Если ребенок рисует круги что это значит
Ребенок рисует кругами, что это значит: психология детского рисунка
Ребенок начинает рисовать с раннего возраста, когда еще плохо умеет говорить. Родители радостно наблюдают за первыми «шедеврами» своего малыша, собирают альбомы детских рисунков. А вот психологи советуют внимательно присмотреться к рисункам ребенка, они могут рассказать об уровне развития ребенка, как он воспринимает окружающий его мир.
Ребенок рисует кругами, что это значит
Для маленьких детей рисунок является не только отображением окружающего мира, а скорее выражением своих эмоций и чувств. Дети пытаются в рисунке отобразить то, что они не могут высказать словами. До трех лет ребенок рисует палочки, черточки. Потом начинает рисовать овалы и круги. У ребенка еще нет замысла рисунка.
Ребенок рисует кругами, что это значит? Если ребенку до трех лет, то ему просто нравится рисовать круги.
Только к четырем годам появляется замысел рисунка, и тогда можно рассматривать рисунки детей с точки зрения их психологического состояния.
В этом возрасте ребенок начинает рисовать человека. Причем круги опять будут использованы в большом количестве: голова, глаза, даже туловище и волосы.
Круг очень важен в рисунках детей – это самый простой рисунок и очень часто встречается в природе, поэтому очень часто дети используют их в своем творчестве. С точки зрения психологии детского рисунка – нормальный уровень эмоционального развития.
Анализ по ощущениям
Попробуйте сами рассмотреть рисунок ребенка и понять те ощущения, которые он у вас вызывает. Попробуйте определить его с помощью характеристик «грустный – веселый», «темный – светлый», «яркий – тусклый». Внимательно рассмотрите детали рисунка. Что вас смущает? Для более объективного анализа попробуйте обменяться рисунками детей с другими родителями и обсудите свои впечатления.
Цветовая гамма
По тому, какие цвета и сколько их использует ребенок в своем рисунке, можно судить о внутреннем состоянии ребенка. Обычно дети используют в рисунке 5-6 цветов. Более многоцветные рисунки свидетельствуют о натуре эмоциональной, творческой. Если ребенок использует мало цветов, то это говорит о его некомфортном состоянии на данный момент. К
аждый цвет имеет соответствующий условный психологический настрой: красный – сила воли, агрессия, возбудимость, синий – сосредоточенность, внутренние проблемы, зеленый – уравновешенность, независимость и так далее.
Детские рисунки должны стать для родителей в один из предметов анализа личности ребенка.
Видео-материалы по теме статьи
Психология детского рисунка:
Разговор с психологом:
О чем говорят детские рисунки:
Если ребенок рисует круги что это значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Бессознательные рисунки или дудлы
Факт, что по рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека. Уже давно психологи используют в своей диагностике различные рисуночные тесты.
Такая привычка есть у большинства людей. Ничего страшного или удивительного в ней нет.
У рисования во время разговора есть несколько причин. Это и организация психики и сброс напряжения, и неосознанная попытка скрыть свои чувства, и структурирования информации, и компенсация невозможности или нежелания жестикуляции в разговоре с невидимым или видимым собеседником и масса еще чего.
Психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!
Так, например, Пушкин любил рисовать на полях лица и фигурки людей. А это явный признак общительности и жизненной легкости, повышенной коммуникабельности и динамизма. Помните знаменитые наброски Александра Сергеевича Пушкина на полях черновиков? Сейчас они выходят отдельными томами.
Борис Ельцин, говорят, при разговоре с подчиненными рисовал прямые пересекающиеся линии, что характеризует его как человека прямолинейного и упрямого, вызывающего раздражение окружающих и конфликтующего не только с другими, но и с самим собой.
Рисунок зависит от следующих компонентов :
сиюминутного настроения рисующего;
содержание разговора (если одновременно человек общается);
характер и темперамент человека;
направленность человека (художественная или техническая и др.)
Когда мы рисуем, и как обстоятельства влияют на нас.
Совещание
Когда мы слушаем, что говорят другие, не имея возможности (или желания) ответить, мы получаем информацию и реагируем на нее помимо нашей воли, выражая свое согласие или несогласие через каракули. Если мы сидим достаточно далеко от соседей, то чувствуем себя свободней в самовыражении: рисуем карикатуры, шаржи, где персонажи вполне узнаваемы. А если сидим рядом, то чаще рисуем геометрические формы, пейзажи, что-то заштриховываем – по насыщенности рисунка можно понять, насколько сильные эмоции мы испытываем в данный момент.
