ребеночек показывает язык, а он у него висит как тряпочка, конечно, такой язык не сможет долго держаться наверху. Часто бывает такое, что ребенок даже в семь лет не умеет цокать (упражнение «Лошадка»). Он издает звук, похожий на цоконье, но при этом язычок остается все время внизу в полости рта, а звук образуется за счет подъема и опускания нижней челюсти. Не цокали значит с первоклассником в период раннего детства. Многие дети не могут также удерживать рот открытым в течение 30 секунд, очень слабы круговые мышцы рта, возможно, с ребенком не пели песенки.

От состояния мышц языка, губ, щек, нижней челюсти, круговой мышцы рта, зависит больше половины успеха постановки звука [р]. Если мышцы очень слабы, на то, чтобы их накачать может уйти от одного до трех месяцев. Но при регулярном выполнении артикуляционной гимнастики (каждый день утром и вечером), добиться хорошего результата можно за одну неделю. Для этого нужно выполнять следующие упражнения:
«Вкусное варенье»
облизываем верхнюю губу широким язычком
«Почистим зубки языком»
имитация чистки зубов
«Маляр»
проводим кончиком языка по небу (красим потолок)
«Лошадка»
поцокивание языком (верх-вниз), при этом нужно контролировать, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась на месте
«Грибок»
из верхнего положения «Лошадки» присасываем широкий язык к небу (рот открыт)
«Гармошка»
из положения «Грибок» опускаем и поднимаем нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку
«Парус»
удерживаем поднятый кверху язык за верхними зубами при открытом рте на счет сначала до 10, увеличивая с каждым разом до 40
«Дятел»
стучим при открытом рте (!) кончиком языка за верхними зубами со звуком: ддддд (губы в улыбке)
«Заведи мотор»
дуем на поднятый вверх язык со звуком: джжжжжжж – рот открыт, губы в улыбке
«Балалайка»
указательным пальцем водим под поднятым в положении «Парус» язычком со звуком: дын-дын-дын, вызывая вибрацию кончика языка, рот открыт, губы в улыбке

Виды ротацизма
Правильная артикуляция при произнесении изолированного [р] такова: губы растянуты в улыбке, рот открыт, нижняя челюсть и средняя часть языка напряжены, корень языка неподвижен, двигается только широкий истонченный кончик языка, вибрирует в поднятом к альвеолам положении, то прикасаясь к ним, то отходя от них. Частота колебаний от 2-3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и соприкасаются с верхними коренными зубами. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

В настоящее время зафиксировано более 28 нарушений произношения звука [р], основными из которых являются следующие виды ротацизма:
1. Губно-губное произношение [р], при этом губы вибрируют как в звукоподражании тпррру.
2. Одноударное [р]. В этом случае языка ударяется об альвеолы только один раз, нет вибрации кончика языка.
3. Боковое произношение. Различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем – кончик языка отклоняется или влево, или вправо (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.
4. Горловое [р] или картавость. Делится на два подвида: велярное [р], когда вибрирует мягкое нёбо, и увулярное – трясется маленький язычок (лат. uvula) в полости рта.
5. Носовое произношение [р], когда звук произносится с гнусавым оттенком из-за прохождения воздушной струи через нос.
6. Глухое [р], звук произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

При своевременном обращении к логопеду исправить любой вид ротацизма не составит большого труда. Специалист подберет индивидуальный способ постановки звука [р], в зависимости от анатомических особенностей строения органов артикуляции и состояния мышц артикуляционного аппарата.

Источник

Как научить ребенка говорить «р». Автоматизация звука

Если ребенок не говорит «р»: причины, артикуляционная гимнастика, постановка звука «р»

Согласно речевым нормативам, к шести годам словарный запас дошкольника должен насчитывать более 2000 слов. Ребенок должен использовать в речи простые и сложные предложения, пользоваться всеми тремя временами, уметь пересказывать, правильно произносить почти все звуки — исключение составляет только звук «р». Как научить ребенка его выговаривать? Можно ли это сделать самостоятельно или нужна помощь логопеда?

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать

Звук «р» самый сложный, и дети его осваивают в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать

Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

Как научить ребенка говорить «р»

Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Смотреть картинку Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Картинка про Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать. Фото Если ребенок не выговаривает букву р в 5 лет что делать

Автоматизация звука «р»

Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

Статья предоставлена специализированным логопедическим центром «Детская академия речи»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *