Если скорая помощь отказывает в госпитализации что делать
Госпитализация
Иногда возникают ситуации, когда пациента нужно госпитализировать. Что же это такое – госпитализация, и в каких случаях она применима. Госпитализацией называется помещение пациента в стационар медицинской организации частной или государственной формы собственности. В зависимости от способа доставки пациента в больницу и его состояния различают два основных вида госпитализации пациентов:
экстренная госпитализация – человек находится в остром состоянии, которое несет в себе серьезную угрозу его здоровью или жизни;
плановая госпитализация – срок помещения в больницу заранее оговаривается с врачом.
Пути госпитализации гражданина в больничное учреждение:
машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний;
по направлению амбулаторно-поликлинического учреждения при плановой госпитализации. Также направление может оформить медико-реабилитационная экспертная комиссия или военкомат;
госпитализация «самотёком» – при самостоятельном обращении пациента в приемное отделение стационара в случае ухудшения его самочувствия;
перевод в другое медучреждение при необходимости специализированной помощи или временном закрытии медицинской организации, где пациент находился до этого.
Показания к госпитализации и сроки
Показания: острые заболевания, обострения хронических болезней, состояния требующие интенсивной терапии и круглосуточного медицинского наблюдения, иные состояния, угрожающие жизни и здоровью пациента или жизни и здоровью окружающих.
Экстренная стационарная медицинская помощь оказывается безотлагательно – круглосуточно и беспрепятственно всем, кто в ней нуждается. Госпитализация в стационар по экстренным показаниям осуществляется по направлениям врачей медицинских организаций любой формы собственности (в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность), по направлениям фельдшеров-акушеров, бригад скорой медицинской помощи (врачебной, фельдшерской). Полис ОМС в таких случаях не требуется (Федеральный закон 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»). Достаточно самостоятельно обратиться в приемное отделение стационара или вызвать «скорую помощь».
Плановая госпитализация – проведение диагностики и лечения, требующие круглосуточного медицинского наблюдения. Данному виду лечения в стационаре предшествует обследование у специалистов, включающее сдачу анализов, рентгеновских снимков, КТ, МРТ и т.д.
Плановая госпитализация осуществляется в сроки, установленные территориальной программой государственных гарантий оказания медпомощи, но не более чем через 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи, при оказании которой сроки могут быть превышены).
В направлении поликлиники, выданном пациенту, врач стационара указывает дату планируемой госпитализации. Плановая госпитализация осуществляется при наличии у больного следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, действующего полиса ОМС, направления из медицинской организации первичной медико-санитарной помощи, результатов диагностических исследований, которые могут быть проведены в амбулаторных условиях.
При плановой госпитализации пациента объемы и сроки проведения лечебно-диагностических мероприятий определяются после его осмотра врачом в день поступления в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи, протоколами ведения больных, состоянием больного.
В случае нарушения сроков госпитализации
В случае невозможности соблюдения предусмотренных сроков ожидания пациенту должны обеспечить получение необходимой медицинской помощи в других медицинских организациях, работающих в системе ОМС.
Если сроки нарушаются или если пациент не знает, сколько необходимо ждать, то, как советует Минздрав, необходимо сразу же обращаться к сотрудникам страховой медицинской организации, в которой застрахован пациент или в территориальный фонд ОМС.
При плановой госпитализации. При плановой форме госпитализации выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. Однако в случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать пациента о том, в каких именно стационарах, работающих в системе ОМС, оказывается нужная медицинская помощь, и дать направление в тот стационар, который выбрал пациент (Федеральный закон-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
За советом по выбору стационара пациент может обратиться и в свою страховую компанию. Если врач не желает обсуждать возможные варианты и давать направление с учетом вашего выбора, то пациенту следует обратитесь к заведующему отделением, главврачу поликлиники или же в свою страховую компанию.
При экстренной госпитализации. Право выбора стационара в системе ОМС действует не только при плановой госпитализации, но только если речь не идет об угрозе жизни пациента. При состоянии, угрожающем жизни, пациента обязаны доставить как можно скорее в ближайший стационар, оказывающий помощь необходимого профиля.