Разговор
(в основном телефонный). Когда у нас есть возможность видеть собеседника (его мимику, жесты), мы вряд ли станем брать в руки карандаш или ручку. Другое дело телефонный разговор: многое мы додумываем, ориентируясь лишь на интонации голоса на другом конце провода. Каракули (бессмысленные рисунки) помогают нам разобраться со своими мыслями, утвердиться в своих намерениях, принять решение.
В них каракулях отражается все, о чем мы не осмеливаемся сказать нашему собеседнику в глаза.
Одиночество
В ситуации вынужденного одиночества, скучного времяпрепровождения (в офисе, зале ожидания) каракули становятся для нас формой внутреннего диалога с самим собой.
Звездочка
Она говорит о желании быть в центре внимания, «блистать», но может свидетельствовать о депрессивном переживании (если лучиков слишком много или они изображены отдельно от самой звезды).
Человеческие фигуры
Если это маленькие человечки, то, скорее всего, вы ощущаете беспомощность или хотите уклониться от каких-либо обязанностей. Когда вы изображаете человека схематично («палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек») — ваше эмоциональное состояние нестабильно, вы хотите закрыться и никого не подпускать к себе.
Клоун или карикатура выражают стремление закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот – вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит.
Однако, когда рожицы безобразные или устрашающие, это означает, что автор рисунков чем-то недоволен или его что-то расстроило.
Если человек невольно рисует глаза, это предполагает подозрительность, а также проявление озабоченности к общественному мнению. Этот человек, прежде чем принять решение, обязательно посоветуется с авторитетными людьми.
Маленькие глаза говорят о погруженности человека в себя, о его замкнутости. Этот человек, как правило, стремится доказать свою точку зрения не словами, а делом.
Если изображены неестественно длинные ресницы, это говорит о стремлении человека соблазнять, демонстрировать себя.
Личные подписи
Такие машинальные рисунки свойственны натуре тщеславной и эгоцентричной. Обилие собственных подписей, машинально выведенных на листе во время разговора или обдумывания какой-то проблемы, сигнализирует о чрезмерной зацикленности на собственной персоне.
Цифры — на данный момент вас интересуют материальные вещи. Вы либо думаете, как можно заработать, либо в ваших мыслях крутятся варианты того, как рассчитаться с долгами.
Солнце, лампочки, гирлянды и другие источники света и тепла. Такие рисунки говорят о плохом настроении и желании заботы и внимания. Вам не хватает тепла и нежности.
Геометрические фигуры
У вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще.
Изображение таких строгих и чётких форм, свидетельствует о том, что вы чётко знаете поставленные перед собою цели. Вы прямой и целеустремлённый человек, со здравой долей честолюбия и карьеризма. Но, если у нарисованных вами геометрических фигур слишком много острых углов – это первый признак повышенной агрессии к окружающему вас миру. Будьте немного мягче по отношению к окружающим вас людям…
Знак замкнутости в себе. Он также говорит о потребности почувствовать себя в безопасности. Если круги пересекаются, это может означать желание присоединиться к чему-то, участвовать в чем-то.
«Мне одиноко, я чувствую себя как бы выключенным из внешнего мира», — сигнализируют такие рисунки. Когда мы выводим кружочки на бумаге, бессознательное намекает нам на то, что нам не хватает дружеского участия и внимания.
Спирали, круги, волнистые линии говорят о том, что Вас не слишком заботят или вообще не интересуют чужие проблемы. Если Вы вынуждены ими заниматься, то стараешься покончить с ними как можно скорее. Все твое внимание в данный момент сосредоточено на собственной персоне.
Может быть, вы даже переживаете легкий эмоциональный кризис: ходите по кругу своих неоднозначных переживаний. Сейчас вам необходимо следить за своим поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
Такие рисунки означают, что твои мысли вертятся вокруг одной и той же проблемы (не важно – личной или профессиональной), решения которой ты никак не можешь найти. Чем толще и больше выводимые на бумаге спирали и кренделя, тем серьезнее проблема, над которой ты ломаешь голову.
Цветочки, солнце, гирлянды Жизнерадостные цветочки и солнышко – верные приметы того, что ты довольна тем, как проходит телефонный разговор. Вероятнее всего, слушая собеседника, ты попутно уже мечтаешь, фантазируешь о чем-то приятном. Подобные рисунки с головой выдают твой оптимистичный настрой и благостное расположение.
Не обязательно все хорошо сейчас, но вы об этом точно думаете.
Цветы рисуют люди с тонкой, ранимой натурой. Если ты постоянно изображаешь цветы, скорее всего обладаешь богатым воображением, внимательна к мелочам, неординарно мыслишь.
