Если ребенок убегает на прогулке что делать

Что делать, если ребенок убегает на улице

Послушное поведение ребенка на улице – это не только показатель хорошего воспитания ребенка, но и залог его безопасности. Инстинкт следования за мамой есть у всех детенышей млекопитающих. Но в определенном возрасте у разных детей могут возникать проблемы с дисциплиной на улице.

Прежде всего понять от чего или к чему бежит ребенок.

Почему дети убегают?

1. Гиперопека

Когда взрослые излишне ограничивают активность взрослеющего ребенка в движении, ему начинает не хватать стимулов для развития, которые ребенок стремится восполнить с большей энергией, иногда в ущерб себе.

Как поступить:

В этом случае стоит ослабить свою “материнскую хватку”. Во время прогулок попробуйте искать альтернативы, позволяющие ребенку больше движения и свободы:

2. Плохое настроение мамы

Иногда дети бессознательно пытаются отстраниться от мамы, если она находится в том расположении духа, которое не предвещает для него ничего хорошего.

Как поступить:

В этом случае маме стоит поработать со своими эмоциями, научиться контролировать себя, чтобы не выплескивать внутренний негатив на ребенка.

3. Детская любознательность

Проявление детской любознательности может стать одной из причин импульсивного поведения на улице. В психологии такое поведение называется “полевым” и считается нормальным для раннего детского возраста, до определенных пределов.

Как поступить:

Самой стать источником детского интереса, увлекать ребенка различными играми, брать с собой игрушки, общаться с малышом, занимая его внимание.

4. Проверка собственных границ

Для полноценного развития ребенку необходимо самостоятельно находить и видеть опасность конкретных взаимодействий с окружающим миром.

Ребенок стремится нащупать ту зону, в которой он может действовать свободно и определить границу, переход за которую чреват маминым ограничением.

Как поступить:

Верить в силы ребенка, его любовь к себе и постепенно расширять зону свободы, давая возможность для самостоятельного принятия решений.

5. Отсутствие четких правил поведения

Дети любят правила. Правила дают детям важнейшие чувства спокойствия и стабильности.

Как поступить:

Поведение ребенка на улице лучше регулировать не “по ходу пьесы”, а заранее объяснив что можно и что нельзя. Поощрения и также могут участвовать в достижении результата.

6. Возрастной кризис

Обычно это кризис 3-х лет, тот волшебный период, когда у ребенка возникает настойчивое “Я сам!”.

Как поступить:

Попытаться заинтересовывать ребенка безопасными играми во время прогулок и ждать когда “перерастет”.

7. Особенности темперамента

В психологии есть такое определение как “либертофильный тип личности”. Это когда инстинкт свободы у человека преобладает над остальными. В детском возрасте он проявляется бунтарством, протестом против любых ограничений свободы, неспокойным поведением.

Многим знакома ситуация, когда уже взрослый человек, с которым идешь куда-то вместе, бежит вперед без причин, вместо того чтобы насладиться совместной прогулкой.

Как поступить:

Принять таким, какой есть.

8. Отсутствие родительского авторитета у мамы

Второй вариант возникновения данной проблемы – это когда семья живет вместе с бабушкой и дедушкой, один из которых диктует свои правила поведения в доме, пытается “задавить” маму ребенка собственным авторитетом.

Как поступить:

Не создавать таких ситуаций, при которых другой взрослый человек критикует вас или ваше поведение при ребенке. Добейтесь того, что любая критика допустима только наедине.

Работать над собой – искать способы внутренней подпитки, повышения уверенности в себе.

Инстинкт самосохранения у детей

Инстинкт самосохранения – форма поведения, направленная на защиту собственной жизни и здоровья.

Пусковым механизмом внутреннего механизма защиты является чувство страха, с помощью которого осознается сложность и опасность ситуации, взвешиваются собственные силы и возможности.

В раннем возрасте чувство самосохранения и еще не развито в полной степени, в силу того, что ребенок еще не получил достаточно опыта, чтобы так же, как и взрослые, понимать, что в окружающем мире может быть не только весело, но и по-настоящему опасно.

Отсутствие развитого инстинкта самосохранения у детей должно компенсироваться родительской защитой.

С помощью передвижения в пространстве, взаимодействия с ним, ребенок формирует образ собственного тела, о котором у него еще нет представления.

Так он тренируется понимать себя и свои границы.

Когда следует волноваться?

Волноваться и задумываться о посещение соответствующих специалистов стоит в том случае, если ребенок не просто ведет себя неосторожно, а продолжает действовать не меняя тактики, даже в момент ущерба себе, то есть причиняя себе боль. Например, случайно дотронувшись до горячей поверхности, не отдергивает руку.

Отсутствие у ребенка уберегающих рефлексов и самотравмирующее поведение являются поводом для беспокойства. В остальных случаях, поведение ребенка корректируется родителями с помощью воспитательных мер.

Что делать если ребенок убегает?

Ниже приведены общие советы для родителей убегающих детей.

Давать больше самостоятельности

Если ребенок растет очень подвижным и любопытным, следует задуматься о том, как предоставить ему побольше свободы в действиях, проявить уважение к его самостоятельности там, где это уместно.

Направляйте его действия, предлагая помочь вам. Просите его самостоятельно выбрасывать в мусорное ведро пустые упаковки, помогать вам загружать испачканные вещи в стиральную машину, самому выбирать одежду для прогулки из предложенных вами вариантов, нести свои игрушки во время прогулки и т.д.

Таким образом поле возможностей для проявления самостоятельности будет шире и ребенку не понадобится больше отстаивать свои права.

Поощрять за хорошее поведение

Очень важно хвалить за конкретные вещи, например: “Я была так довольна, когда ты пришел сразу после того, как я тебя позвала!”

Уводить домой

Действенной регулирующей мерой является и обратный метод “кнута” – наказание ребенка за запрещенные действия во время прогулки.

Если каждый раз после проступка ребенка, связанного с его внезапным побегом, вы станете уводить его домой, ребенок рано или поздно перестроит свое поведение на более конструктивное.

Учить ходить за руку

Идти за руку на улице – это навык, которому ребенка нужно учить.

Если вы не настаиваете, то ребёнку будет не понятно, зачем держать вас за руку.

Разделите дорогу на зоны где можно идти самостоятельно и где вместе, держа маму за руку. Настаивайте на таком поведении, придерживайтесь всегда одной и той же линии поведения.

Со временем ребенок привыкнет к такому укладу, для него будет понятно, что дойдя до детской площадки за руку, вы его отпустите, так он сможет спокойно переносить временное ограничение свободы.

Следовать инструкции

Составьте свой свод нерушимых правил поведения во время прогулки для ребенка и регулярно озвучивайте ему их. У ребенка должна быть четкая инструкция того что можно и чего нельзя.

Предостерегать заранее и в игровой форме

Внимательность и осторожность можно привить и в игровой форме.

Расскажите ребенку, что на улице может быть много опасностей.

Нарисуйте их вместе и разберите подробно, какой вред может причинить каждая из них.

Выходя на прогулку, предложите ему найти все потенциально опасные объекты.

Игры на ходу

“Слова”
Один участник называет любое слово (существительное), а другой придумывает новое слово на последнюю букву. И так по очереди.

“Угадай слово”
Один участник загадывает слово, а второй с помощью вопросов, пытается его отгадать.

“Шаги”
Попробуйте увлечь ребенка, предложив ему шагать разными шагами – “шагами великана”, “шагами мышонка”, “шагами рыси” и т.д.

“Машины”
Каждый участник выбирает себе определенный цвет и считает сколько проезжающих машин такого цвета он увидел.

“Продолжи стихотворение”
Выберите длинное и интересное стихотворение и рассказывайте его ребенку по дороге, предлагая самостоятельно продолжать знакомые фразы.

“Сочиняем сказку”
Попробуйте вместе с ребенком сочинить сказку с самыми интересными ему персонажами.

Используйте GPS браслет для ребенка
Если ребенок часто убегает и его трудно остановить, то для спокойствия мамы стоит приобрести этот гаджет. Он поможет контролировать перемещение ребенка на тот случай, если вы упустили малыша.

Источник

Ребенок на улице постоянно убегает — что с этим делать? 9 работающих советов

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делать

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьБольше двигайтесь вместе с ребенком

Бывает, что ребенку просто не хватает движения в течение дня. Сами предложите малышу сыграть в догонялки в парке или на огороженной площадке. Согласно британским рекомендациям, тоддлерам нужно минимум три часа физической активности в день: прыгать, бегать, карабкаться, бросать мячик, кататься на велосипеде, играть в прятки, и так далее.

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьБудьте рядом

Если можно, не кричите и не останавливайте малыша, как только он стал убегать — ребенку нужно учиться самому контролировать свои порывы. По той же причине не стоит использовать детские вожжи. Когда ребенок прибежит назад к вам, не ругайте его, а, наоборот, обнимите или поцелуйте. Так он запомнит, что возвращаться это всегда хорошая идея. Но, разумеется, безопасность важнее всего – нельзя рисковать вблизи проезжей части.

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьРазговаривайте о безопасности

Тоддлер начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но у него пока нет развитого чувства опасности. Это не значит, что не нужно говорить с ребенком о безопасности. Читайте вместе — например, о правилах дорожного движения для детей. Обсуждайте. Обращайте внимание ребенка на «опасное» поведение других. Скажем, если другой ребенок едет на велосипеде без шлема, скажите: «Надеюсь, он не упадет. А то он может больно удариться головой. Как думаешь, как можно защитить голову?»

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьГоворите о ваших ожиданиях

Объясняйте простыми словами, какие у вас с ребенком планы на ближайшее время и какого поведения вы хотите от него. Например: «Мы сейчас поедем в магазин за подарком. На парковке и в торговом центре надо будет держать меня за руку, а потом ты сможешь попрыгать в игровой комнате». Избегайте абстрактных требований, вроде: «Веди себя осторожно/Будь хорошей девочкой». Ребенок просто не поймет, чего именно вы от него хотите.

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьБудьте позитивны

Не нужно запугивать ребенка («Тебя сейчас задавит машина» или «Если залезешь на эту лестницу, ты упадешь и умрешь»), вместо этого можно сказать: «Ты можешь удариться и тогда тебе будет больно/грустно». Также лучше заменять отрицательный императив («Не убегай!») на позитивное предложение («Ты можешь бегать здесь»). Можно предлагать ребенку выбор («Или держишься за руку, или поедем дальше в коляске»).

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьБольше хвалите

Уважайте желания ребенка: «Я понимаю, что ты хочешь идти сам, но я беспокоюсь о твоей безопасности, поэтому держу тебя за руку». Хвалите, когда он соглашается. Возможно, убегая, ребенок хочет привлечь ваше внимание. Так пусть он получает больше внимания, когда ведет себя кооперативно. Говорите: «Спасибо, что вернулся ко мне, когда я позвала».

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьОбращайте запрет в игру

На улице вместо «Стоп!»/ «Не беги!» попробуйте говорить «Замри!» (предварительно потренируйтесь в безопасном месте). Можно попробовать перевернуть ситуацию: сказать «Спорим, не догонишь маму!» и сделать пару шагов в противоположном направлении. Ребенок будет рад «поймать» вас и обняться.

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьВовлекайте в дела

Если вы пошли куда-то по делам вместе с ребенком, придумайте для него посильное занятие — тоддлеры обожают помогать. В магазине малыш может катить тележку или искать продукты по списку в картинках. Чтобы помощь вошла в привычку, вовлекайте ребенка и в работу по дому: например, попросите помочь с одеждой из стиральной машины.

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делатьСоздайте безопасную среду

Какой бы ни была причина того, что ребенок постоянно «вырывается на свободу», лучшее решение — создать пространство, где он может это делать без опасности для жизни и здоровья. Такую безопасную среду удалось создать в миниполисах компании «Сити-XXI век» — жилых комплексах нового поколения. Там нет машин, собаки гуляют только на специальных площадках, велосипеды ездят по велодорожкам. А еще тут есть зеленые парки и множество детских площадок для разных возрастов и интересов.

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делать

В миниполисе « Рафинад» создан целый остров развлечений, огороженный от опасного мира. Там много лужаек, а также игровые зоны. Малыши могут перебирать шишки и камешки, а дети постарше — сыграть в бадминтон или настольный теннис.

В «Дивном», как и в остальных миниполисах, действует электронная пропускная система и круглосуточная охрана с видеонаблюдением. Еще там есть зоны для барбекю, палисадники и места для прогулок на свежем воздухе.

В миниполисе «Серебрица» есть даже трассы для радиоуправляемых машинок! Кроме того, там работает «Соседский клуб», куда можно отвести ребенка на йогу, танцы или рисование. Он находится прямо внутри жилого комплекса, поэтому нет необходимости пользоваться метро и подолгу ждать автобуса (ожидание утомляет ребенка и вызывает желание вырваться и убежать). Ездить в детский сад тоже не придется — он есть на территории каждого миниполиса.

Большинство детей с возрастом начинают понимать, где нужно идти за руку, а где можно вдоволь побегать. Взрослым нужно набраться терпения и объяснять детям правила безопасности, стараясь предупреждать порывы малышей — говорить: «Я знаю, что ты любишь убегать, но сейчас мы придем в парк/на площадку, там мы с тобой побегаем». С миниполисами «Сити-XXI век» таким парком или площадкой может стать собственный двор.

Источник

Как научить малыша не убегать от мамы на улице

Секунду назад он был здесь. Караул! Куда он делся?! Ах, вот он, уже за километр от вас, строит замок из песка! Что же делать, если ребенок убегает на прогулке?

Улица, пляж, магазин… Одно мгновение — его маленькая ручка выскальзывает из вашей, и малыш исчезает из виду. Каждая мама хотя бы однажды впадала в панику, не обнаружив рядом свое чадо. Одни дети ограничиваются единичным опытом с «исчезновением», другие проделывают этот фокус регулярно, вынуждая взрослых побегать и поволноваться.

«Каждый раз, собираясь на пляж, я испытываю настоящий страх, — говорит мама двухлетней Насти. — Она довольно спокойная девочка, но, как только ее ножки погружаются в песок, все запреты и увещевания перестают действовать. Она просто не способна оставаться рядом со мной. Стоит отвлечься лишь на минуту, чтобы расстелить коврик или водрузить зонт, как она исчезает! Походы на пляж из удовольствия превратились в мучение!» Некоторые вещи настолько завораживают малышей, что они действительно забывают обо всем на свете, в том числе и о ваших предостережениях.

Когда ребенок чем-то поглощен, его внимание, как луч прожектора, направлено в одну точку, все остальное остается в тени. Он пока не в состоянии удерживать в уме несколько целей, тем более разнонаправленных. Одновременно помнить о послушании и устремляться к заветной цели в ведомом только ему направлении просто невозможно!

Разумные границы дозволенного

Дайте понять малышу, что вы видите, как с каждым днем он становится все более умелым и самостоятельным, — это очень много значит для него.

Подбадривайте его, поздравляйте каждый раз с новой маленькой победой. Ему будет легче воспринимать правила безопасности, если вы покажете, что принимаете его инициативу и целеустремленность всерьез. Ваша спокойная и регулярная поддержка поможет ему выдерживать временное ограничение активности, когда необходимо дать руку или оставаться рядом. В возрасте 2−3 лет малыш сможет усвоить основные правила безопасности, если вы неоднократно повторите их для него. Приведите примеры: «Медвежата никогда не ходят по лесу без мамы-медведицы».

Перед тем как покинуть дом, разъясните ребенку, чего ожидаете от него в публичных местах. Выберите момент, когда он спокоен, и объясните, что на улице будет много машин, людей и поэтому необходимо быть рядом и держать вас за руку, чтобы не потеряться и не попасть в опасную ситуацию. Скажите ему, что дома, на площадке или в парке он может бегать и баловаться (разумеется, в разумных пределах), но на улице, в магазинах, в публичных местах он должен вести себя хорошо — прежде всего для собственной безопасности.

Выйдя на улицу, напомните ему об этом еще раз. Если он берет на прогулку игрушку, попросите малыша объяснить ей правила, чтобы его зайчонок или грузовичок не потерялись. Так ему будет легче запомнить ваши объяснения. Регулярно обращайте его внимание на более взрослых детей, держащих маму за руку.

Учитесь реагировать на побеги спокойно

Несмотря на все ваши наставления и бдительность, небольшие происшествия все же иногда случаются. Когда Илюша перебежал через дорогу, не подождав маму, она шлепнула его, а затем сильно сжала в объятиях, чем вызвала изумление прохожих. «Я, безусловно, сожалею о своей бурной реакции, но я была так разгневана и напугана! Илюша расплакался и долго не мог успокоиться, наверное, такая форма наказания показалась ему очень странной: шлепки пополам с объятиями». Конечно, мы знаем, что шлепок — это не выход, тем не менее в стрессовой ситуации мы часто реагируем импульсивно и непредсказуемо. И если это случилось, важно объяснить малышу, за что ему «досталось». Скажите ребенку, как сильно вы за него испугались, ведь он подвергал себя опасности.

Всегда придерживайтесь единых правил и следите, чтобы их непременно выполняли и все остальные члены семьи. Если вы считаете, что в супермаркете малыш должен идти с вами только за руку, бабушка должна требовать от него того же. Если в парке ваш непоседа не отходит от вас дальше чем на десять метров, это означает, что и папа должен соблюдать ту же дистанцию.

Постарайтесь успокоиться сами и успокоить малыша, ведь нередко случается, что ребенок оказывается испуган не меньше, чем взрослый. И только когда приступ паники пройдет, серьезно поговорите с ним о том, что произошло. Объясните малышу, что, даже если дорога пуста, он все равно не должен пытаться перейти ее самостоятельно. Будет неплохо, чтобы то же самое объясняли ему и другие члены семьи: папа или бабушка.

Довольно часто случается, что один взрослый спокойно реагирует на то, что малыш отбегает на прогулке далеко, а другой начинает волноваться, если кроха удалится буквально на пять метров. Пока малыш маленький и импульсивность преобладает у него над здравым смыслом, желательно всем членам семьи выработать четкие и разумные правила, которых будут придерживать все взрослые.

Даже если малыш знаком с правилами безопасности, в многолюдном месте он может растеряться и упустить вас из виду. Поэтому будет нелишним обзавестись идентификационным браслетом, который вы сможете надевать ребенку, отправляясь на пляж или рынок. Конечно, эта дополнительная мера не сможет избавить вас от постоянного присмотра за своим чадом.

Источник

Ребенок 4,5года. Убегает

Я видела, как ходят другие дети с родителями: или спокойно рядом, или за руку. Мой же, если его не держать, не может идти медленно, он отбегает и его приходится откликать.
Но чаще всего он просто, смеясь, бежит домой сам. Это из парка примерно 5 минут, но там дорога, арки и ездят по подворотням машины, темно. Перед дорогой, хорошо, останавливается, ждет меня, но я вся на нервах ору, стой, он бежит очень быстро, потом также очень быстро останавливается перед машинами, у меня состояние просто кошмарное при виде всего этого.

Уговоры, угрозы, мирные беседы, объяснения, строгий выговор, даже приходилось хлопать его в сердцах на нервах. Ничего не помогает. Он может поплакать, может посмеяться, может вообще никак не реагировать. Но в основном он вообще не реагирует на замечания и объяснения. Сегодня он опять от меня убежал.
Шел-шел со мной рядом спокойно, вдруг как сорвался с места и побежал. Побежал в арку, хотя я ему много раз твердила, что перед аркой надо ждать меня.
Я ему ору, стой, он не реагирует.
Короче, он пробежал от меня метров 300 впереди, по подворотням. Я с младшим ребенком на прогулочной коляске, бегу за ним, он даже не останавливается. Потом оглянулся, увидел, что мы идем, бежит дальше. Я ему говорю, за руку надо идти, а он опять за угол забежал. Тут идет мужчина один рядом.
Я в сердцах его прошу, возьмите мальчика за руку и сделайте вид, что его уводите, чтобы припугнуть. Так этот мужчина пошел, а за углом сына моего нет, он убежал еще дальше и нас не ждал. Нашла его только у двери нашего подъезда.
Я в очень подавленном состоянии сейчас. Какое-то состоянии бессилия. Пришли домой, стараюсь как можно спокойнее объяснить ему, что ходить надо рядом, убегать нельзя. Что мама очень огорчена сегодняшним происшествием. Он вообще не реагирует на мои слова, делает свои дела, просит включить ему мультики, дать поесть и т.д.
Банальный вопрос: что делать?

Источник

Почему мой ребенок убегает?

Описание:

Почему некоторые дети дошкольного возраста так любят открывать входную дверь и без спроса уходить из квартиры? Чем объясняется желание ребенка во время прогулки по улице убежать без оглядки от родителей? Откуда у него стремление самостоятельно выйти из группы детского сада и обследовать ближайшие помещения, а также покинуть прогулочную площадку и выбраться за территорию детского сада? Отвечая на эти вопросы, психолог Даунсайд Ап, специалист по социально-эмоциональному развитию Илья Музюкин дает объяснения подобным проявлениям, характерным для первых лет жизни ребенка, и советует, как справиться с этими проблемами.

Источник:

Автор:

Правообладатель:

«Он постоянно убегает от нас! Мы уже несколько раз теряли его, благо, что быстро спохватывались и находили. Последний раз это случилось в парке на День города. Искали более двух часов. Подключили даже полицию – патрули на машинах курсировали по району вокруг парка. В итоге нашли в соседнем квартале. Полицейские заметили, что ребенок идет один по дороге. Когда привезли его нам, он выглядел довольным – погулял, покатался на полицейской машине с сиреной. Полицейские давали даже кобуру потрогать! У него столько впечатлений! А мы, понятное дело, чуть с ума не сошли…»

Из рассказа мамы шестилетнего М.

Почему некоторые дети дошкольного возраста так любят открывать входную дверь и без спроса уходить из квартиры? Чем объясняется желание ребенка во время прогулки по улице убежать без оглядки от родителей? Откуда у него стремление самостоятельно выйти из группы детского сада и обследовать ближайшие помещения, а также покинуть прогулочную площадку и выбраться за территорию детского сада? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно дать объяснения подобным проявлениям, характерным для первых лет жизни ребенка.

Игры с простым эффектом

В раннем детстве всех – и нормативно развивающихся детей, и их сверстников с особенностями развития – начинают интересовать движущиеся объекты. Постепенно малыши все отчетливей уясняют закономерности между движением объекта и определенными изменениями в текущей ситуации. Их привлекают машины, с шумом проносящиеся под окном, самолеты, оставляющие на небе белый след. Просто проходящие по улице люди тоже очень интересны, ведь они разговаривают, размахивают руками, несут сумки, вообще не похожи друг на друга. Любимыми игрушками становятся машинки и мячики, детские коляски и мыльные пузыри, то есть все, что легко, от небольшого прикосновения, меняет положение в пространстве. А если это сопровождается еще и громкими звуками, то такие игрушки просто незаменимы!

Бытовые предметы, которые обеспечивают аналогичный эффект, тоже привлекают внимание ребенка. В домашней обстановке он использует любую возможность, чтобы нажимать заметные глазу кнопки и рычажки, легким движением добиваясь остановки или запуска бытовых приборов. Малыш с радостью ощущает и со временем осознает свою причастность к видимым изменениям. Тем более что это не стоит ему значительных усилий, ведь малейшего толчка достаточно, чтобы, к примеру, машинка покатилась и заехала под стол, барабан стиральной машины закрутился, а дверца тумбочки захлопнулась! И ребенок повторяет эти действия снова и снова. Это становится игрой, причисляемой специалистами к категории игр с простым эффектом, цель которых – получить желанный эффект в соответствии с потребностью в зрительных, слуховых, тактильных и проприоцептивных (то есть отражающих движения и относительное положение частей тела в пространстве благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) ощущениях. Другими словами, ребенку на данном этапе развития нравится двигаться самому и влиять на предметы и объекты так, чтобы они тоже приходили в движение. Все это относится к категории игр, соответствующих возрасту, но все же играют в них дети по той причине, что они ограничены определенными интересами.

Что там за дверью?

Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть фото Если ребенок убегает на прогулке что делать. Смотреть картинку Если ребенок убегает на прогулке что делать. Картинка про Если ребенок убегает на прогулке что делать. Фото Если ребенок убегает на прогулке что делать

Один из объектов, которыми дети стремятся манипулировать в своих играх – обычная дверь. Ведь она кладезь слуховых, зрительных и прочих эффектов, и шум от захлопывания – лишь самый простой из них. Именно с дверью у ребенка ассоциируются входящие люди, а значит, и связанные с этими людьми события. Но главное в том, что двери позволяют, не прилагая особых усилий, изменять пространство и также становиться участниками новых событий.