Во всех остальных случаях – право выбора у пациента есть. Пациент вправе задать вопрос о том, куда его планируют госпитализировать, напомнить о своем праве выбора, и ему обязаны предложить на выбор не менее двух больниц. Однако станции скорой и неотложной помощи обслуживают определенные зоны населенных пунктов. Врач «скорой помощи» вправе отказать в удовлетворении требования пациента о госпитализации его в конкретно названный пациентом стационар, расположенный на другом конце города, тогда как поблизости есть несколько больниц, имеющих отделения необходимого профиля.
Что делать, если «скорая» не едет на вызов, а врач отказывается брать тест?
26 октября в России выявили максимум заболевших COViD с начала пандемии – 17 347 человек. Столбики на диаграммах становятся всё более багровыми, и это нормально – задавать себе вопрос: что делать, если заболеешь? Рассказываем, как быть, когда не едет «скорая», почему не принимают в стационар с температурой, врач не берёт мазок на коронавирус и как получить лекарства, если не хватает денег.
И «скорая» не едет, и тесты врут
На прошлой неделе в паблике VK «Типичный Киров» появилось сообщение: врачи приехали к пациенту, только когда он начал терять сознание. Мужчину увезли в больницу, сделали компьютерную томограмму и укол, а после – отправили домой с температурой 39,6 и 40% поражением лёгких.
Насколько правдива история – мы не знаем. В региональном Минздраве порталу Newsler сообщили, что к пациенту в день КТ направили реанимационную бригаду медпомощи. Но дверь никто не открыл, а родственники не уточнили актуальный адрес пациента.
Ситуация жуткая, даже если это фейк. Автор поста жаловался, что «скорая» ехала больше суток.
Как быстро должна приехать «скорая»?
Согласно приказу Минздрава от 22.01.2016 № 33н, экстренная помощь должна приехать в течение 20 минут, если жизни пациента есть угроза:
То есть, если человек теряет сознание при температуре 40 – к нему экстренно должны приехать.
Если угрозы жизни нет, медицинская помощь считается неотложной. Время ожидания продлевается до 2 часов.
Повод для вызова «неотложки» – внезапные заболевания, обострения хронических заболеваний, которые требуют срочной медпомощи. Но угрозы жизни нет. Также неотложная бригада приедет для констатации смерти.
Получается, ко взрослому с признаками ОРВИ «скорая» может ехать в течение 2 часов.
Врач не едет: что делать?
Бригада «скорой» не может просто взять и не приехать на вызов. Право человека на получение медпомощи закреплено в пункте 1 ст. 34 Конституции РФ, а также регулируется нормативными документами. Среди них – ст. 35 закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приказы Минздрава от 26.03.1999 № 100 и 20.06.2013 № 388н.
Скорая не может не приехать на вызов. Фото: wp.com.
Если время идёт, а врач так и не приехал, позвоните диспетчеру. Опишите срочность ситуации, особенно, если у человека есть хронические заболевания. Пациентов из группы риска, например, с сахарным диабетом или артериальной гипертензией, госпитализируют с подтверждённым COViD. Чем раньше сделают тест и получат результат, тем быстрее начнётся лечение и получится избежать осложнений.
Когда «скорая» не приехала на вызов, это считается отказом от оказания медпомощи. За это предусмотрено наказание по ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному». Если бригада не приехала на вызов и состояние пациента ухудшилось до средней тяжести или сильнее, нарушителей привлекают к ответственности.
Бывает, что диспетчер может отказать в вызове бригады. Например, ссылаться на состояние, которое не требует помощи, – небольшая температура у взрослого. Звоните напрямую главному врачу станции. Если это не помогло, позвоните «02»: полиция может напомнить диспетчеру, что за отказ в оказании медпомощи предусмотрена уголовная ответственность.
Также пишите жалобу: укажите дату и время обращения, ФИО пациента, адрес выезда и причины отказа. Запишите номер диспетчера, который не выслал бригаду. К тому же звонки записываются – это ваше доказательство на случай спора.
Куда жаловаться:
Юрист Мария Спиридонова советует подавать письменные обращения в двух экземплярах. Один – отдавать по месту назначения, второй с отметкой о принятии – оставлять себе. Так у вас будет свидетельство, что обращение приняли, рассказала эксперт «Известиям».
Есть исключения – непрофильные вызовы, на которые «скорая» не приезжает:
Врач не взял тест на COViD: жаловаться? И куда?
С тестами сложно. Не потому, что их не хватает. Анализ делают по показаниям:
При симптомах ОРВИ тест на COViD – необязательное условие. Анализ остаётся на усмотрение лечащего врача.
Если есть основные симптомы COViD, но врач не берёт тест, можно подать обращение в местный Минздрав, департамент здравоохранения или Роспотребнадзор.
Тесты не всегда берут у всех пациентов с ОРВИ. Фото: takiedela.ru.
Вопросы о коронавирусе и тестировании можно задать операторам специальной горячей линии – 8 (800) 200−01−12.
Помните, что пациент с поставленным диагнозом COViD должен соблюдать строгую самоизоляцию. Речь идёт о людях, которые лечатся на дому. Пациент подписывает постановление Роспотребнадзора. За «побег» из карантина – штрафы до 700 тыс. рублей по ст. 236 УК «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Также мы писали, что заболевшие должны зарегистрироваться в системе мониторинга, если остаются дома. К сервису были претензии, но власти обещали доработать технические проблемы.
«Мне не назначили КТ! Это халатность!»
Хотим вас предостеречь от поспешных выводов – компьютерную томографию назначают не всем пациентам. Решение о КТ принимает врач на основе анализов и дополнительных исследований.
Такая же ситуация с искусственной вентиляцией лёгких. Вокруг ИВЛ сложилось много мифов: что это средство лечения коронавируса, которое помогает восстановить поражённые лёгкие. К сожалению, это не так, рассказали в депздраве Москвы. Пациента с одышкой или нехваткой кислорода не подключают к ИВЛ. Но заболевшему могут назначить кислородную поддержку.
Однако, если пациент считает, что его права нарушены, он вправе пожаловаться руководителю лечебного учреждения или в Минздрав.
Нужно ли покупать лекарства самому?
Препараты для лечения COViD – бесплатные, их предоставляют по ОМС. Об этом говорится на сайте стопкоронавирус.рф.
У пожилых людей берут мазок на коронавирус, если у пациента симптомы ОРВИ. Фото: doctor-wilsonseasi.de-themes.com.
Даже если человек остаётся на домашнем лечении, препараты привозит врач. Пациентам стационара или амбулатории лекарства выдаёт медучреждение.
Не стоит заниматься самолечением и «прописывать» себе таблетки. Только врач решает, какие лекарства выписывать тому или иному пациенту.
Как получить больничный, если нельзя выходить из дома?
Больничный на 14 дней открывают удалённо. Позвоните в больницу, к которой вы прикреплены, и закажите лист домой. Не нужно самому идти в клинику!
Если по месту жительства вы не прикреплены к больнице, позвоните на горячую линию по коронавирусу в своём регионе. Можно также позвонить в региональный депздрав – телефоны есть на сайте Минздрава.
Краткий порядок госпитализации с COViD
Самый простой способ не проверять медицину на халатность и крепость – не болеть. Но от этого, к сожалению, никто не застрахован. Даже полисы ДМС с программой COViD не спасают от самого заболевания. Зато они гарантируют комфортное лечение.
Поэтому лучше придерживаться рекомендаций Минздрава, Роспотребнадзора и ВОЗ: носить маску, пользоваться антисептиком и по возможности избегать людных мест.
Мне отказали в госпитализации. Что делать?
Могут ли на законных основаниях отказать вам в транспортировке в больницу и в госпитализации?
Вызов и приезд бригады скорой помощи
В законодательстве РФ не предусмотрено особых правил и положений об оказании срочной медицинской помощи и о порядке госпитализации в случае эпидемии, пандемии, иных обстоятельств. То есть у диспетчера нет права отказать вам, ссылаясь на «сложную обстановку».
При отказе направлять к вам скорую, действовать нужно всегда одинаково:
При этом нужно помнить: диспетчер все-таки имеет право не направить к вам скорую, к примеру, если он сочтет, что это ложный вызов или нет необходимости экстренной или скорой помощи. За свое решение он несет прямую ответственность, в том числе уголовную, в случае смерти больного или серьезного урона здоровью. Все звонки скорой записываются.
Конечно, маловероятно, что кто-то займется служебным расследованием действий диспетчера, если все обошлось. Обычно людям некогда писать жалобы, пока не происходит какая-то трагедия. Диспетчеры, безусловно, знают об ответственности и обычно перестраховываются.