Пытаетесь изобразить пейзаж – вы человек сентиментальный и ранимый.
Ваши сегодняшние эмоции могут напрямую зависеть от того животного, который поселился на вашей бумаге. Если это тигр или волк — в вас спряталась агрессия; если лиса — задумали где-то схитрить; зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете свое превосходство над всеми. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то, скорее всего, сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки.
Если ваш питомец поставлен на две лапы или же одет в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), то вы явно уподобляете его человеку: себе или какой-то важной в вашей жизни персоне. Присмотритесь как следует, иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. При таком раскладе все это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости.
Когда на вашем листе бумаги появляются шахматные поля, то, по-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни.
Чередование белых и черных пятен (штрихованных сегментов) нередко свидетельствует о нерешительности, поисках себя… или о желании бросить кому-то серьезный вызов («сыграть шахматную партию»). Также это может означать, что вам трудно идти на компромиссы и сглаживать конфликты.
Если вы рисуете кресты, то, возможно, вас беспокоит чувство вины перед близким человеком или тяготит какая-то проблема, за которую вы чувствуете себя ответственным.
Лабиринт выражает поиски жизненной гармонии, своего жизненного пути.
Бесконечные лабиринты (или спирали) означают, что у вас, возможно, нет достаточно времени для раздумий о том, чего вам действительно хочется.
Домики и коробки. Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Вот что говорит окружающим такой рисунок: «Меня нелегко сбить с толку, я точно зная, чего хочу, у меня ясные цели и я собираюсь решительно отстаивать свое мнение».
Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.
Деревья
Считается, что люди, которые изображают деревья, подсознательно ассоциируют себя с ними. Именно поэтому по рисункам деревьев легче, чем по каким-либо другим, «прочитать» особенности характера автора. Так, если ты чаще всего изображаешь дерево с мощным стволом и большой кроной (например, дуб), то с большой долей вероятности тебя можно считать человеком независимым и мудрым. Необязательно все время быть сильной, иногда можно позволить себе маленькие слабости.
Если изображенное дерево имеет гибкие ветви с «живыми» листочками (например, как у березы) — то это значит, что ты очень общительна. Одиночество для тебя — настоящая мука. Если же ты чаще всего рисуешь тоненькое деревце с оголенными, лишенными листвы ветвями, знай: ты нуждаешься в переменах. Задумайся о своей жизни.
Стрела – это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни.
Сетки появляются тогда, когда вы попали в рискованное или просто неловкое положение. Каждая решительная жирная линия- это атака, которую вы на самом деле не решаетесь предпринять.
Человек, рисующий решетку, либо ощущает себя загнанным в угол, либо пытается спрятаться, оградиться от этого препятствия.
Если штрихи порывисты и ложатся на бумагу с большим нажимом, то это означает: «Чувствую себя измотанной, загнанной в угол».
Орнамент, повторяющийся рисунок из острых углов и плавных овалов говорит о том, что тебе скучно. Быть может, надоел телефонный разговор, может, тема лекции, а может, вообще весь твой образ жизни.
Нагромождение кубов (кирпичная кладка)
Она говорит о том, что вы стараетесь сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно – ваш характер отличается методичностью и последовательностью; вы точно знаете, чего хотите.
Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной и означать желание бороться или отрицательной (злость, враждебность).
Пунктирные линии
Если рисуешь прямые или слегка волнистые прерывистые (пунктирные) линии, то, пожалуй, испытываешь некоторую неуверенность в себе. При этом в целом ты довольно спокойный и расслабленный человек. Возможно, прежде чем совершить какой-то поступок, тебе просто необходимо отдохнуть и отвлечься.
Бутылки, фляги и прочая посуда.
Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя.
Положение рисунка относительно свободного места на бумаге тоже может кое-что сказать. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая самооценка, но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме (на работе, тусовках) и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы неуверенны в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева – вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа – это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем.
Размашистые рисунки говорят о свободе мысли, а «скромные» наброски о целеустремленности.
Если линии ваших рисунков «лохматые», жирные, или вообще много штриховки, то, возможно, вас что-то тревожит или сильно беспокоит какая-то нерешенная проблема.
Ваше «Я» легко можно усмотреть и в размере ваших творений. Рисунок большой –высокая самооценка. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
Цветные рисунки . Отдельная тема — цвет рисунка, линий или зарисовки, если таковые есть. Как правило, рисунки, «появившиеся на свет» во время телефонного разговора или совещания сделаны одним цветом, тем, что есть под рукой. Поэтому появление цвета уже само по себе свидетельство того, что человек хотел что-то особенно подчеркнуть.