При нормативном развитии у ребенка постепенно формируется понимание социального контекста ситуации. Можно сказать, что действия с предметами и объектами, подкрепленные ощущениями, по мере накопления чувственного опыта наполняются смыслами. Ребенок перестает совершать простые манипуляции ради получения понятного ощущения, например, перестает открывать и закрывать дверь ради того, чтобы послушать ее хлопки. Теперь у него сначала созревает некий план, а уже потом он совершает необходимые для его осуществления действия. Специалисты говорят: действия ребенка становятся целенаправленными, а объекты и предметы – лишь необходимыми инструментами на пути к достижению цели. Так, ребенок открывает дверь в комнату, чтобы позвать маму, зайти и взять игрушку, использовать комнату для обустройства игрового пространства и т. п. При этом входная дверь остается для него совершенным табу, ведь он уже понимает, что если открыть входную дверь, то попадешь в чужеродное пространство, где нет любимых игрушек и близких людей, поэтому там опасно.

Для малыша с синдромом Дауна получение различного рода ощущений становится самоцелью. Это объясняется низкой чувствительностью тела и конкретными трудностями при переходе к образному мышлению. Он вообще склонен долго оставаться на том этапе развития, когда несложные, а порой однотипные манипулятивные действия с предметами занимают все внимание.

Сначала открывание/закрывание комнатных дверей, а затем и стремление выйти за входную дверь – это способ получения свежих ощущений и впечатлений, которые не имеют ничего общего с постановкой и достижением конструктивных игровых целей. Генерировать идеи самому и воплощать их в жизнь оказывается довольно проблематично, а вот воспользоваться простым механизмом выхода из наскучившего пространства всегда выгодно: когда бы ни открыл дверь, гарантированно найдешь, что называется, приключения. За входной дверью – вероятность прогулки и похода в магазин, а это, по сути, основные социальные события в дошкольном возрасте.

Естественно, ребенок с синдромом Дауна ориентируется на входную дверь как на объект, связывающий «дом» и «улицу», однако это очень поверхностная связь. Для него проблематично одновременно стремиться наружу, за дверь, и удерживать в памяти возможные негативные последствия такого поступка. Известно, что многим детям невероятно трудно действовать на уровне инструкции из двух шагов, а уж когда дело касается нескольких сложных контекстов – и подавно. Часто несостоявшегося беглеца удается остановить буквально на пороге. Родители спрашивают у него, куда он собирался, и в ответ (при наличии речи) в лучшем случае получают общие пояснения, указывающие на стандартную причину: «Иду гулять», «Кататься на автобусе», «В магазин», «К бабушке» и т. д. Согласитесь, что в таких высказываниях главную роль играет привычный опыт, а не постановка цели как таковая. Иначе говоря, привычка и недостаточный самоконтроль берут верх над оценкой ситуации и постановкой конкретной цели.

Наоборот, если в повседневном общении тренировать сознательные целенаправленные действия, это приводит к освоению многопланового поведения. Важно помогать ребенку в игре и в быту ставить и достигать цели, наращивая его потенциал в выполнении пошаговых инструкций. Помните: чем больше «шагов» ребенок будет удерживать в памяти, тем основательнее и осмысленнее станет его поведение. Соответственно, будет уменьшаться его стремление без предупреждения уходить на улицу или в другие помещения и забывать об ограничениях, с этим связанных.

Кроме того, с ребенком можно будет реально договариваться, переключая его внимание с привычки «всегда ходить в магазин» или «всегда гулять» на цели и подробности предполагаемого похода. Пусть он пробует объяснить, что значит для него «гулять», что значит «поход в магазин», что он там собирается делать, а вы поможете оценить, приемлемо ли это в текущий момент. Осмысливая привычную ситуацию в деталях, ребенок получает полную картину события, параллельно учась анализировать и делать выводы, то есть удерживать в голове несколько параметров ситуации. Именно тогда ваши адекватные аргументы (например, о том, что гулять, катаясь на горке, лучше днем, когда светло, а хлеб в магазине покупать не надо, потому что его покупали вчера) станут более весомыми и значимыми для самого ребенка.

На прогулке

Когда ребенок убегает от своих спутников на улице, то действует такой же поведенческий механизм, как при несанкционированном выходе за дверь. По большому счету, это отсутствие цели и стойкая привычка. Плюс обязательное эмоциональное подкрепление подобного поведения близкими взрослыми, которые всегда эмоционально реагируют на такой инцидент: кричат, бегут вслед и отчитывают.