Транспортировка в больницу
Если врач скорой помощи отказывается забирать больного в больницу, но, на ваш взгляд, сделать это необходимо, снова звоните в диспетчерскую и настаивайте на госпитализации. Не помогает? Наберите номер горячей линии местного органа здравоохранения.
По правде говоря, отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции РФ устанавливает «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь». И значит, вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медпомощи пойдет речь: экстренной, скорой или нет, бесплатной или платной.
Более того, даже коммерческие организации, которые оказывают исключительно платные услуги, не вправе отказать в помощи больному. Помимо отдельного договора с юридической точки зрения, с каждым пациентом они заключают публичный договор в соответствии с пп. 1, 3 ст. 426 ГК РФ, что служит своеобразным общественным контролем.
«Не вправе отказать» — не означает, что клиника должна работать бесплатно, сказать «нет» коммерческая организация может ценой, которая не устроит пациента; в каждом учреждении есть утвержденный директором перечень оказываемых услуг и их стоимость. Если же организация все-таки отказала в заключении публичного договора, то для нее наступает гражданско-правовая ответственность. Можно обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора, хотя мы не видим в этом большого смысла: судиться с тем, кто не хочет вас лечить даже за деньги, как минимум, странно.
Если у вас есть полис обязательного медицинского страхования (ОМС), то вас дополнительно защищает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Согласно ему, учреждениям, работающим по ОМС, запрещено отказывать в медицинской помощи застрахованным. Медицинскую помощь оказывают не только государственные, но и некоторые коммерческие организации. Получить информацию, работает та или иная коммерческая структура в рамках ОМС, можно у самого учреждения или на сайте ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).
Решение о госпитализации и отказ в госпитализации
Теперь к вопросу о госпитализации или отказе в ней. В законе сказано, что пациенту обязаны оказать экстренную помощь в стационаре, если:
— есть угроза его жизни;
— он пребывает в состоянии, которое требует коррекции в реанимационных отделениях и отделениях интенсивной терапии;
— он пребывает в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью окружающих.
Иногда в госпитализации отказывают из-за того, что в больнице нет нужного оборудования или специалистов. Но и тогда медработники обязаны дать направление для госпитализации в другое учреждение, сопроводить его пояснениями и рекомендациями, а также сделать запись об этом в специальный медицинский журнал. Последнее важно при дальнейшем «разборе полетов».
Сам же пациент, если он дееспособный и не представляет угрозы для окружающих, имеет право отказаться от госпитализации, даже если врачи настаивают на обратном. Тогда его просто попросят дать письменный отказ в госпитализации.
Все случаи: нужна помощь больному или обойдется, госпитализировать или сам справится — зависят от субъективной оценки специалиста. Обыватель просто не может знать, как правильно. Была ли допущена врачебная ошибка, станет ясно уже по факту трагедии, тогда же виновные и понесут ответственность.
Но вряд ли кто-то станет ждать развязки, поэтому, если нам отказывают, мы садимся в машину и сами везем больного родственника в больницу. И уже в самом медучреждении может обнаружиться, что помогать нам никто не собирается.
В больнице отказывают в помощи близкому, или медработники не предпринимают мер для выяснения диагноза и лечения
Первый совет не юридического характера: для начала убедитесь, что вопрос нельзя решить беседой на месте. Помните, персонал учреждения, куда привезли больного, обязан оказывать ему помощь до тех пор, пока сохраняется угроза жизни и здоровью.
Как правило, удается достучаться простым человеческим разговором, особенно если поставить себя на место врачей. Не получилось — нужно идти дальше и решать проблему, например, с главврачом. Очень часто вопросы, которые возникают на уровне линейного персонала, волшебным образом отпадают, стоит обратиться к кому-то из руководящего состава.
Если же переговоры не помогли, переводите ситуацию в юридическую плоскость, но помните, что нужно быть настороже. Мой личный опыт показывает: когда кажется, что ситуация критическая, лучше везде сопровождать больного и контролировать происходящее насколько возможно. Врачи врачами, но не забывайте про человеческий фактор, когда кто-то что-то забыл, недосмотрел, пропустил — и время оказалось потеряно.
Вам отказали в медпомощи в больнице. Порядок действий
Обычно талон на прием к врачу становится главным документом, свидетельствующим о факте обращения за медпомощью. Мы же ведем речь о непредвиденных ситуациях, когда экстренные службы перегружены в период эпидемии и скорая не едет уже несколько часов. Устав ждать, вы решаете отправиться в больницу самостоятельно с так называемой острой болью.
Экстренный прием осуществляет дежурный врач без предварительной записи, вне общей очереди. Однако иногда в медпомощи отказывают из-за преклонного возраста пациента, без объяснения причин либо на мнимых основаниях. Например, ссылаются на всевозможные указы, приказы, положения о необходимости оставаться дома с высокой температурой во время эпидемии коронавируса.
В таком случае факт отказа в помощи необходимо зафиксировать всеми доступными способами: вести видео- или аудиозапись; потребовать у врача письменный отказ, хотя вряд ли врач его напишет; прямо на месте самостоятельно составить документ о факте отказа и попросить свидетелей происходящего подписать его.
Кроме того, попросите очевидцев оставить вам паспортные данные и свои контакты, чтобы в случае судебного спора можно было заявить подписавших как свидетелей и просить вызвать на допрос в судебном заседании.
Когда создается впечатление «халатного отношения врача», зафиксируйте факт пренебрежительного отношения, а не отказа в помощи, а в остальном действуйте по той же схеме.
Когда не удалось «по-хорошему» решить вопрос с врачом, необходимо переговорить с главврачом, заявить ему жалобу и попытаться воздействовать через страховую компанию.
Порядок действий такой:
Чаще всего на данном этапе удается полностью решить вопрос и получить медпомощь надлежащего качества. Если же конфликт по-прежнему не будет исчерпан, придется обратиться в другое медицинское учреждение или к другому специалисту.
Контроль качества предоставления медуслуг и работы конкретной больницы осуществляет соответствующий департамент регионального Министерства здравоохранения. Вы всегда можете написать туда жалобу.
В жалобе укажите все обстоятельства дела, приложите копии доказательств, четко изложите просительную часть: что конкретно вы хотите от госоргана.
Сдать жалобу можно: нарочно (лично), предварительно распечатав в двух экземплярах, — на одном из них поставят отметку о том, что жалоба принята по почте — с описью вложений, в электронном виде, если такая возможность указана на сайте ведомства, — в полицию и прокуратуру.
В суд стоит идти, чтобы вам компенсировали убытки, а также если отказали в заключении договора на оказание платных медицинских услуг либо в исполнении договора платной клиники. По общему правилу исковое заявление направляется в суд по месту нахождения ответчика, то есть больницы. Однако в договоре на оказание платных медицинских услуг может быть определена иная подсудность.
К иску приложите копии всех документов и доказательств, подтверждающих ваши слова и размер заявленных требований. Например, расчет компенсации потери работоспособности, доказательства оплаты услуг, которые врач обязался оказать бесплатно, чеки, кредитный договор и так далее.
Очень важно иметь письменные доказательства понесенных убытков, в том числе из-за того, что пришлось обратиться в медучреждение в другом городе — приложите проездные билеты, чеки из гостиниц и так далее и что вам нанесли моральный ущерб.
Судебные споры, как правило, длятся долго — от полугода и больше. Кроме того, суду часто требуются дополнительные экспертизы, это увеличивает время тяжбы и затраты на ее ведение. Если есть основания к оказанию помощи, суды обычно встают на сторону пациентов.
Может ли скорая отказать в госпитализации
Пациенты нередко нарекают на работу врачей и, в частности, скорой помощи. По мнению пациента его должны госпитализировать, но врач скорой помощи отказывает в этом. Является ли такой отказ нарушением закона? Могут ли вообще отказать в госпитализации и на каких основаниях? Эта тема особенно актуальна сейчас, в разгар эпидемии коронавируса, когда отказ в своевременной госпитализации может быть чреват осложнениями болезни. Рассмотрим законодательные аспекты действий бригады скорой помощи в данной ситуации.
Имеет ли право скорая отказать в госпитализации?
Отказ в оказании медицинской помощи квалифицируется российским законодательством, как уголовное преступление. За отказ оказать медицинскую помощь виновных привлекут к ответственности по статье 124 УК РФ, а за оставление в опасности по статье 125 УК РФ. По этим статьям возможно назначение штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, а также лишения свободы.
Тем не менее, скорая помощь имеет право отказать в госпитализации, если осмотр больного показал отсутствие оснований для этого. Но если больному станет хуже и он снова вызовет скорую, то госпитализировать его обязаны в любом случае.
При отказе госпитализировать, больной может позвонить диспетчеру и заявить, что ему плохо и что ему отказали в госпитализации, хотя он на неё согласен.
В ситуации, когда диспетчер отказывает принять повторный вызов, необходимо обращаться на горячую линию регионального Министерства здравоохранения. Телефоны таких горячих линий можно найти на сайте Минздрава. В сложившейся эпидемической обстановке стоит выписать их заранее на случай появления симптомов коронавируса и необходимости срочного обращения за помощью.
Необходимо понимать и тот факт, что отсутствие документов не является основанием для отказа в оказании медицинской помощи. Человеку обязаны помочь на общих основаниях, даже если он не имеет документов.
Правомерно ли требование оформить отказ в письменном виде?
Врачи не вправе отказать в госпитализации человеку, состояние которого является основанием для оказания такой помощи. Если после отказа в госпитализации состояние больного ухудшится или он умрёт, врачей накажут в рамках уголовного права.
При отказе самого больного пройти госпитализацию, при том, что для этого есть основания, врачи обязаны объяснить ему возможные последствия. Если он всё равно отказывается, то врачам скорой помощи стоит попросить его написать отказ. Этот документ необходим, чтобы не возникли проблемы в случае ухудшения состояния больного, и врачей потом не обвиняли в отказе оказать ему помощь.
В письменном отказе указывают факт информирования больного о возможных последствиях отказа от госпитализации, и что больной берёт на себя ответственность за такие последствия.
Последствия для врача и больницы
За отказ в оказании помощи предусмотрены ответственность, как для конкретных сотрудников медицинского учреждения, так и для самого учреждения.
Диспетчер обязан принять вызов и отправить бригаду скорой помощи. Если он отказывает в её выезде, то будет привлечён к уголовной ответственности.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20
Куда обращаться при отказе в госпитализации
Отказ в госпитализации является основанием для обращения:
Причиной отказа может быть отсутствие мест в больнице. В таком случае скорая помощь должна перевезти больного в другую больницу.
Также пациент вправе обратиться в страховую компанию на основании полиса или позвонить в Росздравнадзор.
Действия пациента при отказе
Отказ в помощи, в том числе и в необходимой госпитализации, необходимо обжаловать.
Отказ врача в приёме пациента является основанием для подачи жалобы главврачу. Составить жалобу нужно письменно в двух экземплярах. В тексте необходимо описать произошедшую ситуацию, а также какие именно права были нарушены.
В просительной части указывают просьбу оказать помощь и наказать врача, который в ней отказал.
Жалоба подаётся секретарю главврача. На экземпляре жалобщика секретарь обязан поставить отметку о получении.
В случае жалобы на больницу, необходимо обращаться в Росздравнадзор, фонды медицинского страхования и Минздрав.
В некоторых ситуациях такую жалобу можно подать в полицию или прокуратуру. Это возможно, если отказ в оказании помощи привёл к серьёзному ухудшению здоровья, что потребовало ампутации конечностей, иной операции или привело к смерти пациента.
В случае вымогательства взятки за госпитализацию также стоит обращаться в прокуратуру.
Материальный ущерб в результате действия больницы нужно возмещать в суде. В иске указываются данные больницы, виновных сотрудников, потерпевшего, а также все обстоятельства дела и подтверждающие документы.
Ответственность по УК РФ
За неоказание помощи, которое привело к причинению вреда здоровью средней тяжести, по статье 124 УК РФ предусмотрены следующие санкции:
Если действия (бездействие) врача привели к тяжкому вреду здоровью пациента, то его накажут принудительными работами или лишением свободы до 4 лет. Дополнительно могут запретить занимать должности и вести определённую деятельность до 3 лет.
По 125 статье УК за оставление в опасности человека, который сам не может оказать себе помощь, предусмотрено наказание в виде:
В условиях эпидемии коронавируса отказ в госпитализации часто связывают с несоответствием симптомов больного типичным для данного вируса. Но точный ответ на вопрос о наличии инфекции может дать только специальный тест. И при подозрении на вирус, больному обязаны оказать помощь, в том числе госпитализировать его и провести необходимые исследования. Поэтому отказ в оказании такой помощи является основанием для привлечения медицинских работников к ответственности.