Итак, при анализе спонтанных изображений следует обратить внимание на цветовую гамму, в которой исполнен рисунок. Охарактеризуем несколько цветов и оттенков :
Серый цвет свидетельствует о тревожном состоянии автора.
Эмоциональный фон рисунка. Независимо от ваших собственных переживаний следует дать ему объективную оценку. Например, улыбающийся добрый зверь или спокойное море будут свидетельствовать об аналогичном состоянии рисующего, а ветер, наклоняющий деревья к земле, зубастая акулья пасть, плачущее солнце никак не будут являться признаком умиротворенного отношения к тому процессу или событию, во время которого рисунок создавался.
Рисунки, выражающие наши эмоции — отражение нашего внутреннего состояния или ситуативного отношения к тому, во время чего они создавались. О веселом чертике можно говорить как о проекции хорошего эмоционального фона, задорном настроении, желании «вытворить что-то эдакое». Плачущее солнце будет признаком внутреннего скрытого или явного расстройства, обиды.
1. Пока вы заняты рисованием чего-то малоосмысленного, ваш мозг работает на полную катушку. Санни Браун написала книгу «Революция дудлов». В ней она указывает, что каракули – это особый способ мышления, позволяющий решать возникшие проблемы.
Кроме того, сам физический процесс, когда вы ведете стержнем или грифелем по бумаге, активизирует мышление. Этого не происходит, когда вы возитесь с мышкой или клавиатурой компьютера.
Если ваш ведущий канал восприятия – зрительный, вы уже знаете, что визуальный способ мышления должен идеально подойти для вас. Наброски или схемы позволяют и систематизировать информацию, и максимально сжато представить ее для запоминания. А создать самую подходящую схему вам может помочь ваша любимая каляка-маляка.
Грифонаж прекрасно подходит для перфекционистов. Это именно то занятие, в котором важнее процесс, а не результат. Никто не требует, чтобы ваши каракули имели художественную ценность. Никто не скажет, что вы делаете это неправильно. Когда вы научитесь «отпускать себя» в рисовании каракулей, возможно, вам станет доступнее и умение жить полной жизнью, без стремления непременно чего-то достичь в сжатые сроки.
4. А может быть, вы создадите какой-нибудь замечательный узор, достойный воплощения если не на холсте маслом, то на предметах текстиля для дома? Разбудите в себе дизайнера.
Шаг 1. Каракули. Не отрывая карандаш от бумаги, изрисовать лист беспорядочными линиями-каракулями.
Шаг 2. Создаем основу нашего рисунка в технике «грифонаж». Нужно рассмотреть наши каракули и поискать очертания каких-нибудь фигурок (лучше сразу обвести их кара ндашом пожирнее). Это может быть пейзаж, могут быть отдельные фигурки или силуэты на общую тему (морские обитатели, космос).
Шаг 3. Раскрашиваем фигурки, дорисовываем к ним детали и решаем их судьбу: можно вырезать силуэты и наклеить их на чистый лист или сделать коллаж, а можно закрасить остальное пространство как фон.
“Тайный язык” детского рисунка
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Ольга Новикова, психолог
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка.
С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».
Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Детали детского рисунка зависят от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника.
У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4–5 лет.
К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.
На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.
В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно).
К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.
Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?
Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.
Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».
Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения.
При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.
Домашняя иерархия
Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе.
К примеру, 6‑летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку».
Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде.
Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик!
Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей.
Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами.
Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении.
Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни».
Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.
Оценка «манеры письма»
Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника.
Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно—если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.
Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек.
Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых.
А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.
Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии.
Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.
Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения.
Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4‑х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.
Палитра – зеркало души?
Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.
Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом.
Обычно дети используют 5–6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития.
Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.
Если ребенок старше 3–4 лет рисует 1–2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).
Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.
Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов.
А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:
От теории к практике
Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его?
Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура!
Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос?
А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.
Примеры анализа конкретных рисунков
Детский рисунок 1, автор этого «семейного портрета» — Алеша (6 лет)
В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами — расторможенность, импульсивность.
Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный.
Особенности изображения семьи
Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага».
Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь — своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают».
Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто — для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.
Детский рисунок 2. Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)
Возрастной критерий
Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста.
Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный.
Особенности изображения семьи
Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво.
Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей.
Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.
Детский рисунок 3, Петя, 6 лет
Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника.
В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения.
Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь.
Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям.
Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.
Детский рисунок 4, Полина, 7 лет
Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе.
Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности.
Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность.
Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?
Детский рисунок 5, Александра, 4 года
Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком.
Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский.
Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.
Детский рисунок 6, Петя, 4 года 6 месяцев
Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых.
Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности.
Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек.
Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей.
Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!