Многие взрослые предполагают: раз ребенок бежит и смеется так, как будто ожидает, что его будут догонять, то, может быть, с его стороны это предложение игры в догонялки? На самом деле, чаще всего в таких случаях ребенок просто пытается восполнить дефицит проприоцептивных ощущений и получить эмоциональные впечатления от партнеров по прогулке. Как известно, дети со сниженным мышечным тонусом менее чувствительны к проприоцептивным ощущениям, которые при интенсивном перемещении тела становятся более различимыми. Например, при энергичных пробежках и непривычных для повседневной активности позах.

Беда в том, что дети с избыточной моторной активностью не только интенсивно (часто – беспорядочно) двигаются, но и плохо сосредотачивают внимание на окружающих объектах и событиях. Таких детей особенно трудно организовать при наличии свободной территории, пригодной для бесцельной беготни. Однако и чересчур насыщенная сенсорная среда (находящиеся в доступе и на одной территории мягкие модули, коробки с игрушками, шариковый бассейн, лестницы-лазилки) их растормаживает. Такой ребенок станет запрыгивать в бассейн и выкидывать шарики, подбегать к коробкам и опрокидывать содержимое, взбираться на лестницы и даже прыгать с небольшой высоты, опрокидывать сложенные мягкие модули и валяться среди них.

Что делать?

Повысить самоконтроль, помочь «собраться» таким детям можно, переключая их внимание на целенаправленную активность, при которой они должны получать проприоцептивные, тактильные и зрительные ощущения при работе с теми или иными предметами, осмысленно выполняя задачу, поставленную взрослым. При этом взрослым следует помнить, что ребенок должен именно двигаться, выполняя поручение, и двигаться максимально разнообразно и циклично, чтобы получать все необходимые ощущения в необходимом объеме. Пусть одно поручение будет состоять из нескольких подходов-отходов: придвинуть стулья к столу для всех членов семьи, по-настоящему вымыть десять тарелок, достать всю обувь из шкафа для чистки, стащить подушки с кровати для уборки, вынуть тяжелое мокрое белье из стиральной машинки. Обладая ощутимым весом и габаритами, перемещаемые предметы помогут ребенку лучше контролировать свои движения и сосредотачиваться на выполняемых действиях.

В домашней обстановке постарайтесь, чтобы сюжет любой игры охватывал всё пространство комнаты. К примеру, предложите кормить куклу на диване так, чтобы нужные для этого предметы посуды малышу пришлось приносить из противоположного конца комнаты. А уложить ее спать посоветуйте под столом или вообще в соседней комнате. Благодаря этому ребенок вынужден будет совершать значительное количество цикличных переходов, удерживая в памяти цель перемещения и получая столь важные проприоцептивные ощущения.

Полезно особым образом поддерживать игровые интересы ребенка, постоянно убегающего от вас на улице. Если вы все-таки предполагаете, что своими попытками убежать на улице малыш вовлекает вас в догонялки, то не закрепляйте своей реакцией такую форму поведения. Опережайте его импульсивность предложением «догонялок» в специально отведенных местах (на детских площадках, в парковых зонах и т. п.), но не на дороге вблизи проезжей части. Просто, выходя на прогулку, вспоминайте, что он сейчас может рвануть, куда глаза глядят. Не дожидаясь этого, комментируйте: «Я помню, что ты любишь от меня убегать. Здесь этого делать нельзя, а вот придем в парк, там я за тобой с удовольствием погоняюсь». И тогда ребенок точно научится различать, какая форма игры социально приемлема, а какая – нет, у него появится вполне осознанная цель своих действий с поправкой на уместность игры в данных условиях.

«Убегание» от взрослого, безусловно, относится к негативным поведенческим проявлениям, связанным с риском для жизни малыша. В одних семьях такие инциденты случались однажды или несколько раз, в других подобное поведение ребенка прочно закрепилось. Устоявшиеся дурные привычки тяжело исправлять, так что до этого лучше не доводить, и не только из соображений безопасности. Умение планировать свои действия и мотивированно их пояснять – без преувеличения, ценнейшая из способностей ребенка, влияющая на качество жизни семьи как в критических, так и в повседневных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *